Особенности приема граждан с ограниченными возможностями здоровья
Особенности приема граждан
с ограниченными возможностями здоровья
Граждане с ограниченными возможностями здоровья в случае отсутствия у них результатов ЕГЭ сдают вступительные испытания, определенные университетом в соответствии с Перечнем вступительных испытаний, в форме письменного экзамена и дополнительные вступительные испытания творческой и профессиональной направленности с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья (далее — индивидуальные особенности).
Вступительное испытание по русскому языку проводится по выбору абитуриента в форме сочинения, изложения или диктанта.
Лица с ограниченными возможностями здоровья, поступающие в университет и не имеющие результатов ЕГЭ по соответствующим предметам, при подаче заявления представляют по своему усмотрению оригинал или ксерокопию одного из следующих документов:
– заключение психолого-медико-педагогической комиссии;
– справку об установлении инвалидности, выданную федеральным учреждением медико-социальной экспертизы.
Вступительные испытания для данных категорий абитуриентов проводятся с 11 июля (в соответствии с расписанием).
Абитуриенты , поступающие на места, финансируемые за счет средств федерального бюджета, подавшие документы на несколько направлений подготовки (специальностей) или их групп, форм обучения, при совпадении вступительных испытаний, проводимых университетом самостоятельно, сдают их только один раз . Результаты этих вступительных испытаний могут быть приняты в каждую конкурсную группу.
Вступительные испытания на места по договорам с оплатой стоимости обучения юридическими и (или) физическими лицами проводятся отдельно, по мере формирования групп. По желанию абитуриента результаты вступительных испытаний на места, финансируемые за счет средств федерального бюджета, могут быть зачтены и на места по договорам с оплатой стоимости обучения юридическими и (или) физическими лицами.
При проведении вступительных испытаний обеспечивается соблюдение следующих требований:
– вступительные испытания проводятся в отдельной аудитории, количество поступающих в одной аудитории не должно превышать 12 человек при сдаче вступительного испытания в письменной форме. Допускается присутствие в аудитории во время сдачи вступительного испытания большего количества поступающих с ограниченными возможностями здоровья, а также проведение вступительных испытаний для лиц с ограниченными возможностями здоровья в одной аудитории совместно с поступающими, не имеющими ограниченных возможностей здоровья, если это не создает трудностей для поступающих при сдаче вступительного испытания;
– продолжительность вступительных испытаний по желанию поступающих может быть увеличена по отношению ко времени проведения ЕГЭ по соответствующему общеобразовательному предмету, но не более чем на 1,5 часа;
– присутствие ассистента, оказывающего поступающим необходимую техническую помощь с учетом их индивидуальных особенностей (занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, общаться с экзаменатором);
– поступающим предоставляется в печатном виде инструкция о порядке проведения вступительных испытаний;
– поступающие с учетом их индивидуальных особенностей могут в процессе сдачи вступительного испытания пользоваться необходимыми им техническими средствами;
– материально-технические условия должны обеспечивать возможность беспрепятственного доступа поступающих в аудитории, туалетные и другие помещения, а также их пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов, при отсутствии лифтов аудитория должна располагаться на первом этаже; наличие специальных кресел и других приспособлений).
Дополнительно при проведении вступительных испытаний обеспечивается соблюдение следующих требований в зависимости от категорий поступающих с ограниченными возможностями здоровья:
– задания для выполнения на вступительном испытании, а также инструкция о порядке проведения вступительных испытаний оформляются рельефно-точечным шрифтом Брайля или в виде электронного документа, доступного с помощью компьютера со специализированным программным обеспечением для слепых, или зачитываются ассистентом;
– письменные задания выполняются на бумаге рельефно-точечным шрифтом Брайля или на компьютере со специализированным программным обеспечением для слепых, или надиктовываются ассистенту;
– поступающим для выполнения задания при необходимости предоставляется комплект письменных принадлежностей и бумага для письма рельефно-точечным шрифтом Брайля, компьютер со специализированным программным обеспечением для слепых;
б) для слабовидящих:
– обеспечивается индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс;
– поступающим для выполнения задания при необходимости предоставляется увеличивающее устройство;
– задания для выполнения, а также инструкция о порядке проведения вступительных испытаний оформляются увеличенным шрифтом (размер 16–20);
в) для глухих и слабослышащих обеспечивается наличие звукоусиливающей аппаратуры коллективного пользования, при необходимости поступающим предоставляется звукоусиливающая аппаратура индивидуального пользования;
г) для лиц с тяжелыми нарушениями речи, глухих, слабослышащих все вступительные испытания по желанию поступающих могут проводиться в письменной форме;
д) для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата (тяжелыми нарушениями двигательных функций верхних конечностей или отсутствием верхних конечностей):
– письменные задания выполняются на компьютере со специализированным программным обеспечением или надиктовываются ассистенту;
– по желанию поступающих все вступительные испытания могут проводиться в устной форме.
Источник
Обслуживание граждан с ограниченными возможностями
Комплексный подход к организации доступной среды для маломобильных групп населения является важнейшим условием и средством обеспечения данной категории граждан возможностями для участия в жизни общества.
В СПб ГБУ «Горжилобмен» созданы условия для беспрепятственного доступа и комфортного пребывания посетителей с ограниченными физическими возможностями: предусмотрен отдельный вход с пандусом и двойными перилами, центральный вход учреждения оснащён кнопкой вызова персонала и тактильной табличкой с нанесённым рельефно-точечным шрифтом по системе Брайля наименованием и режимом работы. На территории, прилегающей к СПб ГБУ «Горжилобмен», располагаются специальные парковочные места для инвалидов.
Прием граждан с ограниченными возможностями осуществляется специалистами СПб ГБУ «Горжилобмен» в индивидуальном порядке на 1 этаже.
Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение «Горжилобмен» входит в перечень социально значимых объектов города. Для поездок в центральный офис и в районные представительства учреждения, пожилые люди и, люди с ограниченными возможностями, могут воспользоваться услугами «Социального такси».
В целях социальной поддержки отдельных категорий граждан Правительство Санкт-Петербурга финансирует за счёт бюджета расходы, связанные с предоставлением специального транспортного обслуживания (далее «Социальное такси») в виде разового проезда к социально значимым объектам на льготных условиях.
Благодаря чему граждане из числа лиц, указанных в Законе Санкт-Петербурга от 5.07.2006 № 397-60 «О специальном транспортном обслуживании отдельных категорий граждан в Санкт-Петербурге», могут заказать обычную легковую или специально оборудованную машину для поездок в социально значимые объекты Санкт-Петербурга. При этом оплата проезда в социальном такси составит 10% от стоимости поездки.
Всю дополнительную информацию, связанную с работой социального такси, вы можете получить в справочно-информационной службе СПб ГКУ «Городской информационно-расчетный центр» по телефону: 334-41-43.
Источник
Для лиц с ограниченными возможностями
В целях обеспечения беспрепятственного доступа маломобильных граждан и инвалидов, использующих кресла-коляски, к врачам поликлиники в здании поликлиники, слева от центрального входа, установлен пандус с поручнями и указателем места входа и кнопкой вызова. Въезд на пандус осуществляется инвалидом самостоятельно и с помощью дежурного работника, который оказывает при необходимости помощь в передвижении инвалидов по пандусам. Пандус обеспечивает маломобильных пациентов и инвалидов, использующих кресла-коляски, подъем на первый этаж поликлиники и доступ к регистратуре и помещению для приема граждан.
В целях обеспечения беспрепятственного доступа маломобильных граждан и инвалидов, использующих кресла-коляски, к врачам госпиталя в здании госпиталя, под аркой приемного покоя, установлен пандус с поручнями и указателем места входа, кнопкой вызова. Въезд на пандус осуществляется инвалидом самостоятельно и с помощью дежурного работника, который оказывает при необходимости помощь в передвижении инвалидов по пандусам. Пандус обеспечивает маломобильных пациентов и инвалидов, использующих кресла-коляски, подъем на первый этаж госпиталя к палате № 2, в которой осуществляется прием маломобильных граждан и инвалидов.
Порядок обеспечения доступности:
- Информировать лечащего врача (участкового терапевта, врача общей практики) через телефоны регистратуры (28-28-20, 24-23-60), через доверенных лиц или родственников о предполагаемой дате и времени посещения поликлиники и госпиталя.
- В день посещения, в оборудованном пандусом месте, нажать кнопку вызова дежурного или позвонить по телефону 28-28-20, 24-23-60.
- Дождаться дежурного работника и сообщить ему о потребности и цели посещения учреждения.
Алгоритмы работы с инвалидами и маломобильными гражданами:
ОСНОВНЫЕ КОДЫ КАТЕГОРИЙ ИНВАЛИДОВ, НУЖДАЮЩИХСЯ В СИТУАЦИОННОЙ ПОМОЩИ:
Код «В» — инвалид передвигается в коляске (нуждается в помощи посторонних лиц (персонала) при передвижении вне дома).
Код «С» — инвалид слепой и слабовидящий ограничен в ориентации (нуждается в помощи (сопровождение) посторонних лиц (персонала) вне дома).
Код «Е»- инвалид ограничен в самообслуживании (безрукий либо не действует руками, нуждается в помощи посторонних лиц (персонала) в самообслуживании и других ручных действиях вне дома).
Код «К» — инвалид слепоглухой, значительно ограничен в ориентации (нуждается в сопровождении лицом осуществляющим помощь вне дома; при формальных взаимоотношениях вне дома нуждается в помощи посторонних лиц (персонала) вне дома).
Код «М» — инвалид глухонемой или глухой (при формальных взаимоотношениях вне дома нуждается в услугах посторонних лиц (персонала) и в предоставлении индукционной петли.
Код «Н» — инвалид ограничен в общении и контроле за своим поведением (составляют инвалиды с выраженными (тяжелые проблемы) нарушениями умственных функций).
В целях обеспечения условий для беспрепятственного доступа в учреждение инвалидов, нуждающихся в ситуационной помощи необходимо обеспечить:
1. Выделение на стоянке учреждения специальных парковочных мест для автотранспорта инвалидов;
2. Оборудование зданий и сооружений элементами доступности (пандусы, поручни, подъемники, широкие дверные проемы, кнопка вызова персонала и другие) в соответствии с действующими нормативно-правовыми;
3. Оборудование элементами доступности зон оказания услуг, санитарно-гигиенических помещений;
4. Наличие в учреждении технических средств реабилитации, позволяющих передвигаться вне и внутри здания (кресло-коляска, лифт, подъемная платформа).
В том числе в соответствии с кодами:
Код «В» — наличие входного пандуса, широкого дверного проема при входе в учреждение, подъемника внутри учреждения для доступа инвалидов на коляске на 1 этаж, широких дверных проемов при входе в кабинеты учреждения.
— наличие в учреждении надписей в легко читаемой и понятной форме, в т.ч. на информационных стендах, с учетом их доступности для инвалидов-колясочников.
Код «Е» — оборудование широкими дверными ручками дверей входных групп, а также дверей помещений зданий (сооружений), востребованными инвалидами. Оснащение туалетных комнат специальным оборудованием для инвалидов: сенсорным смесителем для раковин, сенсорной сушилкой для рук, поручнями, кнопкой-вызов и т.п.
Код «С» — дублирование внутри учреждения информации.
Код «М» — наличие письменной информации об оказываемых услугах внутри учреждения, предоставление индукционной петли.
5. Наличие наружной информации о доступности учреждения.
Действия персонала при оказании ситуационной помощи в соответствии
с кодами категорий инвалидности:
1. Ситуационная помощь инвалиду с кодом «В».
Администратор: При поступлении сигнала (звонка) на пост охраны с кнопки-вызова для МГН.
Выходит на улицу, открывает входные двери.
Оказывает помощь при входе в здание.
Пациенту на костылях предоставляет (при необходимости) кресло-коляску, оказывает помощь при перемещении в кресло-коляску.
Сообщает администратору о посещении пациента с ограничением передвижения.
Оказывает помощь при передвижении пациента на кресле-коляске по пандусу в фойе здания.
Оказывает помощь при выходе из здания.
Администратор:
Узнает о цели посещения. Помогает раздеться в гардеробе.
Сопровождает пациента в регистратуру для оформления документов и сопровождает при передвижении пациента до кабинета (при необходимости).
По окончании приема сопровождает пациента до гардероба. Медицинская сестра:
Оказывают помощь при одевании и раздевании. Медицинская сестра, санитарка:
В случае необходимости консультации другого специалиста или посещения диагностических кабинетов (R-кабинет, ЭКГ, лаборатория и др.) медицинская сестра оказывает помощь при передвижении внутри здания, сопровождает пациента до кабинета (при необходимости).
При общении с людьми, испытывающими трудности при передвижении
необходимо помнить:
Инвалидная коляска — неприкосновенное пространство человека. Не облокачивайтесь на нее, не толкайте, не кладите на нее ноги без разрешения. Начать катить коляску без согласия инвалида — то же самое, что схватить и понести человека без его разрешения.
Всегда спрашивайте, нужна ли помощь, прежде чем оказать ее. Предлагайте помощь, если нужно открыть тяжелую дверь.
Если Ваше предложение о помощи принято, спросите, что нужно делать, и четко следуйте инструкциям.
Если Вам разрешили передвигать коляску, сначала катите ее медленно. Коляска быстро набирает скорость, и неожиданный толчок может привести к потере равновесия.
Всегда лично убеждайтесь в доступности мест, где запланированы мероприятия. Заранее поинтересуйтесь, какие могут возникнуть проблемы или барьеры и как их можно устранить.
Если возможно, расположитесь так, чтобы ваши лица были на одном уровне. Избегайте положения, при котором Вашему собеседнику нужно запрокидывать голову.
Если существуют архитектурные барьеры, предупредите о них, чтобы человек имел возможность принимать решения заранее.
Необходимость пользоваться инвалидной коляской — это не трагедия, а способ свободного (если нет архитектурных барьеров) передвижения. Есть люди, пользующиеся инвалидной коляской, которые не утратили способности ходить и могут передвигаться с помощью костылей, трости и т.п. Коляски они используют для того, чтобы экономить силы и быстрее передвигаться.
2. Ситуационная помощь инвалиду с кодом «С».
Администратор:
Встречает слепого инвалида. Помогает войти в здание.
Берет пациента под локоть и сопровождает до администратора. Оказывает помощь при выходе из здания.
Администратор:
Выясняет цель, причину посещения. Помогает раздеться, одеться в гардеробе.
Сопровождает пациента в регистратуру для оформления документов и сопровождает при передвижении пациента до кабинета (при необходимости).
По окончании приема сопровождает пациента до гардероба. Медицинская сестра:
Оказывают помощь при ориентации в кабинете.
Помогают при одевании и раздевании. Медицинская сестра, санитарка:
При необходимости консультации другого специалиста или проведения обследования, сопровождает инвалида в передвижении по кабинетам, придерживая его под локоть (при необходимости).
По окончании приема, обследования, сопровождает при передвижении до администратора.
При общении с незрячими людьми или людьми, имеющими плохое зрение
необходимо помнить:
Нарушение зрения имеет много степеней. Полностью слепых людей всего около 10%, остальные имеют остаточное зрение, могут различать свет и тень, иногда цвет и очертания предмета. Все это надо выяснить и учитывать при общении.
Предлагая свою помощь, направляйте человека.
Если вы собираетесь читать незрячему человеку, сначала предупредите об этом. Говорите нормальным голосом. Не пропускайте информацию, если вас об этом не попросят.
Если это важный документ, не нужно для убедительности давать его потрогать. При этом не заменяйте чтение пересказом. Когда незрячий человек должен подписать документ, прочитайте его обязательно. Инвалидность не освобождает слепого человека от ответственности, обусловленной документом.
Всегда обращайтесь непосредственно к человеку, даже если он вас не видит, а не к его зрячему компаньону.
Всегда называйте себя и представляйте других собеседников, а также остальных присутствующих.
Когда вы предлагаете незрячему человеку сесть, не усаживайте его, а направьте руку на спинку стула или подлокотник. Не водите по поверхности его руку, а дайте ему возможность свободно потрогать предмет. Если вас попросили помочь взять какой-то предмет, не следует тянуть кисть слепого к предмету и брать его рукой этот предмет.
Когда вы общаетесь с группой незрячих людей, не забывайте каждый раз называть того, к кому вы обращаетесь.
Не заставляйте вашего собеседника вещать в пустоту: если вы перемещаетесь, предупредите его.
Вполне нормально употреблять слово «смотреть». Для незрячего человека это означает «видеть руками», осязать.
Избегайте расплывчатых определений и инструкций, которые обычно сопровождаются жестами.
При спуске или подъеме по ступенькам ведите незрячего перпендикулярно к ним, передвигайтесь на лифте. Передвигаясь, не делайте рывков, резких движений.
3. Ситуационная помощь инвалиду с кодом «Е».
Инвалидам с кодом «Е» необходимо оказывать помощь при всех действиях, выполняемых руками.
Администратор: При поступлении сигнала (звонка) на пост охраны с кнопки-вызова для МГН.
Встречает пациента на улице (на входе в здание).
Открывает и закрывает входные двери.
Приглашает администратора.
Оказывает помощь при выходе из здания. Администратор:
Помогает раздеться в гардеробе.
Выясняет причину, цель посещения.
Сопровождает пациента в регистратуру для оформления документов и сопровождает при передвижении пациента до кабинета (при необходимости). Оказывает помощь при одевании в гардеробе.
Медицинская сестра:
Оказывают помощь при раздевании и одевании.
Медицинская сестра, санитарка:
Медицинская сестра или санитарка при необходимости консультации другого специалиста или посещения диагностического кабинета, сопровождает пациента до кабинета (при необходимости).
4. Ситуационная помощь инвалиду с кодом «К».
При посещении учреждения инвалидам с кодом «К», ситуационная помощь оказывается сопровождающим их лицам сотрудником учреждения при возникающих затруднениях:
сопровождение и помощь в ориентации (вход/выход);
ознакомление с расположенной в учреждении информацией;
помощь в заполнении документов (уточнить информацию).
5. Ситуационная помощь инвалиду с кодом «М».
При посещении учреждения пациент с кодом «М» обращается с сопровождающим лицом.
Во время пребывания пациента в учреждении сопровождающий сопровождает по территории учреждения, знакомит с письменной информацией о проводимых в учреждении мероприятиях.
При отсутствии сопровождающего администратор знакомит пациента с письменной информацией о порядке оказания медицинской помощи, осуществляет помощь при записи на прием.
6. Ситуационная помощь инвалиду с кодом «Н».
При посещении учреждения пациента с кодом «Н» ситуационная помощь оказывается сопровождающим их лицам администратором учреждения при возникающих затруднениях:
сопровождение и помощь в ориентации (вход/выход);
ознакомление с расположенной в учреждении информацией;
помощь в заполнении документов (уточнить информацию).
Источник