Меню

Примеры по сохранению здоровья школьников

Формы и методы работы с учащимися по сохранению здоровья
материал (6 класс) на тему

Формы и методы работы с учащимися по сохранению здоровья

Скачать:

Вложение Размер
zdorovyy_obraz_zhizni.doc 57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Формы и методы работы с учащимися по сохранению здоровья

Здоровье – бесценный дар, который преподносит человеку природа. Существует более 300 определений здоровья. На бытовом уровне понятием “здоровье” обозначают обычно отсутствие болезни. Согласно официальному определению Всемирной Организации Здравоохранения, здоровье – это физическое, психическое и социальное благополучие.

Учёными установлено, что здоровье человека на 10 % зависит от деятельности системы здравоохранения, на 20 % – от наследственных факторов, на 20 % от экологии, на 50% – от самого человека. Таким образом, здоровье зависит от образа жизни, который каждый выбирает себе сам.

По современным представлениям в понятие “здоровый образ жизни”, как одна из составляющих, входит организация двигательной активности. Гиподинамию (недостаток двигательной активности) называют одним из главных пороков 21 века, который коснулся не только взрослого населения, но и детей. Школьники по 5 – 6 часов проводят за партой, затем занимаются дома. “По результатам исследований российских психологов, в среднем, ученик начальной школы, который учится на “4” и “5”, проводит за письменным столом дома не менее 2,5 – 3 часов; шестиклассник – 3 – 4 часа; старшеклассник – 6 и более часов”. Родители, в последние годы, всё больше времени тратят на улучшение материального благосостояния, всё чаще отдаляются от детских проблем, а потом, пытаясь загладить свою вину перед ребёнком, идут навстречу его просьбам – и в квартире появляется компьютер, за которым подросток проводит более двух – трёх часов в сутки, примерно столько же он просиживает у телевизора.

В последнее время радио и телевидение, средства массовой информации поднимают вопрос о том, что двигательная активность подрастающего поколения стала очень низкой, спорт и физическая культура перестали быть значимыми для молодёжи.

Только здоровый человек может в полной мере стать творцом своей судьбы, добиться определенных успехов в карьере и личной жизни, продуктивно проводить свой досуг, быть созидателем в окружающем его мире. Однако, в результате порожденных социальной ситуацией противоречий, сложившихся сегодня в нашем обществе, здоровью человека уделяется все меньше и меньше внимания. Качественные медицинские услуги, как правило, становятся платными, отдых и лечение в санатории может позволить себе далеко не каждый, систематические занятия физкультурой на базе спортивных комплексов под руководством грамотных специалистов также доступны лишь немногим. В такой ситуации, как никогда, актуальной для любого человека становится задача сохранения и укрепления здоровья с раннего возраста. Очевидно, что значительную помощь в решении этой задачи должна оказать школа.

На современном этапе развития образования необходимо стабилизировать, а затем и улучшить ситуацию по оздоровлению детей. В этом плане необходимы совместные усилия всего социального комплекса школы.

По мнению доктора медицинских наук И. И. Горехмана, здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.

На фоне благополучного здоровья более эффективно достигается одна из главных задач образования – развитие способностей ребенка.

Для того, чтобы программа сохранения и укрепления здоровья помогла ребенку стать физически, психически и социально здоровой личностью, необходимо, прежде всего, чтобы она учитывала следующие проблемы:

Ухудшение социального положения семей учащихся;

Необеспеченность детей полноценным питанием;

Наличие неблагополучных семей, мало занимающимися проблемами воспитания и развития своих детей;

Невысокий уровень общей культуры населения.

Критериями работы учителя по данному направлению являются:

смена видов деятельности;

наличие физпауз на уроке;

учет физиологических особенностей в развитии организма;

расширение зрительного пространства (смена угла зрения) и пр.

1) Создание здоровьесберегающих условий организации образовательного процесса.

2) Сохранение, укрепление и коррекция здоровья учащихся на каждом возрастном этапе.

3) Формирование у учащихся осознанного отношения к своему здоровью и физической культуре.

1) Разработать и внедрить наиболее рациональные формы и методы диагностики физического здоровья детей.

2) Создать систему учебных и внеучебных форм и методов, способствующих становлению физически, психически и эмоционально здоровой личности.

3) Сформировать навыки здорового образа жизни, гигиены, правил личной безопасности учащихся.

^ Системная комплексная программа по сохранению и укреплению здоровья учащихся может быть построена из следующих блоков:

I блок – ресурсное обеспечение:

Состояние и содержание классной комнаты в соответствии с гигиеническими нормативами;

Оснащенность кабинета необходимым оборудованием;

Питание в школьной столовой;

Наличие справочной и художественной литературы в кабинете.

II блок – организация учебного процесса:

Соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объему учебной нагрузки (домашние задания) учащихся;

Использование методов и методик обучения, соответствующих возрастным особенностям и возможностям учащихся;

Соблюдение требований к использованию технических средств в обучении;

III блок – просветительско-воспитательная работа с учащимися и родителями:

Беседы, консультации по проблемам сохранения и укрепления здоровья, профилактики вредных привычек;

Проведения Дня Здоровья, конкурсов, праздников.

IV блок – физкультурно-оздоровительная работа:

Эффективная работа с учащимися на уроке физкультуры;

Организация подвижных игр (динамической паузы);

Организация ежедневной утренней гимнастики до уроков, физпауз на уроках, гимнастики для глаз;

Проведение спортивных игр, соревнований с использованием правил дорожного движения, личной гигиены и др.

^ V блок – профилактика, динамическое наблюдение за состоянием здоровья учащихся:

Регулярный анализ и обсуждение с родителями и медработником результатов динамических наблюдений за состоянием здоровья школьников;

Ведение паспорта здоровья класса, что наглядно позволяет увидеть рост заболеваемости, проанализировать причины;

Привлечение медработника к просвещению родителей.

Гигиенические требования к организации и проведению урока:

Плотность урока: не менее 60 % и не более 75-80 %.

Число видов деятельности: 4-7.

Средняя продолжительность различных видов учебной деятельности: не более 10 минут.

Частота чередований различных видов учебной деятельности: смена не позже, чем через 7-10 минут.

Число видов преподавания: не менее 3.

Чередование видов преподавания: не позже чем через 10-15 минут.

Принципы работы учителя на уроке:

Принцип полимодальности материала (направлен на использование зрения, слуха…).

принцип регулирования насыщенности урока (смена видов учебной деятельности, проведение физпауз, эмоциональная разгрузка…).

Интерактивный режим (работа в группах).

Эмоциональная насыщенность (мотивация на уроке. Эмоциональная разрядка, ситуация успеха для каждого ученика…).

Деятельность учителя – классного руководителя по здоровьесбережению:

Сотрудничество с медицинским персоналом школы для изучения и последующей коррекции физического здоровья учеников класса.

Организация сотрудничества с родителями учащихся, консультирование родителей.

Использование в работе диагностических методов исследования для возможной организации коррекции здоровья учащихся.

Организация работы по формированию правильного отношения учащихся к урокам физической культуры, к занятиям спортом.

Проведение профилактической работы по предупреждению несчастных случаев.

Формирование у учащихся способности к рефлексии по проблемам собственного здоровья.

^ ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ, КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ НА ГОД ПО СОХРАНЕНИЮ И УКРЕПЛЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ.

Проведение классного родительского собрания с целью пропаганды здорового образа жизни, режима учебы и отдыха, организации горячего питания.

Организация работы с комплексом физпауз для снятия динамической нагрузки у учащихся на отдельные органы и системы органов.

Соблюдение санитарно-гигиенического режима в классе:

-создание интерьера класса

Работа с паспортом здоровья учащихся класса.

Работа по профилактике детского травматизма, в том числе дорожно-транспортного.

Организация работы по физическому воспитанию с детьми с ослабленным здоровьем.

Пропаганда здорового образа жизни с привлечением специалистов.

Систематическое проведение классных часов по профилактике наркомании, курения, алкоголизма.

Составление вставки книг по вопросам здоровья.

Контроль за семьями и детьми, находящимися в социально-опасном положении.

Участие в конкурсах плакатов, рисунков, агитбригад по пропаганде здорового образа жизни.

Проведение спортивных мероприятий, конкурсов, соревнований.

Беседы с родителями по профилактике детского травматизма.

Создание уголков по правилам безопасного поведения, правилам противопожарной безопасности, правилам дорожного движения, создание отряда ИЮД, организация его работы.

Организация встреч родителей и учащихся с инспекторами ГИБДД, пожарной службы.

Составление схем безопасных маршрутов движения детей в школу и обратно.

Соблюдение мер противопожарной безопасности на протяжении всего учебного года.

Проведение инструктажей с учащимися по охране труда.

Организация кружковой работы, направленной на сохранение и укрепление здоровья учащихся.

^ Примерная тематика родительских собраний, лекториев, бесед с родителями по проблеме сохранения и укрепления здоровья учащихся.

В семье растет сын.

В семье растет дочь.

Детский травматизм на дорогах.

Забота родителей о физическом и гигиеническом воспитании младших школьников.

За здоровый образ жизни.

Каким будет ваш ребенок.

Как влияет на безопасность детей поведение родителей на дороге.

Причины быстрой утомляемости младших школьников.

Психологическая поддержка младших школьников.

Физические и душевные травмы.

^ Примерная тематика классных часов, бесед, конкурсов с учащимися по проблеме сохранения и укрепления их здоровья.

Беседа “Береги свою жизнь”

Беседа “Если хочешь быть здоров”

Беседа “В здоровом теле здоровый дух”

Беседа “Для чего мы моем руки”

Беседа “Для чего нужна зарядка”

Беседа “Осторожно на дорогах!”

Веселая спартакиада “Волшебный мяч”

Игра “В гостях у Айболита”

Игра “Здоров будешь – все добудешь”

Игра “Мы – ловкие, смелые, умелые”

КВН “Назло рекордам”

Классный час “Мои увлечения”

Классный час “Мои любимые игры”

Классный час “Мой режим дня – мой друг и помощник”

Классный час “Мы играем”

Лекция профессора Знайки о правильном питании

Малые Олимпийские игры

Маскарад вредных привычек

На дворе у нас игра

Приглашает Королева Спорта

Расследование Шерлока Холмса “Куда пропал аппетит”

Спортивный час “Веселый экспресс”

Три С (сила, смекалка, сноровка) – спортивная игра

Учителю необходимо сформировать у ребенка потребность быть здоровым, научить его этому, организованно помочь в сохранении и формировании здоровья. В идеальном приближении школьник должен быть личностью духовно, физически и социально здоровой, способной управлять своим здоровьем и укреплять его. Основным критерием эффективности работы должно стать состояние физического, психологического, эмоционального и социального благополучия учащихся.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В рамках практического семинара рассматриваются психологические особен­ности детей разного возраста и основные формы и мето­ды работы с ними. Проблемные формы овладения теоретическим материалом позвол.

Что полезно знать о мотивации, для того чтобы сознательно влиять на собственную активность и активность других? Работа посвящена различным направлениям работы с учащимися, имеющими низкую м.

Изменение социально-экономических и политических условий в современном обществе разрушило основы прежней системы воспитания и образования молодого поколения, ухудшило положение детей и возможности гос.

Под мотивацией мы понимаем такую «внутреннюю энергию» (микростратегию) человека, которая позволяет ему начать активные действия в ситуации, в которой он обычно медлит, бездействует, откладывает, длите.

Презентация содержит фотоматериалы.

Статья к материалам II Всероссийской научно-практической конференции «Теоретические и практические аспекты образования в сфере культуры и искусства» Сургутский музыкальный колледж.

обмен опытом работы с учащимися при подготовке к ЕГЭ и ГИА.

Источник

Меры по сохранению и укреплению здоровья школьников.
учебно-методический материал по зож на тему

Материал содержит рекомендации для учителей и родителей.

Скачать:

Вложение Размер
vystuplenie_na_pedsovete.doc 76 КБ

Предварительный просмотр:

Меры по сохранению и укреплению здоровья школьников

Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка от 6 до 16-17 лет этой средой является школа, так как более 70% времени его бодрствования связано со школой.

По данным Минздравсоцразвития России, за последние 10 лет число школьников с хронической патологией возросло в 1,5 раза. Распространенность хронических болезней среди учащихся начальной школы увеличилась в 1,4 раза, а среди школьников-подростков — в 2,1 раза. По данным Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, около 10% школьников относятся к числу здоровых, 50% имеют патологию, А 40 % учащихся относятся к группе риска. Инвалидность среди детей за 5 лет возросла в 2 раза. Особой проблемой в последние годы стали социально зависимые болезни.

Наряду с ухудшение здоровья отмечается увеличение числа психических нарушений у школьников. По данным специальных исследований НИИ психиатрии, распространенность основных форм психических заболеваний среди детей и подростков возрастает каждые 10 лет на 10-15%. Психические заболевания в 35% случаев являются причиной негодности к военной службе.

Серьезное влияние на рост, развитие и состояние здоровья детей оказывают социальные проблемы и экологические факторы и школа.

Многолетние исследования Института возрастной физиологии РАО позволили не только выявить те школьные факторы риска (далее — ШФР), которые негативно сказываются на росте, развитии и здоровье детей, но и проранжировать их по значимости и силе влияния.

К числу ШФР относятся (в порядке убывания значимости):

  1. Функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья.
  2. Массовая безграмотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей.
  3. Частичное разрушение служб школьного врачебного контроля.
  4. Провалы в существующей системе физического воспитания.

5. Отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни (в том числе по профилактике вредных привычек, половому воспитанию и сексуальному просвещению, правильному использованию средств физического воспитания и спорта и т.п.).

Сила влияния ШФР усугубляется тем, что они действуют комплексно и системно, а также длительно и непрерывно (в течение 10-11 лет). Опасность негативного влияния ШФР усиливается и тем, что их воздействие на рост, развитие и состояние здоровья детей проявляется не сразу, а накапливается в течение ряда лет. Кроме того, микросимптоматика этих нарушений часто не привлекает внимания врачей, педагогов и родителей до тех пор, пока они не переходят в выраженную патологию.

Многочисленные физиолого-гигиенические и психофизиологические исследования, проведенные научными учреждениями РАО и РАМН, убедили педагогов и руководителей системы образования в том, что необходимо принимать специальные меры по сохранению и укреплению здоровья школьников. Эти положения вошли в последнее время в важнейшие государственные документы, определяющие стратегию развития образования. В частности, одобренная Правительством РФ Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, предусматривает создание условий для повышения качества общего образования и в этих целях, наряду с другими мероприятиями, предполагает проведение оптимизации учебной, психологической и физической нагрузки учащихся и создание в образовательных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся, в том числе за счет:

а) реальной разгрузки содержания общего образования;

б) использования эффективных методов обучения;

в) повышения удельного веса и качества занятий физической культурой;

г) организации мониторинга состояния здоровья детей и молодежи;

д) улучшения организации питания в образовательных учреждениях;

е) рационализации досуговой деятельности детей и молодежи.

Для реализации этих положений предпринимаются следующие меры:

  • в программу деятельности образовательных учреждений включено диагностическое наблюдение за состоянием здоровья школьников.
  • Проводится тщательный и комплексный научный анализ эффективности разнообразных форм организации здоровьесберегающего образовательного процесса с участием опытных экспертов-специалистов в области педагогики, возрастной физиологии и психофизиологии, школьной гигиены;

• используются новые педагогических технологий, основанные на знании возрастных физиологических и психологических особенностей ребенка на разных этапах индивидуального развития, определяющих его функциональные возможности в процессе обучения.

Результаты многолетних исследований Института возрастной физиологии РАО являются фундаментальной основой для этих разработок.

Разработка проблем здоровья детей в связи с модернизацией структуры и содержания общего образования.

Институт возрастной физиологии РАО совместно с Центром образования и здоровья Минобразования России в рамках проекта МО РФ «Апробация здоровьесберегающих технологий обучения» в 2001-2004 гг. провел комплексное системное изучение состояния здоровья школьников, учебной и внеучебной нагрузки в 1,2-х и 11-х классах, а также анализ организации здоровьесберегающих технологий. В возрастной физиологии РАО более 60 лет ведутся комплексные системные исследования состояния здоровья школьников и здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений, а также работа по внедрению результатов исследований в практику.

Полученные данные включают результаты анализа более 1300 школ из 79 регионов России (из них около 700 школ и более 60 тыс. учащихся в динамическом наблюдении).

Следует отметить, что это уникальное и первое столь масштабное (по охвату школ и школьников) исследование здоровьесберегающей деятельности школ. Ничего подобного даже в масштабах Советского Союза не проводилось.

Разработанная специалистами института методология физиологического и психофизиологического мониторинга строится на принципах, сформулированных в течение предыдущих десятилетий научными учреждениями Российской академии образования, а именно: комплексность, системность, целостность, динамичность (повторяемость), репрезентативность, методическое единство, наличие обратной связи.

Физиолого-гигиенический и психофизиологический мониторинг необходим для решения целого ряда прикладных задач, возникающих в процессе совершенствования структуры и содержания образования. В их числе:

  • анализ здоровьесберегающей деятельности школ на современном этапе;
  • анализ реальной ситуации в области состояния здоровья учащихся и факторов, которые позитивно и негативно влияют на здоровье и связанные с ним процессы;
  • оценка эффективности использования различных схем и моделей здоровьесбережения в условиях общеобразовательного учреждения;
  • создание и распространение эффективных моделей здоровьесберегающей школы.

В рамках этого исследования проводилось комплексное системное изучение состояния здоровья школьников, учебной и внеучебной нагрузки, а также анализ организации здоровьесберегающих технологий (в рамках психофизиологического блока сопровождения эксперимента). Исследование (по специально разработанной методике) проводится дважды в течение учебного года (в октябре и апреле), а динамическое наблюдение за состоянием здоровья учащихся осуществляется в течение всего учебного года.

Цель и задачи исследования были определены Программой модернизации структуры и содержания образования и включали:

  • изучение и анализ инфраструктуры экспериментальных школ, обеспечивающей возможность рациональной организации учебного процесса и здоровьесберегающей деятельности;
  • изучение и анализ учебной и внеучебной нагрузки школьников, режима
    дня;
  • изучение и анализ состояния здоровья школьников 1-10-х классов;
  • анализ форм и методов здоровьесберегающих технологий, используемых в образовательных учреждениях.

Результаты мониторинга, охватившего свыше 70 тыс. учащихся 1-2-х и 10-11-х классов, показали, что от 1-го к 10-му классу в два раза увеличивается число детей с заболеваниями сердечно-сосудистой системы, желудочно-кишечного тракта, зрения и слуха. Особо следует отметить увеличение в пять раз числа детей с заболеваниями эндокринной системы и в два раза — с заболеванием туберкулезом (в 10-м классе — 5,5%).

Отмечен закономерный рост текущей заболеваемости от первой к третьей учебной четверти, а также четко проявляющийся «всплеск» заболеваемости в начале ноября (конец I четверти), в конце декабря (конец II четверти) и в конце февраля (самый сложный период учебного года), что свидетельствует о снижении адаптивных возможностей и сопротивляемости организма в эти периоды.

Нарушение основных режимных моментов у школьников, по данным мониторинга, в основном одинаковы для всех регионов РФ. Школьная учебная нагрузка в 1/3 школ превышает нормативные показатели. Более 85% первоклассников ежедневно выполняют домашние задания в первой половине учебного года, что объясняется слабой предшкольной подготовкой, сниженными морфофункциональными возможностями, перегруженностью программы и завышенными требованиями педагогов. У всех учащихся наблюдается гиподинамия, что подтверждает недопустимо низкий объем двигательной активности (у 25% детей). Отмечаются недостаточное пребывание детей на свежем воздухе, дефицит ночного сна. У учащихся 10-х классов нарушения гигиенических требований, соблюдения режима дня носят примерно тот же характер, что и у первоклассников.

Проведенное исследование подтверждает значительное превышение учебной нагрузки, особенно в тех образовательных учреждениях, где применяются усложненные варианты программ и педагогических технологий.

Нарушения гигиенических требований к режиму обучения наблюдаются в определенной степени как в городских образовательных учреждениях, так и (реже) в сельских, но особенно часто — в школах с углубленным изучением ряда предметов.

Анализ данных по состоянию здоровья детей экспериментальных школ проводился с целью оценить возможное влияние проводимых изменений в учебных планах начальной школы в виде добавления двух образовательных дисциплин (английского языка и информатики) на функциональное состояние организма учащихся 2-х классов. При этом в качестве важнейших факторов рассматривались такие базовые компоненты здоровьесбережения, как объем и интенсивность учебной и дополнительной нагрузки. Данные, полученные в результате мониторинга, свидетельствуют о том, что введение в учебный план одновременно информатики и английского языка отрицательно сказывается на состоянии адаптации детей данного возраста к изменившимся условиям обучения. Это проявляется в виде повышения острой заболеваемости второклассников на протяжении всего учебного года, и особенно в феврале, когда в силу естественного снижения иммунитета в зимне-весенний сезон организм учащихся начальной школы становится более чувствителен к неблагоприятному воздействию учебных факторов.

Детальный анализ данных позволил выявить более выраженное негативное воздействие нового учебного предмета — информатики — на здоровье второклассников по сравнению с другим новым предметом — английским языком.

Очевидно, привычная, хорошо организованная практика проведения уроков английского языка в младшей школе позволяет уменьшить риск для здоровья детей, несмотря на увеличенную учебную нагрузку. И наоборот, отсутствие достаточного опыта проведения занятий информатикой во 2-х классах приводит к напряжению адаптационных механизмов организма детей данною возраста.

В тоже время у большинства первоклассников (96%) и второклассников (97%), обучающихся в общеобразовательных учреждениях России, отсутствует выраженное функциональное напряжение организма, и у 3% младших школьников отмечено умеренное функциональное напряжение организма. При умеренном функциональном напряжении организма могут отмечаться усталость, снижение работоспособности, нарушения общего самочувствия, не переходящие в комплекс нервно-психических расстройств и срыв адаптации. Проведенное нами исследование показало, что как в 1-м, так и во 2-м классах при увеличении суммарной учебной нагрузки (свыше 25 часов в неделю), недостаточной продолжительности ночного сна в будни (7-8 часов) и прогулок возрастает число детей с неблагоприятной адаптацией, умеренным функциональным напряжением организма и низким уровнем учебной мотивации.

Среди учащихся 10-11-х классов половина школьников (соответственно 51 и 50%) имеют низкий уровень психологического напряжения. Это, как правило, школьники с высокой самооценкой, уверенные в себе, хорошо адаптированные к обучению, с достаточной учебной мотивацией. В то же время в эту группу могут входить школьники с низкой самооценкой, смирившиеся со своим положением в классе, с низкой успеваемостью, со сниженной учебной мотивацией.

Средний уровень психологического напряжения отмечен у 25% десятиклассников и 27% учащихся 11-х классов. Эти юноши и девушки уравновешенны, умеют мобилизоваться в нужный момент, соотнести свои внутренние резервы с внешней ситуацией, достаточно адаптированы, однако цена психологической адаптации у таких школьников выше, чем у их сверстников с низким уровнем психологического напряжения.

Высокий уровень психологического напряжения выявлен у 24% десятиклассников и 23% учащихся 11-х классов. Для этих старшеклассников характерны высокая психологическая тревожность, когда остро воспринимаются насмешки, шутки, отрицательные отзывы, неуверенность в себе и своих знаниях, низкая стрессоустойчивость. Нередко психологическое напряжение отмечается у хорошо успевающих, мотивированных учащихся. Излишне высокая мотивация может приводить к выраженному напряжению и развитию нервно-психических нарушений. Высокое психологическое напряжение почти у трети старшеклассников свидетельствует о физической, интеллектуальной и эмоциональной перегрузке организма, что подтверждает и анализ режима этой группы учащихся.

Характерной ситуацией для старшеклассников является сочетание значительных учебных перегрузок с высоким напряжением функциональных систем организма, повышенной чувствительностью, психологическим и соматическим напряжением.

Исследование показало, что в школах, использующих здоровьесберегающие технологии в полном объеме (1-я категория), выявлено большее количество учащихся с низким уровнем напряжения по сравнению со школами, использующими минимально допустимый комплекс здоровьесбережения в учебно-воспитательном процессе (2-я категория), и школами, не уделяющими достаточного внимания вопросам здоровьесбережения (3-я категория) (соответственно 58 и 52%).

Важным показателем рациональной организации жизни школьника является достаточно высокая двигательная активность. По данным мониторинга двигательная активность у 35% школьников не соответствует оптимальному уровню, способствующему нормальному развитию и сохранению здоровья ребенка, что объясняется, прежде всего, неудовлетворительной организацией физического воспитания учащихся в образовательных учреждениях. Анализ организации двигательной активности школьников убедительно доказывает, что резерв профилактики и сохранения здоровья школьников практически не используется. Это особенно существенно потому, что 94% обследованных школ имеют условия для проведения физкультурно-оздоровительной и спортивной работы. В то же время нельзя не отметить, что в 63,8% школ спортивные секции и дополнительные занятия физической культурой проводятся только со здоровыми детьми, группы ЛФК и занятия с детьми спецмедгрупп проводятся лишь в 31,7% школ.

Из 358 учащихся нашей школы функциональное состояние детей ниже среднего уровня имеет около 9 % учащихся, средний уровень имеет 77 %, выше среднего — 14 %. Патологию органов дыхания имеют 58 % учащихся, болезни костно – мышечной системы – 42%, болезни нервной системы и органов чувств – 14 %, заболевания эндокринной системы – 10% и по 3 % болезни органов кровообращения и мочеполовой системы.

Наиболее распространенное заболевание учащихся начальной школы – патология органов дыхания, в средних классах – патология органов дыхания и болезни костно – мышечной системы, в старших классах – болезни костно – мышечной системы, патология органов дыхания и заболеваемость эндокринной системы.

Таким образом, результаты обследования школ России, проведенного Институтом возрастной физиологии РАО и Центром образования и здоровья Минобрнауки России, показали:

  • состояние здоровья и физическая подготовленность современных, школьников вызывают обоснованную тревогу;
  • наименее благополучное положение отмечено среди учащихся старших
    классов, особенно девушек;
  • школы в большинстве случаев располагают достаточными ресурсами (инфраструктурой и кадрами) для обеспечения уроков по физической культуре в объеме двух часов в неделю и недостаточными для перехода на 3-часовой режим в неделю;
  • свыше 60% школ в той или иной форме ведут физкультурно-оздоровительную работу, в которую вовлечено около половины учащихся школы;
  • занятия спортом (в секциях, спортивных клубах и т.п.) — один из путей
    формирования здорового образа жизни молодежи. Однако по данным исследований менее 5% школьников вовлечены в регулярную спортивную
    активность;
  • в тех образовательных учреждениях, где плохо организована работа по
    физическому воспитанию, значительно повышается риск вовлечения подростков в зависимость от алкоголя и наркотиков;
  • кадровый потенциал общеобразовательных школ нуждается в укреплении за
    счет привлечения педагогов, имеющих высшее специальное образование;
  • программы подготовки и повышения квалификации педагогических кадров нуждаются в пересмотре на основе современных знаний физиологии и
    психологии развития детей и подростков, теории и методики физического
    воспитания.

В последние годы в институте в рамках НИР РАО и по заказу Минобразования России решаются актуальные для физического воспитания школьников проблемы:

  • программно-методическое обеспечение уроков физической культуры в условиях введения в расписание третьего часа занятий;
  • разработка требований к уровню знаний, умений, навыков и двигательной
    подготовленности учащихся разных ступеней общеобразовательной школы (Государственный стандарт по физической культуре);
  • повышение мотивации учащихся общеобразовательной школы к занятиям
    оздоровительными и спортивно-массовыми формами физической культуры;
  • разработка и программно-методическое обеспечение новых технологий в
    физическом воспитании, в том числе на основе использования современных компьютерных средств, тренажерных устройств и новых видов спортивной деятельности;
  • программно-методическое и физиолого-гигиеническое обеспечение организации занятий с детьми, отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе;
  • создание и экспериментальная апробация программ и методик занятий с
    детьми различного телосложения для реализации индивидуального подхода в физическом воспитании учащихся.

Источник

Читайте также:  Пингвин чистота залог здоровья
Adblock
detector