Меню

Причины нарушения психологического здоровья школьников

Слово педагога

Автор: Беляева Людмила Борисовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБУ АО «Детский дом «Беломорец»
Населённый пункт: город Северодвинск, Архангельская область
Наименование материала: статья
Тема: «Сохранение психологического здоровья школьников»
Дата публикации: 06.03.2020
Раздел: среднее образование

Сохранение психологического здоровья

Последнее время много пишут о здоровом образе жизни: о здоровом питании, об

активности. Это всё действительно важно. Но не все знают, что причины наших недугов

часто кроются в нас самих: в образе наших мыслей (негативных, разрушающих), в нашем

отношении к различным событиям, в глубине наших переживаний,

т.е. в психологических

факторах риска возникновения соматических (телесных) заболеваний.

Взаимное влияние телесных (соматических) и душевных (психических) состояний

очевидно и подмечено еще в глубокой древности. Всем известны изречения: «В здоровом

теле – здоровый дух», «У кого что болит – тот о том и говорит», часто прибегаем к

адресата. Гнев разрушает печень и желчный пузырь, тоска и печаль – легкие, тревога –

сердце, страх – почки и т.д

В настоящее время сохранение психологического здоровья является важнейшей

задачей, как школы, так и нас, воспитателей:

во-первых, по данным ВОЗ, 70% числа школьников нуждающихся в коррекционной

во-вторых, неуклонно возрастает число детей, страдающих психосоматическими

нейродермитом и т.д.

Поэтому считаю важным привлечь внимание педагогов

к проблеме сохранения

и укрепления психологического здоровья школьников.

Психическое и психологическое здоровье — вещи разные.

– отсутствие психических заболеваний. Психическое здоровье

адекватности человек может быть болен душевно. Душа болит, жить не хочется. Может

— это не только душевное, но и личностное здоровье. Оно

характеризуется стремлением человека к поддержанию гармоничных отношений с собой,

эмоциональной, мотивационной, познавательной и волевой сферам. Это состояние, когда у

человека все светло и радостно.

По определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье

это состояние телесного, психологического, социального и духовного благополучия,

состояние, когда человек позитивно настроен, испытывает чувство удовлетворения. В

благополучия, характеризующееся отсутствием болезненных психических проявлений,

требующих мобилизации ресурсов личности.

Сохранение психологического здоровья обеспечивается действиями по направлениям:

изменениям, нарушающим равновесие);

2.реабилитационном – восстановление равновесия, работоспособности или ресурсного

В мире, в котором мы живём, в людях, с которыми мы общаемся, есть много как

положительного, так и отрицательного. Излишняя фиксация внимания на негативных

аспектах в окружающем мире приводит к тому, что человек «отравляет» своё сознание,

ограничивает возможности наполнять себя положительными эмоциями, здоровыми и

продуктивными идеями; лишается радости общения с людьми. Как гласит восточная

смотришь в небо, то иногда сможешь увидеть звёзды». Умение видеть в другом человеке

любви, нет социального пространства. Психическая зрелость и душевное здоровье

характеризуются тем, что человек активно пользуется помощью других людей и охотно

сохранения доброжелательных, уважительных, взаимно полезных отношений.

необходимой предпосылкой физического здоровья, школьной успеваемости и социальной

общественность в том, что в гармоничном развитии ребенка все взаимосвязано. Он писал:

«Здоровье зависит и от того, какие домашние задания даются ребенку, как и когда он их

Читайте также:  Три определение понятие здоровья

выполняет. Огромную роль играет эмоциональная окраска самостоятельного умственного

труда дома. Если ребенок берется за книгу с нежеланием, это не только угнетает его

духовные силы, но и неблагоприятно отражается на сложной системе взаимодействия

внутренних органов. Я знаю много случаев, когда у ребенка, переживающего отвращение

заболевания и др.»

А теперь зададимся вопросом о том, каковы общие причины нарушения психологического

Причины нарушения психологического здоровья школьников

сочетание неблагоприятных внешних факторов:

Стрессогенная тактика педагогических воздействий — это систематическое

постоянной гонки, неудач, неудовлетворенности взрослых. Школьники, ожидая очередных

артериальное давление или снижается до степени гипотонии, появляются боли в сердце,

дискинезия желчевыводящих путей, гастрит и колит, а иногда и просто дисфункция

кишечника. Все это развивается на нервной почве.

Тревожность. Дети, как и взрослые, реагируют на внутреннее неблагополучие либо

активным способом – через агрессивное поведение, либо пассивным – через страхи,

тревожность, депрессию. В отличие от активных агрессивных детей, пассивные имеют

сильно выраженные страхи и тревожность. Именно тревожность лежит в основе целого

ряда психологических трудностей детства и приводит к неврозам. Школьные неврозы

увеличиваются от начальных классов к старшим, причем у мальчиков меньше, чем у

девочек. Впоследствии дети страдают болезнями сердца, желудка, кишечника. Таким

школьникам очень важно укреплять психику и вырабатывать свой собственный способ

препятствует их успешной учебной деятельности, но и нарушает их психическое здоровье.

И необходимо иметь в виду, что интенсивность переживания школьной тревоги не должна

дезорганизующее, а не мобилизующие влияние.

Перегрузка — интенсификация учебной деятельности — один из факторов роста

активности, пребывании на воздухе. При возникновении утомления (временного снижения

работоспособности) необходим отдых. Иначе это может привести к переутомлению.

Переутомление проявляется в

Недостаточное общение с взрослыми. Нарушения психического здоровья гораздо

чаще отмечается у детей, которые страдают от недостаточного общения с взрослыми и их

враждебного отношения, а также у детей, которые растут в условиях семейного разлада.

функционируют не так как у взрослых. Учителя, родители должны проявлять терпение

родителей легче справляются со стрессовыми ситуациями, более успешны в учебе, у них

мало проблем со сверстниками.

Зависимости. Это страшная беда, в сети которой попадают многие подростки. Чаще

неосознанного протеста. Рамки нашей встречи не позволяют углубиться в эту проблему,

это тема для отдельного серьезного разговора

Педагогам следует знать и понимать особенности детской психики, не паниковать, а

вовремя устранять проблемы. Школьные годы — это один из трудных жизненных путей

ребенка, и помогать пройти их без эмоциональных перегрузок – задача для всех взрослых.

Для сохранения психологического здоровья детей важно не только специально

правильного общения с детьми, оказание ими психологической поддержки, создания в

группе благоприятного психологического климата.

р а з в и т и я

психологически здорового ребенка?

наличие в жизни подростка трудных ситуаций, вызывающих напряжение, которые

должны соответствовать возрастным и индивидуальным возможностям подростков;

наличие у взрослых в целом положительного фона настроения, иными словами,

Читайте также:  Соц сети вредят здоровью

взрослые должны иметь такие качества, как жизнелюбие, жизнерадостность и

наличие у ребенка социального интереса, т.е. способности интересоваться другими

способности ценить жизнь и принимать точку зрения другого.

установление доброжелательного контакта с детьми, что поможет сохранить психическое

Необходимо всячески поддерживать ребенка, доверять его мнению,

уважать его, не сравнивать с другими, не ругать.

Хочется написать крупными буквами плакат и повесить его в каждой школе: «Будь

внимателен к здоровью тех, кого обучаешь! Не навреди!»

Памятка «Как сохранить психологическое здоровье ребенка»

Всегда находите время поговорить с ребенком. Интересуйтесь его проблемами,

вникайте в возникающие у него сложности, обсуждайте их, давайте советы.

Не оказывайте нажима на ребенка, признайте его право самостоятельно принимать

решения, уважайте его право на самостоятельное решение.

Научитесь относиться к ребенку как равноправному партнеру, который пока просто

обладает меньшим жизненным опытом.

требовательность с похвалой. Радуйтесь вместе с ребенком даже его маленьким

Осознайте, что взрослеющий подросток не всегда адекватен в своих поступках

в силу физиологических особенностей. Умейте прощать, «лечите» добром.

Не сравнивайте ребенка с другими, более успешными детьми, этим вы снижаете

самооценку. Сравните его с ним же самим, но менее успешным.

сведенные брови, гневно сверкающие глаза, искаженное лицо — «психологическая

Понятие «психологическое здоровье» применимо не только к состоянию отдельной

личности, оно также может характеризовать состояние группы, коллектива и даже более

крупных социальных образований вплоть до страны, цивилизации.

Психологический климат коллектива — как основное звено в сохранении психологического

всестороннему развитию личности в группе.

Психологический климат является неотъемлемой характеристикой детского коллектива и

может определяться как феномен, представляющий собою динамическое поле отношений,

личности, меру проявления личностного «Я».

Устойчивый психологический климат складывается из более мелких составляющих —

психологических атмосфер или временных эмоциональных состояний группы, вызванных

проведением или подготовкой конкретных дел.

психологическом климате, являются: доброжелательность, защищённость, мобильность,

Благоприятный психологический климат способствует и лучшему усвоению учебного

материала младшим школьником и полноценному развитию его личности, следовательно,

компонентом педагогической работы, поскольку психологически здоровые, творческие,

Нездоровый психологический климат тормозит развитие детского коллектива и личности в

нём, так как связан с преобладанием отрицательных эмоций.

Способы формирования и поддержания психологического климата аналогичны способам

представляет собой общность людей, отличающуюся наличием общественно полезных

устойчивой организацией своей жизни, а психологический климат, с одной стороны,

отражает, а с другой, обуславливает характер взаимодействий между членами коллектива.

психологический климат в детском коллективе, относятся следующие:

юмора, инициативность, коммуникабельность, креативность)

· ориентация педагога на эмоциональный комфорт детей, что является следствием

личностной и профессиональной подготовленности педагога к действиям, формирующим

благоприятный психологический климат.

психологического климата в группе являются следующие:

— Создание комфортных условий жизнедеятельности для детей.

— Привнесение общечеловеческих ценностей в жизнь коллектива.

— Формирование общих традиций группы.

Все эти компоненты в целом являются основной составляющей по психологическому

Таким образом, на воспитателя ложится прямая ответственность за состояние здоровья

каждого ребенка. Поэтому мы должны знать причины тех или иных нарушении здоровья

Читайте также:  Употребление пав как фактор ухудшения здоровья

детей и подростков, уметь создавать благоприятные условия для их здоровья.

Причины психических нарушений:

поведенческие расстройства (СДВ);

особенности психического развития ребенка (планирующая функция мышления);

психофизиологические расстройства (медлительные дети);

эмоциональные расстройства (социометрия);

отношения «учитель — ученик».

Рассмотрим, как эти причины влияют на психическое здоровье обучающихся.

Одной из причин нарушения психического расстройства являются

синдром дефицита внимания (СДВ), чаще проявляющийся у мальчиков 10-13 лет.

СДВ обнаруживается у детей из семей всех социальных слоев. У таких детей всегда

возникают проблемы во взаимоотношениях с окружающими и, как следствие, происходят

становится нежеланным и отвергаемым. При этом большинство детей с СДВ имеют

результатом несоответствия их поведения возрастным нормам.

Таких детей, как мы можем наблюдать, становится все больше, и поэтому нам необходимо

знать способы реагирования на их поведение.

непослушны. При этом замечания и наказания не дают желаемых результатов.

происходящим на уроке. В этом случае дети с СДВ могут удерживать внимание до

нескольких часов. Хуже всего такие дети выполняют задания, кажущиеся им скучными, но

если на уроке происходит частая смена деятельности, учитель применяет различные

повышает их работоспособность, устойчивость внимания.

Таким образом, мы видим, что роль учителя при работе с этими детьми немаловажная.

социальное — это мера социальной активности, деятельное отношение человека к миру.

значимость имеют социальные воздействия, которые могут оказывать как положительное,

так и отрицательное влияние.

психического развития ребенка.

пятиклассников выяснилось, что из 100 % учащихся, прошедших диагностику, 18 %

планирование. Их можно сравнить с шахматистом, который, прежде чем сделать ход,

обдумает все возможные результаты. Поэтому учебная деятельность таких обучающихся

приводит к эффективным результатам.

Для эмпириков характерна ориентация на внешнюю форму, поэтому им характерен так

заставляет искажать, нарушать правило. Для эмпириков вообще характерно стремление

подчинить ситуацию своему желанию. Например, по правилу нельзя выполнять действие,

но если очень хочется, то могут пренебречь правилом, так как правило для них не

средство решения, а внешнее требование и ограничение.

планирования, каждая последующая задача воспринимается как новая. Таким образом,

манипуляторы знают, как сделать ход, но не знают зачем. Они обладают желанием решить

все задание, не обращая внимания на правильность выполнения действий.

По диаграмме мы видим, что большинство пятиклассников имеют средний и низкий тип

планирующей функции мышления, что является нормальным показателем для данной

возрастной группы. Но эту особенность необходимо учитывать педагогам, работающим в

параллели пятых классов.

Для учащихся данной возрастной группы недопустима информационная перегрузка мозга,

учебный материал желательно подавать в виде алгоритмов, чтобы ученик мог наблюдать,

как шаг за шагом надо подходить к результату задания, и тем самым учился планировать

Несформированнность данного навыка в дальнейшем приведет к перегрузке ученика и,

тревожности. Наличие высокой тревожности у школьников является фактором риска.

нарушения внимания, снижения работоспособности, повышения утомляемости учащихся,

психическое здоровье, провоцирует различные функциональные нарушения, особенно

Источник

Adblock
detector