Влияние декоративно-прикладного творчества на развитие и воспитание детей с ОВЗ
Ирина Маланич
Влияние декоративно-прикладного творчества на развитие и воспитание детей с ОВЗ
В условиях модернизации российского образования особую актуальность приобретает проблема создания оптимальных условий для воспитания, развития и образования детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Одной из основных идей, лежащих в основе модернизации отечественной системы образования, является идея социальной адаптации детей с ОВЗ. Преобразования, происходящие во всех сферах общества и российского образования, приводят к переосмыслению сущности процесса воспитания и обучения, поисков новых подходов к осуществлению образовательной деятельности детей.
Согласно Конвенции по правам ребенка все дети имеют одинаковые права и равную ценность. Это означает,что любой ребенок должен иметь возможность не только получить доступное ему образование, но и развить присущие ему способности, найти способы самореализации, стать полноценным членом общества.
Сегодня реформа образовательной школы направлена на изменение подходов к обучению и воспитанию подрастающего поколения. Все больше внимания уделяется становлению творческой личности, раскрытию потенциальных возможностей каждого ребенка.
Главная проблема детей с ОВЗ заключается в нарушении связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, но они так же способны и талантливы, как и обычные дети и нуждаются лишь в том, чтобы им дали возможность проявить себя и оказали поддержку.Перед педагогами все чаще встает вопрос: как помочь детям познать свое Я, раскрыть его и войти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в нем? Поиск средств, методов, путей помощи таким детям является актуальной проблемой современной педагогики. Развивать заложенную в каждом ребенке творческую активность, воспитывать необходимые для этого качества — значит создавать педагогические условия, которые будут способствовать этому процессу.
Одним из действенных средств воспитания детей выступает декоративно-прикладное искусство. Оно позволяет сделать уроки яркими, интересными и запоминающимися, дети учатся мастерить оригинальные поделки из современных художественных материалов, именно ранняя художественная практика дает лучшую возможность обрести творческий опыт и воплощение собственных замыслов.
Развитие творческих способностей детей в таких видах декоративно – прикладного искусства как рисование, оригами, декупаж, квиллинг, силуэтное вырезание, составление коллажей смешанными техниками — несут положительный эмоциональный заряд, открывают для многих детей новые пути в жизни, обогащают их внутренний мир и позволяют с пользой провести свободное время. В ходе таких занятий у детей развиваются трудовые навыки, осваивают основные приемы работы с бумагой, витражными и акриловыми красками, выполняют объемные композиции, знакомятся с историей возникновения декоративно-прикладного творчества.
При работе над рекомендуемыми образцами дети знакомятся с различными видами бумаги, ее свойствами, осваивают способы соединения и декоративного оформления изделий. Выполнение объемных техник дает представление о форме модели, ее конструкции. Работа в технике квиллинг и силуэтного вырезания способствует развитию сенсомоторики — согласованности в работе глаз и рук, совершенствованию координации движения, гибкости, точности выполнения действий, что немаловажно в успешной школьной деятельности. Знакомство с законами цветовой гармонии развивает творческую активность и наблюдательность ребёнка, а так же способствует развитию чувство цвета, композиции. Особый интерес отмечается к складыванию из бумаги различных плоскостных и объемных фигур, что способствует развитию у детей таких психических процессов как творческое воображение, мышление, память, восприятие, художественный вкус. Учащиеся используют готовые фигурки в разных видах творческой деятельности (изобразительной, игровой, театрализованной, литературно-творческой). Художественный продукт, сделанный ребенком, является не только результатом труда, но и результатом его творчества. Изготовленные на занятиях игрушки, сувениры, открытки служат хорошим подарком и используются дома по назначению или для украшения интерьера школы. Уверенность в том, что они сделают полезные, хорошие вещи, вызывает у детей чувство удовлетворения, желание работать хорошо, на основе чего и формируется любовь к труду.
Формирование творческого потенциала учащихся с ОВЗ путем теоретического и практического освоения различных декоративно-прикладных технологий позволяет повысить эффективность обучения в целом и обосновывается коррекцией психомоторных, художественных и интеллектуальных возможностей учащихся. Занятия декоративно-прикладным творчеством с детьми с ограниченными возможностями, начиная с младшего школьного возраста, влекут за собой развитие мелкой моторики рук, благотворно влияют на развитие как личностной, так и творческой и эстетической культуры в целом.
Известный педагог В. А.Сухомлинский утверждал: «Истоки творческих способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев».
Вся учебная деятельность на занятиях декоративно-прикладного направления нацелена на поддержание у детей оптимизма и уверенности в своих силах. Любая активность, самостоятельность, малейшие успехи поддерживаются методами стимулирования и поощрения. Вместе с тем от воспитанников требуется, чтобы они доводили работу до конца и преодолевали определенные трудности. Занятия помогают воспитывать у детей силу воли, дисциплинированность, трудолюбие, ответственность за порученное дело. Главное, необходимо дать возможность детям реализовывать свои интересы, демонстрировать способности, не боясь неудач.
Все учебные занятия и игровая деятельность в том числе, составляется с учетом возраста детей, уровня сформированости тех или иных умений, перспективных линий индивидуального развития с опорой на достигнутые результаты в ходе направленного педагогического взаимодействия педагога. Так, например, учащиеся младших классов испытывают затруднения в целенаправленных движениях кистей рук при выполнении заданий на штриховку. У детей этого возраста плохо развит зрительный контроль и в работе с цветными карандашами они допускают много не рациональных движений, выходят за контур изображаемого предмета, оставляя при этом много пробелов. Эти трудности преодолеваются при выполнении систематических упражнений на выполнение заданий с указанием направления линии, при этом целесообразнее использовать не твердые цветные карандаши с тонким грифелем а, например мягкие восковые мелки или карандаши большого размера. Для выполнения таких заданий используется прием штриховки фигур сложенных в технике оригами. Детям предлагаются вместе с педагогом сложить простую фигуру из бумаги белого цвета, а затем украсить ее цветом выбрав художественный материал по желанию (карандаши, краски, фломастер). Этот увлекательный процесс можно использовать при изготовлении с детьми настольного театра или мелких декораций.
Наблюдая за результатами обучения и творческим ростом, педагог корректирует деятельность каждого ребенка, помогает ему вовремя исправить допущенные ошибки. Главное, не ранить самолюбие ребенка, не противопоставлять его другим детям, учитывая его возможности. Следить за самочувствием ребенка во время занятий и вне занятий, за утомляемостью, вниманием, работоспособностью. Работа педагога строиться в соответствии с индивидуальным планом развития ребенка, который заключается в решении все более сложных учебных и творческих задач, этапы включения ребенка-инвалида в творческую деятельность проводятся по нарастающей сложности и с необходимым количеством учебного времени для каждого конкретного ребенка с учетом ее личностных характеристик и заболевания.
Например, при организации занятий с гиперактивными и расторможенными детьми, расположенными к проявлению агрессии в поведении, не рекомендуется использовать такие материалы как краска, глина, пластилин, это стимулирует активность ребёнка (разбрызгивание, разбрасывание, размазывание и пр., что легко может перейти в агрессивное поведение. Более уместно предложить таким детям листы бумаги среднего размера карандаши, фломастеры, то есть изобразительные средства, требующие от них организации структурирования своей деятельности, и соответствующее задание, например, «Рисование по точкам».
Напротив, детям эмоционально «зажатым», с высокой тревожностью, более полезны материалы, требующие широких свободных движений, включающих всё тело, а не только области кисти и пальцев. Таким детям следует предлагать краски, большие кисти, большие листы бумаги. Глину, пластилин, рисование мелом. Наибольший эффект для ослабления эмоциональной напряжённости и тревожности имеют задания «Рисование пальцами», «Волшебные пятна».
Занятия по декоративно-прикладному творчеству с детьми с ограниченными возможностями направлены не только на изготовление общественно полезных изделий, но и на воспитание у детей чувства прекрасного, понимания красоты в окружающей жизни, формирование потребности в изображении предметов и явлений окружающей действительности. Учитывая психологические и физические особенности детей с ограниченными возможностями здоровья, педагог каждое занятие планирует таким образом, чтобы в конце ребенок видел положительный результат своей деятельности. Задание, которое дается ребенку, должно быть не только интересным, увлекательным, но и посильным. Ощущение успеха рождается, когда ребенок с помощью педагога или самостоятельно преодолевает страх перед новой деятельностью, новым заданием, порожденный неуверенностью в себе. Помощь педагога направлена на то, чтобы ребенок поверил в себя, в собственные силы и способности. Необходимо постоянно поддерживать в нем оптимизм, веру в то, что он справится с выполнением задания.
В процессе изготовления изделий большое внимание необходимо обращать на подбор изделий, над которыми работает ребенок. Каждый ребенок должен знать и понимать, что и для чего он делает.
Дети с ограниченными возможностями сложнее усваивают учебный материал, и быстрее его забывают. Поэтому объяснения педагога должны быть доступными, повторяться несколько раз и обязательно сопровождаться показом. Использование наглядных пособий на занятиях повышает у детей интерес к изучаемому материалу, способствует развитию внимания, воображения, наблюдательности, мышления.
Декоративно-прикладное творчество – это великолепная возможность раскрыть творческий потенциал ребенка. Позволяет поднять на более высокий уровень все его потенциальные возможности – психические, физические и интеллектуальные.
Источник
Влияние декоративно — прикладного творчества на успешную социализацию ребенка с ограниченными возможностями здоровья в обществе.
методическая разработка на тему
Данные методические рекомендации рассматривают декоративно – прикладное творчество как одно из условий успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в современном обществе. Описаны современные техники декоративно-прикладного творчества, художественные материалы и их влияние на воспитание и развитие детей с ОВЗ. Методические рекомендации адресованы педагогам, работающим с детьми с ограниченными возможностями здоровья, а также учителям начальной школы, воспитателям групп продлённого дня, педагогам дополнительного образования детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_rekomendatsii_po_vliyaniyu_dekorativno.docx | 2.04 МБ |
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
В статье предложен на рассмотрение один из путей по формированию коммуникативных и социально-бытовых навыков, умений и знаний у детей с ограниченными возможностями здоровья, в частности у детей .
В данной статье рассматриваются вопросы, связанные с особенностями воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, даются рекомендации для родителей по устранению нарушений воспитания.
Содержание программы.· Введение.· Пояснительная записка.·.
Эстетическое воспитание как один из факторов социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.
проблемы социализации детей с ОВЗ.
Главная проблема ребёнка с ограниченными возможностями заключается в нарушении его связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении с .
Источник
Обобщение педагогического опыта работы Развитие творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья на занятиях прикладного творчества в процессе освоения разнообразных художественных материалов и техник
материал на тему
Возникновение педагогического опыта связано с потребностью создать оптимальные условия для развития творческих способностей детей с ОВЗ, необходимого для их социализации и интеграции в общество. С каждым годом количество здоровых детей в нашей стране уменьшается, а число детей-инвалидов увеличивается в разы. Дети с нарушением функции опорно-двигательного аппарата уже несколько десятилетий являются объектом пристального внимания. По данным Госкомитета Российской Федерации каждый 10-й ребенок-инвалид является инвалидом по причине заболеваний опорно-двигательного аппарата. Среди больных имеются дети с различной степенью тяжести нарушений, вплоть до тяжелой, ведущей к пожизненной инвалидности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
педагогический опыт | 282 КБ |
Предварительный просмотр:
Малышева Светлана Николаевна
ОГБУ «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями»
Обобщение педагогического опыта работы на тему:
Развитие творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья на занятиях прикладного творчества в процессе освоения разнообразных художественных материалов и техник
Автор работы: Малышева Светлана Николаевна, инструктор по труду ОГБУ «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» с.В.Лопань Белгородского района
Информация об опыте……………………………………. .3
Результативность опыта………………………………….. 12
Тема педагогического опыта « Развитие творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья на занятиях прикладного творчества в процессе освоения разнообразных художественных материалов и техник».
ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОПЫТЕ
Условия возникновения, становления опыта.
ОГБУ «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» находится в селе Веселая Лопань в Белгородском районе. Ежегодно около 1 тысячи детей, здесь проходят курс реабилитации по профильным заболеваниям. Продолжительность курса лечения составляет 34 дня. Одновременно детям оказывается не только медицинская, но и социальная, психолого-педагогическая помощь.
Возникновение педагогического опыта связано с потребностью создать оптимальные условия для развития творческих способностей детей с ОВЗ, необходимого для их социализации и интеграции в общество. С каждым годом количество здоровых детей в нашей стране уменьшается, а число детей-инвалидов увеличивается в разы. Дети с нарушением функции опорно-двигательного аппарата уже несколько десятилетий являются объектом пристального внимания. По данным Госкомитета Российской Федерации каждый 10-й ребенок-инвалид является инвалидом по причине заболеваний опорно-двигательного аппарата. Среди больных имеются дети с различной степенью тяжести нарушений, вплоть до тяжелой, ведущей к пожизненной инвалидности.
Актуальность опыта. В докладе Уполномоченного по правам человека в РФ отмечено, что состояние семьи и детства в 2011 году отражает глубокий кризис организации общества, перекосы в области социальной политики государства. По ряду ключевых показателей положение детей постоянно ухудшается. За последние восемь лет численность детей в возрасте до 18 лет уменьшилась в России с 35,8 млн. до 29,1 млн., при этом количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за это же время выросло на 18% и составило 734,1 тыс. Число детей, постоянно живущих в интернатах, составляет 477,8 тыс., половина из них — дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. До 90% детей с синдромом Дауна оказываются в Доме ребенка, треть всех детей-инвалидов с отклонениями в умственном и психическом развитии своей семьи не видят никогда.
Семья ребенка-инвалида не защищена материально. Расходы на содержание больного ребенка, на осуществление реабилитации с ним в 3 раза выше, чем на содержание здорового ребенка. По утверждению Уполномоченного по правам человека, доля прожиточного минимума ребенка-инвалида, покрываемая ежемесячным пособием, составляет не более 3% необходимых затрат! Чаще всего эти дети воспитываются в неполных семьях, от них отказываются, и проблема развития ребенка усугубляется.
Дети с ОВЗ не имеют возможности посещать досуговые учреждения из-за отдаленности от культурно-просветительных центров, занятости родителей, транспортной инфраструктуры, проблемы социума. В связи с этим, данная категория детей не может получить дополнительное образование в художественных школах, нет возможности обучения профессии в домах ремесел. Среди многочисленных проблем детства особую остроту приобретают проблемы детей-инвалидов, которые без специальной подготовки не могут расширить границы доступного им мира, приобщиться к современным достижениям цивилизации, найти себя в предстоящей взрослой жизни.
Ведущая идея опыта: развитие творческого потенциала, индивидуально выраженных способностей детей с ОВЗ через освоение различных художественных материалов и техник.
Длительность работы над опытом составляет три года.
1этап. Накопление фактического материала с целью выявления предпосылок формирования художественных интересов у детей в процессе работы.
2этап. Изучение работ педагогов по проблеме развития художественных способностей в процессе прикладного творчества детей. Проведение диагностики художественно-творческих способностей детей: срезы практических умений, навыков, тестирование.
3этап. Систематизация и теоретическое оформление результатов. Выступление на методических объединениях, семинарах, проведение мастер-классов, выставок детских работ, участие в праздничных мероприятиях, разработка и показ презентаций.
Опыт работы обобщен по данной теме на уровне реабилитационного центра. В результате работы выяснилось, что интерес детей к занятиям возрастает при знакомстве с прикладным творчеством (комбинированная аппликация, декупаж, папье-маше, мозаика, макраме, плетение из бисера, работы из гипса, рисование пластилином, поделки из природного материала (сухоцветы, соломка, опилки, стружка, спички, семена, крупа, ветки деревьев, кора, ракушки, скорлупа), объемное моделирование из бумаги и картона. Увеличилось количество детей принимающих участие в выставках. Повысилось качество работ (92%). Работы стали интересней, оригинальней, дети получают грамоты и дипломы. В международном фестивале детского творчества «Звезды нового века» в августе 2012г Чеботарева Таня стала победителем в XVI конкурсе в номинации прикладного творчества («Педагогическая газета» http://pedgazeta.ru/).
Диапазон опыта: Представленный опыт является теоретической и практической базой для проведения работы по развитию творческих способностей детей с ОВЗ на занятиях прикладного творчества в реабилитационных центрах, школах-интернатах, Домах ребенка, центрах развития детей, при подготовке к школе.
В опыте раскрыта структура построения и овладения приемами декоративно-прикладного ремесла, формы и методы поэтапной работы с использованием нетрадиционного материала, предлагается определенная технология работы, которая активизирует умения детей, повышает их стремление к творческому воплощению и поддерживает интерес к работе.
Теоретическая база опыта : В истории дошкольной педагогики проблема творчества детей всегда была одной из актуальных. Ей занимались такие видные деятели, как Е.А. Флерина, В.А.Фаворский, Н.П. Сакулина, Н.Б. Халезова, Т.С.Комарова, Т.Н.Доронова и другие. Они отмечали, что искусство пробуждает первые яркие, образные представления о Родине, ее культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает творческие способности детей. Формирование этих способностей следует начинать на ранних стадиях формирования личности.
Большой потенциал для развития детского творчества заключен в изобразительной и декоративной деятельности детей, источником чего является народное искусство. В народном декоративном искусстве нет ничего лишнего, в нем отобрано и сохранено главное. Самые выразительные признаки окружающих предметов переданы выразительно и лаконично. Подлинно народное искусство отличается особой простотой, вкусом, выразительностью. Именно поэтому оно понятно и доступно даже самым маленьким — дошкольникам. Народное искусство всегда понятно и всеми любимо. С давних времен людям нравилось украшать свое жилище коврами, расписными подносами и шкатулками, потому что народное изобразительное искусство несет в себе тепло рук мастера, тонкое понимание природы, умение просто, но с большим чутьем к форме и цвету отбирать для своих изделий только то, что необходимо то, что поистине прекрасно. Неудачные образцы отсеиваются, живет только ценное, великое, идущее из глубины души.
Известный педагог Е.А.Флерина одной из первых выступила за активное использование народного искусства для развития детского творчества, считая, что в процессе занятия дети приобретают навыки и умения для создания декоративных узоров.
По словам В.А. Фаворского, восприятие мира, познание законов эстетики и воспитание вкуса начинается у человека со стеклянных бус на шее матери. С кувшина для воды. С посуды на обеденном столе. Изучение произведений декоративно-прикладного искусства, их художественных особенностей и средств создания воспитывает бережное отношение к вещам, уважение к национальному достоянию и национальной культуре, к творческому труду людей, повышает наш культурный уровень.
Н.П.Сакулина отмечала, что нужен и возможен поиск таких путей взаимодействия, которые с одной стороны сохраняют преимущества детского творчества, а с другой помогут ребенку овладеть средствами самовыражения. Необходимо использовать разные техники: традиционные (аппликация, лепка, рукоделие) и нетрадиционные (рисование пластилином, свечой; витраж, коллаж с применением стружки, крупы, семян, пуговиц, скорлупы; декупаж, папье-маше, комбинированная аппликация – применение войлока, ткани, кружева, тесьмы, пряжи и т.д). Все необычное привлекает внимание детей, заставляет их удивляться.
В.П.Кащенко известный ученый, педагог отмечал большую значимость трудовой терапии. Он неизменно настаивал на том, что следует всегда помнить о потребности ребенка в радости, значит, все его пребывание в школе или реабилитационном Центре нужно сделать интересным, привлекательным, вызывающим возвышенные чувства. При всем этом он предостерегал от отрыва от жизни – воспитание ребенка должно быть трудовым.
Декоративно-прикладное искусство обогащает творческие стремления детей преобразовывать мир, развивает в детях нестандартность мышления, свободу, раскрепощенность, индивидуальность, умение всматриваться и наблюдать, а также видеть в реальных предметах декоративно-прикладного искусства новизну и элементы сказочности. Декоративно — прикладное искусство не утратило своей актуальности в наши дни, так как тесно связано с искусством дизайна. У них общие средства выражения, но дизайн несет в себе современный орнамент на базе народного.
В процессе выполнения работ прикладного творчества у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах декоративно-прикладного искусства в жизни. «Эти знания прочны потому, что, как писал Н.Д. Бартрам, «вещь», сделанная самим ребенком соединена с ним живым нервом, и все, что передается его психике по этому пути, будет неизменно живее, интенсивнее, глубже и прочнее».
Творческие способности детей при применении декоративно-прикладного искусства развиваются в разных направлениях: в предварительном создании эскизов на бумаге; в продумывании элементов узора; в расположении их на объемах; в создании предметов декоративного характера; умения найти способ изображения и оформления предмета; в перенесении задуманного декоративного узора на изделие.
До сих пор проблема развития прикладного творчества детей с ОВЗ остается наиболее значимой в практике трудового и эстетического воспитания. В исследовании решается проблема всестороннего развития детского творчества в декоративно — прикладном искусстве, направленного не только на народные промыслы, а применение и освоение на занятиях разнообразных художественных материалов и техник. Объектом исследования является декоративное детское творчество в целом, а предметом выступает сам процесс его развития.
Степень новизны. Опыт можно считать репродуктивно-рационализаторским. Новизна опыта заключается в сочетании использования традиционных и нетрадиционных художественных материалов и техник в обучении, направленном на развитие индивидуальных способностей детей с ОВЗ, в создании модели взаимодействия, основу которой составляет партнерские отношения инструктора по труду, ребенка и его родителей, совместном творчестве приносящем радость в творческой работе.
Содержание художественного образования предусматривает два вида деятельности детей: восприятие произведений искусства и собственную художественно — творческую деятельность. Это дает возможность показать единство и взаимодействие двух основополагающих звеньев системы художественного образования и эстетического воспитания.
Приоритетные направления: познавательная деятельность, информационно-коммуникативная и рефлексивная деятельность. Нетрадиционные формы проведения занятий: сказка, путешествие, праздник, викторина, мастерская; использование видеоматериалов, презентаций; посещение музея народной культуры. Осуществляются межпредметные связи, что в целом повышает воспитательное воздействие каждого занятия.
На групповых занятиях детям предоставляется возможность самоопределения в видах и формах художественного творчества (изобразительный, декоративный, конструктивный), реализованная в индивидуальных и коллективных работах. В содержании образования по искусству нашли отражение следующие аспекты: повышение роли духовно-нравственного, гражданского, патриотического воспитания и формирование толерантного отношения к иным культурам. Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре.
-формирование способностей к творчеству, необходимых не только для искусства, но и для любой трудовой деятельности. Воспитание интересной, творческой личности, способной к творческому труду в любом виде деятельности.
Задачи, способствующие достижению цели:
развитие художественно-творческих, индивидуально выраженных способностей, образного мышления, воображения, фантазии, познавательной активности личности детей с ОВЗ в процессе изобразительной деятельности;
формирование умений и навыков, необходимых для правильного ведения работы;
совершенствование художественных способностей при работе с разными художественными материалами и техниками;
стимулирование интереса к прикладному творчеству;
воспитание нравственных качеств личности детей.
Осуществляя педагогическую деятельность, применяю особые методы художественно — эстетического воспитания:
метод единства восприятия и созидания (эстетическое переживание можно выразить в собственной художественно-творческой деятельности);
метод диалогичности (позволяет детям общаться с произведением искусства, вступить с ним в диалог);
метод сравнений (для активизации мышления);
метод «открытий» (творческая деятельность порождает новую идею);
метод педагогического ограничения (творческая свобода не беспредельная, а целенаправленная);
метод привлечения жизненного опыта детей;
метод индивидуальной и коллективно-поисковой деятельности детей (стимулирует творческую активность детей, помогает найти верное решение из возможных);
визуально-аналитический метод (кроме рассматривания включает анализ);
-индивидуально практическая деятельность на индивидуальных занятиях;
-коллективно — творческая деятельность детей с ОВЗ на групповых занятиях;
-проведение тематических, конкурсных мероприятий;
-игровые формы работы – пальчиковые игры со стихами, загадки, ролевые диалоги, игры в добрые и ласковые слова.
При развитии творческих способностей детей с ОВЗ на занятиях в реабилитационном центре поставлена задача: сохранить и развить то присущее многим детям восприятие мира, которое позволяет им видеть его прекрасным, многообразным, волшебным и добрым. Решение этой задачи зависит от гармонического развития детей, в основе которого лежат эстетические средства, опирающиеся на творческую активность на занятиях труда. При проведении занятий используются игры, стихи, сказки, загадки, музыка, одновременно осуществляется развитие речи и лингвистическое мышление ребенка, проводятся выездные мероприятия.
В центре стало доброй традицией в конце каждого заезда проводить творческие выставки детских работ. В Белгородском музее народной культуры вот уже второй год проводятся мини-выставки «Вернисаж добра».
Занятия прикладным творчеством в реабилитационном центре направлены на эстетическое развитие детей с ОВЗ. Успешное освоение творческой деятельности способствует интеллектуальному развитию ребенка, помогает в формировании других видов деятельности. Поэтому огромное коррекционное значение в жизни детей с нарушениями функций опорно–двигательного аппарата имеют занятия прикладной, творческой направленности. Известно, что процесс изображения предметов и явлений окружающего мира сложен по своей природе и связан с развитием личности ребенка, с формированием его чувств и сознания. В процессе усвоения детьми ряда навыков происходит совершенствование тонкой моторики рук.
Материал для занятий подбирается с учетом темы, а также возрастных и индивидуальных особенностей детей. Знакомясь с произведениями искусства, дети, испытывают положительные эмоции, на основе которых формируются образные представления, мышление, воображение. Это пробуждает у детей стремление передать воспринятую красоту в создании своих изделий. Для развития творческих способностей используются нетрадиционные техники рисования пластилином, экспериментирование различных художественных материалов, работы из природного материала (семян, крупы, опилок, стружки, скорлупы и т.д.), дидактические игры, силуэтное и объемное моделирование, упражнения для составления орнамента, прорисовки элементов росписей. Творческая работа с разными художественными материалами и техникой стимулирует интерес детей к прикладному творчеству и являются необходимым условием формирования творческой личности ребенка. Например, при работе с бумагой можно сделать однослойную и многослойную аппликацию, выполнить объемное моделирование из картона, спичек. На занятиях идет обобщение наколенного детьми умения пользоваться разными художественными материалами, и перевод их представления о художественных материалах на более высокий уровень. На каждой новой ступени познания дети возвращаются уже к знакомой технике работы там, где это возможно (метод « забегания вперед» и «возвращения к пройденному»). Если художественно-творческая деятельность детей на индивидуальных занятиях протекает на эмоционально-чувственной основе, то, на групповые занятия выстраиваются на познавательно-аналитическом уровне, обязательно с сохранением в ней эмоционально-образного, творческого начала.
Как показывает опыт, использование нетрадиционной техники выводит ребенка за привычные рамки прикладного творчества, пробуждает в них интерес к самостоятельному творчеству, к эксперименту, раскрепощает, помогает детям избавиться от комплекса «я не умею», «у меня не получается», «я не сделаю правильно». Они начинают работать смелее, увереннее, независимо от степени их способностей. Мнение, что изобразительная деятельность доступна не всем, а только одаренным детям, теряет обоснованность. Работы из гипса получаются даже у тех детей, которые не проявляет особых способностей к прикладному творчеству. Доступность использования нетрадиционных техник определяется возрастными особенностями детей. «Не навязывать ничего такого, что не соответствует возрасту и методу обучения …учитывать при обучении возрастные особенности детей …двигаться вперед, не спеша…от простого к сложному» (Я.А.Коменский).
Особый интерес у детей вызывает рисование пластилином. Рисование пластилином — все чаще встречающийся вид живописи, но этот способ изображения способствует творческому развитию и разнообразию художественных выразительных методов. Каждое новое творческое начинание для человека — это не просто умение, навыки, опыт: это еще и способ развития мыслительной активности, согласно взаимосвязи “рука — мозг”. К данной технике наиболее часто возвращаются дети при выполнении таких работ, как «Сказочные персонажи», «Цветы», «Птицы», «Лубочные картинки», «Парусники».
Одним из интереснейших видов художественной деятельности, предлагаемой программой, является работа с бумагой. Дети выполняют работы в различной технике (аппликация, папье-маше, декупаж, формовка, плетение, мозаика, вырезание, моделирование из картона). В руках ребят бумага превращается в красивые полезные вещи. Применяют при создании работ по темам: «Поздравительная открытка», «Выразительные возможности аппликации», «Геометрическая аппликация», «Предметная аппликация», «Сюжетная аппликация», «Изображение природы через детали», «Растительный орнамент» и другие. Работа с бумагой позволяет детям другими глазами взглянуть на окружающий нас мир, пробуждает в них радость труда, жажду творчества. Перечисленные виды работ с бумагой доступны детям всех возрастов. Они развивают у ребят точность движения рук, глазомер, чувство формы и ритма, изобретательность, фантазию, воображение, мышление, художественный вкус.
Доступная для детей техника — печати. Гравюры по аппликации применяют при выполнении работ: «Скатерть самобранка», «Салфетки», «Платье для мамы», «Елочные игрушки». Техника выполнения известна детям с начальной школы. Гравюра по аппликации — это начальный этап овладения другими видами гравюры.
Не менее интересна аппликация из природного материала, создание композиций из сухих растений. Большое разнообразие материала: шишки, ракушки, засушенные цветы, семена, крупа, камыш, камешки, орехи, желуди, кора, ветки деревьев, стружка, колоски, соломка, пух, перья, скорлупа, мох, песок, и из всего этого можно сделать поделку . Аппликационная работа с растительным природным материалом оказывает свое воздействие на умственное развитие ребенка, на развитие его мышления и появления элементов творчества.
Для развития мелкой моторики выполняются работы по изготовлению бус, разнообразие материала позволяет сделать эту работу интересней: каштаны, ракушки, речные камушки, пуговицы, бусины, бисер, горошины из ткани. Игровой и незабываемый мир творческой фантазии залог хорошего настроения.
Широкие возможности для развития творческих способностей детей содержит техника изготовление изделий из гипса. Дети выполняют работы: «Рамка для фотографий», «Натюрморт», «Тарелочка», «Объемные фигурки». При использовании этой техники дети осваивают навык работы с материалом и цветом, получают красивую фактуру, раскрашивают с множеством оттенков. В этой работе много возможностей для художественного развития и формирования общетрудовых умений и навыков.
Техника холодный батик — роспись по ткани используются на занятиях декоративного рисования, например: «Создание декоративной работы в материале». Занятия в этой технике дают ценную возможность детям для развития творческого воображения, фантазии. Ребята испытывают огромное эстетическое удовольствие. В ходе работы воспитывается аккуратность, развивается внимание.
Рисование витражными красками. Начав рисовать ими, дети обычно недоумевают, не находя в них ничего необычного, но простота материала позволяет добиться прозрачности и создать интересные эффекты. В работе используются раскраски, детям необходимо выбрать эскиз, с помощью копировальной бумаги перевести рисунок, а потом раскрасить узор или предмет. В этой технике выполняют работы: «Цветы», «Птицы», «Растительный орнамент».
Ручное тиснение по фольге – техника похожа на чеканку. Художественная обработка металла известна с древних времен. Детям интересно знакомится с работами мастеров. Выполняя эскиз композиции, ребята переводят контур рисунка, который четко отпечатывается на фольге. Далее выполняется тиснение и специальная заливка материала. Небольшой барельеф можно наклеить на картон и поместить в рамку. Аккуратно выполненная работа может быть украшением интерьера или отличным подарком.
На групповых занятиях дети знакомятся с техникой создания картин из пряжи, вязаных цепочек , выполняют нитевое плетение «Солнечное кружево», вышивают изонить – техника, которая была изобретена в 17 веке английскими ткачами. Применяют при выполнении таких тем, как «Натюрморт», «Город», «Цветок», «Создание декоративной работы в материале» . При первом знакомстве с новой техникой задания могут быть одинаковыми, затем ребята создают различные композиции дифференцированно, самостоятельно.
Парафиновая техника (гратография) или рисование свечой, восковыми мелками. Граттаж – процарапывание — введен немецким художником Максом Эристом. Использование парафиновой техники дает широкий набор средств для обогащения колорита, создания фактуры, передачи сложных явлений природы. Для детей интересно рисовать мелками на бархате, создавать картинки из мыльных пузырей, рисовать ладошками.
Решение основных задач развития творческих способностей детей приводит к возникновению в их деятельности элементов новизны и оригинальности, к усложнению их творческих замыслов. Развитие художественных способностей может длиться всю жизнь, переходя от обучения к самообучению, можно совершенствовать свое мастерство бесконечно.
П еречисленные техники привлекательны своеобразной художественной выразительностью, содержат элементы новизны, активизируют индивидуальные способности детей, дают неограниченные возможности для импровизации сочетания самых разных материалов. Их можно и нужно расширять и совершенствовать с учетом возраста и интересов учащихся, а также с учетом индивидуального подхода к развитию творческих способностей каждого ребенка.
Работа с новыми материалами полезна, так как она снимает страх неудачи, формирует необходимые для творчества качества: уверенность в себе, самоутверждение, самоуважение. Без самоуважения, самоутверждения, уверенности в себе нет места творчеству, нет возможности выдать что-то свое. Многогранная деятельность детей на занятиях прикладного творчества создает положительные эмоции. Дети активно включаются в творчество, создают интересные индивидуальные и коллективные работы.
Овладевая основами изображения, в процессе освоения разнообразных художественных материалов и техник дети не только глубже и полнее познают действительность, но и приобретают жизненно важные умения и навыки, необходимых для разнообразных современных профессий. Творческое отношение к трудовой деятельности, эстетическое воспитание в труде оказывают огромное влияние на формирование творческих сил человека, раздвигают рамки его представления о жизни, воспитывают художественный вкус и активизируют познание действительности.
При первичном поступлении детей с ОВЗ эффективность работы с ними низкая, в большинстве случаев дети приходят в реабилитационный Центр не имея начальной подготовки (не различают цвета, не имеют понятия формы и размера предметов, никогда не держали в руках карандаш, трафарет, ножниц). После проведения нескольких реабилитационных циклов занятий появляется положительная динамика: эмоциональный эффект, улучшается технический навык работы с инструментом, дети получают трудовые навыки.
У детей с ДЦП в большинстве случаев кисти рук сжаты в кулачки, большой палец плотно приведен к ладони, и его участие в захвате инструмента затруднено. Гиперкинетическая форма ДЦП характеризуется наличием насильственных движений. Гиперкинезы встречаются в сочетании и с параличами, и с парезами. Обучению ребенка мешают тяжелые речевые нарушения и тяжелые расстройства произвольных движений. Для большинства детей с ДЦП характерна повышенная утомляемость. Дети с трудом сосредотачиваются на задании, быстро становятся вялыми или раздражительными, при неудачах отказываются от выполнения задания. Все сказанное выше указывает на специфические условия интеллектуального развития детей, страдающих церебральным параличом. Однако дети с этой формой ДЦП проявляют стремление к общению и обучению.
Среди основных направлений коррекционно-развивающего обучения детей, страдающих различными формами церебрального паралича — занятия, направленные на формирование двигательных навыков, развитие предметной деятельности, общения, игры. В связи с этим активизируются двигательные навыки, восприятие, речь, игра и ряд других немаловажных аспектов психики ребенка.
В конце каждого реабилитационного цикла оценивается эффективность индивидуальной работы с каждым ребенком по 4-х бальной системе: от 0 до 3 баллов.
1 – получен эмоциональный эффект, ребенок получает эмоциональное удовлетворение, но трудовых навыков не приобретает, работать самостоятельно не может.
2 – незначительный трудовой эффект, ребенок приобрел некоторые трудовые навыки, в состоянии делать часть работы самостоятельно.
3 – положительный эффект, ребенок умеет трудиться самостоятельно, в процессе занятий приобрел новые трудовые навыки, умеет доводить работу до конца, выполняет ее качественно.
В результате работы за 2010 – 2012гг. удалось достигнуть положительную динамику:
Источник