Взаимодействие педагогов и родителей в сохранении психического и физического здоровья детей
Анастасия Густенкова
Взаимодействие педагогов и родителей в сохранении психического и физического здоровья детей
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад компенсирующего вида № 23
Доклад к презентации на тему:
«Взаимодействие педагогов и родителей в сохранении психического и физического здоровья детей»
Подготовила и провела:
Консультации для воспитателей
«Взаимодействие родителей и педагогов в сохранении психического и физического здоровья детей»
Базовой целью любого дошкольного учреждения является создание оптимальных условий для эффективного решения проблем развития каждого дошкольника. Задача укрепления здоровья детей является необходимым условием их всестороннего развития и обеспечения нормальной жизнедеятельности растущего организма. Чтобы сохранить и улучшить здоровье ребнка в один из самых ответственных периодов его жизни, необходима планомерная целенаправленная работа, как в дошкольном учреждении, так и в семье.
Пожалуй, наиболее мким считается определение здоровья,данное Всемирной организацией здравоохранения: здоровье — это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов.
В современных условиях жизни, диктующих высокий уровень урбанизации, подчас, плохую экологическую обстановку (что особенно актуально для нашего города) выделяется множество факторов отрицательного воздействия на здоровье ребенка, здоровье дошкольника. В современном мире здоровье перестат быть только личной проблемой конкретного человека. Новая концепция здоровья подтверждает его социальную сущность, которая заключается в распределении ответственности за охрану здоровья между обществом, индивидуумом и медицинскими работниками. Базовой целью любого дошкольного учреждения является создание оптимальных условий для эффективного решения проблем развития каждого дошкольника. Задача укрепления здоровья детей является необходимым условием их всестороннего развития и обеспечения нормальной жизнедеятельности растущего организма.
Одной из задач образовательной программы нашего ДОУ, является задача по созданию оптимальных условий для повышения профессиональных компетенций педагогов в охране и укреплении физического и психического здоровья детей, сохранение их индивидуальности, приобщение детей к ценностям здорового образа жизни.
Чтобы дети были здоровы, необходимо научить их осознанному отношению к своему здоровью и воспитывать в них потребность к здоровому образу жизни. Главная роль в этом принадлежит их родителям. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка.
Очень важно, чтобы у родителей была возможность принимать непосредственное участие в образовательном процессе, а при необходимости обратиться за квалифицированной помощью в построении эффективных детско- родительских отношений и коррекции методов воспитания по мере взросления детей.
Качество семейного воспитания, расширение воспитательных возможностей семьи, повышение ответственности родителей за воспитание своих детей – важнейшие проблемы современной педагогической практики. Их решение возможно при условии всесторонней психолого-педагогической подготовки семьи, родителей к выполнению своих воспитательных функций. Именно этими обстоятельствами диктуется необходимость постоянного повышения уровня педагогической компетентности родителей, необходимость и актуальность организации различных форм образования. Таким образом, определяются основные цели и задачи родительского образования в ДОУ:
• Формировать у родителей восприятие феномена воспитания в семье и ДОУ как социального, психологического и педагогического явления;
• Формировать представления об этапах физического и психического развития ребенка;
• Привлечение родителей к активному участию в деятельности ДОУ;
• Просвещение родителей в области педагогики, детской физиологии и детской психологии
Совместная деятельность педагогов дошкольного образовательного учреждения и родителей по сохранению и укреплению здоровья ребенка, основ физической культуры и психического комфорта имеет не только педагогическое, но и глубокое социальное значение. Ведь здоровье детей – будущее страны, основа ее национальной безопасности.
Большинство родителей испытывают потребность в информации о способах оздоровления ребенка. Наибольший интерес вызывают темы, связанные с регуляцией психоэмоционального состояние ребенка, укреплением здоровья детей, с профилактикой простудных заболеваний, с физической и психологической подготовкой детей к обучению в школе, организация рационального питания, двигательного режима, закаливания и режима дня ребенка дошкольного возраста, а также профилактика нарушений осанки и плоскостопия у детей.
Семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга. Создание благоприятных педагогических условий для физического воспитания детей только в рамках дошкольного учреждения не является достаточно эффективной мерой. Ведь часть времени активного бодрствования дети проводят в семье, и на родителей ложится особая ответственность за организацию физкультурно-оздоровительной работы с ними.
Главное – помочь родителям выработать собственные жизненные ориентиры в выборе здорового образа жизни, научить оценивать свои физические возможности, видеть перспективы их развития, осознать ответственность за здоровье собственное и здоровье детей.Для достижения этой цели нужно:
• Использовать различные формы общения с родителями, направленные на их активное участие в образовательном процессе дошкольного учреждения;
• Оказывать психолого-педагогическую помощь родителям в повышении компетентности в вопросах физического и психического развития, охраны и укрепления здоровья детей.
Эффективность взаимодействия во многом зависит от степени доверия родителей к дошкольному учреждению, их удовлетворнностью пребывания ребенка в нем. Практика показала, что родители готовы к взаимодействию, если физкультурно-оздоровительная работа курируется педагогом-психологом учреждения и медицинским работником.
В работе с родителями по сохранению и укреплению психического и физического здоровья детей,в дошкольном учреждении используются следующие формы работы:
информирование родителей о способах физическогоразвития дошкольников: собрания, консультации педагогов и специалистов;
оформление наглядной агитации, анкетирование и индивидуальны беседы,оформление стендовой информации: «Мама, папа, я – спортивная семья», «Быть здоровыми хотим!»;
изготовление нетрадиционного оборудования для профилактики плоскостопья, дыхательной гимнастики;
участие в совместных спортивных праздниках: «Вместе с папой», «Богатырские состязания», «Веселые старты». Ежегодное совместное проведение «Декады здоровья»под девизом: «Быть здоровыми хотим!», где и дети, и взрослые,активно участвуют в занятиях: «Вместе с мамой, вместе с папой» помогают добиться положительных результатов в воспитании у ребенка потребности быть здоровым и взаимодействия между педагогами и родителями.
В детском возрасте психическое и физическое здоровье дает малышу «счастливый билет» в будущее, помогая наиболее благоприятному развитию всех физических, психических функций и душевных качеств.
Общие усилия будут способствовать воспитанию здорового ребенка,которому предстоит жить в быстро меняющемся мире: применять и осуществлять перемены, критически мыслить, проявлять инициативу, активность, творчество, заботиться о людях, стране, окружающем мире. Главное – дети должны расти счастливыми. Только счастливый ребенок может быть здоров физически и душевно, гармонично развиваться, в полной мере разворачивая свои возможности.
Список используемой литературы:
1. Данилина Т. А. Взаимодействиедошкольных образовательных учреждений с семьей: монография. – М. : Айрис-пресс, 2012.
2. Козлова А. В., Дешеулина Р. П.Работа ДОУ с семьей: Диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг. – М. : ТЦ Сфера, 2005. – С. 63
3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утв. Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (ФГОС ДО)
4. Якобсон С. Г., Гризик Т. И., Доронова Т. Н., Соловьва Е. В., Екжанова Е. А. Радуга. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования (проект)– М. : Просвещение, 2014. — 256 с.
5. Интернет ресурсы.
Формы и методы взаимодействия воспитателей ДОУ и родителей в сохранении физического здоровья дошкольника «Семья для ребенка – это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение.
Разнообразие методов и приёмов, способствующих охране физического и психического здоровья детей Что же такое здоровье? Казалось бы, самый простой ответ гласит: здоровье- это отсутствие болезней. Но такого понимания не достаточно. По.
Консультация «Роль ДОУ в сохранении физического и психического здоровья детей» «Роль ДОУ в сохранении физического и психического здоровья детей» «Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности,.
Консультация для воспитателей «Взаимодействие педагогов и родителей в процессе физического воспитания дошкольников» Физическое воспитание – один из основных компонентов общего воспитательного процесса, без которого не возможно гармоническое развитие ребенка.
Опыт работы «Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей» Пояснительная записка Основная цель разработки: сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, совершенствование их.
Отчет о работе по сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей в ДОУ Основная цель разработки: сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, совершенствование их физического развития,.
Семинар для старших воспитателей Решение задач по охране и укреплению физического и психического здоровья детей Семинар для старших воспитателей «Решение задач по охране и укреплению физического и психического здоровья детей через создание эмоционального.
Сохранение и укрепление физического и психического здоровья посредством художественно эстетического развития «Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их.
Взаимодействие ДОУ и семьи в сохранении и укрепления здоровья детей Взаимодействие ДОУ и семьи в сохранении и укрепления здоровья детей. Здоровье – важный фактор работоспособности и гармоничного развития.
Эмоциональное благополучие как фактор интеллектуального развития, психического и физического здоровья дошкольника. Детство — уникальный период становления и развития личности. В этот период закладываются основные жизненные принципы и фундаментальные качества.
Источник
Взаимодействие с семьёй по вопросам физического воспитания и укрепления здоровья детей.
Надежда Васильевская
Взаимодействие с семьёй по вопросам физического воспитания и укрепления здоровья детей.
МБДОУ Детский сад комбинированного вида №2 «Солнышко. «
Взаимодействие с семьёй по вопросам физического воспитания и укрепления здоровья детей.
Воспитатель: Васильевская Надежда Валентиновна.
Хорошее здоровьебазируется на фундаменте всестороннего и гармоничного общего развития: физическая культура, здоровьесберегающие технологии являются наиболее эффективными и доступными средствами сохранения и укрепления здоровья детей.
Дошкольный возраст считается наиболее важным для физического, психического и умственного развития ребёнка. До 7-ми лет ребёнок проходит масштабный путь развития, и повторяемый на протяжении всей последующей жизни. Именно в этот период идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. В то же время, этот период в течении которого ребёнок находится в полной зависимости от окружающих взрослых – родителей, педагогов. Общепризнанно, что фундамент здоровья ребёнка закладывается в семье. Важным элементом семейного уклада является физическое воспитание. Оно способствует, как полноценному развитию и укреплению здоровья детей, так и становлению благоприятного семейного микроклимата. Очевидно, что семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга.
Семья – это среда, где формируется здоровье ребёнка.
Физическое воспитание – один из основных компонентов общего воспитательного процесса, без которого невозможно гармоническое развитие ребёнка. Регулярные занятия физкультурой и спортом в семье и в детском саду позволяет повышать сопротивляемость детского организма внешним неблагоприятным воздействиям, содействовать оздоровлению ослабленных детей, а так же укреплять внутрисемейные отношения. Состояние здоровья ребёнка во многом зависит от поведения, которое формируется в семье.
Роль семьи в формировании укрепления и сохранения здоровья велика. Ни один из навыков здорового образа жизни невозможно полностью сформировать без активной поддержки семьи. Невозможно воспитать ребёнка без личного родительского примера.
Укрепление и сохранение здоровья детей – это целенаправленная систематически спланированная работа всего коллектива образовательного учреждения.
В нашем дошкольном учреждении приоритетное направление — физкультурно – оздоровительное.
Я работаю на оздоровительной группе, где разработана «Программа оздоровления для часто и длительно болеющих детей».
Цель: Укрепление физического и психического здоровья и снижение заболеваемости ослабленных и часто болеющих детей.
Задачами которой являются:
1. Укрепление физического и психического здоровья детей путём постепенного увеличения двигательной активности и физических нагрузок с учётом состояния физического и психического здоровья.
2. Организация воспитательно – образовательного процесса с учётом состояния физического и психического здоровья.
Вся работа в нашей группе пронизана заботой о физическом здоровье детей и их психическом благополучии.
Дети поступают в эту группу ослабленными, часто болеющие, с бронхитами, бронхиальной астмой.
Дети поступают в основном со II группой здоровья (4, из них с I группой здоровья (5, с 3 группой здоровья (4, а вот физическое развитие их разное:
Ниже среднего -31 %; среднее — 54 %; выше среднего — 15 %.
Программа физического развития, сохранения и укрепления здоровья детей – задача сложная и важная, но добиться положительного результата в этом направлении вполне нам по силам. Понимая важность этой проблемы мы составили перспективный план работы с родителями. Каждый месяц объединён одной темой.
Сентябрь «Профилактика нарушения осанки».
Октябрь «Профилактика и коррекция плоскостопия».
Ноябрь «О здоровье – всерьёз» (Укрепление иммунитета).
Декабрь «Дыхательная гимнастика, как эффективная профилактика снижения заболеваемости часто болеющих детей».
Январь «Движение – основа жизни».
Февраль «Витамины и минералы».
Апрель «Прогулки и их значение для укрепления здоровья детей».
Май «Здоровое питание».
Цель: Организация совместных действий родителей, педагогов, детей, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей.
На основании перспективного плана организовали семейный клуб «Здоровая семья».
Основные направления семейного клуба по физкультурно-оздоровительной работе.
Формы взаимодействия с родителями воспитанников, направленные на повышение роли родителей в оздоровлении детей, приобщение их к здоровому образу жизни, стали традицией физкультурно – оздоровительной работы, в нашей группе собрания в традиционной, нетрадиционной форме, круглые столы, семинары, практикумы, вечера вопросов и ответов, интересные встречи в семейном клубе «Здоровая семья»,
Подробнее остановимся на самой эффективной форме работы с семьёй в данной области – встречи в семейных клубах.
Проводим совместные мероприятия, в которых участвуют родители со своими детьми.
В клубе предусматривается теоретическая и практическая части.
В теоретической части родителям предлагаем консультации специалистов медсестра Попова Н В. ; врач Лапина Е. И. ; инструктор по физической культуре Киселёва И. А.).
В практической части участвуют дети и родители. Это совместные выполнения комплекса лечебно – профилактических упражнений, физических упражнений, игр и различных видов гимнастик.
В заключении родителям выдаются различные памятки, рекомендации. Такие мероприятия в клубе дают ощутимые результаты. Например, на занятии семейного клуба по профилактике плоскостопия у детей.
Тема: «Профилактика и коррекция плоскостопия».
Наталья Владимировна познакомила родителей с особенностями строения детской стопы, рассказала о разных видах плоскостопия (о продольном, поперечном, комбинированном плоскостопии, о причинах его появлении.
Затем рассказала о диагностике и профилактике плоскостопия.
В практической части Ирина Александровна показала комплекс упражнений при плоскостопии и для предупреждения плоскостопия, особое внимание уделив самомассажу стоп различными упражнениями.
Затем раздали родителям памятки, рекомендации «Что такое плоскостопие».
В группе оформлены папки – передвижки «Плоскостопие», «Советы по профилактике плоскостопия».
В ноябре на семейном клубе была проведено собрание на тему: «О здоровье всерьёз».
Евгения Ивановна Лапина и Наталья Владимировна рассказали «Как укрепить иммунитет ребёнка».
За «круглым» столом обсуждали вопросы, как укрепить здоровье детей народными средствами; закаливание детей дома.
В практической части Надежда Валентиновна рассказала и провела практикум: «Самомассаж при ОРВИ, гриппе»; «Самомассаж «Неболей-ка», «Петушок» и др.
Проводили с родителями «Вечер вопросов и ответов».
Игра «Ромашка» Родители высказывали своё мнение о сохранении и укрепления здоровья своих детей, задавали вопросы, делились опытом, обсуждали вопросы по физическому воспитанию в семье и по снижению заболеваемости детей.
В декабре «Дыхательная гимнастика в жизни ребёнка»
Наталья Владимировна рассказала о дыхательной гимнастике, как она важна для ослабленных, часто болеющих детей.
Правильное дыхание является залогом оздоровления.
Памятки родителям раздала. «Дыхательная гимнастика, как эффективная профилактика снижения заболеваемости часто болеющих детей».
Я вместе с детьми показала родителям упражнения дыхательной гимнастики: «насос», «паровоз», «петух», «часики» и др. .
Январь «Движение – основа жизни».
Зимние забавы. Физкультурный досуг. (перенесли на февраль.)
Безусловно, такие занятия в семейных клубах приносят ощутимые результаты, приобщают родителей к здоровому образу жизни, развивают физические качества и навыки, но и способствуют самореализации каждого и взаимообщения всех. Взрослые и дети лучше узнают особенности характера, мечты и способности друг друга. Создаётся микроклимат, в основе которого лежат уважение к личности, забота о каждом, доверительные отношения между взрослыми и детьми, родителями и педагогами, т. е. обеспечивает взаимосвязь всех составляющих здоровья – физического, психического и социального.
С целью выявления роли родителей в формировании здоровья и приобщение детей к здоровому стилю жизни нами проведён анкетный опрос.
«Здоровье вашего ребёнка»
«Какое место физкультура занимает в вашей семье»
«Условия здорового образа в семье».
Анализ полученных данных позволил установить следующее:
62 % родителей отметили важность физического развития и укрепления здоровья детей в дошкольном возрасте;
48 % родителей не имеют достаточных знаний, умений и навыков в воспитании у детей потребности быть здоровыми. В результате анкетирования выяснилось, какие проблемы имеются у родителей по вопросам оздоровления и физического развития детей, какую консультацию они хотели бы получить от воспитателей и специалистов ДОУ.
Для обогащения семейного опыта в воспитании детей используем такую форму работы, как создание семейных страничек.
«Мой выходной день».
Это красочно оформленные родителями листы, где они в интересной форме повествуют о своих традициях, формах семейного отдыха, чем занимаются в выходной день.
«Движение – это жизнь».
Рисунки «Мой любимый вид спорта».С рассказами о любимом виде спорта. Проводили с родителями консультации,беседы на различные темы: «Здоровье на тарелке»; «Чудесный мир физической культуры»; «За здоровьем на лесную полянку».
Ширмы: «Советы Айболита»; «Витамины»; «Как вести здоровый образ жизни вместе с ребёнком»; «Простые правила здорового образа жизни».Составили проект «Наше здоровье в наших руках».
Таким образом, внедрённая система работы по созданию единого образовательно – оздоровительного пространства позволила не только наладить необходимый контакт с семьями, но – главное, сделать процесс формирования основ здорового образа жизни у дошкольников наиболее эффективным.
В результате такой работы с родителями можно сделать выводы:
— сократилось количество пропущенных дней по причине болезни;
— отношение детей и родителей к здоровому образу жизни поменялось появился интерес к совместным встречам в семейном клубе. ; родителей и детей в ДОУ, дети и родители рассказывают и приносят фотографии, о том, как они занимаются с детьми дома, как проводят выходные дни на природе.
Мы уверены, что ни одна, даже самая лучшая, физкультурно – оздоровительная работа не сможет дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семьёй. Все формы работы с родителями по формированию здоровых привычек в семье мы продолжаем вести.
Ищем новые пути и средства организации сотрудничества с родителями. Здорового ребёнка может воспитывать только здоровый взрослый.
Здоровье – это большой дар, оно даётся один раз и его необходимо сберечь, так как без него невозможна счастливая, интересная и долгая жизнь.
Источник