Меню

Причины нарушения здоровья дошкольников

Проблема здоровья детей дошкольного возраста
статья

Проблема здоровья детей дошкольного возраста всегда находилась в центре внимания педагогов, родителей. Интерес к ней не ослабевает и сегодня, поскольку изменение социальных условий привело не только к пересмотру, но и существенному расхождению взглядов различных социальных институтов на цели и содержание физического и психического развития ребенка дошкольного возраста. В последние годы заметно возросло количество физически ослабленных детей.

Скачать:

Вложение Размер
statya.docx 15.29 КБ

Предварительный просмотр:

Проблема здоровья детей дошкольного возраста всегда находилась в центре внимания педагогов, родителей. Интерес к ней не ослабевает и сегодня, поскольку изменение социальных условий привело не только к пересмотру, но и существенному расхождению взглядов различных социальных институтов на цели и содержание физического и психического развития ребенка дошкольного возраста. В последние годы заметно возросло количество физически ослабленных детей. Не секрет, что уже при поступлении в детский сад дети дошкольного возраста имеют очень слабое физическое развитие, поскольку испытывают «двигательный дефицит»: дети стали вести малоподвижный образ жизни, практически не играют во дворах в подвижные и спортивные игры, много времени проводят у компьютера, телевизора. Ухудшение здоровья населения страны и особенно детей становится национальной проблемой. Подписанное президентом России В.В. Путиным постановление «О повышении роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни населения» показывает беспокойство государства за будущее нашей страны. Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни.

Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, отношение к себе и окружающим. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятий физической культурой и спортом.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направлен на решение одной из задач — «формирования общей культуры личности, в том числе ценностей здорового образа жизни…». Образовательная область «Физическое развитие» включает становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, при формировании полезных привычек и др.). Успешное формирование представлений о здоровом образе жизни у старших дошкольников во многом зависит от согласованного взаимодействия в триаде ребѐнок-педагог-родитель, инициатором и координатором которого должен выступать педагогический коллектив дошкольного учреждения. Актуальность опыта определяется следующими противоречиями между:

∙ объективной необходимостью в организации эффективного взаимодействия педагогов ДОУ и семьи в приобщении дошкольников к здоровому образу жизни и недостаточной методической разработанностью этой проблемы;

∙ необходимостью единства педагогов и родителей во взаимодействии и непрерывности воспитательного воздействия на ребенка и формализмом и авторитаризмом их отношений, отсутствием гармоничного сочетания индивидуальных, групповых и коллективных форм работы с родителями.

Разрешение этих противоречий требует максимального сближения семьи и дошкольного учреждения, так как их объединяет общие цели, развитие личности ребѐнка через обеспечение гармонии индивидуального и коллективного, поскольку каждый ребѐнок одновременно является объектом и субъектом разнообразных социальных отношений. Развивая в каждом ребѐнке индивидуальное, семья и ДОУ подготавливают его к жизни в обществе и сотрудничеству с членами общества. Согласно закону «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное воспитание должно быть пронизано заботой о физическом здоровье ребенка и его психическом благополучии. В настоящее время проблемой формирования здорового образа жизни занимаются ученые из различных областей знаний: медицины и физиологии (В.Н. Дубровский, Ю.П. Лисицын, Б.Н. Чумаков), психологии (О.С. Осадчук), экологии (З.И. Тюмасева, А.Ф. Аменд), педагогики (А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин В.Г. Алямовская, Г.К.Зайцев, Ю.Ф. Змановский, М. Лазарев, О.В. Морозова, Т.В. Поштарева, Л.Г. Татарникова, О.Ю. Толстова, О.С. Шнейдер и др.), области взаимодействия семьи и ДОУ (В.П. Петленко, Н.Г. Веселова, Т. А. Куликова и др.) В работах психологов А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина отмечено, что детство является ключевым периодом жизни, когда формируются все морфологические и функциональные структуры, определяющие потенциальные возможности взрослого человека. Всем ясно: ребенок не может развиваться, не зная цели и смысла своего существования, не имея представления о себе и своих возможностях. Поэтому формирование у детей ответственности за индивидуальное здоровье — это педагогическая проблема, и только медицинскими средствами ее не решить. Как отмечает ряд авторов С.Ф. Васильев, М.Л. Лазарев, О.В.Морозова, О.Ю. Толстова — правильно организованная воспитательно- образовательная работа с детьми нередко в большей степени, чем все медико-гигиенические мероприятия, обеспечивает формирование здоровья и здорового образа жизни. По словам физиолога Б. Н. Чумакова, купить здоровье нельзя, его можно только заработать собственными постоянными усилиями. Здоровый образ жизни он характеризует, как «активную деятельность людей, направленную, в первую очередь, на сохранение и улучшение здоровья. При этом должно учитываться то, что образ жизни человека и семьи не складывается сам по себе в зависимости от обстоятельств, а формируется в течение жизни целенаправленно и постоянно. Формирование здорового образа жизни является главным звеном первичной профилактики в укреплении здоровья населения через изменения стиля и уклада жизни, его оздоровление с использованием гигиенических знаний в борьбе с вредными привычками, преодолением неблагоприятных сторон, связанных с жизненными ситуациями» [3, стр.23]. Формирование здорового образа жизни во многом обусловлено процессом социализации индивида. Социальное направление в решении проблемы здорового образа жизни прослеживается в работах В.П. Петленко и Н.Г. Веселова.

Таким образом, здоровый образ жизни в данном опыте рассматривается как активная форма поведения детей, обеспечивающая сохранение психического и физического здоровья, повышение адаптационных возможностей организма, его максимальной дееспособности. Это достигается через активное взаимодействие педагогов ДОУ и семьи, повышением педагогической компетенции родителей в вопросах формирования здорового образа жизни, созданием благоприятного эмоционального климата в семье, отрицательным отношением к вредным привычкам

Источник

Проблемы здоровья детей дошкольного возраста

Ольга Прокопьева
Проблемы здоровья детей дошкольного возраста

В Концепции дошкольного воспитания подчеркивается,что ключевой позицией обновления детского сада на современном этапе развития общества является охрана и укрепление здоровья детей. Дошкольный возраст характеризуется стремительным развитием физических и психических функций,которые становятся фундаментом всей последующей жизни.

В этот период закладываются качества,делающие человека человеком,появляются его индивидуальные черты. Говоря о дошкольном возрасте,нельзя не подчеркнуть право ребенка не только на развитие,но и на счастье как ощущение полноценной жизни. Личностно-орентированная модель воспитания включает такой критерий психического здоровья,как чувство радости существования. Таким образом, фундаментальной предпосылкой воспитания и обучения детей является забота общества об их здоровье.

По данным Института возрастной физиологии РАО оказыватся,что:

-80-90% детей шести-семи лет имеют те или иные отклонения в физическом здоровье;

-18-20% пограничные (негрубые)нарушения психического здоровья;

— около 60% нарушения речевого развития;

-около 30% несфомированность зрительно-пространсвенного восприятия;

-более 30% несформированность сложно- координированных движений руки и графических движений;

-более 70% несформированность интегративных функций (зрительно-моторных,слухомоторных,сенсорно-моторных координаций);

-примерно у 13% наблюдается компенсаторная леворукость,сопряженная с нарушениями речевого развития;

-около 25% имеют замедленный темп деятельности (медлительные дети).

Это означает,что существуют объективные причины,которые затрудняют процесс обучения, и учебные занятия должны быть организованы в соответствии с индивидуальными возможностями ребенка.

Современные медицинские исследования указывают. что 75% заболеваний взрослых людей были заложены в детстве. Данные о состоянии дошкольников вызывают тревогу. 50% детей нуждаются в психокоррекции,находятся в состоянии серьезного психологического неблагополучия,которое является причиной многих соматических заболеваний. В среднем каждый ребенок имеет 54 пропуска по причине болезни или карантина. Возрастает количество детей,страдающих ожирением-в среднем на 1% каждый год.

Поэтому,сейчас, как никогда актуальна задача воспитания интереса к движению,повышения естественной двигательной активности детей

Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей младшего дошкольного возраста. Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья,.

Источник

Неблагоприятные факторы и условия, оказывающие существенное влияние на состояние здоровья детей

Матвеичева Ольга Николаевна
Неблагоприятные факторы и условия, оказывающие существенное влияние на состояние здоровья детей

Факторы, оказывающие влияние на здоровье детей:

1) Наследственные факторы (состояние здоровья родителей, генотип, протекание беременности и родов, наличие или отсутствие наследственных и врожденных заболеваний и аномалий организма, тип нервной системы, наличие или отсутствие предрасположенности к развитию заболеваний, перенесенные заболевания;

2) образ жизни (забота о здоровье или безразличие к нему, тип и режим питания, двигательный режим, прогулки, закаливание, полноценный сон, психологический климат в семье и школе, поведенческие факторы риска);

3) состояние окружающей среды (экология, благоприятные или неблагоприятные климатические и природные условия, состояние бытовых условий, какие производственные предприятия расположены в районе проживания).

4) медицинское обеспечение – доступность и качество медицинской помощи, полноценность и регулярность профилактических осмотров и скрининговых обследований.

Факторы риска, имеющие место в образовательных учреждениях.

Годы пребывания в школе (с 6—7 до 17—19 лет) также могут отрицательно сказаться на состоянии здоровья школьников под влиянием неблагоприятных факторов учебного процесса.

Факторы риска в образовательном учреждении – это тот комплекс проблем, причиной которых является нерациональная организация учебно-воспитательного процесса и неадекватная система требований самого образовательного учреждения или системы образования в целом.

Факторы риска:

1) Стрессовая педагогическая тактика (характер проведения опросов и экзаменов, проблема оценок, невозможность индивидуального подхода при большом наполнении классов).

2) Несоответствие методик и технологий обучения и воспитания возрастным и функциональным возможностям обучающихся (организационно — педагогические условия проведения урока (неучет плотности, чередования видов учебной деятельности, проведение физкультминуток, упражнений для зрения и т. п.).

3) Несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебно-воспитательного процесса (недостаточная освещенность, неправильное рассаживание детей в классе, несоответствие мебели росту детей, уровень шума, недостаточность проветриваний, нарушение режима и качества питания, плохая оснащенность санитарных зон).

4) Провалы в существующей системе физического воспитания, дефицит двигательной активности детей.

5) Интенсификация учебного процесса (увеличение объёма учебной нагрузки, её возможное несоответствие возрастным и индивидуальным возможностям обучающихся).

6) Недостаточная грамотность педагогов в вопросах охраны и укрепления здоровья учащихся.

7) Недостаточное медицинское обеспечение ОУ, а также частичное разрушение служб медицинского контроля ОУ.

8) Отсутствие системной работы по формированию представления о здоровье и здоровом образе жизни как ценности.

9) Возможный неблагоприятный психологический климат в коллективе, в классе, на уроке, отсутствие эмоциональных разрядок.

Воздействие этих факторов особенно опасно тем, что они воздействуют на ребенка длительно, непрерывно и в период, когда он наиболее к ним чувствителен. Все эти факторы ведут к снижению работоспособности детей, выраженному их переутомлению, а, зачастую, и возникновению у детей ряда заболеваний (снижение зрения, нарушения опорно-двигательного аппарата, заболевания ЖКТ и др.)

Снижение негативного влияния этих факторов (или полное их устранение) находятся в рамках здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения и системы образования.

Успешность работы образовательного учреждения должна оцениваться не только по успеваемости учащихся в виде текущих отметок или результатов контрольных работ, а по совокупности показателей, отражающих, в том числе и уровень здоровья обучающихся. Данная позиция представляется мне вполне оправданной, т. к. недостаток образования впоследствии можно восполнить дополнительным обучением, а подорванное здоровье восстановить значительно труднее. И нарушенное в детском возрасте физическое развитие восстановить, зачастую, невозможно.

Внешние факторы риска, влияющие на обучение детей.

Человек на протяжении всей своей жизни испытывает на себе целый ряд

факторов, которые как положительно, так и отрицательно влияют на его здоровье.

На обучение детей большинство внешних факторов влияют опосредованно, изначально подрывая здоровье ребенка, а потом уже снижая его учебный потенциал.

К таким факторам можно отнести всю группу климатогеографических, геохимических, экологических вредностей. Крайняя степень их воздействия, представляющая серьезную опасность — поражающие факторыисточников чрезвычайных ситуаций: механические, термические, радиационные, химические, биологические и другие, которые могут вызывать тяжелые травмы, поражения ЦНС и даже гибель.

Еще одна группа факторов, которые влияют изначально на физическое и психологическое здоровье ребенка, а потом уже, несомненно, и на его обучение – это социальные, экономические, психологические факторы, такие, как низкий уровень жизни семьи, неблагополучные семьи группы риска, психологическое насилие, стрессы и т. д.

Недостаточное пребывание на свежем воздухе, гиподинамия, несоблюдение режима сна, а также учебных занятий может вызвать симптомы переутомления, которые в случае их несвоевременного устранения являются пограничными для перехода к серьезным патологическим изменениям в организме и, естественно, не могут не отразиться на успешности обучения.

Теперь хотелось бы остановиться на той группе факторов, которые непосредственно оказывают влияние на ЦНС и психические процессы ребенка и, соответственно, непосредственно влияют на обучение. Это так называемые «поведенческие факторы риска»:

— употребление наркотиков и др. токсичных веществ,

— компьютерная и интернет- зависимость.

Все средства, являющиеся предметом злоупотребления, обозначаются как «психоактивные вещества», вызывающие психические расстройства и нарушения поведения, резко снижающие восприимчивость к обучению.

Подростковый возраст — особый период в жизни каждого человека. В это время закладываются основы его физического и душевного здоровья. Развивающийся организм особенно чувствителен к действию ядовитых веществ, таких как алкоголь, никотин и наркотики. Влияние это настолько серьезно, что их употребление нельзя характеризовать лишь как вредные привычки, так как они угрожают не только здоровью и учебе, но зачастую и жизни подростка. Следует также помнить, что в подростковом возрасте усиливается влияние социальной среды, в связи с чем поведение подростков мотивировано не только биологическими, но и социальными составляющими, к которым можно отнести «моду» на какие-либо пищевые предпочтения, алкоголь, табакокурение, наркотики и др. Повторное и регулярное попадание этих веществ в организм приводит к изменению обмена веществ и возникновению при их недостатке или отсутствии уже биологической потребности либо зависимости, связанной с нарушением гомеостаза.

Употребление алкоголя, наркотиков, асоциальное поведение, напрямую связано с ростом правонарушений и распространением социально значимых заболеваний. И всё это непосредственно влияет на психику и физическое здоровье детей и подростков, что отнюдь не способствует успешному обучению, а всячески затрудняет или вовсе прекращает его.

В последнее время все большее количество детей, причем начиная с дошкольного возраста, попадают под влияние компьютеров, планшетов, сотовых телефонов. Воздействие электростатических и электромагнитных полей от компьютеров вызывает неблагоприятные изменения в иммунной, нервной и сердечнососудистой системах. Длительное пребывание за компьютером в статичном положении вызывает нарушение кровообращения и провоцирует появление застойных явлений в организме подростка, что, в свою очередь, способствует возникновению или обострению заболеваний опорно-двигательного аппарата, желудочно-кишечного тракта, сосудистым нарушениям. Концентрация взгляда на экран монитора и неправильное освещение оказывают негативное влияние на зрение. Также, компьютеры влияют на центральную нервную систему детей. При длительном времяпровождении за компьютером у школьников отмечаются психологические расстройства, раздражительность, нарушение сна, снижение работоспособности и сдвиги в функциональном состоянии организма в виде нарушения цветоразличения, головной боли, депрессивных состояний.

Несмотря на безусловную положительную роль, которую оказывают современные коммуникационные средства и интернет на человека, существуют определённые риски использования информационных технологий. Особой опасности в незащищённом информационном пространстве подвергаются дети и подростки. В интернете часто находится информация агрессивного и социально опасного содержания. Предпочтение виртуального мира реальности способно оказать негативное влияние на психику и здоровье подростка и вызвать не только ухудшение зрения, повышенную тревожность, раздражительность, социальную дезадаптацию, но и развитие зависимого поведения.

Мы рассмотрели различные группы внешних факторов, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья детей и влияющие, напрямую или опосредованно, на обучение. Каждый ребенок в процессе взросления в большей или меньшей степени сталкивается с воздействием этих факторов и только политика внедрения культуры здоровья и воспитание в условиях стремления к здоровому образу жизни может уберечь детей от их губительных последствий.

Влияние изобразительной деятельности на всестороннее развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья Изобразительная деятельность имеет большое значение в формировании личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Влияние изобразительной.

Консультация «Влияние музыки на эмоциональное состояние дошкольника» Влияние музыки на эмоциональное состояние дошкольника Музыка — модель человеческих эмоций В. В. Медушевский Уникальные особенности музыки.

Беседа с родителями «Факторы, провоцирующие участие детей в ДТП» По статистике, наибольшее количество происшествий с детьми происходит в часто повторяющихся так называемых сuтуацuях-«ловушках». В основном,.

Факторы, способствующие формированию толерантности у детей дошкольного возраста в условиях многонационального окружения Формирование толерантных отношений дошкольников к сверстникам – многоаспектная проблема, включающая решение таких вопросов, как становление.

Информация для воспитателей на тему «Факторы, провоцирующие участие детей в ДТП» Информация для воспитателей на тему «Факторы, провоцирующие участие детей в ДТП» По статистике, наибольшее количество происшествий с детьми.

Консультация для родителей «Влияние внутрисемейных отношений на эмоциональное состояние ребенка» Консультация для родителей на тему «Влияние внутрисемейных отношений на эмоциональное состояние ребенка». Эмоциональное воспитание ребенка.

Консультация «ВКЗ. Ее влияние на укрепление здоровья детей» Консультация для воспитателей «Внутренняя картина здоровья. Её влияние на укрепление здоровья детей» Проблемы, касающиеся здоровья, являются.

Психолого-педагогические условия, обеспечивающие сохранность и укрепление здоровья дошкольника и младшего школьника Психолого-педагогические условия, обеспечивающие сохранность и укрепление здоровья, непрерывность психофизического развития дошкольника.

Консультация «Влияние музыки на физическое и психическое состояние детей дошкольного возраста» Влияние музыки на физическое и психическое состояние детей дошкольного возраста «Любите и изучайте великое искусство музыки. Оно откроет.

Экспериментирование в старшей группе «Условия хранения продуктов. Как разные условия хранения влияют на состояние хлеба?» Цель: закрепить знания об условиях хранения продуктов; показать с помощью эксперимента наглядно, как изменяется хлеб при разном воздействии;.

Источник

Читайте также:  Образец заявления для получения военного билета по состоянию здоровья
Adblock
detector