Результаты исследования по ведению здорового образа жизни на основе анонимного анкетирования работников медицинской организации г. Саранска
Здоровье бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. Наше здоровье зависит от большого количества разнообразных факторов, но главная роль в сохранении и формировании здоровья отведена именно здоровому образу жизни (ЗОЖ). ЗОЖ это поведение человека, направленное на укрепление и сохранение здоровья, активизацию защитных сил организма, обеспечение высокого уровня трудоспособности, достижение активного долголетия, устранение факторов риска.
Цель данного исследования отношение к ЗОЖ и его составляющим работников медицинской организации г. Саранска. В анонимном анкетировании приняли участие 100 добровольцев: 16 мужчин и 84 женщины в возрасте от 22 до 64 лет. В анкету-опросник включены различные вопросы, касающиеся образа жизни, респондентам предлагалось выбрать от одного до нескольких вариантов ответов.
В ходе исследования выявлено:
— 68 % респондентов считают, что ведут здоровый образ жизни.
— 42% правила ЗОЖ стараются соблюдать
— 32% утверждают, что не ведут здоровый образ жизни.
— 77% респондентов, считают, что возможность вести здоровый образ жизни зависит от них лично. Каждый десятый полагается на государство или на работодателя. Все опрошенные считают, что от медицинских работников возможность вести ЗОЖ не зависит. Это показывает, что даже сотрудники медицинской отрасли не полагаются в вопросах оздоровления на медиков.
Более половины опрошенных готовы соблюдать правила ЗОЖ. Но не все респонденты готовы отказаться от вредных привычек. 11% считают, что ЗОЖ не может улучшить состояние их здоровья. Сами медицинские работники в определенной степени равнодушны к правилам, ими же сформированными и пропагандируемыми.
Мы осознаем необходимость соблюдения правил ЗОЖ, однако часто никаких действий для формирования здорового образа жизни не предпринимаем. Далеко не все респонденты осведомлены о параметрах своего организма: свой вес знают 94% , артериальное давление 93%, уровень сахара в крови менее половины, холестерина четвертая часть опрошенных. Одновременно свой вес, уровень АД, холестерина и сахара крови знают только треть опрошенных.
Правильное питание является залогом здоровья, именно питание обеспечивает организм необходимой жизненной энергией. С диетических рекомендаций должно начинаться любое назначение врачей. Неправильное питание сопряжено с развитием различных заболеваний желудочно-кишечного тракта (например, гастрит, язвенная болезнь), а также болезней системы кровообращения (например, инсульт, инфаркт). Установлено, что опрошенные очень редко придерживаются принципов здорового питания, более половины стараются эти принципы соблюдать, а каждый пятый нормально не питается. Среди негативных факторов неправильного питания респонденты отметили частые перекусы между приемами пищи сладостями, чипсами, отсутствие завтрака, плотный ужин, употребление жирной или жареной пищи.
Отдых одна из важных составляющих качества жизни. Хроническая усталость способствует возникновению различных расстройств, приводящих к снижению интеллектуальных функций, к развитию психосоматических и сердечно-сосудистых заболеваний. Большинство опрошенных ответили, что недостаточно отдыхают, а после сна чувствуют себя разбитыми.
Основой здорового образа жизни является физическая активность. Известно, что физические нагрузки позволяют снизить гиподинамию, лишний вес, а также нормализовать артериальное давление. Несмотря на это, только 4 человека из 100 занимаются спортом от 3-х раз в неделю и/или более 1 часа в день. Стараются поддерживать физическую активность всего треть респондентов . Многие из опрошенных физическую активность не поддерживают, причем люди как старше, так и младше 30 лет.
Только треть опрошенных не употребляют психоактивные вещества (кофе, энергетические напитки, сладости в большом количестве, успокаивающие и снотворные препараты). Употребление нескольких чашек кофе в день отметили 34% опрошенных. Успокоительные средства (валериана, новопассит, персен и др.) эпизодически употребляет каждый десятый. Также каждый десятый проводит более трех часов в день у телевизора или играет в компьютерные игры.
В заключение можно отметить, что более половины респондентов лечатся самостоятельно, не обращаясь в лечебные учреждения и ежегодную диспансеризацию не проходят. Более трети опрошенных не осуществляют никаких профилактических мероприятий по сохранению и улучшению своего здоровья (закаливание, прием витаминов и т.д.).
Мы очень редко заботимся о своем образе жизни и здоровом питании, но нас очень сильно заботит вопрос о том, как похудеть, вылечить различные болезни, вернуть здоровый цвет лица, легкость. Тело человека это физическая оболочка, которая необходима для жизни, и как тело будет изнашиваться, зависит от нас самих. От нашего образа жизни зависит состояние и функционирование внутренних органов и систем, здоровье человека сегодня и в будущем. Чтобы быть здоровым завтра, необходимо задуматься об этом сейчас. Хочется поделиться некоторыми советами, которые помогут быть здоровыми.
1.ейте достаточное количество воды. Вода необходима для нашего организма, чтобы тело функционировало правильно.
2. Высыпайтесь. Полностью отдохнувшему человеку нет нужды в перекусах и в частом употреблении кофе, чтобы взбодриться. Недосып вызывает преждевременное старение организма.
3. Уравновешивайте ум и развивайте душу (т.е. развивайтесь духовно).
4. Отстраните отрицательных людей от вашей жизни.
6. Живите с целью.
7. Учитесь говорить нет.
8. Ведите активный образ жизни. Регулярная физическая активность приносит огромную пользу для нашего здоровья, в том числе увеличение продолжительности жизни, снижение риска заболеваний, улучшение работы организма и снижение веса. Выберите понравившиеся упражнения и делайте их в свое удовольствие.
9.Ходите и бегайте босиком совместите приятное и полезное.
10. Бывайте чаще на свежем воздухе. Правильно дышите. Улучшите осанку.
11. Не курите и не употребляйте алкоголь.
12. Употребляйте больше фруктов (витамины) и овощей (клетчатка, минеральные вещества), особенно яркоокрашенных (антиоксиданты). Сократите количество обработанных продуктов (содержат консерванты, красители, ароматизаторы, добавки), они не способствуют улучшению здоровья.
13. Избегайте вредных продуктов (сладости, мучное) или хотя бы сократите частоту их употребления.
14. Ешьте небольшими порциями, медленно и спокойно, откажитесь от избыточно жирной и жареной пищи.
15. Научитесь готовить свои любимые блюда, переведите ближайшее окружение на правильное питание.
Источник
Результаты проведенного анкетирования по ЗОЖ
специалист в области арт-терапии
Чтобы определить, насколько здоровый образ жизни ведете вы, пройдите небольшой тест:
Часто ли вы едите свежие овощи и фрукты? (да – 1 балл, нет – 0 баллов).
Стараетесь ли вы регулярно употреблять волокнистую пищу, хлеб из отрубей или густого помола? (да – 1 балл, нет – 0 баллов).
Любите ли вы свою работу? (да – 1 балл, нет – 0 баллов).
Ограничиваете ли вы употребление животных жиров? (да – 1 балл, нет – 0 баллов).
Ограничиваете ли вы употребление сахара? (да – 1 балл, нет – 0 баллов).
Занимаетесь ли вы чем-нибудь помимо работы (хобби)? (да – 1 балл, нет – 0 баллов).
Есть ли у вас человек, которого вы любите? (да – 1 балл, нет – 0 баллов).
Часто ли вам бывает скучно? (да – 0 баллов, нет – 1 балл).
Занимаетесь ли вы видами спорта, опасными для здоровья? (да – 0 баллов, нет – 1 балл).
Вы курите? (да – 0 баллов, нет – 1 балл).
Вы употребляете алкоголь? (да – 0 баллов, нет – 1 балл).
Ваш вес в норме? (да – 1 балл, нет – 0 баллов).
Часто ли вы волнуетесь или беспокоитесь по пустякам? (да – 0 баллов, нет – 1 балл).
Делаете ли вы каждое утро зарядку? (да – 1 балл, нет – 0 баллов).
Употребляете ли вы снотворное перед сном? (да – 0 баллов, нет – 1 балл).
Часто ли вам приходится покупать лекарства? (да – 0 баллов, нет – 1 балл).
Часто ли вы проверяете артериальное давление? (да – 1 балл, нет – 0 баллов).
Можете ли вы быстро расслабляться? (да – 1 балл, нет – 0 баллов).
Если вы набрали 17-18 баллов, — вы ведете действительно здоровый образ жизни, притом не ради галочки. Если набрали меньше, вам есть, над чем работать.
Анализ результатов анкетирования по ЗОЖ
Цель анкетирования : определение уровня осведомленности (сформированности) о здоровом образе жизни у школьников.
Основными критериями сформированности знаний у школьников о ЗОЖ выступили:
1. Знания детей о строении тела человека, о здоровье и здоровом образе жизни, осознанность этих знаний.
2. Активное отношение детей к своему здоровью, здоровому образу жизни, желание помогать себе и другим людям в его соблюдении.
3. Овладение навыками, приёмами здорового образа жизни, сформированность привычек гигиенического поведения, готовность осуществлять самоконтроль и самооценку достигнутых результатов.
4. Стремление детей к расширению своего кругозора в сфере здоровья и здорового образа жизни, интерес к новой информации по заданной теме, получаемой из детских журналов, газет, научно – популярной литературы для детей, радио, телевидения, Интернета.
5. Проявление потребности в выполнении санитарно – гигиенических норм.
Мониторинг знаний о ЗОЖ проводился с обучающимися 5 — 11 классов с помощью анкеты «Отношение детей к ценности здоровья и здорового образа жизни» и теста «Здоровый образ жизни».
В диагностике приняло 40 обучающихся.
На основании полученных результатов нами выделены уровни знаний о ЗОЖ у школьников:
Выводы: анкетирование показало, что у 55% детей сформирован высокий уровень, 32 % достаточная осведомленность и низкий уровень показали 12,5% школьников.
Таким образом, полученные результаты указывают на необходимость воспитания у учащихся потребностей в здоровье, о правилах личной гигиены, первой помощи, формирования у них научных представлений о сущности ЗОЖ.
Результаты: Личностная ценность
— Результаты : 1 место — Быть здоровым 97%
2 место — Жить в счастливой семье 66%
3 место — Много знать и уметь 41 %
4 место — Иметь работу 76%
5место — Быть красивым и привлекательным 42%
6 место — Иметь много денег 37%
7 место – быть самостоятельным- 32%
8 место – иметь хороших друзей- 22%
Выводы: анкетирование показало, что личностная ценность здоровья на высоком уровне.
— Что для сохранения здоровья наиболее важно?
— Регулярные занятия спортом 81%
— Знания о том, как заботиться о своём здоровье 92%
— Хорошие природные условия 57%
— Возможность лечиться у хорошего врача 56%
— Деньги, чтобы хорошо питаться и отдыхать 69%
— Отказ от вредных привычек 98%
Выводы: понимание роли поведенческого фактора в охране и укреплении здоровья на хорошем уровне.
Что из перечисленного присутствует в твоём распорядке дня?
Несколько раз в неделю
Очень редко, никогда
Прогулка на свежем воздухе, подвижные игры
Сон не менее 8 часов
Выводы: Анализ распорядка дня учащихся показал неполное соответствие распорядка дня и учащегося требованиям ЗОЖ, адекватность оценки учащимися своего образа жизни и его соответствия требованиям ЗОЖ на высоком уровне- 85%, отношение к информации, связанной со здоровьем очень интересная и полезная- 58%, не всегда интересная 21%, не очень интересно 3%. Радует тот факт, что информация о здоровье в той или иной степени интересует всех респондентов, в категории не интересует- не оказалось ни одного ученика.
Откуда ты узнаёшь, как заботиться о здоровье?
Анкетирование показало, что дети узнают, как заботиться о своем здоровье на первом месте из передач – 71%, на втором месте — в школе – 83%, на третьем месте у родителей — 43%, на последнем месте стоят друзья (39%) и из книг (22%).
Рекомендации : продолжать работу по формированию активного отношения детей к своему здоровью, здоровому образу жизни, желание помогать себе и другим людям в его соблюдении, расширять кругозор в сфере здоровья и здорового образа жизни у школьников, Можно выделить общие задачи сохранения здоровья школьников, характерные для всех используемых программ для образовательных учреждений:
1. Научить детей определять свое состояние и ощущения.
2. Сформировать активную жизненную позицию.
3. Сформировать представления о своем теле, организме.
4. Учить укреплять и сохранять свое здоровье.
5. Понимать необходимость и роль движений в физическом развитии.
6. Обучать правилам безопасности при выполнении физических упражнений и различных видов деятельности.
7. Формировать представления о том, что полезно и что вредно для организма.
Таким образом, необходимо постоянно вести работу по развитию самоопределения школьников, одним из важнейших составляющих её является сохранение и укрепление физического, психического, нравственного и социального здоровья. На наш взгляд, работу по формированию здорового образа жизни необходимо вести, учитывая их возрастные особенности.
Источник
Проект «Я выбираю ЗОЖ — здоровый образ жизни!»
Автономное учреждение воронежской области «Воронежский областной детский центр социальной реабилитации и оздоровления
Конкурс «Добронежец — 2017»
«Я выбираю ЗОЖ — здоровый образ жизни!»
Номинация: «ЗДОРОВЬЕ НАЦИИ»
Автор проекта: Бубнова Ирина Васильевна
с. Средний Икорец
Название проекта: «Я выбираю ЗОЖ — здоровый образ жизни!
«Приобрести здоровье – храбрость,
сохранить его – мудрость,
а умело распорядиться им – искусство».
Данный социальный проект был создан с намерением изменить существующее отношение к своему здоровью среди воспитанников Центра через пропаганду здорового образа жизни в подростковой среде, возможность практически повлиять, силами самих воспитанников, на осознанный выбор в пользу здорового образа жизни, жизненные установки и ценностные ориентиры воспитанников нашего Центра.
Для реализации проекта были определены следующие направления деятельности.
1) Исследование факторов влияния на ценностные ориентации воспитанников Центра, проведение социологических опросов среди подростков и их родителей (законных представителей) и формирование через изучение данных факторов ценностного отношения к своему здоровью.
2) Формирование ключевых компетенций:
— коммуникативных компетенций: навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе;
— здоровьесберегающих компетенций: знать и применять правила личной гигиены, уметь заботиться о собственном здоровье, личной безопасности.
3) Повышение информационной осведомленности воспитанников о социально значимых заболеваниях, таких как наркомания, табакокурение, ВИЧ-инфекции, алкоголизм.
4) Вовлечение детей и подростков в общественную, спортивную, творческую жизнь Центра путем разработанной системы тренингов и проведения большого количества различных мероприятий, направленных на повышение интеллектуального потенциала и пропаганду здорового образа жизни.
5) Сотрудничество с партнерскими учреждениями и организациями для совместной деятельности.
1. Описание проекта.
1.2. Обоснование выбора темы.
1.3. Актуальность проекта.
1.4. Цель проекта.
1.6. Прогнозируемые результаты.
1.7. План реализации проекта.
1.8. Реализация проекта.
1.2. Обоснование выбора темы.
Выбор темы нашего проекта обусловлен социальной значимостью проблемы Здоровья. Здоровье человека – актуальная тема для обсуждения у всех времен и народов. Так в притче «Счастье или Здоровье?»:
Поспорили однажды Здоровье и Счастье о том, кто из них важнее.
Они обратились к мальчику.
— Мальчик, что для тебя важнее — счастье или здоровье?
— Конечно же, счастье! – не задумываясь, ответил мальчик.
— Ты счастливый?
— О! Да, я счастливый!
— Вот видишь! — захлопало в ладоши Счастье и подпрыгнуло от радости. — Я же говорю, что счастье главнее.
— А скажи, мальчик, ты здоров? — задало следующий вопрос Здоровье.
— Да, я здоров!
— Везет тебе! — вмешалась в разговор проходившая мимо женщина. — Мне бы твоё здоровье, тогда и я была бы счастлива.
А в XXI веке проблема Здоровья вышла в разряд первостепенных проблем.
Учеными-педагогами, медиками, социологами и политиками отмечается, что современная социально-экономическая ситуация, падение уровня жизни и экологическое неблагополучие отрицательно сказываются на здоровье всего населения, но более всего на здоровье детей и молодежи, что вызывает особую тревогу.¹
По данным Национального Центра проблем формирования здорового образа жизни, более 40% школьников среднего и старшего возраста курят, до 39% эпизодически употребляют алкоголь, до 17% пробуют наркотические вещества, до 41% вступают в ранние половые контакты. В связи с этим в десятки раз возросло количество венерических заболеваний, в том числе СПИДа среди детей и подростков. Число родов и абортов среди несовершеннолетних остается на высоком уровне (более 9 тысяч абортов в год) 2.
Это в значительной степени актуализирует роль всех социальных институтов, призванных решать обозначенные задачи. Немаловажная роль среди них принадлежит оздоровительным Центрам, которые выступают, во- первых, как учреждение, способствующее социализации и развитию ребёнка; во-вторых, как возможность реализации образовательных и оздоровительных программ, в том числе с использованием нетрадиционных для школы форм; в-третьих, как база социально-педагогического творчества и совершенствования существующих методик организации педагогического взаимодействия.
¹ Баслаева Н.М., Савкин В.М. здоровье нации: стратегия и тактика (о проблемах здравотворчества в регионах России) // Валеология. 1996, №2, с. 35 – 37.
² Дробижева Л.Н., директор института социологии РАН. Ценность здоровья и культура нездоровья в России //http: // spkurdymov/narod.ru/Drobizheva3.htm
Социально-реабилитационный центр «Золотой колос» — уникальная среда по многогранности воздействия на ребенка не только в плане оздоровления и отдыха, но и образования, развития ценностного отношения к здоровью, направленности на ведение здорового образа жизни, профилактики негативных явлений в детско-подростковой среде. Образовательный процесс в Центре осуществляется параллельно с оздоровительным процессом, в целостном непрерывном пространстве.
На базе АУ ВО «ВОДЦСРО «Золотой колос» ведется воспитание осознанного отношения к здоровью, формирование ценностного отношения к культуре здоровья. По словам А. Шопенгауэра «Девять десятых нашего счастья зависят от здоровья». И заботу о собственном здоровье каждый из нас должен взять на себя. Если мы этого не сделаем, то никакие доктора нам не помогут. Каждый человек должен научиться отвечать за свое здоровье.
1.3. Актуальность проекта.
Что такое здоровье? Согласно определению Всемирной организации здравоохранения: «Здоровье – это состояние полного физического, психического, социального благополучия человека, отсутствие болезней, физических дефектов, оптимальный уровень работоспособности при максимальной продолжительности жизни». В Конвенции по правам ребенка прописаны его законные права – право на здоровый рост и развитие. Проблемы сохранения здоровья школьников и привития им навыков здорового образа жизни сегодня очень актуальны в связи с резким снижением процента здоровых детей, увеличением числа имеющих хронические заболевания, неврозы. Причины такого состояния – нарушения экологии, гиподинамия, нервно-психические нагрузки, незнание своего организма, состояние социальной среды, в результате чего происходит снижение уровня жизни.
Огромную роль в становлении человека как личности играет образ его жизни, который, в свою очередь, зависит от образа мышления и сформированности жизненных установок. Здоровье – ни с чем не сравнимая ценность. Каждому человеку присуще желание быть сильным и здоровым.
Ученые считают, что если принять условно уровень здоровья за 100%, то на 20% он зависит от наследственных факторов, 20 %- от действия окружающей среды, 10 %- от деятельности системы здравоохранения, а остальные 50% — зависит от самого человека, от того образа жизни, который он ведет.
В последнее время показатели здоровья населения ухудшаются. Исходя из медицинского обследования, проводимого в последние годы, видно, что особую тревогу вызывает здоровье детей.
Все дети, проходящие через социально – реабилитационный центр, имеют сложный медицинский статус, что часто обусловлено их социальной запущенностью. Отсутствие личных приоритетов здоровья способствует значительному распространению в детской среде и различных форм разрушительного поведения, в том числе курения, алкоголизма и наркомании. А поскольку именно в раннем детстве, дошкольном и школьном возрасте формируется здоровье человека, то ясна роль воспитания в этом вопросе. Именно поэтому формирование здорового образа жизни ребенка имеет первостепенное значение.
Девизом нашей работы по формированию здорового образа жизни стали слова Франсуа Волетера: «Приобрести здоровье – храбрость, сохранить его – мудрость, а умело распорядиться им – искусство».
До недавнего времени под «здоровьем» в преобладающем количестве случаев понималось здоровье в узко биологическом смысле. С данной точки зрения здоровье можно рассматривать как универсальную способность к разносторонней адаптации в ответ на воздействие внешней среды и изменения состояния внутренней среды. В этом случае речь идет о физиологических адаптационных возможностях человека. Но это лишь часть понятия ЗОЖ.
Здоровый образ жизни в единстве его компонентов биологического и социального представляет собой социальную ценность, укрепление которой — важнейшая задача любого цивилизованного общества.
Здоровый образ жизни (ЗОЖ) — образ жизни отдельного человека с целью профилактики болезней и укрепления здоровья.
ЗОЖ — это концепция жизнедеятельности человека, направленная на улучшение и сохранение здоровья с помощью соответствующего питания, физической подготовки, морального настроя и отказа от вредных привычек.
Существуют и иные точки зрения на здоровый образ жизни:
«Здоровый образ жизни — это система разумного поведения человека (умеренность во всём, оптимальный двигательный режим, закаливание, правильное питание, рациональный режим жизни и отказ от вредных привычек) на фундаменте нравственно-религиозных и национальных традиций, которая обеспечивает человеку физическое, душевное, духовное и социальное благополучие в реальной окружающей среде и активное долголетие в рамках попущенной Господом земной жизни».
Авторы, пишущие на эту тему, включают в ЗОЖ разные составляющие, но большинство из них считают базовыми:
• воспитание с раннего детства здоровых привычек и навыков;
• окружающая среда: безопасная и благоприятная для обитания, знания о влиянии окружающих предметов на здоровье;
• отказ от вредных привычек: самоотравления легальными наркотиками (алкоголем, табаком) и нелегальными;
• питание: умеренное, соответствующее физиологическим особенностям конкретного человека, информированность о качестве употребляемых продуктов;
• движения: физически активная жизнь, включая специальные физические упражнения (например, гимнастика), с учётом возрастных и физиологических особенностей;
• гигиена организма: соблюдение правил личной и общественной гигиены, владение навыками первой помощи;
• закаливание.
На физиологическое состояние человека большое влияние оказывает его психоэмоциональное состояние, которое зависит, в свою очередь, от его умственных установок. Поэтому некоторые авторы также выделяют дополнительно следующие аспекты ЗОЖ:
• эмоциональное самочувствие: психогигиена, умение справляться с собственными эмоциями, сложными ситуациями;
• интеллектуальное самочувствие: способность человека узнавать и использовать новую информацию для оптимальных действий в новых обстоятельствах;
• духовное самочувствие: способность устанавливать действительно значимые, конструктивные жизненные цели и стремиться к ним, оптимизм.
— объективных общественных условий, социально-экономических факторов;
— конкретных форм жизнедеятельности, социально-экономических факторов, позволяющих вести, осуществлять ЗОЖ в основных сферах жизнедеятельности: учебной, трудовой, семейно-бытовой, досуга;
— системы ценностных отношений, направляющих сознательную активность людей в русло ЗОЖ.
На первом этапе нами проведено исследование факторов, влияющих на ценностные ориентации воспитанников Центра «Золотой колос» по ЗОЖ.
Так дети, нуждающиеся в поддержке государства, по типам семей и количеству в АУ ВО «ВОДЦСРО «Золотой колос» в 2016 году распределились следующим образом:
Количество детей в АУ ВО «ВОДЦСРО «Золотой колос»
Источник