ДЕТСТВО-ГИД
DETSTVO-GID — сайт для родителей и педагогов
Рубрики
Свежие комментарии
- Любовь к записи Реализация национального проекта «Образование» в ДОУ
- admin к записи Реализация национального проекта «Образование» в ДОУ
- Елена к записи Реализация национального проекта «Образование» в ДОУ
- admin к записи Реализация национального проекта «Образование» в ДОУ
- admin к записи Реализация национального проекта «Образование» в ДОУ
Популярные записи
Страницы
Формирование у дошкольников ответственности за свое здоровье
Помимо основных задач по образовательной области «Физическое развитие» необходимо формировать у дошкольников элементарное осознание ответственности за свое здоровье. То есть, закрепить представление о том, что здоровье напрямую зависит от того, как сам человек к нему относится: соблюдает физическую активность, правила гигиены, основы правильного питания и т.д.
Данную тему рекомендуется разрабатывать по трем направлениям
Первое направление — создание и обогащение развивающей предметно-пространственной среды в группе, которая будет соответствовать возрасту воспитанников и поставленным задачам.
Что нужно сделать
1. Пополнить учебно-методическое обеспечение образовательного процесса демонстрационным и дидактическим материал для фронтальных пособий.
2. Разработать наглядно-дидактические пособия «Изучая себя» «Собери человека», «Здоровая пища», «Витамины – полезные продукты», «Съедобное – несъедобное», «Веселые овощи», «Одень по погоде» и другие.
3. Оформить и оборудовать сюжетно-ролевые игры на современную тематику, например: «Центр здоровья» (для расширения знаний о труде медицинских работников, формирования знаний и навыков по оказанию первой медицинской помощи и т.д.).
Второе направление — способствовать развитию определенного круга знаний и представлений о своем теле.
Что нужно сделать
1. Познакомить детей с органами чувств, подвести к установлению взаимосвязи человеческого тела и восприятия внешнего мира. Предложить объяснить, как мы чувствуем окружающий мир, что нам в этом помогает, как мы узнаем, что спешат машины, что дует ветер, что движутся люди, что у мамы приятные духи, непринужденно и ненавязчиво дать детям хорошие понятия, что такое органы чувств.
2. Провести организованную образовательную деятельность на темы «Чудо-нос», «Зачем человеку язык», «Слушай во все уши», «Чтобы глазки видели». Можно предложить воспитанникам с закрытыми глазами рисовать, кушать, надевать перчатки. Таким образом, подвести к пониманию того, как нелегко живется слепым людям. Рассказать, что зрение надо беречь и чтобы глаза не уставали, делать гимнастику для глаз («Лиса», «Самолет», «Снегопад»). Совместно с детьми организовать экологическую акцию «Будем дышать чистым воздухом!».
3. Познакомить дошкольников с назначением и работой сердца: как прислушаться к своему сердцу, почувствовать его работу, как научиться беречь его и укреплять: купаться, бегать, выполнять физические упражнения, закаляться.
4. Познакомить с органами дыхания: «Как мы дышим».
5. Аналогично познакомить детей с системой пищеварения, уделяя особое внимание уходу за зубами, пользе «здоровой пищи», витаминов. Провести занятия на темы «Витамины и полезные продукты», «Витамины и здоровый организм». Объяснить, что ни одна часть тела, ни один орган не будет действовать по своей воле, без «приказа» самого главного «начальника» — головного мозга.
6. Вместе с детьми рассмотреть иллюстрации о правильном и неправильном режиме дня. Чтобы вызвать активную мыслительную деятельность детей, использовать ситуации-провокации: «Мальчик целый день провел у экрана телевизора. Это хорошо или плохо?». Рассматривая фотографии спортсменов, спросить: «Почему у них хорошо развиты мышцы?» (Благодаря физическим упражнениям).
7. Использовать различные формы организации физической активности: утренняя гимнастика, физминутки, дни здоровья, пальчиковые и дыхательные гимнастики, массаж.
8. Рассказывать детям о том, что такое здоровье и что такое болезнь. В данном случае подойдет анализ и решение проблемных ситуаций, например: «Если человек заболел гриппом, то необходимо…». При помощи карточек-иллюстраций знакомить с ситуациями, опасными для здоровья (с обязательным анализом этих ситуаций).
9. Пополнять знания детей о работе врачей: терапевта, стоматолога, окулиста в сюжетно-ролевой игре «Центр здоровья».
10. Знакомить воспитанников с правилами поведения при травмах.
Третье направление – сформировать практические умения и навыки по уходу и бережному отношению к своему организму.
Что нужно сделать
1. Предлагать проблемно-игровые ситуации, формируя при этом практические умения и навыки оказания первой медицинской помощи:
— если я поцарапал руку, то…
— если я промочил ноги, то…
— если озябло лицо на морозе…
— если я перегрелся на солнце …
2. Включать в образовательную деятельность:
— дидактические игры «Узнай по запаху», «Узнай на ощупь», «Узнай, кто позвал», «Вредно — полезно»;
— наглядные пособия «Мои органы чувств», «Что для носа хорошо, а что плохо», «Вкусно и полезно»;
— игровые упражнения «Найди свое сердечко», «Сравни, как бьется сердце мое и другого ребенка», «Как выглядит здоровый человек?»
— игровые занятия-путешествия типа: «Зачем человеку нос», «Хорошо – плохо»;
— логические задачи «Если бы у человека не было ушей…»;
— сюжетно-ролевые «Скорая помощь», «Травмпункт», «Служба спасения»;.
3. Систематически использовать проблемные вопросы и задания, например:
— Почему нельзя есть грязными руками?
— Можно ли есть и одновременно играть с животными?
— Почему руки можно назвать «рабочими инструментами» человека?
— Что мы делаем с помощью рук и ног?
— Для чего человеку нос?
— Как путешествует воздух по организму?
— Почему важно дышать чистым воздухом?
— Можно ли не дышать? Почему?
— Почему сон называют лучшим лекарством для человека?
— Как может отразиться на здоровье человека неправильный режим дня?
4. Отображать полученные знания в продуктивной деятельности (рисование, изготовление атрибутов и пособий).
Результатом осознания ребенком ответственности за свое здоровье будет элементарная здоровьесберегающая компетентность, а именно готовность самостоятельно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения.
Уважаемые коллеги! Если у Вас есть вопросы по теме статьи или есть сложности в работе по этому направлению, то пишите в комментарии. Обязательно помогу.
Головина Бэла Геннадьевна, администратор сайта.
Источник
Принцип формирования ответственности у учащихся за свое здоровье и здоровье окружающих людей.
Принцип связи теории с практикой – призывает настойчиво приучать учащихся применять свои знания по формированию, сохранению и укреплениюздоровья на практике, используя окружающую действительность не только как источник знаний, но и как место их практического применения.
П
1.4. Методы здоровьесберегающих технологий
Под методами здоровьесберегающих образовательных технологий обучения понимаются способы применения средств, позволяющих решать задачи педагогики оздоровления. Метод обучения (от греч. Metodos – буквально путь к чему-либо) – это упорядоченная деятельность педагога, направленная на достижение заданной цели обучения. Под методами обучения часто понимают совокупность путей, способов достижения целей, решения задач образования (Подласый И.П.). В здоровьесберегающих образовательных технологиях обучения применяются две группы методов:
Специфические (характерные только для процесса педагогики оздоровления) и общепедагогические (применяемые во всех случаях обучения и воспитания).
Ни одним из методов не стоит ограничиваться в методике педагогики оздоровления как наилучшим. Только оптимальное сочетание специфических и общепедагогических методов в соответствии с методическими принципами может обеспечить успешную реализацию комплекса задач здоровьесберегающих образовательных технологий обучения.
На основе существующей педагогической практики можно выделить следующие методы:
Методы обучения | специфические | общепедагогические |
Рассказ Дидактический рассказ Беседа Лекции Дискуссия Работа с книгой Демонстрация Иллюстрация Видеометод Упражнения Наглядность Лабораторный метод Практический метод Познавательная игра Методы программированного обучения Обучающий контроль Ситуационный метод Игровой метод Соревновательный метод Активные методы обучения Воспитательные, просвети- тельские и образовательные программы | + | + + + + + + + + + + |
В структуре метода выделяют приемы, как составную часть, отдельный шаг в реализации метода.
Приемы можно классифицировать следующим образом: защитно-профилактические (личная гигиена и гигиена обучения); компенсаторно-нейтрализующие (физкультминутки, оздоровительная, пальчиковая, корригирующая, дыхательная и др. гимнастика, лечебная физкультура; массаж; самомассаж; психогимнастика, тренинг, позволяющие частич-
Но нейтрализовать стрессовые ситуации); стимулирующие (элементы
закаливания, физические нагрузки, преимы психотерапии, фитотерапии и
др.); информационно-обучающие(письма, адресованные родителям, учащимся, педагогам).
Использование методов и приемов зависит т многих условий: от профессионализма педагога, от его личной заинтересованности, от уровня города, района, школы, класса. Только при условии, что все отдельные подходы будут объединены в единое целое, можно рассчитывать, что будет сформировано здоровьеобразовательное пространство, реализующее идеи здоровьесберегающей педагогики.
Одним из методов сдоровьесберегающей педагогики можно считать
Ведение специального дневника здоровья, в который ежедневно ученик будет приучаться записывать (сначала с помощью родителей, а затем самостоятельно) результаты самонаблюдений за своим здоровьем.
При заполнении дневника соблюдается время наблюдений. Их следует проводить в одно и то же время, утром сразу после сна, затем вечером –
перед сном. При характеристике данных самонаблюдения учитываются показатели, типичные для хорошего состояния организма, и их изменения при нарушениях режима жизни.
Самочувствие – чувство, испытываемое человеком в зависимости от состояния его физических и душевных сил.
В дневник записывают: самочувствие хорошее (ощущение бодрости, жизнерадостности, наличие интереса к выполняемой работе); плохое (наличие жалоб на боли, слабость, вялость, головокружение, сердцебиение и другие неприятные ощущения).
Боль –защитный безусловный рефлекс. Боли сопровождаются учащением сердечных сокращений, повышением артериального давления, увеличением сахара в крови и др. При появлении болей необходимо срочно выяснить их причину (нужна консультация врача) и принять необходимые меры.
Изменение самочувствия, вызванное ухудшением общего состояния организма, требует в ряде случаев коренных изменений в режиме дня уча-
В дневнике отмечают: вечером, перед сном – устал/не устал, переутомился; на следующий день – усталости нет, осталось чувство усталости и т.п.
Настроение – внутреннее душевное состояние. Обычно самочувствие и
настроение совпадают, но возможно и несоответствие между ними – удовлетворительное самочувствие при плохом настроении и т.п. Плохое
Настроение может быть и у здорового человека при неудачах, неприятных ощущениях, а хорошее возможно и у больного, например при хороших известиях, вызывающих положительные эмоции.
В дневник записывают: настроение хорошее, удовлетворительное, плохое.
Сон – имеет исключительное значение для поддержания здоровья, работоспособности и жизнедеятельности человека. Он предупреждает истощение нервных клеток, создает условия для восстановления их работоспособности.
Сон ничем нельзя заменить. Он должен продолжаться 9 – 10 часов. В жизни школьников важное значение имеет организация сна.
Эффективность сна зависит от соблюдения ряда гигиенических правил: ужинать полагается за 2 – 3 часа до сна; полезна прогулка (20-30 мин.) перед
сном; спать надо с открытым окном или форточкой и в крайнем случае в хорошо проветренном помещении; не кутаться.
Полноценность сна определяется тремя основными качествами: перио-
дичностью, продолжительностью и глубиной. Периодичность подразумевает вполне определенное время отхода ко сну и подъема – это вырабатывает привычку сразу просыпаться в конкретное время, а также быстро и крепко засыпать именно в указанное время. Продолжительность сна определяется временем, необходимым для полноценного отдыха. Сокращение продолжительности сна резко отрицательно сказывается на состоянии организма школьника: снижается работоспособность, быстрее наступает утомление, возникает переутомление. По свидетельству французских исс ледователей установлено, если в начальных классах дети спят меньше 8 часов, то из каждых 100 таких школьников 61 не успевает в учебе.
Бессонница или повышенная сонливость часто являются одним из признаков наступившего переутомления. После такого сна не ощущается бодрости, появляется чувство разбитости, вялость. В дневник записывается продолжительность, качество сна, а также причины его нарушения.
Аппетит – это один из признаков нормальной жизнедеятельности организма. Ослабление аппетита, его отсутствие могут быть при
1.5. Структура процесса обучения в условиях здоровьесберегающей педагогики заболеваниях, а также в результате утомления или болезненного состояния. Для нормальной жизнедеятельности организма имеет значение состав пищи и соблюдение определенных гигиенических правил. Прием пищи в одно и то же время вызывает аппетит, улучшает работу пищеварительных желез, способствует выделению желудочного сока, благодаря этому пища лучше
переваривается и усваивается.
В дневнике здоровья в графе «Аппетит» записывають: хороший, удовлетворительный, плохой, отсутствует.
Пищеварение и аппетит взаимосвязаны. Расстройство пищеварения у здорового человека может быть одним из признаков недостаточного восстановления организма, переутомления.
В дневнике записывают: нормальный стул, запор, понос, изжога, отрыжка и др.
Работоспособность зависит от многих причин: от самочувствия, настроения, утомления. В дневник записывают: повышенная, обычная, пониженная.
Педагоги являются организаторами самоконтроля и поэтому должны хорошо знать его особенности. Они проводят беседы с учениками о значении самонаблюдений для сохранения здоровья, для соблюдения правильного режима дня, указывают на недопустимость появления вредных привычек. Рассказывают о сущности каждого показателя, о его благоприятных и неблагоприятных изменениях, путях исправления возникших отклонений. Изучив динамику результатов за состоянием здоровья учащихся, педагог вместе с родителями может подвести итоги работы по здоровьесбережению у учащихся.
Обучение – это целенаправленный, систематический и организованный процесс формирования и развития у учащихся качеств, необходимых им для выполнения учебной деятельности. Обучение в условиях здоровьесберегающей педагогики включает в себя передачу знаний, умений и навыков, которые способствуют формированию представлений о здоровьесбережении и научат отличать здоровый образ жизни от
нездорового, что поможет в дальнейшем учащимся и педагогам охранять и беречь свое собственное здоровье, так и здоровье окружающих людей.
В процессе обучения в соответствии с идеями здоровьесберегающих образовательных технологий ставится задача сформировать у школьника необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседнейвной жизни.
Весь процесс обучения в условиях здоровьесберегающей педагогики включает в себя три этапа, которые отличаются друг от друга как частными задачами, так и особенностями методики.
Источник