Статья «Психологическое здоровье школьников. Диагностика. Профилактика»
статья
Критерии психического здоровья.Проявления нарушения психического здоровья школьников.Конкретные советы родителям, как сберечь психическое здоровье ребёнка. Тест-анкета для самооценки школьниками факторов риска ухудшения здоровья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проявления нарушения психического здоровья школьников.Конкретные советы родителям, как сберечь психическое здоровье ребёнка. Тес | 62.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Психическое здоровье школьника. Пути его сохранения.
Психическое здоровье является необходимым условием полноценного функционирования и развития человека в процессе его жизнедеятельности. С одной стороны, оно является условием адекватного выполнения человеком своих возрастных, социальных и культурных ролей, с другой стороны, обеспечивает человеку возможность непрерывного развития в течение всей его жизни.
Обобщенный «портрет» психически здорового человека: – это, прежде всего, творческий, жизнерадостный и веселый, открытый и познающий себя и окружающий мир не только разумом, но и чувствами, интуицией. Он полностью принимает самого себя, и при этом признает ценность и уникальность окружающих его людей. Такой человек берет ответственность за свою жизнь, прежде всего, на самого себя и извлекает уроки из неблагоприятных ситуаций. Он находится в постоянном развитии и, конечно, способствует развитию других людей. Его жизненный путь может быть не совсем легким, а иногда, довольно тяжелым, но он прекрасно адаптируется к быстро изменяющимся условиям жизни.
Таким образом, можно сказать, что «ключевым» словом для описания психического здоровья является слово гармония или баланс. И, прежде всего, это гармония между различными аспектами самого человека: эмоциональными и интеллектуальными, телесными и психическими, а также это гармония между человеком и окружающими людьми и природой.
Основная функция психического здоровья — это поддержание активного динамического баланса между человеком и окружающей средой в ситуациях, требующих мобилизации ресурсов личности.
Для здоровья ребенка важно не только то, что в школе удовлетворяются его познавательные потребности, но и социальные потребности в общении, психологические потребности в уважении к своему человеческому достоинству, к его чувствам и переживаниям, интересам и способностям. Психическое здоровье ребенка является предпосылкой не только его эмоционального благополучия и физического здоровья, но и хорошей школьной успеваемости, а также последующей успешной социализации, решения вопроса о выборе жизненного пути.
Каковы же критерии психического здоровья личности?
- Понимание себя.
- Позитивное самовосприятие.
- Способность к самоуправлению.
- Включенность в эмоционально-доверительное общение со сверстниками.
- Способность к сопереживанию и принятию других.
- Сформированность жизненных ценностей и планов.
- Стремление к гуманистическим ценностям.
- Нормальное развитие организма (соответственно полу и возрасту).
- Отсутствие заболеваний.
- Отсутствие вредных привычек.
По медицинским данным Самым распространённым расстройством психического здоровья среди школьников является- невроз. Частота отклонений в поведении учащихся существенно увеличивается к концу года. Следует отметить, что в это время переутомление находиться на грани патологии. Распространенность неврозов увеличивается от начальных классов к старшим (у мальчиков в 2 раза, у девочек — в 3,3 раза).
Школьники как правило, предъявляют следующие виды жалоб:
1. Усталость.
2. Сонливость в дневные часы.
3. Пассивность на уроках, во время игр.
4. Отказ от умственного напряжения.
5. Нестойкость интересов.
Родители и педагоги иногда принимают это состояние за лень, пытаются повысить требования к ребенку, но ни к чему хорошему это не приводит (неврастения). Неврастения — повышенная физическая и психическая утомляемость, рассеянность, рассредоточенность, снижение работоспособности, чрезмерная возбудимость. Провоцирующим фактором является истощение нервной системы, связанное с учебной перегрузкой.
В чем же ещё проявляются нарушения психического здоровья школьников
Наиболее частые нарушения психического здоровья школьников: синдром дефицита внимания, аддиктивные формы поведения, компьютерная зависимость, временная некомпетентность.
Синдром дефицита внимания — наиболее частая форма хронических нарушений поведения в детском возрасте. Это состояние, при котором способность к концентрации внимания у ребенка отстает от его психического развития, не соответствует возрасту и сочетается с выраженной импульсивностью и гиперактивностью. При этом большинство детей с таким синдромом имеют хорошие интеллектуальные способности, но они неуспешны из-за гиперактивности, невнимательности, отвлекаемости. При увеличении учебной нагрузки проблемы детей с синдромом дефицита внимания, как правило, значительно обостряются. Во время уроков им сложно справиться с заданиями, так как они испытывают трудности в организации и завершении работы, письменные работы выглядят неряшливо, в них много недочетов. Частая ошибка родителей и педагогов при воспитании такого ребенка — требовать от него сосредоточенного внимания, усидчивости и сдержанности.
Аддиктивные формы поведения — сниженная переносимость трудностей повседневной жизни, скрытый комплекс неполноценности, стремление говорить неправду, обвинять других, уходить от ответственности в принятии решений, стереотипность, повторяемость поведения. Дети с такими формами поведения трудно переживают затяжной конфликт, что приводит к агрессии, самоизоляции или компьютерной зависимости.
Компьютерная зависимость — учащиеся, склонные к ней, активно стремятся изменить не удовлетворяющее их психическое состояние, которое они считают чаще всего «скучным», «серым». Они не могут найти в реальной действительности того, что способно надолго привлечь их внимание, увлечь, обрадовать. Такие яркие переживания дают им компьютерные «войны» и «стратегии». Если ребенок на ваш запрет реагирует бурно, протестует и пытается демонстративно шантажировать вас, стоит задуматься, так ли безобидно это увлечение.
Временная некомпетентность — один из серьезных стрессогенных факторов. Примеры временной некомпетентности: неспособность четко рассчитать свое время в процессе выполнения контрольной работы, неумение планировать внешкольное время так, чтобы его хватило и на выполнение домашней работы, и на отдых, неумение рассчитать силы во время полготовки к экзаменам и т.д. Для таких учащихся характерно погружение в психологическое прошлое или, что встречается гораздо чаще — в нереалистичное будущее. Во многих случаях у них неадекватная самооценка, повышенный уровень тревожности, страх перед будущим. Расстройство временной Перспективы — причина многих психологических проблем. Подростки с такой проблемой отличаются слабой устойчивостью к стрессовым ситуациям и низкой адаптивностью. Это напрямую связано с психологическим здоровьем.
Несколько конкретных советов родителям, как сберечь психическое здоровье ребёнка, сформировать адекватную самооценку и способность противостоять трудностям:
• В случае неудачи ребенка необходимо вселить в него уверенность в том, что все должно получиться;
• Детей нельзя обманывать, т.к. дети очень чувствительны к фальши; похвала не должна быть фальшивой, иначе у ребенка возникает чувство собственного бессилия;
• Не проявляйте излишней тревоги по поводу недостаточных успехов и недостаточного продвижения вперед (регресса); не требуйте от ребенка невозможного в учении, сочетайте разумную требовательность с похвалой. Радуйтесь вместе с ребенком даже маленьким успехам.
• Чтобы выработать чувство ответственности, необходимо, чтобы у ребенка были дела, за которые отвечает только он (домашние поручения, уроки и т. д.);
• Всегда находите время поговорить с ребенком. Интересуйтесь его проблемами, вникайте в возникающие у него сложности, обсуждайте их, давайте советы.
• Доверие к ребенку. Не оказывайте нажима на ребенка, признайте его право самостоятельно принимать решения, уважайте его право на собственное мнение.
• Научитесь относиться к ребенку как равноправному партнеру, который пока просто обладает меньшим жизненным опытом.
• Не унижайте ребенка криком.
• Осознайте, что взрослеющий подросток не всегда адекватен в своих поступках в силу физиологических особенностей. Умейте прощать, «лечите» добром.
• Не сравнивайте ребенка с другими, более успешными детьми этим вы снижаете самооценку. Сравните его с ним же самим, но менее успешным.
• Следите за выражением своего лица, когда общаетесь с ребенком. Хмуро сведенные брови, гневно сверкающие глаза, искаженное лицо — «психологическая пощечина» ребенку.
Пояснения к схеме:
1. Стрессогенная тактика педагогических воздействий — это систематическое использование окриков или так называемых «психологических пощечин», а также ограничение времени в процессе деятельности. Ребенок испытывает стресс из-за постоянной гонки, неудач, неудовлетворенности взрослых. Школьники, ожидая очередных упреков и даже унижений, находятся в постоянном психологическом напряжении.
2. Перегрузка — интенсификация учебной деятельности — один из факторов роста нервно-психологических нарушений. Большая учебная нагрузка тормозит реализацию возростных биологических потребностей организма подростка в сне, двигательной активности, пребывании на воздухе.
3. Ситуация в семьях. Семья претерпела серьезные изменения. А ведь модель поведения ребенком чаще всего избирается по образцу родителей. Сегодня заметно утрачивается подвижническое отношение родителей к своим детям. За последние пять лет около 2000 женщин совершили убийство своих новорожденных детей. Каждое шестое преступление в стране совершают женщины, из которых 80% — матери.
Беспокоит и другое. В благополучных семьях царят жестокость, грубость, какой-то невидимый агрессивный стиль взаимоотношений с собственным ребенком. Известный детский хирург, академик Я. Долецкий даже ввел новый термин — синдром опасного обращения с детьми. Речь идет о физических и психических травмах, причиняемых в семье с близкими. Сегодня до 50 тыс. ребят самовольно уходят из семьи, множится число юных бомжей и изгоев.
4. Некомпетентность родителей и педагогов в вопросах физиологического развития ребенка.. непредсказуемые поступки подростков, оказывается, связаны с незрелостью мозга. Лобные доли, отвечающие за принятие осмысленных решений, у подростков функционируют не так как у взрослых. Учителя, родители должны проявлять терпение и снисхождение к необдуманным поступкам своих подопечных, в надежде, что через какое-то время их мозг заработает в полную силу. Дети «эмоционально мудрых» родителей легче справляются со стрессовыми ситуациями, более успешны в учебе, у них мало проблем со сверстниками.
5. Зависимости. Это страшная беда, в сети которой попадают многие подростки. Чаще всего — это уход от реальности, которая чем-то не устраивает ребенка, форма неосознанного протеста. Рамки нашей встречи не позволяют углубиться в эту проблему, это тема для отдельного серьезного разговора, напрямую связанного с проблемой психического здоровья школьников..
Психолог: А теперь, уважаемые родители, я познакомлю вас с результатами анкетирования ваших детей по разным аспектам, являющимися прямыми или косвенными показателями психического здоровья. На одной из наших встреч им был предложен тест-анкета для самооценки факторов риска ухудшения здоровья. Его бланки с обработанными результатами я вам сейчас раздам.
Тест-анкета для самооценки школьниками факторов риска ухудшения здоровья
(методика Н.К. Смирнова)
Тест-анкета заполняется каждым школьником самостоятельно. Приводится форма для юношей. В варианте для девушек исключен вопрос6. на вопросы 1-10 предлагается ответить «да» или «нет»; вопросы 11-15 предусматривают выбор одного из предложенных вариантов ответов.
- Я часто сижу, сгорбившись, или лежу с искривленной спиной.
- Я ношу сумку (часто тяжелую) обычно в правой руке.
- У меня есть привычка сутулиться.
- Я чувствую, что мало (недостаточно) двигаюсь.
- Я не занимаюсь оздоровительной гимнастикой (физзарядка, участие в спортивных секциях, плавание).
- Я занимаюсь тяжелой атлетикой (поднятием тяжестей).
- Я пытаюсь нерегулярно, кое-как.
- Нередко читаю при плохом освещении лежа
- Я не забочусь о своем здоровье
- Бывает, я курю.
- Помогает ли тебе школа заботится о здоровье?
А) да; Б) нет; В) затрудняюсь ответить.
- Помогали ли тебе занятия в школе создать дома полезный для здоровья образ жизни?
А) да; Б) нет; В) затрудняюсь ответить.
- Какие для тебя состояния наиболее типичны на уроках?
А)безразличие; Б) заинтересованность ; В) усталость; Г) сосредоточенность; Д) волнение; беспокойство; Е) что-то другое.
- Как, по твоему мнению, влияют учителя на твое здоровье?
А) заботятся о моем здоровье; б) наносят здоровью вред методами своего преподавания; в) подают хороший пример: г) подают плохой пример; д) учат, как беречь здоровье; е) им безразлично мое здоровье.
- Как обстановка в школе влияет, по твоему мнению, на здоровье?
А) не оказывает заметного влияния; б) влияет плохо; в) влияет хорошо; г) затрудняюсь ответить.
По вопросам 1-10 по одному баллу начисляется за каждый положительный ответ. По вопросу 13 балл начисляется за ответы «б», «в», «д». По вопросу 14 балл начисляется за ответы «б», «г», «е». По вопросу 15 балл начисляется за ответы «б», «г». Затем полученные баллы суммируются.
Благополучным считается результат, составляющий более 6 баллов. «Зона риска» — более 12 баллов.
Источник
Проблемы физического и психического здоровья детей и подростков
Дата публикации: 16.05.2019 2019-05-16
Статья просмотрена: 271 раз
Библиографическое описание:
Лада, А. Е. Проблемы физического и психического здоровья детей и подростков / А. Е. Лада. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 20 (258). — С. 430-432. — URL: https://moluch.ru/archive/258/59064/ (дата обращения: 08.06.2021).
Состояние психофизического здоровья подрастающего поколения в связи с проблемами его прогрессирующего ухудшения ставит неотложные задачи по поиску новых методов его охраны.
За последние 20 лет больше, чем в 10 раз возрос общий уровень заболеваемости наркоманиями в России. Количество взятых под наблюдение подростков с первичным диагнозом «наркомания» увеличилось в 2 раза, а с диагнозом «токсикомания» — в 3 раза. Число детей, состоящих на профилактическом учете в связи с употреблением алкоголя с 1995 года по 2016 год, увеличилось на 30 (на 100 тысяч человек). Число подростков с психическим расстройством непсихотического характера, состоящих на учете в ЛПУ на 100 тысяч в 1990 году было 680,8, в 2000 году — 484,8, а в 2016 году –601,0 [3].
Последние исследования в области здоровьесберегающих технологий в образовании показали, что проблемы здоровья и гендерной неадекватности прямо и тесно связанных [1]. «Фундаментальной медицинской наукой доказано, что десять основных форм хронической патологии, которые определяют сверхзаболеваемость и сверхсмертность, в том числе разрушение детородного потенциала, берут свое начало от семьи и школы» [1]. По данным Института возрастной физиологии РАО, в школу приходит около 20 % детей, имеющих нарушения психического здоровья пограничного характера, а к концу первого класса их число увеличивается до 60–70 %. Основной причиной этих нарушений является школа, в которой ребенок проводит 70 % своего времени в течение 9–11 лет обучения [2].
Из приведенной статистики совершенно очевидно, что общество должно принимать срочные и эффективные меры по профилактике детского и подросткового суицида. Существующие меры по профилактике вообще девиантного и деликвентного поведения детей и подростков давно не соответствуют современным требованиям сохранения и поддержания демографического состава населения. В условиях экономической нестабильности родители часто вынуждены бороться за выживание, в то же время в соответствии с Законом об образовании школы стали не местом воспитания будущих граждан, а сферой предоставления образовательных услуг, СМИ переполнены сценами насилия, подрастающее поколение оказалось предоставлено самому себе. У них часто нет внутренней опоры, нет контакта и поддержки со стороны взрослых, поэтому для эффективной профилактики подросткового суицида требуется согласованная работа семьи и школы, которая должна быть регулярной и хорошо организованной, в ней не должно быть никакого формализма, иначе кроме вреда такого рода работа ничего не принесет.
Нестабильные социально-экономические условия привели к социально-экономическим трудностям семьи: неуверенности в завтрашнем дне, конфликтах на работе, усталости, эмоциональной неустойчивости. В совокупности с родительской некомпетентностью все эти трудности зачастую приводят к злоупотреблению алкоголем и снятию стрессов неконструктивными методами. Демографическое неблагополучие проявляется в уменьшении численности населения, наличия хронических заболеваний у большого количества детей, в сильном омоложении «женских» и «мужских» заболеваний.
Фундаментальной медицинской наукой доказано, что десять основных форм хронической патологии, которые определяют нынешнюю сверхзаболеваемость и сверхсмертность, в том числе разрушение детородного потенциала, берут свое начало от семьи и школы. Все вышеназванные проблемы прямо связаны с социализацией детей [1].
Снижение психологической культуры межгендерных отношений привело к снижению психологической культуры семьи и ее воспитательной функции. Следствием этого стало снижение статуса семьи, увеличение количества разводов, усиление явлений беспризорности, безнадзорности, социального сиротства и девиантных тенденций среди детей и молодежи, что также отражается на здоровье населения.
Исследования характеристик супружеских семей показали, что структурный дисбаланс в семье влияет на стиль межличностного взаимодействия, адаптивные возможности семьи, на стабильность брака и структуру семей последующих поколений.
Часто будущие супруги просто не могут создать счастливую семью и необходимые условия для полноценного воспитания детей. Они утратили адекватные представления о материнской и отцовской ролях и о сущности семьи в целом. Не имея собственных представлений о благополучной семье, молодые люди неосознанно строят семью по модели родительской.
В процессе гендерной социализации произошло усиление маскулинных тенденций у девочек и фемининных у мальчиков, что было отмечено в ряде психологических исследований. Оба эти явления в последние два десятка лет привели к распространению такого явления, как унисекс. Унисекс проявляется не только в том, что девушки и юноши носят одинаковую мужскую одежду, а также в зависимости от табака, алкоголя и наркотиков, которые получают все большее распространение не только среди юношей, но и среди девушек. Как отражение искаженных межгендерных отношений унисекс приводит к тому, что девушки, следуя традициям маскулинности, стараются казаться «своими парнями» и плохо информированы о последствиях сексуальных контактов.
Отсутствие у молодых людей знаний в области репродуктивного здоровья приводит к ранним беспорядочным половым связям, венерическим заболеваниям, абортам или раннему материнству. Обследование молодежи показывает низкую осведомленность молодых людей по основным вопросам пола, что не только еще больше обостряет указанные проблемы, но и оказывает влияние на последующие поколения, т. к. нездоровые родители производят потомство нездоровое физически и психически. Неудачные любовные отношения в совокупности с ранней беременностью также могут вызвать суицидальное поведение.
В связи с этим особую актуальность приобретают усилия психологов и педагогов, направленные на развитие гендерной компетентности и психологической коммуникативной культуры вообще и в межгендерных отношениях в частности. Проблемы гендерного воспитания не могут решаться вне проблем коммуникативной компетентности, которые зачастую возникают задолго до подросткового возраста.
В научной литературе констатируются различия между мальчиками и девочками в темпах и качестве интеллектуального развития, эмоциональной реактивности, мотивации деятельности и оценки достижений, в поведении. Специальные исследования направлены на выявление природы этих различий, которые, по мнению тех или иных авторов, являются отражением либо универсально- биологических, либо биосоциальных закономерностей.
В настоящее время активно разрабатывается направление, связывающее особенности развития познавательной и личностной сфер мальчиков и девочек с функциональной специализацией полушарий головного мозга. Имеется мнение, что индивидуальные особенности функциональной межполушарной асимметрии базируются на генетических, врожденных, биологических факторах, заложенных еще до рождения ребенка. По данным нейрофизиологов и нейропсихологов мозг мальчиков и мозг девочек устроен и работает по-разному. Последнее положение лежит в основе различия познавательных стратегий и путей формирования познавательных функций, темпов, способов переработки и усвоения информации, организации внимания; формах активации эмоций, формировании положительной и отрицательной оценки своих действий и их результатов, качества и типов адаптивных реакций организма и т. п.
В числе социально-психологических факторов, влияющих на психофизиологическое развитие детей, на формирование и реализацию их познавательных способностей и личностных свойств, на осознание себя с позиции пола и полоролевого поведения, ведущими являются культурные и этические традиции социума, которые формируют систему личностных ценностей, мотивацию действий, характер. Поведение родителей и другого окружения ребенка закладывает эмоциональную установку и комплекс представлений о стереотипах половых ролей, о «мужском» и «женском» в поведении человека.
Культурные составляющие пола могут меняться, но они требуют соотнесения их с биологическим полом, иначе они теряют свой природосообразный смысл и могут лежать в основе дисгармонии развития ребенка.
В последнее десятилетие для России употребление несовершеннолетними и молодежью алкоголя, наркотических и других психоактивных веществ превратилось в проблему, представляющую серьезную угрозу населению, экономике страны, социальной сфере и правопорядку [3].
В соответствии с Концепцией профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде (приказ Министерства образования РФ от 28.02.2000 г. № 619), одним из важнейших аспектов профилактики негативных явлений является внедрение в деятельность образовательных учреждений специализированных образовательных программ по вопросам формирования здорового образа жизни, который является лучшим средством профилактики многих заболеваний [4].
При этом стратегическим приоритетом является система позитивной профилактики, которая ориентируется на освоение и раскрытие ресурсов психики и личности, поддержку ребенка или подростка и помощь ему в самореализации собственного жизненного предназначения, в том числе и гендерного.
Таким образом, информируя ребенка и воспитывая в нем потребность в здоровом образе жизни, мы воспитываем самостоятельную личность, способную к реализации собственного потенциала.
В связи с этим особую актуальность приобретают усилия психологов и педагогов, направленные на воспитание психически здорового, личностно развитого человека, способного самостоятельно справляться с собственными психологическими затруднениями и жизненными трудностями.
Многие проблемы развивающейся личности связаны с проблемами общения, в том числе и межгендерного.
Эти проблемы начинают формироваться задолго до подросткового возраста и начинаются с общих коммуникативных проблем. Ребенок, который не умеет общаться со сверстниками, вырастает сначала в подростка, а потом и взрослого, испытывающего чувство отчуждения от общества, которое может привести либо к глубокой изоляции, либо к девиантному поведению.
- Базарный В. Школьный стресс и демографическая катастрофа России, — М. 2004
- Безруких М. М. Здоровьесберегающая школа. — М. 2004.
3. Обзор социальной политики в России. Начало 2000 — х г., М. 2007
4. Основы здорового образа жизни: Программа для средних классов общеобразовательных учреждений и методические рекомендации для учителя. Изд. 2-е, доп. и перераб. — Саратов: Слово, 2001
Источник