Что относится к информации, причиняющей вред здоровью и развитию детей?
Могут ли какие-то вещи, показанные или рассказанные ребёнку, причинить ему вред? В обществе, перенасыщенном самой разной информацией, мнение об этом постоянно меняется.
Кто-то готов бить тревогу из-за каждой мелочи, другие, наоборот, утверждают, что «ребёнка должны воспитывать родители, а общество на это никак не влияет».
Тем временем данный вопрос давно обозначен законодательством РФ.
Существует Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Попадает эта информация и под некоторые пункты Конституции РФ.
Каким образом информация причиняет вред ребенку?
Само существование такого закона подразумевает, что причинять вред информация может.
Некоторые негативные примеры и призывы могут дать о себе знать уже через короткий срок.
Другой вопрос, каким образом она может причинять вред. К примеру, информация, вызывающая страх и панику, оказывает мгновенное влияние на психику детей. Никакое связующее звено не требуется, а степень причинённого вреда зависит только от восприятия конкретным ребёнком и его возраста.
Если же брать информацию другого характера, например, призывы к суициду, то она проходит через фильтр воспитания, мировоззрения, влияния привычного окружения и других факторов. Поэтому результат такого воздействия может наступить через продолжительное время или не наступить совсем.
Однако психологи и педагоги сходятся во мнении, что ребёнку, человеку с ещё не сформировавшимися ценностями и миропониманием, такая информация очень легко может навредить.
Психический вред может нанести порой самая доступная и «безобидная», на взгляд взрослого, информация. Это могут быть:
- сцены жестокости и насилия;
- их красочные описания;
- любая информация, вызывающая у большинства детей страх, паническое состояние, ужас.
Полный перечень разновидностей представлен в законодательном документе, в общем списке – в ст. 5, п.2 и п.3.
Какой контент несет угрозу?
К информации, которая может причинить вред здоровью детей, относятся:
- призывы к суициду;
- побуждение к причинению себе физического вреда;
- призывы, склоняющие к употреблению наркотических веществ, алкоголя;
- и т.п.
Она способна исказить в понимании ребёнка осознание ценности собственной жизни и здоровья; внедрить в его разум мысли о своей ненужности, бесцельности существования, всеобщей несправедливости и других вещах, способствующих появлению депрессивных состояний и психических расстройств.
Также существует понятие информации, способной причинить вред духовному и нравственному развитию ребёнка. Сюда относятся, например:
- оправдание насилия и противоправного поведения;
- пропаганда жестокости, выставление её как нормы или способа самовыражения.
Такие вещи искажают нормы общепринятого мировоззрения, традиционных ценностей. В долгосрочной перспективе люди, которым в детстве внушали подобную информацию, с большой вероятностью могут стать нарушителями закона.
Влияние возраста на восприятие окружающего мира
Согласно классификации информационной продукции, обозначенной в ст. 6, п. 3 рассматриваемого ФЗ, несовершеннолетние «делятся» на 4 возрастных категории.
- До 6 лет. Регулируется ст. 7 данного Закона.
- «Достигших возраста 6 лет», в данном случае законодательство подразумевает возраст с 6 до 12 лет. Список допустимой информации указан в ст. 8.
- «Достигших 12 лет», то есть в возрасте с 12 до 16. Регулируется ст. 9.
- «Достигших 16 лет» – с 16 до 18. Список указан в ст. 10.
Данная классификация никак не влияет на запрещённую информацию, она относится к ограниченной разновидности. Ограничение налагается именно согласно возрасту детей.
В соответствии с этим любые организации, занимающиеся распространением/созданием информации какого-либо характера, должны:
- указывать возрастные ограничения, в том случае, если сами они не принимают непосредственного участия в её показе или любом ином способе подачи;
- не допускать донесения до детей той информации, которая не соответствует их возрасту согласно данному ФЗ, ст.6, п.7-10, а также той, которая запрещена совсем.
Первый случай относится преимущественно к организациям, информацию выпускающим: мультипликационные студии, издательства, СМИ и т.д. Второй – к обучающим и развлекательным центрам, образовательным учреждениям.
Что запрещено для распространения?
Информация, которая считается потенциально опасной для здоровья или развития ребёнка, согласно законодательству, делится на две разновидности:
- распространение которой среди детей запрещено.
- Распространение которой среди детей ограничено. Ограничение налагается на определённые возрастные категории.
Оба вида регулируются ст. 5 ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Подробно каждый из них описан в п. 2 и п. 3.
В списке полностью запрещённой – следующие разновидности информации:
- оправдывающая любое противоправное поведение. Сюда может относиться какая-либо информация, где в положительном виде выставляются преступления.
- Содержащая в себе нецензурную брань.
- Показывающая, что жестокость и насилие допустимы, и оправдывающая такие поступки. Сюда же относится информация, в которой различными способами побуждают к осуществлению насильственных действий над животными или людьми.
- Провоцирующая неуважение к людям из своей семьи, к родителям.
- Отрицающая семейные ценности. Сюда также входит информация, в которой можно узреть пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений.
- Побуждающая к действиям, результатом которых является причинение вреда своему здоровью; к суициду; к действиям, представляющим угрозу жизни и здоровью. Под «представляющими угрозу» подразумеваются действия потенциально опасные, несущие в себе большую долю риска.
- Способная вызвать у ребёнка желание пробовать психотропные, одурманивающие вещества и наркотические, продукцию спиртосодержащую, табачные изделия. В этом же пункте ФЗ рассматривается побуждение к занятию бродяжничеством, проституцией, попрошайничеством, а также участию в азартных играх.
- Информация порнографического характера.
В ст. 5, п.1, пп. 8 упоминается, что запрещено распространение информации о несовершеннолетнем, который пострадал в результате какого-либо противоправного действия (либо бездействия). Нельзя предавать огласке или выкладывать в свободный доступ любые данные, по которым можно было бы установить его личность. То же относится к информации о его родителях.
Что ограничено?
Список ограниченной информации распространяется на разные возрастные категории согласно п. 7-10 стать 5 Федерального закона.
В этот перечень входит информация:
- в которой содержатся выражения и слова, являющиеся бранью, но к нецензурной брани не относящиеся;
- представляемая как описание либо изображение половых отношений между женщиной и мужчиной;
- вызывающая ужас, паническое состояние либо страх;
- представляемая как описание либо изображение преступлений, жестокости и других действий антиобщественного характера.
Например, возможны сцены насилия (исключая сексуальное) в мультиках для детей до 6 лет, но при условии, что оно осуждается, либо при условии выражения сочувствия к жертве. Также это должно быть подано в контексте последующей победы добра над злом. Такие сюжеты часто встречаются в сказках и мультфильмах.
Несмотря на обширный охват темы, данный закон имеет множество слабых звеньев. Нередко возникают споры даже среди экспертов о том, допустима ли какая-либо информация или её нужно запретить. Иногда вводятся ограничения на безобидные, с точки зрения родителей, материалы, а агрессивные мультфильмы могут легко попасть на ТВ.
Также то, что описано в ст. 5 данного Федерального закона, в отдельных случаях может входить в список исключений. Данный перечень указан там же, в ст. 1, п. 2.
Статья 1. Сфера действия настоящего Федерального закона
Пункт 2
Настоящий Федеральный закон не распространяется на отношения в сфере:
- оборота информационной продукции, содержащей научную, научно-техническую, статистическую информацию;
- распространения информации, недопустимость ограничения доступа к которой установлена Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и другими федеральными законами;
- оборота информационной продукции, имеющей значительную историческую, художественную или иную культурную ценность для общества;
- рекламы.
Источники «плохой» информации
Хотя Закон действует уже давно, уследить на 100 % за потоком потенциально вредной для детей информации на данный момент невозможно. Значительная её часть некоторое время находится в свободном доступе, пока её не запретят. Иногда это длится довольно долго.
Но вредную для детей информацию можно встретить и в других местах, хотя там её распространяют с большей осторожностью. Это могут быть детские телеканалы, спектакли, книги, а иногда даже школьные мероприятия.
Поэтому, а также по причине возможных лазеек в законе, возлагать всю ответственность на других родителям не стоит. Самый главный контроль имеет смысл осуществлять им самим, причём контролировать как ребёнка, так и деятельность образовательных организаций, которые он посещает. Обращать внимание уполномоченных лиц на нарушения закона, больше времени уделять интересам ребёнка. Это лучший способ оградить его от вредной информации.
Видео по теме
Подробнее о законе «Защите детей от информации причиняющей вред».
Источник
Факторы, угрожающие жизни и здоровью ребенка
1) Родитель применяет физическое насилие по отношению к ребенку, либо другие жестокие наказания;
2) Отсутствие еды/питья, длительный голод;
3) Оставление ребенка без присмотра, создающее угрозу для ребенка (обязательно учитывайте возраст ребенка);
4) Эмоциональная депривация, психическое насилие и/или пренебрежение нуждами ребенка;
5) Эксплуатация ребенка;
6) Сексуальное насилие над ребенком;
7) Отсутствие необходимого базового ухода за ребенком (особенно для детей до трех лет);
8) Отсутствие необходимого медицинского ухода за ребенком, которое может привести к серьезным последствиям для здоровья;
9) Бездействие/невмешательство родителей при угрозе или наличии жестокого обращения со стороны третьих лиц;
10) Аварийное, непригодное для проживания жилье, представляющее непосредственную угрозу;
11) При наличии опасной инфекции игнорирование санитарно-гигиенических норм и правил безопасного поведения (создается риск инфицирования ребенка);
12) Наличие косвенных признаков жестокого обращения с ребенком (физического, психического, сексуального насилия, и/или пренебрежения нуждами);
13) Ранее в семье были факты жестокого обращения по отношению к ребенку;
14) Поведение родителя неадекватно и представляет угрозу для ребенка (в том числе вследствие алкогольного/наркотического опьянения);
15) Другое (указать, что).
1) Родитель применяет физическое насилие по отношению к ребенку, либо другие жестокие наказания.В комментарии можно указать расположение травмы (голова, грудная клетка, область живота, ягодицы, бедра, и пр.), ее тип (следы глубоких ожогов, отпечатки зубов, синяки и ссадины от кулаков, травмы от использования при наказании опасных предметов), количество травм. Травма головного мозга или внутренних органов может привести к смерти или необратимой инвалидности. Следы ремня
2) Отсутствие еды/питья, длительный голод. Отсутствие в доме пищи, соответствующей возрасту ребенка и его потребностям. О регулярном недоедании может свидетельствовать физическое недоразвитие или истощение ребенка, что должно быть подтверждено соответствующим медицинским заключением. Тяжесть вреда здоровью устанавливает судебно-медицинская экспертиза. Ст. 111 УК РФ, ст. 112 УК РФ и ст. 115 УК РФ – Умышленное причинение тяжкого, средней тяжести и легкого вреда здоровью; ст. 156 УК РФ – Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего.
3) Оставление ребенка без присмотра, создающее угрозу для ребенка (обязательно учитывайте возраст ребенка).Оставление ребенка младенческого и младшего дошкольного возраста без присмотра может быть фатальным в связи с их беспомощностью. Многие травмы, несчастные случаи, отравления детей в возрасте от 0 до 14 лет происходит из-за невнимания к их безопасности со стороны родителей или других близких людей. Ст. 125 УК РФ – Оставление в опасности; ст. 156 УК РФ – Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего.
4) Эмоциональная депривация, психическое насилие и/или пренебрежение нуждами ребенка.Для нормального развития ребенку необходимо получать достаточно эмоционального тепла, нежности и ласки от тех, кто его растит. Выделяют следующие формы психического (эмоционального) насилия: Игнорирование: лишение ребенка необходимой эмоциональной стимуляции и эмпатии, пренебрежении его потребностью быть ближе к родителям, получать от них поддержку, отсутствие проявления привязанности, любви и заботы со стороны родителей или лиц, их замещающих. Отвержение: предъявление чрезмерных требований, постоянная критика, публичное унижение, подчеркивание недостатков и т. п. Угрозы, терроризация: угроза совершить насилие над ребенком или над тем, кого он любит, включая угрозы нанесения побоев, убийства, а также обзывание, оскорбление, унижение. Изолирование: ограничение контактов со сверстниками, родственниками, значимыми для него людьми, ограничение выхода из дома. Развращение: побуждение к воровству, попрошайничеству, проституции, вовлечение в употребление наркотиков, алкоголя, поощрение саморазрушающего поведения. Ст. 119 УК РФ – Угроза убийством или причинением тяжелого вреда здоровью; ст. 110 УК РФ – Доведение до самоубийства; ст. 130 УК РФ – Оскорбление; ст. 150 УК РФ – Вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления; ст. 151 УК РФ – Вовлечение несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий.
5) Эксплуатация ребенка.Вовлечение ребенка в совершение преступлений и антиобщественных действий: воровство, проституция, попрошайничество и т. п.; использование ребенка и результатов его труда в целях личного обогащения или коммерческой выгоды (в том числе чрезмерная хозяйственная деятельность). Ст. 150 УК РФ – Вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления; ст. 151 УК РФ – Вовлечение несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий; ст. 240 УК РФ – Вовлечение в занятие проституцией; ст. 242.1 УК РФ – Изготовление и оборот материалов или предметов с порнографическими изображениями несовершеннолетних.
6) Сексуальное насилие над ребенком .Сексуальное насилие над ребенком является уголовным преступлением, ответственность за которое предусмотрена Уголовным кодексом РФ. Выявление сексуального насилия бывает затруднительно, поэтому важно учитывать все признаки в комплексе: физические индикаторы сексуального насилия, психологические последствия, эмоциональные расстройства, когнитивные расстройства, нарушения поведения, нарушения межличностных отношений. Насколько будет травмирован ребенок, зависит от возраста, степени осведомленности о сексуальных отношениях, особенностей его нервной системы, а также от самой ситуации насилия (применения силы, обмана, угроз, тяжести физических повреждений, продолжительности насилия, от того, какие отношения были у ребенка с насильником). Наиболее тяжело сексуальное насилие переживают дети подросткового возраста. Ст. 131 УК РФ – Изнасилование, ст. 132 УК РФ – Насильственные действия сексуального характера, ст. 133 УК РФ – Понуждение к действиям сексуального характера, ст. 134 УК РФ – Половое сношение или иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим 16-летнего возраста, ст. 135 УК РФ – Развратные действия.
7) Отсутствие необходимого базового ухода за ребенком (особенно для детей до трех лет).Базовый уход подразумевает обеспечение основных физических потребностей ребенка, предоставление соответствующей медицинской помощи, включая стоматологию и др. Сюда относится предоставление пищи, воды, тепла, крова, необходимой одежды, соблюдение адекватной личной гигиены. Для детей младенческого и раннего возраста этот параметр является особенно важным, и он включает в том числе необходимый физический уход за младенцем. Наиболее частыми последствиями отсутствия необходимого базового ухода является задержка развития ребенка – физического, психического, речевого, т. е. потеря способности развиваться. Однако надо убедиться с помощью врачей, что у ребенка нет органических причин для задержки развития. Ст. 69 СК РФ – Лишение родительских прав, ст. 73 СК РФ – Ограничение родителей в их правах; ст. 156 УК РФ – Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего.
8) Отсутствие необходимого медицинского ухода за ребенком, которое может привести к серьезным последствиям для здоровья.В первую очередь из-за отсутствия необходимой медицинской помощи могут страдать дети раннего возраста, дети, имеющее острое заболевание, а также дети с хроническими заболеваниями и дети-инвалиды. В качестве обязательного признака следует оценивать следующее: имеются ли у ребенка медицинские рекомендации и предписания врача по его лечению; носят ли эти предписания обязательный либо рекомендательный характер. Ст. 125 УК РФ – Оставление в опасности; ст. 156 УК РФ – Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего.
9) Бездействие / невмешательство родителей при угрозе или наличии жестокого обращения со стороны третьих лиц.Угроза жизни и здоровью ребенка снижается, если ребенка можно защитить от лица, причиняющего насилие. Если у человека, совершающего насилие, неограниченный доступ к ребенку (т. е. он может оказаться рядом с ребенком в любой момент и его некому остановить), то степень угрозы для ребенка очень высока. Условия доступа зависят от следующего: кем приходится обидчик ребенку; физическое нахождение обидчика по отношению ребенка (проживает ли совместно в одной квартире/комнате и пр.); возможность обидчика получить физический доступ к ребенку; желание и способность других членов семьи контролировать доступ обидчика к ребенку. Ст. 125 УК РФ – Оставление в опасности; ст. 156 УК РФ – Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего.
10) Аварийное, непригодное для проживания жилье, представляющее непосредственную угрозу.Опасные условия проживания могут характеризоваться разными признаками, в частности, отсутствие окон, отопления, наличие в жилье грызунов (крыс, мышей), наличие фекалий животных и людей, оголенные электрические провода, неработающие водопровод и канализация с отсутствием альтернативы, проживание на чердаке или в подвале.
11) При наличии опасной инфекции игнорирование санитарно-гигиенических норм и правил безопасного поведения (создается риск инфицирования ребенка).Важным является не сам факт наличия опасной инфекции, а как ведут себя родители, если инфекция имеется. Если при наличии опасной инфекции (туберкулез, сифилис и т. п.) родители знают о возможных рисках, соблюдают правила безопасного поведения и используют комплекс профилактических мероприятий, то фактор угрозы жизни и здоровью ребенка не отмечается.
12) Наличие косвенных признаков жестокого обращения с ребенком (физического, психического, сексуального насилия, и /или пренебрежения нуждами).Если ребенок подвергается насилию, это можно определить по следующим косвенным признакам:
· изменения в обычном поведении;
· немотивированные проблемы с учебой;
· необоснованные пропуски уроков;
· конфликты с учителями, родителями, сверстниками;
· невротические реакции: энурез, заикание.
13) Ранее в семье были факты жестокого обращения по отношению к ребенку . Отмечается, если у специалистов имеется информация о фактах жестокого обращения к ребенку и/или неисполнения родителем родительских обязанностей (в отношении данного ребенка, других детей), подтвержденные сведениями из милиции или других учреждений. Укажите, какое именно жестокое обращение было применено, когда, кем совершалось, по отношению к кому и принятые в связи с этим меры (возбуждение уголовного дела, возбуждение дела об административном правонарушении, инициирование исков о лишении, ограничении в родительских правах).
14) Поведение родителя неадекватно и представляет угрозу для ребенка (в том числе вследствие алкогольного/наркотического опьянения).Неадекватное или непредсказуемое поведение родителей может быть спровоцировано употреблением алкоголя или наркотиков, которые снимают моральные и нравственные запреты на насилие. Опасным для ребенка поведением может стать поведение родителя, страдающего психическим заболеванием. Неадекватной реакцией на плач младенца может стать сильная тряска ребенка, которая является одним из наиболее грубых видов физического насилия, т. к. может привести к кровоизлиянию в мозг или ушибу мозга, вплоть до летального исхода.
15)Другое (указать, что).Укажите другие выявленные факторы и дайте расшифровку в графе «Комментарии».
9. СИТУАЦИЯ В СЕМЬЕ. Очень важна характеристика семьи, в которой воспитывается ребенок. Проблемы психики родителей, алкогольная и наркотическая зависимость и их степень делают более возможным негативный прогноз развития событий; инвалидность и негативный опыт детства родителей снижают вероятность успешного родительства. Все это, по данным исследователей, влияет и на способность родителей надлежаще реагировать на потребности ребенка. Поэтому важно не просто фиксировать наличие проблем, но и указывать, кого они касаются, как воздействуют на способность родителей выполнять свои обязанности. Также понимание причин позволяет установить, вследствие чего родители не исполняют свои родительские обязанности надлежащим образом: является ли это следствием виновного поведения родителей, либо связано с их ограниченными возможностями. В зависимости от этого индивидуальная профилактическая работа может осуществляться по-разному. Отметьте причину, по которой родители не исполняют родительские обязанности надлежащим образом. Рядом сделайте пометку, к кому из родителей это относится (мать, отец, оба родителя).
10. МОТИВАЦИЯ РОДИТЕЛЕЙ К ИЗМЕНЕНИЮ. Мотивация родителей находиться рядом с ребенком и заботиться о нем может проявляться в конкретных действиях. В данном разделе укажите, что конкретно и в какие сроки готовы сделать родители. Отметьте, если уже были случаи выполнения либо невыполнения родителями необходимых мер по обеспечению безопасности ребенка.
11. МЕРЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ РЕБЕНКА. Отметьте какие незамедлительные меры в целях защиты конкретного ребенка следует предпринять, чтобы обеспечить его безопасность и предоставить необходимый уход. Ниже укажите планируемую дату выполнения и необходимую контактную информацию ответственного органа/учреждения/лица. Например, если семья направляется на сопровождение в Центр помощи семье. и детям, указать, в какой именно центр, а также Ф. И. О. и должность специалиста, который будет отвечать за сопровождение этой семьи. Если принято решение о передаче ребенка другому родителю, либо иному родственнику под опеку, необходимо указать полную контактную информацию взрослого, который будет нести ответственность за ребенка.
В данном разделе фиксируется факт принятия незамедлительных мер в целях обеспечения безопасности ребенка, указывается, какие именно действия надо предпринять, когда, конкретно кем и отмечается планируемая дата выполнения.
ПОДПИСИ АКТА
Внизу страницы располагаются подписи специалистов, принимавших участие в обследовании, при необходимости подписи свидетелей и родителей/лиц, их заменяющих. Акт должен быть подписан в момент его оформления.
Оформление Акта завершается утверждением его руководителем организации, специалист которой является ответственным за проведение данного обследования.
Источник