Меню

Принципы обеспечения индивидуального здоровья

Принципы индивидуального здоровья

Индивидуальное здоровье человека рассматривается как естественное состояние организма, характеризующегося полной уравновешенностью с биосферой и отсутствием каких-либо выраженных болезненных изменений.

Индивидуальное здоровье можно оценить качественно и количественно.

Качественная оценка определяет уровень состояния здоровья. Количественная оценка проводится по комплексу показателей, которые характеризуют физическое, психическое и социальное здоровье.

Человек получил в результате эволюционного развития от природы совершенный генофонд, прекрасную конструкцию организма, высокие резервные способности для того чтобы жить и размножаться. В связи с тем, что человек является биологическим и социальным существом, то в нем все время борются два начала (хочу и надо).

На человека действует ряд факторов, биологических и социальных. И эти факторы в разной степени влияют на сохранение здоровья человека.

А) Внешние факторы (экзогенные) в значительной степени регулируются обществом; сюда входят социальные факторы (воспитание, быт, работа), которые и являются определяющими в формировании образа жизни.

Б) Внутренние факторы (эндогенные) – пол, возраст, этническая принадлежность, наследственность с конституциональными особенностями, строение и формирование отдельных органов и систем, их взаимодействие, индивидуальные особенности обменных процессов. Большая часть эндогенных факторов не определяется человеком, его волей.

Принципы оценки индивидуального здоровья:

1) С помощью статистических форм.

Периодически не реже 2 раз в год оцениваются гомеостатические показатели: АД, ЧСС, ЭКГ, ЖЕЛ, состав и свойства пищеварительных соков, пороги болевой и тактильной чувствительности, масса тела, биохимические показатели. Отмечается их динамика в течение года, в течение жизни, улавливается момент их нежелательного изменения и принимаются меры. Вариантом статистической формы оценки здоровья является составление паспорта здоровья.

2) Определение функционального резерва.

Коэффициент функционального резерва (КФРС) рассчитывается так:

КФРС = Кол – во функции MAX/ Кол – во функции в покое

Читайте также:  Виды медицинской документации школ здоровья

КФРС позволяет оценить возможности реагирования физиологической системы для обеспечения гомеостаза при действии факторов.

Оценивают с помощью функциональных проб – т. е. дозированных по времени и интенсивности нагрузок (проба Мартине, ортостатическая проба, стептест, PWC170 и т. д.). Для каждой физиологической системы свои функциональные пробы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Наш организм обладает мощным механизмом адаптации, что позволяет нам даже в условиях резкой смены температуры без вреда для здоровья приспособиться к изменениям. Однако нельзя забывать, что речь идёт лишь о здоровых людях, не ограниченных врачебными запретами. Людям, имеющим проблемы со здоровьем, в первую очередь необходимо строго соблюдать рекомендации лечащего врача и не экспериментировать со своим здоровьем.

Необходимо так же отметить роль эмоционального состояния при занятиях спортом или закаливании. Хорошее настроение удваивает пользу от физических занятий. И напротив, если при занятии спортом присутствует элемент принуждения, то такое занятие принесёт больше вреда, чем пользы. Очень большое значение имеет психогенный стресс.

Физиологические резервы человека, систематически занимающегося физкультурой и спортом, неизмеримо выше, чем у нетренированного человека. Это даёт ему возможность достаточно легко компенсировать внезапное воздействие многих факторов окружающей среды без ущерба для своего здоровья. Важно отметить, что систематические занятия физкультурой и спортом позволяют сохранить физиологические резервы до весьма преклонного возраста, что обеспечивает высокий уровень здоровья и работоспособности. Уровень двигательной активности оказывает большое влияние на укрепление иммунной системы, что обеспечивает устойчивость организма к целому ряду заболеваний, а так же устойчивость к перепадам температуры окружающей среды.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Коробков А. В., Головин В. А., Масляков В. А. Физическое воспитание. М.: Высш. школа, 1983г.

2. Маркова В. Здоровый образ жизни студентов М., 1998 г.

Читайте также:  Какие яблоки вредные для здоровья

3. Учебно-методическая литература. Теория и методика физической культуры. Быков А.В., 2017 г.

4. Тихомирова И.А. Физиологические основы здоровья. ЯГПУ, 2007г.

5. Шмидт Р., Тевс Г. Физиология человека: Пер. с англ. — М.: Мир, 2005. 301с.

6. Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. Биология: Человек. — 2-е изд., переработ. — М.: Вентана-Граф, 2004.

7. Физическая культура студента: В.И. Ильинича. – М.: Гардарики, 2001.

Источник

Adblock
detector