Меню

Причины ухудшения здоровья подростков

Причины, влияющие на здоровье учащихся
статья по зож на тему

Здоровье человека является высшей ценностью, основой жизни и благополучия человека.

Скачать:

Вложение Размер
prichiny_vliyayushchie_na_zdorove_uchashchihsya.docx 18.69 КБ

Предварительный просмотр:

Причины, влияющие на здоровье учащихся

Здоровье человека является высшей ценностью, основой жизни и благополучия человека. Формирование здорового образа жизни важно для подрастающего поколения. Сегодня здоровье детей вызывает серьезную тревогу врачей, учителей, родителей и поэтому очень много удаляется внимания сохранению здоровья школьников. И это не случайно, т.к. на сегодняшний день прослеживается тенденция ухудшения физического состояния детей по сравнению с их сверстниками предыдущих поколений.

Заботу о здоровье детей называют приоритетным направлением деятельности на уровне государства, поскольку лишь здоровые дети смогут полученные знания использовать в своей трудовой деятельности. Поэтому сохранение здоровья в образовательном процессе можно рассматривать как государственную, общественную и личностную ценность.

Задача повышения качества образования, поставленная в Федеральной целевой программе развития образования, связана с решением проблемы охраны и укрепления здоровья обучающихся: «Работа по сохранению и укреплению здоровья детей приобретает особую актуальность и предполагает внедрение здоровьесберегающих форм и технологий в педагогический процесс».

В Концепции модернизации Российского образования отмечено: «. необходимо провести оптимизацию учебной, психологической и физической нагрузки учащихся и создать в общеобразовательных учреждениях условия для сохранения и укрепления здоровья обучающихся».

В федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» (Статья 2)

говорится, что «государственная политика в области образования основывается на следующих принципах: гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека. ».

Статья 51 «Охрана здоровья обучающихся и воспитанников» «Образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников», а также «ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом данного образовательного учреждения».

Федеральные государственные образовательные стандарты начального, основного и среднего общего образования выдвинули формирование ценностей здоровья и безопасного образа жизни, духовно-нравственного здоровья, экологической культуры обучающихся в ряд современных приоритетов образовательной деятельности школы.

Рассмотрим, что же содержат Федеральные государственные образовательные стандарты в решение проблемы сохранения здоровья, формирования здорового образа жизни учащихся?

1. Это новые идеи образования, которые заключаются в том, что осуществляется переход от успешности школы к успехам ребенка, развивающегося как личность.

2. Это обязательное наличие программы формирования здорового и безопасного образа жизни у школьников разных ступеней обучения.

3. В документе обозначены направления деятельности учителя и школы по формированию здорового и безопасного образа жизни школьников.

Исходя из логики новых стандартов, следует ожидать, что с их введением образование должно стать здоровьесберегающим.

При этом нужно помнить, что в течение 11 лет жизни дети проводят 70% своего времени в школе. Выявим факторы риска, связанные с учебным процессом и их влияние на здоровье учащихся.

«Исследования Института возрастной физиологии России позволяют ранжировать школьные факторы риска по убыванию значимости и силы влияния на здоровье учащихся:

1. Интенсификация учебного процесса.

2. Несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников.

3. Несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса.

4. Функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья учащихся.

5. Недостаточность существующей системы физического воспитания.

6. Стрессовая учебная деятельность.

7. Отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.

8. Частичное разрушение служб школьного медицинского контроля.

9. Недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей».

В настоящее время организация образовательного процесса перестала соответствовать функциональным возможностям ребенка. В последние годы в школах в образовательный процесс стали внедрять интенсивный метод обучения.

Согласно энциклопедическому определению слово «интенсивный» определяется как напряженный, усиленный, дающий высокую результативность. Интенсификация образовательного процесса означает усиление, увеличение напряженности детей.

К интенсификации процесса обучения относится увеличение количества учебных часов или реальное уменьшение количества учебных часов при сохранении или увеличении объема учебного материала, что приводит к увеличению объёма домашнего задания, а также к перегрузкам и утомлению.

И, несмотря на то, что при интенсивном обучении используются наиболее важные достижения психологии и педагогики, чаще всего это приводит к нарушению максимально допустимой нагрузки для учащихся. Например, в соответствии с нормативными требованиями, первоклассникам запрещается давать домашние задания, а санитарные правила устанавливают время необходимое для выполнения домашних заданий всем учащимся со второго по одиннадцатый класс.

Очень часто школа нарушает эти требования и отнимает все свободное время. У школьников нет возможности нормально отдыхать, гулять, общаться с друзьями, что приводит к синдрому хронической усталости. Ухудшение здоровья детей в школе связано с перегрузкой нервной системы из-за нехватки времени. Очевидно, что чрезмерные интеллектуальные нагрузки вредны для здоровья детей.

Не менее важная причина, ведущая к снижению здоровья – это гиподинамия. Врачи отмечают дефицит активности у детей школьного возраста. Школьники находятся без движения почти половину суток. В школе преобладают малоподвижные занятия: в учебном плане недостаточно предметов, связанных с движениями, со сменой формы организации урока. В результате у учащихся появляются такие проблемы со здоровьем, как лишний вес, изменение осанки, снижение иммунитета.

Л.С. Выготский считает, что крайне необходимое условие здоровьесбережения — это творческий характер образовательного процесса. «Включение ребёнка в творческий процесс не только природосообразно, служит реализацией той поисковой активности, от которой зависит развитие человека, его адаптационный потенциал, способствует достижению цели работы школы — развитию личности учащегося, но и снижает вероятность наступления утомления. Цепочка взаимосвязи здесь простая: обучение без творческого заряда — неинтересно, а значит, в той или иной степени, является насилием над собой и другими. Насилие же разрушительно для здоровья, как через формирование усталости, так и само по себе».

Еще один важный для здоровьесбережения аспект — это вопрос рациональной организации урока. От правильной организации урока во многом зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное нарушение утомления.

Всемирная организация здравоохранения все перечисленные выше факторы делит на 3 категории:

— неизбежные факторы, с которыми необходимо считаться, но нет способа изменить,

— корректируемые факторы, действие которых можно в некоторых случаях регулировать,

— устранимые факторы – негативное действие которых, можно снизить, нейтрализовать, исключить.

Смысл использования здоровьесберегающей технологии состоит в том, чтобы можно было учитывать неизбежные факторы, ослаблять воздействие корректируемых факторов и избавляться от устранимых факторов.

1. Электронный ресурс Министерства образования и науки. сайт http://standart.edu.ru/ .

2. ВОЗ | Всемирная организация здравоохранения who.int›ru/

3. Выготский Л.С. Педагогическая психология. Ред. В.В.Давыдова.М. Педагогика, 1991.

4. «Федеральный Государственный Образовательный Стандарт», утвержден приказом от 17 декабря 2010 года Министерства образования и науки РФ. сайт http://standart.edu.ru/ .

5.В. Даль Толковый словарь живого великорусского языка. www.classes.ru/. /russian-dictionary-Dal-term-24131.htm‎

6. Митина Е.П. «Здоровьесберегающие технологии сегодня и завтра».М. 2006.

7.Селевко П.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998.

8.Шевченко ЛЛ. «От охраны здоровья к успеху в учебе». М. 2006.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровый ребенок-это оптимальный уровень физического,психического,интеллектуального развития для каждого возраста.Это способность к адаптации и адаптированию,способность сопротивляться и приспос.

Здоровый ребенок-это оптимальный уровень физического ,психического,интеллектуального развития каждого возраста.Это способность к адаптации и адаптированию,способность сопротивляться и приспосабливатьс.

Использование игр в обучении младших школьников.

Цель: обсудить проблемы воспитания в семье трудного ребёнка.Задачи:- Познакомить родителей с причинами, которые приводят к плохому поведению детей.- Развивать умения поиска выхода в сложных ситу.

Причины нарушений чтения у учащихся начальных классов коррекционных школ VIII вида.

Школьные годы — очень важный период в жизни ребенка. При поступлении в школу изменяется не только среда, но и образ жизни ребенка, что ведет к переутомлениям, физическим нагрузкам.

В данной статье рассказывается о игровых ситуациях, влияющих на мотивацию учащихся в начальной школе.

Источник

ВОЗ назвал 9 основных проблем со здоровьем, которые возникают у подростков

Весь контент iLive проверяется медицинскими экспертами, чтобы обеспечить максимально возможную точность и соответствие фактам.

У нас есть строгие правила по выбору источников информации и мы ссылаемся только на авторитетные сайты, академические исследовательские институты и, по возможности, доказанные медицинские исследования. Обратите внимание, что цифры в скобках ([1], [2] и т. д.) являются интерактивными ссылками на такие исследования.

Если вы считаете, что какой-либо из наших материалов является неточным, устаревшим или иным образом сомнительным, выберите его и нажмите Ctrl + Enter.

Подростки в возрасте от 10 до 19 лет — это особая группа населения. Кроме чисто психологических особенностей этих людей существуют многочисленные особенности организма, здоровья и потребностей для развития. К сожалению, многие из них подвергаются трудности и препятствия на пути к здоровому развитию, включая бедность, некачественное медицинское обслуживание, вредную окружающую среду. Специалисты ВОЗ провели исследование и назвали 9 основных проблем со здоровьем, которые возникают у подростков.

1. Состояние здоровья подростков

Каждый пятый в мире — это подросток, и 85% всех подростков живут в развивающихся странах. Около 2/3 случаев преждевременной смерти и 1/3 случаев хронических заболеваний связаны с условиями и образом жизни, которое было у подростка. Это в частности и негативное влияние курения, употребления алкоголя, недостаточные физические нагрузки, подверженность насилию, раннеяя половая жизнь. Агитация за здоровый образ жизни, по крайней мере внедрение образовательных программ, может помочь снизить риски для этой группы населения.

[1], [2], [3], [4], [5]

2. ВИЧ и подростки

Около 45% всех носителей ВИЧ — это молодые люди в возрасте от 15 до 24 лет. Поэтому подростки должны знать, как защитить себя от ВИЧ, и иметь такую возможность. Доступ к бесплатным консультациям и проверкам может помочь подросткам знать о состоянии их здоровья, лечиться, если это необходимо, и избежать распространения вируса.

[6], [7], [8], [9], [10], [11], [12], [13], [14]

3. Ранняя беременность и рождаемость

Около 16 млн. девушек от 15 до 19 лет рожают каждый год около 11% всех детей на планете. Большинство случаев ранней беременности приходится на подростков из неразвитых стран. Риск смерти в случае осложненных родов значительно выше для подростков, чем для взрослых женщин. Улучшение законодательства — свободный доступ к средствам контрацепции, ограничения по возрасту для вступления в брак и т.д. — могут улучшить ситуацию.

[15], [16], [17]

4. Недоедание

Сегодня прослеживаются две крайние тенденции, исключающие здоровое развитие подростка. Это недоедание, от которого страдают дети стран третьего мира, и ожирение, к которому склонны парни и девушки в развитых странах. Для экономически отсталых государств решением проблемы может стать внедрение программ продовольственной помощи. Что касается богатых стран, им следует подумать о пропаганде спорта, физической активности и здорового питания.

[18], [19], [20], [21], [22], [23], [24]

5. Психическое здоровье

Минимум 20% подростков подвержены психическим расстройствам, — депрессиям, быстрой смене настроения, различным зависимостям, суицидальным настроениям, нарушениям питания и т.д. Общество должно позаботиться о психическом состоянии подростков — предоставить необходимую психологическую помощь тем, кто в ней нуждается.

[25]

6. Курение

Большинство из тех, кто курит во взрослом возрасте, начали курить еще будучи подростками. На сегодня количество подростков, которые курят, составляет 150 млн., и эта цифра растет. Запрет рекламы сигарет, подорожание сигарет, запрет курения в общественных местах — это наиболее распространенные методы борьбы с курением, однако их все же недостаточно, чтобы убедить молодежь в пагубном влиянии сигарет.

[26], [27], [28], [29], [30]

7. Чрезмерное употребление алкоголя

Чрезмерное употребление алкоголя подростками — это ужасная современная тенденция. Алкоголь воздействует на организм, ослабляя самоконтроль, что приводит к непредсказуемым и опасным случаям. Чрезмерное употребление алкоголя — это причина несчастных случаев, насилия, преждевременной смерти. Методы борьбы — запрет рекламы алкоголя, запрет доступа подростков к алкоголю.

[31], [32], [33], [34], [35], [36], [37], [38], [39]

8. Насилие

Насилие — изнасилование, домашнее насилие и война — входят в перечень наиболее распространенных причин смерти подростков в мире. На каждую смерть приходится от 20 до 40 обращений за помощью в медицинские учреждения из-за насилия. Те, кто выздоравливает после физических травм, навсегда остаются психологически пораженными. Чтобы помочь подростку выйти из ситуации, нужно построить эффективную и заботливую медицинскую и социальную систему.

[40], [41], [42]

9. Ранения и безопасность на дороге

Неосторожность на дороге, так же, как и в повседневной жизни — еще одна угроза жизни и здоровью подростков. Невнимательность приводит к серьезным ранениям и даже летальным случаям. Помочь этому могут только органы центральной и местной власти, внедряя соответствующее законодательство, которое могло бы действительно защитить подростков.

[43]

Источник

Читайте также:  Матричный аппликатор матрица здоровья
Adblock
detector