Диспансеризация здорового ребенка
Диспансеризация здорового ребенка – это обязательное периодическое комплексное обследование здоровья малыша, которое следует обязательно проходить с первого года его жизни. Цель проведения диспансеризации – выявление и профилактика соматических или инфекционных заболеваний в самом их начале. Включает в себя сдачу различных анализов, а также консультации и осмотры у специалистов. Позволяет вести динамичное наблюдение здоровья ребенка, начиная с самого рождения.
План и сроки диспансеризации здоровых детей на территории нашей страны закреплены законодательно, на уровне приказов Министерства здравоохранения.
Диспансеризацию здоровых детей стоит воспринимать как систему регулярных наблюдений за здоровьем малышей, которая по сути и составляет основу российского здравоохранения.
Под диспансеризацией в педиатрии понимается совокупность организационных и лечебных мероприятий, которые осуществляются врачами и средним медицинским персоналом в режиме наблюдения за здоровыми детьми с проведением необходимых профилактических мероприятий, которые призваны оградить здоровье ребенка от развития заболеваний и приобретенных отклонений в развитии.
В тех случаях, если во время диспансеризации выявлено острое заболевание малыша, то осуществляется его лечение до полного выздоровления в период диспансерного наблюдения. Если патология уже приняла хронический характер, то целью диспансеризации становится профилактика обострения и общее оздоровления малыша.
Диспансеризация ребенка в возрасте до 1 месяца
Здоровье ребенка наиболее уязвимо в самом начале его жизни, поэтому за ним требуется особо пристальное наблюдение врача. Первые клинические обследования ребенок проходит, еще будучи новорожденным – в родильном доме.
В возрасте до одного месяца ребенку необходимо пройти следующие виды обследований:
• осмотр педиатра (или неонатолога);
• анализ сыворотки крови (берется из пятки).
Анализ крови и неонатальный скрининг позволят выявить возможное наличие врожденных заболеваний. Аудиологический скрининг позволяет выявить отклонения или нарушения функций слухового аппарата, а также возможную врожденную глухоту.
Диспансеризация в возрасте до 1 года
В возрасте до трех месяцев нужно показать ребенка таким врачам, как:
И пройти обследования:
• УЗИ брюшной полости;
• УЗИ головного мозга;
• общий анализ мочи;
• общий анализ сыворотки крови.
Проводится оценка психомоторного и физического развития ребенка. Определяются общие показатели состояния здоровья малыша.
В возрасте от трех месяцев до полугода необходимо наблюдение только у педиатра. Затем, в возрасте 6 месяцев необходимо вновь пройти осмотры и консультации у педиатра, хирурга и невролога, а также сдать общие анализы крови и мочи. Затем, в возрасте от шести месяцев до 1 года, необходимо наблюдение педиатра с периодическим контролем над составом мочи и крови (общие анализы, назначаются педиатром). Также в течение 1 года жизни не стоит забывать о вакцинации ребенка от различных заболеваний. Точное количество и частоту процедур должен назначить врач-педиатр.
В возрасте 1 года необходимо пройти следующие виды обследований:
• общий анализ кала, крови, мочи;
• анализ крови на определение уровня содержания глюкозы (сахара);
• УЗИ брюшной полости.
Диспансеризация в возрасте старше 12 месяцев
В возрасте старше 1 года необходимо продолжить прохождение плановых осмотров у врача-педиатра с периодичностью 1 раз каждые 3 месяца. Плановые консультации и осмотры узких специалистов следует проходить 1 раз в год.
В возрасте 3х лет необходимо пройти осмотры вышеперечисленных специалистов, а также у врача-дерматолога, логопеда и психиатра. Обычно это обязательное требование для поступления в дошкольное детское учреждение.
Следующую плановую диспансеризацию ребенок должен пройти в возрасте 5 или 6 лет, за один год до поступления в школу и в возрасте 6 – 7 лет, непосредственно перед тем, как ребенок пойдет в первый класс. Список врачей остается тем же, что и в 3х летнем возрасте.
В десятилетнем возрасте диспансеризация включает в себя консультации или осмотры следующих врачей:
• гинеколога – для девочек;
И следующие виды обследований:
• УЗИ брюшной полости;
• Общие анализы кала, крови, мочи.
В возрасте 12 лет, во время диспансеризации, к вышеперечисленным осмотрам и обследованиям добавляется осмотр уролога (или андролога) – для мальчиков.
Начиная с 15 или 16 летнего возраста, в программу диспансеризации обязательно включается ежегодное проведение флюорографии.
Диспансеризация здоровых детей. Кто ее делает?
На всем протяжении комплекса профилактических диспансерных мероприятия, осуществляемых на участке, в работе педиатра принимает участие и участковая (кабинетная) медицинская сестра. Кроме это к работе подключаются сестры кабинета здорового ребенка и медицинская сестра прививочного кабинета, так как прививки являются важнейшей часть профилактической работы по снижению заболеваемости детей. Естественно, что помимо участкового врача в диспансеризации детей участвуют и узкие специалисты и работники лабораторий поликлиник или медицинских центров, имеющих аккредитацию на предоставление услуг детской диспансеризации.
После окончания периода новорожденности неорганизованные дети проходят диспансеризацию путем профилактических посещений педиатра (приемы).
Для таких посещений отведены строго регламентированные сроки. На первом году жизни ребенок осматривается ежемесячно, а дети, находящиеся в группах риска осматриваются чаще. Со временем кратность осмотров становится реже. Так на втором году жизни диспансерные приемы следует осуществлять 1 раз в квартал. На третьем году, раз в полгода и так далее.
В круг основных задач врача, осуществляющего диспансерный прием ребенка, входит:
- определить уровень здоровья и развития,
- выявить наличие отклонений в состоянии здоровья у ребенка,
- назначить корректирующие мероприятия.
Применяя следующую последовательность действий, врач качественно проводит диспансерный прием:
- оценка состояния ребенка по принятым критериям;
- комплексная оценка состояния с определением группы риска и группы здоровья;
- рекомендации в зависимости от текущего состояния ребенка;
- оформление эпикриза в соответствующих документах (карточка, история развития).
Диспансеризация здорового ребенка позволяет диагностировать и устранять заболевания на начальных стадиях. Вот почему так важно ее систематическое проведение.
Источник
Основные принципы диспансеризации детей
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 07:27, реферат
Краткое описание
Основной метод профилактики в педиатрии – диспансеризация здоровых детей. К 1997 г. педиатры наблюдали детей с рождения до 15-летнего возраста, а в настоящее время – до 18-летнего. Во время диспансеризации проводится комплексная оценка здоровья с определением группы здоровья. Соответственно определяется объем и характер оздоровительных и лечебных мероприятий детям с выявленной патологией или склонностью к ней. В современных условиях диспансеризация являются основной формой работы детских поликлиник.
Вложенные файлы: 1 файл
5диспасеризация детей.docx
Основные принципы диспансеризации детей
Диспансеризация здоровых детей
Общие принципы диспансеризации
Профилактическая работа фельдшера должна занимать 80 % рабочего времени. Если в прошлом главное внимание было привлечено к тяжелым острым заболеваниям инфекционной и неинфекционной природы, то в настоящее время, по мере социальных преобразований, улучшения лечебного и профилактического процессов, снижения детской заболеваемости и смертности, наибольшую активность приобретает предупреждение возникновения, развития заболеваний и перехода их в хроническую форму. Для успешного осуществления этого врач должен быть вооружен эффективными методами работы, основу которых составляет диспансерное обслуживание населения.
Под диспансеризацией понимается такая система активных мероприятий, которая обеспечивает регулярное наблюдение медицинских работников за здоровыми детьми с проведением соответствующих профилактических мероприятий, раннее выявление заболеваний и их лечение до полного восстановления функции пораженного органа, оздоровления окружающей среды. Всемирная организация здравоохранения определяет здоровье как «состояние полного телесного, душевного и социального благополучия».
Задачи фельдшера на ФАПе
Перед фельдшером на ФАПе стоят задачи — воспитание здорового ребенка, обеспечение оптимального физического и нервно-психического его развития, дальнейшие снижение заболеваемости и смертности детей. При проведении диспансеризации детского населения выделяют два этапа: осуществление комплексных медицинских осмотров; организация лечебных и оздоровительных мероприятий детям с выявленной патологией.
Главный врач поликлиники и заведующий педиатрическим отделением составляют план проведения профилактических осмотров детей. При организации и осуществлении этой работы педиатрическая медицинская служба руководствуется приказом МЗ СССР № 60 «О дальнейшем совершенствовании амбулаторно-поликлинической помощи детскому населению в городах».
Частота осмотра детей, посещающих детские дошкольные учреждения: в возрасте от 1 года до 3-х лет — 1 раз в месяц; от 3 лет и старше — 1 раз в 3 месяца. Дети, имеющие отклонения в состоянии здоровья, осматриваются по показаниям. Осмотры другими специалистами проводятся в отмеченные в таблице сроки.
Комплексная оценка состояния здоровья
При осмотре ребенка фельдшер должен не только выявить у него заболевания, но и оценить уровень физического и нервно-психического развития, резистентность организма, функциональное состояние органов и систем, определить группу здоровья, дать рекомендации по проведению профилактических, воспитательных, оздоровительных и лечебных мероприятий с установлением группы по физкультуре и группы закаливания.
Диспансеризация здоровых и больных осуществляется согласно положению о диспансеризации, утвержденному МЗ СССР № 1000 1.10.1981 г.
Отбор больных для диспансерного обслуживания проводится фельдшером. В обязательном порядке диспансерному наблюдению подлежат больные туберкулезом, кожно-венерическими, онкологическими, сердечно-сосудистыми, психоневрологическими болезнями, заболеваниями зобом, глаукомой и рядом других не эпидемических и инфекционных заболеваний.
Основными элементами диспансеризации в работе являются:
• активное выявление больных с начальными стадиями патологического процесса;
• полное клиническое обследование;
• динамическое наблюдение за состоянием здоровья;
• осуществление комплекса лечебно-оздоровительных мероприятий, включающего амбулаторное лечение, госпитализацию, санатарно-курортное лечение, диетическое питание, трудоустройство;
• знакомство с условиями труда и быта с целью установления связи между ними и выявленными заболеваниями, разработка мер по устранению вредных факторов среды и обеспечению наиболее благоприятных условий жизни человека;
пропаганда среди диспансерных контингентов рационального режима питания, труда и отдыха;
• периодическое обобщение данных об эффективности диспансеризации.
Основные документы по диспансеризации
Основными документами, которые надлежит завести на больных, состоящих на диспансерном учете, является медицинская карта амбулаторного больного и контрольная карта диспансерного наблюдения.
Диспансеризация взрослого населения страны проводится в соответствии с приказом МЗ СССР № 770 от 30.05.86 г. «О порядке проведения всеобщей диспансеризации населения». Основной ее целью является осуществление комплекса мероприятий, направленных на формирование, сохранение и укрепление здоровья населения, предупреждение развития заболевания, снижение заболеваемости.
• ежегодный медицинский осмотр всего населения с проведением лабораторных и инструментальных исследований;
• дообследование нуждающихся с использованием всех современных методов диагностики;
• выявление заболеваний на ранних стадиях;
• определение и индивидуальную оценку состояния здоровья;
• разработку и проведение комплекса необходимых медицинских и социальных мероприятий, динамическое наблюдение за состоянием здоровья населения.
Диспансеризация включает в себя 4 последовательных этапа:
• определение диспансеризуемых контингентов населения;
• активное выявление больных и правильная организация их учета;
• активное систематическое наблюдение за диспансеризуемыми лицами, комплексное лечение, патронаж;
• организация общественных профилактических мероприятий;
• диспансерная работа контролируется заведующим отделением.
ДИСПАНСЕРИЗАЦИЯ ШКОЛЬНИКОВ ПО СКРИНИНГ-ПРОГРАММЕ
По приказу МИНЗДРАВА СССР ОТ 30.05.84 г. №. 610 От 30.05.86 №780 диспансеризация детей и подростков должна проводиться с использованием специальной скрининг-программы, разработанной НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков и молодежи Госкомсанэпиднадзора РФ.
Дети с предмиопией и нарушениями опорно-двигательного аппарата
Дети с предмиопией и нарушениями опорно-двигательного аппарата осматриваются ежегодно.
Вся скрининг-программа состоит из 10 тестов и дифференцирован-на для обследования детей и подростков разного возраста. Включенные в нее тесты позволяют выявить отклонения со стороны нервной, сердечно-сосудистой, пищеварительной, мочевыделительной, эндокринной систем, ЛОР-органов, органов зрения, опорно-двигательного аппарата, физического развития, а также аллергические заболевания и реакции.
Заключительный диагноз устанавливается врачом школы или специалистами поликлиники.
Этапность обследования по скрининг-программе
• 1-й этап — доврачебное обследование — выполняется медсестрой школы;
• 2-й этап — осмотр детей, выявленных с помощью тестов врачом школы;
• 3-й этап — осмотр специалистами поликлиники учащихся, направленных врачом школы на консультацию.
При данной организации осмотров медсестра школы выполняет полное доврачебное обследование самостоятельно. При этом повышается роль среднего медперсонала, персонально используется рабочее время врача школы и специалистов поликлиники.
Врач школы получает возможность уделить особое внимание не только учащимся с хроническими заболеваниями, но и учащихся со значительными отклонениями функционального характера, выявленными в результате тестовых исследований.
Источник
Диспансеризация. Группы здоровья детей. Критерии отнесения к группе здоровья.
Диспансеризация – это стройная система активных мероприятий, обеспечивающих систематическое наблюдение медицинским работником за здоровыми детьми с проведением профилактических мероприятий, предупреждающих развитие болезни.
Цель диспансеризации здорового ребенка: обеспечить всеми имеющимися у врача-педиатра средствами состояния полного здоровья у детей к моменту поступления в школу.
Участковый врач и медсестра составляют план диспансеризации. Ежегодно, в месяц рожде-ния ребенка осуществляется патронаж. В каждой поликлинике выделяется один день в неделю для диспансеризации здоровых детей.
По итогам диспансеризации детское население участка делится на группы здоровья.
Критерии отнесения к группе здоровья:
1. Наличие или отсутствие отклонений в раннем возрасте.
2. Уровень физического развития.
3. Уровень нервно-психического развития.
4. Резистентность и реактивность организма.
5. Функциональное состояние органов и систем.
6. Хроническая патология или врожденные пороки развития.
Группы здоровья детей
I группа – здоровые дети
Дети без отклонений в здоровье, нормальный анамнез (биологический, социальный, генеалогический), нормальное физическое и нервно-психическое развитие, редко болеющие или не болевшие простудными заболеваниями за время наблюдения, хронической патологии нет.
II группа – группа риска
II а – дети с отягощенным биологическим, социальным, генеалогическим анамнезом, нормальным физическим и нервно-психическим развитием, не болеющие или редко болеющие ОРЗ, без хронической патологии.
II б – неблагоприятный анамнез, нормальное или с небольшими отклонениями физическое и нервно-психическое развитие, обусловленное определенной степенью морфологической незрелости органов и систем, часто и длительно болеют острыми заболеваниями (более 4-х раз в год).
Группы III , IV , V — больные дети хроническими заболеваниями или дефектами (пороками) развития
III — дети, страдающие хроническими заболеваниями или дефектами развития, но находящиеся в состоянии полной компенсации.
IV — дети, страдающие хроническими заболеваниями или дефектами развития в стадии субкомпенсации.
V — дети, страдающие хроническими заболеваниями или дефектами развития в стадии декомпенсации.
Строение и физиология репродуктивной системы женщины. Половые гормоны. Степени чистоты влагалища.
Женские половые органы
К ним относятся: наружные половые органы:
— большие половые губы – это две продольные складки кожи, ограничивающие с боков половую щель. В толще их заложены бартолиновы железы, выделяющие секрет для увлажнения слизистой и разжижающий семенную жидкость;
— малые половые губы – это вторая пара продольных кожных складок. Спереди они раздваиваются и образуют две пары ножек. Передняя пара соединяется над клитором, задняя — под ним;
— клитор — небольшое конусовидное образование, состоящее из двух слившихся пещеристых тел. Клитор обильно снабжен сосудами и нервами. Клитор выделяется в виде небольшого бугорка в переднем углу половой щели. Клитор является одним из главных органов полового чувства;
— преддверие влагалища — пространство, ограниченное спереди клитором, сзади — задней спайкой половых губ, с боков — внутренней поверхностью малых половых губ. Сверху, со стороны влагалища, границей преддверия является девственная плева;
— мочеиспускательный канал (уретра) — его наружное отверстие расположено на 2-3 см кзади от клитора. Длина его у женщин 3-4 см. Ход канала почти прямой, с незначительным изгибом кверху. Уретра на всем протяжении соединена с передней стенкой влагалища. Сбоку от наружного отверстия уретры располагаются парауретральные ходы — скинеевы железы;
— девственная плева — соединительнотканная перепонка, которая закрывает вход во влагалище у девственниц.
К внутренним половым органам относятся: влагалище, матка, маточные трубы и яичники.
Влагалище — это полая трубка длиной 9-10 см, имеет 4 стенки — 2 боковые, переднюю и заднюю. Стенки влагалища вместе с шейкой образуют 4 свода, имеющие соответствующие стенкам названия. Содержимое влагалища небольшое, имеет кислую реакцию, за счет молочной кислоты, которая способствует гибели патогенной флоры, происходит процесс самоочищения влагалища.
— барьерная, обусловленная его способностью к самоочищению;
— выведение наружу секрета желез шейки и других выделений из матки;
— участие в формировании родового канала при родах;
— проведение и задержка спермы;
Матка — полый гладкомышечный орган грушевидной формы. Расположена в малом тазу между мочевым пузырем спереди и прямой кишкой сзади. Длина матки: у нерожавших женщин – 7-8 см, у рожавших – 8-9,5 см. Ширина матки в области дна, на уровне впадения маточных труб – 4-4,5 см. Масса: у нерожавших — от 50 г, у рожавших — до 100 г.
В матке различают:
— дно — часть матки выше места отхождения маточных труб;
— тело — более широкую верхнюю часть от места отхождения маточных труб до перешейка;
— перешеек — место перехода полости матки в канал шейки матки;
— шейку — продолжение тела матки.
Полость матки имеет треугольную форму. В полость матки в ее правый и левый углы открываются устья фаллопиевых (маточных) труб.
В полости матки обычно содержится небольшое количество секрета, который вырабатывается железами слизистой оболочки матки.
Стенки матки состоят из трех слоев:
— периметрия — серозной оболочки, или брюшины, состоящей из тонкого слоя соединительной ткани и покрывающего ее мезотелия;
— миометрия, представляющего собой толстые гладкомышечные клетки двух типов;
— эндометрия — слизистой оболочки, выстилающей полость матки.
Основные функции матки:
Маточные (фаллопиевы) трубы — парный трубчатый орган, который располагается в верхнем крае широкой маточной связки. Длина в среднем 10-12 см, правая маточная труба обычно несколько длиннее левой.
В маточной (фаллопиевой) трубе различают:
— маточную часть, находящуюся в толще матки и открывающуюся отверстием в ее полость;
— перешеек — наиболее узкий отдел, прилегающий к маточному концу;
— ампулярную часть, имеющую воронкообразную форму;
— брюшной конец (или фимбриальную часть), открывающийся в брюшную полость отверстием в непосредственной близости от трубного конца яичника.
Основные функции маточных труб:
— транспортировка яйцеклетки от яичника до полости матки;
— транспортировка сперматозоидов к ампулярному отделу;
— ампулярный отдел является местом оплодотворения яйцеклетки;
— развитие оплодотворенной клетки в ранние сроки после оплодотворения;
— перемещение оплодотворенной яйцеклетки к матке.
Яичник — парная женская половая железа. Расположена в полости малого таза у боковых его стенок по обеим сторонам матки. Размеры и форма яичника изменяются в зависимости от функциональной активности его тканей и возраста женщины. Средняя длина — 3-4 см, ширина — 2-2,5 см. Масса 6-8 граммов. Обычно правый яичник несколько больше левого.
Основными функциями яичников являются:
— генеративная, служащая продолжению рода;
Эндокринная функция яичников
— женские половые гормоны — эстрогены и прогестогены;
— небольшое количество мужских половых гормонов — андрогенов.
Половые гормоны — это гормоны, определяющие развитие половых органов и характер вторичных половых признаков, а также функцию наивысшей активности системы воспроизведения потомства и поведенческие, специфические реакции.
Андрогены — мужские, эстрогены — женские половые гормоны.
В мужских половых железах — яичках образуется основной мужской гормон — тестостерон. В женских яичниках тоже вырабатывается тестостерон, который в клетках зреющего фолликула превращается в эстроген (эстрон, эстродиол, эстриол). Желтое тело яичника продуцирует прогестерон.
Синтез половых гормонов контролируется гонадотропными гормонами гипофиза, основ-ным из которых является лютеонизирующий гормон (ЛГ), кроме того фолликулостиму-лирующий гормон (ФСГ). Повышение ФСГ наблюдается в начале и середине менструального цикла. Повышение ЛГ — перед овуляцией, в период развития желтого тела.
Кроме того, небольшое количество половых гормонов вырабатывают надпочечники, больше андрогена. Выработка гормонов контролируется адренокортикотропным гормоном. Влияние андрогенов, вырабатываемых надпочечниками, проявляется больше в пубертатном периоде: появление вторичных половых признаков, скачок в росте.
Эстрогены до пубертатного периода вырабатываются в небольшом количестве. В пубертатном периоде резко возрастает активность яичников, под влиянием эстрогенов. Развивается матка, трубы, влагалище, появляются молочные железы, характерно распределяется подкожно жировая клетчатка, повышается тонус матки, усиливается возбудимость.
Прогестерон — гормон желтого тела, обеспечивает развитие секреторной фазы эндометрия, накоплению в нем гликогена, без чего имплантация оплодотворенной яйцеклетки невозможна. Прогестерон снижает тонус и возбудимость матки.
Степени чистоты влагалища
Задний свод самый глубокий, из него берут содержимое на степень чистоты влагалища, которых всего 4:
Первая степень — чистая культура толстой неподвижной грамположительной палочки (Додерлейна) и единичные клетки слущенного эпителия, среда кислая;
Вторая степень — наряду с влагалищной палочкой Додерлейна имеются сапрофиты, нежная, слегка изогнутая грамотрицательная палочка и единичные лейкоциты, среда слабокислая;
Третья степень — обилие лейкоцитов, почти отсутствие влагалищной палочки, различные кокки, среда слабощелочная;
Четвертая степень — влагалищная палочка полностью вытеснена гноеродной флорой, обилие лейкоцитов — гнойный секрет, и появляются трихомонады, среда щелочная.
Источник