Меню

Принципы наблюдения детей раннего возраста динамический контроль уровня состояния здоровья детей

Мониторинг состояния здоровья воспитанников ДОУ

марина малюкова
Мониторинг состояния здоровья воспитанников ДОУ

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. До 7 лет человек проходит огромный путь развития, неповторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим.

В воспитательно-образовательном процессе ДОУ можно выделить следующие виды здоровьесберегающих технологий: медико-профилактические; физкультурно-оздоровительные; технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка; здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования; валеологического просвещения родителей.

Одной из приоритетных задач нашего дошкольного учреждения является сохранение, укрепление и сбережение здоровья воспитанников. Педагогический коллектив целенаправленно работает над созданием благоприятного здоровьесберегающего пространства, изучает новые современные методы и приемы, использует в работе передовой опыт по сохранению и укреплению здоровья дошкольников.

Наш детский сад посещает 349 детей. В результате углубленного медицинского осмотра, прошедшего в 2015г году, дети распределены по группам здоровья:

I группа – 192 ребенка;

II группа – 124 ребенка;

III группа – 33 ребенка.

Анализ посещаемости по ДОУ с июня по декабрь 2015 года показал следующее:

Посещаемость по группам

Возрастная группа 2014-2015

2 младшая №1 17,3

Подготовительная №1 20,7

Подготовительная №2 21,8

Спец группа №1 11,8

Спец. группа №2 14,3

Число случаев заболевания детьми

Наименование показателей Всего зарегистрировано случает заболевания

Пневмония 1

Отравления, травмы 2

Другие заболевания 49

В ДОУ организована лечебно-профилактическая работа, в основе которой лежит контроль за состоянием здоровья детей. Она состоитиз следующих мероприятий:

1. Контроль за приемом вновь поступивших детей, их осмотр.

2. Совместная, вместе с психологом и педагогами ДОУ, оценка периода адаптации, рекомендации родителям.

3. Назначение комплекса медико-педагогических мероприятий, направленных на благоприятное течение периода адаптации.

4. Проведение плановых педиатрических осмотров детей, в период карантинов и после перенесенных заболеваний.

5. Организация и проведение профилактических осмотров детей.

6. Контроль за физическим развитием детей (Антропометрия, ее оценка, рекомендации).

8. Медицинский контроль за организацией физического воспитания и закаливания детей, совместно с инструкторами по физической культуре определение физической подготовленности детей.

10. Контроль за питанием детей ДОУ. Организация питания осуществляется согласно утвержденному десятидневному меню и соответствует требованиям СанПиНа. Средний уровень калорийности питания соответствует норме. ДОУ посещают 9 детей, нуждающиеся в диетическом питании.

11. Контроль за соблюдением режима дня.

12. Организация работы по профилактике туберкулеза (направление детей на консультацию к фтизиатру, учет справок из противотуберкулезного диспансера, работа с детьми из группы риска и диспансерными).

Ведется учет индивидуальных особенностей здоровья детей, ведется коррекционная работа. Действуют 2 группы для детей с нарушением зрения. За год прошли лечение медсестрой ортоптисткой все дети этих групп.

В соответствии с требованиями министерства здравоохранения систематически проводится медицинское обследование детей и сотрудников ДОУ. Регулярно проводятся консультации и профилактические прививки, согласно прививочного календаря. Такие процедуры проводятся только по письменному заявлению родителей и после осмотра медицинского работника

улучшение здоровья наблюдается у 25% детей, ухудшение состояния здоровья не

Одной из главных задач, которую ставит Программа перед воспитателями, является забота о сохранении и укреплении здоровья детей, формирование у них элементарных представлений о здоровом образе жизни, воспитание полезных привычек, в том числе привычки к здоровому питанию, потребности в двигательной активности.

Оздоровление детей – целенаправленная, систематически запланированная работа всего нашего коллектива. Мы находимся в постоянном творческом поиске, понимаем, что здоровый ребенок помимо физических характеристик обладает психологическим здоровьем. Это значит, что здоровый дух сам строит «для себя» здоровое тело.

В ДОУ проводится обширный комплекс оздоровительных мероприятий,который включает в себя следующие моменты:

1. Соблюдение температурного режима, проветривание, согласно СанПиН.

2. Облегченная одежда в детском саду (внутри учреждения)

3. Утренняя гимнастика

4. Гимнастика после сна

5. Закаливающие процедуры (согласно возрасту детей)

6. Правильная организация прогулок и их длительность (соблюдение сезонной одежды воспитанников, индивидуальная работа с родителями

7. Занятия физкультурой на свежем воздухе.

8. Находят применение народные средства (ношение кулонов с чесноком) в целях профилактики вирусных инфекций.

9. В период повышенной заболеваемости ОРВИ и ОРЗ – проводится вакцинация.

10. Осуществляется витамино профилактика.

11. С детьми проводится звуковая, артикуляционная гимнастики; логоритмика (с участием логопеда, музыкального руководителя).

Вышеперечисленные оздоровительные мероприятия направлены на сохранение имеющегося потенциала здоровья и на своевременную коррекцию возникающих отклонений.

Для этого разработали соответствующий режим дня. НОД проводится в игровой и нетрадиционной форме, в занятия включаются физкультминутки, элементы релаксации, упражнения для профилактики миопии, нарушения осанки, дыхательные упражнения. Увеличен объем двигательной активности в течение дня. Педагоги формируют у ребенка представления о здоровье как одной из главных ценностей жизни.

Читайте также:  Показателями общественного здоровья является все перечисленное кроме

Организация предметно-развивающей среды в группах осуществляется с учетом возрастных особенностей. Расположение мебели, игрового и другого оборудования отвечает требованиям охраны жизни и здоровья детей, санитарно-гигиеническим нормам, физиологии детей, принципам функционального комфорта, позволяет детям свободно перемещаться. В группах созданы условия для самостоятельной активной деятельности детей, оборудованы спортивные уголки,наполняемость которых разнообразна и соответствует возрасту детей: массажные коврики, дорожки, мячи, флажки, обручи, мешочки с песком, скакалки, кегли, дартс. Хотелось бы отметить, что наполняемость спортивных уголков не во всех группах соответствует возрасту детей (старшая №4, подготовительная№2, во второй младшей группе №1 спортивный уголок отсутствует.В каждой возрастной группе имеется оборудование и инвентарь для проведения закаливающих процедур: для полоскания полости рта (емкости для воды, йод, соль, дыхательной гимнастики после сна, массажные дорожки, обливание ног …., но мероприятия по закаливанию воспитанников проводятся не в полном объеме и не во всех возрастных группах, по причине не соблюдения режима дня.

Традиционно проводятся недели здоровья, где дети принимают участие в «Весёлых стартах», и других мероприятиях, показывая уровень своего физического развития, получают эмоциональный заряд от своих достижений.

Ежедневно в утренние часы во всех группах ДОУ запланировано проведение утренней гимнастики. Утренняя гимнастика в детском саду обеспечивает бодрый заряд энергии на весь день. Проводится гимнастика до завтрака инструктором по физической культуре или воспитателем.Утренняя гимнастика включает в себя: непосредственно гимнастику, подвижные и спортивные игры. Комплекс упражнений построен таким образом, чтобы поочередно «размять» различные группы мышц. Утренняя зарядка имеет всегда вводную часть, основную часть и заключительную.

Гимнастика завершается спокойным видом деятельности: непродолжительной ходьбой, релаксацией, пальчиковой игрой, упражнениями на восстановление дыхания. Во всех группах детского сада гимнастика проводится методически верно, с использованием музыкального сопровождения, но санитарные требования к одежде и обуви детей соблюдаются не всегда. Влажная уборка и проветривание помещений не проводятся. Инструкторы по физической культуре проводят зарядку в соответствии с планом работы. Для индивидуальных занятий инструкторы по физической культуре проводят занятия в мини тренажерном зале.

Основные компоненты здорового начала — покой и движение — должны правильно сочетаться в режиме дошкольного учреждения. Поэтому важным моментом, является создание в группах уголков уединения. Здесь дети могут «позвонить» маме по телефону, посмотреть фотографии, просто полежать на мягких красивых подушках, ковриках. Ведь психическое здоровье детей не менее важно, чем физическое. Для решения этой проблемы в детском саду педагог-психолог и педагоги проводят с детьми различные релаксационные, тренинговые занятия, помогая дошкольникам научиться управлять своими эмоциями. Для обеспечения психологического комфорта наших воспитанников в детском саду функционирует комната психологической разгрузки.

Уделяется большое внимание организации физкультурно-оздоровительной работы на свежем воздухе

Прогулочные участки оснащены стационарным оборудованием для развития основных видов движения и игр детей. Для обеспечения двигательной активности детей в теплый и холодный период года на улице проводятся подвижные и спортивные игры. Расположение игрового и спортивного оборудования отвечает требованиям охраны жизни и здоровья детей, их физиологии, принципам функционального комфорта, позволяет детям свободно перемещаться.

Большое внимание в группах уделяется санитарно-просветительной работе с родителями. Оформляются папки передвижки,ширмы для родителей на различные темы: «Адаптация детей к дошкольному учреждению», «Закаливание ребёнка в домашних условиях», «Рациональное питание и режим дня», «Грязные руки — источник кишечных инфекций», «Профилактика простудных заболеваний», «Профилактические прививки и их значение» и др., организуются встречи с медицинской сестрой детского сада. Проводятся спортивные праздники с активным участием родителей «Папа, мама, я- спортивная семья».

Все оздоровительные мероприятия, которые были запланированы на учебный год, выполнены, закаливающие и общеукрепляющие мероприятия выполняются регулярно, воспитательно-оздоровительные мероприятия вырабатывают разумное отношение детей к своему организму, прививают необходимые санитарно-гигиенические навыки, учат детей адаптироваться в постоянно изменяющихся условиях окружающей среды. В целом лечебно-оздоровительная работа велась на достаточном уровне. Исходя из анализа состояния здоровья детей,намечены задачи на следующий учебный год:

1. Повышать уровень оздоровительной работы путем внедрения новых методик и регулярного их выполнения.

2. Не снижать контрольную деятельность за соблюдением санитарно-эпидемиологического режима во всех режимных моментах.

3. Вести совместно с врачом-педиатром индивидуальную работу с детьми, имеющими отклонения в здоровье и состоящими на диспансерном учете.

4. Активно воздействовать на образ жизни ребенка путем целенаправленного санитарного и валеологического просвещения родителей.

Консультация Укрепление здоровья воспитанников посредством использования теренкуров Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 6 «Золотой петушок» города Губкина Белгородской.

Мониторинг педагогический: значение, актуальность Мониторинг – это многоуровневая, иерархическая система организации, сбора, хранения, обработки и распространения информации, которая позволяет.

Читайте также:  Ваше здоровье станет вашей проблемой

Мониторинг «Сформированность любви к родному городу» Анализ сформированности любви к родному городу осуществляется по следующим критериям: 1. Знание о родном городе: — знание особенностей экономического.

Мониторинг удовлетворенности родителей качеством предоставляемых услуг в ДОУ Уважаемые коллеги, предлагаю для вашей работы анкету для родителей. АНКЕТА удовлетворенности родителей (законных представителей) воспитанников.

Мониторинг в ДОУ в соответствии с ФГОС 2слайд «Без оценочного компонента, без оценочных суждений, без оценочной познавательной деятельности учение стало бы блужданием в потемках.».

Пояснительная записка к программе по охране здоровья и физическому развитию для воспитанников 6–10 классов с ОВЗ Воспитательная «Программа по охране здоровья и физическому развитию для воспитанников 6 – 10 классов с ОВЗ» составлена на основании следующих.

Скрининговое исследование состояния звукопроизношения у детей в ДОУ Скрининговое исследование состояния звукопроизношения у детей в ДОУ. В последние годы отмечается увеличение количества детей, поступающих.

Спортивный праздник «День здоровья» для воспитанников первых-десятых классов с ОВЗ Цели: воспитание здорового образа жизни через вовлечение детей в спортивные эстафеты, соревнования по различным видам спорта; повышение.

Укрепление здоровья воспитанников посредством развития их двигательной активности Работая в детском саду с детьми раннего и младшего дошкольного возраста, я заметила, что количество физически ослабленных детей становится.

Взаимодействие с семьями воспитанников в вопросах сохранения здоровья 1 слайд «Взаимодействие с семьями воспитанников в вопросах сохранения и укрепления здоровья детей» На фоне недавней эпидемиологической обстановки,.

Источник

Диагностика и контроль физического и нервно-психического развития детей раннего возраста

Матвеева Екатерина
Диагностика и контроль физического и нервно-психического развития детей раннего возраста

В Дошкольном учреждении с целью определения уровня развития физического и психического развития детей раннего возраста осуществляется систематический контроль и диагностика. Это составная часть оздоровительной и воспитательной работы с детьми. Диагностика и контроль за физическим и нервно-психическим развитием позволяет судить о результативности проводимой воспитателем оздоровительной и воспитательной работы с детьми. Контрольосуществляется коллегиально: медицинским работником, психологом, при непосредственном участии воспитателя группы. Поэтому, умение контролировать развитие ребенка – необходимое профессиональное качество воспитателя, работающего с детьми на группах раннего возраста. Каждому педагогу необходимо овладеть элементарными методами и приемами, диагностическими методиками, позволяющими судить об уровне об уровне развития и состояния здоровья своих воспитанников. Результаты диагностики являются точкой отсчета для прогнозирования особенностей развития ребенка и подбора оптимального содержания обучения и воспитания детей, средств и приемов адекватного педагогического воздействия. Следует также отметить, что выявленная неравномерность в сроках созревания отдельных функций у детей позволяет определить их индивидуальные особенности и наметить оптимальные условия для нормального психического и физического развития каждого ребенка.

В результате систематического контроля удается определить не только уровень развития ребенка, но и увидеть первоначальные отклонения в его развитии, поведении, своевременно скорректировать его развитие и воспитательные воздействия, определив индивидуальную работу с каждым конкретным ребенком.

Уровень развития физического и психического развития определяется на основе разработанных критериев, которые определены в кн. К. П. Печора, В. Г. Пантюхина, Л. Г. Голубева «Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях, — М. : 1985, а также В кн. Оценка физического и нервно психического развития детей раннего возраста, Спб, 1999.

На первом году жизни такой контроль за ребенком осуществляет врач-педиатор в детской поликлинике один раз в месяц, на втором году – один раз в квартал, на третьем – в детском саду один раз в пол-года, в так называемые эпикризные сроки. Контроль за развитиемносит комплексный характер: диагностируется и оценивается состояние здоровья малыша, его физическое, психическое развитие и поведение. А отсюда психологом, медиком выдаются соответствующие рекомендации воспитателю и выстраивается стратегия педагогических воздействий для воспитателя и родителей ребенка.

Что же должно оцениваться с целью контроля за развитием детей:

Физическое развитие;

• Психическое развитие;

Оценка поведения ребенка обычно осуществляется воспитателем, которые систематически наблюдает за ребенком.Учитывается:

• настроение ребенка (бодрое, спокойное, раздражительное, подавленное, неустойчивое);

• сон (засыпание: медленное, быстрое, спокойное, беспокойное; длительность сна);

• аппетит (хороший, неустойчивый, плохой, избирательное отношение к пище);

• характер бодрствования (активный, малоактивный, пассивный);

• индивидуальные особенности, черты личности ребенка (контактный, инициативный, любознательный, дружелюбный, застенчивый и др.);

При выявлении нервно-психического развития ребенка третьего года жизни оценка уровня развитияребенка идет по следующим линиям: оценка развития активной речи, мышления, сенсорное развитие, развитие игры и действий с предметами, формирование разных видов деятельности (Изобразительной, контсруктивной, развитие общих движений, навыков самостоятельности.)

Диагностика осуществляется при помощи методов контроля :

Читайте также:  Нистатин здоровье для чего

• метод опроса матери (при приеме в детское учреждение в дальнейшем по ходу развития ребенка);

• Наблюдение в группе за ребенком

Диагностические и тестовые методики.

Методика проведения диагностики:

1. От обычного наблюдения метод диагностики психического развития детей отличается тем, что контроль проводится с помощью определенного стимульного материала, в определенной ситуации, максимально приближенной к естественным условиям жизни малыша.

2. В процессе диагностики педагог (психолог) должен не обучать ребенка, не показывать, а умело выявлять уже сформированные знания и умения малыша):

3. Все задания, выполняемые ребенком должны обязательно положительно оцениваться воспитателем (психологом);

4. Если ребенок не справляется с предложенным заданием, то педагог задает ребенку задание на возраст ниже. Например, если ребенок не выполнил задание 3 года не выполнил задание соответствующее своему возрасту, ему дается задание, соответствующее ребенку 2,6 мес.

Для сравнения детей разного уровня развития разработана количественная оценка в виде групп развития. При этом учитывается степень опережения или задержки в развитии ребенка, количество выполняемых заданий с детьми соответственно показателям.

При оценке уровня развития проставляется тот возраст, которому соответствует выделенный показатель. За нормальное развитиеребенка 3-го года жизни принимается формирование умений ребенка в пределах полугодия : 2 года 1 месяц – 2 г. 6 месяцев; 2 года 7 мес. – 3 года

По уровню развития дети условно делятся на 3 основные группы (есть и четвертая группа, которая встречается редко и свидетельствует о глубокой задержке развития ребенка – ЗПР.

К 1 группе относятся дети с нормальным развитием, т. е. когда все показатели соответствуют календарному возрасту, а также дети с опережением в развитии.

Во П группу входят дети с первоначальной задержкой в развитии на один эпикризный срок (на втором году – 1 квартал, на третьем году – 1-е полугодие)

Ш группу составляют дети с более глубокой задержкой – на 2 эпикризных срока).

1У группу – с еще большей задержкой – на три эпикризных срока.

Результаты оценки нервно-психического развития и поведения заносятся в карту нервно-психического развития, которая хранится у психолога, у которого составлена такая картотека по группам.Карту заводят на ребенка один раз в два года: на второй и третий год жизни. Она имеет определенну. Форма (предложена на стр. 120 в кн. Печора, Пантюхина, Голубева «Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях, — М,: 1985)

Таким образом, своевременно проведенная диагностика позволяет увидеть отклонения в физическом и психическом развитии ребенка, а также в его поведении и выстроить индивидуальную стратегию воспитательных воздействий, коррекционно-развивающую работу с ребенком в различных направлениях, которая осуществляется педагогом, психологом и будет результативной при непосредственном участии родителей ребенка.

НОД по физической культуре «Укрепление и сохранение физического и психического здоровья детей» в средней группе НОД по физической культуре в средней группе Подготовила: Шишкина В. С. Цель: Укрепление и сохранение физического и психического здоровья.

Методика физического развития детей дошкольного возраста «МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» 1. Место подвижной игры в процессе формирования навыков основных движений у детей.

Пескотерапия как средство развития физического и умственного потенциала детей раннего возраста 1слайд- Тема: «Пескотерапия как средство развития физического и умственного потенциала детей раннего возраста». Во что вы любили играть.

Укрепление физического и психического здоровья детей в ДОУ с учетом требования ФГОС до В настоящее время в период обновления системы дошкольного образования особое внимание уделяется полноценному и всестороннему развитию личности.

Диагностика развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста (3–4 года) Этап 1. • «Петушок» Ладонь вверх, указательный палец упирается в большой, остальные пальцы растопырены и подняты вверх. • «Кошечка».

Диагностика эмоционально-экспрессивного развития детей младшего дошкольного возраста Актуальность исследования. Эмоции играют важную роль в жизни детей, помогая воспринимать действительность и реагировать на нее. На протяжении.

Психологическое просвещение. Особенности психического развития детей раннего возраста. Консультация для родителей В детском саду № 28 «Сказка» в г. Ногинске Московской области педагогом-психологом организован родительский клуб «Мамина школа». Основными.

Реализация содержания работы по направлению физического развития детей во второй группе раннего возраста «Реализация содержания работы по направлению физического развития детей во 2 группе раннего возраста» Согласно образовательной программе.

Возрастные особенности психического развития детей 5–7 лет старшего дошкольного возраста Старший возраст – это развитие очень важного периода, который начинается в пять лет и завершается к семи годам. На седьмом году продолжается.

Особенности физического воспитания детей раннего возраста Выступление на РМО инструкторов по физической культуре ДОУ «Особенности физического воспитания детей раннего возраста» Чтобы правильно.

Источник

Adblock
detector