Предмет и цели социальной медицины
Тема 1. Социальная медицина как наука и практическая деятельность
Цели и задачи изучения темы:
1. Сформировать представление об основах социальной медицины как комплексной междисциплинарной науке и практической деятельности, изучающей общественное здоровье и факторы его определяющие, разрабатывающей эффективные мероприятия по укреплению здоровья населения.
2. Определить предмет, объекты, цели и задачи, структуру социальной медицины, значение её теоретических и практических знаний для реализации профессиональной деятельности социального работника.
3. Рассмотреть современные направления разделов социальной медицины.
4. Ознакомиться с основными методами социальной медицины.
Результат освоения темы:
Индекс компетенции | Индекс образовательного результата | Образовательный результат |
Ок-2 | З-1 | Знает нормативно-правовые документы. |
У-1 | Умеет применять нормативно-правовых документов в своей деятельности. | |
ПК | З-1 | Знает современные способы представления результатов исследования в формах отчетов, рефератов. |
В-1 | Готов представлять результаты исследования в формах отчетов, рефератов. |
Предмет и цели социальной медицины
Проблемы общественного здоровья населения всегда были объектом работы системы здравоохранения как института, призванного обеспечивать общенациональные социально-экономические и медицинские мероприятия по охране, укреплению и воспроизводству здоровья отдельных индивидуумов и всего общества в целом. Однако, выполняемый объём практической работы, реализуясь в рамках государственных системы здравоохранения, сегодня не соответствует современным потребностям общества. Проводимые в России и за рубежом социологические исследования свидетельствуют: состояние здоровья населения современных цивилизованных государств в очень малой степени зависит от деятельности систем здравоохранения.
За последние годы под воздействием ряда социально-экономических, социально-экологических, социально-политических изменений взгляды общества на здоровье населения значительно эволюционировали и, появились новые представления о том, какими способами и средствами можно осуществлять меры, необходимые для его сохранения. На границе разных отраслей знаний и, прежде всего, медицины и социологии сформировалась комплексная наука – «социальная медицина» как результат сочетания теории и практики врачевания, профилактики, социальной диагностики, реабилитации, социологии, общественной психологии, антропологии, статистики, общей гигиены и ряда других наук естествознания.
Предметом социальной медицины как науки является структура общественного здоровья, закономерности его формирования и изменения, а как практики – анализ состояния общественного здравоохранения и пути его совершенствования. Её основная задача – сохранение и защита общественного здоровья в повседневности и в перспективе развития общества.
Научные цели социальной медицины связаны с выявлением закономерностей возникновения и развития нарушений общественного здоровья, его взаимосвязей с внешними факторами, разработкой рекомендаций по улучшению уровня здоровья населения. Практические цели направлены на диагностику, анализ заболеваемости населения и выявление её структуры, профилактику заболеваемости населения, информирование населения о состоянии общественного здоровья и системы здравоохранения, разработку и реализации методов профилактики нарушений здоровья.
Изданный ВОЗ «Глоссарий терминов по медико-санитарной помощи» рассматривает словосочетания «социальная медицина», «общественное здравоохранение», «коммунальная медицина» как синонимы. В научной литературе используются и другие синонимы «социальной медицины»: «социальная гигиена», «медицинская социология», «социология медицины», «общественное здоровье», «профилактическая медицина» и т.п .
В странах, где социальная медицина как научная дисциплина и особая отрасль социальной работы с соответствующими институтами и структурой отсутствует, ее функции выполняют социальная гигиена и социальная психиатрия.
Социальная медицина и классическая медицина существенно отличаются, поскольку имеют разные объекты исследования. Объектом классической медицины и системы здравоохранения является индивидуум (чаще всего больной человек). Объекты социальной медицины представляют собой объединения людей (малые группы, общины, сообщества, популяции населения), отличающиеся от индивидуума следующими свойствами:
1) являются системными объектами, в которых человек – элемент и носитель определенных признаков здоровья;
2) обладают качествами, отличными от качеств аддитивной системы;
3) обладают иной продолжительностью существования, часто во много раз превышающей продолжительность биологической жизни человека;
4) понятие «смерть» имеет для них иной смысл;
5) являются биосоциальными структурами, в которых социальная сущность доминирует над биологической основой.
Поэтому медицинские подходы, опирающиеся лишь на биологическую и психофизиологическую основу индивидуума, теряют свою эффективность при изучении здоровья различных сообществ, так как оно в большей степени обусловлено особенностями государственной экономики, политики и управления. Соответственно социальную медицину можно определить как науку и сферу общественной деятельности, которая изучает проявления, свойства, структуру, динамику показателей общественного здоровья, а также способы его улучшения. Такое определение социальной медицины выделяет её из числа чисто медицинских наук, так как она в большей степени ориентирована на повышение качества жизни населения. И в этом плане она имеет единые цели с социальной работой.
Социальная работа направлена на улучшение качества жизни людей, попавших в трудную жизненную ситуацию. Однако объекты интересов социальной медицины и социальной работы не равнозначны. В социальной медицине имеются не относящиеся к сфере социальной работы объекты (структура заболеваемости, распространение болезней и пр.). Объектом работы для социальной медицины является существенная часть населения – те больные, социальный статус которых не изменился по причине заболеваемости. Эта часть населения не является объектом внимания социальной работы. В настоящее время границы между этими двумя общественными институтами существенно размыты, поскольку их задачей является решение проблем по жизнеобеспечению граждан в связи с негативным изменением их здоровья.
Таким образом, социальная медицина как учебная дисциплина исследует все стороны общественного здоровья, соблюдая при этом баланс между теоретическими и практическими знаниями.
Источник
Понятие социальной медицины
Основные понятия и задачи социальной медицины
Понятие социальной медицины
В системе социальной работы в настоящее время все большее значение приобретает социальная медицина, которая тесно связана с медицинским направлением социальной работы.
Социальная медицина – наука о закономерностях развития здоровья общества и здравоохранения. Социальная медицина изучает воздействие социальных условий на здоровье населения, а также влияние на здоровье людей социологических и экономических факторов. Социальная медицина, в отличие от медицины как науки, изучает здоровье не отдельных людей, а здоровье определенных социальных групп населения, здоровье общества в целом в связи с условиями жизни.
До недавнего времени синонимом понятия «социальная медицина» являлось понятие «социальная гигиена». Существовало еще несколько названий: «социальная гигиена и организация здравоохранения», «медицинская социология», «профилактическая медицина», «общественное здравоохранение».
Цель медико-социальной работы: сохранение и защита общественного здоровья, социальная защита больных людей и членов их семей.
Задачи медико-социальной работы:
1. Изучение критериев здоровья различных групп населения.
2. Изучение факторов, определяющих здоровье населения.
3. Определение социальных мер для укрепления общественного здоровья.
4. Разработка и реализация медико-социальных программ, направленных на укрепление общественного здоровья.
5. Разработка и реализация индивидуальных программ реабилитации больных и инвалидов.
Предметом социальной медицины является общественное здоровье.
Субъектами социальной медицины являются конкретные живые люди со всеми социальными атрибутами: положением в обществе, профессиональной занятостью, семейным положением, ценностной ориентацией. Поэтому социальный работник, занимаясь здоровьем человека, активно «вмешивается» в его дела, становится партнером своего клиента. Он отвечает не только за здоровье, но и за социальное благополучие своих подопечных.
Объектом изучения в социальной медицине являются факторы, определяющие здоровье общества в целом и конкретного человека, а также социально дезадаптированные люди, страдающие каким-либо хроническим заболеванием, имеющие физические недостатки или социально значимые болезни.
Клиентами социального работника чаще всего являются инвалиды, длительно и часто болеющие люди, престарелые люди, которые, кроме социальных, нуждаются и в медицинских услугах. Социальные услуги отличаются от той помощи, которую оказывают медицинские работники практического здравоохранения. Клиентам социальных работников необходима социально-медицинская помощь.
Социальная медицина находится на стыке различных наук – медицины, социологии, гигиены, естествознания, экологии, психологии и др. Социальная медицина связана с социальными процессами в обществе, медициной и здравоохранением; она занимает промежуточное положение между социологией и медициной. Поэтому главными направлениями в социальной медицине являются: 1) изучение социальных отношений в обществе, которые связаны с жизнедеятельностью человека, его образом жизни; 2) изучение социальных факторов, влияющих на здоровье населения.
Социальная медицина и клиническая медицина: взаимосвязь и взаимоотношения.
Социальная и клиническая медицина имеют дело со здоровьем людей и их болезнями, решают одни и те же задачи. В этом их общее. Но подходы к этим задачам и способы их решения разные. Клиническая медицина руководствуется проявлениями болезни (симптомами, синдромами болезни). Там, где заканчиваются возможности клинициста, там начинается работа социального медика. Социальный врач не занимается лечением больных, поэтому он имеет дело не с пациентами, а с клиентами. ( Пациент – человек, страдающий от боли, больной. Клиент – человек, у которого есть проблемы, связанные с его здоровьем (перенесенным заболеванием, инвалидизацией), а также человек, который по состоянию здоровья (не болезни) находится в обременительной для него ситуации). Проблема, ситуация и здоровье – основные составляющие области интересов социальной медицины.
Основные методы, применяемые в социальной медицине:
— социологический (анкетирование и интервьюирование);
— экспертный (для исследования качества медицинской помощи);
— метод математической статистики (в том числе и моделирование);
— метод организационного эксперимента (создание учреждений с новыми формами медицинской помощи на определенных территориях);
Социальный врач может иметь базисным образованием и медицинское, и социальное. До недавнего времени синонимом понятия «социальная медицина» являлось понятие «социальная гигиена». Существовало еще несколько названий: «социальная гигиена и организация здравоохранения», «медицинская социология», «профилактическая медицина», «общественное здравоохранение» и т.д.
Клиентами специалиста по социальной работе чаще всего являются инвалиды и престарелые, которые кроме социальных услуг нуждаются и в медицинских, но эти услуги особые и отличаются от той помощи, которую оказывают медицинские работники практического здравоохранения. Как правило, именно клиентам специалистов по социальной работе необходима социально-медицинская помощь.
Социальная медицина находится на стыке связана самых различных наук – медицины, социологии, естествознания, экологии, гигиены, психологии, статистики, экономики и др. Социальная медицина связана с социальными процессами в обществе, медициной и здравоохранением, занимает промежуточное положение между социологией и медициной. Поэтому социальная медицина изучает социальные проблемы в медицине и медицинские проблемы в других науках. На научных достижениях социальной медицины базируются социальные меры здравоохранения, так как, изучая влияние социальных условий на здоровье населения, социальная медицина обосновывает рекомендации по устранению и предупреждению вредного влияния условий и факторов на здоровье людей.
Таким образом, социальная медицина изучает:
1. социальные отношения в обществе, которые связаны с жизнедеятельностью человека, его образом жизни;
2. социальные факторы, влияющие на здоровье;
3. проблемы здоровья населения;
4. организацию, формы и методы медико-социальной помощи населению;
5. социальную и экономическую роль здравоохранения в обществе;
6. теорию и историю общественного здравоохранения;
7. организационно-управленческие основы и принципы экономики планирования и финансирования медико-социальной помощи населению.
Все это определяет разработку мер по охране здоровья населения и повышению уровня общественного здоровья.
Источник
Тема 1: Предмет социальной медицины
Социальная медицина – отрасль научного знания, изучающая общественное здоровье, а также практическая деятельность, направленная на сохранение и укрепление общественного здоровья, предупреждение и лечение социальных болезней (болезнь – нарушение нормальной жизнедеятельности человека, обусловленное функциональными и (или) морфологическими изменениями).
Социальная медицина— наука о закономерностях развития здоровья общества и здравоохранения. Социальная медицина (общественная гигиена) находится на стыке различных наук — медицины, социологии, гигиены, естествознания и др. Гигиена (от греч. здоровый) — наука, изучающая влияние разнообразных факторов окружающей среды (в том числе и производственной) на здоровье человека, его работоспособность, продолжительность жизни.
До недавнего времени синонимом понятия «социальная медицина» являлось понятие «социальная гигиена». Существовало еще несколько названий: «социальная гигиена и организация здравоохранения», «медицинская социология», «профилактическая медицина», «общественное здравоохранение» и т. д.
Социальная гигиена (медицина) изучаетвоздействие социальных условий на здоровье населения, а также влияние на здоровье людей социологических и экономических факторов. Социальная медицина, в отличие от медицины как науки, изучает здоровье не отдельных людей, а здоровье определенных социальных групп населения, здоровье общества в целом в связи с условиями жизни. Н. А. Семашко говорил: «Социальная гигиена — это наука о здоровье общества, о социальных проблемах медицины. основная задача социальной гигиены состоит в том, чтобы глубоко изучить влияние социальной среды на здоровье человека и разрабатывать эффективные меры по устранению вредных влияний среды».
Предметом социальной медицины являетсяобщественное здоровье (здоровье – процесс гармоничного взаимодействия социального и биологического в человеке, обеспечивающий ему устойчивость во взаимоотношениях с внешней средой). Общественное здоровье имеет своих субъектов, то есть “носителей” — конкретных живых людей со всеми социальными атрибутами: положением в обществе, профессиональной занятостью, семейным положением, жизненной ценностно-смысловой ориентацией. Поэтому социальный медик, занимаясь здоровьем человека, активно “вмешивается” в его дела, становится партнером своего пациента.
Социальные заболевания – болезни человека, возникновение и распространение которых связано, главным образом, с неблагоприятными социально-экономическими и психосоциальными причинами. Это тоже часть предмета социальной медицины.
Здоро́вье— состояние любого живого организма, при котором он в целом и все его органы способны полностью выполнять свои функции; отсутствие недуга, болезни (подробное рассмотрение определений здоровья приведено ниже).По уставу ВОЗ(Всемирная организация здравоохраниения), «здоровье — это не отсутствие болезни как таковой или физических недостатков, а состояние полного физического, душевного и социального благополучия»
по характеру течения:острые и хронические болезни
по уровню, на котором в организме выявляются специфические патологические изменения при болезни:молекулярные , хромосомные, клеточные, тканевые, органные, заболевания всего, организма
по этиологическому фактору:вызванные механическими, физическими, химическими
биологическими, психогенными факторами
по способу их лечения:терапевтические, хирургические и др.
нозологическая единица— определенная болезнь, которую выделяют как самостоятельную, как правило, на основе установленных причин, механизмов развития и характерных клинико-морфологических проявлений.
Эпиде́мия) — широкое распространение какого-либо заболевания, первоначально инфекционного заболевания (чума, оспа, тиф, холера, дифтерия, скарлатина, корь, грипп).
Эпидемический процесс заключается в непрерывной передаче заболевания в коллективе. Иначе говоря, для возникновения эпидемического процесса необходимы три фактора (или условия):
источник возбудителя инфекционного процесса или причины неинфекционного заболевания(фекально-оральный (реализуется через водный, пищевой или контактно-бытовой путь) (например, при дизентерии и брюшном тифе);
воздушно-капельный (например, при гриппе);
трансмиссивный (при малярии и сыпном тифе);
Источник