Наезд на пешехода: как возместить вред в результате ДТП
Согласно статистике ГИБДД, с начала 2018 года в Воронежской области было зарегистрировано 590 ДТП с участием пешеходов. В результате происшествий 96 человек погибло, 531 человек получил ранения различной степени тяжести. Ситуация с аварийностью на дорогах региона, особенно вопросы высокой тяжести последствий, вызывают обеспокоенность у МВД России. При этом у обывателей бытует ошибочное мнение, что вред, причиненный в результате ДТП с участием водителя автомобиля и пешехода, возмещается исключительно виновным в данном инциденте лицом. Проанализировав действующее законодательство, редакция «Полиграф.Медиа» предлагает алгоритм действий по возмещению причиненного вреда каждого участника происшествия.
ПДД: Вы – пешеход
Согласно правилам дорожного движения, «пешеход – лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге либо на пешеходной или велопешеходной дорожке и не производящее на них работу».
Поскольку пешеход является полноправным участником дорожного движения, то он наделен не только правами, но и обязанностями. И несет ответственность за совершенные правонарушения. Его обязанности: двигаться по тротуарам, пешеходным дорожкам, велопешеходным дорожкам, а при их отсутствии – по обочинам; при движении по краю проезжей части идти навстречу движению транспортных средств, и т.д.
Рассмотрим наиболее частые случаи: наезд на пешехода на регулируемом или нерегулируемом пешеходном переходе, в результате которого человеку причинен вред средней тяжести, не угрожающий его жизни. Это длительное (более 21 дня) расстройство здоровья, которое заключается, к примеру, в закрытом переломе мелких костей, вывихе мелких суставов, иногда потере пальца руки или ноги.
В этом случае рекомендуется:
- обратиться в медицинское учреждение для проведения медицинской экспертизы, определяющей тяжесть причиненного вреда;
- также можно обратиться в независимую экспертную организацию, которая есть практически в любом городе, например, в «Центр медицинских экспертиз», для получения заключения о степени тяжести причиненного вреда;
- если пострадавший длительное время находился на стационарном лечении, то подтверждающим диагноз документом считается выписной эпикриз.
- Пострадавшему необходимо сохранить всю медицинскую документацию, подтверждающую факт и степень причиненного физического вреда здоровью при наезде автомобиля.
Какой бывает вред?
Действующее гражданское законодательство предусматривает два вида вреда: имущественный и неимущественный. При наезде автомобиля на пешехода, переходящего проезжую часть в установленном месте, возмещению подлежат оба разновидности вреда. В случае, если пешеход переходил дорогу в неположенном месте – только моральный вред.
Имущественный вред – негативное материальное последствие правонарушения
Это вред, имеющий стоимостную форму, поэтому выражается конкретной денежной суммой. В этом случае к имущественному труду относятся не только затраты на стационарное лечение в медучреждении, но и повреждение при аварии имущества пешехода.
Неимущественный вред
Соответственно, вред, не имеющий стоимостной оценки. Он получил свое выражение в такой правовой категории, как моральный вред. О нем дает разъяснение Пленум Верховного суда в своем Постановлении (20.12.1994 №10).
Внесудебный и судебный порядок возмещения вреда
Пешеход имеет полное право на возмещение причиненного ему вреда. Добиться этого можно как во внесудебном порядке, так и в рамках судебного разбирательства. Первый вариант наиболее предпочтителен. Договоренности, оформленные в письменном виде, сэкономят время обеим сторонам и избавят от излишних судебных расходов.
Для разрешения вопроса возмещения вреда во внесудебном порядке потерпевшему и виновнику ДТП следует заключить соглашение в письменной форме и включить в него следующие обязательные условия:
- предмет соглашения, где кратко описывыются обстоятельства происшествия с указанием степени причиненного вреда;
- размер денежной компенсации и порядок ее выплаты;
- права и обязанности виновника ДТП и потерпевшего (пешехода);
- ответственность сторон соглашения в случае неисполнения возложенных соглашением обязанностей;
- срок действия соглашения;
- порядок разрешения спора в случае неисполнения условий соглашения.
К соглашению необходимо приложить копии документов, подтверждающих факт ДТП и факт причинения вреда здоровью пешехода с указанием степени тяжести вреда. Также обязательным приложением к соглашению будет расписка о получении потерпевшим денежного возмещения, выплаченного виновником ДТП во исполнение возложенных на него обязательств.
В случае, если не удалось урегулировать спор мирным путем, следует прибегнуть к судебной защите. Как показывает практика, это может недешево обойтись виновнику ДТП.
Компенсация морального вреда
Компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме, а ее размер определяется судом в каждом случае индивидуально, с учетом характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда. Определяя размер компенсации вреда, суд должен руководствоваться требованиями разумности и справедливости.
Таким образом, вне зависимости от наличия вины в произошедшем ДТП, потерпевший (пешеход) всегда имеет возможность взыскать с автомобилиста как владельца источника повышенной опасности сумму денежных средства в качестве компенсации морального вреда. Однако последнее слово в определении размера подлежащих выплате сумм останется за судом.
Пешеход всегда прав?
Следующая ситуация: когда виновен сам пешеход. Изменится ли его правовое положение в случае такой ситуации?
- Статья 1079 ГК РФ признает, что использование транспортного средства уже само по себе связано с повышенной опасностью для окружающих. Водитель обязан возместить вред, причиненный ТС, если не докажет, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего.
- Кроме того, владелец авто может быть освобожден судом от ответственности в случае, если грубая неосторожность самого потерпевшего содействовала возникновению или увеличению вреда. При этом размер возмещения вреда должен быть уменьшен в зависимости от степени вины потерпевшего и причиненного им вреда.
- В случае грубой неосторожности потерпевшего и отсутствия вины водителя, когда его ответственность наступает независимо от того, его действия стали причиной вреда пешеходу, размер возмещения должен быть уменьшен или в нем и вовсе может быть отказано.
На первый взгляд может показаться, что законодатель предусмотрел случаи освобождения водителя от ответственности или минимизировал размер возмещения им вреда в случае, когда виновником ДТП признан пешеход, совершивший правонарушение в форме грубой неосторожности. Однако действующим Гражданским кодексом предусмотрены императивные нормы, строго определяющие, что:
Подводим итог
С учетом норм действующего законодательства, у потерпевшего в результате ДТП пешехода есть реальная возможность взыскать имущественный и моральный вред с водителя автомобиля-причинителя вреда. Для начала следует попытаться решить вопрос в досудебном порядке, заключив соглашение с приложением необходимых документов. Если во внесудебном порядке урегулировать спор не удалось, за потерпевшим всегда закреплено право на обращение в суд с исковыми требованиями. В том случае, если виновником ДТП признан сам пешеход, которому наездом был причинен имущественный и моральный вред, несмотря на свою виновность, потерпевший имеет право на взыскание с водителя компенсации морального вреда.
Источник
Ответственность водителя при наезде на пешехода по статье 12.24 КоАП РФ 2021 года
К сожалению, технический прогресс имеет не только положительную сторону, и неудивительно, что с развитием потенциала легкового транспорта участилось количество ДТП. Автомобилисты нередко превышают скорость, гоняя не только по трассе, но и в пределах городской черты, в результате чего нередко происходит непоправимое – под колеса любителей быстрой езды попадают люди…
Действия водителя после ДТП с пешеходом
Уплотнение трафика на дорогах мегаполисов делает неизбежными всевозможные инциденты. В итоге автомобили сталкиваются не только с другим транспортом, но и пешими участниками дорожного движения. Однако в подобных происшествиях далеко не всегда виноваты автомобилисты.
Неправильно спланированная пешеходная инфраструктура, плохой обзор, элементарная безграмотность в вопросах ПДД, пренебрежение этими нормами, а иногда и откровенная халатность делают свое дело, разделяя не только пешеходную, но и водительскую жизнь на «до» и «после».
Именно поэтому сохранять бдительность должны все участники дорожного движения без исключения, помня о том, какие непоправимые последствия может иметь банальная рассеянность.
Конечно, это не значит, что в случае очевидной вины пешехода водитель должен продолжать движение после столкновения, и дело тут не только в моральной стороне вопроса, но и гражданской, административной и уголовной ответственности.
Поэтому вне зависимости от обстоятельств, тяжести последствий наезда и наличия вины, в случае столкновения с человеком каждый водитель обязан выполнить следующие шаги:
- Незамедлительная остановка и включение аварийной сигнализации с последующим обозначением ДТП с помощью специального белого треугольного знака с красной окантовкой (щит выставляется на расстоянии в 15 или в 30 м от места происшествия в городе и за его пределами, соответственно).
- Вызов полиции по номеру 102.
- Вызов скорой помощи по номеру 103 с оказанием помощи пострадавшему, но без серьезного вмешательства, поскольку неквалифицированные действия могут оказаться губительными.
Кроме того, еще до приезда полицейского наряда настоятельно рекомендуется опросить всех случайных очевидцев, в случае чего заручившись их поддержкой в виде дачи адекватных свидетельских показаний по ДТП.
Также необходимо максимально подробно описать ситуацию прибывшим представителям правоохранительных органов, не забывая о том, что дача ложных показаний чревата серьезнейшими последствиями.
Ответственность за наезд на человека
В случае совершения наезда на пешехода не стоит надеяться на благополучный исход событий, ведь только в 15% случаев автомобилистам удается избежать ответственности перед законом, да и то, если удастся полюбовно решить проблему и дело обойдется без серьезных увечий. Во всех остальных ситуациях решающую роль будет играть характер и степень травмирования пострадавшего.
И если говорить в общем, то незначительные царапины, ссадины и порча личного имущества пешехода чревата для водителя административной ответственностью, тогда как в случае нанесения тяжких телесных повреждений или серьезного ущерба здоровью, несовместимого с жизнью, в силу вступает Уголовный кодекс РФ.
Только в 15% случаев автомобилистам удается избежать ответственности перед законом
Что же касается степени ответственности, то все эти положения подробно прописаны в следующих статьях:
- 1079 и 1094 ГК РФ, согласно которым виновник наезда обязуется материально компенсировать причиненный физический и имущественный вред, в случае если пешеход временно утратит свою трудоспособность.
- 12.24 КоАП РФ – с нарушителя производится денежное взыскание.
- 264 УК РФ применяется только в тяжелых случаях, предполагая последующее лишение свободы, судебное разбирательство и тюремное заключение (в отдельных ситуациях водитель может получить условный срок).
Стоит отметить, что если речь не идет о тяжелых травмах и летальном исходе, то большое значение будет иметь грамотность послеаварийных действий водителя, а также наличие отягощающих или смягчающих обстоятельств.
Полноценное сотрудничество со следствием и признание своей вины, если таковая будет иметь место, также пойдут автомобилисту на пользу.
Наказание по КоАП и УК за сбитого пешехода
Итак, произошел наезд, отмотать время назад невозможно, но к счастью, все обошлось без серьезного ущерба для жизни и здоровья. Это значит, что на плечи водителя возлагается административная ответственность, а вместе с ней и определенные наказания, которые будут напрямую зависеть от обстоятельств и последствий.
Без вреда здоровью
Ситуация, когда водитель в силу разных обстоятельств не уступает пешеходу, но такие действия обходятся для обоих легким испугом, не является редкостью. И даже если был совершен легкий наезд, который не повлек за собой никаких последствий, автолюбителю придется выложить от 1,5 до 2,5 тыс. руб., поскольку именно такой размер взыскания предусматривается в статье 12.18 КоАП.
Гораздо хуже будут обстоять дела в том случае, если подобный поступок был совершен водителем, управляющим транспортным средством в нетрезвом состоянии, ведь тогда ему нужно будет уплатить все 30 тысяч.
Имущественный вред
Разбитый телефон, испорченный натуральный мех, разорванная сумка и обувь – все эти потери носят сугубо имущественный характер, но это не означает, что автолюбителю не придется нести за них ответственность. При этом помимо административного кодекса, в силу вступает еще и уголовный, поэтому виновнику не останется ничего, кроме как возместить причиненный ущерб в 100% объеме.
Легкий, средний и тяжкий вред здоровью
Причинение вреда здоровью – уже совершенно другая степень ответственности, регулирующаяся статьей 12.24 КоАП и 264 УК. Так, легкие травмы, нанесенные водителем пешеходу вследствие наезда, выльются в 2,5-5 тыс. руб. при условии, что он был в трезвом виде. Подтвержденное состояние алкогольного опьянения, а точнее, наказание за него прописано в статье 12.8 КоАП, поэтому санкции придется плюсовать.
В случае причинения ущерба здоровью средней степени тяжести, придется выложить от 10 до 25 тыс. или отбыть заключение сроком в 2 года, поскольку это единственное альтернативное решение при отсутствии требуемой суммы.
Еще хуже будут обстоять дела тогда, когда ущерб будет тяжелым, ведь в этом случае представители правоохранительных органов руководствуются исключительно Уголовным кодексом.
Причинение вреда здоровью – уже совершенно другая степень ответственности
В итоге преступившему закон грозит лишение или ограничение свободы сроком на 2 или 3 года, соответственно, или 6-месячный арест. Кроме того, статья 264 УК предусматриваются принудительные работы на протяжении 24 месяцев (указанный срок является максимальным). Е сли же во время совершения наезда водитель был пьян, то приведенные выше сроки могут быть увеличены в большую сторону до 4 лет в случае лишения свободы, и до 3 лет для принудительных работ.
Последствия ДТП, повлекшие смерть
Самое страшное, что может случиться на дороге, это летальный исход. Ответственность за наезд, повлекший за собой такие последствия, – 5-летнее лишение свободы за одного погибшего в результате наезда и 7-летнее за двух и более. Кроме того, водителю могут грозить исправительные работы, которые, к слову, не освобождают от тюремного заключения.
Отягчающие обстоятельства для водителя
Среди отягчающих обстоятельств, констатация которых только усугубит водительскую участь, выделяют не только состояние алкогольного или наркотического опьянения. Так, водителю придется отвечать по всей строгости и в том случае, если наезд был совершен вследствие откровенного пренебрежения ПДД или после ДТП виновный решил скрыться с места происшествия. И если полиции удастся доказать этот факт, то предусматриваемое по этому делу в административно-правовых нормах наказание будет ужесточено.
Самое страшное, что может случиться на дороге, это летальный исход
Судебная практика по статье 12.24 КоАП РФ
Конечно, ситуаций – миллион, и каждая из них сопровождается своими обстоятельствами. Случаются и спорные моменты с совершенно неожиданным исходом, в пользу чего говорит реальная история из жизни, когда гражданин К. совершил случайный наезд на гражданку Н. в момент ее перехода через дорогу по нерегулируемому пешеходному перекрестку. В итоге было открыто административное дело по статье 12.24, поскольку Н. получила одиночный перелом и черепно-мозговую травму.
Что касается водителя, то он был трезв и скорость не превышал, совершив наезд из-за ослепления фарами припаркованного у обочины автомобиля. Вину свою К. полностью признал, как и готовность возместить все расходы на лечение Н. Целью водителя было сохранение прав, хотя и каялся он по-настоящему. В свою очередь пострадавшую не устроил такой расклад, и она согласилась на полюбовное решение вопроса только за денежную компенсацию своих страданий в размере 200 тыс. руб.
Полноценное сотрудничество со следствием и признание своей вины пойдут автомобилисту на пользу
Таких средств у К. не было, в результате чего дело дошло до судебных разбирательств, в ходе которых судья усмотрела явное вымогательство со стороны Н., несопоставимость требуемой суммы понесенному ущербу, а также корректное поведение К. и его реальную готовность идти на встречу. В итоге водитель получил штраф на 15 тыс. руб., а пострадавшая компенсацию по административному взысканию в размере 700 руб., фактически оставшись ни с чем. Что касается прав, то К. не лишился удостоверения, правда, ездить стал намного аккуратнее.
Способы возмещения ущерба
В настоящее время, если водитель и пешеход не могут прийти к общему консенсусу в вопросах возмещения материального и морального ущерба, в ход идут два официальных способа компенсации: по страховому полису или посредством судебного разбирательства.
И если актуальным вариантом будет страховое возмещение, то только на рассмотрение дела страховиками может уйти до 30 суток. При этом совсем не факт, что эксперты дадут добро на выплату.
Как показывает практика, именно судебным разбирательством заканчивается большинство ДТП, особенно если в них пострадал пешеход. И дело тут не только в условном восстановлении справедливости, но и компенсации ущерба, ведь если есть судебное постановление, то добиться возмещения имущественных и неимущественных убытков будет гораздо проще.
Источник