Школа здоровья для пациентов с ишемической болезнью сердца (ИБС)
Цели школы:
- • получение достоверной информации о заболевании и его факторах риска;
- • повышение ответственности за сохранение своего здоровья;
- • формирование рационального и активного отношения к заболеванию;
- • формирование мотивации к оздоровлению, приверженности к лечению, выполнению рекомендаций врача;
- • приобретение умений и навыков по самоконтролю за состоянием здоровья, оказанию первой доврачебной само- и взаимопомощи при приступах стенокардии и гипертонических кризах;
- • формирование мотивации на здоровый образ жизни с целью снижения влияния изменяемых (поведенческих) факторов риска;
- • профилактика ИБС у слушателей, относящихся к группе риска.
Численность пациентов в группе не более 6-10 человек. Программа обучения состоит из 6 обязательных занятий. Занятия проводятся минимум 1-2 раза в неделю. Продолжительность занятия 30 минут.
Темы занятий:
занятие 1. Основные представления об ИБС, факторах риска, методах лечения;
занятие 2. Курение и ИБС. Методы отказа от курения;
Дислипидемия. Избыточный вес. Здоровое питание. Как нормализовать уровень липидов;
занятие 3. Артериальная гипертония и ИБС. Низкая физическая активность и ИБС;
занятие 4. Психологические факторы и ИБС. Методы преодоления негативных переживаний;
занятие 5. Восстановление активной жизни. Вопросы трудоспособности;
занятие 6. Заключительное.
- Закрепление полученных навыков и умений.
- Обсуждение индивидуальных планов оздоровления.
Занятие 1. Основные представления об ИБС, факторах риска, методах лечения
- Природа ИБС.
- Факторы риска развития ИБС
- Симптомы ИБС
- Современные методы диагностики и лечения
- Составление индивидуального плана оздоровления поведенческих привычек.
Курение и ИБС. Методы отказа от курения
- Что мы знаем о вреде курения?
- Типы курительного поведения
- Почему люди курят?
- Что такое никотиновая зависимость?
- Современные методы лечения табакокурения
- Мотивация и готовность бросить курить.
- Я решил бросить курить! С чего начать?
Дислипидемия. Избыточный вес. Здоровое питание. Как нормализовать уровень липидов
- Что такое «Здоровое питание»?
- Как рассчитать свои энерготраты?
- Какова калорийность продуктов?
- Какие изменения в диете нужны при ИБС.
- Как ограничить употребление поваренной соли?
- Как поступать с жирами?
- Как обогатить рацион витаминами?
- Как быть при повышенном уровне холестерина?
- Как правильно составить меню при ИБС?
- Составление индивидуального плана оздоровления привычек питания.
Занятие 3. Артериальная гипертония и ИБС
- Что такое артериальное давление?
- Что такое артериальная гипертония?
- Осложнения течения заболевания:
- гипертонический криз;
- транзиторная ишемическая атака.
- Факторы риска артериальной гипертонии.
- Как оценить индивидуальные факторы риска?
- Как правильно измерять артериальное давление?
- Как вести Дневник пациента?
Низкая физическая активность и ИБС
- Какое значение имеет физическая активность для здоровья?
- Оценка уровня физической активности.
- Какие методы повышают физическую активность?
- Как контролировать интенсивность физических нагрузок?
- Как одеться при тренировках?
- Комплекс упражнений.
4 Психологические факторы и ИБС. Методы преодоления негативных переживаний
- Что такое стресс?
- Влияние стресса на организм
- Как оценить уровень стресса?
- Как преодолевать стресс?
- Депрессия.
- Безопасный уровень бытовых и житейских нагрузок (половая активность, работоспособность, трудоспособность и пр.).
- Составление индивидуальных планов оздоровления.
- Закрепление полученных навыков и умений.
- Обсуждение индивидуальных планов оздоровления.
Занятие 5. Восстановление активной жизни. Вопросы трудоспособности
Занятие 6. Заключительное
При проведении занятий возможна перестановка тем и сокращение материала в зависимости пожеланий пациентов.
Программа занятий школа здоровья для пациентов с ишемической болезнью сердца (ИБС)
Полезные сайты
ГБУ «Больница №6 г. Грозного»
Государственное бюджетное учреждение
«Больница №6 г. Грозного
364043, республика Чеченская,
город Грозный, городок Иванова, 1
Источник
Школа здоровья для пациентов с ишемической болезнью сердца (ИБС)
Цели школы:
получение достоверной информации о заболевании и его факторах риска;
- повышение ответственности за сохранение своего здоровья;
- формирование рационального и активного отношения к заболеванию;
- формирование мотивации к оздоровлению, приверженности к лечению, выполнению рекомендаций врача;
- приобретение умений и навыков по самоконтролю за состоянием здоровья, оказанию первой доврачебной само- и взаимопомощи при приступах стенокардии и гипертонических кризах;
- формирование мотивации на здоровый образ жизни с целью снижения влияния изменяемых (поведенческих) факторов риска;
- профилактика ИБС у слушателей, относящихся к группе риска.
Численность пациентов в группе не более 8-10 человек. Программа обучения состоит из 7 обязательных занятий и 8-го занятия для курящих или их родственников. Занятия проводятся минимум 2 раза в неделю. Продолжительность занятия 90 минут (2 части по 45 минут с перерывом в 10-15 минут).
Темы занятий:
Занятие 1. Основные представления об ИБС, факторах риска, методах лечения
- Природа ИБС.
- Факторы риска развития ИБС
- Симптомы ИБС
- Современные методы диагностики и лечения
- Составление индивидуального плана оздоровления поведенческих привычек.
Занятие 2. Курение и ИБС. Методы отказа от курения
- Что мы знаем о вреде курения?
- Типы курительного поведения
- Почему люди курят?
- Что такое никотиновая зависимость?
- Современные методы лечения табакокурения
- Мотивация и готовность бросить курить.
- Я решил бросить курить! С чего начать?
Занятие 3. Дислипидемия. Избыточный вес. Здоровое питание. Как нормализовать уровень липидов
- Что такое «Здоровое питание»?
- Как рассчитать свои энерготраты?
- Какова калорийность продуктов?
- Какие изменения в диете нужны при ИБС.
- Как ограничить употребление поваренной соли?
- Как поступать с жирами?
- Как обогатить рацион витаминами?
- Как быть при повышенном уровне холестерина?
- Как правильно составить меню при ИБС?
- Составление индивидуального плана оздоровления привычек питания.
Занятие 4. Низкая физическая активность и ИБС
- Какое значение имеет физическая активность для здоровья?
- Оценка уровня физической активности.
- Какие методы повышают физическую активность?
- Как контролировать интенсивность физических нагрузок?
- Как одеться при тренировках?
- Комплекс упражнений.
Занятие 5. Артериальная гипертония и ИБС
- Что такое артериальное давление?
- Что такое артериальная гипертония?
- Осложнения течения заболевания:
- гипертонический криз;
- транзиторная ишемическая атака.
- Факторы риска артериальной гипертонии.
- Как оценить индивидуальные факторы риска?
- Как правильно измерять артериальное давление?
- Как вести Дневник пациента?
Занятие 6. Психологические факторы и ИБС. Методы преодоления негативных переживаний
- Что такое стресс?
- Влияние стресса на организм
- Как оценить уровень стресса?
- Как преодолевать стресс?
- Депрессия.
Занятие 7. Восстановление активной жизни. Вопросы трудоспособности
- Безопасный уровень бытовых и житейских нагрузок (половая активность, работоспособность, трудоспособность и пр.).
- Составление индивидуальных планов оздоровления.
Занятие 8. Заключительное
- Закрепление полученных навыков и умений.
- Обсуждение индивидуальных планов оздоровления.
При проведении занятий возможна перестановка тем и сокращение материала в зависимости пожеланий пациентов.
Источник
Государственное учреждение здравоохранения «Городская клиническая больница № 2 г. Тулы имени Е.Г. Лазарева»
Официальный сайт
Школа для пациентов, перенесших инфаркт миокарда
Руководитель школы: Халмурадова Б.Б. – врач-кардиолог
Цель:
программа укрепления здоровья пациентов, перенесших инфаркт разработана с целью изменения образа жизни пациентов с учетом индивидуальных особенностей и изучения немедикаментозным методам лечения .
Задачи:
повышение информированности пациентов, перенесших инфаркт о возможных осложнениях, обострениях, применению немедикаментозных методов лечения и профилактики;
обучение пациентов методам оказания доврачебной помощи – формирование мотивации у пациентов на сотрудничество с лечащим врачом на выполнение его рекомендаций;
Обучение больных методам снижения неблагоприятного влияния на здоровье поведенческих факторов риска.
Ожидаемые результаты:
повысить уровень информированности пациентов методам профилактики и лечения;
отказ от вредных привычек;
переход к здоровому образу жизни, рациональному питанию;
снижение веса при ожирении, приобретение навыков регулярных физических упражнений;
приобретение навыков регулярных физических упражнений;
Структура занятий:
Занятия в Школе имеют единую структуру:
активные формы обучения
заключительная часть занятия.
Первое занятие. Что должен знать пациент об инфаркте?
Целями всего курса обучения в школе здоровья являются:
- формирование активного, рационального и ответственного отношения пациентов, перенесших инфаркт, к своему здоровью и мотивации к оздоровлению;
- повышение информированности пациента о заболевании, причинах и факторах, влияющих на его развитие и осложнения;
- повышение приверженности пациентов к лечению;
- формирование у пациентов умений и навыков самоконтроля, самопомощи при неотложных состояниях, умения корректировать основные поведенческие факторы риска.
Целью первого занятия является информирование пациента об АГ, в том числе:
- общая информация о заболевании и факторах, влияющих на его развитие, осложнениях и прогнозе;
- обучение пациентов самоанализу собственных факторов риска и рациональному составлению индивидуального плана оздоровления;
Второе занятие. Здоровое питание. Что должен знать пациент о питании?
- Цели занятия:
- информировать пациентов об основных принципах здорового питания;
- информировать пациентов об особенностях питания;
- обучить пациентов методике расчета энергетической сбалансированности пищевого рациона;
- обучить пациентов самоанализу собственных факторов риска, связанных с привычками и характером повседневного питания, и составлению рационального индивидуального плана оздоровления.
Третье занятие. Ожирение и ИБС
- информирование пациентов об основных принципах питания для профилактики избыточной массы тела и ожирения;
- информирование пациентов о критериях оценки избыточной массы тела и ожирения;
- информирование пациентов об особенностях питания при ИБС и ожирении;
- обучение пациентов принципам сохранения энергетической сбалансированности пищевого рациона, включая повышение повседневной физической активности;
- обучение пациентов методике аутогенной тренировки.
Четвертое занятие. Физическая активность и здоровье.
- формирование у пациентов, перенесших инфаркт и членов их семей мотивации к повышению повседневной физической активности посредством:
- повышения информированности пациентов о роли и значении физической активности (ФА) для здоровья человека, в частности для нормального функционирования сердечно-сосудистой системы;
- обучения методам повышения повседневной ФА и контроля интенсивности физических нагрузок.
Пятое занятие. Курение и здоровье
- информирования(о влиянии курения табака на здоровье человека, влиянии отдельных компонентов табачного дыма на различные органы и системы, в частности на сердечно-сосудистую систему; об особенностях активного и пассивного курения);
- обучения(самоанализ причин и факторов курения; самооценка типа курительного поведения, степени табачной зависимости, стадии курения, готовности к отказу от курения; выбор способа и отказа от курения).
После занятия слушатели должны знать:
- о вредном воздействии табачного дыма на организм;
- о влиянии курения на здоровье;
- о типах курительного поведения;
- что такое никотиновая зависимость;
- как можно избавиться от курения.
Шестое занятие. Стресс и здоровье
- расширение знаний пациентов, перенесших инфаркт о природе стресса, его управляемых и неуправляемых факторах;
- информирование пациентов об эмоционально – и проблемно-ориентированных методах преодоления стресса;
- обучение пациентов методам самооценки уровня стресса и управления стрессом;
- обучение пациентов методам преодоления стресса, связанного с поведенческими привычками, влияющими на здоровье.
Седьмое занятие. Медикаментозное лечение сердечно-сосудистых заболеваний;
Повышение приверженности пациентов к лечению.
Цель занятия: расширение знаний пациентов в области медикаментозного лечения сердечно-сосудистых заболеваний, формирование активного осознанного отношения пациентов к приему медикаментов для повышения их приверженности к лечению.
Восьмое занятие. Заключительное
Целью занятия является:
- проконтролировать полноту и правильность приобретенных навыков самоконтроля, самопомощи и оздоровления;
- уточнить посещаемость занятий и повторно провести обучение наиболее важным приемам;
- напомнить о необходимости определения нужных параметров и в дальнейшем проводить их измерение (например, пульса, величины АД, массы тела) и регистрировать их в дневнике, продолжать выполнять мероприятия по оздоровлению;
- обменяться мнениями об обучении в школе (положительные и отрицательные оценки каждого занятия), предложить пациентам высказать пожелания по совершенствованию работы школы здоровья в конкретном учреждении.
Источник