Причины, влияющие на здоровье учащихся
статья по зож на тему
Здоровье человека является высшей ценностью, основой жизни и благополучия человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prichiny_vliyayushchie_na_zdorove_uchashchihsya.docx | 18.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Причины, влияющие на здоровье учащихся
Здоровье человека является высшей ценностью, основой жизни и благополучия человека. Формирование здорового образа жизни важно для подрастающего поколения. Сегодня здоровье детей вызывает серьезную тревогу врачей, учителей, родителей и поэтому очень много удаляется внимания сохранению здоровья школьников. И это не случайно, т.к. на сегодняшний день прослеживается тенденция ухудшения физического состояния детей по сравнению с их сверстниками предыдущих поколений.
Заботу о здоровье детей называют приоритетным направлением деятельности на уровне государства, поскольку лишь здоровые дети смогут полученные знания использовать в своей трудовой деятельности. Поэтому сохранение здоровья в образовательном процессе можно рассматривать как государственную, общественную и личностную ценность.
Задача повышения качества образования, поставленная в Федеральной целевой программе развития образования, связана с решением проблемы охраны и укрепления здоровья обучающихся: «Работа по сохранению и укреплению здоровья детей приобретает особую актуальность и предполагает внедрение здоровьесберегающих форм и технологий в педагогический процесс».
В Концепции модернизации Российского образования отмечено: «. необходимо провести оптимизацию учебной, психологической и физической нагрузки учащихся и создать в общеобразовательных учреждениях условия для сохранения и укрепления здоровья обучающихся».
В федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» (Статья 2)
говорится, что «государственная политика в области образования основывается на следующих принципах: гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека. ».
Статья 51 «Охрана здоровья обучающихся и воспитанников» «Образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников», а также «ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом данного образовательного учреждения».
Федеральные государственные образовательные стандарты начального, основного и среднего общего образования выдвинули формирование ценностей здоровья и безопасного образа жизни, духовно-нравственного здоровья, экологической культуры обучающихся в ряд современных приоритетов образовательной деятельности школы.
Рассмотрим, что же содержат Федеральные государственные образовательные стандарты в решение проблемы сохранения здоровья, формирования здорового образа жизни учащихся?
1. Это новые идеи образования, которые заключаются в том, что осуществляется переход от успешности школы к успехам ребенка, развивающегося как личность.
2. Это обязательное наличие программы формирования здорового и безопасного образа жизни у школьников разных ступеней обучения.
3. В документе обозначены направления деятельности учителя и школы по формированию здорового и безопасного образа жизни школьников.
Исходя из логики новых стандартов, следует ожидать, что с их введением образование должно стать здоровьесберегающим.
При этом нужно помнить, что в течение 11 лет жизни дети проводят 70% своего времени в школе. Выявим факторы риска, связанные с учебным процессом и их влияние на здоровье учащихся.
«Исследования Института возрастной физиологии России позволяют ранжировать школьные факторы риска по убыванию значимости и силы влияния на здоровье учащихся:
1. Интенсификация учебного процесса.
2. Несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников.
3. Несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса.
4. Функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья учащихся.
5. Недостаточность существующей системы физического воспитания.
6. Стрессовая учебная деятельность.
7. Отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.
8. Частичное разрушение служб школьного медицинского контроля.
9. Недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей».
В настоящее время организация образовательного процесса перестала соответствовать функциональным возможностям ребенка. В последние годы в школах в образовательный процесс стали внедрять интенсивный метод обучения.
Согласно энциклопедическому определению слово «интенсивный» определяется как напряженный, усиленный, дающий высокую результативность. Интенсификация образовательного процесса означает усиление, увеличение напряженности детей.
К интенсификации процесса обучения относится увеличение количества учебных часов или реальное уменьшение количества учебных часов при сохранении или увеличении объема учебного материала, что приводит к увеличению объёма домашнего задания, а также к перегрузкам и утомлению.
И, несмотря на то, что при интенсивном обучении используются наиболее важные достижения психологии и педагогики, чаще всего это приводит к нарушению максимально допустимой нагрузки для учащихся. Например, в соответствии с нормативными требованиями, первоклассникам запрещается давать домашние задания, а санитарные правила устанавливают время необходимое для выполнения домашних заданий всем учащимся со второго по одиннадцатый класс.
Очень часто школа нарушает эти требования и отнимает все свободное время. У школьников нет возможности нормально отдыхать, гулять, общаться с друзьями, что приводит к синдрому хронической усталости. Ухудшение здоровья детей в школе связано с перегрузкой нервной системы из-за нехватки времени. Очевидно, что чрезмерные интеллектуальные нагрузки вредны для здоровья детей.
Не менее важная причина, ведущая к снижению здоровья – это гиподинамия. Врачи отмечают дефицит активности у детей школьного возраста. Школьники находятся без движения почти половину суток. В школе преобладают малоподвижные занятия: в учебном плане недостаточно предметов, связанных с движениями, со сменой формы организации урока. В результате у учащихся появляются такие проблемы со здоровьем, как лишний вес, изменение осанки, снижение иммунитета.
Л.С. Выготский считает, что крайне необходимое условие здоровьесбережения — это творческий характер образовательного процесса. «Включение ребёнка в творческий процесс не только природосообразно, служит реализацией той поисковой активности, от которой зависит развитие человека, его адаптационный потенциал, способствует достижению цели работы школы — развитию личности учащегося, но и снижает вероятность наступления утомления. Цепочка взаимосвязи здесь простая: обучение без творческого заряда — неинтересно, а значит, в той или иной степени, является насилием над собой и другими. Насилие же разрушительно для здоровья, как через формирование усталости, так и само по себе».
Еще один важный для здоровьесбережения аспект — это вопрос рациональной организации урока. От правильной организации урока во многом зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное нарушение утомления.
Всемирная организация здравоохранения все перечисленные выше факторы делит на 3 категории:
— неизбежные факторы, с которыми необходимо считаться, но нет способа изменить,
— корректируемые факторы, действие которых можно в некоторых случаях регулировать,
— устранимые факторы – негативное действие которых, можно снизить, нейтрализовать, исключить.
Смысл использования здоровьесберегающей технологии состоит в том, чтобы можно было учитывать неизбежные факторы, ослаблять воздействие корректируемых факторов и избавляться от устранимых факторов.
1. Электронный ресурс Министерства образования и науки. сайт http://standart.edu.ru/ .
2. ВОЗ | Всемирная организация здравоохранения who.int›ru/
3. Выготский Л.С. Педагогическая психология. Ред. В.В.Давыдова.М. Педагогика, 1991.
4. «Федеральный Государственный Образовательный Стандарт», утвержден приказом от 17 декабря 2010 года Министерства образования и науки РФ. сайт http://standart.edu.ru/ .
5.В. Даль Толковый словарь живого великорусского языка. www.classes.ru/. /russian-dictionary-Dal-term-24131.htm
6. Митина Е.П. «Здоровьесберегающие технологии сегодня и завтра».М. 2006.
7.Селевко П.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998.
8.Шевченко ЛЛ. «От охраны здоровья к успеху в учебе». М. 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Здоровый ребенок-это оптимальный уровень физического,психического,интеллектуального развития для каждого возраста.Это способность к адаптации и адаптированию,способность сопротивляться и приспос.
Здоровый ребенок-это оптимальный уровень физического ,психического,интеллектуального развития каждого возраста.Это способность к адаптации и адаптированию,способность сопротивляться и приспосабливатьс.
Использование игр в обучении младших школьников.
Цель: обсудить проблемы воспитания в семье трудного ребёнка.Задачи:- Познакомить родителей с причинами, которые приводят к плохому поведению детей.- Развивать умения поиска выхода в сложных ситу.
Причины нарушений чтения у учащихся начальных классов коррекционных школ VIII вида.
Школьные годы — очень важный период в жизни ребенка. При поступлении в школу изменяется не только среда, но и образ жизни ребенка, что ведет к переутомлениям, физическим нагрузкам.
В данной статье рассказывается о игровых ситуациях, влияющих на мотивацию учащихся в начальной школе.
Источник
Проблемы здорового образа жизни в младшем школьном возрасте
«Здоровье — это драгоценность (и при этом единственная) ради которой действительно стоит не только не жалеть времени, сил, трудов и всяческих благ, но и пожертвовать ради него частицей самой жизни, поскольку жизнь без него становится нестерпимой и унизительной»
М. Монтель.
Ухудшение состояния здоровья младших школьников — серьёзная проблема, которая вызывает беспокойство у общественности, родителей и учителей. Каждый год увеличивается число учащихся, страдающих различными хроническими заболеваниями и освобождённых от занятий физической культурой, растёт количество выпускников, имеющих какие -либо ограничения по состоянию здоровья.
Есть ценности, которые признаются всеми без исключения. Среди них одна из главных — здоровье человека, особенно младшего школьника. Статистика свидетельствует, что состояние здоровья младших школьников с каждым годом ухудшается; почти половина учащихся уже приходят в школу со значительными отклонениями в состоянии здоровья [1].
Вот почему сейчас очень важно научить учащихся бережно относиться к своему здоровью, на своем примере всеми возможными способами стараться показывать красоту физического и психического совершенства. Иными словами, важно убедить школьников в необходимости ведения здорового образа жизни: выработать негативное отношение к вредным привычкам, приучить к правильному питанию, к соблюдению режима дня, к занятиям спортом, а также научить распоряжаться свободным временем с пользой для здоровья. Школа может и должна быть местом укрепления здоровья учащихся и образовательных технологий здорового образа жизни.
Здесь, естественно, требуются совместные усилия родителей и педагогов в формировании у школьников понятия здорового образа жизни, воспитания соответствующих навыков и привычек. Это будет способствовать эффективности мер социальной защиты здоровья учащихся.
Здоровый образ жизни – индивидуальная система поведения человека, обеспечивающая ему физическое, духовное и социальное благополучие в реальной окружающей среде (природной, техногенной и социальной), а также снижение отрицательного влияния на жизнь и здоровье последствий различных опасных и чрезвычайных ситуаций [4].
Проблема состоит в том, что в школе процесс формирования здорового образа жизни ещё не приобрёл своей целенаправленности, систематичности в её практической реализации, несмотря на то, что существует Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни младших школьников, которая предполагает сохранение и укрепление здоровья, способствующие развитию ребенка, как в познавательном, так и в эмоциональном плане. Эта программа применяется в Базовой средней (полной) общеобразовательной школы Филиала СГПИ в городе Железноводске. Она составлена с учетом факторов, оказывающих влияние на состояние здоровья младших школьников: неблагоприятные условия; факторы риска; чувствительность к воздействиям; комплексы знаний, установок, правил поведения, привычек; особенности отношения обучающихся младшего школьного возраста к своему здоровью.
Для того, чтобы проверить эффективность применения данной программы, мы провели исследование состояния уровня сформированности культуры здорового образа жизни младших школьников на базе 3а класса Базовой средней (полной) общеобразовательной школы Филиала СГПИ в городе Железноводске. Количество учащихся составляло — 21 человек.
Ход исследования обеспечивается применением трех диагностик.
Первая диагностика была направлена на решение задачи по сформированности представлений о позитивных факторах здоровья, о правильном (здоровом) питании нами использовалась анкета «Осведомленность о требованиях здорового образа жизни»[5].
Из полученных результатов можно сделать вывод, что высоким знанием правил пользования средствами гигиены обладают – 71% учащихся, достаточным уровнем – 24%, низким уровнем – 5%.
Результаты по изучению осведомленности о правилах организации режима питания следующие: высоким уровнем обладают 86% школьников, низким уровнем – 14%.
Результаты по осведомленности о правилах оказания первой помощи показали, что высоким уровнем обладают 86% учащихся, низким – 14%.
Для решения задачи о сформированности умений обучающихся делать осознанный выбор поступков, способствующих здоровому образу жизни, уметь рационально организовать режим дня была проведена анкета «Мой режим дня»[3].
Результат показал, что высоким уровнем организации режима дня обладают 48% учащихся, средним уровнем – 48%.
Высоким уровнем умения рационально организовывать свой досуг не обладают ни один из учащихся, средним уровнем обладают – 62% обучающихся, низким уровнем -38 %.
Для решения задачи об обученности элементарным навыкам эмоциональной разгрузки, сформированности навыков позитивного коммуникативного общения была проведена анкета А.О.Прохорова «Невербальная диагностика эмоциональных состояний»[2].
В ходе исследования было выяснено, что в целом эмоциональный фон в классе позитивный, основные, наиболее встречающиеся позитивные психические состояния — дружелюбие, доброжелательность, радость, мечтание, фантазирование. Дети ориентированы на общение в коллективе, коммуникативное взаимодействие друг с другом, но наряду с этим наблюдались и негативные состояния такие, как утомление, усталость, напряженность, скованность.
Таким образом, позитивные состояния наблюдались у 12 учеников, что составляет 57 %, позитивные и негативные у 6 учащихся, что составляет 29%, а негативные состояния у 3 учащихся, что составляет 14%.
Сформированность культуры здорового образа жизни у младших школьников находится на среднем уровне. Не все школьники имеют правильное представление о правилах пользования средствами гигиены, об организации режима дня, об оказании первой помощи. Также не все учащиеся соблюдают режим дня. Некоторые учащиеся некомфортно чувствуют себя в коллективе. Некоторые из них чувствуют себя скованно и напряженно. Полученные результаты диагностик указывают на необходимость воспитания у учащихся потребностей в здоровье, формирования у них научных представлений о здоровом образе жизни, а также сформированности навыков эмоциональной разгрузки и навыков коммуникативного общения.
Источник