Распределение детей по группам здоровья
отсутствует | наличие функциональных отклонений | продолжительные острые заболевания с последующим затяжным периодом выздоровления (вялость, повышенная возбудимость, нарушения сна и аппетита, субфебрилитет и т. д) | нормальное физиЧеское развитие или избыток массы тела 1-й степени. нормальное или нерезко выраженное отставание нервно-психиЧеского развития | |
наличие хронической патологии, врожденных дефектов развития органов и систем без изменения функций | наличие функциональных отклонений без клинических проявлений | редкие, нетяжелые по характеру течения обострения хронического заболевания без выраженного ухудшения общего состояния и самочувствия | нормальное физическое развитие, дефицит или избыток массы тела 1-й или 2-й степени, низкий рост, нервно-психическое развитие нормальное или отстает | |
наличие хронической патологии, врожденных дефектов развития органов | изменение функций пораженных органов, клинические проявления заболевания | частые обострения основного хронического заболевания. частые простудные заболевания с затяжным периодом восстановления | нормальное физическое развитие, дефицит или избыток массы тела 1-й или 2-й степени, низкий рост, нервно-психическое развитие нормальное или отстает | |
наличие тяжелой хронической патологии или тяжелого врожденного порока, приводящих к инвалидности ребенка | выраженные изменения функций пораженных органов и систем | частые тяжелые обострения основного хронического заболевания, частые острые заболевания | нормальное физическое развитие, дефицит или избыток массы тела 1-й или 2-й степени, низкий рост, нервно-психическое развитие нормальное или отстает |
- Декомпенсация — расстройства деятельности организма, возникающие при неспособности его приспособительных механизмов компенсировать вызванные болезнью нарушения.
- Ремиссия — период течения хронической болезни человека, характеризующийся ослаблением или исчезновением ее признаков.
- Реконвалесцент — больной в стадии выздоровления.
Источник
Приказ Минздрава РФ от 30.12.2003 N 621 «О комплексной оценке состояния здоровья детей» (вместе с «Инструкцией по комплексной оценке состояния здоровья детей»)
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 30 декабря 2003 г. N 621
О КОМПЛЕКСНОЙ ОЦЕНКЕ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ
В целях совершенствования организации медицинского обеспечения детей и разработки мероприятий по сохранению и укреплению здоровья детей разных возрастных и социальных групп приказываю:
1.1. Инструкцию по комплексной оценке состояния здоровья детей (Приложение N 1).
1.2. Алгоритм определения групп здоровья у детей в возрасте от 3 до 17 лет включительно по результатам профилактических медицинских осмотров (Приложение N 2).
2. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на заместителя Министра здравоохранения Российской Федерации О.В. Шарапову.
Приказом Минздрава России
от 30 декабря 2003 г. N 621
ИНСТРУКЦИЯ ПО КОМПЛЕКСНОЙ ОЦЕНКЕ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ
Система комплексной оценки состояния здоровья основывается на 4-х базовых критериях:
— наличие или отсутствие функциональных нарушений и/или хронических заболеваний (с учетом клинического варианта и фазы течения патологического процесса);
— уровень функционального состояния основных систем организма;
— степень сопротивляемости организма неблагоприятным внешним воздействиям;
— уровень достигнутого развития и степень его гармоничности.
Основным методом, позволяющим получить характеристики, на основании которых дается комплексная оценка состояния здоровья, является профилактический медицинский осмотр.
Комплексная оценка состояния здоровья каждого ребенка или подростка с формализацией результата в виде отнесения к одной из «групп здоровья» дается с обязательным учетом всех перечисленных критериев.
В зависимости от состояния здоровья дети могут быть отнесены к следующим группам:
— к I группе здоровья относятся здоровые дети, имеющие нормальное физическое и психическое развитие, не имеющие анатомических дефектов, функциональных и морфофункциональных отклонений;
— к III группе здоровья относятся дети, страдающие хроническими заболеваниями в стадии клинической ремиссии, с редкими обострениями, с сохраненными или компенсированными функциональными возможностями, при отсутствии осложнений основного заболевания; дети с физическими недостатками, последствиями травм и операций при условии компенсации соответствующих функций, степень компенсации не должна ограничивать возможность обучения или труда ребенка, в том числе подросткового возраста;
— к IV группе здоровья относятся дети, страдающие хроническими заболеваниями в активной стадии и стадии нестойкой клинической ремиссии с частыми обострениями, с сохраненными или компенсированными функциональными возможностями или неполной компенсацией функциональных возможностей; с хроническими заболеваниями в стадии ремиссии, но с ограниченными функциональными возможностями, возможны осложнения основного заболевания, основное заболевание требует поддерживающей терапии; дети с физическими недостатками, последствиями травм и операций с неполной компенсацией соответствующих функций, что, в определенной мере, ограничивает возможность обучения или труда ребенка;
V группе здоровья относятся дети, страдающие тяжелыми хроническими заболеваниями, с редкими клиническими ремиссиями, с частыми обострениями, непрерывно рецидивирующим течением, с выраженной декомпенсацией функциональных возможностей организма, наличием осложнений основного заболевания, требующими постоянной терапии; дети-инвалиды; дети с физическими недостатками, последствиями травм и операций с выраженным нарушением компенсации соответствующих функций и значительным ограничением возможности обучения или труда.
Отнесение больного ребенка или подростка ко II, III, IV или V группам здоровья проводится врачом с учетом всех приведенных критериев и признаков. Врач-специалист на основании анализа данных, содержащихся в истории развития ребенка, медицинской карте ребенка для образовательных учреждений, результатов собственного осмотра, а также инструментальных и лабораторных исследований, выносит (по своей специальности) полный клинический диагноз с указанием основного заболевания (функционального нарушения), его стадии, варианта течения, степени сохранности функций, наличия осложнений, сопутствующих заболеваний или заключение «здоров».
Комплексную оценку состояния здоровья ребенка на основании заключений специалистов и результатов собственного обследования дает врач-педиатр, возглавляющий работу медицинской бригады, проводящей профилактический осмотр.
Детям, с впервые заподозренными в момент осмотра заболеваниями или функциональными нарушениями, а также с подозрением на изменившийся характер течения болезни, уровень функциональных возможностей, появление осложнений и др., по результатам профилактического медицинского осмотра комплексная оценка состояния здоровья не дается. В таких случаях необходимо проведение в полном объеме диагностического обследования. После получения результатов обследования выносится уточненный диагноз и дается комплексная оценка состояния здоровья.
Все дети, независимо от того к какой из групп здоровья они отнесены, ежегодно проходят скрининг-обследование, по результатам которого определяется необходимость дальнейшего педиатрического осмотра.
Дети, отнесенные к I группе здоровья, проходят профилактические медицинские осмотры в полном объеме в сроки, определенные действующими нормативно-методическими документами.
Контроль за состоянием здоровья детей, отнесенных ко II группе здоровья, осуществляется при профилактических медицинских осмотрах и ежегодно врачом-педиатром.
Дети, отнесенные к III — V группам здоровья, проходят профилактические медицинские осмотры в соответствующие возрастные периоды. Кроме того, контроль за состоянием их здоровья и оценка эффективности лечебных и реабилитационных мероприятий осуществляется на основании результатов диспансерного наблюдения.
Результаты комплексной оценки состояния здоровья могут, в определенной степени (в качестве скрининга), помогать решать прикладные специальные задачи в отношении состояния здоровья детей — отнесение к определенным группам для занятия физической культурой, спортивный отбор, решение экспертных вопросов в отношении профессионального выбора, военной службы и др.
Приказом Минздрава России
от 30 декабря 2003 г. N 621
ОПРЕДЕЛЕНИЯ ГРУПП ЗДОРОВЬЯ У ДЕТЕЙ В ВОЗРАСТЕ
ОТ 3 ДО 17 ЛЕТ ВКЛЮЧИТЕЛЬНО (ПО РЕЗУЛЬТАТАМ
ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ МЕДИЦИНСКИХ ОСМОТРОВ)
Примечание: в настоящую схему включены не все функциональные нарушения и хронические заболевания, встречающиеся в детском (в том числе подростковом) возрасте. В данный перечень вошли наиболее часто диагностируемые нарушения здоровья и развития.
Судебная практика и законодательство — Приказ Минздрава РФ от 30.12.2003 N 621 «О комплексной оценке состояния здоровья детей» (вместе с «Инструкцией по комплексной оценке состояния здоровья детей»)
6. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 621 «О комплексной оценке состояния здоровья детей».
7. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
Источник
Образец приказа об охране жизни и здоровья детей в ДОУ
Содержимое публикации
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С.ЛУКОВ КОРДОН
АЛЕКСАНДРОВО-ГАЙСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
От ___________ 2019 г. с. Луков Кордон
Об ответственности сотрудников
СПДО д/с «Чипполино»
МБОУ СОШ с. Луков Кордон
за охрану жизни и здоровья детей
на 2019 — 2020 учебный год.
В связи с началом нового учебного года всем сотрудникам ознакомиться и принять за руководство к работе следующие нормативные федеральные и региональные документы содержание которых направлены на работу по улучшению и повышению качества и содержания работы СПДО д/с «Чипполино» МБОУ СОШ с. Луков Кордон в целом, и конкретно в работе по охране жизни и здоровья воспитанников.
Сотрудники СПДОд/с «Чипполино» МБОУ СОШ с. Луков Кордон должны руководствоваться в своей работе следующими документами:
1.Закон РФ «Об образовании в РФ»
2. Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ»
3. Приказ Минобрнауки РФ № 1155 «Об утверждении ФГОС ДО»
4. Конвенция о правах ребёнка.
5. СанПиН 2.4.1.3049 -13
6. Правила пожарной безопасности.
7. Положение о службе охраны труда в системе М.О. РФ
8. Должностные инструкции по охране труда.
9. Устав МБОУ СОШ с. Луков Кордон.
10. Правила внутреннего трудового распорядка СПДО д/с «Чипполино» МБОУ СОШ с. Луков Кордон и должностные обязанности сотрудников.
11. Договор с родителями.
12. Образовательная программа дошкольного образования
13. План работы СПДО д/с «Чипполино» МБОУ СОШ с. Луков Кордон.
14. Приказ № 93 от 20.05.2019 г. «Об усилении персональной ответственности по охране жизни и здоровья детей в детском саду и на детских площадках»
15. Приказ 89 от 15.05.2019 г. «О профилактике детского травматизма в комплексе мероприятий «Безопасное лето в летний оздоровительный период 2019 г»
16. Инструкция № 39 по организации охраны жизни и здоровья детей в детских садах и на детских площадках во время труда в цветнике, на участке. От 29.12.2016 г.
17. Инструкция по охране жизни и здоровья детей от 14.05.2017 г
18. Рабочая программа педагога.
На основании вышеизложенных и изученных документов (с 1 по 25)
Широко использовать в своей работе программу по ОБЖ: вести пропагандистскую работу среди родителей, пользоваться пособиями по этой работе и программе, самим разрабатывать методы работы по данной программе и т.д.
Приём детей проводить в соответствии с «Договором с родителями» или заявления с 8.00 до 8.30 в хорошую погоду на улице.
Детей принимать непосредственно от родителей, которые в равной степени несут ответственность за жизнь и здоровье детей, с этой целью:
— познакомить родителей с их правами и обязанностями, которые должны находиться в родительских уголках на видном месте
— познакомить родителей с правами и обязанностями СПДО д/с «Чипполино»
— провести индивидуальные беседы с «недисциплинированными» родителями.
— не отдавать и не принимать детей от родителей, находящихся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, поставить об этом в известность администрацию СПДО д/с «Чипполино».
— не отдавать воспитанников ДОУ детям, не достигшим 18 лет без предварительного заявления, согласованного с администрацией СПДО д/с «Чипполино».
— не отдавать детей незнакомым лицам, родитель должен в письменной форме указать, кому он доверяет забрать своего ребёнка или по телефонному звонку с указанием ФИО забирающего.
1.4. Детей с признаками какого-либо заболевания в ДОУ без разрешения медиков не принимать.
1.5. Не давать детям никаких лекарств. Все лекарства, прописанные врачом ребёнку, должны давать только медицинские работники.
1.6. Детей, перенёсших какие-либо заболевания, или отсутствующих более 3-х дней, без письменного разрешения медсестры не принимать.
1.7. Особое внимание в своей работе уделять профилактике детского травматизма, несчастных случаев, с этой целью:
— умело использовать в своей работе программу по ОБЖ, как для воспитанников, так и для родителей (или лиц их заменяющих).
— не нарушать инструкции по охране труда.
— мебель в группах и спальнях должна быть закреплена.
— иглы, колющие предметы, опасные для жизни детей, должны находиться в местах, недоступных детям.
— при сборе, выходе и проведении прогулки, окончании её, детей не оставлять одних без присмотра, осмотреть (вместе с помощником воспитателя) с чем дети выходят на прогулку (оговорить этот вопрос с родителями) подготовить безопасный прогулочный инвентарь.
— при проведении прогулки за пределами территории детского сада, необходимо заранее оповещать об этом администрацию СПДО д/с «Чипполино» и сделать запись в специальном журнале, находящемся у медсестры. Детей сопровождают не менее двух взрослых, имея два красных флажка.
1.8. В течение всего рабочего дня воспитатель находится с детьми, не оставляя их одних.
1.9. Во время утреннего приёма детей воспитатель беседует с родителями о самочувствии ребёнка.
1.10. Во время прогулки нельзя отправлять детей одних в здание СПДО д/с «Чипполино».
1.11. На прогулку выводить детей подгруппами, с первой подгруппой выходит воспитатель оставшихся детей выводит помощник воспитателя.
1.12. На прогулке воспитатель постоянно следит за количеством детей, организуя их игры, не занимаясь посторонними делами.
1.13. Совместно с помощником воспитателя организует питание детей своей возрастной группы в соответствии с режимом дня, особо выделяя детей с экссудативным диатезом, список которых утверждается медсестрой СПДО д/с «Чипполино» и вывешивается в группе.
1.14. Нарушения в режиме дня группы допускаются только с согласия администрации.
1.15. Воспитатель работает в тесном контакте с медсестрой.
1.16. Воспитатель создаёт предметно — развивающую среду в группе
1.17. Воспитатель чётко ведёт необходимую документацию по группе:
— журнал посещаемости детей
-тетрадь «сведения о родителях» с чёткими записями, телефонами.
1.18. Обо всех происшествиях в своей группе воспитатель должен немедленно сообщать администрации СПДО д/с «Чипполино».
1.19 Проводит инструктажа по охране жизни и здоровья воспитанников;
1.20. Проводит инструктажа по охране жизни и здоровья воспитанников;
1.21. Организует оздоровительную и воспитательно-образровательную работы с детьми, в соответствии с нормами и правилами охраны труда;
2. Помощникам воспитателя:
2.1. Отвечает за соблюдение санитарно- эпидемиологического режима и правил пожарной безопасности в своей группе.
2.2. Чётко выполняет инструкции по охране труда:
— моющие средства хранятся в недоступном для детей месте;
-проветривание проводит в отсутствии детей;
— горячую пищу раскладывают или разливают в отсутствии детей;
— на рабочем месте имеет инструкции по санэпидрежиму и охране труда.
2.3. Отвечает за чистоту окон.
2.4. На равне с воспитателем отвечает за организацию питания:
— согласно графику выдачи питания, находящегося на пищеблоке, получает пищу;
— питание на группу приносит в закрытом виде;
— соблюдает гигиену питания (тарелки отдельные на 1 и 2 блюдо, тарелка под хлеб, индивидуальные салфетки, сервировка стола;
— детям, задерживающимся по уважительной причине, питание подаётся в тёплом виде;
— раскладывать пищу по тарелкам заранее — запрещается.
2.5. Следить за состоянием одежды детей:
— при необходимости просушивать её после прогулки;
— вовремя переодевать ребёнка;
— согласно графику или по необходимости, менять постельное бельё и полотенца.
2.6. Помогает воспитателю при сборе, выходе детей на прогулку, проводит приём детей с прогулки.
2.7. Помогает воспитателю при укладывании детей на сон и при подъёме после сна.
2.8. Уборка помещения мытьё посуды осуществлять в то время, когда воспитатель закончил заниматься с детьми.
3.1. Является председателем Совета по питанию. Отвечает за организацию питания в ДОУ и соблюдение санэпидрежима.
3.2. Проводит контроль за технологию приготовления блюд на пищеблоке.
3.3. Ведёт контроль за соблюдением и выполнением норм по питанию.
3.4. Проводит профилактику по заболеваемости среди воспитанников и родителей.
3.5. Ведёт ежемесячный контроль, делает анализ заболеваемости среди воспитанников с рекомендациями по группам
3.6. Ведёт необходимую документацию.
3.7. Строго следит за качеством привозимой продукции, её хранением, сроком реализации;
— вывешивает на пищеблоке и даёт на группы списки детей с диетическим питанием, учитывают их при составлении меню.
3.8. Делает ежедневный утренний обход групп, отмечая присутствие детей (только по факту).
3.9. Приём детей после отсутствия проводит лично, давая письменное разрешение на посещение группы.
3.10. Не допускает беспричинного отсутствия детей, особенно по понедельникам.
3.11. Согласно инструкций проводит профилактический осмотр на педикулёз, соблюдая правила гигиены и санитарии.
3.12. Не допускает присутствие детей в группах с признаками какого-либо заболевания.
3.13. Ведёт активную профилактическую работу среди родителей через санлистки, индивидуальные беседы, особенно в период эпидемий.
3.14. Чётко и аккуратно ведёт всю необходимую медицинскую документацию.
4.Заместителю руководителя по АХР, завхозу:
4.1. Обеспечивает сохранность здания.
4.2. Отвечает за соблюдение правил пожарной безопасности в ГБДОУ и исправность первичных средств пожаротушения;
4.3. Совместно с П.К. проводит контроль за выполнением инструкций по охране труда на рабочем месте;
4.4. Следит за состоянием участка, руководит работой дворников;
4.5. Ведёт специальный журнал осмотра здания и территории;
4.6. Соблюдение требований охраны труда при эксплуатации основного здания и хозяйственных построек, технологического и энергетического оборудования, осуществление их периодического осмотра и организацию текущего ремонта;
4.7. Обеспечение безопасности при погрузочно-разгрузочных работах;
4.8. Предупреждать и своевременно устранять травмоопасные ситуации в помещении и на участке;
4.9. Обеспечение готовности коллективных средств защиты и правильное их использование;
5. Музыкальному руководителю.
5.1. Широко применяют программу ОБЖ.
5.2. Планирует работу: в музыкальном зале в проветренном помещение.
6. Работникам пищеблока.
6.1. Соблюдать правила санитарии и гигиены на пищеблоке при приготовлении блюд.
6.2. Работать строго по составленному меню.
6.3. Выставлять контрольные порции.
6.4. Выдачу готовых продуктов для детей проводить только после снятия пробы медицинским работником, записи оценки и разрешения в бракеражном журнале.
7. Работнику прачечной.
7.1. Соблюдать графики смены белья и дополнительно менять бельё по мере необходимости.
7.2. Соблюдать санэпидрежим на своём рабочем месте.
8. Дворнику и сторожам.
8.1. Убирать с территории травмоопасные предметы. Подозрительные предметы не трогать, немедленно сообщать администрации, а в случае её отсутствия — в полицию.
8.2. Не допускать проникновение посторонних лиц на участок ДОУ.
9. Всем сотрудникам.
9.1. Строго соблюдать инструкции по охране труда, правила пожарной безопасности, санитарии, гигиены.
9.2. Запрещается курение в помещении и на территории участка ДОУ.
9.3. Следить, чтобы на ночь были закрыты фрамуги и окна.
9.4. В случае отключения воды не оставлять краны открытыми.
9.5. Пользоваться электронагревателями для воды согласно инструкции.
9.6. В присутствии детей не оставлять окна открытыми.
9.7. В период совещаний с детьми остаются помощники воспитателя.
9.8. В связи со сложившейся сложной обстановкой (терроризм)
— не впускать в ДОУ посторонних лиц;
— не поднимать посторонние предметы;
— обо всех нарушениях сообщать администрации или в соответствующие органы.
9.9. Строго соблюдать «Правила внутреннего трудового распорядка».
Директор МБОУ СОШ с. Луков Кордон __________ Арыков А.А.
С приказом ознакомлены:
8. Новгородова Л.А.
4. Дусмурзенова Н.А.
5. Имангалиева У.К.
6. Имангалиева С.В.
Примерная схема анализа режимных процессов:
1.Режимный процесс (прием детей, сон, умывание, закаливание, раздевание, утренняя гимнастика и т.д.)
Утренний прием. Воспитатель пришла на работу за 15 минут до рабочего дня. Проветрила группу, просмотрела план, приготовила пособия. Постепенно начали приходить дети. Воспитатель приветливо здоровается с родителями и детьми. Пока дети раздеваются, воспитатель разговаривает с родителями, узнает о самочувствии детей, как они спали, что их беспокоит.
Ребенок второпях, чтобы первым начать играть со строителем, небрежно складывает одежду. Воспитатель напоминает ему, что вещи надо сложить в шкаф аккуратно. Педагог одновременно осуществляет разные задачи: принимает детей, разговаривает с родителями, организует игры, осуществляет запланированную на утро работу. С одним проводит индивидуальную работу по развитию речи, организует с несколькими детьми дидактические игры, с другим проводит беседу на тему «Что он видел по дороге в детский сад.»
В 8_05 воспитатель предлагает детям собрать игрушки и подготовится к утренней гимнастике (дети переодеваются в физкультурную форму). Воспитатель следит за порядком переодевания, аккуратностью одежды.
Утренняя гимнастика. Воспитатель предлагает построится по росту, еще раз обращает внимание на их внешний вид, ведет ребят в физкультурный зал. Гимнастика проходит по плану, включает в себя упражнения на все группы мышц, дозировка соответственно возрасту. Воспитатель во время ее проведения обращала внимание на позу детей, точнее выполнения упражнений, соблюдала порядок проведения упражнений и порядок их объяснения. Дети получили заряд бодрости и хорошего настроения.
После гимнастики дети возвращаются в группу с воспитателем, начали переодеваться, дежурным предлагает переодеться быстрее, чтобы успеть накрыть на столы.
Дежурство. Дежурные первые моют руки и надевают белые фартуки и колпаки. Воспитатель напоминает, что чашки надо брать за ручки, ставить аккуратно, ложки раскладывать напротив каждого стула. Затем с дежурными остается помощник воспитателя и помогает им сервировать стол.
Умывание. Детям, которые уже переоделись, воспитатель предлагает идти в умывальную мыть руки. Необходимо напомнить, что надо засучить рукава, чтобы их не намочить. Предлагает вспомнить порядок умывания.
Завтрак. Дети постепенно садятся за столы, не создавая шума. Воспитатель предлагает детям сесть прямо, подвинуть стулья, не класть локти на стол. Желает им «Приятного аппетита!», создает спокойную обстановку за столом. Воспитатель постоянно следит, чтобы дети сидели за столом удобно, не пачкали скатерть и одежду, правильно держали ложку. Напоминает детям, что выходя из- за стола нужно говорить «спасибо», задвинуть за собой стул. По окончанию завтрака няня с помощью дежурных убирает со стола и приводит в порядок комнату. Воспитатель контролирует работу дежурных и оценивает ее. Предлагает детям идти играть. Пока дети самостоятельно играют, воспитатель готовится к занятиям.
Подготовка к прогулке. Воспитатель предлагает детям собрать игрушки. Детям, которые прибрали за собой, предлагает сходить в туалет и идти в раздевальную комнату, напоминая порядок одевания. В первую очередь обращаем внимание на медлительных детей, обращает внимание на одежду, помогает застегнуть пуговицы.
Воспитатель одновременно помогает одеться детям и рассказывает о том, чем будут заниматься на прогулке. Первым одевшимся детям воспитатель предлагает выходить на участок( проявляет к ним доверие) и потом расспросит, чем они занимались, что делали. Когда дети почти все оделись, воспитатель выводит их на прогулку парами, оставляя не одевшихся детей на попечение няне. Помощник воспитателя помогает одеться оставшимся детям и выводит их на участок.
Возвращение с прогулки. В 11_40 воспитатель отправляет дежурных в группу, напоминая о том, чтобы они быстро разделись, аккуратно сложили свою одежду в шкафу, вымыли руки, одели фартуки, и шли накрывать на столы. В 11_45 воспитатель предлагает детям заканчивать игры и собираться в группу. Собирают игрушки, строятся парами и заходят в детский сад чисто вытираем ноги об половик и идем тихо, не шумим по коридору.
В раздевальной воспитатель предлагает детям вспомнить порядок раздевания. Тем детям, которые уже разделись, предлагает идти умываться.
Подготовка к обеду. Воспитатель напоминает детям, что необходимо вымыть не только руки, но и лицо, шею, локти. Напоминает порядок умывания, контролирует действие детей, поощряет их аккуратность. Постепенно дети заканчивают умываться, воспитатель указывает некоторым на неаккуратность повешенного полотенца и прослеживает за исправлением ими оплошности. Дети проходят за столы.
Обед. Воспитатель создает спокойную обстановку, регулирует поведение детей за столом, делает замечание расшалившимся. Побуждает детей доедать до конца. По окончанию еды дети говорят «спасибо».
Подготовка ко сну. Дети постепенно проходят в спальную комнату, воспитатель предупреждает их, что заходить надо тихо, не разговаривать. Начинают раздеваться, воспитатель следит, чтобы дети раздевались в правильной последовательности и аккуратно складывали свои вещи на стул. Затем дети идут к своим кроваткам, воспитатель укутывает каждого ребенка (объясняет детям, что сейчас они уснут, отдохнут, наберутся сил и проснутся уже готовые снова играть.) Тон воспитателя доброжелательный, настраивающий на спокойную обстановку. Когда большинство детей же в кроватке, воспитатель предлагает детям закрыть глазки и читает им небольшую сказку тихим, добрым голосом. Воспитатель остается в спальне до тех пор, пока все дети не заснут.
2.Условия для организации процесса (окружающая обстановка, единство требований и т.д.)
В группе созданы все условия для полноценного проведения всех режимных процессов. Прием детей осуществляется в специальной комнате- раздевальной, где имеются шкафчики по количеству детей, скамейки для переодевания, зеркало, чтобы дети могли устранить непорядок в своем внешнем виде (зеркало находится на уровне роста детей). У каждого ребенка в шкафчике имеется персональная расческа.
В группе также созданы все условия: все оборудование и игрушки находятся в досягаемости для детей, принадлежности для дежурства лежат в определенном месте, дети свободно берут их оттуда и убирают обратно по окончанию дежурства.
Умывальная оборудована всем необходимым: имеется несколько раковин, что не создает толчение при мытье рук, зеркала, вешалки для полотенец, ко всему есть свободный доступ.
В группе достаточно посуды, белья( оно меняется своевременно, по графику), столов, стульев.
В группе наблюдается единство требований к детям, действия воспитателя согласованы с действиями няни, а также с требованиями второго воспитателя. Воспитатели ведут беседу с родителями на тему «Режим дня в детском саду и дома.», дают консультации родителям о том, как приблизить домашний режим к режиму детского сада, в уголке родителей висят рекомендации по организации режима. Таким образом, воспитатели пытаются добиться единства требований к ребенку в ДОУ и дома.
Распорядок дня обеспечивает содержательность детской деятельности, в группе царит деловая обстановка, нет шума, гама, дети четко выполняют требования режима.
Режим дня носит определенный характер, т.е. подчинен ряду правил, которых придерживаются дети: правила пользования игрушками, вещами, определяющие взаимоотношения между детьми и взрослыми. Требования, вытекающие из режима понятны детям, это дисциплинирует их. Видно, что режим дня в группе отвечает требованию постоянности, т.к. дети без капризов выполняют те или иные режимные процессы и к определенному времени уже испытывают потребность в переходе на новый режимный отрезок.
Режим дня в группе целесообразен, т.к. все требования режима имеют определенный смысл, необходимы и обусловлены общей целью и задачами воспитания.
3.Приемы создания интереса к режимным процессам (потешки, вопросы, загадки, игровой прием, вступительная беседа и др.)
В течении 1 половины дня воспитатель использовала разнообразные приемы создания интереса к режимным процессам. Основным приемом является игровой: воспитатель часто обращалась к куклам , чтобы дети проявляли свои знания и еще раз подкрепили их. К игровому приему воспитатель прибегла и тогда, когда ребенок плохо ел: она сказала девочке, что ее ждет кукла и что она тоже хочет завтракать., после чего девочка доела всю кашу.
Также воспитатель использовала художественное слово с юмором, когда надо было обратить внимание ребенка на его оплошность при умывании и чтении сказки при укладывании детей спать. Все это, несомненно, создало у детей интерес к режимным моментам.
Педагог поощряла детей за хорошие поступки: за помощь детям, за хорошо выполненную работу. Это так же служит мотивацией для детей, которые заслужили похвалу, и для тех детей, которые слышали ее, т.к. им также хочется заслужить одобрение взрослого, и в следующий раз они тоже будут стараться.
При подготовке ко сну воспитатель объяснила детям для чего нужен сон, настроила их на то, что после тихого часа они снова будут играть. Таким образом, создала интерес детей к восстановлению своих сил посредством сна. Воспитатель широко пользовалась созданием интереса у детей к различным процессам, чтобы достичь выполнения поставленных задач.
4.Методика проведения (использование показа, разъяснения, приучения, упражнения, игровых методов, дидактических игр, художественного слова, контроля, требований, оценки, опоры на активность, учет индивидуальных особенностей и т.д.)
Воспитатель методически грамотно проводила все режимные процессы. Использовала разнообразные методы и приемы, свободно ворьировала ими, при этом опиралась на знание возрастных и индивидуальных особенностей детей. Именно поэтому проведение режима давалось ей легко, дети были послушны, дисциплинированны и выполняли все требования режима.
Она широко использовала игровые приемы, художественное слово, беседы, разъяснения, напоминания, использовала активность детей(при показе и объяснении последовательность действий при умывании и одевании), контролировала действия детей, оценивала их поступки и привлекала детей к самооценке, давала им указания. И всегда тон ее общения с детьми оставался доброжелательным, она давала советы детям, оказывала помощь и приучала самих детей быть заботливыми, помогать своим товарищам.
5.Использование режимных процессов для решения воспитательных задач (воспитание активности и самостоятельности, взаимопомощи, культуры поведения, бережного отношения к вещам, ответственности и т.д.)
Режим как относительно постоянный уклад жизни является одним из факторов воспитания и содействует формированию таких качеств, как: организованность, точность, ответственность, способность подчинятся требованиям взрослых, ориентироваться во времени.
Всю работу можно поделить на три основные вида: воспитательная работа в связи с выполнением режимных моментов: встреча детей, умывание, питание, проведение закаливающих процедур, сон, уход детей домой; организация разнообразной деятельности детей: игры, занятия, труд; организация взаимоотношений детей, формирование детского коллектива и поведения детей. Все эти виды воспитательной работы взаимосвязаны, обусловлены общими задачами и программными требованиями детского сада.
В процессе выполнения режимных моментов воспитатель обучает детей навыкам культурного обращения с вещами, знакомит их с правилами поведения, правилами общения друг с другом и со взрослыми, приучает их к самостоятельности в обслуживании себя, к целесообразным, полезным действиям.
Воспитывая нормы поведения за столом, воспитатель должен также прививать формирование положительного отношения к сверстникам, культуры поведения в коллективе, скромности, вежливости, сдержанности.
Воспитатель организует работу дежурных так, чтобы она сочеталась с самообслуживанием.
Правильно организованная трудовая деятельность воспитывает у детей привычки и потребность трудится, усидчивость, стремление к знаниям, любознательности.
6.Переход от одного режимного процесса к другому, соблюдение гигиенических требований.
Для укрепления здоровья и нормального развития ребенка важно, чтобы режим дня выполнялся на протяжении всего периода воспитания детей в дошкольном учреждении, начиная с раннего возраста, сохраняя постоянство, последовательность и постепенность в проведении режимных процессов.
Режим дня детей раннего возраста включает примерно одни и те же для всех дошкольных групп виды деятельности и отдыха. Так, основные режимные процессы- прием пищи, пребывание на свежем воздухе, сон, игра, трудовая деятельность, учебные занятия, развлечения во всех группах- четко определены требованиями программы воспитания и обучения.
Прием детей- начало рабочего дня воспитателя.
Если прием происходит на площадке, следует организовать игры для детей. При входе в помещение дети должны тщательно вытирать или обмести ноги, раздеваются в раздевальной, аккуратно убирают в свой шкафчик одежду, переобуваются.
Если прием происходит в помещении, воспитатель организует игры для детей. Закончив прием детей, воспитатель проверяет работу дежурных по уголку природы, что изменилось за сутки с растениями.
Дежурные по группе моют руки и приступают к исполнению обязанностей. Дети помогают привести друг другу в порядок свой внешний вид и идут на утреннею гимнастику.
Перед завтраком, как правило, дети моют руки и по указанию воспитателя моют лицо, у кого оно запачкалось.
Перед умыванием надо напомнить, как надо засучить рукава. Дети садятся за столы, у каждого лежат приборы ложка, вилка, чашка, глубокая и мелкая тарелка (для обеда) и блюдца (для завтрака). Как только ребенок закончил есть, он благодарит взрослого, встает, задвигает стул и выходит из- за стола.
По окончанию завтрака, обеда и полдника няня с помощью дежурных убирает со стола и приводит в порядок комнату. За организацию условий для занятий ответственность несет заведующая детским садом и воспитатель. Во время занятий ничто не должно отвлекать.
В режима дня отводится время для организации самостоятельной деятельности детей, и в первую очередь для игры. Особое внимание требует игра на прогулке. После обедав детском саду проводится дневной сон. Воспитатель укрывает заботливо каждого ребенка.
Встают дети постепенно. Они одеваются самостоятельно, помогая друг другу. После этого они умываются. Старшие дети сами убирают свои постели.
7.Распределение обязанностей между воспитателем и его помощником, их взаимодействие.
Чтобы все виды деятельности осуществлялись на хорошем педагогическом уровне, большое значение имеет согласованность в работе воспитателя и няни. Помощь няни необходима постоянно, но больше всего в таких ответственных моментах, как подготовка к прогулке, выход на участок и возвращение в группу, укладывание детей, проведение воздушно- водных процедур. Важный момент в организации прогулки- одевание детей и выход их на улицу. Как только часть детей оденется, воспитатель, чтобы не задерживать этих ребят выходит с ними на участок, остальные продолжают одеваться под присмотром няни, которая выводит их гулять позже. Участие няни в подготовке детей к прогулке обязательно в любой возрастной группе.
Четкость и организованность сборов на прогулку достигается в результате согласованной работы воспитателя и няни, а также развитых навыков самообслуживания детей.
Для воспитания трудолюбия у детей воспитатель в помощь няне организует уборку групповой комнаты и поощряет охотное выполнение поручений: вымыть игрушки, протереть полочку и. т. д
К приему пищи няня осуществляет соответствующую подготовку: комната прибирается и проветривается, дежурные накрывают столы.
Помощники воспитателей обеспечивают санитарный режим дошкольного учреждения. Они обязаны следить за чистотой помещения, осуществлять правильное обслуживание детей, наряду с воспитателями своим примером и поведением помогать гигиеническому воспитанию детей.
Воспитатель полностью отвечает за соблюдение всех санитарно- гигиенических правил содержания помещений группы.
8.Учет возрастных особенностей дошкольников.
Воспитателю, помимо педагогики, важны знать и основы возрастной физиологии и гигиены. Опираясь на знания психофизиологических особенностей детского организма, педагог более успешно будет осуществлять его воспитательные, учебные и оздоровительные мероприятия в ДОУ, применять правильные педагогические приемы.
Основные принципы построения режима является общими для разных возрастных групп, однако в каждой из них имеется своя специфика. Правильная организация режима дня детей дошкольного возраста предполагает использование на каждом возрастном этапе соответствующих педагогических приемов и методов.
В младшем дошкольном возрасте умения и навыки в различных видах самообслуживания сформированы у детей еще недостаточно прочно, поэтому воспитателю постоянно помогает ребенку и контролирует выполнение многих действий. Изменения режима с возрастом- это качественное преобразование всего педагогического процесса и составляющих его частей. Постепенно детей приобщают к новым видам деятельности, к воспитаннику предъявляются новые требования, активизирующие самостоятельность.
К старшему дошкольному возрасту навыки у детей становятся прочными, что позволяет освободить больше времени для игр, творческой деятельности. Воспитание старших дошкольников опирается на осознанное отношение ребенка к совершаемым действиям, умение в определенной мере контролировать свое поведение, оценивать свои поступки и поступки сверстников. Вс эта возрастная динамика развития положена в основу режимов дня для разных возрастных групп.
Воспитатель должен помнить, что особенности возраста и подход к детям- понятия взаимосвязаны. Содержание и форма требований не могут быть одинаковыми и для самых маленьких и для старших детей.
При назначении режима учитываются возрастные особенности ВНД и индивидуальные особенности ребенка. Ребенок переводится из одного режима в другой постепенно при условии его физиологической готовности к переходу.
9.Культура внешнего вида воспитателя и его помощника.
Для эффективного гигиенического воспитания дошкольников большое значение имеет и внешний вид окружающих их взрослых. Недопустимо, чтобы воспитатель или няня приходили в группу неряшливо одетыми, непричесанными. Нужно постоянно помнить о том, что дети в этом возрасте очень наблюдательны и склонны к подражанию., поэтому воспитатель (няня) должен быть для них образцом.
Небрежность, неопрятность в одежде, несуразность в подборе цветовой гаммы, неумение найти свой стиль- все это противоречит законам красоты.
Если воспитатель (помощник воспитателя) позволяет себе ходить в неопрятной одежде, забывает причесаться, то трудно будет приучить ребенка быть всегда опрятным (разве только срабатывает механизм «от противного» , и то это может произойти в более старшем не дошкольном возрасте).
Выработка у детей устойчивой привычки соблюдать чистоту и быть опрятным- длительный воспитательный процесс, который требует от взрослых большого терпения, неустанного внимания к «мелочам» детской жизни.
Чрезвычайно важно доходчиво объяснять детям, почему необходимо соблюдать чистоту в доме, заботиться о гигиене тела, одежды и обуви, мыть руки перед едой, зачем нужны отдельное полотенце, своя зубная щетка…
При этом всегда помнить, что личный пример чистоплотности и аккуратности- один из сильнейших способов воспитания.
Источник