Меню

При окислении витаминов выделяется энергия верно или нет

Параграф 20. 1. Биоокисление

Автор текста – Анисимова Елена Сергеевна.
Авторские права защищены. Продавать текст нельзя.
Курсив не зубрить.

Замечания можно присылать по почте: exam_bch@mail.ru
https://vk.com/bch_5

Параграф учебника по биохимии 20.1
«Б и о о к и с л е н и е».

20. 1. 1. Б И О О К И С Л Е Н И Е и его медицинское значение.
20. 1. 2. Отличия биоокисления от окисления в неживой природе.

22. 1. Б И О О К И С Л Е Н И Е и его медицинское значение.

Определение.
Биоокисление – это окислительно-восстановительные процессы в живых организмах.

Медицинское значение биоокисления.
Учить только после п.21-27.

(Готовить к экзамену этот пункт нужно после того, как будет выучена вся тема биоокисление).
Медицинское значение биоокисления в том, что
нарушение процессов биоокисления (как недостаточность процессов, так и избыточность)
могут:
1) угрожать жизни,
2) проводить к заболеваниям,
3) ускорять старение.

Непосредственная, острая угроза для жизни
возникает при нарушении окислительных процессов,
связанных с выработкой АТФ. — п.22 и 23.

Потому что если АТФ прекращает вырабатываться в организме (в достаточных количествах), то наступает смерть.
Клетки, не получающие АТФ, разрушаются.

Основные причины прекращения выработки АТФ (п.23) –

это такие известные причины смерти,
как прекращение поступления кислорода
и отравление цианидами (цианистым калием, например) или угарным газом (СО).

(Строго говоря, в этих случаях АТФ не совсем перестает вырабатываться в организме,
а перестает вырабатываться способом окислительного фосфорилирования,
но другой способ выработки АТФ, который называется субстратным фосфорилированием,
не обеспечивает организм достаточным количеством АТФ).

Причина прекращения выработки АТФ (способом ОФ)
при прекращении поступления кислорода
и при отравлении цианидами –
это невозможность работы дыхательной цепи,
которая является источником энергии для ОФ (через создание ;;Н+);
потому что кислород является одним из субстратов ДЦ,
а цианиды являются блокаторами ДЦ
(ингибиторами белков ДЦ).

Снижение выработки АТФ происходит также при голодании,
так как пища является источником водорода (электронов) для ДЦ после
1) процессов пищеварения в ЖКТ,
2) унификации мономеров до метаболитов ЦТК в клетках и
3) отщепления водорода от метаболитов ЦТК
и переноса водорода (протонов и электронов) в ДЦ коферментами (подробности далее).

Еще одна причина снижения выработки АТФ –
это снижение активности ферментов,
катализирующих реакции, связанные с выработкой АТФ.

Основные причины снижения активности этих ферментов – это

1) дефицит в организме витаминов
(особенно В1, В2, РР, пантотената)
2) или активных форм витаминов (коферментов),
3) а также дефицит в пище незаменимых аминокислот
(так как при дефиците незаменимых аминокислот
не из чего синтезировать апобелки),
4) мутации генов, кодирующих ферменты ЦТК, ДЦ (особенно генов МХ),
из-за неправильного образа жизни, неблагоприятных условий ОС, возраста.

К списку причин дефицита в клетках кислорода можно добавить:
заболевания сердечно-сосудистой и дыхательной систем
(эмфизема при курении в том числе),
дефицит эритроцитов и гемоглобина (при анемиях).

Читайте также:  Какого витамина не хватает когда сохнут уголки губ

См. также в п.27, к каким заболеваниям приводит избыток АФК
и снижение активности антиокислительной системы.
В п.26 – к каким заболеваниям приводит снижение активности гидроксилаз (депрессии п. 105, фенилкетонурия п.68, рахит п.114 и 19 и т.д.).

20. 1. 2. ОТЛИЧИЯ биоокисления от окисления в неживой природе.

1. Основная реакция
окисления в неживой природе – это:
С + О ; СО2 + энергия.
А основная реакция окисления в живых организмах – это:
Н + О ; Н2О + энергия.

Из дальнейшего нужно знать, что здесь имеется в виду образование воды в дыхательной цепи.
Источник кислорода – дыхание,
источник водорода – кофермент НАДН и ФАДН2.

Реакции очень похожи –
в обоих случаях окисляемое вещество вступает в реакцию с кислородом (реакция горения),
в обоих случаях выделяется энергия.

2. Формы выделения энергии.

При окислении в неживой природе
в виде тепла рассеивается вся выделяющаяся при реакции окисления энергия.

При окислении в живых организмах
в виде тепла рассеивается только 60% энергии
(при разобщении ОФ процент больше),
а остальные 40% энергии могут запасаться в виде АТФ
(при разобщении ОФ процент меньше – п.22).

Запасание части энергии в виде АТФ необходимо для жизни –
для процессов, протекание которых происходит с затратой АТФ
(например, для работы натрий-калиевой АТФ-азы,
для химических реакций, требующих затраты АТФ и т.д.).

Благодаря выделению тепла
возможно поддержание температуры тела (37 градусов),
оптимальной для работы белков организма.

3. Характер реакции.

При окислении в неживой природе
вся энергия выделяется сразу,
а при биоокислении (в частности, при работе дыхательной цепи)
энергия выделяется порциями

благодаря так называемому ступенчатому характеру реакции:

водород вступает в реакцию с кислородом не сразу,
водород «идет» к кислороду через ряд переносчиков дыхательной цепи.

4. Роль воды в окислении.

Окислению в неживой природе вода препятствует (водой тушится огонь),
а биоокислению вода не мешает –
реакции биоокисления происходят в водной среде.

Более того, вода участвует в биоокислении –
в процессах так называемого косвенного окисления.

Косвенное окисление – это
окисление кислородом воды

(это значит, что атом кислорода воды
оказывается в составе окисляемого вещества).

Косвенное окисление включает в себя реакции
1) дегидрирования,
2) гидратации и
3) второго дегидрирования.

Примеры косвенного окисления –
1) реакции ЦТК от сукцината до оксалоацетата – п.21,
2) окисление этанола до ацетата – п.26,
3) реакции ;-окисления (от ацилКоА до ;-кето/ацилКоА) – п.45.

5. Катализаторы окисления.

Окисление в неживой природе
может катализироваться неорганическими катализаторами
(эти катализаторы способны выдержать высокие температуры),

а реакции биоокисления катализируются ферментами
(органическими катализаторами).

Класс ферментов, которые катализируют окислительно-восстановительные реакции, называется оксидоредуктазами.

Реакции окисления в неживой природе обычно протекают при высоких температурах,
а реакции биоокисления протекают
при температуре тела – при 37 градусах.

При более высоких температурах ферменты и другие белки
не смогли бы работать (потому что подверглись бы денатурации).

С другой стороны, именно благодаря высокой активности ферментов
температура 37 градусов достаточна
для протекания реакций биоокисления с необходимой скоростью.

Читайте также:  Витамины при женском облысении

Источник

Тестовая работа. 8 класс. Пищеварительная система. Обмен веществ. Витамины.

«Пищеварительная система. Обмен Веществ. Витамины»

Выберите один верный ответ.

В пищеварительном тракте белки расщепляются до

Механическая обработка пищи происходит в части пищеварительной системы, обозначенной на рисунке цифрой

Углеводы в большом количестве содержатся в

На рисунке рыхлая соединительная ткань зуба, содержащая сосуды и нервы, обозначена цифрой

При глотании надгортанник

Открывает вход в гортань

Начальный отдел тонкой кишки – это

В двенадцатиперстной кишке не расщепляются

Пища окончательно переваривается в

Всасывание питательных веществ в тонкой кишке происходит в

К подготовительной стадии обмена веществ относится

Удаление продуктов распада

Обмен веществ в клетках

Энергетический обмен в клетках

Какой процесс является частью пластического обмена?

Отсутствие какого витамина в организме вызывает рахит?

Выберите три верных ответа

Выберите верные ответы

Человек рождается с молочными зубами

В зубе различают корень, шейку, коронку

У человека 8 клыков, 4 резца

В ротовой полости пищеварение не происходит

Шейка зуба погружена в десну

Коронка зуба выступает над десной

Особенности строения и функционирования толстой кишки:

Слизистая оболочка имеет многочисленные ворсинки

Слизистая оболочка не имеет ворсинок

В толстой кишке нет собственных ферментов

Бактерии толстой кишки способствуют расщеплению клетчатки

В толстой кишке происходит активное переваривание питательных веществ

В толстой кишке осуществляется основное всасывание продуктов пищеварения

Какие утверждения верны?

Основной обмен – это энерготраты в стандартных условиях

Основной обмен у подростков меньше, чем у взрослых

При составлении норм питания учитываются средние энерготраты за неделю и разовые нагрузки

Энергоемкость пищи показывает, сколько энергии может выделиться при ее окислении

Общий обмен не зависит от образа жизни человека

При окислении 1г жира выделяется 17,6 кДж энергии

Происходит механическая обработка пищи

Происходит неполное расщепление белков

Происходит неполное расщепление углеводов

Пищевой комок превращается в полужидкую кашицу

Ферменты активны в слабощелочной среде

Отдел пищеварительного канала

Секретом желез является слюна

Вырабатывает соляную кислоту

Происходит полное расщепление питательных веществ

Происходит основное всасывание воды

Происходит формирование каловых масс

Орган пищеварительной системы

Нарушение в организме, вызванное нехваткой витамина

Ухудшение состояния волос и ногтей

Ослабление зрения в сумерках

Являются основным строительным материалом

Являются основным источником энергии

Откладываются в печени и мышцах

Многие являются ферментами

Откладываются в подкожной клетчатке

Дайте развернутый ответ

Как изменяется пища в ротовой полости?

«Пищеварительная система. Обмен Веществ. Витамины»

Выберите один верный ответ.

В желудочно-кишечном тракте жиры расщепляются до

Глицерина и жирных кислот

Биологические катализаторы, под действием которых происходит расщепление пищи, — это

На рисунке орган, вырабатывающий желчь, обозначен цифрой

5

На рисунке тонкий кишечник обозначен цифрой

На рисунке эмаль зуба обозначена цифрой

Протоки поджелудочной железы и печени открываются в

Как называется самая крупная пищеварительная железа?

Бактерии, расщепляющие клетчатку, находятся в

Через кишечные ворсинки в кровь всасываются

Читайте также:  Витамины вумен комплекс для волос кожи

Аминокислоты и глюкоза

Глицерин и жирные кислоты

Аминокислоты и глицерин

Жирные кислоты и глюкоза

В ротовой полости вырабатывается фермент

Подготовительный этап обмена веществ в организме человека происходит в

Полное отсутствие витамина в организме – это

Отсутствие какого витамина в организме вызывает цингу?

Выберите три верных ответа

Выберите верные ответы

Объем желудка взрослого человека достигает трех литров

Желудок расположен в правой части брюшной полости

Желудок расположен в левой части брюшной полости

Средний слой желудка состоит из поперечно-полосатой мышечной ткани

Средний слой стенки образован гладкой мышечной тканью

В желудке пища находится от 20 минут до 1 часа

Особенности пищеварения печени:

Вырабатывает большое количество пищеварительных ферментов

Обезвреживают вредные вещества и выводит их в кишечник

Осуществляет распад мочевины

Выберите верные утверждения

Пища должна восполнять затраты энергии

Если человек занят тяжелым физическим трудом, в его пище должно содержаться много жиров

Большой вред растущему организму приносит систематическое недоедание – голодные диеты

Нормы питания не зависят от энерготрат человека

Суточный рацион человека должен включать разнообразные продукты

Балластные вещества быстро всасываются в кишечнике

Образуется в коже под влиянием солнечных лучей

Содержится в хлебе, фруктах, дрожжах

Влияет на работу мышц и нервной системы

При недостатке развивается рахит

При недостатке развивается болезнь бери-бери

Происходит окисление органических веществ

Происходит усвоение питательных веществ организмом

Происходит синтез органических веществ

Вид клеточного обмена

Установите правильную последовательность перемещения пищи, поступающей в пищеварительную систему человека.

Дайте развернутый ответ

Как изменяется пища в желудке?

20 Измельчается, смачивается, первичное расщепление углеводов

20 Обеззараживается HCl , первичное расщепление белков

Тестовая работа по биологии по теме: «Пищеварительная система. Обмен веществ. Витамины» включает разные типы тестовых заданий: с выбором одного или множественного ответов, на установление последовательности и соответствия, на умение работать с рисунками, давать развернутый ответ. К тесту прилагаются верные ответы.

Данная тестовая работа соответствует учебнику «Биология. 8 класс» А.Г. Драгомилова, Р.Д. Маша.

Предлагаемая работа поможет учащимся развивать навыки выполнения тестовых заданий различного уровня.

Тест можно использовать для закрепления и проверки знаний учащихся.

Номер материала: 417126

  • Свидетельство каждому участнику
  • Скидка на курсы для всех участников

Не нашли то что искали?

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Adblock
detector