Сохранение и укрепление психологического здоровья педагога — залог успешного воспитательно-образовательного процесса в ДОУ
презентация
Проблема сохранения психического здоровья педагогов является особенно актуальной. Сохранение и укрепление здоровья педагога, создание пблагоприятной психоэмоциональной обстановки в коллективе чвляется залогом успешного воспитательно-образовательного процесса и успеха деятельности детского сада в целом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sohranenie_i_ukreplenie_psihologicheskogo_zdorovya_pedagoga-zalog_uspeshnogo_vospitatelno-obrazovatelnogo_protsessa_v_dou.pptx | 1.36 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Подготовила: ст . воспитатель МБДОУ «Детский сад №79 «Золотой колосок» Иванова Ольга Васильевна Сохранение и укрепление психологического здоровья педагога – залог успешного воспитательно -образовательного процесса в ДОУ
Актуальность В течение последних трех десятилетий проблема сохранения психического здоровья педагога в образовательном учреждении стала особенно острой. Установлено , что педагогическая деятельность отличается высокой психо -эмоциональной нагрузкой . В образовании, большое внимание уделяется укреплению и сохранению здоровья детей, а проблеме педагогов уделено недостаточное внимание. А ведь от того, с каким здоровьем, настроением, с какими эмоциями входит воспитатель в группу, зависит успешность, здоровье и настроение воспитанников. Сохранение и укрепление здоровья педагога, создание благоприятной психоэмоциональной обстановки в коллективе является залогом успешного воспитательно -образовательного процесса и успеха деятельности детского сада в целом.
Синдром профессионального выгорания – это реакция организма, возникающая вследствие продолжительного воздействия профессиональных нагрузок.
Стадии синдрома эмоционального выгорания Первая стадия – снижение самооценки начинается приглушением эмоций, сглаживанием остроты чувств и свежести переживаний; исчезают положительные эмоции, появляется некоторая отстраненность в отношениях с членами семьи; возникает состояние тревожности, неудовлетворенности; забывание каких-то моментов, говоря бытовым языком, «провалы в памяти» . Обычно на эти первоначальные симптомы мало кто обращает внимание, называя это в шутку «девичьей памятью» или «склерозом». Вторая стадия — одиночество возникают недоразумения с коллегами и родителями, педагог в кругу своих коллег начинает с пренебрежением говорить о некоторых из них; наблюдается снижение интереса к работе, потребности в общении (в том числе и дома, с друзьями): «не хочется видеть» тех, с кем воспитатель общается по роду деятельности (детей), «в четверг ощущение, что уже пятница», «неделя длится нескончаемо», появление устойчивых соматических симптомов (нет сил, энергии, особенно к концу недели, головные боли по вечерам; «мертвый сон, без сновидений», увеличение числа простудных заболеваний); повышенная раздражительность. Третья стадия – эмоциональное истощение притупляются представления о ценностях жизни, человек становится равнодушным ко всему, даже к собственной жизни, ощущение постоянного отсутствия сил; глаза теряют блеск интерес к чему бы то ни было, и почти физически ощутимый холод безразличия поселяется в его душе; Наблюдаются когнитивная дисфункция (нарушение памяти и внимания), нарушения сна с трудностями засыпания и ранними пробуждениями, личностные изменения. Человек стремится к уединению. На этой стадии ему гораздо приятнее общаться с животными и природой, чем с людьми.
Симптомы эмоционального выгорания Психофизические социально-психологические поведенческие
Факторы эмоционального выгорания Организационный Личностный Ролевой
Психологическая поддержка педагогов Цель : создание в образовательном учреждении условий для сохранения и укрепления психического здоровья педагогов , благоприятной психоэмоциональной обстановки в коллективе, профилактики эмоционального выгорания в педагогической деятельности . Задачи: познакомить педагогов с понятием «эмоциональное выгорание», его характеристикой, причинами возникновения; формировать навыки регуляции негативных психоэмоциональных состояний ; развивать навыки управления своим состоянием; создавать условия для развития самосознания и самосовершенствования педагогов . Ожидаемые результаты: • улучшение психологического климата в коллективе; • снижение ситуативной и личностной тревожности педагогов; • формирование навыков регуляции негативных психоэмоциональных состояний; • повышение самооценки и уверенности в себе.
Оказание психолого-педагогической помощи педагогам по проблеме «выгорания» I этап – Диагностический Цель: изучение информации об особенностях эмоционально-волевой сферы и межличностного взаимодействия коллектива (наблюдение за деятельностью воспитателя, анкетирование, тестирование). II этап – Информационный Цель: ознакомление педагогов с признаками профессионального выгорания, его характеристикой (групповые и индивидуальные консультации, семинары, беседы). III этап – Практический Цель : развитие ресурсов противодействия «выгоранию», формирование духовного благополучия и психологического комфорта.
Уровень развития эмоционального выгорания педагогов МБДОУ №79 май 2011г
Тест «состояние Вашей нервной системы» Нет редко да часто Часто ли вы бываете раздражены , нервничаете , ощущаете беспокойство ? 0 3 5 10 Часто ли у вас учащенный пульс и сердцебиение ? 0 2 3 6 Часто ли вы быстро устаете ? 0 2 4 8 Страдаете ли вы повышенной чувствительностью к шуму , шороху или свету ? 0 2 4 8 Бывают ли у вас резкие смены настроения , возникает чувство неудовл — ти ? 0 2 3 6 Вы спите беспокойно , часто просыпаетесь ? Страдаете бессонницей ? 0 2 4 8 Страдаете ли вы непроизвольным потоотделением ? 0 2 3 6 Затекают ли у вас мышцы?Ощущаете ли вы непривычное щекотание , подергивание в суставах ? 0 2 4 8 Страдаете ли вы забывчивостью , часто плохо способны концентрировать внимание ? 0 2 4 8 Страдаете ли вы от необъяснимой тревоги ? 0 2 3 6 Необходимо ли вам в вашей работе быть всегда « на высоте »? 0 2 4 8 Часто ли вы бываете в плохом настроении ? Быстро ли вы теряете самообладание ? 0 2 4 8 Копите ли вы неприятности в себе ? 0 2 4 8 Ощущаете ли вы недовольство самим собой и окружающим миром ? 0 2 4 8 Курите ли вы ? 0 2 5 10 Мучают ли вас страхи ? 0 2 4 8 Есть ли у вас недостаток в возможности подвигаться на свежем воздухе ? 0 2 4 8 Есть ли у вас недостаток в возможности разрядиться , обрести душевное равновесие ? 0 2 4 8
Проверьте себя 0-25 баллов : эта сумма может вас не беспокоить . Однако все-таки обратите внимание на сигналы вашего организма , постарайтесь устранить слабые места . 26-45 баллов : поводов для беспокойства нет и в этой ситуации . Однако не игнорируйте предупреждающие сигналы . Подумайте , что вы можете для себя сделать . 46-60 баллов : ваша нервная система ослаблена . Для здоровья необходима перемена образа жизни . Проанализируйте вопросы и ответы на них . Так вы найдете направление необходимых перемен . Более 60 баллов : ваши нервы сильно истощены . Необходимы срочные меры . Обязательно обратитесь к врачу .
Способы снятия нервного напряжения Уход Отвлечение : спортивные игры, обращение к любимому виду искусства (просмотреть хорошую комедию, послушать музыку , посетить выставку, сходить в гости к хорошим знакомым, общение с природой, отпуск) Работа над дыханием (дыхательные упражнения) Массаж Ароматерапия Трудотерапия Самовнушение Блок различных упражнений ( на снятие мышечных зажимов, повышение самооценки и творческого потенциала) Релаксация
Ароматерапия ПРИ ПЕРЕУТОМЛЕНИИ – АПЕЛЬСИН, БЕРГАМОТ, ГЕРАНЬ, ЕЛЬ, ЛАВАНДА, ЛИМОН, ЛАДАН, МЯТА, РОЗА ПРИ ДЕПРЕССИВНЫХ СОСТОЯНИЯХ – КОРИЦА, ЛАВАНДА, ПИХТА, РОЗА, ШАЛФЕЙ ПРИ РАЗДРАЖИТЕЛЬНОСТИ – АНИС, ЕЛЬ, КИПАРИС, МАНДАРИН, МЕЛИССА, МОЖЖЕВЕЛЬНИК, РОЗМАРИН ПРИ ПОВЫШЕННОЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОСТИ – ЖАСМИН, ЛАВАНДА, ЛАДАН, МЕЛИССА, МЯТА, РОЗА, САНДАЛ, СОСНА
Уровень развития эмоционального выгорания педагогов МБДОУ №79 апрель 2019г
«Юмор – соль жизни, кто лучше просолен, тот дольше живет» К. Чапек
Источник
Презентация «Сохранение психологического здоровья педагогов. Профилактика эмоционального выгорания»
презентация
«Сохранение психологического здоровья педагогов. Профилактика эмоционального выгорания»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sev.pptx | 2.93 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Бог может простить нам грехи наши, но нервная система никогда. Уильям ДЖЕМС СОХРАНЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ПЕДАГОГОВ ПРОФИЛАКТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ. 1 МБДОУ ПГО 40 ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ ВКК: ЮЛИЯ АВХАТОВНА РЫБНИКОВА Эл. почта: rybnikova_y@mail.ru Сайт: dc_40@mail.ru
Требования к личностным качествам педагога. Профессиональная направленность Эмпатия Педагогический такт Педагогический оптимизм Культура профессионального общения Педагогическая рефлексия Авторитетность Новые требования к оформлению документации Введение в общеразвивающие классы, группы детей с ОВЗ Внедрение интерактивных методов Открытые мероприятия, конкурсы и др. 2
Профессия педагога – одна из наиболее энергоемких. Возникновение профессиональной деформации как отражение личностных противоречий между мобилизацией педагога и наличием внутренних энергоресурсов 3
ЕСТЕСТВЕННЫЕ СПОСОБЫ РЕГУЛЯЦИИ ОРГАНИЗМА длительный сон вкусная еда общение с природой и животными баня, массаж движение, танцы музыка П РАВИЛЬНЫЙ ОТДЫХ – ЗАЛОГ ХОРОШЕЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ. 4
Радость – лучшее лекарство! Радость- это, вероятно, лучшее средство преодолеть трудности 5
Научитесь без каких либо условий понимать, а лучше уважать или любить всех, начиная с … Определение краткосрочных и долгосрочных целей 6
Старайтесь не оставлять дела в хаотичном беспорядке Используйте «Тайм-аут» (отдых на работе) 7
8 Визуализация. Представьте обидчика маленьким, смешным, растрепанным , в халате и т.п.
Эмоциональное общение 9 Физические упражнения. Устройте генеральную уборку в квартире, поработайте в саду, погуляйте, смастерите что-то и т. д.
Овладение умениями и навыками саморегуляции (релаксация, положительная внутренняя речь, совместная групповая деятельность с коллегами) 10
Стоя, свести лопатки, улыбнуться и подмигивая левым, потом правым глазом «Очень я собой горжусь, я на многое гожусь». Положив на лоб левую ладонь, затем правую. «Я решаю любые задачи, со мною всегда любовь и удача». Потирая ладонь о ладонь. «Я приманиваю удачу, с каждым днем становлюсь богаче». Встав на цыпочки, руки над головой сомкнуть в кольцо. «Я согрета солнечным лучиком, я достойна самого лучшего». Руки в стороны, кулаки сжать, делая вращения руками. «На пути у меня нет преграды, все получиться так, как надо». Руки на поясе, делая наклоны вправо – влево. «Покой и улыбку всегда берегу, и мне все помогут, и я помогу». Руки на поясе наклоны вперед-назад. «Ситуация любая мне подвластна, мир прекрасен — и я прекрасна». Подпрыгивая на правой, затем на левой ноге. «Я бодра и энергична, и дела идут отлично». Сложив руки в замок, делая глубокий вдох. «Вселенная мне улыбается, и все у меня получается». Повышение энергетического потенциала 11
Упражнение «Звуковая гимнастика» 12
Упражнение “Улыбка” Инструкция: Закройте глаза и посидите несколько минут, ни о чем не думая. При этом на вашем лице обязательно, должна быть улыбка. Если вам удастся удержать ее 10-15 минут, вы сразу почувствуете, что успокоились, а ваше настроение улучшилось. Во время улыбки мышцы лица создают импульсы, благотворно влияющие на нервную систему. Даже если вы способны только на вымученную улыбку, вам от нее все равно станет легче. Упражнение “Маска гнева” Алгоритм релаксации мышц может быть следующим Инструкция: Сидя или стоя. С медленным вдохом постепенно нахмурить брови, стремясь сблизить их как можно более сильнее. Задержать дыхание не более чем на секунду, с выдохом опустить брови. 13
14 «Осенний астропрогноз » Найдите любые три слова
Источник
Психологическое здоровье педагога
презентация на тему
РЭПТ – Рационально-эмоционально-поведенческая терапия Как мы мыслим,
так мы себя и чувствуем. »
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihologicheskoe_zdorove.pptx | 672.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Психологическое здоровье педагога
« Как мы мыслим, так мы себя и чувствуем. » Альберт Эллис (1913-2007) РЭПТ – Рационально-эмоционально-поведенческая терапия
мышление деятельность человека эмоции поведение
Принципы теории Эллиса: мысли определяют эмоциональное состояние; изменить мысли – значит избавиться от психологических проблем.
Мысли могут быть: рациональными (позитивными); иррациональными (негативными).
ДВЕНАДЦАТЬ ОСНОВНЫХ ИРРАЦИОНАЛЬНЫХ ИДЕЙ (ОШИБОК) согласно теории Эллиса: Для взрослого человека совершенно необходимо, чтобы каждый его шаг был привлекателен для окружающих. Есть поступки скверные. И повинных в них следует строго наказывать. Это катастрофа, когда все идет не так, как хотелось бы.
ДВЕНАДЦАТЬ ОСНОВНЫХ ИРРАЦИОНАЛЬНЫХ ИДЕЙ (ОШИБОК) согласно теории Эллиса: Все беды навязаны нам извне – людьми или обстоятельствами. Если что-то пугает или вызывает опасение – постоянно будь начеку. Легче избегать ответственности и трудностей, чем их преодолеть.
ДВЕНАДЦАТЬ ОСНОВНЫХ ИРРАЦИОНАЛЬНЫХ ИДЕЙ (ОШИБОК) согласно теории Эллиса: Каждый нуждается в чем-то более сильном и значительном, чем то, что он ощущает в себе. Нужно быть во всех отношениях компетентным, адекватным, разумным и успешным. (Нужно все знать, все уметь, все понимать и во всем добиваться успеха). То, что сильно повлияло на вашу жизнь один раз, всегда будет влиять на нее.
ДВЕНАДЦАТЬ ОСНОВНЫХ ИРРАЦИОНАЛЬНЫХ ИДЕЙ (ОШИБОК) согласно теории Эллиса: На наше благополучие влияют поступки других людей, поэтому надо сделать все, чтобы эти люди изменялись в желаемом для нас направлении. Плыть по течению и ничего не предпринимать – вот путь к счастью. Мы не властны над своими эмоциями и не можем не испытывать их.
Основные идеи на каждый день: нет безвыходных ситуаций; каждый человек ценен и уникален; не ждать от людей плохого отношения; развивать свой творческий потенциал; не забывать о юморе; брать пример с героев; пока мы живы, нет ничего, чего нельзя было бы исправить.
Спасибо за внимание! Всем отличного настроения и солнечных эмоций!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
В помощь педагогам и педагогам-психологам.
Наша жизнь набрала такой бешеный темп, что это начинает угрожать не только нервно-психическому, но и физическому здоровью людей. Здесь перечислены некоторые советы, которые могут помочь выйти из состо.
Тренинговое занятие для педагогов-психологов.
В течение последних десятилетий особенно острой стала проблема сохранения психического здоровья педагогов в образовательном учрежденииДанная программа направлена на формирование навыков саморегуляции.
сенинар-практикум для педагогов ДОУ.
Современные дошкольники порой загружены не меньше взрослых. Посещая детский сад, различные кружки и спортивные секции, они получают большое.
Психологическое здоровье педагога — залог психологического здоровья детей.
Источник