Нравственное здоровье как одна из составляющих здорового образа жизни.
статья на тему
В статье говорится о том, что нравственные качества формируются на основе общественно значимых ценностей, которые становятся жизненными «маяками» человека посредством формирования ценностных знаний, ценностных ориентаций, ценностных отношений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_na_mo.odt | 23.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Нравственное здоровье как одна из составляющих
здорового образа жизни.
Нравственное здоровье – это способ жизни человека и его развития, проявление внутренней свободы. Главный принцип нравственного здоровья состоит не только в том, чтобы иметь крепкое здоровье, но и в умении реализовать с помощью здоровья свою миссию человека. Нравственные качества формируются на основе общественно значимых ценностей, которые становятся жизненными «маяками» человека посредством формирования ценностных знаний, ценностных ориентаций, ценностных отношений. Потребность в сохранении и развитии нравственного здоровья реализуется в деятельности человека, во взаимодействии с другими людьми. Нравственное здоровье целесообразнее поддерживать и укреплять посредством превентивных мер, а не после того, когда уже зафиксированы те или иные отклонения или вообще отсутствие нравственного здоровья. Об этом свидетельствуют многочисленные жизненные факты. Нравственное здоровье нуждается в постоянном обогащении нравственных чувств, в упрочении моральной позиции, совершенствовании нравственных привычек. Всем этим должна заниматься сама личность, осуществляя повседневный нравственный самоконтроль. Его суть состоит в том, что личность самостоятельно регулирует свое поведение, контролирует свои мотивы и мысли. Объективная сложность проблемы полового воспитания заключается в труднопреодолимом противоречии между интимно-личностным характером межполовых отношений и общественным характером образования. Вместе с тем, подрастающее поколение нельзя предоставлять самому себе или оставлять в сфере влияния «сексуальной революции». Существенную часть вопросов из сферы межполовых отношений целесообразно изучать или обсуждать не на фронтальных или групповых занятиях, а индивидуально. Введение особого и обязательного для всех учащихся учебного предмета «Половое воспитание» на данном этапе развития общества и школы нецелесообразно.
Необходимо использовать в половом воспитании различные формы и методы. Это и включение соответствующих сведений в различные учебные предметы, и беседы классного руководителя и специалистов различного профиля с учащимися (школьные психологи, медики, социальные работники, работники правоохранительных органов). С учетом сложившейся в стране ситуации задачи полового воспитания должны быть сформулированы следующим образом:
- привитие учащимся обоего пола основных навыков общения и взаимопонимания, а также способности принимать осознанные решения;
- формирование у учащихся позитивного отношения к здоровому образу жизни, планированию семьи и ответственному родительству;
- защита (методами воспитания) физического и репродуктивного здоровья учащихся;
- обеспечение учащихся грамотной и систематической информацией, которая даст им возможность понять, что с ними происходит, а также поможет адаптироваться к изменениям, происходящим в период полового созревания, пройти с наименьшими психологическими потерями этот непростой этап взросления.
Организационными формами могут быть:
- фрагменты уроков и отдельные уроки в рамках таких учебных предметов, как биология, литература, обществоведение, история; с этой целью необходимо вводить соответствующие изменения в учебные программы, учебники и методические пособия по названным предметам без нарушения общей логики структуры и содержания их как предметов базисного учебного плана;
- факультативные занятия: необходимы учебно-методические комплекты, отвечающие требованиям, которые предъявляются к такого рода материалам, желательно, чтобы на выбор учащихся были предложены различные варианты предметов для факультативного изучения, разработанные разными авторами и авторскими коллективами;
- семинары для родителей; тематика, содержание и организация таких семинаров должны отвечать их запросам;
- консультации, организуемые для учащихся и родителей в специальных центрах.
Педагог должен быть способен давать точные и ясные ответы на вопросы учащихся, а также обладать умением своевременно и правильно реагировать на любые конкретные моменты взаимоотношений учащихся разного пола в течение всего периода их обучения. Умелое воздействие педагогического коллектива на характер межполовых отношений непосредственно в школе — важный и необходимый элемент системы полового воспитания.
Вопросы межполовых отношений должны рассматриваться в тесной связи с вопросами здоровья. Хорошим вариантом приобщения россиян к международному опыту в сфере межполовых отношений является использование достижений личной гигиены и ухода за телом, что необходимо для сохранения и укрепления здоровья, в том числе и репродуктивного. Все это может и должно быть использовано в качестве элементов в специфически российской системы гигиенического и полового воспитания в соответствии с принципом: культура должна быть самобытной, а цивилизованность — современной. Объективная сложность проблемы полового воспитания заключается в труднопреодолимом противоречии между интимно-личностным характером межполовых отношений и общественным характером образования. Вместе с тем, подрастающее поколение нельзя предоставлять самому себе или оставлять в сфере влияния «сексуальной революции». Существенную часть вопросов из сферы межполовых отношений целесообразно изучать или обсуждать не на фронтальных или групповых занятиях, а индивидуально.
Источник
Моральный вред человеку. Часть 1. Общее понимание
17 февраля 2018
Законодательное определение морального вреда.
Моральный вред – это полученные человеком нравственные или физические страдания, которые были причинены в результате посягательств на его личные неимущественные права, иные нематериальные блага и в случаях, прямо предусмотренных законодательством (ст. 152 Гражданского кодекса Республики Беларусь).
Это определение непонятно без дополнительной расшифровки. Что это за «нематериальные блага»? Что это за случаи, предусмотренные законодательством»? Как можно посягать на нематериальные блага? Что такое «нравственные страдания»?
Давайте подробнее рассмотрим каждый аспект определения, чтобы уяснить понятие морального вреда.
Примеры причинения морального вреда.
Статья 151 ГК РБ дает открытый перечень нематериальных благ человека. Это:
- — Жизнь и здоровье,
- — Достоинство личности,
- — Личная неприкосновенность,
- — Честь и доброе имя,
- — Деловая репутация,
- — Неприкосновенность частной жизни,
- — Личная и семейная тайна,
- — Право свободного передвижения, выбора места пребывания и жительства, право на имя, право авторства
- — Иные личные неимущественные права и другие нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу акта законодательства, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.
Отдельными актами законодательства прямо предусматриваются случаи, при котором компенсируется моральный вред. Это, например:
- — Вред, причиненный жизни и здоровью гражданина (Правила возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью гражданина, утвержденные постановлением Кабинета Министров Республики Беларусь от 9 ноября 1994 г. № 172),
- — Вред вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания (Закон «О социальной защите инвалидов в Республике Беларусь»),
- — Вред, наступивший вследствие нарушения изготовителем (продавцом, поставщиком, представителем, исполнителем, ремонтной организацией) прав потребителя (Закон «О защите прав потребителей»),
- — Вред, причиненной ненадлежащей (недобросовестной или недостоверной) рекламой (Закон «О рекламе»), и т.д.
В случае, если на эти вышеперечисленные блага человека происходит посягательство со стороны других, у человека наступает моральный вред.
Например, испытывали ли вы физические или нравственные страдания, если бы в отношении вас:
- — приняли незаконное и необоснованное решение о лишении вас конкретного права?
- — приняли незаконное и необоснованное решение о лишении вас свободы?
- — посягнули бы на вашу жизнь, на здоровье, причинили бы вам побои или угрожали бы вам этим?
- — распространили бы в отношении вас заведомо недействительные сведения, порочащие честь, достоинство и деловую репутацию, публично оскорбили бы или оклеветали вас?
- — нарушили бы вашу тайну обмена личными сообщениями или тайну переписки?
- — раскрыли бы вашу врачебную тайну, семейную или личную тайну?
- — нарушили бы авторское право, иные личные права?
- — если бы вам причинили вред в результате несчастного случая на производстве, если бы вы заболели профессиональным заболеванием?
- — если бы вас ввели в заблуждение недостоверной рекламой, по сути – обманули?
Все вышеперечисленные случаи очень разные, но в их основе лежит одно общее, то, что их объединяет: они наступили у одного человека в результате недобросовестных, противозаконных и аморальных действий другого человека.
Вот это и есть примеры случаев, когда в результате недобросовестных, противозаконных или аморальных действий других людей, помимо каких-то имущественных убытков, человек выходит из состояния равновесия, счастья, благоденствия и у него наступают страдания, физические или нравственные.
Что такое физические и нравственные страдания?
Выше уже было сказано, что под моральным вредом следует понимать испытываемые гражданином физические и (или) нравственные страдания (ч. 1 ст. 152 ГК).
Верховный Суд Республики Беларусь расшифровывает эти понятия.
Физические страдания – это физическая боль, функциональное расстройство организма, изменения в эмоционально-волевой сфере, иные отклонения от обычного состояния здоровья, которые являются последствием действий (бездействия), посягающих на нематериальные блага или имущественные права гражданина.
Нравственные страдания – это душевная боль, которая выражается, как правило, в ощущениях страха, стыда, унижения, иных неблагоприятных в психологическом аспекте переживаниях, связанных с утратой близких, потерей работы, раскрытием врачебной тайны, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, с ограничением или лишением каких-либо прав граждан и т.п.
Итоговое определение.
Моральный вред человека – это отклонения от нормального состояния физического здоровья (боль, расстройство, изменения) или отклонения от нормального состояния психологического здоровья (душевная боль, негативные переживания, в т.ч. страх, стыд, унижения и пр.), которые принес этому человеку другой человек в результате недобросовестных, противозаконных и аморальных посягательств на жизнь, здоровье, честь, достоинство, деловую репутацию, охраняемую законом тайну (врачебную, переписки, личной жизни) другого человека (посредством побоев, угроз, распространением клеветы, оскорблений, неприличных выражений, порочением чести, достоинства, деловой репутации, лживой рекламой и пр.).
Вред человеку от недобросовестных, аморальных и противоправных действий других людей в данном случае состоит в том, что физическое и психологическое состояние человека отклоняется от нормы, в результате чего человек вынужден тратить свои ресурсы (время, деньги, энергию) не на дела своей жизни, а на компенсацию нанесенного ему другими ущерба.
Совет от Иваныча
Именно поэтому позитивных, конструктивных и добропорядочных людей (и юридических лиц) всегда отличают вежливость, деловитость, конструктив, аккуратность мышления, ответственный подход в отношении своих слов и дел, солюдение правил морали и нравственности в отношениях с другими. Совет в данном случае может быть такой: если вы видите, что другие люди в вашем окружении лишены этих качеств – вы должны ясно понимать, что эти люди (в силу отсутствия вышеуказанных качеств) способны нанести вам моральный вред и вы будете вынуждены тратить свои ресурсы на его компенсацию.
В части 2 собираюсь привести красноречивые примеры из жизни, когда, казалось бы, в типовых житейских ситуациях людям причиняется моральный вред и это стало уже привычным явлением.
* Мнение портала может не совпадать с частным мнением автора.
Источник
Моральный вред «на пальцах». Часть 2. Примеры из жизни
21 февраля 2018
Продолжение. Начало смотрите здесь.
Природа морального вреда
Любой человек – это, как минимум, взаимосвязь трех явлений: материального (тело), социального (статус в многочисленных общественных отношениях) и психологического (разум, ценности, воля, желания, чувства, эмоции).
Эти три сферы взаимно обусловливают и влияют друг на друга.
Например, у человека есть определенные внутренние ценности, он размышляет над тем, как бы достигнуть их и решает действовать (психологическая сфера). Под влиянием своих внутренних психологических процессов и итогового решения он вступает в отношения с людьми или юридическими лицами (трудовые, предпринимательские, семейные, бытовые и пр.), исполняет в них определенную функцию, приобретает права и обязанности (социальная сфера). По результатам определенного эффективного поведения в социальной сфере (например, в трудовых социальных отношениях) человек получает материальные блага (деньги, продукты, недвижимость). В данном случае процесс идет по принципу «изнутри-вовне»: от внутреннего психологического к внешнему материальному.
Бывает, наоборот, процессы идут от внешнего к внутреннему. Например, человек заболел. В материальной сфере (в теле) тут же возникли ощущения слабости, кашля, упадка сил. Это тут же повлияло на внутреннюю психологичесую сферу человека – он осознает, что ему целесообразно остаться дома. Внутреннее решение из психосферы меняет программу поведения в социасфере: человек звонит другим людям и говорит, что не сможет выполнить работу по причине болезни, его отпускают.
Для чего я об этом пишу? Чтобы обосновать следующий очевидный вывод:
Все, что случается с человеком в материальной или социосфере всегда проходит через его душу (психику) и так или иначе отражается в ней. Любое событие, любой случай, который произошел в материальном мире (с телом или имуществом человека), либо в социальном мире (в отношениях человека с людьми или организациями) неминуемо сказывается на внутреннем мире человека.
Из этого вывода логически вытекает следствие:
Любое негативное воздействие на человека в материальной сфере или в сфере социальных отношений неминуемо влечет за собой негативные последствия для души (психики) человека, причиняя ей (душе, психике) вред.
Законодательство говорит, что моральный вред – страдания, нравственные или физические.
Примеры
Рассмотрим примеры ситуаций, которые, наряду с материальными или социальными потерями, порождают психический (моральный) вред.
- Человеку причинена травма. Наряду с вредом здоровью, моральный вред тут будет состоять:
— в физических страданиях от травмы (постоянная или утихающая боль от раны, ухудшение общего самочувствия, психосоматическом заболевании).
— в нравственных страданиях от травмы (стресс и дискомфорт от невозможности вести прежний образ жизни, стыд увечья при посещении общественных мест, страх попадания в подобные ситуации).
- Кто-то убил чьего-то ребенка. Либо ребенок умер из-за небрежности, халатности врача, воспитателя. Моральный вред тут будет заключаться в душевных страданиях от опустошенности жизни, невозможности продолжения рода, потери значительных усилий по рождению и воспитанию ребенка.
- На человека оказано незаконное физическое воздействие (истязания, нанесения телесных повреждений, заражение инфекционным заболеванием, покушение на жизнь, причинение неизгладимого уродства или обезображивания). Несмотря на то, что вред причинен телу (что само по себе является самостоятельным преступлением), моральный вред будет состоять в стрессе потерпевшего, его психологичестких страхах, комплексах и зажимах, отравляющих ему жизнь.
- Человек добросовестно работал, но его незаконно увоили. Наряду с материальными убытками (неполучением заработной платы), наступает моральный вред: внутри себя, в душе, человек испытывает моральное унижение, страх, что и на другом месте работы повторится прежнее, дискомфорт от необходимости искать новые источники дохода. Если это человек впечатлительный, то появляются и физические страдания: подскакивает давление, начинаются психосоматические болезни. Человек несет моральные издержки, перенося эти страдания.
- Потребитель заключил договор на проведение ремонта (изготовление мебели, продажу товара и т.д.). Но ремонт сделан некачественно (пришлось переделывать), мебель в срок не изготовлена (спать негде), товар оказался некачественным (и подвел в самый неподходящий момент). Само собой, у покупателя возникает право на возмещение материального ущерба, понесенного в материальной сфере своей жизни. Но человек – это не только материальный мир. В душе возникают страдания, выраженные в виде гнева от нарушения договоренностей, раздражения от срыва планов, внутреннего дискомформа от невозможности пользоваться вещью, отрицательными эмоциями, возникающими от вынужденности проживания в неотремонтированном помещении (с протекающей крышей, плесенью и т.д.).
- В отличие от вышеописанных ситуаций, при которых противоправные действия направлены на материальную или социальную сферы человеческой жизни, некоторые посягательства напрямую направлены на причинение морального вреда человеку, с умыслом задеть его, оскорбить, унизить.
Например, кто-то раскрыл личную или врачебную тайну человека, оклеветал его, оскорбил, распространил ложную информацию, порочащую достоинство и честь потерпевшего. Моральный вред тут будет состоять в душевных страданиях, выраженных в дискомфорте, стыде, унижении, отчаянии, ощущении собственной ущербности, гневе, раздражительности и подавленности.
Другой пример: некий недоброжелатель звонит с угрозами, запугивает. Материального ущерба он не приносит. В данном случае умысел именно на причинение вреда психологическому миру человека, в результате чего человек стал бы бояться, переживать, плохо спать ночами, испытывал беспомощность и пр.
Вывод
Таким образом, все, что случается с человеком в материальной или социальной сфере его жизни, всегда проходит через его душу (психику) и так или иначе отражается в ней.
Именно поэтому противоправный, аморальный или иной недобросовестный проступок другого человека, наряду с материальным или социальным ущербом, всегда причиняет моральный вред потерпевшему.
Совет от Иваныча
Непонимание многоаспектности человеческой личности и «тройственности» вреда от посягательства на права человека (в соответствии с которым любое событие отражается минимум в трех сферах человеческой жизни: материальной, социальной и психологической) служит причиной нерешаемости многих проблем. Ведь даже если урегулированы какие-то материальные или статусные убытки, всегда остается вопрос урегулирования душевных (психологических) страданий, которые возникли из-за чьего-то поведения в иных сферах. И если не урегулированы все три аспекта – инцидент не считается исчерпанным, а значит, спор, конфликт, война – не закончены.
Что с этим делать? Как решать вопрос морального вреда, особенно, если закон запрещает отвечать на клевету клеветой, на побои побоями, на обман обманом, на оскорбления оскорблениями? Как быть, если человек воспитан так, что не считает для себя допустимым симметрично реагировать на посягательства других людей (и по этой причине вынужден терпеть несправедливость, издевательства, оскорбления и глумления)?
Об этом поговорим в следующих статьях.
* Мнение портала может не совпадать с частным мнением автора.
Источник