Меню

Причины недостатка витаминов у школьников

Роль витаминов в питании школьников

Рациональное питание детей и подростков определяет их полноценное развитие и здоровье в будущем. Особая роль в этом принадлежит витаминам.

Витамины являются незаменимыми (эссенциальными) пищевыми веществами. Их название переводится с латинского как «амины, необходимые для жизни», или просто «амины жизни». Витамины — группы разнородных по химической природе веществ, не синтезируемых или синтезируемых в недостаточных количествах в организме, но необходимых для нормального осуществления обмена веществ, роста, развития организма и поддержания здоровья. Витамины поступают главным образом вместе с пищей, поэтому питание школьников должно быть достаточным, полноценным и содержать все пищевые вещества в необходимом количестве и легкоусвояемой форме. Витамины участвуют в разнообразных биохимических реакциях, оказывают регулирующее влияние на обмен веществ и тем самым обеспечивают нормальное течение практически всех биохимических и физиологических процессов в организме. Их делят на: водорастворимые и жирорастворимые. К водорастворимым витаминам относятся: витамины С, Р, РР и витамины группы В: В1, В2, В6, В9, В12. К жирорастворимым относятся витамины: А, Е, D и К.

Витамин В1 (тиамин) — водорастворимый витамин, требующий ежедневного восполнения. Известен, как витамин «бодрости духа». Потребность его возрастает во время болезни, стресса, операций.

Функции: способствует росту, улучшает пищеварение, особенно переваривание углеводов, нормализует работу нервной системы, мышц и сердца. Лучше всего работает в сочетании с другими витаминами группы В. Легко разрушается при тепловой обработке.

Продукты с наибольшим содержанием витамина В1: говядина, свинина нежирная, печень, почки, крупы (овсяная, гречневая, пшенная), хлеб ржаной, бобовые, горошек зеленый, молоко коровье, творог, макаронные изделия, яйцо куриное желток, картофель, горбуша, морская капуста, апельсин.

Витамин В2 (рибофлавин) — водорастворимый витамин, требующий ежедневного восполнения.

Функции: способствует росту, сохраняет здоровой кожу, волосы, ногти, улучшает зрение, уменьшает утомляемость глаз, участвует в обмене белков, жиров и углеводов. Не разрушается под воздействием тепла и кислот.

Продукты с наибольшим содержанием витамина В2: печень, почки, творог, сыр, шиповник, молоко коровье, бобовые, зеленый горошек, мясо, крупы (гречневая, овсяная), хлеб из муки грубого помола, яйцо куриное, картофель, морская капуста.

Витамин В6 (пиридоксин) — водорастворимый витамин, требующий ежедневного восполнения. Необходим для усвоения витамина В12.
Функции: способствует усвоению белков и жиров. Разрушается от тепловой обработки.

Продукты с наибольшим содержанием витамина В6: печень, почки, птица, мясо, рыба, бобовые, крупы (гречневая, пшенная, ячневая), перец, картофель, хлеб из муки грубого помола, гранат.

Витамин В12 (цианкобаламин) – единственный водорастворимый витамин, который содержит незаменимые минеральные элементы.

Фолиевая кислота (витамин B9) — водорастворимый витамин, необходимый для роста и развития кровеносной и иммунной систем.

Функции витамина В12 и фолиевой кислоты: формируют и восстанавливают эритроциты, предотвращая анемию, у детей способствуют росту и улучшению аппетита, поддерживают нервную систему в здоровом состоянии, снижают раздражительность, улучшают память, концентрацию.

Продукты с наибольшим содержанием витамина В12 и фолиевой кислоты: печень, почки, мясо, рыба, молоко коровье, творог, яйцо куриное, бобовые, хлеб ржаной, зелень (петрушка, шпинат, салат, лук и др).

Витамин D, D2, D3 (кальциферол, эргокальциферол, эргостерол) -жирорастворимый «витамин солнца». Ультрафиолетовые лучи, взаимодействуя с кожей, способствуют образованию этого витамина. После образования загара, выработка витамина D через кожу прекращается.

Функции: помогает утилизировать кальций и фосфор, оказывает специфическое противорахитическое действие, при совместном приеме с витаминами А и С помогает в профилактике простудных заболеваний.

Продукты с наибольшим содержанием витамина D: печень трески, рыба, рыбий жир, печень, яйцо куриное, сливочное масло, молоко коровье.

Витамин А (каротин, ретинол) — существует в двух формах: готовая форма — ретинол, и провитамин — каротин.

Функции: предотвращение куриной слепоты, повышение сопротивляемости инфекциям органов дыхания, сокращение длительности заболеваний, поддержание кожи, волос и ногтей в здоровом состоянии и улучшение роста последних.

Продукты с наибольшим содержанием витамина А и каротина: печень трески, печень, сливочное масло, молочные продукты, рыба, яйцо куриное, горошек зеленый, морская капуста, апельсины, картофель, чай зеленый.

Витамин Е (токоферол). Разрушается при тепловой обработке, при использовании хлорированной воды. Селен усиливает действие этого витамина.

Функции: увеличивая снабжение организма кислородом, способствует увеличению выносливости, совместно с витамином А защищает легкие от загрязненного воздуха, снижает утомляемость, поддерживает кожу в здоровом состоянии. Активный антиоксидант, усиливает активность витамина А.

Продукты с наибольшим содержанием витамина Е: растительные масла, крупы, хлеб, орехи, молоко коровье, творог, говядина, макаронные изделия, горошек зеленый, картофель, апельсины.

Витамин С (аскорбиновая кислота) — водорастворимый витамин, который не может синтезироваться в организме человека. Для увеличения эффективности его следует принимать вместе с биофлавоноидами, кальцием и магнием.

Функции: способствует заживлению ран, кровоточащих десен, укрепляет иммунную систему, уменьшает вероятность тромбообразования, помогает в лечение простудных заболеваний, уменьшает эффекты воздействия различных аллергенов. Играет основную роль в образовании коллагена, который важен для роста и восстановления клеток тканей организма, десен, кровеносных сосудов, костей, зубов и в особенности для состояния кожи.

Продукты с наибольшим содержанием витамина С в растительных продуктах: шиповник, перец сладкий, черная смородина, облепиха, земляника, цитрусовые, киви, капуста, зеленый горошек, зеленый лук, картофель, апельсины.

Витамин Р (биофлавоноиды, рутин) – фактор проницаемости кровеносных сосудов. Необходим для лучшего усвоения витамина С.

Функции: предохраняет витамин С от окисления и разрушения, укрепляет стенки капилляров, способствует повышению устойчивости к инфекциям.

Продукты с наибольшим содержанием витамина Р в растительных продуктах: яблоко, абрикос, персик, слива, манго, цитрусовые, смородина, клубника, черника, голубика, вишня, шиповник, брусника, клюква, облепиха, виноград, лук, капуста белокочанная, брокколи, сладкий перец, сельдерей, кориандр, петрушка, зеленый салат, томаты, редис, репа, ревень, щавель, морковь, свекла, чай зеленый и черный.

Снижению содержания витаминов в продуктах способствуют хранение, транспортировка и процесс приготовления пищи. Витаминная недостаточность может быть обусловлена также нарушением усвоения витаминов организмом из-за различных заболеваний желудочно-кишечного тракта, обменных нарушений. Повышенная потребность в витаминах при целом ряде состояний, когда организму требуется больше витаминов, чем обычно. К таким состояниям относятся: период интенсивного роста и развития у ребенка, интенсивная физическая нагрузка (как у спортсменов при подготовке к соревнованиям), интенсивная нервно-психическая нагрузка (как, например, подготовка к экзаменам), инфекционные заболевания и интоксикация. Все это ведет к тому, что практически не обнаруживается детей, обеспеченных всеми витаминами. У многих наблюдается сочетанный дефицит трех и более витаминов, т.е. полигиповитаминозные состояния независимо от возраста, времени года и места проживания. Таким образом, недостаточное потребление витаминов является массовым и постоянно действующим фактором, оказывающим отрицательное воздействие на здоровье и развитие детей.

Читайте также:  Какие можно пить витамины для роста груди

В связи с этим в последние годы во всем мире и в нашей стране проводится большая работа по разработке целой системы мероприятий, направленных на профилактику витаминной недостаточности. Профилактика витаминной недостаточности базируется на следующих правилах:

— рациональное построение рациона, включение в него всех групп продуктов;

— рациональная кулинарная обработка продуктов;

— дополнительное снабжение детей и подростков витаминами.

Сейчас все большее распространение находят продукты, в которые добавляют специальные витаминно-минеральные смеси (премиксы) — витаминизированные хлебобулочные, кондитерские, молочные изделия. Витаминные комплексы могут добавляться и в готовую пищу.

Обнаружение полигиповитаминозных состояний диктует необходимость дополнительной витаминизации. Поэтому, по назначению врача, целесообразен прием поливитаминных комплексов. Одновременное поступление витаминов более физиологично, их сочетание более эффективно по сравнению с раздельным или изолированным назначением каждого из них. В настоящее время известно большое количество отечественных и зарубежных поливитаминных комплексов, предназначенных для детей разного возраста.

В детских образовательных и оздоровительных организациях, при отсутствии в рационе питания витаминизированных продуктов и напитков, проводиться искусственная «С- витаминизация» третьих блюд.

Управлением Роспотребнадзора по Тульской области осуществляется контроль за организацией питания в образовательных и оздоровительных организациях области. При проведении плановых и внеплановых проверок привлекаются специалисты ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Тульской области» для проведения отбора проб готовых блюд с целью объективной оценки качества питания.

В 2016 году на базе аккредитованного испытательного лабораторного центра ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Тульской области» и филиалов проведено более 340 лабораторных исследований проб готовых блюд на вложение витамина «С», удельный вес неудовлетворительных образцов составил около 2,5% (в 2015г. – около 1,6%).

При получении неудовлетворительных результатов лабораторных исследований информация направляется в Управлением Роспотребнадзора для своевременного принятия административных мер.

В соответствии с государственным заданием на базе аккредитованного испытательного лабораторного центра ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Тульской области» и филиалов будут продолжены лабораторные исследования готовых блюд в образовательных организациях области.

Источник

Витаминно-минеральная недостаточность у детей: соматические и психоневрологические аспекты проблемы

Проблема дефицита витаминов и/или минеральных веществ у детей не утрачивает своей актуальности до настоящего времени. Именно витамины и минеральные вещества относятся к так называемым микронутриентам, обеспечивающим в человеческом организме множество физи

Проблема дефицита витаминов и/или минеральных веществ у детей не утрачивает своей актуальности до настоящего времени. Именно витамины и минеральные вещества относятся к так называемым микронутриентам, обеспечивающим в человеческом организме множество физиологических функций, сопряженных с деятельностью нервной, эндокринной, иммунной и других систем. Это обстоятельство объясняет интерес к витаминно-минеральной недостаточности врачей различных педиатрических специальностей: детских неврологов, гастроэнтерологов, диетологов, аллергологов, иммунологов, кардиологов, эндокринологов и др.

Общеизвестно, что вышеперечисленные микронутриенты необходимы для нормального роста и развития детей. Дефицит витаминов и/или минеральных элементов может приводить к развитию специфических болезней (гиповитаминозы и минералодефицитные состояния — дисэлементозы). Большинство этих патологических состояний давно описаны в доступной медицинской литературе [1–5]. Врачам хорошо известны такие гиповитаминозы, как макроцитарная (пернициозная) гиперхромная анемия (дефицит витамина В12 — цианокобаламина), геморрагическая болезнь новорожденных (дефицит витамина К — менадиона), рахит (дефицит витамина D — кальциферола) и многие другие варианты витаминной недостаточности [1–5]. Детским неврологам и неонатологам также знакомо состояние, получившее название «пиридоксин-зависимых судорог» (пароксизмы, вызванные потребностью в витамине В6). Основные клинические проявления при недостаточности минеральных веществ в различные периоды детства также описаны в литературе [1, 4, 5].

К сожалению, приходится признать, что обеспечение поступления в организм всех микронутриентов с пищей остается малодостижимой перспективой. Поэтому необходимые детям витамины и минеральные вещества следует дотировать. Это положение, считавшееся в прошлом дискутабельным, сегодня уже является аксиомой.

Витамины и минералы — важнейшие микронутриенты. Помимо так называемых макронутриентов (белки, жиры и углеводы), для полноценной работы организма необходимы и микронутриенты, к которым относятся витамины и минеральные вещества. Последние в отличие от макронутриентов не обеспечивают поступление пищевой энергии, но обладают целым рядом иных полезных свойств. Так, D. Benton указывает, что обеспеченность микронутриентами необходима для нормального уровня интеллектуального развития у детей [6].

Существуют и другие «непитательные» функции микронутриентов. Так, например, витамин D является гормоноподобным веществом и обладает доказанным иммуномодуляторным действием, а физиологические функции Са настолько многочисленны и связаны со столь многими системами организма (нервной, костной, мышечной, сердечно-сосудистой, пищеварительной, эндокринной, ферментной, свертывающей, иммунной и др.), что не возникает никаких сомнений относительно эссенциальности последнего макроэлемента.

Витамины. Все витамины (жирорастворимые: А — ретинол, Е — токоферол, D — кальциферол, K — менадион, водорастворимые: B1 — тиамин, В2 — рибофлавин, РР или B3 — никотиновая кислота/никотинамид, B5 — пантотеновая кислота, B6 — пиридоксин, B12 — цианокобаламин, B9 — фолиевая кислота, С — аскорбиновая кислота, биотин — витамин Н) постоянно выполняют в организме конкретные, присущие только им функции. Гиповитаминозы и витаминодефицитные состояния — это специфические проявления недостаточного поступления витаминов в человеческий организм [1, 3, 4, 7, 8].

Детский организм является особенно чувствительным к дефициту витаминов. Помимо изолированных и клинически манифестных гиповитаминозов (цинга, болезнь бери-бери, пеллагра и др.), которые хорошо известны детским врачам, в педиатрической практике нередко встречаются случаи сочетанной витаминной недостаточности, которые проявляются менее специфично. В частности, признаками сезонных поливитаминодефицитных состояний можно считать следующие: повышенная утомляемость или возбудимость, плаксивость, снижение аппетита, нарушения сна и т. д. В ряде случаев признаками сочетанного витаминного дефицита служат снижение в крови уровня гемоглобина, различные изменения слизистых оболочек и кожных покровов, частичное снижение остроты зрения, нарушения нормального функционирования желудочно-кишечного тракта (запоры и т. п.) [7, 8].

Читайте также:  Комплекс витаминов для поднятия настроения

Для терапевтического воздействия на ключевые звенья метаболизма обязательным является использование комплекса витаминов группы В.

Известно, что тиамин (витамин В1), никотинамид (витамин РР), рибофлавин (витамин В2), пиридоксин (витамин В6) участвуют в метаболизме аминокислот, углеводов, жиров, в синтезе РНК/ДНК, гемоглобина, ацетилхолина, нейротрансмиттеров, обеспечивают функционирование окислительно-восстановительных реакций.

Пантотеновая кислота (В5) необходима для синтеза гормонов, желчных кислот, холистерола, для поддержания нормальной работы нервных клеток и обеспечения детоксикационных процессов в организме, цианкобаламин (витамин В12) — для синтеза миелина, нуклеиновых кислот и эритроцитов, а фолиевая кислота — для обеспечения функциональной целостности нервной системы, высокого уровня иммунитета, оптимизации процессов деления и роста клеток, их регенерации.

Следует отметить, что для нормальной работы жизненно важных органов: сердца, мозга, печени, почек, для поддержания психического и физического здоровья необходимо введение комплекса витаминов связи с их взаимозависимым и потенцирующим действием.

Препаратом, который отвечает этим требованиям, является Нейромультивит, содержащий витамин В1 в дозе 100 мг, витамин В6 — 200 мг, витамин В12 — 200 мкг.

Препарат назначается предпочтительно в утренние часы по 1 таблетке 1–2 раза в сутки, с учетом возраста и тяжести неврологических нарушений, в течение 1–2 месяцев.

Минеральные вещества. Кудрин А.В. и Громова О.А. подчеркивают, что среди более чем 80 элементов (макро- и микро), обнаруженных в человеческом организме, 15 признаны эссенциальными (среди них Fe, I, Cu, Zn, Se, Mn и др.), а не менее четырех других (Cd, Pb, Sn и Rb) являются «серьезными кандидатами на эссенциальность» [9].

Рекомендуемое суточное потребление минеральных веществ (Ca, P, Mg, Fe, Zn, I) представлено в «Нормах физиологических потребностей в пищевых веществах и энергии для различных групп населения» Минздрава РФ и остается неизменным с 1991 г. (как и нормативы потребления витаминов) [10].

Потребление достаточного количества макро- и микроэлементов с пищей и в составе витаминно-минеральных комплексов оказывает выраженное положительное влияние на состояние многих органов и систем человеческого организма.

В свою очередь, дефицит минеральных веществ приводит у детей к выраженным нарушениям со стороны соматического и психоневрологического здоровья.

Так, при рассмотрении макродисэлементозов можно констатировать, что недостаток натрия (Na) сопровождается гипонатриемией и дисфункцией ЦНС, а калия (К) — гипокалиемией, нарушениями проведения нервных импульсов, снабжения головного мозга кислородом, мышечной сократимости и др. (включая специфические изменения на ЭКГ, нефропатию с нарушением концентрационной функции почек и полиурией, вторичную полидипсию и т. д.). Дефицит кальция (Са) приводит к кальциопеническим состояниям, магния (Mg) — к нарушениям со стороны сердечно-сосудистой системы и гипомагниемическим судорогам, а также предрасполагает к повышенной подверженности стрессам, синдрому хронической усталости и головным болям [4, 9, 10].

Дефицит микроэлементов встречается не с меньшей частотой, чем недостаточность минеральных веществ, относящихся к макроэлементам. Хорошо известно, что у детей йодная недостаточность способна приводить к задержке нервно-психического развития и снижению работоспособности, а длительный период дефицита йода (I) в детском возрасте вызывает развитие специфического кретинизма [4, 9, 10].

В свою очередь, дефицит фтора (F) приводит к поражению зубов (зубной кариес, гипоплазия эмали и т. д.) [4].

Недостаточное поступление в организм меди (Cu) сопровождается не только признаками анемии, лейкопении и костной деминерализации, но и снижением показателей иммунного статуса, а также нарушениями формирования коллагена [4, 9, 10].

Дефицит хрома (Cr) нередко приводит к повышенной возбудимости и раздражительности, нарушениям памяти, а также полидипсии. В случаях тяжелой депривации по Cr у детей могут возникать спутанность сознания (различной степени выраженности) и другие нарушения функций ЦНС [4, 9, 10].

Недостаточное потребление железа (Fe) — причина снижения у детей уровня иммунной резистентности; выраженный дефицит Fe проявляется гипохромной анемией, мышечной слабостью, нарушениями вкуса и обоняния, патологическими изменениями структуры волос и ногтей, а также ухудшением сна. Имеются данные о нарушениях психомоторного и интеллектуального развития при недостатке Fe у детей грудного и раннего возраста [4, 9, 10].

При дефиците марганца (Mn) у детей отмечаются недомогание, похудание, тошнота и/или рвота, замедление роста волос (с изменением их структуры и окраски), иногда возникает транзиторный дерматит [4, 9, 10].

Недостаточность никеля (Ni) приводит к нарушениям процессов нормального кроветворения и обеспечения клеток кислородом (O2) [4, 9, 10].

Дефицит бора (B) клинически выражается в нарушениях формирования костной ткани и метаболизма в соединительной ткани. Для недостаточности этого микроэлемента также характерны признаки снижения иммунитета [4, 9, 10].

Недостаточность кремния (Si) в детском возрасте сопровождается нарушениями процессов роста и формирования костей, а также хрящевой и соединительной тканей [4, 9, 10].

Цинк (Zn) и селен (Se) — это микроэлемeнты, которым в настоящее время уделяется особое внимание. Проявления дефицита цинка многочисленны и многообразны, но на первый план выступают признаки снижения иммунитета, нарушения заживления ран, иногда развивается специфическая дефицитарная энцефалопатия; недостаточность Zn может сопровождаться дефицитом Se. Недостаточность Se приводит к снижению антиоксидантной и иммунной защиты, а в регионах, где наблюдается недостаточное потребление этого микроэлемента, отмечается повышенная встречаемость онкологических заболеваний. В настоящее время также не исключается, что дефицит Se является причиной болезни Кашина–Бека [4, 9–12].

Другие элементы (в частности, Mg) также обладают важными доказанными физиологическими функциями, вследствие чего недостаточность по этим минеральным веществам приводит к появлению соответствующих симптомов различной степени специфичности [13]. Нарушения витаминной и минеральной обеспеченности усугубляют течение соматических и неврологических болезней даже при отсутствии выраженного дефицита по этим веществам [1].

Читайте также:  Витамины для волос аюрведа

Распознавание типичных гиповитаминозов и дисэлементозов обычно не вызывает существенных затруднений в практике детских врачей, но иногда имеют место сочетания витаминной и минеральной недостаточности, которые клинически не столь специфичны и однозначны.

Классическим примером сочетанной витаминно-минеральной недостаточности у детей служит витамин D-дефицитный рахит, который в последние годы в зарубежной литературе принято называть нутритивным, подчеркивая тем самым алиментарную зависимость этой болезни, нередкой у детей грудного и раннего возраста. При этом возраст-зависимом заболевании у детей первых лет жизни отмечаются симптомы поражения не только нервной и скелетной систем, но и многих других органов и систем организма (сердечно-сосудистой, эндокринной, кроветворной, иммунной и т. д.).

Помимо рахита Prince R. и Glendenning P., выделяют целую группу остеопенических состояний с нарушением костного и минерального метаболизма [14]. Подчеркивается, что эти нарушения вызываются как алиментарной недостаточностью микронутриентов, так и генетическими факторами и метаболическими заболеваниями.

Психоневрологические аспекты витаминно-минеральной недостаточности. Выше уже были упомянуты некоторые аспекты взаимосвязи между нервной системой и обеспеченностью детского организма витаминами и минеральными веществами. Роль микронутриентов в формировании когнитивных функций, а также влиянии на поведение и настроение уже может считаться признанной с позиций доказательной медицины (существует представительная группа систематических обзоров, представленная в международной базе данных библиотеки Cochrane). Тем не менее особо хотелось бы подчеркнуть один из актуальнейших аспектов детской психоневрологии, а именно — роль микронутриентов в противостоянии острым и хроническим стрессам различного генеза [15, 16].

Поскольку многие витамины и минеральные вещества являются антистрессорными факторами, препятствующими дезадаптации, то есть одновременно выполняют и роль адаптогенов, то именно эти свойства описываемых микронутриентов нашли применение в современной нейродиетологии [17].

Нейродиетология. Так называется новое направление нейронауки, занимающее промежуточное положение между медикаментозными и немедикаментозными методами лечения и ориентированное на терапию многих болезней нервной системы. Нейродиетология нацелена на качественное и количественное манипулирование составом рационов питания, а также на алиментарную профилактику нарушений со стороны ЦНС и оптимизацию психомоторного, эмоционального и психологического развития детей [17]. Поэтому детские неврологи назначают витаминные, минеральные и комплексные препараты при широком спектре заболеваний центральной нервной системы (эпилепсия, синдром дефицита внимания с гиперактивностью, рассеянный склероз и др.), а также при соматоневрологической патологии [15–17]. К представителям последней, в частности, относятся целиакия (глютеновая энтеропатия) и другие виды пищевой непереносимости, болезнь Вильсона–Коновалова, ювенильный ревматоидный артрит, нейродермит и т. д.

Хотя, как уже указывалось, обеспечить 100%-ное поступление в организм алиментарным путем витаминов, микро- и макроэлементов далеко не всегда представляется возможным, использование моно- или комплексных препаратов на основе эссенциальных витаминов и минеральных веществ является одним из важных «инструментов» нейродиетологии. Именно контролируемое применение описываемых микронутриентов позволяет добиться своевременной профилактики или коррекции изолированной витаминной и минеральной, а также сочетанной витаминно-минеральной недостаточности [1, 4, 5].

Следует отметить, что в настоящее время большинство специалистов склонны признавать полную идентичность натуральных (пищевых) и химически синтезированных витаминов и минеральных веществ, а также отсутствие предпочтительности первых или последних в реализации ими физиологических эффектов в человеческом организме [17].

Витаминные и витаминно-минеральные комплексы. Для профилактики витаминной и витаминно-минеральной недостаточности в России представлен целый ряд отечественных и зарубежных препаратов, которых насчитывается не менее 150. Для детей некоторые компании предлагают так называемые «витаминные линейки», то есть поливитаминные препараты и витаминно-минеральные комплексы, предназначенные для различных возрастных категорий [3–5, 8, 11, 15, 16, 18]. Вполне естественно, что прием детьми поливитаминных препаратов, не содержащих минеральных веществ, имеет основной целью профилактику и коррекцию витаминной недостаточности, но не минералодефицитов.

В настоящее время пристально рассматривается проблема нежелательного взаимодействия между отдельными витаминами и минеральными веществами. В частности, малосовместимыми считаются такие элементы, как железо и кальций, а витамин С (аскорбиновая кислота) обладает свойством к частичной дезактивации цианокобаламина (витамин В12). При определенных условиях такие эссенциальные вещества, как Cu, Zn, Se, Si и некоторые другие микроэлементы способны оказывать прямое токсическое влияние на детский организм. Существуют и другие виды неблагоприятных взаимодействий между микронутриентами, возникающие вследствие биохимических реакций [15].

Поэтому в настоящее время для избежания проблем нежелательного взаимодействия витаминов и минеральных веществ нередко прибегают к раздельному приему малосовместимых компонентов витаминно-минеральных комплексов. С этой целью многие современные витаминные, минеральные и витаминно-минеральные комплексы состоят не из одной таблетки, а из двух или трех [11]. Указанная практика позволяет добиться увеличения эффективности компонентов витаминно-минеральных препаратов до 50% и соблюдения одного из старейших постулатов медицины «Не вреди!» (Noli Nocere!).

Все витаминные и витаминно-минеральные комплексы для детей обязательно должны быть адаптированы для конкретных категорий пациентов и ориентированы на конкретные возрастные группы [19–21]. Помимо препаратов в виде таблеток, капсул, драже и жевательных пастилок, для детей грудного и раннего возраста предусмотрены жидкие лекарственные формы витаминно-минеральных комплексов (сиропы, суспензии) — с учетом вкусовых предпочтений и функциональных возможностей ЖКТ этих пациентов.

Не следует забывать, что в целях обеспечения плода необходимыми витаминами и минеральными веществами для нормального внутриутробного и последующего постнатального развития в периоды беременности и кормления грудью женщинам показан регулярный и систематический их прием. В России представлен сравнительно широкий ассортимент витаминно-минеральных комплексов, производимых отечественной и зарубежной промышленностью для беременных и кормящих матерей [22].

Регулярное потребление витаминов и минеральных веществ практически всеми возрастными категориями населения в России продолжает оставаться крайне неудовлетворительным. Детским врачам всегда следует помнить о том, что в настоящее время имеются все возможности как для профилактики, так и для коррекции любых форм витаминно-минеральной недостаточности. Игнорирование этих возможностей абсолютно недопустимо и ничем не может быть оправдано.

Источник

Adblock
detector