Специалисты, организующие образовательный процесс для ребенка с ограниченными возможностями здоровья (с инвалидностью) в инклюзивной группе ДОУ
статья по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)
Специалисты организующие коррекционно-образовательную работу ребенка с ОВЗ в инклюзивной группе ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Специалисты, организующие образовательный процесс для ребенка с ограниченными возможностями здоровья (с инвалидностью) в инклю | 30.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Специалисты, организующие образовательный процесс для ребенка с ограниченными возможностями здоровья
(с инвалидностью) в инклюзивной группе ДОУ.
В последнее время в российских образовательных учреждениях становятся значимыми принципы инклюзивного образования. Инклюзивное образование нацелено в первую очередь на активную социализацию детей с ограниченными возможностями здоровья, обеспечение полноценной социальной жизни, а также формирование у здоровых детей терпимого отношения к своим «особым» сверстникам.
С каждым годом в детских садах увеличивается число детей с ограниченными физическими и психическими возможностями здоровья.
Для нормально развивающегося ребенка детский сад – место для совместных с друзьями игр, общения, занятий по интересам, другое дело ребенок с ОВЗ.
Для таких детей детский сад становится местом, где они могут адаптироваться, приспосабливаться к жизни и полноценно развивaться. Это происходит за счет специально разработанной коррекционно-развивающей программы в ДОУ. Реализация такой программы обеспечивает развитие и социaлизацию ребенка с ОВЗ с учетом его индивидуальных особенностей.
В настоящее время тема инклюзивного образовании в России является актуальной. Инклюзивное ( франц . inclusif включающий в себя , от лат. include заключаю ,
включаю ) или включенное образование- термин, используемый для
описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) учреждениях.
В основу инклюзивного образования положены принципы, которые обеспечивают равное отношение ко всем людям, но создают особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности.
Восемь принципов инклюзивного образования:
1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
2. Каждый человек способен чувствовать и думать;
3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным
4. Все люди нуждаются друг в друге;
5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте
реальных взаимоотношений;
6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, чтоне могут;
8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Первые инклюзивные образовательные учреждения появились в России на
рубеже 1980-1990 гг.
В Москве в 1991 году по инициативе московского Центра лечебной
педагогики и родительской общественнойорганизации появилась школа
инклюзивного образования «Ковчег» (№1321).
С 1 января 2014 года был введен в действие Федеральный государственный образовательный стандарт (далее ФГОС) (приказ Министерства образования и науки России от 17.10.2013 № 1155).
ФГОС говорит о том, что стартовые возможности всех воспитанников дошкольных обрaзоватeльных учреждений, в том числе и детей с ограниченными возможностями здоровья, поступающих в первый класс школ, должны быть выравнены.
Основные аспекты ФГОС предназначены обеспечить возможность включения детей с ОВЗ в жизнь дошкольного учреждении и их инклюзивное обучение. В Федеральном Государственном стандарте образования предусмотрена программа коррекционной работы, которая должна быть направлена на устранение недостатков в развитии детей с ОВЗ и оказание им необходимой помощи в освоении основной образовательной программы.
Инклюзия помогает формировать у здоровых детей терпимость к психическим или физическим недостаткам своих сверстников, стремление к сотрудничеству, развивает потребность к взаимопомощи, чувство принятия окружающих людей такими, какие они есть.
В свою очередь, у детей с особыми образовательными потребностями инклюзия способствует формированию адекватного поведения в социуме, выработке положительного отношения к другим детям и максимально глубокому развитию и обучению.
Инклюзивное обучение предполагает равный доступ к получению образования и создание специальных условий для достижения максимального результата в обучении всеми детьми.
Реализация инклюзивного образования в ДОУ требует гибкого подхода для каждого воспитанника с ОВЗ, так как не все дети с особыми образовательными потребностями, могут успешно адаптироваться среди здоровых сверстников.
Рекомендации для коррекционной работы с каждым конкретным ребенком должны давать специалисты ЦПМПК в своём заключении.
Согласно закону «Об образовании в Российской Федерации» обучение и развитие детей с ОВЗ должно проходить по адаптированным рабочим программам.
Для каждого воспитанника с ОВЗ в ДОУ разрабатывается специальная индивидуальная программа развития – СИПР.
В законе «Об образовании в Российской Федерации» в ст.79 п.3 сказано, что
«Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья..»
Для достижения наилучших результатов в освоении ребенком с ОВЗ специальной индивидуальной программы развития все специалисты психолого-педагогического сопровождения выстраивают свою коррекционно-образовательную работу с воспитанником в едином тематическом планировании.
К специалистам, организующим коррекционно-образовательную работу с в рамках организации индивидуально-ориентированной помощи ребенку с ОВЗ в инклюзивной группе ДОУ относятся:
Педагог – это основной участник образовательного процесса. Именно педагог реализует процессы инклюзии ребенка с ОВЗ среди здоровых детей, создает необходимые условия для успешной интеграции воспитанников с особыми образовательными потребностями в социальную среду и образовательное пространство.
Педагог-психолог – специалист, оказывающую психологическую поддержку всем участникам образовательного процесса (воспитанникам, их родителям и педагогам), Педагог-психолог проводит психологические диагностики, проводит коррекционную работу, в ходе которой происходит изменения особенностей поведения, эмоциональной сферы и развитие всех психических процессов ребенка с ОВЗ.
Учитель-дефектолог — специалист, коррекционный педагог, обеспечивающий максимально успешное освоение образовательной программы, занятия с ним способствуют познавательному, речевому, эмоциональному, социальному, нравственному развитию ребенка, обогащают знания, умения и опыт ребенка с ОВЗ, что повышает возможность его комфортного включения в жизнь общества. Важным направлением работы дефектолога является адаптация содержания общей образовательной программы к возможностям воспитанника с ОВЗ и оказание в этом вопросе методической помощи педагогу.
Наиболее действенные формы организации обучения и воспитания в инклюзивной группе ДОУ дефектолог выбирает во взаимодействии с логопедом и тьютором.
Учитель-логопед – коррекционный педагог, который занимается выявлением, устранением и профилактикой нарушений речевого развития и коммуникации у детей.
Деятельность учителя-логопеда в рамках инклюзивного образования и воспитания в ДОУ имеет особое значение. Она ориентирована не только на преодоление речевых расстройств у детей с ОВЗ, но также на их адаптацию и социализацию среди здоровых и нормально развивающихся сверстников.
Тьютор — специалист, выполняющий роль проводника ребенка с особыми образовательными потребностями в образовательное пространство ДОУ.
Тьютор сопровождает ребенка с ОВЗ в инклюзивной группе ДОУ в течение всего учебного дня. Работа тьютора направлена на оказание помощи не только непосредственно воспитаннику с ОВЗ, но и его родителям, педагогам, т.е всем участникам образовательного процесса такого ребенка.
Для детей с ограниченными возможностями здоровья дошкольное образование, полученное на общих основаниях — это возможность избежать многих трудностей социально-психологического характера, с которым в настоящее время в нашей стране сталкивается большинство детей-инвалидов.
Можно с уверенностью скaзать, что инклюзивное образование увеличивает, расширяет личностные возможности всех детей, помогает формированию таких качеств, как толерантность, гуманность, терпимость к чужому образу жизни, поведению, способствует усвоению всеми участниками образовательного процесса в инклюзивной группе системы нравственных и социальных установок, предполагающих необходимость проявления сочувствия к людям, оказания помощи, непричинения страданий. готовности к помощи.
Инклюзивное образование в нашей стране является принципиально новой системой, в которой и педагоги , и воспитанники, и родители работают над одной общей целью – сделать качественное образовани доступным и для всех без исключения детей.
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 25.12.2018) «Об образовании в Российской Федерации»
- Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст]: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва: 2013г.
- На пути к инклюзивной школе. Пособие для учителей. USAID, 2007.
- Алёхина С.В. Подготовка педагогических кадров для инклюзивного образования. Педагогический журнал. 2013, № 1 (44).
- Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании. Хрестоматия по курсу «Коррекционная педагогика и специальная психология» / сост. Н. Д. Соколова, Л. В. Калинникова – М.:
- www.nsportal.ru
- www.infourok.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект проведения мастер — класса специалиста во взаимойдействии с родителями и детьми с ограниченными возможностями здоровья на тему: «Как закрепить знания о форме и цвете у детей с ОВЗ» (предполаг.
Итоговое занятие по математике за полугодие.
Материал будет полезен педагогам, работающим с детьми с задержкой психического развития, для организации и проведения диагностики.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯП Р И К А ЗПЕТРОЗАВОДСК//0. 09.(И/И&
i. № $Об утверждении плана действийпо обеспечению введенияфедеральных государственныхобразовательных стандартовобуча.
теоретические и практические вопросы оказания помощи детям с овз и инвалидностью раннего и дошкольного возраста.
Данная презентация обобщает целенаправленную систему работы специалистов по реализации плана взаимодействия с социальными партнерами при решении ряда воспитательно-образовательных задач Муниципального.
Вопрос инkлюзивного образования стал актуальным и для нашего ДОУ, т.к. к нам обратились родители одного из воспитанников с протоколом ПМПК и высказали пожелание остаться в общеразвивающей группе. Пере.
Источник
Требования к педагогу, работающему с детьми с ОВЗ
Марина Валерьевна Васильева
Требования к педагогу, работающему с детьми с ОВЗ
Требования к педагогу, работающему с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Профессионально-личностная готовность педагога к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья включает профессионально-гуманистическую направленность личности, в том числе ее профессионально-ценностные ориентации, профессионально-личностные качества и умения.
Профессионально-гуманистическая направленность личности проявляется в осознании педагогом гуманистических ценностей профессиональной деятельности, удовлетворенности ею, целеустремленности в овладении профессиональным мастерством, действенности и активности личности в достижении гуманистических целей и задач воспитания и обучения детей.
Педагог, работающий с детьми с ограниченными возможностями здоровья,должен принять следующую систему профессионально-ценностных ориентаций: признание ценности личности человека независимо от степени тяжести его нарушения; направленность на развитие личности человека с нарушением в развитии в целом, а не только на получение образовательного результата; осознание своей ответственности как носителя культуры и ее транслятора для людей с нарушениями в развитии; понимание творческой сущности педагогической деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья, требующей больших духовных и энергетических затрат и др.
Важная составляющая профессионально-личностной готовности педагога, работающего с лицами с ограниченными возможностями здоровья,— готовность к оказанию помощи.
Психологи считают, что готовность к помощи у разных людей неоднородна.
Чем выше уровень ответственности, заботливости, тем выше уровень готовности к помощи. Готовность к помощи у человека развивается при соответствующих условиях.
Готовность к оказанию помощи — интегральное личностное качество, включающее милосердие, эмпатию, толерантность, педагогический оптимизм, высокий уровень самоконтроля и саморегуляции, доброжелательность, умение наблюдать, способность суммировать наблюдения и использовать увеличившийся объем информации о ребенке (в для оптимизации педагогической работы; перцептивные умения; креативность, творческий подход к решению проблем, задач педагогической работы и др. Педагог должен стараться осознавать значимость этих качеств и стремиться их развивать.
Милосердие — одно из существенных выражений гуманности. В понятии милосердия соединились духовно-эмоциональный (переживание чужой боли как своей) и конкретно-практический (порыв к реальной помощи) аспекты.
В отличие от гуманности, которая рассматривается по отношению ко всему живому, людям, как нуждающимся в помощи, так и самодостаточным, милосердие употребляется по отношению к людям, нуждающимся в помощи (инвалидам, больным, престарелым и др.) и отражает готовность помочь нуждающимся и саму помощь.
Эмпатия — важное профессиональное качество педагога, работающего с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Она предполагает понимание ребенка, сочувствие ему, умение увидеть ситуацию его глазами, встать на его точку зрения.
Эмпатия тесно связана с феноменом принятия, под которым подразумевается теплое эмоциональное отношение со стороны окружающих к ребенку с ограниченными возможностями здоровья.
Толерантность включает терпимость, устойчивость к стрессу, неопределенности, конфликтам, поведенческим отклонениям, агрессивному поведению, к нарушению норм и границ.
Педагогу в профессиональной деятельности часто приходится проявлять толерантное, спокойно-доброжелательное отношение к необычному внешнему виду воспитанников, к их неадекватному поведению, нечеткой речи, а порой отсутствию ее.
Поэтому для такого педагога высокий уровень толерантности является одним из факторов, которые обеспечивают эффективность его деятельности.
Педагогический оптимизм по отношению к детям с ограниченными возможностями здоровья предполагает уверенность в продвижении, в развитии такого ребенка, вере в его потенциал.
Наряду с этим следует опасаться предъявления завышенных требований к ребенку, ожидания от него более высоких результатов, чем те, на которые он способен.
Педагог, работающий с детьми с ограниченными возможностями здоровья, должен обладать высоким уровнем регуляции своей деятельности, контролировать себя в стрессовых ситуациях, быстро и уверенно реагировать на изменение обстоятельств и принимать решения.
Ему необходимо иметь в своем арсенале умения, позволяющие справляться с негативными эмоциями, навыки релаксации, умение владеть собой, способность адаптироваться в трудных, неожиданных ситуациях.
Самообладание педагога, его уравновешенность, эмоциональная устойчивость позволяют предупредить конфликтные ситуации в отношениях между детьми, между детьми и педагогом, что имеет особую значимость для правильной организации учебно-воспитательного процесса, в котором важное место отводится созданию охранительного режима, щадящего нервную систему ребенка с ограниченными возможностями здоровья и оберегающего его от излишнего перевозбуждения и утомления.
Важным требованием к педагогу, осуществляющему педагогическую деятельность с детьми с ограниченными возможностями здоровья, является проявление им деликатности и тактичности, в том числе умение соблюдать конфиденциальность служебной информации и личных тайн воспитанника, то есть деонтологический менталитет.
Педагог несет ответственность за выбранные цели, задачи, содержание, методы обучения и воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья, так как изначально такой ребенок является более зависимым от педагогической помощи, чем нормально развивающиеся сверстники.
Таким образом, профессионально-личностная готовность педагога к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья предполагает сформированность целого комплекса качеств, которые основываются на личностных ресурсах.
Не каждый педагог, работающий в общеобразовательном учреждении с нормально развивающимися детьми, способен к работе с ребенком, имеющим ограниченные возможности здоровья.
Условия становления профессионально-личностной готовности педагога к работе с детьмис ограниченными возможностями здоровья:
целенаправленное развитие ценностно-смысловой сферы личности педагога;
актуализация и развитие качеств, создающих профессионально-личностную готовность педагога к работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья;
ориентация на личностную индивидуальность каждого обучающегося, обеспечение дифференциального и индивидуально-творческого подхода;
усиление аксиологического (на основе ценностей) аспекта в подготовке педагогов к работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, концентрация их на нравственно значимых событиях, включение в активные виды деятельности, побуждающие к нравственной рефлексии.
Важно стимулировать педагога в познании себя, своих возможностей и способностей.
Необходим комплекс диагностических методик, направленных на выявление уровня профессионально значимых качеств, чтобы, соотнеся результаты диагностики с требованиями, предъявляемыми к педагогу, работающему с детьми с ограниченными возможностями здоровья, обучающиеся направили свою активность на коррекцию, развитие, совершенствование необходимых для компетентного педагога составляющих.
Таким образом, самопознание выступает необходимым условием саморазвития и самообразования.
Разработанные педагогические условия будут способствовать развитию профессионально-личностной готовности педагога к работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.
Консультация «Как рождается танец или с чего начать молодому педагогу» оброго времени суток!сегодня хочу поделиться своим опытом с начинающими педагогами,которые только приступают работать с детьми в области.
Мастер-класс «Кубики Зайцева в помощь педагогу» «Звенящее чудо» 1 слайд Сегодня мы поговорим о методике Зайцева. Чем же она так популярна? А тем что с помощью неё можно научить читать.
Оказание помощи семьям с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами, не посещающими дошкольное учреждение В числе основных принципов дошкольного образования стоит сотрудничество Организации с семьёй. В стандарте дошкольного образования указано.
Памятка педагогу «Как правильно наказывать ребенка» • Наказание не должно вредить здоровью – ни физическому, ни психическому. При любом наказании детей они не должны быть лишены удовлетворения.
Проект «Посуда» с детьми ОВЗ Проект «Посуда» Группа №1 разновозрастная (умственная отсталость умеренная, тяжелая) Разработали: Родионова М. А. – учитель-дефектолог.
Работа с детьми ОВЗ. Шумелки. .
Рекомендации педагогу по работе с детьми с аутизмом Педагогу необходимо установить предварительный контакт с аутичным ребенком, если это затруднительно, то осуществлять работу через посредника.
Рекомендации родителям с детьми ОВЗ Памятка для родителей детей с ОВЗ Вместо того чтобы искать повсюду недостатки, мы можем искать во всем любовь… Общие рекомендации родителям.
Эссе «Самая лучшая благодарность педагогу — это дети!» Уважаемые коллеги насколько ответственным и непростым бывает ежедневный труд наш. Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки,.
Советы педагогу: как привлечь и удержать внимание детей Как заинтересовать ребенка? Как говорить с ним на одном языке? Как увлекательно подать материал? Как начать занятие, в конце концов, чтобы.
Источник