Меню

Причины ухудшения состояния здоровья студенческой молодежи

Причины ухудшения состояния здоровья студенческой молодежи

Студенчество представляет особую группу населения, находящуюся в зоне действия многих факторов риска: постоянно увеличивающийся объем информации, высокое нервно-эмоциональное напряжение в период зачетных занятий и экзаменационных сессий, особенности быта и образа жизни. Особый социальный статус студентов, специфические условия учебного процесса существенно отличают их от всех других категорий населения и делают эту группу уязвимой в плане формирования хронических заболеваний [8, 10, 13].

В связи с этим назрела необходимость оптимизации деятельности вузов по созданию здоровьесберегающей среды в учебном заведении. Решение такой сложной проблемы возможно только при объединении усилий всех участников образовательного процесса. Критериями оценки здоровья студентов являются заболеваемость, образ и качество жизни. Наиболее объективную характеристику заболеваемости обеспечивает всестороннее изучение ее структуры, распространенности по данным обращаемости и результатам профилактических осмотров [4].

В структуре общей заболеваемости студентов-медиков Воронежской медицинской академии на первом месте были болезни глаз и придаточного аппарата (37,9 %), на втором – болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани (15,8 %), а на третьем и четвертом месте – болезни органов дыхания (9,4 %) и мочеполовой системы (6,9 %). Через 5 лет структура общей заболеваемости изменилась: большая часть приходилась на болезни органов дыхания 17,0 %, далее – на болезни костно-мышечной и пищеварительной систем – 16,6 и 10,6 % соответственно [5].

Исследование В.Г. Бегиева и А.Н. Москвиной (2010) показало, что первое место в структуре общей заболеваемости студенческой молодёжи занимают болезни органов дыхания (439,4 ‰), второе – болезни системы пищеварения (164,4 ‰), третье – болезни нервной системы (117,7 ‰). Авторы подчёркивают, что студенты, проживающие в квартире, имеют лучшие показатели состояния здоровья, чем студенты, проживающие в общежитии.

Наибольшее увеличение заболеваемости у студентов-медиков Ульяновского государственного университета [3] зарегистрировано по следующим классам болезней с 2007 по 2012 гг: костно-мышечной системы – в 7 раз (с 11,9 до 85,2), нервной системы – на 28 % (с 11,2 до 15,7), эндокринной системы в – 2 раза (с 11,2 до 22,2), глаза и придаточного аппарата – на 83,4 % (с 14,5 до 26,6).

По мониторингу О.И. Фоменко (2013), в структуре заболеваний студентов медицинского вуза г. Астрахани превалировали болезни костно-мышечной системы (26,7 %), болезни глаз и придаточного аппарата (20,8 %) и болезни системы кровообращения (19,9 %) [12].

Среди соматической патологии студентов Института гражданской защиты Удмуртского государственного университета у 9,6 % выявлен хронический гастрит, миопия разной степени тяжести, псориаз, ожирение I степени, хронический гайморит по 3,2 % [7].

Обследования И.Ю. Гальковой (2011) показывают, что из 1700 студентов первого курса Ставропольской государственной медицинской академии здоровыми можно считать только около 40,0 % респондентов. Ухудшается здоровье студентов старших курсов. У них (25,2 %) чаще отмечаются заболевания ЖКТ (хронический гастрит, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки), чем у студентов младших курсов (6,6 %), опорно-двигательного аппарата (сколиоз, дорсопатия – 20,0 % и 7,5 % соответственно), нервной системы – 34,0 и 10,2 % соответственно.

По анализу состояния здоровья студентов Ижевской государственной медицинской академии наибольшая доля (65,7 %) приходится на болезни органов дыхания, пищеварения (9,8 %) и нервной системы (6,0 %) [9].

Тенденция ухудшения состояния здоровья выявлена и у студентов Рес­публики Беларусь [11]. Изучение заболеваемости студентов Белорусско­го государственного медицинского университета по­казало, что первое место в структуре заболеваемости занимают болезни органов дыхания (33,4 %), вто­рое – нервной системы и органов чувств (27,4 %), третье – мочеполовой системы (10,3 %). На долю болезней органов пищеварения, костно-мы­шечной системы и соединительной ткани приходится по 5,0 % [6].

Таким образом, ухудшение состояния здоровья приводит, в первую очередь, к формированию у студентов патологии органов дыхания, костно-мышечной и пищеварительной систем и болезням глаза и его придаточного аппарата, в меньшей степени – к заболеваниям нервной системы и системы кровообращения. Это может послужить основой для разработки и внедрения здоровьесберегающих программ для студенческой молодёжи как на уровне отдельных высших учебных заведений, так и регионов в целом.

Читайте также:  Здоровье мед или сахар

Источник

Проблема здоровья студенческой молодежи

Рубрика: Физическая культура и спорт

Дата публикации: 02.06.2015 2015-06-02

Статья просмотрена: 4995 раз

Библиографическое описание:

Бабина, В. С. Проблема здоровья студенческой молодежи / В. С. Бабина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 11 (91). — С. 572-575. — URL: https://moluch.ru/archive/91/19414/ (дата обращения: 08.06.2021).

Здоровье студентов — это состояние Полного социально-биологического и психического благополучия при уравновешенности процессов жизнедеятельности с социальными и природными характеристиками территории. Состояние здоровья студентов, как и населения в целом — не только важный индикатор общественного развития, отражение социально-экономического и гигиенического благополучия страны, но мощный экономический, трудовой, •оборонный и культурныйпотенциал общества, фактор и компонент благосостояния. Поэтому познание закономерностей его формирования имеет чрезвычайно большое значение, как для государства в целом, так и для каждого его гражданина.

В специальной литературе здоровье студентов рассматривается, в частности, с позиции теории адаптации.

Адаптация, или приспособление к условиям существования — одно из важнейших свойств живой материи. Условно можно выделить следующие типы адаптации: физиологическую, социальную, биологическую. Состояние здоровья студентов определяется их адаптационными резервами в процессе обучения. Физиологическую адаптацию рассматривают как устойчивый уровень активности и взаимосвязи функциональных систем, органов и тканей, а также механизмов управления, обеспечивающих нормальную жизнедеятельность организма студента в условиях всего периода обучения.

Адаптация студентов к условиям профессионального учебного заведения имеет фазный характер, связанный с разнообразными специфическими (учебными) и неспецифическими (поведенческими, бытовыми и др.) факторами. Процесс адаптации студентов отражает сложный и длительный процесс обучения на протяжении нескольких лет и предъявляет высокие требования к пластичности психики и физиологии молодых людей. Наиболее активные процессы адаптации к новым условиям студенческой жизни происходят на первых курсах. Причем, как установлено, адаптация студентов, проживающих в отрыве от родителей (в общежитии, в арендуемой квартире) протекает тяжелее и в будущем часто приводит к возникновению разнообразных соматических и психоневрологических патологических состояний.

Процесс адаптации развивается на основе взаимодействия регуляторных систем. Их разрегулирование приводит к функциональным и органическим изменениям в организме. Но даже незначительные отклонения в адаптивном потенциале человека могут вызывать самые разнообразные сдвиги в состоянии здоровья. Снижение адаптационных возможностей организма некоторыми авторами рассматривается в качестве основного фактора риска заболеваемости.

Существует много определений этого понятия, смысл которых определяется профессиональной точкой зрения авторов. По определению Всемирной Организации Здравоохранения принятом, р. >>-48 г.: -здоровье — это состояние физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».

С физиологической точки зрения определяющими являются следующие формулировки:

— индивидуальное здоровье человека — естественное состояние организма на фоне отсутствия патологических сдвигов, оптимальной связи со средой, согласованности всех функций (Г. 3. Демчинкова, Н. Л. Полонский);

— здоровье представляет собой гармоничную совокупность структурно- функциональных данных организма, адекватных окружающей среде и обеспечивающих организму оптимальную жизнедеятельность, а также полноценную трудовую жизнедеятельность;

— индивидуальное здоровье человека — это гармоническое единство всевозможных обменных процессов в организме, что создает условия для оптимальной жизнедеятельности всех систем и подсистем организма (А. Д. Адо);

— здоровье — это процесс сохранения и развития биологических, физиологических, психологических функций, трудоспособности и социальной активности человека при максимальной продолжительности его активной жизни (В. П. Казначеев).

Вообще, можно говорить о грех видах здоровья: о здоровье физическом, психическом и нравственном (социальном).

Физическое здоровье — это естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем. Если хорошо работают все органы и системы, то и весь организм человека (система саморегулирующаяся) правильно функционирует и развивается.

Читайте также:  Что составляет культуру здоровья

Психическое здоровье зависит от состояния головного мозга, оно характеризуется уровнем и качеством мышления, развитием внимания и памяти, степенью эмоциональной устойчивости, развитием волевых качеств.

Нравственное здоровье определяется теми моральными принципами, которые являются основой социальной жизни человека, т. е. жизни в определенном человеческом обществе. Отличительными признаками нравственного здоровья человека являются, прежде всего, сознательное отношение к труду, овладение сокровищами культуры, активное неприятие нравов и привычек, противоречащих нормальному образу жизни. Физически и психически здоровый человек может быть нравственным «уродом», если он пренебрегает нормами морали. Поэтому социальное здоровье считается высшей мерой человеческого здоровья.

Наряду с профессиональным уровнем, состояние здоровья студентов следует рассматривать как один из показателей качества подготовки специалистов, как основу творческого долголетия.

Установлено, что рост заболеваемости студентов происходит на фоне заметного снижения общего уровня их физического развития, что отрицательно сказывается на эффективности учебного процесса, а в дальнейшем и на трудовой деятельности.

Отечественные учёные провели сравнительный анализ здоровья и физического развития учащихся школ (учеников 9–11 классов) и студентов (кооперативного и геологоразведочного техникумов и Староскольского медицинского колледжа), Всего обследовано 495 человек, из них 239 учащихся и 256 студентов (Н. В. Меньшикова, В. Г, Сухотерин).

У всех учащихся и студентов были определены антропометрические и физиологические данные (рост, вес, росто-весовые соотношения, динамометрия — ручная и становая; величина артериального давления, частота сердечных сокращений в норме и при умеренной нагрузке; жизненная емкость легких), а также учитывались по данным здравпунктов их анкетные данные; рассчитывались «должные» величины. Полученный материал был подвергнут статистической обработке. Проанализировав заболеваемость школьников и студентов по классам болезней и структуре заболеваемости диспансерных больных, было отмечено преобладание болезней эндокринной системы > всех обследованных, заболевания других систем организма имели свою определенную выраженность у школьников и студентов разных учебных заведений.

Исследование показало, что у студентов, вчерашних школьников, переход к новым социальным условиям вызывает активную мобилизацию физических и духовных возможностей, которые при чрезмерных нагрузках могут привести к истощению физических резервов организма, особенно в 1-й год обучения.

Это еще раз свидетельствует о серьезности проблемы состояния здоровья студентов. Настораживает то обстоятельство, что у многих школьников и студентов выявлены хронические заболевания. Была определена значимость факторов, приводящих к нарушению комфортного состояния (по анкетным данным). Ведущими факторами явились: хронический дефицит двигательной активности, психоэмоциональное напряжение, нерегулярное питание, нежелание и неумение вести здоровый образ жизни, нехватка времени для поддержания своего физического здоровья.

Анализ фактических материалов о жизнедеятельности студентов свидетельствует о её неупорядоченности и хаотичной организации. Это отражается в таких важнейших компонентах, как несвоевременный приём пищи, систематическое недосыпание, малое пребывание на свежем воздухе, недостаточная двигательная активность, отсутствие закаливающих процедур, выполнение самостоятельных работ во время, предназначенное для сна, курение и другое. В то же время установлено, что влияние отдельных компонентов образа жизни студентов, принятого за 100 %, весьма значимо. Так на режим сна приходится 24–30 %, на режим питания — 10–16 %, на режим двигательной активности — 15–30 %. Накапливаясь в течение учебного года негативные последствия такой организации жизнедеятельности наиболее ярко проявляются ко времени его окончания (увеличивается число заболеваний). А так как эти процессы наблюдаются в течение нескольких лет обучения, то они оказывают существенное влияние на состояние здоровья студентов. Так, по данным обследования 4000 студентов МГУ (Б. И. Новиков, 1999) зафиксировано ухудшение их здоровья за время обучения. Если принять за 100 % уровень здоровья студентов 1 курса, то на 2 курсе оно снизилось в среднем до 91.9 %, на 3 курсе — до 83.1 %, на 4 курсе — до 75.8 %.

Эти факты позволяют сделать вывод, что практические занятия по физическому воспитанию в образовательном учреждении не гарантирует автоматически сохранение и укрепление здоровья.

Читайте также:  Какие собаки маленьких пород с хорошим здоровьем

Проблема сохранения здоровья постоянно интересовала человечество, так как выживание человека в наш век стрессовых перегрузок и серьезных нарушений в экологии — особенно актуальна.

Не вызывает сомнения, что обеспечение чистоты окружающей среды, улучшение качества продуктов питания и устранение таких факторов риска как курение, алкоголь, переедание и гиподинамия будет способствовать решению этой проблемы.

Победить коварнейшего врага человека — гиподинамию и переедание — пока можно только с помощью физических упражнений.

Еще врач Древней Греции Гиппократ указывал, что без физической нагрузки человек не может быть здоровым. Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого человека.

Известно, что физическая активность снижает риск возникновения таких заболеваний как рак толстой кишки, гипертония, диабет, не связанный с дефицитом инсулина, остеопороз и депрессивные состояния. Напротив, малоподвижный образ жизни является основным независимым фактором риска ишемической болезни сердца. Тем не менее, несмотря на обширную информацию о пользе физически активного образа жизни, большая часть городского населения не занимается физическими упражнениями для здоровья и остается в значительной степени двигательно пассивной.

Участие в физкультурной деятельности в настоящее время уменьшается во всех возрастных диапазонах. По данным отечественных и зарубежных авторов, к 21 году жизни только 40 % мужчин и 30 % женщин регулярно занимаются физическими упражнениями. С возрастом эти негативные тенденции существенно усиливаются и только 22 % взрослых американцев и 29 % россиян участвуют в регулярной физической деятельности высокой интенсивности. Между тем самое резкое падение физической активности отмечается у ювеналов (возраст 15–19 лет) и молодых людей (возраст 21–25 лет). Около 50 % студентов занимаются физическими упражнениями всего 2–3 часа в неделю, тогда как боле 45 % студентов не занимаются ими вовсе.

1. Бальсевич В. К., Лубышева Л. И. Физическая культура: молодежь и современность. // Теория и практика физической культуры. — 1995. -.>6 4. — С 2–7.

2. Бальсевич В. К. Онтокинезиология человека. — М.: Теория и практика физической культуры, 2000. — Гл. 1У-У.

3. Беспапько В. П. Слагаемые педагогической технологии. — М.: Педагогика, 1989. — 192 с.

4. Захаров Е Н„ Карасев А. В., Сафонов А. А. Энциклопедия физической подготовки. Методические основы развития физических качеств)/Под общей ред А. В. Карасева. — М.: Лептос, 1994. — 368 с.

5. Ланда БХ Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности: Учебное пособие. — М.: Советский спорт, 2004.- 192 с.

6. Матвеев Л. П. Профессионально-прикладные формы физическои культуры / Теория и методика физической культуры. — М.: Физкультура и спорт, 1991.-Ч. 2.-Гл. Х1У-ХУ.

7. Приказ Министерства образования РФ, Министерства здравоохранения РФ Государственного комитета РФ по физической культуре и спорту и Российской академии образования от 16.07.02 № 2715/227/166/19 «О совершенствовании процесса физического воспитания в образовательных учреждениях Российской Федерации». — 6 с.

8. Селуянов В. Н. Научные и методические основы разработки инновационных спортивных педагогических технологий//Теория и практика физической культуры. — 2003.-№ 5. — С. 9.

9. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. -М.: Народное образование, 1998.-255.

10. Теория и методика физической культуры: Учебник /Под ред. проф. ЮФ Курамшина. — М.: Советский спорт, 2003. -464 с.

11. Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» — М.: Терра-спорт, 1999.

12. Физическая культура студента: Учебник / Под ред. В. И. Ильинича. — М.: Гардарики, 2000. — 448 с.

13. Физическое воспитание: Учебник / Под ред. В. А. Головина, 3 Л Маслякова, А. В. Коробкова и др. — М.: Высш. школа. 1983. — 391 с.

14. Холодов Ж. К., Кузнецов В. С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учебное пособие для спец. вузов. — М.: Академия. 2000. — «л 10–16.

Источник

Adblock
detector