Причины, влияющие на здоровье учащихся
статья по зож на тему
Здоровье человека является высшей ценностью, основой жизни и благополучия человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prichiny_vliyayushchie_na_zdorove_uchashchihsya.docx | 18.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Причины, влияющие на здоровье учащихся
Здоровье человека является высшей ценностью, основой жизни и благополучия человека. Формирование здорового образа жизни важно для подрастающего поколения. Сегодня здоровье детей вызывает серьезную тревогу врачей, учителей, родителей и поэтому очень много удаляется внимания сохранению здоровья школьников. И это не случайно, т.к. на сегодняшний день прослеживается тенденция ухудшения физического состояния детей по сравнению с их сверстниками предыдущих поколений.
Заботу о здоровье детей называют приоритетным направлением деятельности на уровне государства, поскольку лишь здоровые дети смогут полученные знания использовать в своей трудовой деятельности. Поэтому сохранение здоровья в образовательном процессе можно рассматривать как государственную, общественную и личностную ценность.
Задача повышения качества образования, поставленная в Федеральной целевой программе развития образования, связана с решением проблемы охраны и укрепления здоровья обучающихся: «Работа по сохранению и укреплению здоровья детей приобретает особую актуальность и предполагает внедрение здоровьесберегающих форм и технологий в педагогический процесс».
В Концепции модернизации Российского образования отмечено: «. необходимо провести оптимизацию учебной, психологической и физической нагрузки учащихся и создать в общеобразовательных учреждениях условия для сохранения и укрепления здоровья обучающихся».
В федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» (Статья 2)
говорится, что «государственная политика в области образования основывается на следующих принципах: гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека. ».
Статья 51 «Охрана здоровья обучающихся и воспитанников» «Образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников», а также «ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом данного образовательного учреждения».
Федеральные государственные образовательные стандарты начального, основного и среднего общего образования выдвинули формирование ценностей здоровья и безопасного образа жизни, духовно-нравственного здоровья, экологической культуры обучающихся в ряд современных приоритетов образовательной деятельности школы.
Рассмотрим, что же содержат Федеральные государственные образовательные стандарты в решение проблемы сохранения здоровья, формирования здорового образа жизни учащихся?
1. Это новые идеи образования, которые заключаются в том, что осуществляется переход от успешности школы к успехам ребенка, развивающегося как личность.
2. Это обязательное наличие программы формирования здорового и безопасного образа жизни у школьников разных ступеней обучения.
3. В документе обозначены направления деятельности учителя и школы по формированию здорового и безопасного образа жизни школьников.
Исходя из логики новых стандартов, следует ожидать, что с их введением образование должно стать здоровьесберегающим.
При этом нужно помнить, что в течение 11 лет жизни дети проводят 70% своего времени в школе. Выявим факторы риска, связанные с учебным процессом и их влияние на здоровье учащихся.
«Исследования Института возрастной физиологии России позволяют ранжировать школьные факторы риска по убыванию значимости и силы влияния на здоровье учащихся:
1. Интенсификация учебного процесса.
2. Несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников.
3. Несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса.
4. Функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья учащихся.
5. Недостаточность существующей системы физического воспитания.
6. Стрессовая учебная деятельность.
7. Отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.
8. Частичное разрушение служб школьного медицинского контроля.
9. Недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей».
В настоящее время организация образовательного процесса перестала соответствовать функциональным возможностям ребенка. В последние годы в школах в образовательный процесс стали внедрять интенсивный метод обучения.
Согласно энциклопедическому определению слово «интенсивный» определяется как напряженный, усиленный, дающий высокую результативность. Интенсификация образовательного процесса означает усиление, увеличение напряженности детей.
К интенсификации процесса обучения относится увеличение количества учебных часов или реальное уменьшение количества учебных часов при сохранении или увеличении объема учебного материала, что приводит к увеличению объёма домашнего задания, а также к перегрузкам и утомлению.
И, несмотря на то, что при интенсивном обучении используются наиболее важные достижения психологии и педагогики, чаще всего это приводит к нарушению максимально допустимой нагрузки для учащихся. Например, в соответствии с нормативными требованиями, первоклассникам запрещается давать домашние задания, а санитарные правила устанавливают время необходимое для выполнения домашних заданий всем учащимся со второго по одиннадцатый класс.
Очень часто школа нарушает эти требования и отнимает все свободное время. У школьников нет возможности нормально отдыхать, гулять, общаться с друзьями, что приводит к синдрому хронической усталости. Ухудшение здоровья детей в школе связано с перегрузкой нервной системы из-за нехватки времени. Очевидно, что чрезмерные интеллектуальные нагрузки вредны для здоровья детей.
Не менее важная причина, ведущая к снижению здоровья – это гиподинамия. Врачи отмечают дефицит активности у детей школьного возраста. Школьники находятся без движения почти половину суток. В школе преобладают малоподвижные занятия: в учебном плане недостаточно предметов, связанных с движениями, со сменой формы организации урока. В результате у учащихся появляются такие проблемы со здоровьем, как лишний вес, изменение осанки, снижение иммунитета.
Л.С. Выготский считает, что крайне необходимое условие здоровьесбережения — это творческий характер образовательного процесса. «Включение ребёнка в творческий процесс не только природосообразно, служит реализацией той поисковой активности, от которой зависит развитие человека, его адаптационный потенциал, способствует достижению цели работы школы — развитию личности учащегося, но и снижает вероятность наступления утомления. Цепочка взаимосвязи здесь простая: обучение без творческого заряда — неинтересно, а значит, в той или иной степени, является насилием над собой и другими. Насилие же разрушительно для здоровья, как через формирование усталости, так и само по себе».
Еще один важный для здоровьесбережения аспект — это вопрос рациональной организации урока. От правильной организации урока во многом зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное нарушение утомления.
Всемирная организация здравоохранения все перечисленные выше факторы делит на 3 категории:
— неизбежные факторы, с которыми необходимо считаться, но нет способа изменить,
— корректируемые факторы, действие которых можно в некоторых случаях регулировать,
— устранимые факторы – негативное действие которых, можно снизить, нейтрализовать, исключить.
Смысл использования здоровьесберегающей технологии состоит в том, чтобы можно было учитывать неизбежные факторы, ослаблять воздействие корректируемых факторов и избавляться от устранимых факторов.
1. Электронный ресурс Министерства образования и науки. сайт http://standart.edu.ru/ .
2. ВОЗ | Всемирная организация здравоохранения who.int›ru/
3. Выготский Л.С. Педагогическая психология. Ред. В.В.Давыдова.М. Педагогика, 1991.
4. «Федеральный Государственный Образовательный Стандарт», утвержден приказом от 17 декабря 2010 года Министерства образования и науки РФ. сайт http://standart.edu.ru/ .
5.В. Даль Толковый словарь живого великорусского языка. www.classes.ru/. /russian-dictionary-Dal-term-24131.htm
6. Митина Е.П. «Здоровьесберегающие технологии сегодня и завтра».М. 2006.
7.Селевко П.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998.
8.Шевченко ЛЛ. «От охраны здоровья к успеху в учебе». М. 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Здоровый ребенок-это оптимальный уровень физического,психического,интеллектуального развития для каждого возраста.Это способность к адаптации и адаптированию,способность сопротивляться и приспос.
Здоровый ребенок-это оптимальный уровень физического ,психического,интеллектуального развития каждого возраста.Это способность к адаптации и адаптированию,способность сопротивляться и приспосабливатьс.
Использование игр в обучении младших школьников.
Цель: обсудить проблемы воспитания в семье трудного ребёнка.Задачи:- Познакомить родителей с причинами, которые приводят к плохому поведению детей.- Развивать умения поиска выхода в сложных ситу.
Причины нарушений чтения у учащихся начальных классов коррекционных школ VIII вида.
Школьные годы — очень важный период в жизни ребенка. При поступлении в школу изменяется не только среда, но и образ жизни ребенка, что ведет к переутомлениям, физическим нагрузкам.
В данной статье рассказывается о игровых ситуациях, влияющих на мотивацию учащихся в начальной школе.
Источник
Причины низкого уровня здоровья школьника
По данным официальной статистики в Российской Федерации показатели заболеваемости детей ежегодно возрастают на 4-5 %. От сорока до шестидесяти процентов детей имеют хронические заболевания, к моменту выпуска из школы число таких подростков прогрессивно увеличивается [1].
Формирование здоровья зависит от влияния ряда экзо- и эндогенных факторов [2]. Экспертами всемирной организации здравоохранения эти факторы были объединены в группы: здравоохранение; биологические свойства организма; состояние окружающей среды; социально-экономические условия и образ жизни.
Каждая группа факторов вносит определенный вклад в формирование здоровья [3]. Максимальная значимость отмечается для фактора «образ жизни и социально-экономические условия» — 49-53 %. Для фактора «биологические свойства организма» значимость составляет 18-22 %, «состояние окружающей среды» — 17-20 %, для фактора «здравоохранение» — 8-10 %.
На наш взгляд, среди факторов, оказывающих влияние на здоровье населения, наиболее значимыми являются биологические свойства организма и социально-экономические условия, и образ жизни. К негативно влияющим факторам связанными с образом жизни и социально-экономическими условиями следует отнести: курение, употребление алкоголя и наркотиков, несбалансированное питание, гиподинамию и прочие [6, 8].
Влияние данных факторов на возникновение заболеваний у взрослого населения является доказанным, а вот влияние их на здоровье детского организма требует более детального изучения и представляет актуальность данного исследования.
Здоровье ребёнка формируется под влиянием многих факторов, в том числе таких, как условия воспитания, обучения, отдыха в образовательных учреждениях, где дети проводят большую часть своей жизни. Непосредственное влияние на формирование здоровья детей оказывают факторы внутришкольной среды, вклад которых составляет 21-27 % [7]. Поэтому, на наш взгляд, необходимо более детальное изучение факторов внутришкольной среды и их влияния на формирование здоровья молодого поколения.
Прослеживается прямая связь между санитарно-техническим состоянием общеобразовательных учреждений, соблюдением санитарных норм и гигиенических нормативов, организацией образовательного процесса, питания и состоянием здоровья учащихся. Оценивая санитарно-гигиеническое состояние объектов, следует отметить устойчивую тенденцию улучшения материально-технической базы детских учреждений и факторов внутришкольной среды [5,7].
Причинами ухудшения здоровья школьников являются несоответствие условий обучения существующим гигиеническим требованиям, интенсификация процесса обучения и большие перегрузки, особенно на фоне ухудшения социально-экологической обстановки [6].
По данным ряда исследований отмечается сокращение уровня физической активности детей и подростков, что является следствием компьютеризации и технической оснащенности. Эти и другие проблемы подтверждают актуальность предпринятого нами исследования.
Цель данного исследования — изучение влияния различных факторов на формирование здоровья сельских и городских школьников.
Наше исследование проводилось среди учащихся сельских и городских общеобразовательных учреждений г. Ишима и Ишимского района. В рамках проводимого комплексного изучения детских коллективов нами произведено обследование 1085 школьников.
Состояние здоровья оценивали комплексно по показателям заболеваемости, наличию хронической патологии, уровню гармоничности физического и нервно-психического здоровья.
По методике Р.М. Баевского изучался адаптационный потенциал системы кровообращения на основе индекса функциональных изменений. По значению индекса функциональных изменений предложены группы: удовлетворительная адаптация; напряжение механизмов адаптации; неудовлетворительная адаптация; срыв адаптации.
Статистическая обработка результатов производилась с использованием пакета программ «Statistica 6,0».
Для повышения объективности результатов исследования сравнительный анализ проводился в четырех учебных заведениях, два из которых расположены в сельской местности (Карасульская СОШ и Новолоктинская СОШ) и два в г. Ишиме (общеобразовательная школа № 1 и общеобразовательный лицей). Во всех образовательных учреждениях группы были сопоставимы по возрасту, полу. Сравнивались адаптационный потенциал системы кровообращения путем расчета индекса функциональных изменений и состояние здоровья учащихся городских и сельских образовательных учреждений.
Обследованные общеобразовательные учреждения различались организацией и условиями образовательного процесса. В городском лицее обучение строилось по инновационному принципу, учебные планы составлены по различным профилям с углубленным изучением предметов. В городской СОШ № 1 обучение проводилось в традиционной форме, среди всех учебных заведений, только в данной школе, ученики обучаются в две смены. Обучение в Новолоктинской сельской школе было организовано в традиционной форме. В Карасульской сельской СОШ были созданы наиболее благоприятные условия здоровьесберегающей среды: наличие бассейна, тренажерного зала, спортивного зала и стадиона.
Для оценки состояния внутришкольной среды (микроклимата, инсоляции, освещенности, акустического режима) были взяты лабораторные исследования, проводимые в школах санитарно-эпидемиологическими учреждениями.
Основные характеристики школьных зданий в городе и на селе примерно одинаковы. Здание МАОУ СОШ № 1 г. Ишима расположено на центральной улице города К. Маркса с регулярным движением автотранспорта. В городской школе № 1 отмечается нехватка помещений для организации занятий — что является одним из факторов, приводящих к возникновению второй смены.
Как показывает анализ данных, ряд требований к воздушно-тепловому режиму в учебных учреждениях нарушается. Это касается относительной влажности воздуха, не соблюдаются требования к проветриванию учебных помещений, не всегда осуществляется сквозное проветривание учебных помещений.
Ежедневная двигательная активность обучающихся составляет менее двух часов, за исключением Карасульской СОШ.
Среди причин прогрессирующего роста заболеваемости школьников наиболее часто указываются неблагоприятные условия внутришкольной среды: несоблюдение санитарно-гигиенических требований, нерациональная организация образовательного процесса, высокие умственные и психологические нагрузки. Нами была проанализирована структура заболеваемости городских и сельских школьников (табл. 1). Нарушения осанки среди обследованного контингента учащихся наиболее часто встречались у учеников Ново-Локтинской СОШ (16,75 %). В структуре патологии опорно-двигательного аппарата современных школьников ведущие места занимают нарушения осанки и сколиотические деформации позвоночника.
Структура хронической заболеваемости городских и сельских школьников
Заболевания глаза и его придаточного аппарата
Наиболее часто (5,64 %) сколиоз встречался среди учащихся общеобразовательного лицея. Наименее распространенным сколиоз был среди учеников 1-й городской школы. Значительное распространение данного заболевания может быть обусловлено несоответствием школьной мебели росту учащихся.
Во всех школах отмечена высокая патология органа зрения, а именно — снижения зрения (19,7 ± 5,26 %). Наиболее часто снижение остроты зрения отмечалось среди учеников общеобразовательного лицея (33,23 %), а реже всего встречалось среди школьников сельских образовательных учреждений. Одной из основных причин данного факта является более высокая степень обеспечения техническим оборудованием (компьютеры, планшеты и т.п.) школьников городских школ, причем как в школьной среде, так и в домашних условиях. На наш взгляд, городские школьники гораздо больше времени проводят за компьютером.
Нами было проведено распределение обследованного контингента школьников по группам здоровья (табл. 2). Более половины детей школьного возраста имеют отклонения в состоянии здоровья, вне зависимости от места проживания.
Группы здоровья городских и сельских школьников (%)
К первой группе здоровья среди школьников Ишимского района были отнесены примерно 10 % учеников. В МАОУ СОШ № 1 г. Ишима дети, отнесенные к первой группе здоровья, составили 18,74 %, в общеобразовательном лицее — 14,10 %. Большинство обследованных городских и сельских школьников были отнесены ко второй группе здоровья. Среди школьников Ишимского района процент детей, отнесенных ко второй группе здоровья, в Карасульской СОШ составил 89,08 %, а в Ново-Локтинской — 80,74 %.
Среди учеников городских школ процент детей, отнесенных ко второй группе здоровья, значительно ниже. В МАОУ СОШ № 1 г. Ишима — 71,8 %, в общеобразовательном лицее — 63,64 %.
Наибольшее количество детей и подростков, отнесенных к третьей группе здоровья, было выявлено в общеобразовательном лицее г. Ишима — 20,69 % учеников. Среди учащихся 1-й школы г. Ишима процент детей, отнесенных к данной группе здоровья, несколько ниже, и составил 9,27 %.
Наименьшее количество детей третьей группы здоровья было зарегистрировано в Карасульской школе — 1,06 %. Вероятно, это связано с тем, что в последние годы в данной школе создаются условия для организации здоровьесберегающей деятельности школы. В 2007 году введен в эксплуатацию спортивно-оздоровительный комплекс с бассейном, и учащиеся Карасульской школы получили возможность для занятий различными видами спорта, в т.ч. и плаванием. Дети и подростки, отнесенные к четвертой группе здоровья, составили в Ново-Локтинской — 0,62 %, а в Карасульской — 0,35 %.
В городских школах, по сравнению с сельскими, процент детей, отнесенных к 4 группе здоровья несколько ниже — в МАОУ СОШ № 1 г. Ишима — 0,19 %. В общеобразовательном лицее 1,57 % обследованных школьников были отнесены к пятой группе здоровья.
На наш взгляд, ухудшение состояния здоровья школьников в общеобразовательном лицее объясняется возможной перегруженностью программы обучения, отсутствием спортивного зала.
Таким образом, большинство обследованных учащихся были отнесены ко второй группе здоровья. По сравнению с сельскими школьниками, среди учащихся г. Ишима чаще встречались ученики, отнесенные к третьей группе здоровья. Среди сельских учеников, по сравнению, с городскими,большешкольников второй группы здоровья (более 80%).Наибольшее количество детей с III группой здоровья отмечается в лицее.
При оценке адаптированности к условиям учебной среды исследовался адаптационный потенциал системы кровообращения путем расчета индекса функциональных изменений [8].На основе градации индекса функциональных изменений (ИФИ), нами проведено распределение городских и сельских школьников на группы по уровню адаптации к учебной нагрузке.
По результатам исследования от 40 до 56 % городских и сельских школьников характеризовались удовлетворительной адаптацией. Наиболее высокими показателями удовлетворительной адаптации, независимо от пола и возраста, характеризовались сельские школьники Карасульской СОШ. Самый низкий процент удовлетворительной адаптации был отмечен среди школьников городской школы № 1. Процент учеников с напряженной адаптацией среди городских и сельских школьников изменялся от 27 до 39 %. Наибольший процент школьников с неудовлетворительной адаптацией был выявлен среди учеников городской школы № 1 (27,33±2,77 %), несколько ниже процент детей с неудовлетворительной адаптацией в общеобразовательном лицее и Новолоктинской сельской школе (22-25 %). Минимальное количество учеников с неудовлетворительной адаптацией было нами отмечено в Карасульской сельской школе (10-15 %). Срыв адаптации встречался только среди учащихся городских школ и Новолоктинской сельской школы у девушек и юношей 15 летнего возраста. Ни в одной возрастной группе карасульских сельских школьников срывов процесса адаптации выявлено не было.
Достоверных половых различий по распределению по уровню адаптации не выявлено, за исключением срыва механизмов адаптации. В возрасте 15 лет процент юношей со срывом механизма адаптации в 2 раза превосходит их сверстниц. С возрастом, как у юношей, так и у девушек, отмечается снижение процента учеников с удовлетворительной адаптацией, за исключением школьников Карасульской СОШ. Сравнивая показатели индекса функциональных изменений у учеников городских и сельских школ, можно констатировать, что наиболее благоприятно адаптация к условиям учебной среды протекает в Карасульской СОШ.
Выводы
- Условия обучения в обследованных школах вносят существенный вклад в формирование здоровья учащихся. Состояние здоровья обследованных школьников также определяется типом учебного заведения. Школьники, обучающиеся в общеобразовательном лицее, характеризуются прогрессивным снижением показателей здоровья.
- На здоровье городских и сельских школьников оказывают влияние факторы внутришкольной среды и образа жизни. В структуре хронической заболеваемости школьников на первом месте находятся заболевания глаза и его придаточного аппарата, на втором — нарушение осанки, на третьем — сколиоз. Заболевания глаза и сколиоз наиболее распространены среди учащихся лицея, а нарушения осанки в сельской Новолоктинской школе.
- Наибольший процент школьников с неудовлетворительной адаптацией был выявлен среди учеников городской школы № 1, несколько ниже процент детей с неудовлетворительной адаптацией в общеобразовательном лицее и Новолоктинской сельской школе. Минимальное количество учеников с неудовлетворительной адаптацией было нами отмечено в Карасульской сельской школе. Ни в одной возрастной группе карасульских сельских школьников срывов процесса адаптации выявлено не было.
Полученные результаты позволят сельским и городским учебным заведениям определить корректирующие направления деятельности по сохранению и укреплению здоровья учеников.
Рецензенты:
Соловьев В.С., д.м.н., профессор, зав. кафедрой анатомии и физиологии человека и животных ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный университет», г. Тюмень.
Лихачев С.Ф., д.б.н., профессор, декан факультета экологии ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный университет», г. Челябинск.
Источник