Причины нарушений психического здоровья ребенка
г. Омск, ул. Всеволода Иванова д.13. тел./факс: 8(3812) 45-14-48. E-mail: cps2008@mail.ru
В соответствии с решением образовательной организации, изданным на основании заявления ребенка-сироты, обучающегося в.
Норма площади жилого помещения, предоставляемого лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родител.
| |
|
|
|
Признаками неврастении являются:
Повышенная раздражительность
Быстрая утомляемость
Расстройство сна
Сонливость
Неустойчивое настроение
Ухудшение аппетита
Впоследствии дети страдают болезнями сердца, желудка, кишечника. Таким детям очень важно укреплять психику и вырабатывать свой собственный способ психосаморегуляции.
При возникновении утомления (временного снижения работоспособности) необходим отдых. Иначе это может привести к переутомлению.
Переутомление проявляется в:
головных болях,
слабости,
снижении аппетита,
нарушении сна,
ухудшении памяти,
Рассеянности
Переутомление приводит к нервно-психическим заболеваниям.
Как крайняя форма проявления нарушения психологического здоровья является суицидальное поведение детей и подростков.
За последние 20 лет самоубийство по миру возросло в 7 раз. Причем неуклонно растет число случаев ухода из жизни именно подростков.
Проблема детского суицида выявляет более широкий спектр воспитательных проблем. Это и проблема сохранения и укрепления психологического здоровья старшеклассников, конфликты с взрослеющими детьми, постыдные методы воспитания, подростковая влюбленность, некомпетентность в вопросах воспитания педагогов и родителей, «кризис» семьи.
В связи с выше перечисленными трудностями, с которыми можете столкнуться Вы и Ваш ребенок, уже сейчас стоит обратить внимание на психологическое здоровье ребенка.
Материал составлен педагогом-психологом Ширяевой Н.А.
Источник
Психическое здоровье подростков
Основные факты
- Каждый шестой человек находится в возрастной группе 10–19 лет.
- На долю нарушений психического здоровья приходится 16% глобального бремени болезней и травматизма среди лиц в возрасте 10–19 лет.
- Половина всех нарушений психического здоровья возникают до наступления 14-летнего возраста, однако такие случаи в большинстве своем не выявляются и остаются без лечения (1).
- Депрессия является одной из ведущих причин заболеваемости и инвалидности среди подростков во всем мире.
- Самоубийства являются третьей по значимости ведущей причиной смертности в возрастной группе 15–19 лет.
- Игнорирование нарушений психического здоровья в подростковый период чревато последствиями, которые продолжаются во взрослом возрасте, негативно влияя как на физическое, так и на психическое здоровье и ограничивая возможности для полноценной взрослой жизни.
Подростковый возраст (10–19 лет) является уникальным периодом формирования личности. Самые разнообразные физические, эмоциональные и социальные изменения, в том числе воздействие факторов бедности, жестокого обращения или насилия, могут усиливать уязвимость подростков к проблемам психического здоровья. Повышение уровня психологического благополучия подростков и защита их от тяжелых потрясений и факторов риска, которые могут сказаться на их возможностях успешного развития, имеют важное значение для обеспечения их благополучия в подростковом возрасте, а также их физического и психического здоровья во взрослой жизни.
Детерминанты психического здоровья
Подростковый возраст — это важнейший период развития и закрепления социальных и эмоциональных привычек, имеющих важное значение для психического благополучия. К ним относятся формирование здорового режима сна; регулярная физическая активность; развитие навыков в области преодоления трудных ситуаций, решения проблем и межличностного общения; и воспитание способности к эмоциональному самоконтролю. Важное значение также имеют благоприятные условия в семье, школе и окружающем обществе в целом. Примерно 10–20% подростков во всем мире имеют нарушения психического здоровья, которые не диагностируются должным образом и не получают надлежащего лечения (1).
Состояние психического здоровья подростка определяется целым рядом факторов. Увеличение числа воздействующих на подростка факторов риска усугубляет их потенциальные последствия для его психического здоровья. Факторы, способные повышать уровень стресса в подростковом возрасте, включают в себя стремление к большей самостоятельности, желание соответствовать ожиданиям сверстников, поиск сексуальной идентичности и возрастающую доступность и применение технических средств. Влияние СМИ и гендерных норм может усугублять несоответствие между действительностью, в которой живет подросток, и его устремлениями или представлениями о будущем. Другими значимыми детерминантами психического здоровья подростков являются качество их жизни в семье и их взаимоотношения со сверстниками. Признанными рисками для психического здоровья являются насилие (в том числе жесткие методы родительского воспитания и издевательства со стороны сверстников) и социально-экономические проблемы. Дети и подростки особенно уязвимы к сексуальному насилию, которое несомненно влечет за собой ухудшение психического здоровья.
Некоторые подростки подвергаются повышенному риску нарушений психического здоровья из-за условий жизни, стигматизации, дискриминации или социальной изоляции, либо отсутствия доступа к качественной помощи и услугам. Это относится к подросткам, живущим в условиях гуманитарных кризисов и нестабильности; подросткам, страдающим хроническими заболеваниями, расстройством аутистического спектра, умственной отсталостью или другими неврологическими расстройствами; беременным подросткам, подросткам, ставшим родителями или вступившим в ранний и/или принудительный брак; сиротам; и подросткам из числа этнических или сексуальных меньшинств либо других дискриминируемых групп населения.
Подростки с нарушениями психического здоровья, в свою очередь, особенно уязвимы перед лицом таких явлений, как социальная изоляция, дискриминация, стигматизация (ограничивающая их готовность обращаться за помощью), трудности в учебе, рискованные формы поведения, физическое нездоровье и нарушения прав человека.
Эмоциональные расстройства
В подростковом возрасте нередко развиваются эмоциональные расстройства. Помимо депрессии или тревожности подростки с расстройствами эмоциональной сферы могут также испытывать повышенную раздражительность, неудовлетворенность или гнев. Симптомы могут напоминать сразу несколько эмоциональных расстройств и характеризоваться быстрыми и неожиданными сменами настроения и вспышками эмоций. У подростков младшего возраста могут дополнительно возникать эмоционально обусловленные физические симптомы, такие как боль в животе, головная боль или тошнота.
Депрессия занимает четвертое место в мире среди ведущих причин заболеваемости и инвалидности подростков в возрасте 15–19 лет и пятнадцатое место в возрасте 10–14 лет. Тревожные расстройства являются девятой по значимости причиной нарушений психического здоровья среди подростков в возрасте 15–19 лет и шестой в возрасте 10–14 лет. Эмоциональные расстройства могут сильно влиять, например, на посещаемость и успеваемость в школе. Изоляция и ощущение одиночества могут усугубляться социальной отчужденностью. В наиболее тяжелых случаях депрессия может приводить к самоубийству.
Поведенческие расстройства в детском возрасте
Поведенческие расстройства в детском возрасте являются второй по значимости ведущей причиной бремени болезней среди подростков в возрасте 10–14 лет и занимают одиннадцатое место среди подростков в возрасте 15–19 лет . К поведенческим расстройствам поведения в детском возрасте относятся синдром дефицита внимания и гиперактивности (который характеризуется проблемами с концентрацией внимания, гиперактивностью и действиями без учета последствий, которые неприемлемы в таком возрасте) и расстройства поведения (с симптомами деструктивного или вызывающего поведения). Поведенческие расстройства в детском возрасте могут негативно влиять на обучение подростков и могут являться причиной противоправного поведения.
Расстройства пищевого поведения
Расстройства пищевого поведения обычно возникают в подростковом и юношеском возрасте. Расстройства пищевого поведения чаще возникают у девочек, чем у мальчиков. Такие расстройства, как нервная анорексия, нервная булимия и компульсивное переедание, характеризуются вредными для здоровья формами поведения, связанными с питанием, в частности ограничением потребления калорий или бесконтрольным поглощением пищи. Расстройства пищевого поведения пагубно влияют на здоровье и нередко сопровождаются депрессией, тревожными расстройствами и/или злоупотреблением психоактивными веществами.
Психотические расстройства
Расстройства, характеризующиеся психотическими симптомами, чаще всего возникают в позднем подростковом или юношеском возрасте. Симптомы психозов могут включать в себя галлюцинации или бредовые расстройства. Психотические эпизоды могут серьезно нарушать способность подростка участвовать в повседневной жизни и получать образование. Во многих случаях они приводят к стигматизации или нарушениям прав человека.
Самоубийство и самоповреждение
Согласно оценкам, в 2016 г. самоповреждения стали причиной смерти 62 000 подростков. Самоубийства стоят на третьем месте среди ведущих причин смертности подростков старшего возраста (15–19 лет). Почти 90% подростков в мире проживают в странах с низким или средним уровнем дохода, и более 90% случаев подростковых самоубийств происходят среди подростков, проживающих в этих странах. Факторы риска самоубийств разнообразны и включают в себя вредное употребление алкоголя, жестокое обращение в детстве, стигматизацию при обращении за помощью, препятствия к получению помощи и доступность средств совершения самоубийства. С данной возрастной группой связана растущая обеспокоенность распространением информации о суицидальном поведении через электронные СМИ.
Рискованные формы поведения
Многие формы поведения, связанные с риском для здоровья, такие как употребление психоактивных веществ или рискованное сексуальное поведение, берут свое начало в подростковом возрасте. Рискованные формы поведения могут быть как неудачными попытками справиться с проблемами психического здоровья, так и негативным фактором, имеющим тяжелые последствия для психического и физического благополучия подростка.
В 2016 г. распространенность тяжелого эпизодического употребления алкоголя среди подростков в возрасте 15-19 лет во всем мире составляла 13,6%, представляя наибольшую угрозу для мальчиков и юношей.
Особую обеспокоенность вызывает также употребление табака и конопли. Конопля – наиболее распространенный наркотик среди молодежи, который хотя бы раз употребляли 4,7% молодых людей в возрасте 15-16 лет в 2018 году. Многие взрослые курильщики попробовали свою первую сигарету в возрасте до 18 лет.
Совершение насилия представляет собой рискованную форму поведения, которая может повышать вероятность низкого уровня образования, травматизма, вовлечения в противоправную деятельность или смерти. В 2016 г. межличностное насилие было признано второй по значимости причиной смертности юношей старшего подросткового возраста.
Укрепление психического здоровья и профилактика
Меры укрепления психического здоровья и профилактики призваны усилить способность человека контролировать свои эмоции, расширить круг альтернатив рискованным формам поведения, выработать жизнестойкость, позволяющую успешно справляться с трудными ситуациями или неблагоприятными факторами, а также способствовать формированию благоприятной социальной среды и системы социальных взаимоотношений.
Эти программы должны осуществляться на многих уровнях с использованием самых различных платформ, например через электронные СМИ, в учреждениях здравоохранения и социальной сферы, на базе учебных заведений или среди местного населения, а также различных стратегий, обеспечивающих охват ими подростков, особенно из числа наиболее уязвимых групп населения.
Раннее выявление и лечение
Реагирование на нужды подростков с установленными нарушениями психического здоровья имеет крайне важное значение. Основные принципы работы с подростками заключаются в том, чтобы избегать направления их в специализированные учреждения, в первоочередном порядке использовать нефармакологические методы и обеспечивать соблюдение прав детей в соответствии с Конвенцией Организации Объединенных Наций о правах ребенка и другими документами по правам человека. Программа действий ВОЗ по ликвидации пробелов в области психического здоровья (mhGAP) содержит основанные на фактических данных руководящие указания для неспециалистов, позволяющие им более эффективно выявлять серьезные расстройства психического здоровья и оказывать помощь в условиях низкой обеспеченности ресурсами.
Действия ВОЗ
ВОЗ разрабатывает стратегии, программы и инструменты для оказания содействия правительствам в предоставлении подросткам необходимой медицинской помощи. Основными ресурсами в этом отношении являются:
Для деятельности в условиях чрезвычайных ситуаций ВОЗ разработала инструменты в отношении:
Все эти публикации касаются вопросов, затрагивающих молодых людей.
(1) Kessler RC, Angermeyer M, Anthony JC, et al. Lifetime prevalence and age-of-onset distributions of mental disorders in the World Health Organization’s World Mental Health Survey Initiative. World Psychiatry 2007; 6: 168–76.
Источник
Психологическое здоровье ребенка в семье-причины нарушений и отклонений.
психическое здоровье школьников. В чем его проблема? Почему этот предмет, по оценкам многих психологов, столь актуален?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dlya_rod_sobraniya.doc | 32 КБ |
Предварительный просмотр:
МКСКОУ «Целинная СКОШИ»
Психологическое здоровье ребенка в семье-причины нарушений и отклонений.
Предметом нашего сегодняшнего разговора будет психическое здоровье школьников. В чем его проблема? Почему этот предмет, по оценкам многих психологов, столь актуален?
В системе современного образования появился новый раздел «образование и здоровье», где впервые ребенок рассмотрен не как «объект педагогического воздействия», а как живой, еще не сформировавшийся человек, страдающий от перегрузок, стресса, стандартного подхода больше, чем взрослый.
Приоритетным направлением государственной политики в области образования, согласно закону РФ “Об образовании”, является состояние здоровья школьников России. Существует более 300 определений понятия «здоровье». Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье — это состояние полного физического, психического, психологического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.
Что же такое психологическое и психическое здоровье. В норме психическому здоровью должно соответствовать отсутствие патологии, а также симптомов, мешающих адаптации человека в обществе. Для психологического здоровья норма — это, наоборот, присутствие определенных личностных характеристик, позволяющих человеку не только адаптироваться к обществу, но и, развиваясь самому, содействовать развитию общества. Например, психически здоровый ребенок может быть вполне адаптирован к школе, т.е. хорошо учиться и вести себя. Но при этом испытывать трудности в общении со сверстниками, страхи в отношениях с педагогами. Психически здоровый ребенок таких трудностей и страхов иметь не будет.
Что же можно сказать про деток, которые обучаются в нашей школе. У них нарушено как психическое, так и психологическое здоровье, т.к. им очень трудно адаптироваться к новым школьным условиям жизни, они испытывают трудности в общении со сверстниками и взрослыми, испытывают страхи и переживания в отношениях с педагогами и родителями.
Что же является основными причинами нарушения психологического здоровья ребенка в семье?
- Дефицит внимания к ребенку в семье. Тогда когда даже ухоженный, вовремя накормленный, заботливо одетый ребенок может оказаться внутренне одиноким, психологически безнадзорным, поскольку до его настроения, переживаний, интересов никому нет дела.
- Психологическая безнадзорность в сочетании с гиперопекой, т.е. неумением справляться с жизненными ситуациями. Там, где господствует жесткая регламентация, где все определяется наставлениями и инструкциями, не остается места для нравственности.
- Напряженная жизнь, стрессовые ситуации, в тех семьях, где происходит разлад между родителями
(одной из причин разлада в семье, и это одна из главных причин – алкоголизация родителей).
А как же справиться с этим причинами, которые могут приводят к нарушению психологического здоровья?
Существуют 3 фактора, которые позволяют родителям оказывать позитивное влияние на судьбу своих детей и на принимаемые ими решения.
1.Это взаимоотношение родителей . Ребенок — плод взаимоотношений родителей. И любовь родителей друг к другу — это его жизненная основа, основа его уверенности в себе , в своей ценности. Если ребенок видит, что его родители любят друг друга, он чувствует себя в безопасности.
Поэтому, обнимитесь на глазах у детей, говорите о том, что любите друг друга, чтобы дети это слышали. Как минимум: не ссорьтесь, не выясняйте отношения, не плачьте на глазах у детей.
И еще важным моментом является личный пример родителей. Если с ребенком проблемы, то в первую очередь нужно анализировать себя и свои взаимоотношения в семье. Обычно дети зеркально отражают наши проблемы. Но пока мы сами не преодолеем эти проблемы, мы не сможем требовать этого от детей. Требуйте от себя вежливости, уважения к собственным родителям, бесконфликтности, здорового образа жизни. Как известно, «дети поступают не так, как мы им говорим, а так как поступаем мы сами». А по результатам проведенного анкетирования среди 5-11 классов можно сказать что, 80% опрошенных учащиеся очень переживают, что их родители пьют и курят.
2.Создание безопасного климата в семье . Атмосфера безопасности обеспечивается гармоничным сочетанием твердости и мягкости, труда и отдыха, необходимо поощрять и хвалить детей – для развития адекватной самооценки. Дом, где ребенок чувствует, что ему рады, что он вызывает интерес, что его уважают, его переживания разделены, и он играет определенную нужную и важную роль, всегда будет притягивать его и поддерживать его уверенность в себе (а у нас зачастую родители не хотят забирать своих детей даже на выходные дни, а детки это очень сильно переживают и чувствуют свою ненужность родителям).
3 .Фактор, который позволит родителям оказывать позитивное влияние на судьбу своих детей и на принимаемые ими решения это-
Эффективное общение с детьми. У детей существует колоссальная потребность в вас. Поэтому важно уделять время ребенку, проявлять интерес к жизни ребенка. Спрашивайте, как прошел день, что он думал, переживал, чувствовал. Не только про уроки и школу, но и про друзей, про последний фильм который он смотрел. Выслушивайте своих детей предельно внимательно, о чем бы они ни говорили. Рассказывает — значит, доверяет вам. Не потеряйте этого доверия.
Не срывайтесь на ребенке, уважайте мнение ребенка, делитесь своим жизненным опытом, проводите вместе время, не ожидайте от детей, что они претворят в жизнь ваши мечты, особенно те, что не смогли претворить вы.
Помните, что Ваше собственное поведение для детей и подростков является образцом для подражания. На свете нет ничего важнее, чем ваш ребенок. Желаю счастья и здоровья вам и вашим детям.
Источник