Психическое здоровье студентов. Особенно это относится к молодежному и студенческому периоду в жизни человека, когда личностные ресурсы кажутся неисчерпаемыми, — презентация
Презентация была опубликована 3 года назад пользователемЭльвира Тыныбаева
Похожие презентации
Презентация на тему: » Психическое здоровье студентов. Особенно это относится к молодежному и студенческому периоду в жизни человека, когда личностные ресурсы кажутся неисчерпаемыми,» — Транскрипт:
1 Психическое здоровье студентов
2 Особенно это относится к молодежному и студенческому периоду в жизни человека, когда личностные ресурсы кажутся неисчерпаемыми, а оптимизм по отношению к собственному здоровью преобладает над заботой о нем
3 Критерии психического и социального здоровья 1. Роль установок и ожиданий в сохранении и поддержании психического здоровья 2. Удовлетворенность результатами своей деятельности 3. Кризис гратификации. 4. Идентификация со средой деятельности
4 Факторы, влияющие на психическое здоровье студентов Исследования, проведенные среди учителей и социальных работников, отчетливо показывают, что в этой профессиональной группе существует опасность раннего появления отрицательных последствий длительных стрессов. Начальные симптомы психического выгорания возникают уже в группе молодых учителей с малым стажем работы. Поэтому период обучения студентов становится моментом принятия необходимых профилактических мер.
5 Стресс в студенческой среде Ранняя профилактика психического здоровья студентов 1. Профессиональная активность 2. Стратегии преодоления проблемных ситуаций 3. Эмоциональная установка к профессиональной деятельности
6 Ранняя профилактика психического здоровья студентов Целью психологической профилактики стресса в студенческой среде является формирование умений активного преодоления стресса, формулирования близких и далеких целей деятельности, повышение самоконтроля и регуляции собственной активности, способности к поддерживанию необходимой дистанции по отношению к профессиональной среде. Направления деятельности психологической помощи можно представить в форме некоторых вопросов, которые необходимо решить совместно со студентами для выявления трудностей и проблемных ситуаций: 1. Что является для меня самой большой нагрузкой во время обучения: ситуации с другими людьми, конфликты, трудные предметы? 2. Какие потребности и интересы я проявляю в этих ситуациях? Что препятствует мне в их реализации? 3. Какими возможностями я располагаю для уменьшения нагрузки в ситуациях обучения? 4. Могу ли я изменить свою установку по отношению к трудным ситуациям? Если да, то каким образом? 5. Что я переживаю в таких ситуациях? 6. Как я обычно выхожу из подобных ситуаций? 7. Могу ли я представить себе другие возможности для их разрешения? 8. Были ли у меня раньше такие ситуации, как я выходил из них? 9. Когда я могу приступить к поиску стратегии преодоления трудных ситуаций? 10. Какие конкретные шаги я должен предпринять в этом направлении?
7 Социальная поддержка как фактор психического здоровья студентов — конфронтативный копинг; — дистанцирование по отношению к проблемной ситуации; — самоконтроль; — поиск социальной поддержки; — принятие на себя ответственности за решение проблемы; — избегание решения трудных проблемных ситуаций; — планирование собственных действий; — переоценка значения проблемной ситуации
Источник
Презентация ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ СТУДЕНТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ УЧИЛИЩ КАК ФАКТОР ИХ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ К ПРОЦЕССУ ОБУЧЕНИЯ
Краткое описание результатов исследования по прблеме психического здоровья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_chast_1.pptx | 119.5 КБ |
prezentatsiya_chast_2.pptx | 787.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ СТУДЕНТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ УЧИЛИЩ КАК ФАКТОР ИХ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ К ПРОЦЕССУ ОБУЧЕНИЯ
Цель исследования изучение психологической адаптации обучающихся с различным уровнем психического здоровья и разработка системы развивающей и психокоррекционной поддержки психического здоровья студентов в среднем профессиональном заведении.
ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ 1. Раскрыть сущность понятий «психическое здоровье» личности и «психологическая адаптация обучающихся к образовательному процессу». 2. Выявить специфические черты психологических подходов к проблеме психологического сопровождения и психологической поддержки обучающихся в период их профессионального обучения. 3. Исследовать уровни психического здоровья обучающихся в средних профессиональных учебных заведениях, степень их психологической адаптации к процессу обучения в среднем профессиональном техническом училище. 4. Охарактеризовать взаимосвязь степени психологической адаптации учащихся СПТУ и уровня их психического здоровья. 5. Разработать и апробировать систему психологической развивающей и психокоррекционной поддержки обучающихся с различными уровнями психического здоровья.
Объект исследования психологическая адаптация студентов с различными уровнями психического здоровья к процессу обучения в средних профессиональных учебных заведениях .
Предмет исследование взаимосвязь уровней психического здоровья обучающихся со степенью их психологической адаптации к процессу обучения в среднем профессиональной учебном заведении, а также роль системы психокоррекционной и развивающей поддержки учащихся СПТУ.
Теоретико-методологической основой исследования фундаментальные положения системного и личностно-деятельностного подходов , А.В. Брушлинский, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн, концептуальные подходы к проблеме адаптации личности, раскрывающие сущность, механизмы и факторы адаптационных процессов в работах Г.М. Андреевой, А.А. Балла, Ф.Б. Березина, А.Г. Здравомыслова, А.А. Налчаджяна, Г. Селье, В.А. Ядова и др.
Изучение проблем психического здоровья личности Jenkins R . Etal ., Harrison J . Et al . , Е.Л. Богомолова, Н. Гаранян, Е.Д. Красик, Е.А. Крюков, Б.Д. Петраков, О.Н. Соколова, А.Б. Холмогорова Вопросы психологической поддержки личности и личностно-ориентированного образования рассматривались в работах А.Г. Асмолова, О. Гозмана, И.Б. Котовой, В.А. Петровского, Е.Н. Шиянова и др.
концепции профессионального становления личности (А.А. Деркач, Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов, Т.В. Кудрявцев, Ю.П. Поваренков, Н. С. Пряжников, А.М. Столяренко и др.); теории возрастного развития личности (Л.И. Божович, В.С. Мухина, Д.И. Фельдштейн); научные труды, раскрывающие различные аспекты построения психологической службы образования (М.Р. Битянова, Е.В. Бурмистрова, И.В. Дубровина, А.П. Овчарова, Е.Ю. Пряжникова, Н.В. Самоукина и др.).
Методы исследования Метод междисциплинарного теоретического анализа, Беседа, Констатирующий и , формирующий эксперименты, Метод экспертных оценок, « Базисная карта этнокультуральных исследований», Психодиагностические методы, Метод изучения документации, Тренинги, Статистические методы обработки полученных данных.
Схема проведения исследования 1 этап (2001-2002 гг.) поисково-теоретический 2 этап (2003 г.) экспериментально-исследовательский 3 этап (2004-2007 гг.) – формирующий 4 этап (2007-2008) – контрольно-обобщающий
Характеристика выборки Выборку составили 598 подростков, контрольная группа – 310 респондентов , экспериментальная группа — 288 респондентов . В исследовании приняли также участие 78 преподавателей и 160 родителей
Основные виды нарушений психического здоровья учащихся СПТУ.
Основные виды нарушений психического здоровья учащихся СПТУ.
Факторы, затрудняющие психологическую адаптацию учащихся к процессу обучения Неспособность выдержать темп учебного процесса Низкая учебная мотивация Недостаточная способность к усвоению учебного материала Девиантное поведение Увеличение (по сравнению со средней школой) объема учебной информации Возрастание требований к навыкам самостоятельной работы
ПРОГРАММА Методический блок Консультационный блок Психокоррекционной и развивающей работы блок
Для учащихся Методический блок Цель- актуализация знаний по вопросам профессионального становления; психологических особенностей подросткового возраста, психического здоровья и психологической адаптации к процессу и условиям обучения. Задачи: передача знаний о самоактуализации и самореализации личности; о жизненных и профессиональных сценариях, ценностях и целях; передача знаний о здоровом образе жизни, о ПАВ и последствиях их употребления; обсуждение различных аспектов вопроса формирования адекватного и позитивного самоотношения.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ СТУДЕНТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ УЧИЛИЩ КАК ФАКТОР ИХ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ К ПРОЦЕССУ ОБУЧЕНИЯ
Для учащихся Консультационный блок Цель : помочь подросткам научиться с помощью предоставленной консультантом психологической информации самим решать возникающие в их учебной деятельности проблемы. Задачи : помощь в лучшем осознании собственных жизненных и профессиональных планов и перспектив, своих социальных и профессиональных ценностей. помощь в развитии толерантности и способности эффективно адаптироваться в различных социальных группах; способствование повышению стремления учащихся к ведению здорового образа жизни.
Для учащихся Б лок психокоррекционной и развивающей работы Целью : обучение практическому использованию полученных знаний и стратегий поведения в учебных и житейских ситуациях. Задачи : развитие у учащихся стремления к познавательной и практической деятельности; развитие навыков личностной и профессиональной рефлексии; повышения уровня самоотношения личности; изменение привычных стереотипных форм реагирования и поведения на более конструктивные; развитие у учащихся системы общественно значимых моральных мотивов поведения (гражданской позиции); развитие способности к продуктивному межличностному взаимодействию и сотрудничеству, толерантности.
Для преподавателей Методический блок Цель: актуализация знаний по проблеме психологической адаптации учащихся СПТУ, их психического здоровья и психологической специфики подросткового возраста. Задачи: анализ существующих концептуальных и эмпирических подходов по проблеме психологической адаптации личности, а также проблеме психического здоровья подростков; обсуждение различных аспектов вопроса организации обучения учащихся с различными уровнями психического здоровья; — повышение мотивации преподавателей относительно необходимости использования дифференцированного подхода к обучению учащихся с различными уровнями психического здоровья.
Для преподавателей Консультационный блок Цель: помочь педагогам с помощью предоставляемых консультантом психологической информации самим решать возникающие в их профессиональной деятельности проблемы. Задачи : помощь в лучшем осознании психологических затруднений в деятельности преподавателей при работе с учащимися, имеющими различные уровни психического здоровья; стимулирование мотивации профессионального самосовершенствования; способствование повышению психологической культуры преподавателей училищ.
Для преподавателей Блок психокоррекционной и развивающей работы Цель: обучение практическому использованию знаний и методических приемов преподавания в ходе обучения учащихся . Задачи : организация работы на занятиях в микрогруппах в соответствии с уровнем психического здоровья учащихся и степенью психологической адаптации их к условиям училища; мониторинг получаемых результатов; оценка эффективности собственной преподавательской деятельности; изменение привычных стереотипных форм реагирования и поведения (особенно с «трудными» учащимися-подростками) на более конструктивные; стимулирование профессиональной и личностной самореализации, личностного роста педагогов.
Для родителей Методический блок Цель: актуализация знаний по проблеме психического здоровья учащихся, специфики подросткового возраста, особенностей детско-родительских отношений, трудностей адаптации подростков к условиям училища и процессу обучения. Задачи: знакомство с существующими психологическими теориями и подходами к проблеме психического развития в подростковом возрасте; обсуждение различных аспектов вопроса организации родительской поддержки учащихся в процессе их обучения в СПТУ; повышение чувства родительской компетентности при взаимодействии с подростками, обладающими различными уровнями психического здоровья.
Для родителей Консультационный блок Цель : помочь родителям с помощью предоставляемых консультантом психологической информации самим решать проблемы, возникающие при общении и взаимодействии с подростками. Задачи: помощь в лучшем осознании психологических затруднений в воспитании учащихся-подростков; помощь в выборе стратегий поддержки подростков при преодолении ими различного вида зависимостей и разных форм асоциального поведения; способствование повышению психологической культуры родителей учащихся.
Для родителей блок психокоррекционной и развивающей работы Цель: обучение практическому использованию знаний и навыков взаимодействия с подростками-учащимися СПТУ. Задачи данного блока: развитие навыков адекватной оценки происходящего при общении с подростками; оценка эффективности собственного стиля воспитания; изменение привычных стереотипных форм реагирования и поведения подростков на более конструктивные; стимулирование осознанного отношения к построению позитивных взаимоотношений с подростками.
Динамика показателей психического здоровья учащихся экспериментальной группы
Динамика показателей психического здоровья учащихся контрольной группы
Динамика показателей психологической адаптации учащихся экспериментальной группы
Динамика показателей психологической адаптации учащихся контрольной группы
Источник
Презентация на тему: Психологическое здоровье студента
Психологическое здоровье студента
Существует более 300 определений “здоровья”, в которых здоровье определяется:как состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов;как совокупность физических и духовных способностей (жизнеспособность), которыми располагает организм, личность;как целостное многомерное динамическое состояние, в процессе реализации генетического потенциала в условиях конкретной социальной и экономической среды, позволяющие человеку в различной степени осуществлять его биологические и социальные функции.
Психологическое здоровье – это главная способность человека усваивать, перерабатывать новую информацию, успешно реализовать её в процессе деятельности.
В образовательной среде СПО можно выделить ряд особенностей, которые оказывают влияние на психологическое здоровье студента:достаточно загруженный учебный день, характеризующийся значительной интеллектуальной нагрузкой;психоэмоциональное напряжение;часто низкая двигательная активность;проблема межличностных отношений, так как это этап активного вхождения в новую социальную среду;недостаточный опыт самостоятельной деятельности;неумение рационально организовать своё время.
Обеспечить психологическое сопровождение студента на каждом этапе учебно-воспитательного процесса, сформировать способность к саморегуляции эмоционального состояния, содействие в формировании мотивации к здоровой жизнедеятельности.Диагностическая, коррекционно-развивающая работа, консультативно -просветительская.
Диагностическая работаОдним из важных компонентов психологического сопровождения является изучение индивидуальных особенностей учащихся. Для изучения подобраны методики, позволяющие выделить уровни, изучить личностные характеристики, оценить самооценку, самоощущение в мире.
Создание социально-психологических условий для целостного психологического развития студента групповыми и индивидуальными формами воздействия. При этом приходится решать достаточно сложные психологические задачи с применением элементов психотерапии.
Развивающая работа традиционно ориентирована, прежде всего на познавательную, эмоционально-личностную, социальную сферы психической жизни и самосознание. Основное содержание групповых занятий составляют занятия с элементами тренинга, игры и психотехнические упражнения, направленные на развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы, навыков адекватного социального поведения, рефлексии, общения.
Внеклассные мероприятия (система классных часов), исследовательская деятельность (работа кружка «Познаю психологию-открываю себя»), создание листовок, постеров, плакатов), проведение психологических акций: «Поделись улыбкою своей», «Позитив или негатив», «Я Вам желаю…», «Можно изменить отношение к…»)
Психологическое просвещение педагогов : выступления на педагогических советах; организация семинаров-тренингов; организация круглых столов (по результатам диагностики, по проблеме адаптации и т.д.); тренинги личностного роста для педагогов.Психологическое просвещение родителей: Выступления на родительских собраниях с целью повышения психологической компетентности родителей в тех вопросах, которые актуальны с точки зрения переживаемого периода развития. Индивидуальное консультирование.
Путь к психологическому здоровью студентов в условиях здоровьесберегающей образовательной среды – это путь к интегральной личности, не разрываемой изнутри конфликтами мотивов, сомнений, неуверенностью в себе. На этом пути важно познавать особенности психики, что позволяет не только предупреждать возникновение болезней, укреплять здоровье, но и совершенствовать, самих себя и свое взаимодействие с внешним миром.
Здоровый дух в здоровом теле — вот краткое, но полное описание счастливого состояния в этом мире. Джон ЛоккКак нельзя приступить к лечению глаза, не думая о голове, или лечить голову, не думая о всём организме, так нельзя лечить тело, не леча душу. Сократ
Источник