Управление образования Новогрудского райисполкома
Screen
Profile
Menu Style
- Mega Menu
- CSS Menu
- Dropline Menu
- Split Menu
Поиск
Предварительная оценка состояния психического здоровья
Первичный скрининговый опросник, модифицированный и созданный на основе опросника В.Н. Краснова (1999) (см. Приложение 1). Опросник позволяет дать первичную оценку состояния психического здоровья школьников. Опросник состоит из 26 утверждений. Используется 4 варианта ответа:
«Да» — в том случае, если подросток полностью согласен с утверждением, предложенным ему;
«Пожалуй, да» — если высказывание не полностью соответствует ощущениям подростка;
«Скорее, нет» — если подросток не уверен, подходит ему высказывание или нет;
«Нет» — в том случае, если подросток уверен, что данное утверждение не соответствует его переживаниям.
Каждый из вариантов оценивается количественно в баллах:
«Пожалуй, да» — 0,5 балла;
«Пожалуй, нет» и «Нет» — 0 баллов.
В случае если подросток наберет 10 и более баллов, его следует отнести к «группе риска» по проявлению суицидального поведения.
Вам сейчас будет предъявлен ряд утверждений, касающихся Вашего здоровья и Вашего самочувствия. На каждое утверждение предлагается четыре варианта ответа. Выберите нужный ответ.
«Да», «Пожалуй, да», «Пожалуй,нет», «Нет»
Вы настроены на откровенный ответ?
Я внимательно отношусь к своему здоровью.
Мой организм чувствует смену погоды.
У меня бывают частые головные боли.
Меня стали раздражать громкие звуки, яркий свет.
У меня может резко снижаться настроение, возникают подавленность, вялость.
К сожалению, иногда я бываю озлоблен.
Я легко могу заплакать.
Бывает, меня охватывает какое-то равнодушие.
У меня бывает чувство постоянной тревоги.
Безо всякой причины окружающие обращают на меня повышенное внимание.
Мое настроение может меняться по нескольку раз я день.
Мне хорошо в одиночество.
Я обладаю выдающимися способностями, отличающими меня от обычных людей.
Иногда я слышу голоса, звуки, идущие неизвестно откуда.
Иногда я просто не могу избавиться от назойливых мыслей.
К сожалению, я очень ревнив.
Иногда я испытываю навязчивый, непреодолимый страх.
У меня бывают видения наяву, которые другие не видят.
Я стал рассеянным, иногда это замечают окружающие.
Меня беспокоит моя забывчивость.
У меня появились довольно странные влечения.
Иногда я чувствую, что окружающие читают мои мысли.
Даже при обычном режиме дня у меня нарушен сон.
Бывает, я теряю сознание.
Мне необходимо посоветоваться с врачом по поводу моей нервной системы.
Источник
Тесты «Диагностика уицидального поведения»
специалист в области арт-терапии
Диагностический инструментарий выявления склонности к суицидальному поведению подростков
1.1.1. Предварительная оценка состояния психического здоровья
Первичный скрининговый опросник, модифицированный и созданный на основе опросника В.Н. Краснова (1999) (см. Приложение 1). Опросник позволяет дать первичную оценку состояния психического здоровья школьников. Опросник состоит из 26 утверждений. Используется 4 варианта ответа:
«Да» — в том случае, если подросток полностью согласен с утверждением, предложенным ему;
«Пожалуй, да»- если высказывание не полностью соответствует ощущениям подростка;
«Скорее, нет»- если подросток неуверен, подходит ему высказывание или нет;
«Нет» — в том случае, если подросток уверен, что данное утверждение не соответствует его переживаниям.
Каждый из вариантов оценивается количественно в баллах:
«Пожалуй, да» — 0,5 балла;
«Пожалуй, нет» и «Нет»- 0 баллов.
В случае если подросток наберет 10 и более баллов, его следует отнести к «группе риска» по проявлению суицидального поведения.
1.1.1. Методика «Тревога и депрессия»
Методика (см. Приложение 2) диагностирует состояния тревожности и депрессии. Исследование коллективное или индивидуальное. Тестируемые получают бланк ответов, их внимание обращается на то, чтобы они не допускали ошибок при заполнении бланка. Если состояний, указанных в вопросе, у испытуемого никогда не было — ставится 5 баллов; если встречаются очень редко — 4 балла; если бывают временами — 3 балла; если они бывают часто — 2 балла; если почти постоянно или всегда — 1 балл.
Обработка полученных данных. Проставленные тестируемыми баллы принимают определенные числовые значения, которые указаны в таблицах. По значениям, указанным в таблицах, балл самочувствия заменяется диагностическим коэффициентом. Вслед за перекодировкой подсчитывают алгебраическую сумму (с учетом положительного или отрицательного знака) диагностических коэффициентов для каждой шкалы отдельно.
Алгебраическая сумма коэффициентов, больше + 1,28, свидетельствует о хорошем психическом состоянии. Сумма, меньше — 1,28, говорит о выраженной психической напряженности, тревожности, депрессии. Промежуточные значения (от — 1,28 до + 1,28) говорят о неопределенности данных. Обычно пограничные значения характеризуются коэффициентами в пределах от 5,6 до 1,28.
Побалльное оценивание ответов:
Никогда не было: 5 баллов;
Очень редко бывает: 4 балла;
Бывает временами: 3 балла;
Бывает часто: 2 балла;
Постоянно или всегда: 1 балл.
Значение диагностических коэффициентов тревожности:
Пограничное состояние тревожности проявляется в снижении порога возбуждения по отношению к различным стимулам, в нерешительности, нетерпеливости, непоследовательности действия. Невротическая реакция тревожности как беспокойства за собственное здоровье и за здоровье своих близких, в общении с людьми проявляется в том, что человек ведет себя неуверенно.
Депрессия проявляется в невротических реакциях, в ослаблении тонуса жизни и энергии, в снижении фона настроения, сужении и ограничении контактов с окружающими, наличии чувства безрадостности и одиночества [3].Таблица 2
1.1.2. Опросник депрессии А. Бека
Опросник депрессии А. Бека (см. Приложение 3) предназначен для оценки наличия депрессивных симптомов у обследуемых на текущий период. Опросник основан на клинических наблюдениях и описаниях симптомов, которые часто встречаются у депрессивных психиатрических пациентов в отличие от не депрессивных психиатрических пациентов в отличие от не депрессивных психиатрических пациентов. Систематизация этих наблюдений позволила выделить 21 утверждение, каждое из которых представляет собой отдельный тип психопатологической симптоматики и включает следующие пункты: 1) печаль; 2) пессимизм; 3) ощущение невезучести; 4) неудовлетворенность собой; 5) чувство вины; 6) ощущение наказания; 7) самоотрицание; 8) самообвинение; 9) наличие суицидальных мыслей; 10) плаксивость; 11) раздражительность; 12) чувство социальной отчужденности; 13) нерешительность; 14) дисморфофобия; 15) трудности в работе; 16) бессонница; 17) утомляемость; 18) потеря аппетита; 19) потеря в весе; 20) озабоченность состоянием здоровья; 21) потеря сексуального влечения. Выделенные шкалы дают возможность выявить степень выраженности депрессивной симптоматики, так как каждая из них представляет собой группу вопросов, состоящую из четырех утверждений, соответственно оцениваемых в баллах от 0 до 3. Максимально возможная сумма — 63 балла. В настоящее время опросник депрессивности Бека широко применяется в клинико-психологических исследованиях и в психиатрической практике для оценки интенсивности депрессии. Когда суммарный балл по шкале меньше 9, это рассматривается как отсутствие депрессивных симптомов; сумма баллов от 10 до 18 характеризуется как «умеренно выраженная депрессия», от 19 до 29 баллов — «критический уровень» и от 30 до 63 баллов — «явно выраженная депрессивная симптоматика». Как показали многочисленные исследования (Fairbank et al, 1983; Огг P. S. et al., 1990 и др.), проведенные на участниках военных действий во Вьетнаме и Корее, уровень депрессивности по шкале Бека у ветеранов с ПТСР был значимо выше, чем ее значения у здоровых испытуемых, вошедших в контрольную группу.
Когнитивно-аффективная субшкала (cognitive—affective, С—А) и субшкала соматизации (somatic—performance, S—P) опросника депрессивности Бека
Несколько исследований были посвящены оценке выраженности депрессивной симптоматики у пациентов с различными медицинскими диагнозами. Пламб и Холланд (Plumb & Holland, 1977), Кэйвэйноф, Кларк и Гиббоне (Cavanough, Clark & Gibbons, 1983) опубликовали результаты исследований, согласно которым различные группы вопросов данного опросника обладают способностью дифференцировать выборки психиатрических, соматических больных и нормы. Были предложены две субшкалы для оценки соответствующих симптомов. Первые 13 пунктов составляют когнитивно-аффективную субшкалу, которая предназначена для оценки выраженности депрессии у тех пациентов, вегетативные и соматические симптомы которых могут послужить причиной для завышенной оценки депрессии. Последние 8 пунктов составляют субшкалу, служащую для оценки соматических проявлений депрессии. Показано, что опросник в высшей степени эффективен для определения депрессии у героиновых наркоманов. Однако результаты исследования Шоу и соавторов (Shaw et al., 1979) говорят о том, что некоторые из соматических симптомов героиновой зависимости совпадают с признаками депрессии, определяемыми данной методикой.. Тем не менее, сравнивая значения по когнитивно — аффективной субшкале между выборками героиновых наркоманов и пациентов с другими психиатрическими диагнозами, можно оценить выраженность депрессии, исключив перекрывающиеся соматические симптомы. Вероятно, когнитивно — аффективная субшкала может быть также применена и на выборке соматических больных, у которых некоторые симптомы, например усталость, могут вносить погрешность в оценку депрессивной симптоматики.
Для определения показателей надежности опросника и его субшкал использовали весь массив данных, полученных на выборках нормальной и клинической популяций. Надежность методики определялась по показателям а-Кронбаха, стандартизованная а, а также методом расщепления теста пополам. Как видно из результатов проведенных исследований, русскоязычная версия опросника обладает достаточно хорошей надежностью [5]
1.1.3. Тест школьной тревожности Филлипса
Цель исследования (см. Приложение 4)- изучение уровня и характера тревожности, связанного со школой у детей младшего и среднего школьного возраста. Тест состоит из 58 вопросов, которые могут зачитываться в письменном виде. На каждый вопрос требуется однозначно ответить «Да» или «Нет».
Обработка и интерпретация результатов:
При обработке результатов выделяются вопросы, ответы на которые не
совпадают с ключом теста. Например, на 58-й вопрос ребенок ответил
«Да», в то время как в ключе этому вопросу соответствует «-», то есть,
ответ «Нет». Ответы, не совпадающие с ключом – это проявление тревожности. При обработке подсчитываете:
а) общее число несовпадений по всему тесту. Если оно больше 50%, можно говорить о повышенной тревожности ребенка, если больше 75% от общего числа вопросов теста — о высокой тревожности.
б) число совпадений по каждому из 8 факторов тревожности, выделяемых в тексте. Уровень тревожности определяется так же, как в первом случае. Анализируется общее внутреннее эмоциональное состояние школьника, во многом определяющееся наличием тех или иных тревожных синдромов (факторов) и их количеством.
1. Общая тревожность в школе
2, 4, 7, 12,16, 21, 23, 26, 28, 46, 47, 48, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58. Е = 22
2. Переживание социального стресса
5, 10, 15, 20, 24, 30, 33, 36, 39, 42, 44. Е =11
3. Фрустрация потребности в достижении успеха
1, 3, 6, 11, 17, 19, 25, 29, 32. 35, 38,41, 43. Е = 13
4. Страх самовыражения
27, 31, 34, 37, 40, 45. Е = 6
5.Страх ситуации проверки знаний.
2, 7, 12, 16, 21, 26. Е = 6
6. Страх несоответствовать ожиданиям окружающих
3, 8, 13, 17, 22. Е = 5
7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу
9, 14, 18, 23, 28. Е = 5
8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями
2,6, 11, 32, 35, 41, 44, 47. Е = 8
Ключ к вопросам:
1) Число несовпадений знаков («+» — Да, «-» — Нет) по каждому фактору ( — абсолютное число несовпадений в процентах 50%; >75%).
2) Предоставление этих данных в виде индивидуальных диаграмм.
3) Число несовпадений по каждому фактору для всего класса: абсолютное значение — 50%; >75%.
4) Представление этих данных в виде диаграммы.
5) Количество учащихся, имеющих несовпадений по определенному фактору >50% и 75% (для всех факторов).
6) Представление сравнительных результатов при повторных замерах.
7) Полная информация о каждом учащемся (по результатам теста).
Содержательная характеристика каждого синдрома (фактора)
1. Общая тревожность в школе — общее эмоциональное состояние ребенка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы.
2. Переживания социального стресса — эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого развиваются его социальные контакты (прежде всего со сверстниками).
3. Фрустрация потребности в достижении успеха — неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребенку развивать свои потребности в успехе, достижении высокого результата и т.д.
4. Страх самовыражения — негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей.
5. Страх ситуации проверки знаний — негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно публичной) знаний, достижений, возможностей.
6. Страх несоответствовать ожиданиям окружающих — ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков и мыслей, тревога по поводу оценок.
7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу — особенности психофизиологической организации, снижающие приспособляемость ребенка к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды.
8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями – общий негативный эмоциональный фон отношений с взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребенка [4].
1.1.4. Методика «Шкала тревожности»
Для выявления тревожности можно использовать методику «Шкала тревожности», разработанную по принципу «Шкалы социально- ситуативной тревоги» Кондаша (1973) (см. Приложение 5). Особенность шкал такого типа состоит в том, что в них человек оценивает не наличие или отсутствие у себя каких- либо переживаний, симптомов тревожности, а ситуацию с точки зрения того, насколько она может вызвать тревогу. Преимущество шкал такого типа заключается, во — первых, в том, что они позволяют выявить области действительности, объекты, являющиеся для школьника основными источниками тревоги, и, во- вторых, в меньшей степени, чем другие типы опросников, оказываются зависимыми от особенностей развития у учащихся интроспекции.
Бланк методики содержит инструкцию и задания, что позволят при необходимости проводить ее в группе. На первой странице бланка указывается фамилия, имя школьника, класс, возраст и дата проведения исследования.
Методика включает ситуации трех типов:
ситуации, связанные со школой, общением с учителями;
ситуации, актуализирующие представление о себе;
Соответственно виды тревожности, выявляемые с помощью данной шкалы, обозначены: школьная, самооценочная, межличностная. Данные о распределении пунктов шкалы представлены в табл. 3.
Номер пункта шкалы
Подсчитывается общая сумма баллов отдельно по каждому разделу шкалы и по шкале в целом. Полученные данные интерпретируются в качестве показателей уровней соответствующих видов тревожности, показатель по всей шкале — как общий уровень тревожности.
В табл. 4 представлены стандартные данные, позволяющие сравнить показатели уровня тревожности в различных половозрастных группах. Стандартизация проводилась в городских школах, поэтому представленные характеристики неприменимы для сельских школьников. Таблица 4
Источник