Меню

Принципы воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья

Основные принципы воспитания детей с ОВЗ
консультация на тему

Основные принципы воспитания детей с ОВЗ

Скачать:

Вложение Размер
osnovnye_printsipy_vospitaniya_detey_s_ovz.docx 41.52 КБ

Предварительный просмотр:

Основные принципы воспитания детей с ОВЗ

Воспитание ребенка – трудный и ответственный процесс, требующий много времени и терпения. Воспитание детей с ОВЗ сопровождается еще большими сложностями и проблемами. Однако при правильном подходе можно добиться значительного прогресса в развитии таких деток. Рассмотрим, каковы основные принципы воспитания ребенка с ОВЗ.

Особенности воспитания детей с ОВЗ

Ребенок с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – тот, который имеет физические и (или) психические недостатки, препятствующие освоению образовательных программ. Данная категория включает в себя детей с разными нарушениями развития:

  • слуха и зрения;
  • интеллекта;
  • опорно-двигательного аппарата;
  • речи;
  • эмоционально-волевой сферы и поведения (расторможенные, гиперактивные, с неврозами и нарушениями навыков самообслуживания);
  • с задержкой и комплексными нарушениями развития.

Особенностью воспитания детей с ОВЗ является максимально возможная их интеграция в общество. Для этого необходимо обратить внимание на коррекцию их недостатков и оказание помощи в усвоении общеобразовательных программ.

В наше время все больше применяется интегрированное и инклюзивное воспитание таких малышей в условиях специальной группы в массовом детском саду, а также среди ровесников в обычной группе. Даже детки, имеющие значительные нарушения, могут быть введены по 2-3 человека в обычную группу. Однако стоит понимать, что им требуется индивидуальный подход и специальное обучение. Предварительно воспитатель и психолог проводят беседу с родителями ребенка с ОВЗ. Специалисты уточняют домашние методы воспитания и ухода, особенности характера и заболевания ребенка, на что он реагирует положительно, а на что – отрицательно.

Также широко практикуется кратковременное пребывание детей с ОВЗ в общих дошкольных образовательных учреждениях. Малыш приходит в детсад для занятий с логопедом или психологом, после чего выходит на прогулку с другими детьми. Обычно такой метод используют для адаптации ребенка, которого затем переводят на полный день в садике, естественно, если это становится целесообразным.

Нравственное воспитание ребенка с ОВЗ

Нравственное воспитание детей с ОВЗ дает возможность формировать их духовный мир, что позволяет органично вписаться в общество. Кроме того, нравственное воспитание становится профилактикой правонарушений, а также социального инфантилизма.

Воспитание нравственности ребенка с ОВЗ включает в себя:

  • воспитание этического сознания и нравственных чувств: различение плохих и хороших поступков, уважительное отношение к близким людям и окружающим, бережное отношение ко всему живому, отрицательное отношение к грубому и аморальному;
  • воспитание трудолюбия: рассматривание значения труда и творчества, формирование уважения к труду, получение навыков коллективной работы;
  • экологическое воспитание: бережное отношение к растениям и животным, приобретение элементарного опыта природоохранительной деятельности;
  • воспитание гражданственности: ознакомление с историей и государственными праздниками, любовь к своему городу и стране, умение отвечать за свои поступки.

Большое значение в нравственном воспитании детей с ОВЗ отводится ролевым играм, обыгрыванию разных ситуаций. Также не стоит забывать о народных сказках, былинах, причем, нужно не только их читать детям, но и анализировать содержание после прочтения, делать выводы.

Эстетическое воспитание детей с ОВЗ

Эстетическое воспитание являет собой целенаправленный процесс формирования творчески активной личности, которая способна чувствовать, воспринимать, оценивать прекрасное в жизни и искусстве.

Главными методами эстетического воспитания педагоги считают средства искусства – живопись, музыку, театр и прикладное творчество. Изобразительное искусство способствует развитию у детей правильного восприятия цвета, величины, конструкции, формы предметов, их расположения в пространстве. Музыка способствует снятию напряжения у ребенка, корригирует патологии звукопроизносительной системы речи, развивает эстетический вкус. Театральная педагогика комплексно воздействует на все сферы психики малыша.

Прикладное творчество относится к основным методам эстетического воспитания детей с ОВЗ. С его помощью можно не только проводить развитие малыша, но и мягко корректировать некоторые его недостатки. Так, например, аппликация, лепка, вышивка задействуют мелкую моторику деток, что очень важно для тех из них, кто страдает расстройством речи. Занимаясь прикладным творчеством, ребенок видит результаты своего труда, что повышает его самооценку, позволяет гордиться своими достижениями.

Семейное воспитание ребенка с ОВЗ

Семейное воспитание детей с ОВЗ должно быть направлено на восстановление социального и психофизического статуса ребенка, достижение им социальной адаптации и материальной независимости. Именно в семье каждый малыш усваивает навыки поведения, представления о себе и окружающем мире. Поэтому очень важно правильное отношение к ребенку и его заболеванию.

В первую очередь родители должны установить особый режим дня для ребенка с ОВЗ. Большинство из них страдают разными расстройствами – повышенной возбудимостью или, наоборот, вялостью, высокой утомляемостью, неспособностью концентрироваться на одном действии в течение длительного времени и многими другими отклонениями. После консультации со специалистом родители должны подобрать такой режим дня малыша, который будет учитывать все эти особенности.

Другой важной задачей семейного воспитания детей с ОВЗ является обучение его навыкам самообслуживания. В силу своих возможностей ребенок должен выполнять гигиенические процедуры, учиться готовить и ухаживать за своими вещами.

Большое значение в семейном воспитании детей с ОВЗ отводится правильному выбору и обучению профессии, которая позволит решить материальные вопросы.

Правильное воспитание ребенка с ОВЗ имеет решающее значение для его будущей социальной адаптации, а значит, для интегрирования в окружающий мир.

Источник

Основные принципы воспитания и обучения детей с ОВЗ
методическая разработка на тему

Основные принципы воспитания и обучения детей с ОВЗ

Скачать:

Вложение Размер
osnovnye_printsipy_vospitaniya_i_obucheniya.doc 28.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Школа помощи родителям»

Учитель- дефектолог Аксёнова Е.М.

(«Помощь детям с недостатками в развитии», А.Р.Маллер)

Основные принципы воспитания и обучения детей

с ограниченными возможностями здоровья

Рассмотрим важнейшие принципы работы с детьми, страдающими нарушениями развития.

  1. Занятия с малышом следует проводить в игровой форме. Старайтесь играть с ребенком в игры, которые расширяют его кругозор, развивают речь. Игровые ситуации, яркие, красочные предметы вызовут интерес у малыша только в том случае, если вы, играя с ним. учитываете его жизненный опыт.
  2. На занятиях с ребенком необходимо использовать наглядные средства, вовлекать в практическую деятельность самого малыша. Организовать обучение детей, используя только вербальный, т.е. словесный, метод нельзя. Показывайте ребенку, как выполнять то или иное задание, затем вместе с ним повторяйте необходимые действия. Не увлекайтесь многословными советами и поучениями, так как ребенок их не понимает.

3. Главное в воспитании таких детей формирование привычек. Учите ребёнка складывать
предметы в определенное место, иначе у малыша возникнет и укрепится привычка
разбрасывать их. Ребенок, не приученный своевременно к ограничениям, привыкает хватать все,
что ему вздумается. Систематически предъявляемые требования помогут воспитать у
малыша положительные привычки.

4. Еще один важнейший принцип обучения — доступность (не отождествлять с легкостью).
Уровень трудности задания должен находиться в «зоне ближайшего развития» познавательных
возможностей малыша, т.е. нужно, чтобы степень трудности каждого следующего задания
была бы хоть не намного, но увеличена.

  1. Необходимо насыщать занятия эмоциональным компонентом, так как у детей с ограниченными возможностями эмоции относительно более сохранны по сравнению с интеллектуальным развитием. Усвоение практического опыта такими детьми осуществляется по эмоциональным каналам и проходит путь от эмоций к познавательной деятельности. Включайте в занятия с ребенком больше музыки и пения, используйте изобразительную деятельность, театрализованные игры, сказкотерапию и др.
  2. Постройте свою работу так, чтобы действию, которое должно стать для ребенка привычным, сопутствовали приятные переживания. Это и устная похвала, и ласковое поглаживание, и поощрение в виде какого-либо подарка. Разговаривайте с ребенком спокойным, доброжелательным тоном. Не скупитесь на похвалу, всегда положительно оценивайте его попытки справиться с заданием, выполнить вашу просьбу и др.

Воспитание ребенка с проблемами развития требует от родителей много терпения, настойчивости, фантазии, что, несомненно, даст положительные результаты.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

1. СамовоспитаниеВоспитание детей есть только самосовершенствование, которому ничто не помогает столько, как дети. Толстой Л. Н.Самовоспитание — это не что-то вспомогательное в воспитании.

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАНИЯИ ОБУЧЕНИЯ НА ДОМУ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ, А ТАКЖЕ О РАЗМЕРАХКОМПЕНСАЦИИ ЗАТРАТ ЗАКОННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ НА ВОСПИТАНИЕИ ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ НА ДОМ.

Программа ДОУ включает в себя три основных раздела: целевой, содержательный и организационный, в каждом из которых отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовате.

Систематезированный в виде таблицы материал с характеристикой 4 типов групп учащихся и основными положениями реализации дифференцированного подхода на уроках труда, математики и русского языка.

Развитие речи — процесс сложный.

Психолого-педагогическое соправождение детей с ОВЗ сторится исходя из многих факторов. Таких как раннее выявления нарушений развития у детей, определение причин и характера нарушений, опреде.

вВоспитание – это особая целенаправленная организация взаимодействия между педагогом и учеником при активной деятельности не только преподавателя, но и воспитуемого по овладению социальным опыто.

Источник

Основные направления организации воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья (в семье)
занимательные факты по коррекционной педагогике

Каждый детский сад должен создать атмосферу взаимопонимания, взаимоуважения, честности, открытости родителей и специалистов. Эти отношения необходимо сохранять, не взирая на возникающие обстоятельства.

Реакция родителей, когда они узнают, что у них «особый ребенок»

Гнев – возникает на почве ощущения беспомощности, безысходности и разочарования, как в самом себе, так и в своем ребенке;

Отрицание – наиболее типичная реакция на врачебный диагноз – неверие в существование болезни;

Чувство вины – переживания по поводу совершенных ошибок, которые по их мнению, привели к болезни;

Эмоциональная адаптация – заключительный этап принятия болезни своего ребенка.

Дети с ОВЗ нуждаются в помощи не только наставников, но и родителей. В этих целях предусматривается обязательное участие близких родных ребёнка в коррекционно-воспитательную программу.

Скачать:

Вложение Размер
osnovnye_napravleniya_organizatsii_vospitaniya_detey_s_ogranichennymi_vozmozhnostyami_zdorovya_v_seme.docx 30.63 КБ

Предварительный просмотр:

Основные направления организации воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья (в семье)

  1. Организация работы с детьми дошкольного возраста с ОВЗ в ДОУ.
  • Адаптированная образовательная программа ДОУ
  • Индивидуальный коррекционно-развивающий маршрут для ребенка с ОВЗ
  • Индивидуальная карта развития ребенка
  • Работа с семьей ребенка с ОВЗ
  • Работа с детьми с ОВЗ в ДОУ
  • Работа воспитателя с ребенком с ОВЗ
  • Работа младшего воспитателя (няни) с ребенком с ОВЗ
  • Работа педагога-психолога с ребенком с ОВЗ
  • Работа логопеда с ребенком с ОВЗ
  • Работа инструктора по физической культуре с ребенком с ОВЗ
  • Работа музыкального работника с ребенком с ОВЗ
  • Работа медицинского персонала ДОУ с ребенком с ОВЗ

Федеральные государственные образовательные стандарты по дошкольному образованию состоят из перечня соответствующих задач, требующих выполнения. Они разработаны, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, законодательством, учитывая Конвенцию организации объединённых наций по правам детей. К этим задачам относится:

  1. охранять и укреплять физическое, психическое здоровье ребёнка, включая его эмоциональное благополучие;
  2. представлять равные возможности, позволяющие развиваться любому ребенку в дошкольное время, в том числе детям с ограниченными возможностями здоровья. Для этого требуются благоприятные условия, где ребенок может развиваться, согласно своим особенностям и сохраняя собственное самоуважение;
  3. обеспечить вариантами и разнообразием основ и форм по дошкольным образовательным программам, с возможным формированием методик различных направлений, учитывая потребности образования, способности и состояние здоровья каждого ребёнка;
  4. оказать семьям поддержку психологов и педагогов, повысить знания, умения близких родственников по вопросам обучения, поддержания, а также лечения малыша.
  5. Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования разработаны, учитывая индивидуальные нужды всех детей, согласно жизненным ситуациям, а также их здоровьем. ФГОС определяет соответствующие условия предоставления ребёнку обучения, особенных образовательных потребностей, отдельным категориям детей и малышей с ОВЗ — индивидуальных специальных требований.

Наличие соответствующих специалистов:

Это работа педагогов-психологов, учителей-дефектологов, учителей-логопедов, воспитателей, музыкальных руководителей, специально подготовленных инструкторов по физическим занятиям. Специалисты и родители ребенка должны понимать друг друга и находить компромиссы в любых ситуациях.

2. Проблемы родителей, имеющих ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Проблемы семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья:

  • умышленное ограничение в общении
  • гиперопека
  • непринятие родителями своих детей
  • отсутствие у родителей знаний и навыков, необходимых для воспитания ребенка с ОВЗ

Каждый детский сад должен создать атмосферу взаимопонимания, взаимоуважения, честности, открытости родителей и специалистов. Эти отношения необходимо сохранять, не взирая на возникающие обстоятельства.

Реакция родителей, когда они узнают, что у них «особый ребенок»

Гнев – возникает на почве ощущения беспомощности, безысходности и разочарования, как в самом себе, так и в своем ребенке;

Отрицание – наиболее типичная реакция на врачебный диагноз – неверие в существование болезни;

Чувство вины – переживания по поводу совершенных ошибок, которые по их мнению, привели к болезни;

Эмоциональная адаптация – заключительный этап принятия болезни своего ребенка.

Дети с ОВЗ нуждаются в помощи не только наставников, но и родителей. В этих целях предусматривается обязательное участие близких родных ребёнка в коррекционно-воспитательную программу.

Результатами успешной работы с родителями являются:

  • нормализация эмоционального состояния ребенка
  • устойчивость психо-эмоционального состояния родителей
  • создание в семье коррекционно-развивающей среды

Все это относится к реализации возможности развития ребенка в целом.

  1. Особенности семейного воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Семья, воспитывающая ребенка с ОВЗ — реабилитационная структура, обладающая потенциальными возможностями к созданию благоприятных условий для развития и воспитания ребенка. Под специальной коррекционно-развивающей средой в семье понимаются внутрисемейные условия, которые создаются родителями и обеспечивают оптимальное развитие ребенка с психофизическими недостатками .

С самого рождения каждый человек для своего нормального развития долгое время нуждается не только в уходе и удовлетворении своих физических потребностей в еде, тепле, безопасности, но и в общении с близкими, любящими его людьми. Через это общение происходит передача ценностей, которые делают нас людьми: способность сопереживать, любить, понимать себя и других людей, контролировать свои агрессивные импульсы и не наносить вреда себе и окружающим, добиваться поставленных целей, уважать свою и чужую жизнь. Эти духовные ценности могут быть восприняты только в совместном переживании событий жизни взрослого и ребенка.

Для семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями, важным являются функции:

  • коррекционно-развивающая,
  • компенсирующая
  • реабилитационная (восстановление психофизического и социального статуса ребенка, достижение им материальной независимости и социальной адаптации).

Семейное воспитание – это одна из форм воспитания подрастающего поколения в обществе, сочетающая целенаправленные действия родителей с объективным влиянием жизнедеятельности семьи, то есть стихийным. Стихийные — это неосознанные, неконтролируемые действия, например манера поведения, укоренившиеся привычки взрослых, их распорядок жизни и многое другое. Такие воздействия повторяются и влияют на ребенка изо дня в день. Часто родители недооценивают этот фактор воспитания. Родители могут рассчитывать на успех в воспитании детей только тогда, когда они твердо знают, чего добиваются, ясно ставят перед собой определенные педагогические задачи.

В семье происходит процесс социализации ребенка (разностороннее познание им окружающей социальной действительности, овладение навыками индивидуальной и коллективной работы, приобщение к человеческой культуре). Ведущими в формировании личности ребенка являются нравственная атмосфера жизни семьи, ее уклад, стиль. Под этим подразумеваются социальные установки, система ценностей семьи, взаимоотношения в семье друг с другом и окружающими людьми, нравственные идеалы, потребности семьи, семейные традиции. Внутрисемейные отношения для ребенка – первый специфический образец общественных отношений. Как важную особенность семейного воспитания следует отметить то, что в условиях семьи ребенок рано включается в систему этих отношений. В семьях с прочными контактами между взрослым и ребенком, уважительным отношением к детям у последних активнее формируются такие качества, как коллективизм, доброжелательность, самостоятельность.

Но не всегда семья оказывает положительное влияние на детей. Отрицательно сказывается конфликтная атмосфера семьи, постоянные ссоры, скандалы между членами семьи. Ни материальные условия, ни педагогические знания родителей не способны компенсировать воспитательную неполноценность стрессовой напряженной атмосферы семьи.

Таким образом, конфликтная атмосфера семьи нередко приводит к отрицательным последствиям в развитии личности ребенка. Статистически доказано, что лишь 22% аномалий психики проявляются в раннем возрасте как следствие врожденного дефекта. 88% отклонений возникают в результате неблагоприятных условий семейного воспитания. Если в семье постоянно царит напряжение, повторяются ссоры, ребенок чувствует себя несчастным. В таких условиях развод-необходимое решение. После развода оба родителя или один из них снова вступает в брак — создается повторно брачная семья. Как показывают исследования, обычно с повторным замужеством матери возникают новые проблемы. Ребенок вынужден приспосабливаться к новым привычкам, поведению, отношению к себе со стороны нового родителя и к своей матери, которая до этого всецело принадлежала ему.

В семьях чаще наблюдается следующие формы воспитания:

  • авторитарное — тактика диктата, неприятие даже вполне обоснованных требований детей, их потребностей, интересов, не признание права ребенка на самостоятельность, злоупотребление ограничениями, требование беспрекословного себе подчинения.
  • свободное — родители считают, что ребенок должен развиваться без ограничений, обязанностей; в условиях вседозволенности может сформироваться личность, не умеющая сдерживать свои желания, принимать во внимание интересы и права других людей.

Семьи, имеющие детей с ограниченными возможностями значительными отклонениями развития, можно дифференцировать на четыре группы.

  • Родители с выраженным расширением сферы родительских чувств. Характерный для них стиль воспитания – гиперопека. Родители имеют неадекватные представления о потенциальных возможностях своего ребёнка, у матери отмечается гипертрофированное чувство тревожности и нервно-психической напряжённости. Стиль поведения взрослых членов семьи характеризуется сверхзаботливым отношением к ребёнку, мелочной регламентацией образа жизни семьи в зависимости от самочувствия ребёнка, ограничением от социальных контактов. Этот стиль семейного воспитания характерен для большинства семей матерей – одиночек.
  • Вторая группа характеризуется стилем холодного общения – гипопротекцией, снижением эмоциональных контактов родителей с ребёнком, проекцией на ребёнка со стороны обоих родителей или одного из них собственных нежелательных качеств. Родители фиксируют излишнее внимание на лечении ребёнка, предъявляя завышенные требования к медицинскому персоналу, пытаясь компенсировать собственный психический дискомфорт за счёт эмоционального отвержения ребёнка. Отношение к стрессовой ситуации накладывает сильный отпечаток на способ выхода из неё, который избирает семья.
  • Третья группа характеризуется стилем сотрудничества – конструктивная и гибкая форма взаимоответственных отношений родителей и ребёнка в совместной деятельности. Как образ жизни, такой стиль возникает при вере родителей в успех своего ребёнка и сильные стороны его природы, при последовательном осмыслении необходимого объёма помощи, развития самостоятельности ребёнка в процессе становления особых способов его взаимодействия с окружающим миром.
  • Четвёртая группа — репрессивный стиль семейного общения, который характеризуется родительской установки на авторитарную лидирующую позицию. Как образ отношений проявляется в пессимистическом взгляде на будущее ребёнка, в постоянном ограничении его прав, в жестоких родительских предписаниях, неисполнение которых наказывается. В этих семьях от ребёнка требуют неукоснительного выполнения всех заданий, упражнений, не учитывая при этом его двигательных, психических и интеллектуальных возможностей. За отказ от выполнения этих требований нередко прибегают к физическим наказаниям.

В отношении родителей к дефекту ребенка, определяющем стратегию и тактику его воспитания, можно выделить несколько моделей.

Модель «охранительного воспитания» связана с переоценкой дефекта, что проявляется в излишней опеке ребенка с отклонениями в развитии. В этом случае ребенка чрезмерно балуют, жалеют, оберегают от всех, даже посильных для него дел. Взрослые все делают за ребенка и, имея благие намерения, по существу делают его беспомощным, неумелым, бездеятельным. Ребенок не овладевает простейшими навыками самообслуживания, не выполняет требования старших, не умеет вести себя в обществе, не стремится к общению с другими детьми. Таким образом, модель «охранительного воспитания» создает условия для искусственной изоляции ребенка-инвалида от общества и приводит к развитию эгоистической личности с преобладанием пассивной потребительской ориентации. В будущем такой человек из-за своих личностных особенностей с трудом адаптируется в коллективе.

Иной крайностью являются взаимоотношения в семье, основанной на модели «равнодушного воспитания», которая приводит к возникновению у ребенка чувства ненужности, отвергнутости, переживания одиночества. В семье с подобной моделью воспитания ребенок становится робким, забитым, теряет присущие детям доверчивость и искренность в отношениях с родителями. У детей воспитывается умение приспосабливаться к окружающей среде, равнодушное недоброжелательное отношение к родным, взрослым и другим детям. Следует отметить, что обе модели семейного воспитания в равной степени вредят ребенку. Игнорирование дефекта, воспитание, опирающееся на неоправданный оптимизм («все пути для тебя открыты») могут привести аномального ребенка к глубокой психической травме, особенно тогда, когда при выборе профессии подросток или юноша понимают ограниченность собственных возможностей. В тех случаях, когда родители предъявляют ребенку непосильные требования, заставляя его прилагать чрезмерные усилия для их выполнения, ребенок перенапрягается физически и страдает морально, видя недовольство взрослых. Родители, в свою очередь, испытывают чувство неудовлетворенности, сердятся, что не оправдал их ожиданий. На этой почве возникает затяжной конфликт, в котором наиболее страдающей стороной является ребенок.

Неконструктивные модели семейного воспитания ребенка с отклонением в развитии создают предпосылки для возникновения вторичных отклонений в его психическом развитии, которые оказывают значительные влияния на интеллектуальное и личностное развитие ребенка. Лишь адекватная оценка отклонений в развитии ребенка со стороны родителей служит основой и базисом для успешного воспитания его личности.

Кроме того, надо учитывать, что большинство семей, где воспитывается ребенок с отклонениями в развитии, имеют более низкий уровень образования и профессиональной квалификации, следовательно, не могут способствовать полноценному интеллектуальному и социальному развитию ребенка. К тому же, проблемы семьи ребенка с особенностями развития рассматриваются, как правило, через призму проблем самого ребенка. При этом считается, что достаточным ограничиться методическими рекомендациями по обучению и воспитанию ребенка с особенностями, исключая воздействие на самих родителей, не учитывая их личностные особенности.

Причины, влияющие на результативность семейного воспитания:

1. Отсутствие у родителей программы воспитания, стихийный характер воспитания и обучения ребенка, отрывочность педагогических знаний, непонимание возрастных особенностей, потребностей ребенка, представление о школьнике как об уменьшенной копии взрослых; непонимание роли оценки в воспитании и обучении ребенка, стремление оценивать не поведение и деятельность ребенка, а его личность;

2. Однообразие и малосодержательность деятельности ребенка в семье, недостаток общения взрослых с детьми;

3. Неумение дать ребенку объективную характеристику, проанализировать свои методы воспитания.

Нередко в воспитании детей допускаются ошибки, которые связаны с неправильным представлением родителей о воспитании, а также влиянием на детей всего уклада жизни семьи, личного примера взрослых. Выявлены наиболее типичные ошибки родителей, например, ребенка обманывают, чтобы добиться от него послушания, к нему применяют физические наказания, не соблюдают последовательность в предъявляемых требованиях, жесткую требовательность к ребенку сочетают с попустительством.

Функции семьи могут быть нарушены в результате влияния весьма широкого круга факторов, в т.ч. особенности личностей ее членов и взаимоотношений между ними, определенные условия жизни семьи, нарушение структуры семьи и др.

Функции и структура семьи могут изменяться в зависимости от этапов ее жизнедеятельности. Рассмотрим основные периоды жизненного цикла семьи, имеющей ребенка с ограниченными возможностями здоровья:

  • рождение ребенка: получение информации о наличии патологии, эмоциональное принятие и привыкание к данной проблеме, сообщение другим членам семьи и близким людям;
  • дошкольный возраст ребенка: взаимодействие со специалистами, принятие решений о форме жизнедеятельности, организация лечения, реабилитация, обучение и воспитание ребенка;
  • школьный возраст ребенка: взаимодействие со специалистами, принятие решений о форме школьного обучения, организация учебы, решение проблем взрослых и сверстников по поводу общения с ребенком;
  • подростковый возраст ребенка: взаимодействие со специалистами, привыкание к хронической природе заболевания ребенка, решение проблем изоляции от сверстников, планирование будущей занятости ребенка;
  • период «выпуска»: взаимодействие со специалистами, признание и привыкание к продолжающейся семейной ответственности, принятие решения о подходящем месте проживания ребенка;
  • постродительский период: перестройка взаимоотношений между супругами (если ребенок «пристроен») и взаимодействие со специалистами по новому месту проживания ребенка.

Именно в семье ребенок усваивает те или иные навыки поведения, представления о себе и других, о мире вы целом. Поэтому правильное адекватное отношение семьи к болезням ребенка, к его проблеме и трудностям – это важные факторы реабилитации растущей личности.

Проживание ребенка с ограниченными возможностями здоровья в семье создает в ней совершенно особую обстановку. Это зависит, прежде всего, от самих родителей, от установок, формирующихся в отношениях к нему других детей. От отношения к ребенку близких к нему людей зависят, какие чувства будут у него формироваться (чувства любви или же агрессивные реакции с тяжелой нервозностью, способствующие неприязни и эмоциональным взрывам).

Таким образом, семья в жизни каждого человека играет очень важную роль. Особенно важно осознание семьи для ребенка, личность которого еще только формируется. Для него семья – это самые близкие люди, принимающие его таким, какой он есть, независимо от социального статуса, состояния здоровья и индивидуальных особенностей. Это то место, где можно решать возникшие проблемы, найти помощь, понимание и сочувствие. Но та же семья может стать причиной формирования негативных качеств в ребенке, препятствовать его адаптации в меняющихся жизненных условиях.

Источник

Читайте также:  Рисунки про здоровье смешарики
Adblock
detector