Принципы внедрения и реализации здоровьесберегающих технологий в деятельности ДОО. Виды здоровьесберегающих технологий
Ирина Коршунова
Принципы внедрения и реализации здоровьесберегающих технологий в деятельности ДОО. Виды здоровьесберегающих технологий
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 4 комбинированного вида»
«Принципы внедрения и реализации здоровьесберегающих технологий в деятельности ДОО.
Виды здоровьесберегающих технологий.»
Воспитатель МДОУ «Детский сад № 4 КВ»
«Забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы»
В. А. Сухомлинский
Здоровьесберегающие технологии – это стстема мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития.
Цель здоровьесберегающих технологий – обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Задачи здоровьесбережения:
— сохранение здоровья детей и повышение двигательной активности и умственной работоспособности;
— создание положительного эмоционального настроя и снятие психоэмоционального напряжения;
— создание адекватных условий для развития, обучения, оздоровления детей.
Принципы внедрения и реализации здоровьесберегающих технологий в деятельность ДОО:
1. Комплексность использования оздоровительных технологий с учётом состояния здоровья детей, структуры воспитательно-образовательного процесса, условий воспитания и обучения;
2. Непрерывность проведения оздоровительных мероприятий в течение года;
3. Максимальный охват оздоровительными мероприятиями всех участников образовательного процесса;
4. Интеграция оздоровительных технологий в воспитательно-образовательный процесс;
5. Преимущественное применение немедикаментозных средств оздоровления, широкое использование средств, стимулирующих защитные силы организма;
6. Использование простых и доступных технологий;
7. Формирование положительной мотивации у детей, педагогов, медицинского персонала к проведению оздоровительных мероприятий;
8. Реализация в условиях образовательного учреждения на индивидуальном и групповом уровне мероприятий по повышению двигательной активности, закаливанию, охране психического здоровья;
9. Повышение эффективности системы оздоровительных мероприятий за счёт соблюдения в образовательных учреждениях санитарно-гигиенических норм и правил.
Условно здоровьесберегающие технологииподразделяются на два вида: реализуемые в деятельности ДОО и реализуемые в деятельности педагога. Здоровьесберегающие технологии, которые педагог использует непосредственно при организации воспитательно-образовательного процесса,разделяются на три подгруппы:
— организационно-педагогические технологии, определяющие структуру воспитательно-образовательного процесса, способствующую предотвращению состояний переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний;
— психолого-педагогические технологии, связанные с непосредственной работой педагога с детьми (сюда же относится и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса);
— учебно-воспитательные технологии, включающие программы по обучению заботе о своём здоровье и формированию культуры здоровья у детей.
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании классифицируются по разным основаниям. Рассмотрим классификацию, предложенную В. А. Деркунской. Автор выделяет следующие виды здоровьесберегающих технологий: медико-профилактические, физкультурно-оздоровительные, здоровьесберегающие, технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребёнка, здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования, валеологического просвещения родителей. Коротко охарактеризуем их.
1. Медико-профилактические технологии в дошкольном образовании – технологии, обеспечивающие сохранение и приумножение здоровья детей под пристальным руководством медиков в соответствии с медицинскими требованиями и нормативами, с использованием медикаментозных средств.К ним относятся:
— мониторинг здоровья дошкольников и разработка на его основе рекомендаций по оптимизации детского здоровья;
— организация рационального питания детей раннего и дошкольного возраста и контроль за ним;
— организация физического воспитания и развития дошкольников;
— проведение профилактических мероприятий в детском саду;
— контроль и помощь в соблюдении требований СанПиНов;
— организация здоровьесберегающей среды в ДОО.
2. Физкультурно-оздоровительные технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на обеспечение физического развития и укрепления здоровья ребёнка: развитие психофизических качеств, двигательной активности, становления физической культуры дошкольников, закаливание.К ним также относятся: дыхательная гимнастика, массаж и самомассаж, профилактика плоскостопия, формирования правильной осанки, оздоровительные процедуры в водной среде (бассейне) и на тренажёрах, воспитание привычки к повседневной двигательной активности и заботе о своём здоровье и др. В реализации этих технологий участвуют специалисты по физическому воспитанию, а также педагоги ДОО, которые осуществляют эту работу на физкультурных занятиях, прогулках, в режимные моменты, свободной деятельности детей, ходе педагогического взаимодействия взрослого с ребёнком т др.
3. Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребёнка – технологии, обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребёнка. Основная задача данных технологий – обеспечить эмоционально-комфортное и позитивное психологическое самочувствие ребёнка в процессе его общения со сверстниками и взрослыми как в детском саду, так и в семье.
В их реализации принимают участие психолог (посредством специально организованных встреч с детьми, а также воспитатель и специалисты ДОО в текущем педагогическом процессе ДОО. К технологиям обеспечения социально-психологического благополучия ребёнка можно отнести технологии психологического и психолого-педагогического сопровождения развития ребёнка в педагогическом процессе ДОО.
4. Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования – технологии, направленные на формирование культуры здоровья педагогов ДОО, в том числе культуры профессионального здоровья, а также формирование у них потребности в здоровом образе жизни.
5. Технологиивалеологического просвещения родителей: папки-передвижки, памятки, беседы, личный пример педагога, нетрадиционные формы работы с родителями, круглые столы, семинары-практикумы, вечера вопросов и ответов и др.
6. Здоровьесберегающие образовательные технологии в ДОО прежде всего технологии, направленные на воспитание валеологической культуры, или культуры здоровья дошкольников.
Цель данных техологий – формирование у детей осознанного отношения к здоровью и жизни человека; формирование знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его; обретение валеологической компетентности. Последняя позволит дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, а также задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской помощи и самопомощи.
Классификация здоровьесберегающих технологий может строиться и на других основаниях. Например,по характеру действия выделяют четыре их вида:
1) защитно-профилактические технологии, направленные на защиту человека от неблагоприятных для здоровья воздействий;
2) компенсаторно-нейтрализующие технологии, направленные на восполнение недостатка в том, что требуется организму для полноценной жизнедеятельности, или нейтрализацию негативных воздействий в тех случаях, когда полностью защитить человека то них не представляется возможным. К ним относят физкультминутки и физкультурные паузы, в какой-то мере смягчающие неблагоприятное воздействие статичности занятия, недостаточности физической нагрузки; эмоциональные разрядки или «минуты покоя», снижающие стрессогенные воздействия, психоэмоциональное напряжение;
3) стимулирующие технологии, позволяющие активизировать собственные силы организма, использовать его ресурсы для выхода из нежелательного состояния;
4) информационно-обучающие технологии, обеспечивающие необходимый для эффективной заботы о здоровье уровень знаний, помогающие в воспитании культуры здоровья. К ним относят образовательные, просветительские и воспитательные программы, адресованные всем субъектам образовательного процесса.
Особый интерес представляют здоровьеформирующие технологии, которые понимаются как система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития.
Основная форма здоровьеформирующего воспитания детей раннего и дошкольного возраста – разные виды интегрированной непосредственной деятельности детей. Педагоги ДОО должны подходить к обучению комплексно,использовать разные методы: музыкальные, изобразительные, физкультурные, литературные и др.
Таким образом, сегодня в ДОО большое внимание должно уделяться здоровьесберегающим образовательным технологиям, направленным на решение главной задачи дошкольного образования – сохранение, поддерживание и укрепление здоровья детей. Кроме того, серьёзной задачей служит и обеспечение максимально высокого уровня реального здоровья дошкольников, воспитание валеологической культуры для формирования осознанного отношения ребёнка к здоровью своему и окружающих людей.
1. Н. А. Каратаева, О. В. Крежевских, В. Г. Барабаш.Статья: Применение здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании. Ж/л «Стандартизация и вариативность дошкольного образования. Учебно-методическое пособие.Издательство: ТЦ СФЕРА. : 2016. с 103 — 107
Источник
Основополагающие принципы здоровьесберегающих технологий
Основополагающие принципы здоровьесберегающих технологий:
1.Создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессобразующих факторов учебно-воспитательного процесса. Атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, индивидуальный подход, создание для каждого ситуации успеха необходимы не только для познавательного развития детей, но и для их нормального психофизиологического состояния.
2.Творческий характер образовательного процесса. Обучение без творческого заряда неинтересно, а значит, в той или иной степени, является насилием над собой и другими. Возможность для реализации творческих задач достигается использованием на занятиях, уроках и во внеурочной работе активных методов и форм обучения.
3.Обеспечение мотивации образовательной деятельности. Ребенок — субъект образования и обучающего общения, он должен быть эмоционально вовлечен в процесс социализации, что обеспечивает естественное повышение работоспособности и эффективности работы мозга не в ущерб здоровью.
4. Построение учебно-воспитательного процесса в соответствии с закономерностями становления психических функций. Прежде всего, имеется в виду переход от совместных действий к самостоятельным, от действия в материальном плане по материализованной программе к речевому и умственному планам выполнения действия, переход от развернутых поэтапных действий к свернутым и автоматизированным.
5.Учет системного строения высших психических функций. При формировании базовых функций педагогу важно принимать во внимание все входящие в данную функцию компоненты, их готовность к формированию новой функции.
6.Предпочтение значимого осмысленного содержания при освоении нового материала, обучение «по единицам, а не по элементам», принцип целостности.
7.Осознание ребенком успешности в любых видах деятельности. Педагогу нет необходимости быть необъективным — он может выделить какой-то кусочек или аспект работы, похвалить за старание в определенный период времени.
8.Рациональная организация двигательной активности. Сочетание методик оздоровления и воспитания позволяет добиться быстрой и стойкой адаптации ребенка к условиям школы: снижаются общая заболеваемость, обострение хронических заболеваний, пропуски по болезни.
9. Обеспечение адекватного восстановления сил. Смена видов деятельности, регулярное чередование периодов напряженной активной работы и расслабления, смена произвольной и эмоциональной активации необходимо во избежание переутомления детей.
10.Обеспечение прочного запоминания. Научно обоснованная система повторения — необходимое условие здоровьесберегающих технологий.
Здоровьесберегающие технологии, применяемые в учебно-воспитательном процессе, можно разделить на четыре основные группы:
1. Технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса.
2. Технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников.
3. Разнообразные психолого-педагогические технологии, используемые на уроках и во внеурочной деятельности педагогами.
4. Образовательные технологии здоровьесберегающей направленности.
Технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса.
От правильной организации урока, уровня его рациональности во многом зависят функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное наступление утомления.
Нельзя забывать и о гигиенических условиях урока, которые влияют на состояние здоровья учащихся и учителя.
Критерии здоровьесбережения на уроке, их краткая характеристика и уровни гигиенической рациональности урока представлены в таблице.
Обстановка и гигиенические условия в классе
Температура и свежесть воздуха, освещение класса и доски, правильно подобранная мебель, регулярная влажная уборка, рассадка учащихся с учётом медицинских показаний и т. п.
Количество видов учебной деятельности
Виды учебной деятельности: опрос, письмо, чтение, слушание, рассказ, ответы на вопросы, решение примеров, рассматривание, списывание и т. д. Норма – 4-7 видов за урок. Частые смены одной деятельности другой требуют от учащихся дополнительных адаптационных усилий.
Средняя продолжительность и частота чередования видов деятельности
Ориентировочная норма – 7-10 минут.
Количество видов преподавания
Виды преподавания: словесный, наглядный, самостоятельная работа, аудиовизуальный, практическая работа, самостоятельная работа и т. п. Норма – не менее 3х.
Чередование видов преподавания
Норма – не позже чем через 10-15 минут.
Наличие и место методов, способствующих активизации
Метод свободного выбора (свободная беседа, выбор способа действия, свобода творчества).
Активные методы (ученик в роли: учителя, исследователя, деловая игра, дискуссия). Методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, самооценки, взаимооценки)
Место и длительность применения ТСО (технические средства обучения)
Умение учителя использовать ТСО как средство для дискуссии, беседы, обсуждения
Поза учащегося, чередование позы
Правильная посадка ученика, смена видов деятельности требует смены позы
Наличие, место, содержание и продолжительность на уроке моментов оздоровления
Физкультминутки, динамические паузы, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, массаж активных точек
Наличие мотивации деятельности учащихся на уроке
Внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка, соревновательный момент. Стимуляция внутренней мотивации:
стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу
Психологический климат на уроке
Взаимоотношения на уроке: учитель — ученик (комфорт
— напряжение, сотрудничество — авторитарность, учет возрастных особенностей); ученик — ученик (сотрудничество — соперничество, дружелюбие — враждебность, активность — пассивность, заинтересованность — безразличие)
Эмоциональные разрядки на уроке
Шутка, улыбка, юмористическая или поучительная картинка, поговорка, афоризм, музыкальная минутка, четверостишие
Момент наступления утомления и снижения учебной активности
Определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных или пассивных отвлечений в процессе учебной деятельности
Темп окончания урока
Спокойное завершение урока: учащиеся имеют возможность задать учителю вопросы, учитель комментировать задание на дом.
2. Технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников. (см. отдельно)
3. Психолого-педагогические технологии здоровьесбережения.
Снятие эмоционального напряжения.
Использование игровых технологий, игровых обучающих программ, оригинальных заданий и задач, введение в урок исторических экскурсов и отступлений позволяют снять эмоциональное напряжение. Этот прием также позволяет решить одновременно несколько различных задач: обеспечить психологическую разгрузку учащихся, дать им сведения развивающего и воспитательного плана, показать практическую значимость изучаемой темы, побудить к активизации самостоятельной познавательной деятельности и т. п.
Хороший эффект дает использование интерактивных обучающих программ, которые вызывают неизменный интерес у школьников, одновременно снимая у них элементы стресса и напряжения. Здесь же можно отметить и прием использования литературных произведений, иллюстрирующих то или иное явление, закон и т. п.
Создание благоприятного психологического климата на уроке.
Пожалуй, одним из важнейших аспектов является именно психологический комфорт школьников во время урока. С одной стороны, таким образом решается задача предупреждения утомления учащихся, с другой — появляется дополнительный стимул для раскрытия творческих возможностей каждого ребенка.
Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция учителя на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор или небольшое историческое отступление — вот далеко не весь арсенал, которым может располагать педагог, стремящийся к раскрытию способностей каждого ребенка.
Следует заметить, что в обстановке психологического комфорта и эмоциональной приподнятости работоспособность класса заметно повышается, что в конечном итоге приводит и к более качественному усвоению знаний, и, как следствие, к более высоким результатам.
Охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни.
Охрана здоровья ребенка предполагает не только создание необходимых гигиенических и психологических условий для организации учебной деятельности, но и профилактику различных заболеваний, а также пропаганду здорового образа жизни. Как показывают исследования, наиболее опасным фактором для здоровья человека является его образ жизни. Следовательно, если научить человека со школьных лет ответственно относиться к своему здоровью, то в будущем у него больше шансов жить, не болея. На сегодняшний день очень важно вводить вопросы здоровья в рамки учебных предметов. Это позволит не только углубить получаемые знания и осуществить межпредметные связи, но и показать ученику, как соотносится изучаемый материал с повседневной жизнью, приучить его постоянно заботиться о своем здоровье.
4. Образовательные технологии здоровьесберегающей направленности.
Комплексное использование личностно-ориентированных технологий.
Среди здоровьесберегающих технологий можно особо выделить технологии личностно-ориентированного обучения, учитывающие особенности каждого ученика и направленные на возможно более полное раскрытие его потенциала. Сюда можно отнести технологии проектной деятельности, дифференцированного обучения, обучения в сотрудничестве, разнообразные игровые технологии.
Личностно-ориентированное обучение предполагает использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности. При этом перед учителем встают новые задачи: создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса; стимулирование учащихся к высказываниям и использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться; создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для естественного самовыражения ученика.
Образовательные технологии здоровьесберегающей направленности.
Личностно-ориентированные (антропоцентрические) технологии в центр образовательной системы ставят личность ребёнка, обеспечение безопасных, комфортных условий её развития и реализации природных возможностей. Личность ребёнка превращается в приоритетный субъект, становится целью образовательной системы. В рамках этой группы в качестве самостоятельных направлений выделяются гуманно-личностные технологии, технологии сотрудничества, технологии свободного воспитания.
Педагогика сотрудничества – её можно рассматривать как создающую все условия для реализации задач сохранения и укрепления здоровья учащихся и педагогов.
Цель педагога, реализующего ПС,— разбудить, вызвать к жизни внутренние силы и возможности ребёнка, использовать их для более полного развития личности. Это в полной мере совпадает с механизмами формирования и укрепления здоровья путём наращивания адаптационных ресурсов человека, потенциала его психологической адаптации. Важнейшая черта этой педагогики – приоритет воспитания над обучением – позволяет в рамках формирования общей культуры личности последовательно воспитывать культуру здоровья школьника.
Проявления гуманного отношения к детям, перечисленные в качестве факторов учебно-воспитательного процесса, такие, как любовь к детям, оптимистичная вера в них, отсутствие прямого принуждения, приоритет положительного стимулирования, терпимости к детским недостаткам, в сочетании с проявлениями демократизации отношений – правом ребёнка на свободный выбор, на ошибку, на собственную точку зрения – способствуют формированию здоровой психики и, как следствие, высокого уровня психологического здоровья. Этому же способствует решение одной из задач ПС – формирование положительной Я-концепции личности подростка.
Технологии развивающего обучения (ТРО) строятся на плодотворных идеях , в частности – его гипотезе о том, что знания являются не конечной целью обучения, а лишь средством развития учащихся. Классификационные характеристики технологии РО, разработанной и , в определённой части отвечают принципам здоровье сберегающей педагогики. Ориентация на «зону ближайшего развития» ученика при построении его индивидуальной образовательной программы позволяет в максимальной степени учесть его способности, возможности, темпы развития, влияние окружающей среды и условий. Вместе с тем использование технологии развивающего обучения, особенно по методу , таит в себе и угрозу такой интенсификации образовательного процесса, которая приводит к перегрузке учащихся, формированию у них утомления и переутомления.
Технология уровневой дифференциации обучения на основе обязательных результатов была разработана как один из вариантов развития технологии уровневой дифференциации. Среди классификационных параметров этой группы технологии потенциальная положительная связь с воздействием на здоровье учащихся видится в таких, как система малых групп среди типов управления познавательной деятельностью, целевая ориентация на обучение каждого учащегося на уровне его индивидуальных возможностей и способностей. У учителя появляется возможность дифференцированно помогать слабому ученику и уделять внимание сильному, более эффективно работать с трудными детьми. Сильные учащиеся активно реализуют своё стремление быстрее продвигаться вперёд и вглубь, слабые – меньше ощущают своё отставание от сильных.
Технология психологического сопровождения разработана и . В её основе – активное участие психолога в образовательном процессе школы, превращение этого специалиста в одну из ключевых фигур учебно-воспитательного процесса, основанного на принципах здоровьесбережения.
К числу здоровье сберегающих технологий следует отнести и «технологию раскрепощённого развития детей», разработанную физиологом . Отличительными особенностями этой технологии, используемой в начальной школе, являются:
-занятия в режиме смены динамических поз (парты, конторки); движения наглядного учебного материала;
-использование схем зрительных траекторий, «Экологического букваря — картины-панно; специальных художественно-образных каллиграфических прописей;
Источник