Меню

Предметом валеологии является здоровье человека

Предметом валеологии является здоровье человека

Основные понятия валеологии. По определению В.П. Казначеева (1996), валеология — это междисциплинарное научное направление, рассматривающее причины здоровья, пути его обеспечения, формирования и сохранения в конкретных условиях жизнедеятельности.

Валеология как учебная дисциплина представляет собой совокупность знаний о здоровье и здоровом образе жизни.

Центральной проблемой валеологии является отношение к индивидуальному здоровью и воспитание культуры здоровья в процессе индивидуального развития личности.

Предметом валеологии является индивидуальное здоровье и резервы здоровья человека, а также здоровый образ жизни.

Объектом валеологии является практически здоровый, а также находящийся в состоянии предболезни (в «третьем состоянии») человек во всем безграничном многообразии его психофизиологического, социокультурного и других аспектов существования.

Методом валеологии является количественная и качественная оценка здоровья человека и его резервов, а также исследование возможности их повышения.

Основной целью валеологии является максимальная реализация унаследованных механизмов и резервов жизнедеятельности человека, поддержание на высоком уровне возможностей его адаптации к условиям внешней и внутренней среды.

Основными задачами валеологии являются:

исследование и количественная оценка состояния здоровья и резервов здоровья человека;

формирование установки на здоровый образ жизни;

сохранение и укрепление здоровья и резервов здоровья через приобщение к здоровому образу жизни.

Основные понятия, определяющие закономерности здорового бытия человека, следующие: жизнь, гомеостаз, адаптация, генотип и фенотип, здоровье и болезнь, образ жизни.

Жизнь — высшая, по сравнению с физической и химической, форма существования материи, закономерно возникающая при определенных условиях в процессе ее развития. Живые объекты отличаются от неживых обменом веществ — непременным условием жизни, способностью к размножению, росту, активной регуляции своего состава и функций, различными формами движения, раздражимостью, приспособляемостью к среде и т. д.

Гомеостаз — свойство организма поддерживать свои параметры и физиологические функции в определенном диапазоне, основанное на устойчивости внутренней среды.

Именно этот показатель — способность к гомеостазу (поддержанию постоянства внутренней среды организма) — зачастую рассматривается как биологическая основа здоровья.

Константы организма (содержание глюкозы, рН крови, стабильность клеточного состава и др.) достаточно жестки, однако есть и относительно подвижные константы с широкими приспособительными значениями. Жесткие константы являются необходимым условием сохранения жизни, а подвижные обеспечивают поддержание этих жестких констант.

Условия, в которых существует организм, постоянно меняются, что непременно ведет к изменениям показателей гомеостаза. Эта особенность получила название «закона отклонения гомеостаза как условия развития» и утверждает необходимость постоянных тренирующих нагрузок как обязательного пути к совершенствованию механизмов гомеостаза и к обеспечению здоровья.

Адаптация (приспособление, приспособительные реакции) — есть развитие новых биологических свойств у организма, обеспечивающих жизнедеятельность биосистемы при изменении условий внешней среды или параметров самой биосистемы.

Приспособительный характер жизни — одна из ее существенных особенностей: вся жизнедеятельность организма протекает в соответствии с событиями внешней среды, изменения которой обусловливают и изменения жизнедеятельности. Цель таких изменений в организме — обеспечение сохранения и поддержания жизни, развитие.

Адаптация позволяет поддерживать постоянство внутренней среды, увеличивает мощность гомеостатических механизмов, осуществляет связь с внешней средой и, в конечном итоге, позволяет удерживать существенные параметры организма в физиологических пределах, обеспечивающих стабильность системы.

В проблеме здоровья понятие адаптации следует считать центральным. Их взаимозависимость можно сформулировать следующим образом: здоровье есть состояние равновесия между адаптационными возможностями организма (потенциалом человека) и постоянно меняющимися условиями среды.

По мнению академика П.К. Анохина, каждый организм представляет собой динамическое сочетание устойчивости и изменчивости, в котором приспособительные реакции защищают его наследственно закрепленные жизненно важные константы.

Генотип и фенотип. Под генотипом понимается наследственная основа организма, совокупность генов, локализованных в хромосомах.

Читайте также:  Технология формирования основ культуры здоровья у детей

Фенотип — это совокупность всех признаков и свойств организма, сформировавшихся в процессе его индивидуального развития. Фенотип определяется взаимодействием генотипа, то есть наследственной основы организма, с условиями среды, в которых протекает его развитие.

Необходимо отметить, что в обеспечении здоровья, в организации здорового образа жизни до настоящего времени генотипической компоненте не уделяется должного внимания. Чаще всего практические рекомендации по формированию здоровья носят всеобщий характер и не учитывают индивидуальных генотипических особенностей.

Место валеологии в системе наук. Валеология — это комплекс наук, или междисциплинарное направление, в основе которого лежит представление о генетических, психофизиологических резервах организма, обеспечивающих устойчивость физиологического, биологического, психологического и социокультурного развития и сохранение здоровья человека в условиях влияния на него меняющихся условий внешней и внутренней среды.

Предполагается, что наука о здоровье должна быть интегральной, развивающейся на стыке биологии, генетики, медицины, педагогики, психологии и других наук (рис. 1).

Валеология имеет свой предмет, методы, объект, цели и задачи. Тем не менее, следует определить общие основы взаимоотношений валеологии как самостоятельной науки (или научного направления) с другими науками, исходя, прежде всего из того, что предметом валеологии является здоровье.

Биология (общая биология, генетика, цитология и др.) исследует закономерности жизнедеятельности организмов в филогенезе, формирует эволюционный взгляд на природу здоровья, создает целостную картину биологического мира.

Экология обеспечивает научную основу рационального природопользования, исследует характер взаимоотношений «общество — человек — среда» и разрабатывает оптимальные модели их построения, формирует знания об аспектах зависимости здоровья от окружающей среды.

Медицина (анатомия, физиология, гигиена, санология и др.) разрабатывает нормативы обеспечения здоровья, обосновывает систему знаний и практической деятельности по укреплению и сохранению здоровья, по предупреждению и лечению заболеваний. Структурой медицины считают следующие компоненты: науку о болезнях (патологию), науку о здоровой среде обитания (гигиену), науку о механизмах выздоровления (саногенез) и науку об общественном здоровье (санологию).

Физическое воспитание и физическая культура определяют закономерности поддержания и совершенствования физического развития и физической подготовленности человека как неотъемлемых характеристик здоровья.

Психология изучает закономерности психического развития человека, состояние психики в различных условиях жизнедеятельности, психологические аспекты обеспечения здоровья.

Педагогика разрабатывает цели, задачи, содержание и технологии валеологического образования и воспитания, направленных на формирование жизненно устойчивой мотивации на здоровье и на приобщение человека к здоровому образу жизни.

Социология выявляет социальные аспекты поддержания, укрепления и сохранения здоровья и факторы риска здоровья.

Политология определяет роль, стратегию и тактику государства в обеспечении формирования здоровья граждан.

Экономика обосновывает экономические аспекты обеспечения здоровья, с одной стороны, и экономической ценности здоровья в обеспечении благосостояния народа и безопасности государства, с другой стороны.

Философия определяет закономерности развития природы и общества. Формирование философского, диалектического мировоззрения человека является существенным фактором в правильной оценке роли здоровья в человеческом бытии.

Культурология определяет цели и пути культурологической подготовки человека, существенной частью которой является валеологическая культура.

История прослеживает исторические корни, преемственность путей, средств и методов поддержания здоровья в мире, регионе, этносе.

География устанавливает климатогеографическую и социально-экономическую специфику региона и взаимоотношения человека со средой обитания в аспекте адаптации человека и обеспечения здорового образа жизни.

Определенные выше взаимосвязи валеологии не отражают полной картины, так как в количественном отношении таких связей неизмеримо больше, и валеология является лишь одной из ветвей той области человеческого знания, которая называется наукой, предметом которой является человек.

Классификация валеологии. Находясь на стыке ряда наук, валеология претерпевает дифференциацию, в результате которой в настоящее время в ней выделяют следующие основные направления.

Читайте также:  Для твоего здоровья чем она опасна

Общая валеология представляет собой основу, методологию валеологии как области знания. Она определяет место валеологии в системе наук о человеке, предмет, методы, цели, задачи, историю ее становления.

Медицинская валеология определяет различия между здоровьем, болезнью и их диагностику, изучает способы внешнего поддержания здоровья и предупреждения заболеваний, разрабатывает методы и критерии оценки состояния здоровья населения и отдельных социально-возрастных групп и методы использования резервных возможностей организма для устранения начавшейся болезни.

Педагогическая валеология изучает вопросы обучения и воспитания человека, имеющего прочную жизненную установку на здоровье и здоровый образ жизни на различных возрастных этапах развития.

Основными понятиями педагогической валеологии являются валеологическое образование, валеологическое обучение, валеологическое воспитание, валеологические знания, валеологическая культура.

Возрастная валеология изучает особенности возрастного становления здоровья человека, его взаимоотношения с факторами внешней и внутренней среды в различные возрастные периоды и адаптацию к условиям жизнедеятельности.

Дифференциальная валеология занимается исследованием индивидуально-типологических особенностей здоровья, построенных на генетической и фенотипической оценке индивида; разрабатывает методологию построения индивидуальных программ изменения количества и качества здоровья.

Профессиональная валеология изучает вопросы, связанные с проблемой профессионального тестирования и профессиональной ориентации, построенных на научно обоснованных методах оценки индивидуальных типологических особенностей личности. Кроме того, она рассматривает особенности влияния профессиональных факторов на здоровье человека, определяет методы и средства профессиональной реабилитации как в процессе трудовой деятельности, так и в течение всей жизнедеятельности.

Специальная валеология исследует влияние различных особых, опасных и экстремальных факторов для здоровья человека и критерии безопасности этих факторов, определяет методы и средства сохранения и восстановления здоровья в течение и в результате воздействия таких факторов. Специальная валеология тесно связана с дисциплиной «основы безопасности жизнедеятельности».

Семейная валеология изучает роль и место семьи и каждого из ее членов в формировании здоровья, разрабатывает рекомендации путей и средств обеспечения здоровья каждого из поколений и всей семьи в целом.

Экологическая валеология исследует влияние природных факторов и последствий антропогенных изменений в природе на здоровье человека, определяет поведение человека в складывающихся условиях внешней среды с целью сохранения здоровья.

Социальная валеология ставит своей целью изучение здоровья человека в социуме, в его отношениях социального характера с людьми и обществом. В сфере интересов социальной валеологии находится и изучение состояния здоровья в социальных группах (постоянных или временных), как в целом (коллективы, группы), так и каждого из ее элементов.

Вопросы для самоконтроля

  1. Дайте определение валеологии.
  2. Каковы предмет, методы, цель и задачи валеологии?
  3. Каковы основные понятия здорового существования организма?
  4. Какова взаимосвязь валеологии с другими науками?
  5. Каковы основные направления в современной валеологии?

Источник

Валеология наука о здоровье и здоровом образе жизн

Почти все признают, что среди благ этой жизни первое есть здравие
(Луиджи Корнаро)

Здоровый образ жизни — это такой образ жизни, который ни в чем не противоречит природе. Только здоровый образ жизни позволяет разбудить жизненные силы, дремлющие в каждом человеке, активизирует целительные силы.

Как мы уже отмечали, основы здорового образа жизни с использованием физических нагрузок, умеренного питания, с соблюдением постов, бани, закаливания были заложены врачами, учеными, философами, народными целителями выдающимися людьми много веков назад.

В частности, великие россияне — А. Суворов, Л. Толстой, И. Репин и многие другие собственным примером доказали, что соблюдение основных принципов здорового образа жизни — не навреди, не злоупотребляй, будь умерен — способствует долгожительству, хорошему самочувствию, высокой работоспособности.

Новым направлением современной геронтологии стала валеология (valeo – я здоров (греч.), logos – учение) – наука, или научно-философская концепция о здоровье и здоровом образе жизни.
«Будь здоров» (la vale) – была стандартная форма приветствия для жителей Древнего Рима.

Современный термин «валеология» введён в научный оборот в 80-х годах прошлого столетия советским учёным, доктором медицинских наук, профессором, членом Академии технологических наук России Израилем Ицковичем Брехманом (1921-1994).

Конец 90-х годов прошлого столетия был отмечен ростом популярности валеологии, появляется множество научной литературы и учебников по этой тематике.

Первая научная кафедра валеологии была создана одним из основоположников развития этой науки д.ф.н., д.м.н., академиком Петровской академии наук В.П.

Петленко на базе Ленинградского государственного института усовершенствования врачей, ныне Санкт-Петербургской медицинской академии последипломного образования.

Валеология пользуется поддержкой среди части членов Петровской академии наук и искусств, что придает ей определенный авторитет в структурах государственной власти.

Предмет валеология был введен в программы обучения школ, средних и высших специальных учебных заведений.

Министерство здравоохранения России утвердило должность «врач-валеолог». В 1996 г. начал издаваться научно-практический журнал «Валеология».

Предметом валеологии является индивидуальное здоровье человека как категория качества жизни.

В свою очередь, индивидуальное здоровье – это ощущение гармонии, высокая работоспособность, выносливость в условиях чрезвычайных обстоятельств и активное долголетие.

Главная задача валеологии – научить человека беречь свое здоровье с раннего возраста. Люди должны понимать, что искусство продлевать жизнь – это искусство не сокращать ее.

Валеология изучает уровень, потенциал и резервы физического и психического здоровья, а также методики, средства, технологии сохранения и укрепления здоровья.

Валеология ставит своей целью обучение человека гигиеническим правилам восстановления, укрепления, совершенствования здоровья и привитие таких навыков, как активный труд, рациональный отдых, закаливание, занятие физкультурой, рациональное питание, личная гигиена, гигиена половых отношений и тд.

Валеология является интегрированной наукой, так как использует результаты различных отраслей медицины, психологии, философии, накопленных человечеством в процессе своего развития и др.

Однако в последние годы валеология стала подвергаться нападкам со стороны философов и религиозных деятелей, которые отмечают необоснованность мировоззренческих претензий валеологии на целостную науку и спорность её положений.

В частности, представители Русской православной церкви классифицируют валеологию как некое новое философско-религиозное учение.

Вопрос построения общей теории здоровья концептуально и методологически связан с решением проблемы целостной теории человека.

Однако, по мнению служителей культа в настоящее время валеология не имеет единой теоретической базы.

Специалисты в области философии и методологии науки полагают, что по этой причине её претензии на построение интегральной теории, на создание новых идеалов, новой системы ценностей и, наконец, нового человека являются необоснованными и лишёнными смысла.

В результате под давлением высокопоставленных священнослужителей в 2001 г. Министерством образования России было принято решение об исключении предмета и специальности «Валеология» из базисного учебного плана образовательных учреждений России и из перечня направлений подготовки и специальностей высшего профессионального образования.

По состоянию на 2012 г. теоретические и практические проблемы валеологии продолжают изучаться в ряде академических учреждений России, Украины, Беларуси, Казахстана и Чехии.

Преподавание валеологии на факультативной основе сохранилось в некоторых российских школах, а также в нескольких других странах СНГ.

На наш взгляд, конечно валеология имеет право на существование. Ее преимуществом, а не недостатком является попытка интегрировать лучшие мировые практики естественного оздоровления и сохранения здоровья, гармоничного развития личности в единую дисциплину.

Для современного поколения в условиях ухудшения состояния внешней среды целесообразнее и полезнее изучать основы здорового образа жизни, чем Закон Божий.

Значительный вклад в пропаганду здорового образа жизни вносят врачи, которые разработали свои собственные системы естественного оздоровления.

Источник

Adblock
detector