Эссе «Здоровье начинается с детства»
Создание благоприятного эмоционально-психологического климата в процессе обучения и воспитания, использование разнообразных видов здоровьесберегающей деятельности учащихся – важнейшие факторы, направленные на сохранение и повышение резервов здоровья, работоспособности.
Просмотр содержимого документа
«Эссе «Здоровье начинается с детства»»
Эссе «Здоровье начинается с детства»
Здоровье детей – бесценное богатство народа, главная ценность жизни. Это действительно аксиома, не требующая доказательств, ведь именно дети являются будущим любой страны. Руководствуясь именно этим принципом, молодой организм должен формироваться в оптимальных для учёбы, труда и быта условиях. Жизнеспособность человека, словно росток, формируется, развивается и укрепляется в процессе развития и воспитания. Отклонение в здоровье в зрелом и пожилом возрасте формируется именно в детстве и молодости, и часто является нарушением гигиенических норм поведения.
Здоровье наших детей в наших руках. Укрепление здоровья ребенка — это не периодические мероприятия, а идеология воспитания, поведенческая база, которая останется с человеком на всю жизнь. Если мы с раннего детства приучим ненаглядное чадо к активному образу жизни, правильному распорядку дня, будем прививать полезные привычки, причем делать это в ненавязчивой форме, не вызывая внутреннего протеста, то мы позаботимся о дополнительном бонусе для ребенка — здоровье, а этот бонус несомненно поможет добиться больших успехов в любой сфере жизни. Полученные в детстве полезные привычки в дальнейшем вырастут до образа жизни человека. А если маленький человечек привыкнет к неопрятности, неаккуратности, к антигигиеническим условиям жизни, в дальнейшем он не будет уделять этому никакого внимания. Поэтому уже с младенчества мы должны агитировать здоровый образ жизни и самим быть примером для подражания. Таким образом, укрепление и сохранение здоровья детей — одна из главных задач родителей.
Большая роль в воспитании и развитии здорового ребенка отводится и школе. По Уставу Всемирной организации здравоохранения здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия. Школа должна ориентироваться на эти три составляющие. В образовательном учреждении должна быть система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья учащихся. Работа над формированием здорового образа жизни детей должна руководствоваться следующими идеями: получение детьми практических знаний, умений и навыков формирования здорового образа жизни, повышение мотивации сохранения своего здоровья и здоровья окружающих людей, организации системы просветительской работы о здоровом образе жизни.
Не надо забывать о возрастных особенностях учащихся. Образовательная стратегия должна разрабатываться в соответствии с особенностями памяти, мышления, работоспособности, активности и т.д. учащихся данной возрастной группы.
Создание благоприятного эмоционально-психологического климата в процессе обучения и воспитания, использование разнообразных видов здоровьесберегающей деятельности учащихся – важнейшие факторы, направленные на сохранение и повышение резервов здоровья, работоспособности.
В заключении хочется сказать, что наше здоровье в наших руках, только от нас зависит, хотим ли мы быть здоровыми или нет, нужно ли для нас это, или нет. Поэтому и наших детей мы с детства должны мотивировать к здоровому образу жизни, чтобы они стремились к этому. «Научим беречь здоровье с детства!» — пусть эти слова будут девизом жизни каждого из нас.
Источник
Эссе на тему: «Создание условий для формирования здоровье-формирующей культуры личности детей дошкольного возраста»
методическая разработка (средняя группа)
Формирование здорового поколения — это одна из главных задач развития нашей страны. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка — это основа формирования личности. Поэтому задача любого ДОУ — помочь родителям содействовать развитию и сохранению здоровья ребенка, а также благополучию семьи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
esse_zdorove.docx | 25.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение «Детский сад
Эссе на тему: «Создание условий для формирования здоровье-формирующей культуры личности детей дошкольного возраста»
Выполнила: воспитатель Чадная Е.А
МБДОУ «Детский сад № 103 «Теремок»
города Нижнего Новгорода.
г. Нижний Новгород 2018 год.
«Здоровье детей – это главное достижение нации, критерий духовного, политического, социально-экономического развития общества». Под понятием «здоровье» в совершенном цивилизованном обществе подразумевается не только отсутствие болезней и физических дефектов, но полного физического, духовного социального благополучия индивидуума.
Формирование здорового поколения – это одна из главных стратегических задач развития страны. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирование личности.
Исследование показывают, что здоровье человека более чем на 60% зависит от образа жизни. Крупнейший Российский микробиолог, И.И. Мечников считал, что самое главное – это научить человека выбору выбирать полезное для здоровья и отказываться от всего вредного. Опыт работы с дошкольниками показывает, что у детей, не приученных заботится о своем здоровье, неизбежны психологические срывы, им сложнее вникать в реальный мир «взрослой жизни». А ведь ритм и темп нового тысячелетия сталкивает их с возросшей конкуренцией, когда больших успехов в жизни и карьере добиваются более здоровые и образованные сверстники.
Культура здоровья – это очень широкое понятие. Прежде всего, это часть общечеловеческой культуры, позволяющей личности наиболее полно раскрыть свой потенциал. Человек может радостно и созидательно трудиться добиваться успехов в своей деятельности, получать удовлетворение от жизни только тогда, когда он здоров. Таким образом, здоровье – это целостность, состоящая из физического, социально-психического, духовных компонентов.
Функции культуры здоровья в дошкольном возрасте, состоят из трёх основных компонентов:
— осознанного отношения к здоровью и жизни человека;
— знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его;
— валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.
Фундамент здоровья человека закладывается в раннем детстве. Поэтому для воспитания здорового человека, правильного формирования личности большое значение имеют условия его жизни, особенно в период дошкольного детства. Одним самым главным условием является режим дня.
Правильно построенный режим предполагает оптимальное соотношение периодов бодрствования и сна в течение суток, целесообразное чередование различных видов деятельности и отдыха в процессе бодрствования:
1) определенную продолжительность занятий, труда и рациональное сочетание их с отдыхом;
2) регулярное питание;
3) полноценный сон;
4) достаточное пребывание на воздухе.
Дети, которые привыкли к установленному распорядку дня, соответствующему их возрасту, как правило, отличаются дисциплинированностью, умением трудиться, общительностью, уравновешенным поведением, они активны, редко страдают отсутствием аппетита. Все это и является показателем здоровья и правильного развития ребенка. А. С. Макаренко, считал, что режим — это средство воспитания; правильный режим должен отличаться определенностью, точностью и не допускать исключений.
Для реализации здоровье-сберегающего сопровождения ребенка в педагогическом процессе детского сада нужно выполнить целый комплекс следующих условий:
- наличие педагогической диагностики культуры здоровья детей и семьи, реальные условий воспитания культуры здоровья дошкольников;
- создание особой профессионально-творческой обстановки в дошкольном образовательном учреждении, позволяющей воспитателям и специалистам эффективно участвовать в разработке здоровье сберегающего сопровождения;
- включенностью семьи в процесс оздоровления и воспитания культуры здоровья детей, общий ход их развития и воспитания в режиме сопровождения.
Результатом здоровье-сберегающего сопровождения для нас становится здоровый ребенок, он располагается на пике, он вершина деятельности педагогического коллектива образовательного учреждения. Здоровье-сберегающее сопровождение ребенка в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения — это попытка по-новому взглянуть на педагогический процесс современного детского сада, особенности его организации, профессиональную деятельность воспитателей и специалистов дошкольного образования.
Все мероприятия с детьми по данному направлению реализуются в содержании воспитательно-образовательного процесса через такие средства двигательной направленности, как:
- физкультурные занятия, двигательная активность;
- гимнастика (утренняя, оздоровительная после сна, пальчиковая, для глаз);
- режимные моменты (соблюдения режима дня), закаливание;
- подвижные игры.
- свободная физическая деятельность (прогулки, экскурсии);
- спортивные развлечения и досуги;
- динамический час на свежем воздухе.
Наиболее эффективными методами работы с детьми являются – физкультурные занятия и режимные моменты, так как благодаря их неоднократному практическому и действенному воспроизведению они приобретают прочный и более осознанный характер, в повседневных занятиях и игре. Хотелось бы затронуть наиболее эффективные, действенные и доступные методы работы совместные с родителями:
- Дни открытых дверей и совместные спортивные праздники, развлечения:
- «Здоровый образ жизни» (выставки, беседы, консультации)
- «Веселые старты» с детьми других групп;
- «Хочу стать здоровым» — физкультурно-оздоровительный праздник;
- «Мама, папа, я – спортивная семья!» — спортивный праздник.
- Лэпбуки «Моя спортивная семья!», «Я дружу со спортом!»
Ведь задача любого дошкольного образовательного учреждения — помочь родителям содействовать развитию и сохранению здоровья ребенка, благополучию семьи. Детский сад больше знает, а семья – больше чувствует. Поэтому только при объединении совместных усилий родителей и воспитателей объем знаний может быть увеличен, а пытливые дошкольники освоят весь материал не только с нами, но и с большей радостью со своими родителями, которые включены в процесс здоровье-сберегающего сопровождения.
Развитие навыков здорового образа жизни ребенка происходит не самопроизвольно, а в процессе систематического, целенаправленного воспитания и образования, в условиях здоровье-сберегающего сопровождения.
Реализация основ здорового образа жизни, помимо выполнения рационального жизненного распорядка и усвоения детьми правил гигиены, включает и полноценное питание, достаточную двигательную активность в течение дня, необходимый объем гигиенической грамотности в целом. По тому, как ребенок относится к своему здоровью и здоровью окружающих, можно судить о его гигиенической и общей культуре, ценностях и привычках.
Источник
Доклад «Сохранение здоровья детей — важное условие успешной работы современного ДОУ»
Ольга Гончарова
Доклад «Сохранение здоровья детей — важное условие успешной работы современного ДОУ»
«Здоровье — это еще не все, но все остальное без здоровья — ничто…»
Существенное снижение показателей здоровья и темпов развития детей дошкольного возраста ставит перед дошкольными учреждениями задачу, направленную на создание условий, гарантирующих формирование и укрепление здоровья воспитанников. В связи с этим в настоящее время все более востребованными становятся такие педагогические технологии, которые помимо педагогического эффекта предполагают сбережение здоровья детей. Возникшая необходимость применения новых технологий здоровьесбережения, ставит перед педагогом условие работы, при котором он сам работает так, чтобы не навредить здоровью своих воспитанников. Актуальность темы здоровогообраза жизни подтверждают статистические показатели:
• физиологически зрелыми рождаются не более 14% детей;
• 25-35% детей, пришедших в 1 класс школы, имеют физические недостатки или хронические заболевания;
• 90-92% выпускников средних школ находятся в «третьем состоянии», т. е. они еще не знают, что больны;
• Только 8-10% выпускников школ можно считать действительно здоровыми;
• 5% взрослого населения страны хронически больны, а 95% —«находятся в «третьем состоянии».
В силу этих причин проблемы сохранения здоровья взрослых и детей становятся особенно актуальными во всех сферах человеческой деятельности и особенно остро — в образовательной области. Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования -задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровьясубъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.
Здоровьесберегающие технологии влияют на формирование гармоничной, творческой личности и подготовки его к самореализации в жизни с опорой на ценностные ориентиры, такие как здоровье. Именно поэтому данные технологии являются необходимым компонентом деятельности педагога ДОУ. Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей. Главный их признак – использование психолого-педагогических приемов, методов, подходов к решению возникающих проблем.
В процессе воспитательно-образовательной работы педагога возрастает социальная и педагогическая значимость сохранения здоровья детей. Поэтому одна из главнейших задач данной работы – создание такой психолого-педагогической образовательной системы, которая не только сохраняла бы здоровье ребёнка, но и «приумножала» бы его.
Здоровьесберегающая работа предполагает воздействие на личность ребенка в целом. У современных детей дошкольного возраста имеются проблемы с развитием речи, общей и мелкой моторики, дыхания, памяти, внимания, а зачастую и мышления. Соответственно возникает необходимость проведения комплексной оздоровительной работы с детьми,которая включает в себя:
• упражнения на развитие высших психических функций (внимания, памяти, мышления,
• упражнения для профилактики зрения.
Основным направлением здоровьесберегающей деятельности является рациональная организация учебного процесса. Организованная образовательная деятельность в детском саду проводятся в режиме смены динамичных поз, для чего используются мольберты, массажные коврики, разноуровневое пространство в помещениях (подиумы, кубы).
Объем двигательной активности дополняются проведением:
• некоторыми приемами самомассажа (точечный массаж);
Для восстановления силы и снятия эмоционального возбуждения у детей, их успокоения во время занятий проводится мышечная релаксация. Упражнения для релаксации способствуют также расслаблению, снятию напряжения.
Дыхательные упражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха, улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.
Артикуляционная гимнастика – выработка правильных, полноценных движений и определенных положений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные. Главная задача — помогает выработать точность, силу, темп, переключаемость движений.
При появлении утомления, снижения работоспособности, потери интереса и внимания в структуру занятия включается физкультурные минутки. Эта форма двигательной нагрузки является необходимым условием для поддержания высокой работоспособности и сохранению здоровья воспитанников. Основные задачи физкультминутки – снять усталость и напряжение; внести эмоциональный заряд; совершенствовать общую моторику; выработать четкие координированные действия во взаимосвязи с мыслительными операциями.
В процессе проведения физкультминуток, во время которых движения сочетаются со словом, естественно и ненавязчиво воспитывается поведение детей, развивается мышечная активность, корригируются недостатки речи, активизируется имеющийся словарный запас.
Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма.
Систематические упражнения по тренировке пальцев движений пальцев, наряду со стимулирующим влиянием на развитие личности ребенка, является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, влияет на центры развития речи, развивают ручную умелость, помогают снять напряжение. Развивая моторику, мы создаём предпосылки для становления многих психических процессов.
На занятиях используются также игры и упражнения на формирование движений пальцев руки.Игры и упражнения с пальчиками разнообразны:
• пальчиковые игры с мелкими предметами;
• пальчиковые игры со скороговорками;
• пальчиковые игры со стихами;
• самомассаж кистей и пальцев рук с использованием «сухого бассейна»;
Использование подвижных «мобилей» позволяет снимать мышечное напряжение глаз, вызывает эмоциональный подъем, формирует направленное сенсомоторное поведение и познавательную активность.
Сохранению здоровья способствует применение игровой системы. Игровые технологии помогают решать не только проблемы мотивации, развития детей, но и здоровьесбережения, социализации. В игре и через игровое общение у растущего человека проявляется и формируется мировоззрение, потребность воздействовать на мир, адекватно воспринимать происходящее. В игре независимо от сознания ребенка работают различные группы мышц, что благотворно влияет на здоровье.
• сопряженная гимнастика – театр пальчиков и языка;
Применение песочной терапии – также помогает ребенку расслабиться, успокоиться.
Игры с водой – разгружают эмоциональную сферу ребенка. Создают эмоционально – радостный настрой.
Практика показывает, что применение всех перечисленных здоровьесберегающих технологий неизменно приводит к повышению эффективности воспитательно-образовательной работы, сохранению и развитию физического и психического здоровья ребенка.
На своих занятиях я также стараюсь использовать такие здоровьесберегающие технологии, которые способствуют укреплению здоровья детей, вызывают положительный эмоциональный настрой. Ведь дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка.
Таким образом, очень важно, чтобы каждая из рассмотренных технологий имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, пол
Сохранение и укрепление здоровья детей в специализированных группах (из опыта работы) Одно из направлений в работе ДОУ компенсирующего вида — создание оптимальных условий для сохранения, укрепления здоровья детей, оптимизация.
Сохранение психологического здоровья педагогов Цель: снятие психического напряжения, повешение чувства собственной значимости, развитие навыков эффективной коммуникации и взаимодействия.
Сохранение здоровья детей дошкольного возраста в образовательной деятельности педагога детского сада Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствия болезни и физических недостатков.
Доклад на районном методобъединении «Предметно-развивающая среда как условие реализации ФГОС» «Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости.
Доклад по теме «Игра как необходимое условие здоровьесбережения детей» Усилия работников ГБОУ сегодня как никогда направлены на оздоровление ребенка-дошкольника, культивирование здорового образа жизни. Одним.
Информационная карта проекта «Сохранение и укрепление физического здоровья детей» Информационная карта реализуемого проекта группы №12 Полное название проекта Проект «Сохранение и укрепление физического здоровья детей.
«Сохранение и укрепление здоровья детей с туберкулезной интоксикацией». Консультация для родителей Сохранение и укрепление здоровья детей с туберкулезной интоксикацией. Воспитатель: Федосеева Е. Л. Дошкольный возраст является.
Консультация для воспитателей «Взаимодействие с родителями как условие успешной социализации ребенка.» Консультация для воспитателей «Взаимодействие с родителями как условие успешной социализации ребенка.» От того, как прошло детство, кто.
Кружковая работа. Детские творческие объединения как условие успешной социализации дошкольников Детские творческие объединения как условие успешной социализации дошкольников Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного.
Тематический педсовет «Сюжетно-ролевая игра как условие успешной социализации ребенка-дошкольника» Дошкольное детство — возрастной этап в решающей степени определяющий дальнейшее развитие человека. Л. И. Божович, Г. М. Бреслав, К. Бюлер,.
Источник