Меню

Приемный ребенок с ограниченными возможностями здоровья

усыновите. ру

Ребёнок с ОВЗ в приемной семье. Проблемы, риски, радости

Новости Минпросвещения РФ

08.02.2019 г. Минпросвещения внесёт законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство.

8 февраля в Общественной палате Российской Федерации прошли слушания по законопроекту «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». В мероприятии приняла участие заместитель Министра просвещения Российской Федерации Т. Ю. Синюгина.

В ходе своего выступления Т. Ю. Синюгина сообщила, что ведомство готово внести законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство.

– В течение полугода мы неоднократно с вами встречались. И поводом для наших встреч были заинтересованный и неравнодушный разговор и работа над законопроектом, который сегодня уже готов к тому, чтобы мы внесли его в Правительство, – сказала Т. Ю. Синюгина.

Справочно

В декабре 2018 года членами Межведомственной рабочей группы при Минпросвещения России подготовлен законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». Законопроект был размещен на федеральном портале проектов нормативных актов для широкого общественного обсуждения.

В законопроекте содержатся новые подходы к передаче детей-сирот на воспитание в семьи, которые позволят развивать институт опеки, совершенствовать условия для подготовки лиц, желающих взять в свою семью ребенка-сироту.

Впервые законопроектом предлагается ввести в федеральное законодательство понятие «сопровождение». Планируется, что этим полномочием будут наделены уполномоченные региональные органы власти и организации, в том числе НКО.

Отдельное внимание в документе уделено именно процедуре усыновления, туда добавлено положение о порядке восстановления усыновителей в обязанностях родителей, если раньше их лишили такой возможности.

Новости

Публикуем полезный материал — Настольную книгу специалиста органа опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних

Папа, мама, восемь детей и…сто проектов

Накануне Дня защиты детей, 1 июня, Владимир Путин провёл рабочую встречу с Уполномоченным при Президенте по правам ребёнка Анной Кузнецовой. Детский омбудсмен представила главе государства ежегодный доклад о ситуации с защитой прав детей в России.

Завершились занятия в рамках программы дистанционного дополнительного образования для замещающих родителей «Помогающий родитель» (Онлайн институт коучинга (консультирования) приемных родителей).

© 2008-2021 Автономная некоммерческая организация Центр развития социальных проектов

Источник

Решение проблем адаптации и трудностей воспитания приемных детей с ОВЗ в замещающих семьях
консультация на тему

Скачать:

Вложение Размер
rekomendatsii_roditelyam.docx 85.13 КБ

Предварительный просмотр:

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ПО ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ С ОВЗ И ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ

ДЕТИ – ЭТО ЧУДО СВЕТА,

Я УВИДЕЛ ЭТО САМ

И ПРИЧИСЛИЛ ЧУДО ЭТО

К САМЫМ ЧУДНЫМ ЧУДЕСАМ.

МЫ ПРЕД БУДУЩИМ В ОТВЕТЕ:

НАША РАДОСТЬ, БОЛЬ И ГРУСТЬ,

НАШЕ БУДУЩЕЕ – ДЕТИ…

ТРУДНО С НИМИ, НУ И ПУСТЬ.

В НАШИХ ДЕТЯХ НАША СИЛА,

ВНЕЗЕМНЫХ МИРОВ ОГНИ.

ЛИШЬ БЫ БУДУЩЕЕ БЫЛО

СТОЛЬ ЖЕ СВЕТЛЫМ, КАК ОНИ.

Воспитание и развитие «особого» ребенка доставляет множество переживаний родителям. Семье, где растут такие дети, необходимы рекомендации, которые помогут решить многие практические вопросы. Обогащая себя знаниями, родители могут научиться выстраивать понятную для ребенка, эффективную стратегию воспитания, позволяющую всем чувствовать себя комфортно.

ОРГАНИЗАЦИЯ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С АУТИЗМОМ

  • Важно не маскировать диагноз на «более благозвучный» и «социально приемлемый». Не убегать от проблемы, не фиксировать все внимание на негативных аспектах диагноза, таких, как: инвалидность, непонимание окружающих, конфликты в семье и прочее. Гипертрофированное представление о ребенке, как о гениальном, также вредно, как и подавленное состояние от его не успешности.
  • Нужно как можно раньше адаптировать ребенка к жизни в обществе; научить справляться с собственными страхами; контролировать эмоции.
  • Необходимо отказаться от иллюзий и выстроенных заранее планов на жизнь. Принимайте ребенка таким, каков он есть на самом деле, действуйте исходя из интересов ребенка, создавая вокруг него атмосферу любви и доброжелательности, организовывая его мир до тех пор, пока он не научится делать это самостоятельно.

Помните, что аутизм — это расстройство развития ребенка, сохраняющееся на протяжении всей жизни и без вашей поддержки ребенку с аутизмом не выжить.

РОДИТЕЛЯМ СЛАБОВИДЯЩЕГО РЕБЕНКА

  • Способствуйте формированию коммуникативных навыков через чтение, беседы, игры.
  • Информируйте ребенка о трудностях, которые могут вызвать затруднения при ориентировке в пространстве.
  • Формируйте позитивные свойства личности, мотивацию общения, которая обеспечит успешную адаптацию.
  • Развивайте мимику ребенка, учите контролировать ее с помощью пения. В данном процессе мышцы лица тренируются, и человек учится ими обладать в большей мере.

РОДИТЕЛЯМ СЛАБОСЛЫШАЩЕГО РЕБЕНКА

  • Необходимо помнить о полном принятии ребёнка таким, какой он есть — родители должны понимать и принимать состояние ребенка.
  • Относиться к ребенку с любовью и теплотой. Такой тип отношений способствует формированию у ребенка высокой самооценки и адекватной личности.
  • Малыш должен развиваться и не чувствовать своего отличия от обычных детей.
  • Одной из возможностей компенсировать потерю слуха у ребенка является протезирование современными слуховыми аппаратами. Желательно иметь слуховые аппараты на оба ушка. С ними ребенок будет познавать звуки окружающего мира.
  • Не всегда легко приучить ребенка к аппарату. Главное — поощрение игрой и общением со взрослым. Тогда ребенок с большим желанием будет носить то, с чем связаны положительные эмоции.
  • Важно понять, что слуховой аппарат является сложным техническим устройством, которое необходимо приобретать и настраивать индивидуально. Правильно настроенный он позволит вашему ребенку ощутить мир звуков, научиться различать речь окружающих людей и даст возможность полноценного и гармоничного развития.
  • Слуховые аппараты необходимы для ориентации в пространстве (вовремя услышать сигнал опасности), для общения со слышащими (в учреждениях, транспорте, магазине), для получения полноценного образования.
  • Ребенка, с нарушением слуха, необходимо обучать чтению с губ, уделять много внимания развитию его речи. Старайтесь говорить с ним на доступном его слуху расстоянии, четко произнося обращенные к нему слова. Ребенок всегда должен смотреть в лицо говорящего и следить за движениями его губ. Чтобы он не утомлялся и не избегал занятий, придавайте им вид игры. Он будет слышать, но не на всех расстояниях одинаково. Часто низкие частоты слышны на более дальних расстояниях (стук, шорох, бас). Чем выше частоты, тем они должны быть ближе.
  • Главное: говорить все на ушко не один раз, а минимум десять (меняя правое — левое), в промежутках показывая, как при этом двигаются губы. На ушко — это чисто слуховое восприятие, губы — это слухо-зрительное восприятие. Ни в коем случае не нужно кричать, лучше сказать много раз обычным голосом на самое ушко.
  • Необходимы игрушки-пищалки, свистульки, бубен, игрушечная балалайка, гитара, гармошка. Необходимо знакомить со всем окружающим, издающим звук. Сначала это игрушки, потом окружающие предметы: холодильник, музыкальный центр, машина.
  • Нельзя внезапно появляться перед ребёнком, вы можете напугать его. Старайтесь подходить к нему осторожно и издавать при этом шум или звуки.

РОДИТЕЛЯМ ДЕТЕЙ С ЗПР

Какую помощь могут оказать родители, если в семье ребенок с задержкой психического развития?

  • Не рекомендуется смотреть на ребенка как на маленького, беспомощного, постоянно опекать, контролировать каждое его действие при выполнении поручений, просьб, заданий. Не подчиняйте всю жизнь в семье ребенку: за него делать все, включая и то, что без особого труда смог бы сделать он сам. Гиперопека очень вредна. Именно в простых видах деятельностях, элементарных навыках самообслуживания и самоконтроля развиваются такие важные качества, как уверенность в себе, чувство ответственности, самостоятельность. Безусловно, контроль необходим, но его необходимо организовывать не «над», а «рядом».
  • Не предъявляйте завышенные требования к малышу, перегрузка, особенно интеллектуальная, влечет за собой не только снижение работоспособности, заторможенности в понимании ситуации, но может проявиться агрессия, срывы в поведении, резкие перепады настроения. Завышенные требования приводят к тому, что, непосильные для ребенка поручения, задания, ребенок не может выполнить, начинает нервничать, теряет веру в свои силы.
  • Для того, чтобы сохранить работоспособность «особого» ребенка, не нанесите вреда его здоровью; внимательно отнеситесь к организации его труда и отдыха.
  • Психологи и врачи утверждают, что перерывы во время выполнения заданий крайне необходимы.
  • Самооценка ребенка во многом зависит от оценки окружающих его людей. Важно, что бы ребенок верил в свои силы, испытывал состояние комфорта, защищенности, позитивного мировосприятия и интереса. Для формирования данной стороны психики ребенка с задержкой психического развития очень большое значение имеет общение. Например, задайте ребенку вопрос о том, что нового он узнал на занятиях. Есть вопрос – есть работа мысли. Есть мысль – активизируется память. Познавательная активность, стремление к умственному труду формируются сначала на легком, доступном ребенку и в то же время интересном материале. Заинтересованность и успех не только пробуждают в ребенке веру в свои силы, снимают напряженность, но и способствуют поддержанию активного, комфортного состояния.
  • Нуждается ли ребенок с задержкой психического развития во врачебной помощи? Задержка психического развития не болезнь, а индивидуальный вариант психического развития. Но, как утверждают специалисты, в основе развития психики таких детей лежит та или иная несостоятельность структурно-функциональных мозговых систем, приобретенная в результате негрубого повреждения мозга. Поэтому обследование врачом–психоневрологом такого ребенка желательно: он может выявить признаки органической поврежденности мозга и медикаментозно воздействовать на него, поможет при помощи лекарств скоординировать излишнюю заторможенность или возбудимость ребенка, нормализовать сон, активизировать работу клеток головного мозга.

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ С СДВГ

  • При оформлении комнаты ребенка избегайте ярких красок и сложных орнаментов. Простота, спокойные тона, создают условия для концентрации.
  • Рабочее место ребенка должно быть тихим и спокойным, то есть там, где ребенок мог бы заниматься без помех.
  • В ходе выполнения заданий родителям желательно находиться рядом и при необходимости помогать малышу.
  • Если ребенок сел рисовать, уберите лишнее, гиперактивный ребенок будет отвлекаться на ненужные в данный момент вещи.
  • Родителям следует продумывать поручения, которые они дают ребенку, и помнить: ребенок будет делать только то, что ему интересно, и будет заниматься этим лишь до тех пор, пока ему не надоест. Как только малыш устает, его следует переключить на другой вид деятельности.
  • Если ребенок в чем-то неправ, не следует доказывать его неправоту, так как длинная речь не будет выслушана и осознана, лучше заранее установить правила поведения, которых будут придерживаться все члены семьи. Требования к ребенку должны быть конкретными, четкими и выполнимыми.
  • Не принуждайте ребенка просить прощения и давать обещания, необходимо договориться. На отработку каждого из конкретных требований может уйти много времени (две—четыре недели и больше). Однако, не отработав одного пункта, не переходите к следующему. Наберитесь терпения и постарайтесь довести начатое дело до конца. Потом можно будет добиваться выполнения другого конкретного требования.
  • Приучайте ребенка к различного рода конструкторам, всевозможным настольным играм. Данные виды деятельности способствуют развитию концентрации внимания.
  • Роль взрослых — подсказать ребенку, как он может использовать свою повышенную активность, чтобы неуемная детская энергия не пропадала зря и не шла во вред ребенку а, была источником положительных изменений, лучшим способом для направления энергии и активности являются занятия спортом. Именно спорт дает гиперактивному ребенку возможность проявить себя, научит владеть собой, что невозможно без сформированных навыков самоконтроля и саморегуляции.
  • Как показывает опыт многих родителей гиперактивных детей, самыми полезными видами спорта являются плавание и восточные единоборства, т.к. они прививают навыки самоконтроля и дисциплины.

Уважаемые родители, помните, главным является состояние здоровья ребенка! В семье необходимо сохранять доброжелательную обстановку, проявлять терпение, заботу и мягкое руководство деятельностью малышей. Забота и правильная организация деятельности оптимизирует развитие ребенка, предотвращает осложнения в протекании этого процесса.

Источник

Работа специалистов по сопровождению приемных детей с ОВЗ и их семей. Проблемы сопровождения замещающих семей, принявших на воспитание детей с РАС 981

Оконешникова Н.М.
педагог-психолог службы сопровождения замещающих семей , ГКОУ МО «Преображение» для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Егорьевск, Россия
e-mail: 1059@bk.ru

Организация помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в РФ преимущественно направлена на помощь самому ребенку с нарушениями развития и в меньшей степени она реализуется в отношении семьи, в которой живет ребенок [1]. И опыт, и научные исследования свидетельствуют о том, что появление в семье ребенка с особенностями изменяет образ жизни всех ее членов. Особенно остро перемены в жизни семьи переживают родители, принявшие на воспитание такого ребенка. У замещающих родителей появляются проблемы, о которых они не имели представления и не были готовы к их решению. Поэтому чаще всего они не знают, где и как возможно получать медицинскую, социальную, психолого-педагогическую помощь для своего ребенка. Тем более – получить помощь самим родителям. И ведущую роль в оказании помощи семье играют специалисты, сопровождающие ее от этапа принятия решения о взятии на воспитание ребенка и все время, пока ребенок находится в семье. Специалисты помогают семье справляться с трудностями взаимодействия, поддерживая и развивая личностные качества родителей и ребенка, а также получая поддержку социума и профессионалов.

Проблемы замещающих семей, имеющих детей с ОВЗ

Обозначу группы наиболее существенных трудностей, с которыми сталкиваются замещающие родители детей с ограниченными возможностями здоровья.

I. Социально-правовое сопровождение:

— запоздалое получение родителями информации о правах и льготах для семей, воспитывающих ребенка с ОВЗ или ребенка-инвалида;

— нехватка квалифицированной помощи в подготовке необходимых документов для оформления ребенку инвалидности: писем, заявлений, запросов в различные государственные инстанции и др. [11].

II. Выбор эффективной медицинской помощи и средств социально-педагогической реабилитации:

— нехватка компетентных консультантов по медицинским, психолого-педагогическим аспектам развития ребенка с ОВЗ в условиях семейного воспитания;

— недостаточное количество развивающих занятий с ребенком;

— несформированность системы обучения родителей средствам и приемам абилитации/реабилитации ребенка;

— проблемы несогласованности при организации сопровождения детей со сложной структурой дефекта в условиях разнопрофильных образовательных учреждений: общеобразовательного, компенсирующего, комбинированного с использованием инклюзивного и интегрированного обучения.

III. Поддержка замещающей семьи (приемных родителей):

— неотлаженная система организации контактов с родителями, находящимися в сходной жизненной ситуации;

— недостоточное информирование об организациях и учреждениях, оказывающих услуги ребенку с нарушениями развития и его семье;

— малая доступность психологической помощи родителям в преодолении тревог, связанных с появлением в семье ребенка с ОВЗ;

— неудовлетворенная потребность в поддерживающей помощи семье по ситуативным запросам родителей.

Обозначенные проблемы относятся к компетенции специалистов из разных областей: медицины, психологии, педагогики, социальной работы, социальной адвокатуры. Следовательно, их решение предполагает создание и деятельность междисциплинарной команды специалистов. Работа такой команды поможет выявить проблемы, преодолеть межведомственные границы, расширить контакты, определить потенциал семьи [12]. И только совместная работа специалистов и семьи позволит оптимально решать поставленные задачи, достичь основной цели – нормализации жизни семьи, воспитывающей ребенка с нарушениями развития [2].

Сопровождение семьи, принявшей на воспитание ребенка

Работа по сопровождению с замещающей семьей должна осуществляться на протяжении всего периода нахождения в ней приемного ребенка и быть направлена на подготовку ребенка-сироты к семейному проживанию, на помощь семье в создании оптимальных условий для ребенка, коррекцию детско-родительских отношений.

Сопровождение семьи при вхождении в нее ребенка, также и ребенка с ОВЗ, начинается с тщательного отбора кандидатов в замещающие родители и постепенной подготовки обеих сторон к жизненным переменам. Включение ребенка в семью начинается с гостевого пребывания, которое рассматривается как подготовительный этап к созданию новой семьи. Посещение семьи ребенком в выходные дни, проживание в потенциальной принимающей семье во время школьных каникул является естественным и обязательным этапом в процессе подготовки родителей-кандидатов и ребенка к передаче его в семью. Такие события позволяют в неформальной обстановке познакомиться и привыкнуть друг к другу, окончательно определиться с решением о создании семьи и с выбором данного ребенка.

Важная часть подготовительной работы, проводимой специалистами, – психологическая подготовка и информирование родителей и других членов семьи об особенностях заболевания или нарушений у ребенка, о необходимых специальных мерах и способах ухода, воспитания, о способах укрепления контакта с ребенком, о сопровождении ребенка специалистами при получении образования.

А в детском доме накануне передачи ребенка в семью совместно с ним готовят памятный альбом, в котором отражаются моменты жизни воспитанника. Работа по составлению истории своей жизни помогает ребенку понять смысл того, что с ним происходит. Ребенку объясняют, для чего это нужно. Педагоги говорят, например: «Сейчас ты, конечно, многое знаешь и помнишь. Позже что-то забудется. А когда ты вырастешь, то, рассматривая альбом, все будешь вспоминать». Стало традицией в детском доме вручать ребенку альбом и проводить праздничное чаепитие, посвященное его переходу в семью. На этой встрече уходящему ребенку дети высказывают добрые пожелания [5].

Оказание квалифицированной помощи принимающей семье на первом этапе, когда происходит вхождение в нее воспитанника, чрезвычайно важно для успешной адаптации взрослых к новой позиции и осознания ими своей роли принимающих родителей.

В этот период замещающие родители сотрудничают со специалистами служб сопровождения и центров семейных форм устройств и принимают психологическую поддержку. На первом же этапе важны три аспекта психологической работы с ребенком:

1 — адаптация ребенка к новой семье. Здесь происходит освоение ребенком семейного пространства, нахождение собственного места; знакомство с правилами, традициями, обязанностями каждого члена семьи; у ребенка формируется представление о том, какое поведение будет поощряться, какое оцениваться отрицательно; чего нельзя и что можно делать в семье (играть, смотреть телевизор, убирать, готовить еду и др.) [3];

2 — формирование привязанностей ребенка в семье. Здесь организуется совместная деятельность и происходит выделение ребенку семейной роли; у ребенка устанавливаются позитивные эмоциональные отношения с родителями и другими членами семьи, формируется эмпатия, ребенок обращается к родителям за разными видами поддержки, в семье совместно обсуждаются его успехи и неудачи;

3 — формирование личностной идентичности ребенка в семье. Здесь у ребенка создается положительный фон настроения, атмосфера эмоционального комфорта и психологической защищенности, проводится работа по снижению тревожности. В результате этой работы у ребенка появляется желание рассказать о своей семье и о себе; он становится увереннее в себе и в поддержке родителей.

Как правило, и в замещающих, и в кровных семьях проблемы развития детей с ОВЗ, их поведения и взаимодействия с ними сходные. Для обеспечения психологической и информационной поддержки родителей, принявших на воспитание ребенка с ОВЗ, специалисты приходят в семью с визитами, осуществляют звонки, проводят для родителей круглые столы, психолого-педагогические консультации, оказывают помощь и поддержку семье в кризисных ситуациях, осуществляют контроль за соблюдением прав ребенка с ОВЗ, взаимодействуют со специалистами других учреждений города (школы, органов опеки и попечительства, учреждений дополнительного образования и др.) [4].

Проделанная специалистами сопровождения работа помогает:

• ребенку и принимающим родителям лучше адаптироваться к новым социальным условиям и ролям;

• принимающим родителям справиться с тяжелыми или неожиданными переживаниями, связанными с поведением или с особенностями ребенка с ОВЗ;

• обмениваться опытом между приемными родителями и кандидатами в приемные родители;

• в трудную минуту получить совет от специалистов при возникновении непредвиденной ситуации, связанной с изменением поведения ребенка с ОВЗ, а также поделиться радостью при его успехах.

Деятельность по сопровождению замещающих семей,

принявших на воспитание детей с РАС

В сопровождении замещающей семьи ребенка с РАС можно выделить три направления деятельности:

1. Сопровождение родителей – система мер по оказанию помощи родителям в воспитании аутичного ребенка и оказание им информационной и организационно-методической помощи.

Известно, что у всех воспитанников интернатных учреждений запаздывает психическое развитие, имеется проблемное поведение, недоразвитие навыков общения и много других психологических проблем, усиливающихся расстройствами развития. В случае с переходом в семью ребенка с расстройством аутистического спектра, к указанным задачам сопровождения добавляются значительно более трудозатратные задачи. И поддержать мотивацию родителей к усыновлению, а также помочь им избежать эмоционального выгорания помогают меры поддержки и своевременного детального информирования о проблемах ребенка и местах и способах получения помощи, о вопросах его воспитания и обучения. Когда в семье появляется ребенок с РАС, или этот диагноз установлен уже усыновленному ребенку, задачей специалистов сопровождения, прежде всего, является психологическая поддержка родителей в стрессовой ситуации, максимально оперативное информирование об особенностях аутистических расстройств, о способах налаживания с ребенком позитивных отношений, приемах ухода за ним.

От ухаживающего за ребенком с РАС взрослого требуется значительно больше эмоциональной включенности, чуткости, терпения и умений, чем от взрослого с обычным ребенком. Семья вынуждена тратить много времени на контакты с учреждениями здравоохранения, социального обеспечения, значительно больше времени на уход, воспитание, коррекцию, образование, обучение ребенка самообслуживанию, чем если бы это был обычный ребенок. Специалисты сопровождения должны информировать родителей ребенка об имеющихся родительских объединениях или группах родителей детей с РАС, если нужно — о документах, необходимых для установления инвалидности. Специалисты должны помочь родителям вести переговоры по поводу устройства ребенка в ДОУ (как правило, устроить ребенка с РАС в детский сад из-за нарушений коммуникации, проблем со сном, поведением, из-за пищевой избирательности очень трудно) или в школу, где ему необходимо психолого-педагогическое сопровождение. Необходимо объяснить роль ПМПК в составлении индивидуальной программы развития ребенка и адаптированной образовательной программы для обучения в школе.

Уход за ребенком с РАС из-за его ограничений и дезадаптивного поведения ведет к истощению физических и психических сил членов семьи, и родителям и близким ребенка необходимы специальные меры помощи для профилактики кризисов и чтобы обеспечить возможность отдыха, поскольку возникают проблемы проведения досуга и совместного отпуска.

2. Сопровождение детей – обеспечение адекватного возрасту и образовательным потребностям психического и личностного развития ребенка, создание соответствующих образовательных условий и разработка педагогически целесообразных средств помощи по преодолению трудностей, возникающих в процессе обучения. Для решения проблем ребенка необходимы заинтересованность и высокая мотивация всех участников процесса сопровождения: ребенка, родителей, педагогов, специалистов [10].

Особенное внимание специалисты поддержки уделяют вопросам эмоционального общения и обучения приемам взаимодействия родителей и ребенка с РАС. Для этого проводится специальный мониторинг положения ребенка в семье, в процессе которого выясняются следующие вопросы:

а) эмоциональное развитие, психологический комфорт, наличие или отсутствие у ребенка поведенческих проблем. Пристальное внимание специалисты уделяют выяснению того, кто интересуется жизнью, переживаниями ребенка, и в каких формах это проявляется, каким образом его хвалят и поощряют его действия. Оценивается, имеет ли ребенок возможности для установления эмоциональных связей с окружающими его людьми, а также выясняют причины, затрудняющие этот процесс. Анализируется, в каких взаимоотношениях находится ребенок с членами приемной семьи, насколько привязан к родителям, с кем общается вне семьи, рассказывает ли он о своих друзьях, есть ли общение с кровными родителями, родственниками. Особое внимание специалисты уделяют тревогам и страхам, которые испытывает ребенок, и тем способам, какими принимающие родители справляются с трудностями эмоционального и поведенческого характера;

б) степень самосознания ребенка, потребности в развитии, особенности познавательной сферы. Осознание себя как личности очень важно для каждого: важны представления человека о себе, своем прошлом, об отношениях к другим и с другими. Это особенно важно для ребенка, пришедшего в приемную семью, поскольку жизнь в детском доме очевидно тормозит развитие эмоциональной-волевой сферы и самосознания, которые у ребенка с РАС и без того являются проблемной зоной и требуют специальных мер для развития;

в) общение: способность ребенка, кардинально сменившего ближайшее окружение и стиль жизни, к социальным контактам и ко взаимодействию со сверстниками и взрослыми. Трудности в общении у ребенка с РАС обусловлены самим расстройством, а также, конечно, воспитанием в интернате и разительным отличием жизни в семье от жизни в интернате. Иногда замещающие родители недооценивают серьезность нарушений в развитии ребенка, что усиливает проблемы во взаимоотношениях, вызванные расхождением первоначальных представлений родителей о новой семейной ситуации и реальным положением дел;

г) образование: возможности ребенка получать надлежащее образование и организация процесса образования в дошкольном учреждении или в школе, потребность ребенка с РАС в организованной специальной среде, в сопровождении специалистов и тьютора в образовательном учреждении в процессе образования. Специалисты выясняют познавательные потребности ребенка, как развиваются у него познавательные интересы, сформирован ли стереотип школьного поведения, какие проблемы и успехи он имеет при обучении, какие у него отношения с окружающими детьми, т.е. все то, что показывает, насколько хорошо ребенку в семье и в образовательном учреждении. В данном случае важно понять, есть ли трудности в обучении, в школьной жизни, и найти пути их преодоления;

д) способности к самообслуживанию. Не секрет, что «домашние» дети имеют значительно больше возможностей научиться навыкам самообслуживания и бытовым навыкам, чем дети из интернатных учреждений. Поэтому развитию этих навыков у приемного ребенка в замещающей семье приходится уделять достаточно много внимания, особенно, в случаях с РАС, когда дети зачастую не могут научиться многим навыкам, как обычные дети, по подражанию. В процессе мониторинга выясняют, чему ребенок научился в семье, что он делает самостоятельно, а что с помощью взрослых, умеет ли вести себя соответственно ситуации и обстановке, умеет ли пользоваться «вежливыми» словами.

3. Сопровождение педагогов. Данное направление работы определяется педагогическими потребностями в разработке и внедрении технологий коррекции расстройств аутистического спектра у детей. Педагоги, работающие с детьми с РАС, нуждаются в специальном образовании, повышении компетентности в вопросах РАС, а также и в психологической поддержке.

Практика показывает, что задачи педагога при работе с ребенком с ОВЗ не упрощаются и не сокращаются, так как возникают дополнительные сложности по взаимопониманию, взаимоотношению и взаимодействию с ребенком, с его родителями и со специалистами службы сопровождения.

Проблемы сопровождения семей и приемных детей с РАС

Проблемы сопровождения вызваны рядом причин:

— нехваткой сопровождающих специалистов, детально знакомых с проблемами РАС;

— нетолерантным отношением социума к проблемам ребенка с РАС и его семьи;

— трудностями, возникающими в самой семье из-за психологической неготовности родителей к адекватному восприятию особенностей ребенка, а впоследствии — из-за ослабления мотивации родителей, принявших на воспитание ребенка (от физического утомления, эмоционального выгорания, из-за трудностей контакта с ребенком, имеющим проблемное поведение, непредвиденных проблем при воспитании, неопределенности будущего).

Несмотря на проводимую с семьей подготовительную работу замещающие родители часто не готовы к таким масштабным трудностям, что является причиной возврата детей обратно в учреждения.

Особенно следует выделить сопровождение ребенка с РАС в образовательном учреждении. Актуальность вопроса определяется противоречием между необходимостью сопровождения ребенка и недостатком научно обоснованных рекомендаций по сопровождению. Успешное решение задач психолого-педагогического сопровождения ребенка с РАС в ОУ возможно в том случае, если в процесс сопровождения вовлечена команда специалистов, родители и все заинтересованные в благополучии ребенка взрослые, в том числе, специалисты системно связанных государственных служб, учреждений, организаций, фондов и т.п. [6]. Проблема сопровождения в образовании методологически опирается на мультидисциплинарный подход, что ставит в центр внимания самого ребенка, его особые образовательные потребности, начиная с создания специальной среды как условия развития и обучения ребенка с РАС. Сопровождение должно реализовываться как на занятии, уроке, так и вне группы, образовательного учреждения; соответственно его реализуют разные специалисты – учителя, воспитатели, социальные педагоги, педагоги-психологи (специальные психологи) [9]. В школьной системе сопровождения учащихся с РАС большое место занимает психолого-медико-педагогический консилиум [7], позволяющий объединить и осмыслить информацию о ребенке, которой владеют педагоги, врач-психиатр и психолог. На основе целостного видения ученика с учетом его актуального состояния и динамики развития возможно разработать адаптированную общеобразовательную программу обучающегося с РАС и определить основную линию его дальнейшего развития, обучения и адаптации к обществу [8].

Задачи сопровождения и психологической помощи замещающей семье, принявшей на воспитание ребенка с ОВЗ, предполагают серьезную работу по изучению потребностей ребенка и семьи, особенностей ее функционирования, по разработке нормативных документов и образовательных стандартов для специалистов, чтобы обеспечить должное качество жизни ребенка и его приемной семьи.

Источник

Читайте также:  Конспект день здоровья дальше быстрее выше
Adblock
detector