Меню

При сборе наследственного анамнеза учитывается состояние здоровья кого

При сборе наследственного анамнеза учитывается состояние здоровья кого

Необходимы все детали клинической картины. Дайте родителям и ребёнку возможность подробно изложить все жалобы в их собственных словах и темпе. Обратите внимание на рассказ родителей о жалобах: начало, длительность, предыдущие эпизоды, что приносит облегчение или усугубляет признаки, как долго продолжается недомогание, когда становится хуже и другие сопутствующие симптомы. Влияет ли это на образ жизни ребёнка или родителей? Что по поводу этого предпринимает семья? Обязательно выясните:
• что стало причиной обращения к врачу;
• что думают родители по этому поводу или причиной обращения стал страх за здоровье ребёнка.

Подробности дальнейшего сбора анамнеза зависят от причин и тяжести жалоб, возраста ребёнка. Пока проводят полное всестороннее обследование, которое приведено здесь, обычно более уместным считают выборочный подход. Это не должно стать поводом для краткого, небрежного сбора анамнеза, а напротив, позволяет сосредоточиться на тех моментах, где необходимо скурпулёзное, детальное уточнение истории заболевания.

Основные вопросы при оценке клинической картины:
• Общее состояние здоровья — насколько ребёнок активный и жизнерадостный?
• Нормальное развитие.
• Пубертатное развитие (если обосновано).
• Питание / потребление жидкости / аппетит.
• Любые недавние изменения поведения или личности.

Обследуемые системы определяют по ситуации:
• Диффузные сыпи, высокая температура (если измеряли).
• Дыхательная система — кашель, одышка, нарушения дыхания.
• ЛОР — инфекции горла, насморк, тяжёлое дыхание (стридор).
• Сердечно-сосудистая система — сердечные шумы, цианоз, устойчивость к физической нагрузке.
• Желудочно-кишечный тракт (ЖКТ) — рвота, диарея или запор, боль в животе.
• Мочеполовая система — дизурия, частое мочеиспускание, ребёнок влажный (недержание мочи), приучен пользоваться туалетом.
• Неврологическая система — судороги, головные боли, двигательные нарушения.
• Костно-мышечная система — нарушения походки, боли в конечностях или отёчность, другие функциональные нарушения.
Убедитесь, что, описывая проблему, вы и родители (или ребёнок) говорите об одном и том же.

Анамнез болезни ребенка:
• Акушерские и родовые проблемы у матери.
• Масса тела при рождении и гестация.
• Перинатальные проблемы, помещался ли в отделение интенсивной терапии новорождённых.
• Вакцинации (в идеале — из индивидуальной карты здоровья ребёнка).
• Предыдущие заболевания, госпитализации, операции, несчастные случаи, травмы.

Предшествующее лечение ребенка:
• Приём лекарств в настоящее время и в прошлом.
• Известные аллергии.

Семейный анамнез

Семья живёт в одном доме, гены и заболевания у членов семьи общие:
• Есть ли у кого-то из членов семьи или друзей схожие проблемы или серьёзные расстройства?
• Постройте генеалогическое древо. При наличии сведений о семейном заболевании продлите генеалогическое древо семьи на несколько поколений.
• Есть ли кровное родство?

Социологические данные о ребенке и семье

Выясните следующее:
• Значимую информацию о семье и окружении — род занятий родителей, экономический статус, условия жизни, отношения, курение родителей, стрессы в семье.
• Счастлив ли ребёнок дома? Какие игры или виды деятельности он предпочитает?
• Счастлив ли ребёнок в детском саду или школе? Такое социологическое исследование играет решающую роль, поскольку многие детские заболевания или патологические состояния связаны со следующими проблемами родителей.
• Злоупотребление алкоголем или наркотическая зависимость.
• Длительное состояние безработицы / бедность.
• Плохие жилищные условия с повышенной влажностью.
• Психические заболевания у родителей.
• Нестабильный брак родителей.

Сбор данных о развитии ребенка:
• Беспокойство родителей о зрении, слухе, развитии.
• Ключевые вехи развития.
• Предшествующее наблюдение за здоровьем ребёнка, тесты на развитие.
• Контроль функции мочевого пузыря и кишечника.
• Характер и поведение ребёнка.
• Проблемы со сном.
• Отношения и развитие в детском саду / школе. Изучите индивидуальную карту здоровья ребёнка.

Редактор: Искандер Милевски. Дата обновления публикации: 18.3.2021

Источник

При сборе наследственного анамнеза учитывается состояние здоровья кого

В анамнезе детей и подростков можно выделить семейный, личный, школьный анамнез и анамнез заболевания.

Особенностью семейного анамнеза является детальное выяснение внутрисемейных отношений, ролевых позиций членов семьи, лидерства родителей, их воспитательных установок, определение типа воспитания в семье (правильное гармоничное, неравномерное, «маятникообразное», недостаточное, гипоопека и безнадзорность, гиперопека — потворствующая гиперпротекция и родительский деспотизм, воспитание по типу «кумира семьи», по типу «Золушки»).

Важный раздел семейного анамнеза — наличие случаев психических заболеваний, эпилепсии, умственной отсталости, различных аномалий личности, как патологических, так и непатологических, например акцентуаций характера, по А. Е. Личко (1977, 1979), а также случаев самоубийств и суицидальных попыток у близких родственников (родители, дяди и тетки, бабушки и дедушки, братья и сестры).

При семейном накоплении однотипных или близких форм психической патологии целесообразно провести специальное генеалогическое обследование семьи.

Кроме того, в семейном анамнезе обращают внимание на генеративные функции матери (начало менструаций, количество и течение беременностей, выкидыши, мертворождения), а также на раннюю детскую смертность в семье и ее предполагаемые причины.

Личный анамнез имеет особо важное значение в психиатрическом обследовании ребенка и подростка, поскольку ведущая роль дизонтогепеза в происхождении большинства форм психической патологии детского и отчасти подросткового возраста по существу отождествляет историю индивидуального развития с анамнезом заболевания.

В раннем личном анамнезе выделяются такие моменты, как возраст родителей, особенно матери, при зачатии ребенка, каким по счету он родился, предшествовали ли данной беременности повторные аборты, особенно осложненные, состояние здоровья матери в период беременности, физические и психические травмы, профвредности во время беременности, особенности родов (срочные, досрочные, с преждевременным отхождением околоплодных вод, с применением щипцов, вакуум-экстрактора, выдавливания, наркоза и т. п.). Обязательно отражаются преи перинатальные поражения плода; внутриутробная гипоксия, родовая травма черепа, асфиксия при рождении, ее характер и длительность, время оживления, наличие кефалогематомы, деформации головы ребенка, судорог в первые часы и дни жизни, наличие и продолжительность желтухи в период новорожденности, сведения об иммунологической (по резуси АВО-факторам) несовместимости матери и плода и об иммунологическом конфликте.

Источник

Анамнез жизни и настоящего заболевания

Весь контент iLive проверяется медицинскими экспертами, чтобы обеспечить максимально возможную точность и соответствие фактам.

У нас есть строгие правила по выбору источников информации и мы ссылаемся только на авторитетные сайты, академические исследовательские институты и, по возможности, доказанные медицинские исследования. Обратите внимание, что цифры в скобках ([1], [2] и т. д.) являются интерактивными ссылками на такие исследования.

Если вы считаете, что какой-либо из наших материалов является неточным, устаревшим или иным образом сомнительным, выберите его и нажмите Ctrl + Enter.

История жизни (anamnesis vitae) включает сведения общебиографического характера: место рождения, образование, место и условия жизни в прошлом и в настоящем, материальная обеспеченность, семейное положение, представляют интерес увлечения, привычки, проведение отдыха, степень физической активности.

Характеризуется профессиональная деятельность с учетом возможных профессиональных вредностей, наличия подобных клинических проявлений у других работников данного производства.

Среди профессиональных факторов следует иметь в виду вдыхание пыли, в том числе содержащей двуокись кремния, асбест и др., вибрацию, лучевую нагрузку, воздействие свинца, ртути, паров растворителей, окиси углерода, бериллия. При этом следует уточнять наличие мер защиты, проведение профилактических мероприятий и периодических медицинских осмотров и их полноту.

Особое внимание уделяется перенесенным болезням, их течению. При этом возможно выявление хронических патологических процессов, информацию о которых следует перенести в историю настоящего заболевания. Следует особо спросить о перенесенных операциях, осложнениях в пред- и послеоперационном периоде, кровотечениях и переливаниях крови, донорстве, при которых резко увеличивается вероятность инфицирования вирусами гепатита В и С (причина многих висцеральных поражений).

Важным является вопрос о так называемых вредных привычках (курение, употребление алкоголя). Всегда следует стремиться к количественной их характеристике, так как курение и употребление алкоголя относятся к важным факторам риска ряда патологических состояний. Характеристику курения (возраст начала курения, число выкуриваемых сигарет и т. д.) больные дают достаточно объективно. Однако употребление алкоголя пациенты очень часто преуменьшают. В связи с этим следует дополнительно расспросить родственников и близких больного и обратить внимание на некоторые так называемые маркеры алкоголизации (в том числе при оценке внешнего вида больного). Следует учитывать периоды пребывания пациента в странах с непривычным для него климатом и условиями жизни (тропики), возможностью возникновения паразитарных инвазий.

Общий анамнез должен включать сведения о половой функции. Женщин расспрашивают о течении менструаций (регулярность, обильность, болезненность), течении беременностей и родов, времени прекращения менструаций — климаксе и сопутствующих ему проявлениях (приливы, проявления невроза). Эти данные имеют значение для объяснения некоторых симптомов, в частности болей в сердце. Здесь же следует спрашивать о контрацептивных мерах, в частности о приеме гормональных препаратов, длительное использование которых может приводить к серьезным осложнениям.

Читайте также:  От чего зависит индивидуальное здоровье 4 фактора

Наследственность может играть роль фактора, предрасполагающего к болезни, которая развивается обычно под влиянием также внешних воздействий. Сведения о болезнях и причинах смерти родителей и близких родственников могут быть ценными для диагностики и особенно прогноза. Существенное значение имеют, например, заболевание и особенно смерть одного из родителей в относительно молодом возрасте от ишемической болезни сердца или мозгового инсульта, а также наличие у родственников таких болезней, как сахарный диабет, ишемическая болезнь сердца, гипертоническая болезнь, подагра, туберкулез. Выясняется семейное положение больного, какие отношения в семье, кто ведет хозяйство, кто оказывает больному помощь в быту в случае необходимости.

Болезнь может проявляться у родственников одного пола. Так, гемофилией болеют только мужчины, но заболевание передается от деда к внуку только через внешне здоровую дочь.

При оценке психологического состояния больного учитываются манера рассказывать (заторможенность или, наоборот, возбуждение, многословие), реакция больного на различные виды психологического стресса, в том числе на настоящую болезнь — вызывает ли она излишний страх и опасение неблагоприятного прогноза или имеет место недооценка серьезности ситуации, что влечет нарушение режима, неаккуратный прием или даже скрытое прекращение приема лекарственных препаратов и т. п. Желательно стремиться к возможно более откровенной беседе с больным, создавая одновременно психологическую атмосферу доверия, уверенности больного в необходимости и важности проводимых диагностических и лечебных мероприятий, веры во врача.

По-особому могут складываться отношения больного со студентом-медиком, которому поручена курация. В любом случае даже короткая встреча должна начинаться со знакомства, выяснения имени и отчества, основных сведений о больном, его жалоб, а желательно (хотя бы кратко) — и анамнеза заболевания. Затем проводится обследование, иногда избирательно того или другого органа. В любом случае больной должен видеть в студенте одного из медиков, которые стремятся ему помочь.

Источник

АНАМНЕЗ

АНАМНЕЗ (греческий anamnesis — воспоминание) — совокупность сведений о больном и развитии заболевания, получаемых при опросе самого больного и знающих его лиц и используемых для установления диагноза и прогноза болезни, а также выбора оптимальных методов ее лечения и профилактики. В ряде случаев при сборе анамеза используется документация.

Анамнез — важная часть комплексного обследования больного (см.). Корифеи отечественной медицины (М. Я. Мудров, С. П. Боткин, Г. А. Захарьин, А. А. Остроумов) придавали а большое значение. По мнению Хегглина (R. Hegglin), в кабинете врача диагноз устанавливается по данным анамнезу приблизительно в 50% случаев, на основании объективного исследования — в 30% и по лабораторным данным — в 20% случаев. По материалам Врушке (А. Bruschke), при помощи анамнеза правильный диагноз стенокардии можно установить в 71% случаев, что превышает информативность ЭКГ.

Собирание анамнеза проводится путем расспроса больного, а в некоторых случаях — его родных и окружающих лиц, особенно при исследовании маленьких детей, больных, находящихся в крайне тяжелом или бессознательном состоянии, психически больных, глухонемых. Умело собранный анамнез помогает правильно трактовать данные объективного исследования и составить представление о локализации и характере патологического процесса. При собирании анамнеза следует руководствоваться гуманными принципами советской медицины и учитывать определение здоровья, сформулированное ВОЗ: «Здоровье является состоянием полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезни и физических дефектов». Анамнез строится по определенному плану. Сначала собирают анамнез болезни (anamnesis morbi), потом анамнез жизни (anamnesis vitae) с учетом возможного влияния наследственности, социальных и семейных условий, профвредностей.

При составлении анамнеза болезни уточняют жалобы больного, анализируют последовательность возникновения и взаимосвязь отдельных признаков болезни и динамику заболевания в целом. Выявляют причинные и способствующие развитию заболевания факторы. Справляются о ранее установленном диагнозе и применявшемся лечении, его эффективности и переносимости лекарств (фармакологический анамнез).

Изучение динамики заболевания включает сведения о состоянии здоровья и трудоспособности больного до болезни, о продолжительности заболевания и особенностях начального периода, о последовательности развития различных проявлений болезни. Узнают, были ли периоды улучшения и ухудшения состояния, чем они объяснялись, в какое лечебное учреждение больной обращался, как менялась его трудоспособность. Врача должны интересовать не только факты из жизни и признаки болезни, но и отношение больного к этим фактам, особенности личности больного. Данное страдание может оказаться обострением хронического или последствием (осложнением) другого, иногда давно, даже в раннем детстве перенесенного заболевания (см. История болезни).

Содержание

Анамнез жизни

Анамнез жизни дает более полное и общее понятие об особенностях организма, что очень важно при индивидуализации лечения, а также для профилактики обострений. Анамнез жизни можно собирать по следующей схеме: 1) перенесенные заболевания, травмы, операции; 2) общие биографические данные по периодам жизни; 3) наследственность; 4) семейная жизнь; 5) условия труда и быта; 6) вредные привычки. Каждый врач может пользоваться наиболее подходящей для его работы схемой собирания анамнеза, особенности которой зависят от специальности врача и контингента больных. Имеет значение и характер подозреваемого заболевания, тяжесть состояния больного, особенности его личности. Общими требованиями к анамнезу жизни должны быть полнота, системность и индивидуализация. В стационаре такой расспрос производится весьма подробно, а в поликлинике — только по основным моментам, необходимым для диагноза и лечения. В большинстве случаев это допустимо, так как больные с более сложным диагнозом, как правило, консультируются специалистами и направляются в стационар. Но и в условиях стационара объем и глубина анамнеза зависят от особенностей заболевания.

Перенесенные заболевания перечисляются в хронологическом порядке, причем врач должен не ограничиваться выяснением лишь факта заболевания, а уточнять и особенности течения, наличие осложнений и суть лечения в тех случаях, когда это в той или иной мере могло повлиять на особенности настоящего заболевания. Важно знать, не болел ли больной туберкулезом, гипертонией, не подозревалась ли у него злокачественная опухоль, не лечился ли он глюкокортикоидами, антибиотиками или другими препаратами и как он их переносил. Иногда больной может отрицать перенесенные заболевания (например, туберкулез, сифилис и другие). Это может случиться, если больному непонятны или неизвестны названия болезни или он сознательно скрывает ее. Поэтому врач должен критически относиться к высказываниям по этим вопросам. Приходится иногда видоизменять формулировку вопроса, избегая при этом внушения.

Касаясь профессии и возможного влияния санитарно-гигиенических условий труда на работоспособность и здоровье исследуемого, выясняют, с какого возраста больной стал работать, какими профессиями и сколько времени занимался, каковы стаж работы и квалификация по данной профессии и были ли перерывы, выполняет ли дополнительную работу, помимо основной, устанавливалось ли ранее у него профзаболевание и были ли производственные травмы. Здесь схема опроса может быть такой: 1) трудовой процесс и режим труда; 2) физические, химические и бактериологические профвредности; 3) санитарное состояние помещений и организация мероприятий по борьбе с профзаболеваниями на месте работы; 4) мнение больного о связи между тем или иным вредным моментом и его заболеванием и трудоспособностью. Часть анамнеза, касающаяся профессии, помогает выявить ряд существенных обстоятельств, необходимых для понимания основного заболевания. Поэтому она должна быть обязательно внесена в каждую историю болезни. Если есть основания связать настоящее заболевание с вредными профессиональными факторами (лучевая энергия, шум, вибрация, промышленная пыль и тому подобное), то в дальнейшем желательно получить от соответствующих специалистов подтверждение о наличии на предприятии указанных больных вредных влияний. Неудовлетворительные бытовые условия, даже имевшие место в прошлом, особенно в детстве, могут отразиться па здоровье человека. Выясняют семейное положение, санитарно-гигиеническую характеристику квартиры и питания, расстояние от места работы до жилья, узнают, ведет ли больной общественную работу, как отдыхает, каковы его увлечения, привычки, имеется ли конфликтная ситуация дома или на работе.

Выясняя особенности семейной жизни больного, справляются о здоровье жены (мужа) и детей. Нужно знать и о состоянии здоровья родителей больного и ближайших родственников, имея в виду наследственное предрасположение семьи к тем или иным заболеваниям, особенно при подозрении на злокачественную опухоль, ишемическую болезнь сердца и мозга, гипертоническую болезнь, ревматизм, болезни крови, тиреотоксикоз, врожденный дефект органа, камни почек или печени, психические заболевания.

Следует иметь в виду, что иногда больной по разным причинам преуменьшает свои страдания (см. Диссимуляция) или, наоборот, преувеличивает (см. Аггравация), или даже измышляет их (см. Симуляция). От опыта врача зависит умение критически оценивать данные анамнеза.

Взаимопонимание и доверие между врачом и больным, охраняемое врачебной тайной (см. Деонтология медицинская), является многовековой традицией. Эти отношения должны создаваться в процессе собирания анамнеза. Сбор анамнеза является научным методом, как и другие методы исследования больного, и требует от врача многих знаний, как специальных, так и психологических, а также известного навыка. Умение врача установить контакт с больным, создать обстановку для дружеской беседы, правильно задавать вопросы во многом определяет количество и качество получаемой информации. Анализ данных анамнеза должен проводиться с учетом особенностей личности больного, а достоверность их оценивается при сопоставлении с физикальными, инструментальными, лабораторными данными и с медицинской документацией (см. Диагноз, диагностика). Формулировка развернутого клинического диагноза больного делается возможной лишь в результате использования всех данных, полученных с помощью многих методов исследования и проанализированных на основании законов формальной логики и категорий диалектики.

Читайте также:  Академия мвд требования по здоровью

Создание эффективной системы опроса больного, основанной на применении вычислительной техники, может способствовать усовершенствованию решения лечебно-диагностических задач, хотя многие клиницисты считают, что анамнез болезни является неподходящей областью для автоматизации. Система опросников, которые заполняются лично пациентом, является исходной точкой исследований по улучшению сбора и записи клинической информации непосредственно от пациента. Эти системы до некоторой степени ограничены введением в вычислительную машину данных при помощи перфокарт (см. Диагностика машинная). Более совершенны машины, которые дают возможность вводить ответы больных с помощью клавиатуры непосредственно в блок управления. Полученный анамнез сохраняется записанным на магнитной ленте и может быть быстро напечатан. По данным Слака (V. Slack) машинная программа, приспособленная к вопроснику по аллергии, по своей гибкости и полноте не уступала врачебному сбору анамнеза, но превосходила его по логичности, четкости и экономичности. Однако «машинный» анамнез лишает лечащего врача того непосредственного впечатления, которое складывается при искренней беседе с больным и оказывается незаменимым для определения индивидуального подхода и лечения.

Анамнез у детей

Анамнез у детей имеет свои особенности. Детскому врачу обычно приходится расспрашивать не самого ребенка, а чаще всего мать, отца или других лиц, окружающих, обслуживающих и воспитывающих его. Правильно собранный анамнез имеет значение не только для успешного исследования и лечения, но и для организации режима жизни, питания и воспитания здорового ребенка — основных моментов профилактики любых заболеваний у детей. Некоторые вопросы следует задавать в отсутствие ребенка или в непонятной для него форме. Не следует отказываться от дополнительных вопросов и самому ребенку — школьнику и даже дошкольнику; такой вполне серьезный разговор с ребенком позволяет установить с ним необходимый контакт. Получаемые от ребенка ответы должны быть использованы с осторожностью, так как дети легко внушаемы и недостаточно дифференцируют свои субъективные ощущения. При опросе взрослого и ребенка необходимо быть тактичным и чутким, не должно быть и шаблона. Наиболее ценные сведения обычно сообщает мать ребенка.

Выяснив фамилию, имя, отчество, возраст ребенка и причину обращения к врачу, лучше всего попросить мать рассказать все, что она считает необходимым. Не обрывая рассказ матери, надо умелыми вопросами придавать ему желательное направление. По окончании рассказа матери следует дополнительно расспросить ее о последнем заболевании ребенка, уточняя жалобы ребенка, время заболевания, особенности его начала и дальнейшего течения, характер температуры, другие проявления болезни, уже проведенное лечение и результаты его.

Выяснив анамнез данного заболевания, уточняют анамнез жизни ребенка, условия, в которых протекало его внутриутробное развитие, ранее перенесенные заболевания. Эти сведения лучше собирать в хронологическом порядке. Уточняют моменты периода внутриутробного развития: от какой по счету беременности и от каких родов ребенок, как протекала беременность; если мать болела, то чем, как и в какие сроки беременности; какую выполняла работу, за сколько времени до родов ушла в отпуск, каков был режим жизни и питания; закончилась ли беременность в срок, досрочно или несколько затянулась; предполагаемая причина преждевременных родов.

Особого внимания заслуживает период новорожденности и первый год жизни ребенка. Важно уточнить особенности родового акта (быстрые, затяжные роды), применялось ли акушерское пособие и какое (вакуум-экстрактор, щипцы); закричал ли ребенок сразу после рождения или после проведенных мер оживления; состояние ребенка при рождении — вес, длина тела; на какой день принесли ребенка матери для кормления, как он взял грудь в первый раз и как кормили его в родильном доме в следующие дни; была ли у него желтуха и какая; когда отпал остаток пупочного канатика и как заживала рана; болел ли ребенок в родильном доме и если болел, то чем и как его лечили; на какой день жизни был выписан из родильного дома, если с задержкой, то почему (болезнь матери или ребенка); вес при выписке. Эти сведения целесообразно уточнять по документам из родильного дома.

Большое влияние на развитие и заболеваемость ребенка оказывает вскармливание, режим жизни и воспитание; необходимо уточнить, как вскармливался ребенок — по часам или беспорядочно, с ночным перерывом или без него, когда и какие были введены докорм и прикорм, когда ребенок отнят от груди; с какого времени и сколько получал продуктов, содержащих витамины (соки, фрукты, ягоды, аптечные препараты); какое питание было после года и позже, до последнего заболевания и во время болезни.

Наряду с вопросами о питании ребенка необходимо подробно расспросить, как развивался в течение всей своей жизни ребенок физически и психически, каковы были условия физического воспитания, начиная с первых месяцев жизни, имелся ли врачебный контроль. Посещал ли ребенок детское учреждение, каково мнение воспитателей и преподавателей о поведении и школьных успехах; отношение с товарищами по коллективу. Взаимоотношения в семье; отношение к ребенку, режим жизни, прогулок, сна и так далее.

Необходимо выяснить, какие болезни и когда раньше перенес ребенок, как они протекали, лечился в больнице или дома, состоял или состоит под диспансерным наблюдением ревматолога, фтизиатра, эндокринолога или других специалистов, бывал ли в санаториях, где и когда; сделаны ли профилактические прививки; была ли положительной туберкулиновая проба (Пирке, Манту), когда; вводились ли чужеродные сыворотки, получал ли трансфузии крови и так далее.

Большое значение имеют сведения о семье. Следует выяснить возраст родителей, их профессии, условия работы и жизни, материальную обеспеченность, когда и какими острыми заболеваниями болели. Особое внимание надо обратить на выявление наследственных и семейных заболеваний, узнать, не состоят ли родители в родстве, имеются ли хронические инфекции и интоксикации не только у родителей, но и у ближайших родственников (туберкулез, сифилис, расстройство обмена, аллергические, эндокринные, нервные, психические, алкоголизм, наркомания и другие заболевания). Важно уточнить активность хронических инфекций и насколько тесен был контакт обследуемого ребенка с этими больными: число предшествовавших у матери беременностей и родов, число выкидышей и искусственных абортов и причины преждевременного прерывания беременности; сколько и какого возраста есть еще дети в семье, как они развиваются, чем болели, имеются ли у них проявления тех или других наследственных и семейных заболеваний, сколько из них доношенных и недоношенных; если были умершие, выяснить причины их смерти.

Дополнительные сведения анамнестического характера могут быть получены врачом в процессе обследования и лечения больного. Вопросы анамнеза различны в зависимости от возраста ребенка, характера его болезни и некоторых других моментов. Необходимо внимательно оценивать анамнез жизни и анамез семьи и при наблюдении за здоровыми детьми.

Анамнез психически больных

Изучение анамнеза психически больных играет особую роль для установления диагноза и отличается рядом специфических особенностей. Различают субъективный и объективный анамнез.

Данные субъективного анамнеза получают при расспросе больного. Однако и этот, на первый взгляд сравнительно простой, прием в большинстве случаев связан со значительными трудностями. Собирая анамнез, психиатр одновременно должен оценить характер наблюдающихся психических изменений, поскольку от них зависит достоверность полученных данных. В части случаев получить такие данные невозможно из-за нарушения сознания, грубых изменений памяти, слабоумия или речевых расстройств. В других случаях в связи с наличием негативизма, недоступности, бреда, галлюцинаций (запрещающие голоса) или тенденции к диссимуляции больные отказываются сообщать анамнестические сведения или искажают их в свете своих болезненных переживаний.

Собирание объективных анамнестических сведений — весьма важный и ответственный этап построения диагноза психического заболевания. В отличие от других отраслей медицины, имеет значение не только состояние физического здоровья больного в прошлом, а в равной мере и все стороны его поведения, полученное им общее и специальное образование, образ жизни, привязанности и интересы, привычки, профессиональная деятельность, семейная жизнь и отношение к окружающим, участие в общественной жизни, характер занятий в часы досуга.

Читайте также:  Режим дня ребенка залог здоровья

Сбор такого объема сведений может оказаться трудоемкой для врача задачей, для осуществления которой потребуются не только расспросы членов семьи, но и других лиц, например товарищей по работе, руководителей. При проведении такого всестороннего и целенаправленного обследования врачу помогают специальные сестры-обследовательницы. Предметами объективного анамнеза могут быть письма больного, его записки, дневники, а иногда и созданные больным научные труды или произведения искусства.

Полноценный, пригодный для достаточно обоснованных диагностических выводов анамнеза психического заболевания должен, кроме всего указанного, содержать: генетически-конституциональные данные, то есть сведения по наследственной отягощенности больного психическими заболеваниями или различными личностными аномалиями; сведения об особенностях развития больного в раннем детстве, в частности о характере так называемых возрастных кризов; характеристику преморбидной личности больного, склада его характера и сведения о возможной динамике личностных особенностей больного в течение жизни; сведения об умственных способностях больного, о его успехах в учебе и трудовой деятельности в динамике; сведения о взаимоотношениях с окружающей средой, контактах, реакциях на воздействие различных соматогенных и психогенных факторов; сведения о перенесенных соматических заболеваниях, инфекциях и интоксикациях, а также о тяжести и характере перенесенных психических травм; данные о генеративных функциях, о родах, климактерическом периоде и тому подобное.

Все сведения, полученные путем собирания субъективного и объективного анамнеза, излагаются в истории болезни раздельно и в хронологическом порядке, что обеспечивает их адекватное использование.

Получение таких полных анамнестических сведений о психически больных является обязательной предпосылкой для динамического изучения психических заболеваний.

Только данные психического анамнеза, освещающие как биологические, так и социальные аспекты болезни и личности больного, помогают установить точный клинический диагноз и, в частности, позволяют судить о роли и характере конституционально-генетического фона, на котором развивается психическая болезнь, и особенностях преморбидной личности больного, об истинном сроке начала заболевания, о форме его течения и степени его прогредиентности, о наличии и характере психических расстройств и личностных сдвигов, предшествовавших данному болезненному состоянию, а также об изменениях социального поведения и трудоспособности и возможностях компенсации дефектов психики, обусловленных развитием болезненного процесса. Раскрывая историю развития психической болезни, анамнез психически больного является важнейшим звеном в познании ее природы и в определении путей и методов социально-трудовой реабилитации больных.

Анамнез в судебно-медицинской практике

Анамнез в судебно-медицинской практике характеризуется рядом особенностей. К ним относятся: широкое понимание анамнеза как источника различных предварительных ориентирующих сведений; использование анамнеза при всех видах экспертиз, проводимых при расследовании преступлений против личности; собирание анамнеза без наводящих вопросов; критическое отношение к анмнезу в свете объективных данных, полученных в процессе экспертизы.

Для получения анамнестических сведений эксперты используют: 1) медицинские документы (целесообразно в подлинниках) — истории болезни, амбулаторные карты, результаты лабораторных анализов, заключения консультантов; 2) материалы предварительного и судебного следствия (протоколы допросов, осмотров, очных ставок и тому подобное); 3) личные объяснения потерпевших, подозреваемых, обвиняемых, подсудимых, а также свидетелей; 4) данные, сообщаемые лицами, подлежащими освидетельствованию (жалобы).

Содержание и объем анамнеза зависят от объекта, цели и условий проведения экспертизы (освидетельствование в амбулатории или в стационаре, первичное или повторное исследование трупа, различные виды лабораторных исследований вещественных доказательств), а также от характера и совокупности материалов, собранных на разных стадиях предварительного и судебного следствия. В документах, составляемых при судебно-медицинских экспертизах, данные анамнеза обозначаются как «предварительные сведения» или «обстоятельства дела» (см. Документация медицинская). При оформлении в судебно-медицинских документах данные анамнеза должны регистрироваться точно, дословно или текстуально для обеспечения объективности при составлении заключений. При освидетельствовании малолетних детей, особенно в связи с половыми преступлениями, целесообразно собирать анамнез у лиц, сопровождающих потерпевшего.

Особое значение в диагностических выводах эксперта приобретают данные анамнеза, если производится определение психического или физического состояния свидетеля или потерпевшего в случаях, когда возникает сомнение в их способности правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать о них правильные показания (ст. 79 УПК РСФСР и соответствующие статьи УПК союзных республик), ее ли решается вопрос об искусственном происхождении болезни, ее симуляции или аггравации, если исследуется труп лица, умершего скоропостижно, а также если возникает необходимость оценки правильности оказания медпомощи.

При исследовании вещественных доказательств в судебно-медицинских лабораториях в качестве анамнеза используются сведения из материалов следствия и предшествующих судебно-медицинских экспертиз.

В условиях судебно-медицинской практики необходимо иметь в виду, что собранный экспертом анамнез может быть неполным, неточным и даже умышленно искаженным. Все это обязывает к установлению объективных данных, подтверждающих или в разной степени отрицающих сведения анамнеза.

Эпидемиологический анамнез

Эпидемиологический анамнез собирают с целью выявления источника инфекции, возможных путей ее передачи и разработки противоэпидемических мероприятий (см.). Клинико-эпидемиологическая направленность определяет специфическую особенность эпидемиологического анамнеза — одного из начальных звеньев единой противоэпидемической и профилактической деятельности инфекционной службы.

Эпидемиологический анамнез прежде всего дает ответ на вопрос о месте, обстоятельствах и условиях, при которых могло произойти заражение, а также о возможных путях и способах передачи возбудителя инфекции другим лицам.

Сбор сведений производится целенаправленно, активно, почти всегда неотложно и требует от врача высокой профессиональной подготовки и логического мышления.

Собирают данные о профессии больного, его занятиях, характере деятельности, условиях труда и быта, жилищных условиях, характере питания, соблюдении личной гигиены.

Важны сведения об иммунном статусе больного, для чего учитывают ранее перенесенные инфекционные заболевания, их давность, последствия. Получают сведения о проведенных профилактических прививках, их кратности, сроках их эффективного действия, поствакцинальных осложнениях, способе введения вакцины. Учитывают профилактическое применение сывороточных препаратов, иммуноглобулинов, неспецифических стимуляторов защитных сил организма, могущих влиять не только на клинику заболевания, но и на продолжительность инкубационного периода.

Существенное влияние на течение инфекционного процесса могут оказывать кортикостероиды, фаги и антибактериальные средства. Важно установить дозу, регулярность и продолжительность лечения, последние сроки приема препаратов, их переносимость. Следует иметь в виду возможную изменчивость микроорганизмов под влиянием этих средств. В связи с этим бактериологические посевы на обычные питательные среды материалов, взятых от больного, могут дать отрицательные результаты, в то время как в действительности он продолжает оставаться источником инфекции для окружающих.

Особенно трудной и важной частью анамнеза является выяснение контактов заболевшего с больными стертой, рецидивирующей или хронической формой инфекционной болезни, а также с реконвалесцентами, лихорадящими больными, диагноз заболевания которых не установлен, с бактерионосителями и лицами, контактировавшими с больными инфекционными заболеваниями. Выясняется также общение с животными — возможными носителями инфекционного агента, нахождение в эпизоотическом очаге или местности с природной очаговостью инфекционного заболевания в период, соответствующий пределам длительности инкубационного периода предполагаемого заболевания; уточняются сроки, время года, метеорологические условия.

В эпидемиологическом анамнезе находит отражение и влияние других факторов внешней среды, которые при наличии соответствующих условий могут играть роль в распространении подозреваемой инфекционной болезни: пищевые продукты, посуда, вода для питья или гигиенических целей, предметы быта, одежда, транспорт, которыми пользовался больной; укусы насекомых — носителей возбудителей инфекции или промежуточных хозяев инфекционных заболеваний; ранения, травмы и другие нарушения кожных покровов, их месторасположение, первичная обработка; операции, проведенные переливания крови за последний год как возможная причина некоторых инфекционных заболеваний (например, сывороточный гепатит).

Следует учитывать и возможность появления, особенно в пограничных районах СССР, в портах, железно-дорожных станциях, аэропортах, малоизвестных, редких инфекционных заболеваний, против которых население данного района не имеет иммунитета. См. также Эпидемиологическое обследование.

Библиография

Боткин С. П. Курс клиники внутренних болезней и клинические лекции, т. 1—2, М., 1950; Гиляревский С. А. и Тарасов К. Е. Субъективное и объективное в диагностике, в кн.: Методологические проблемы диагностики, под ред. А. И. Струкова, с. 21, М., 1965; Глязер Г. О мышлении в медицине, пер. с нем., с. 166, М., 1969; Ластед Л. Введение в проблему принятия решений в медицине, пер. с англ., с. 110, М., 1971; Хэгглин Р. Дифференциальная диагностика внутренних болезней, пер. с нем., с. 47, М., 1965; Grund G. и. Siеms H. Die Anamnese, Lpz.,1957.

А. у детей

Домбровская Ю. Ф., Лебедев Д. Д. и Молчанов В. И. Пропедевтика детских болезней, с. 64, М., 1970; Тур А. Ф. Анамнез, Многотомн. руководство по педиат., под ред. Ю. Ф. Домбровской, т. 1, с. 528, М., 1960; он же, Пропедевтика детских болезней, с. 231, Л., 1971.

З. И. Янушкевичус; И. В. Рубцов (эпид.), В. М. Смольянинов (суд.), А. Ф. Тур (пед.), Э. Я. Штернберг (психиат.).

Источник

Adblock
detector