Меню

Принципы проведения урока здоровья

Требования к проведению урока с позиций здоровьесбережения
материал

Консультация для педагогов

Скачать:

Вложение Размер
trebovaniya_k_provedeniyu_uroka_s_poziyii_zdorovesberezheniya.doc 64.5 КБ

Предварительный просмотр:

Требования к проведению урока

с позиций здоровьесбережения

1. Гигиенические условия в классе: чистота, температура, свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие неприятных звуковых раздражений и т.д.

Ориентация окон в кабинете должна быть на южную, юго-восточную или восточную стороны горизонта. Запрещается загромождение световых проёмов оборудованием и цветами; жалюзи или шторы должны сочетаться с цветом мебели и стен.

В помещении должно быть левостороннее освещение.

Кабинеты, обращённые на юг, должны быть окрашены в холодные тона (голубой, серый, зелёный, сиреневый), а на север – в тёплые тона (жёлтый, розовый, бежевый).

Не рекомендуется белый и контрастные цвета (коричневый, ярко-синий, лиловый, чёрный, красный, малиновый).

Оконные рамы и двери должны быть белые.

Желательно, чтобы классная доска имела тёмно-зелёный цвет или коричневый, нельзя – чёрный. Цвет стены, на которой расположена классная доска, должен быть более светлой, чем остальные стены.

Полы должны иметь покрытие дощатое, паркетное или линолеум на утеплённой основе.

Для оздоровительных целей важен подбор растений в кабинете. Желательно, чтобы в кабинете стояли такие растения:

Герань очищает воздух, обладает свойствами антидепрессанта, повышает умственную и физическую активность.

Хлорофитум, традесканция насыщают атмосферу кислородом, убивают вредные бактерии, выделяя фитонциды.

Сансевиерия помогает школьникам усваивать науки, повышает работоспособность.

Мирт – снижает заболеваемость ОРВИ у детей.

Мята – устраняет стрессы.

Примула, бегония, аспарагус и монстера уменьшают количество вредных микроорганизмов в воздухе в два раза.

Гибискус, фатсия, азалия, антуриум, диффенбахия повышают в комнате влажность воздуха, делая его полезным для дыхания.

Кактусы выделяют ионы, нейтрализующие вредное излучение телевизоров и компьютеров.

Розы и орхидеи прекрасно оздоравливают атмосферу вокруг себя.

Аргумент – от соблюдения этих простых условий зависят утомляемость и риск аллергических расстройств у детей.

2. Число видов учебной деятельности, используемых учителем (словесный, наглядный, практическая работа и др.). Нормой считается 4–7 видов за урок.

Аргумент – однообразность урока способствует утомлению школьников.

3. Норма чередования различных видов деятельности – 7-10 минут.

4. Норма использованных учителем видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и др. – не менее 3-х за урок.

5. Использование методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся. Это:

  1. методы свободного выбора (беседа, выбор действия, свобода творчества…);
  2. активные методы (ученики в роли учителя, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, исследование…);
  3. Методы, направленные на самопознание и развитие (эмоций, интеллекта, общения, воображения, самооценки и взаимооценки).

6. Длительность применения технических средств обучения в соответствии с гигиеническими нормами.

При использовании ТСО на уроке установлены санитарно-гигиенические нормы длительности просмотра.

Рекомендуемая длительность использования на уроках

различных ТСО (по Н.Т. Лебедевой), мин / классы

После уроков с применением ТСО не следует проводить занятия, связанные с большой нагрузкой на зрение. Число уроков с исользованием ТСО в течение недели не должно превышать 3–4 раз в неделю в среднем звене и 6 раз — в старшем. Особенно полезно применять их на 3–4 уроках, когда начинает снижаться работоспособность.

7. Позы и мимика учащихся, их чередование в зависимости от характера выполняемой работы.

Аргумент – Осанка у учащегося формируется как раз в школе.

8. Физкультминутки и физкультпаузы, которые сегодня являются обязательной составной частью урока и способствуют снятию локального утомления.

Норма – через 15–20 минут урока по 1 минуте из 3-х лёгких упражнений с 4–6 повторениями каждого.

9. Упражнения по профилактике заболеваний у учащихся.

Упражнения для глаз, упражнения для мышц рук, упражнения на отдых позвоночника, дыхательная гимнастика. Например, цель дыхательной гимнастики: научить детей дышать носом, подготовить их к более сложным дыхательным упражнениям. При этом осуществляется профилактика заболеваний верхних дыхательных путей.

10. Применение оборудования для создания развивающей здоровье среды обучения в классе (снижающий риск ряда заболеваний: зрения, сердца, психики, опорно-двигательной и иммунной систем, урологических заболеваний у мальчиков, гинекологических заболеваний у девочек).

Учебная мебель: ученический стол «Конторка доктора Базарного» для занятий стоя; стол ученический 1-местный, регулируемый по высоте и наклону столешницы; стул ученический, регулируемый по высоте, для занятий полусидя; коврик массажный для ног; стул функциональный для разгрузки позвоночника – в разработке; шкаф с индивидуальными ячейками для облегчения веса портфеля; накладное подвижное сиденье.

Технические средства и наглядные пособия: Светильник над классной доской; комплект устройств для исследования физиологических параметров организма силами учащихся; комплект плакатов для здорового и гармоничного развития учащихся; комплект технических средств для контроля санитарно-гигиенических условий; комплект методической литературы с видеоматериалами по здоровье-

сберегающим технологиям; перьевая ручка и чернильница (при использовании нажимно-отрывного письма).

11. Формирование потребности в здоровом образе жизни.

Включение в содержательную часть урока подвижных игр, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни; скороговорки для дыхательных упражнений; задачи о здоровом образе жизни.

12. Формирование у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке (интерес к изучаемому материалу; стремление больше узнать; радость от активности и общения; похвала). Постоянное принуждение к учёбе разрушает здоровье детей и изматывает учителя.

Возможны следующие формы мотивации:

1). «Яркие звёзды кабинета», «Лучшие работы учащихся».

2). Оценки, похвала, поддержка.

13 . Благоприятный психологический климат на уроке.

На состояние здоровья школьников большое влияние оказывает стиль общения.

Если императивный (авторитарный) стиль – стиль «твёрдой руки» является антипедагогическим, либерально-попустительский стиль можно назвать подходом «руки прочь», то демократический стиль общения ставит учителя и ученика в позицию дружеского взаимопонимания. Этот стиль вызывает у детей положительные эмоции, уверенность в себе, даёт понимание ценности сотрудничества в совместной деятельности.

Педагогическая практика показывает, что именно демократический стиль общения создаёт условия для развития психической активности ребёнка, даёт свободу познавательной деятельности.

Особым достижением учителя является умение вызвать ученика на общение. Вот несколько рекомендаций, которые в этом помогают:

1). Открытая поза учителя; руки опущены вдоль тела, а лучше немного согнуты в локтях; ладони время от времени разворачиваются к учащимся;

2). Пластика плавная, мелодичная; преобладание психологических жестов над описательными;

3). Для привлечения учащихся делается несколько шагов от доски или стола вперёд, для ослабления внимания – несколько шагов назад; 100

4). Подача информации с позиции «Мы». А именно: не нарушать границу личного пространства ученика (размер которого составляет 50–60 см.); занятие позиции не над учеником, стоя, сверху, а рядом, сидя; ни в коем случае не разрушать социальный барьер – учитель и ученик партнёры;

5). Демонстрация расположенности (пластика, мимика);

6). Проявление интереса (умение слушать и слышать); умение, верно, задавать вопросы;

7). Оказание помощи («Давай помогу…», «А как ты смотришь, если…», «Попробуем вот так…» и т.д.);

8). Принятие ученика как данности (правило трёх «П» – Понять, Признать и Принять ученика таким, каков он есть);

9). Просьба о помощи (эта помощь должна быть посильной, должна реально осуществляться и должна быть этически грамотной – учитывать индивидуальные психологические особенности учащегося и его знания по предмету);

10). Условия для демонстрации «Я», создание «ситуации успеха»;

11). Поощрение (одобрение, похвала, благодарность и т.п.);

12). Требовательность, объективность, конкретность, гласность.

14. Профилактика «школьных неврозов» – умение учителя предупредить на уроке микроконфликты из-за нарушений дисциплины, несогласия с отметкой и т.д.

1) Первым и «мягким» напоминанием детям о необходимости вести себя соответствующим образом служит шутка.

2) Разрешение и снятие конфликтов на уроке.

15. Эмоционально-смысловые разрядки на уроке: улыбки, остроумные шутки, поговорки, музыкальные минутки, небольшие стихотворения и т.п.

16. Итоговая плотность урока, т.е. количество времени, затраченного школьниками на учебную работу. Рекомендуемые показатели – от 60% до 80%.

17. Момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности. Норма – не ранее, чем за 5–10 минут до окончания урока.

Утомляемость – одна из главных проблем для школьников. Детям тяжело поддерживать свою активность на уроках в течение 5–6 часов.

Внимательный учитель всегда заметит внешние признаки усталости ученика:

1. Частая смена позы.

3. Встряхивание руками.

5. Закрывание глаз.

6. Подпирание головы.

7. Остановившийся взгляд.

8. Ненужное перекладывание предметов.

9. Разговор с соседом.

10. Увеличение количества ошибок в ответе.

11. Не восприятие вопроса.

12. Задержка с ответом.

13. Частое поглядывание на часы во время урока.

Между уроками необходима качественная эмоционально-психическая разрядка.

18. Темп и особенности окончания урока.

  • Неоправданно быстрый темп заключительной части, её «скомканность»;
  • Отсутствие времени на вопросы учащихся;
  • Торопливая, без комментариев, запись домашнего задания;
  • Задержка учащихся в классе после звонка на перемену.

Всё это – ненужный стресс, как для школьников, так и для учителя.

Желательно в заключительной части урока провести рефлексию (обсуждение того, что получилось, а что – нет; в чем были ошибки, как они были исправлены), а также дать рекомендации по подготовке домашнего задания. Обязательно надо достойно оценить ученика или отметить его участие в определенном виде работы, поблагодарить за урок и пожелать всего хорошего на следующих уроках.

Использование здоровьесберегающей технологии не требует от учителя специальной подготовки и больших затрат времени.

Главное – это результат:

1. Снижение утомляемости.

2. Повышение продуктивности, работоспособности.

3. Меняется отношения к предмету, что особенно важно в 5–6 классах.

4. Учитель должен не только преподносить информацию, но и создавать для этого условия.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по аализу урока по материалам книги Н.К. Смирновой.

Здоровьесберегающие технолонии в данный момент времени играют важнейшию роль в работе современного учителя.Статья описывает осноыные требования к уроку с позиции здоровьесбережения. 1. Обст.

методическая разработка рекомендации.

Представлена схема анализа урока с позиции здоровьесбережения.

Согласно концепции стандартов одной из современных задач образования является сохранение и укрепление здоровья детей.Школа должна обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучени.

Даются рекомендации на что следует обращать внимание при оценке урока с позиций здоровьесбережения.

С первых уроков дети учатся общаться на английском языке. При этом должны усвоить массу новых лексических единиц, грамматические формы, приобрести произносительные навыки. На уроках учащимся приход.

Источник

Здоровьесберегающая организация урока
статья на тему

Материал, описывающий основные критерии здоровьесберегающей организации урока

Скачать:

Вложение Размер
zdorovesberegayushchaya_organizaciya_uroka.docx 19.88 КБ

Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающая организация урока.

«Урок – главное поле реализации здоровьесберегающих образовательных технологий и проверки педагогической компетентности учителя».

Остановимся на основных критериях здоровьесберегающей организации урока.

1. Обстановка и гигиенические условия в классе:

— проветривание кабинета перед уроком;

— обеспечение достаточной влажности (если воздух очень сухой, можно в перемену накрыть батареи влажным полотенцем);

— рациональное освещение кабинета и доски;

— температура воздуха в помещении;

— исключение неприятных звуковых раздражителей (реализацию 3-х последних позиций, естественно, обеспечивает администрация, но заявки на исправление имеющихся недостатков делает сам учитель!). Для таких оценок не требуется приборов, вполне хватает органов чувств. Но пренебрежение этими требованиями приведет к более быстрому утомлению детей, а в дальнейшем скажется на их здоровье!

2. Число видов учебной деятельности:

— рассматривание наглядных пособий;

— ответы на вопросы;

— решение примеров, задач и др.

Норма – 4-7 видов учебной деятельности за урок.

Урок, на котором представлены лишь 2-3 вида учебной деятельности способствует быстрому утомлению.

3. Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности.

Ориентировочная норма – 7-10 минут.

4. Число видов преподавания:

— аудиовизуальный (через технические средства обучения);

— комбинированный (изучение иностранных слов в движении: на каждое слово – принятие соответствующей позы) и др.

На здоровьесберегающем уроке должно быть представлено не мене 3-х видов преподавания.

5. Чередование видов преподавания.

Норма – не позже чем через 10-15 минут.

6. Место и длительность применения ТСО (подробно об этом будет сказано в специальной лекции).

7. Позы детей, чередование поз. На уроке важно реально наблюдать за тем, как сидят дети.

Коррекция позы должна проводиться мягко, участливо, доброжелательно, даже если одно и то же приходится повторять по нескольку раз за урок. Если в такой коррекции нуждается один ученик, то важно знать, какой канал восприятия у него ведущий. То есть:

кинестету важно ласковым движением руки исправить позу;

аудиалу – мягко сказать: «выпрями, пожалуйста, спину, подними выше голову».

визуалу иногда достаточно выразительного взгляда и демонстрации правильной позы.

Кстати, если учитель сам имеет плохую осанку, не следит за своей позой и движениями, то ожидать хорошего результата от учеников он вряд ли может!

8. Наличие физкультминуток и других оздоровительных моментов на уроке. Необходимо включить 2 физкультминутки по 3 легких упражнения, повторяя каждое упражнение 3-5 раз. Общая продолжительность физкультминутки – 1 минута.

Первая – на 15-20 минуте урока, вторая – на 30-й минуте.

9. Наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни; формирование потребности в ЗОЖ.

Но и другие предметы дают огромное, порой неожиданное поле для рассмотрения этих вопросов.

Очень важно, чтобы вопросы здоровьесбережения входили в содержательную часть всех предметов. Только в этом случае у детей сформируется целостное отношение к здоровью, как к великой ценности, только тогда они действительно поймут великую истину о том, что: «Здоровье это все, тогда как все без здоровья – ничто!»

10. Плотность урока, т.е. количество времени, затраченного детьми на учебную деятельность.

Норма — не мене 60% и не более 80%.

11. Темп и особенности окончания урока.

Негативно действуют на здоровье детей:

— быстрый темп, «скомканность» конца урока, практически без комментариев записывание домашнего задания;

— задержка детей в классе после звонка.

И напротив, позитивное воздействие оказывает:

— спокойное завершение урока, когда учащиеся имеют возможность задать учителю вопросы и он может прокомментировать задание на дом, попрощаться с детьми.

12. Важным показателем здоровьесберегающей направленности урока является психологический климат в классе. А он во многом зависит от личности учителя.

Итак, мы разобрали 12 параметров здоровьесберегающей организации урока. Но как понять, достигли мы своей цели?

Самым первым и чувствительным индикатором является момент наступления утомления учащихся. Он фиксируется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных и пассивных отвлечений у детей в процессе учебной работы.

Проверьте себя: если на вашем уроке утомление развивается не ранее чем на 25-30 минуте, то Вы, бесспорно, можете считать себя специалистом в здоровьесберегающей организации учебного процесса!

Итак, мы дали полную характеристику рациональной организации учебного процесса, как важного направления создания здоровьесберегающей образовательной среды.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В данной публикации предложены в качестве примера использование одного из методических приемов: вставки о здоровье на уроках.

Для обеспечения качества образования, необходимо создание соответствующих условий в процессе обучения. Здоровье – важнейший фактор работоспособности и гармонического развития человеческого, а особенно.

Любая непосредственная образовательная деятельность, не связанная с движением, является тяжелой нагрузкой на организм младших школьников, так как для них характерна неустойчивость нервны.

Говоря о здоровьесберегающей технологии, необходимо упомянуть и о психологической стороне учебного процесса. С началом обучения в школе у большинства детей проявляются поведенческие особенности: страх.

В последние годы для многих учителей довольно актуальной является проблема «Здоровьесберегающие технологии.

Эта статья размещена в помощь учителям для правильной организации урока, который должен пройти максимум плодотворно, но при этом дети не должны уставать на нем.

Рациональная организация урока с использованием здоровьесберегающих технологий.

Источник

Читайте также:  Факторы здоровья это соматический физический
Adblock
detector