Авторская программа курса «Культура здоровья»
Разделы: Биология
1.1. Актуальность темы.
Важнейшей глобальной общегосударственной проблемой современности стала проблема национального здоровья, она особенно актуальна и обозначена Государством в последнее время. Состояние здоровья детей и подростков приобрело настолько плачевное состояние, что о нём заговорили не только врачи и педагоги но и представители широкой общественности и политики. Сегодня 20–25 % школьников могут быть названы по настоящему здоровыми. Состояние окружающей среды становится всё менее благоприятным для существования человека, его здоровья.
В этих условиях школа обрела особое значение и призвана дать подрастающему поколению хотя бы элементарные представления о взаимосвязях окружающей среды и здоровья человека. Ребёнок приходит в школу в восприимчивом к образованию и воспитанию возрасте, а длительное пребывание в школе вполне достаточно для формирования у него мотивов здоровья [1].
Содержание школьного биологического образования не раскрывает в полной мере проблему здорового образа жизни, факторов влияющих на состояние здоровья человека.
Программа предмета “ Культура здоровья” предусматривает последовательное изучение вопроса здорового образа жизни, влияние факторов среды на здоровье человека и дополняет школьное биологическое образование [2]. Предмет является важным фактором в плане формирования “ новообразования” у подрастающего поколения – ответственного отношения к здоровью, формированию культуры здоровья [3].
1.2. Цели и задачи курса.
В основе данного предмета лежат принципы:
– “Здоровье через образование”;
– гуманизация образования;
– осуществление целостного подхода к воспитанию;
– соответствие содержания возрастным особенностям учащихся;
– деятельностный подход в обучении.
Основным составляющими программы предмета являются цели:
- Отношению к здоровью как к ценности.
- Формирование представления о себе как здоровом человеке.
- Переживание возможности утраты здоровья (мысль об этом должна порождать – тревогу).
- Способность использовать поведении всю информацию, которая служит сохранению и укреплению здоровья, причём “энергия опасения” должна преобразовываться в “энергию действия”.
- Овладение знаниями и представлениями об опасностях окружающей среды угрожающих здоровью человека.
- Понимание необходимости осознания и соблюдения правил гигиены в целях укрепления и сохранения здоровья.
- Понимания причин ухудшения здоровья населения страны.
- Формирование культуры здоровья.
- Понимание потребности здорового образа жизни.
- Развивать умение работать с различными источниками информации.
- Развивать умение выполнять практические, лабораторные работы, наблюдения, исследования.
Главная задача предмета: сочетание развития склонностей и способностей подростков в воспитании у них культуры здоровья, гигиенической и экологической культуры [5].
При изучении материала предмета особое внимание должно уделяться расширению представлений о влиянии факторов среды на здоровье человека опираясь на конкретные факты, интересную информацию [8]. При подборе необходимо удерживать разумный баланс между примерами отрицательного воздействия антропогенной среды на человека и примерами возможных выходов из создавшегося положения (не стоит перегружать детей негативной информацией). В противном случае может сформироваться впечатление безысходности ситуации и нежелание предпринимать какие – либо действия для изменения положения [9].
Лучшему усвоению материала способствует различные диаграммы, карты, ТСО, использование краеведческого материала.
1.3. Организация учебного процесса.
В основе организации учебного процесса лежат следующие принципы:
– заинтересованность к изучению предмета;
– добровольность и готовность к диалогу;
– взаимное доверие и уважение к любому мнению, точке зрения;
– активное участие.
– поисково-исследовательских метод (работа по выполнению заданий исследовательского характера);
– метод самореализации (подготовка проектов, выступления );
– метод комплексного подхода к образованию и воспитанию (единство нравственного, экологического, эстетического воспитания).
– беседы, семинары, дискуссии, практические и лабораторные работы, теоретические занятия
При изучении материала предмета предусмотрено использование наглядных пособий, таблиц, видеоматериалов, краеведческого материала, различных исследований [11].
1.4. Прогнозируемый результат и форма отчётности.
Создание проекта “Моя система здоровья”
– написание рефератов;
– пропаганда здорового образа жизни.
2. Содержание курса.
2.1. Блок I “Здоровье человека”.
Здоровье человека как состояние физического, психологического и социального благополучия. Здоровье как медико-биологическая и социальная категория. Социальная значимость, возможность самореализации в общественно полезной деятельности – важнейшее условие жизни и здоровья человека. Социальная значимость проблем здоровья, их сопряжённость с задачами охраны окружающей среды. Системы здорового образа жизни. Древнеиндийская медицина, Тибетская медицина. Научные основы здорового образа жизни.
2.2. Блок I I “Естественная среда и здоровье человека”.
Природная среда как фактор здоровья. Лечебные и болезнетворные факторы среды. Связь здоровья человека с разными природно-климатическими и производственными условиями. Влияние техногенных факторов на здоровье человека. Медицинские и гигиенические требования урбанизации в эпоху НТП. Влияния ускоренного и регламентированного ритма жизни, усиление нервно-эмоциональных нагрузок, химического и физического загрязнения на здоровье человека. Организм человека – “концентратор” загрязнений окружающей среды. Техногенные вещества, поглощение их человеком с воздухом, водой, пищей. Техногенные болезни, пути профилактики. “Болезни цивилизации (сердечно-сосудистые заболевания, психические расстройства и др.) и их профилактика. Человек и физические загрязнители среды (вибрация, радиоактивные излучения, электромагнитные поля, шум и т. д.), их влияние на психическое и физическое здоровье. “Химизация” организма человека, её последствия. Культура пользования химическими средствами, их рациональный выбор. Лекарственная химизация человека. Болезнь и лекарства, культура потребления лекарства. Проблема качества воды: свойства воды, бактериальный и химический состав. Стандарты качества воды. Методы улучшения качества воды.
2.3. Блок I I I “Я и моё здоровье”.
Современная наука гигиена – наука о сохранении и укреплении здоровья. Задачи современной гигиены. Зарождение гигиены как науки. Гигиена как набор практических рекомендаций, обычаев и навыков существования в древнем Риме, Индии, Китая, Египта. Разделы гигиены “Гигиена труда”, “Гигиена питания”, “Школьная гигиена” и др. Личная гигиена – комплекс рекомендаций, направленных в адрес каждого человека. Связь гигиены с науками о человеке (анатомия и физиология) Гигиена кожи, защитные и рецепторные функции кожи их значение для здоровья. Рациональный выбор косметических средств, для ухода за кожей и волосами. Гигиена одежды и обуви её рациональный выбор. Сезонные требования к одежде и обуви [17].
Гигиена жилища. Микроклимат жилых помещений. Естественное и искусственное освещение и вентиляция воздуха. Пути оптимизации микроклимата жилища. Фитодизайн.
Дыхание и здоровье. Оптимальный режим дыхания. Виды дыхания. Дыхательная гимнастика, её влияние на организм человека. Влияние запахов на организм человека. Влияние запаха растений на некоторые функции организма человека. Аэрофитотерапия, ароматерапия.
Питание как фактор, влияющий на состояние здоровья, физическое развитие, продолжительность жизни человека. Рациональное питание. Основные правила питания. Сбалансированное питание.
Витамины, их значение для организма, минеральные вещества. Биологическая ценность – кальция, калия, фосфора, магния и др. Роль микроэлементов (йода, фтора, меди, цинка и др.). Нормы минеральных веществ в пищевых рационах. Факторы определяющие усвояемость пищи. Влияние НТП на характер питания. Влияние алкоголя, никотина, наркотических и др. веществ на состояние здоровья. СПИД – ифы и реальность. Организмы переносчики и возбудители болезней. Инфекционные болезни признаки, предупреждение и борьба с ними.
2.4. Блок IV Научные “Основы труда и отдыха”.
Режим труда и отдыха. Работоспособность – важное качество человека. Необходимость чередования труда и отдыха. Изменение работоспособности в течении дня, недели, месяца, года, нескольких лет. Стресс и работоспособность.
Физическая активность как условие нормального протекания жизненных процессов. Культура физической активности. Последствия малоподвижного образа жизни (гиподинамия). Физические упражнения как универсальный стимулятор и восстановитель умственной и физической работоспособности. Сон как главное средство восстановления работоспособности. Нарушения сна, их причины и профилактика. Вред систематического употребления снотворных препаратов. Гигиена умственного труда. Приёмы, способствующие повышенную продуктивности учебного труда, правила гигиены при выполнении домашнего задания, двигательный режим при выполнении домашних заданий.
Закаливание как один из факторов здоровья, путей устойчивости к действию неблагоприятных факторов среды. Понятие закаливание. Способы закаливания. Целебные силы природы и их воздействие на организм человека. Фитотерапия.
Психогигиена. Особенности ВНД, критические периоды в развитии психики. Психологическая разгрузка, самозащита, саморегуляция [19].
Психогигиена общения [21].
3.1. Литература для учащихся.
- Ранк рефератов. Лучшие рефераты по экологии. Ростов-на-Дону: Феникс – 2002 г.
- Л.Л. Генкова, Н.Б. Славков. – Почему это опасно. – Москва: Просвещение – 1989 г.
- А. Шевелев. Спид-загадка века. – Москва: Советская Россия – 1988 г.
- А.Г. Хрипкова, Д.В. Колесов. – Гигиена и здоровье. – Пособие для учащихся – Москва: Просвещение – 1983 г.
- М.М. Амосов. – Раздумье о здоровье – Москва: Физкультура и спорт – 1987 г.
- И.П. Берёзин, Ю.В. Дергачёв. – Школа здоровья. – Москва. “Московский рабочий” – 1989 г.
- Г.П. Зарубин. – Окружающая среда и здоровье. – Москва: Знание – 1977 г.
- И.Д. Зверев – “Книга для чтения по анатомии, физиологии, гигиена человека” – Москва: Просвещение – 1971 г.
- М.Д. Аксёнова. – Энциклопедия для детей. Т 2. Биология. – 5е издание. – “Аванта +” – 1998 г.
Литература для учителя.
- В.В. Балабанова, Т.А. Максимцева. – Биология, экология, здоровый образ жизни. – Волгоград. Учитель – 2001 г.
- М.В. Высоцкая. – Элективные курсы. Экология. – Волгоград. Учитель – 2001 г.
- Б.Т. Величковский, В.П. Кирпичев, Н.Т. Суравегина. – Здоровье человека и окружающая среда: учебное пособие – М. – новая школа – 1997 г.
- О.А. Ерёмина. – Экология и здоровье: викторина для 10х классов. – Биология 1 сентября: газ. – 2001 – № 7.
- В.Н. Кузнецов. – Экология дома: Биология 1 сентября: газ. – 1990 – № 31
- Б.М. Миркин, Л.Г. Наумова. – Город без отходов: – Биология в школе: журнал – 2005 г. – № 13.
- В.А. Самкова – Экологический практикум. “Город в котором я живу”. – Биология в коле: журнал – 2001 г. – № 5,7.
- М. Фёдорова. – Комнатные лекарственные растения. – Биология 1 сентября газ. – 2001 г. № 42.
- Л.Г. Воронин, Р.Д. Маш. – Методика проведения опытов и наблюденй по анатомии, физиологии и гигиене человека. – М Просвещение – 1983 г.
- Библиотека “1 сентября” – Я иду на урок биологии. Человек и его здоровье. Книга для учителя. – Москва: Первое октября – 2000 г.
- А.Г. Хрипкова, А.В. Комсов. – Гигиена и здоровье. Пособие для учащихся. – Москва. Прсвещение – 1983 г.
- И.К. Сивохина. – Питание и здоровье. – Москва. Медицинская газета – 1990 г.
- А. Шевелёв. – Спид-загадка века. – Советская Россия – 1988 г.
- Л.Л. Генкова, Н.Б. Славков. – Почему это опасно. – Москва. Просвещение – 1989 г.
- Р.Д. Маш, Н.А. Пуга, А.Г. Драгомилов. – Биология – 8. Человек. Методическое пособие для учителя. – Москва: Аркти – 1998 г.
- Д. Брайен. – Серёзный разговор – алкоголь. – Москва: Махаон – 1998г.
- В.Р. Пикеринг. – Биология человек в диаграммах. – Москва: Астрель.АСТ – 2003 г.
- Д. Тейлор, Н. Грин, У. Стаут. – Биология в 3-х томах. – Москва: Мир – 2002 г.
- Т. Уэстон. – Анатомический атлас. – Лондон: Маршал Кэвендиш . Лимитед – 1998 г.
- И. Цуцуми. – Массаж для красоты и здоровья. – Москва: Приада-литера – 1994 г.
- Банк рефератов. Лучшие рефераты по экологии. – Ростов-на-Дону: Феникс – 2002 г.
Источник
Программа элективного предмета по физическому воспитанию «Культура здоровья»
Необходимость изучения в школе курса “Культура здоровья” диктуется тем, что современная система образования в настоящее время дает ограниченный объем знаний по прикладной физиологии человека, ориентированной на оздоровление и владение приемами личной профилактики заболеваний. Вместе с тем потребность в получении такого рода знаний реально существует. В рамках работы школ обязательное знание курса “Культура здоровья” необходима для поддержания высокого уровня умственной работоспособности учащихся и сохранения их здоровья.
Культура здоровья -учение о здоровье. Культура здоровья – это наука о закономерностях формирования и сохранения здоровья. Введение этой науки в обязательный процесс связано с современной концепцией и стратегией здоровья, основанной на возрастающей социальной ценности здоровья человека.
В основе дисциплины “Культура здоровья” лежат нормальная физиология, традиционные системы оздоровления, методика физического воспитания, учения о здоровом образе жизни. Предметом дисциплины “Культура здоровья” является индивидуальное здоровье человека как категория качества жизни.
Предметом изучения дисциплины “Культура здоровья” является:
- здоровье как медицинская и социальная категория;
- механизмы формирования здоровья;
- методы оценки индивидуального развития здоровья;
- способы сохранения и укрепления здоровья;
- теория и методика здорового образа жизни.
- рассматриваются вопросы адаптации организма к неблагоприятным факторам внешней среды, актуальные экологические проблемы, вопросы рационального питания, закаливания организма.
Вооружение учащихся знаниями о формировании, сохранении и укреплении здоровья и формирование у них жизненных установок на ведение здорового образа жизни.
- получение учащимися системы знаний о здоровье человека и факторах, влияющих на формирование и поддержание здоровья;
- изучение биологических основ жизнедеятельности организма и здорового образа жизни;
- обоснование необходимости ведения здорового образа и стиля жизни;
- изучение физиологических основ традиционных и современных оздоровительных систем;
- ознакомление учащихся с различными оздоровительными системами физических упражнений.
Требования к уровню усвоения содержания курса.
Выпускник должен знать:
– основы жизнедеятельности человека и здорового образа жизни;
– методы и способы сохраняющие и укрепляющие здоровье;
– факторы, разрушающие здоровье и мероприятия, необходимые по их устранению;
– физиологические основы рационального питания, расширение адоптивных возможностей организма, методики оздоровительной физической тренировки, личной гигиены;
– поведение человека в экстремальных условиях социума и природной среды;
– основные приемы и методы по реабилитации человека;
– основы семейной этики.
Выпускник должен уметь:
– определять уровень физического развития, физической и функциональной подготовленности;
– давать научно-обоснованные рекомендации по ведению здорового образа жизни;
– составлять индивидуальные тренировочные программы по применению методов отдельных оздоровительных систем для различных категорий населения;
– применять рекомендации по отдельным способам ускоренного восстановления умственной и физической работоспособности человека.
Тематика практических занятий.
- Методика определения конституции тела человека (определение типа телосложения, должного веса, содержание жировой и чисто массы и т.д..)
- Методика регистрации основных физиологических показателей организма человека и их оценка. (Определение частоты сердечных сокращений в покое и при мышечной деятельности, методика измерения кровяного давления.)
- Методы оценки состояния здоровья. Самооценка состояния здоровья.
- Методика проведения физкультурно-оздоровительных программ для сохранения и укрепления здоровья. Составление индивидуальных физкультурно-оздоровительных программ.
- Основы рационального питания. Методика составления различных диет питания.
- Методика применения физических упражнений для коррекции осанки и плоскостопия. Профилактика заболеваний позвоночника при помощи специальных упражнений.
Учебные разделы и темы | В том числе | |||
всего часов | лекции | практич. занятия | форма контроля | |
1. Введение в дисциплину “Культура здоровья”. | 2 | 2 | ||
2. Биологические основы здоровья. | 9 | 9 | ||
3. Образ жизни и здоровья. | 3 | 3 | ||
4. Окружающая среда, личная гигиена и здоровье. | 6 | 6 | ||
5. Биологические основы спортивной тренировки. | 10 | 10 | ||
6. Технология оздоровительной физической культуры. | 2 | 2 | ||
7. Физическая подготовка спортсменов. Физические (двигательные ) качества. | 6 | 6 | ||
8. Тематика практических занятий. | 6 | 6 | ||
9. Естественная среда и здоровье человека. | 5 | 5 | ||
10. Я и мое здоровье. | 7 | 7 | ||
11. Основы труда и отдыха. | 5 | 5 | ||
Практические занятия. Учебно-тренировочные занятия: | 5 | Научно-практическая работа по теме | ||
Итоговое занятие | 1 | 1 | ||
Итого: | 70 | 56 | 14 |
Темы и краткое содержание (лекционный курс).
Тема 1. Введение в дисциплину “Культура здоровья” (2 часа).
Лекция. Здоровье как человеческая ценность.
Здоровье в системе человеческих ценностей. Компоненты здоровья. Понятия “болезнь” и “здоровье”. Состояние здоровья населения России. Основные понятия и термины. Здоровье – как научная проблема. Здоровье как социальная ценность жизни. Основные факторы, определяющие здоровье. Индивидуальное и общественное здоровье. Показатели здоровья.
Тема 2. Биологические основы здоровья. (9 часов.)
Лекция. Биохимические основы функционирования здорового организма человека.
Белки, жиры и углеводы. Витамины и их значение для поддержания здоровья. Влияние физической подготовки на здоровье человека.
Лекция. Нервная ткань как система регуляции здоровья.
Методы повышения работоспособности. Учение о стрессе. Адреналин как гормон стресса.
Лекция. Опорно–двигательный аппарат и здоровье.
Двигательная активность и здоровье. Роль правильной осанки для здоровья.
Профилактика и устранение боли в спине традиционными методами.
Лекция. Дыхание и кровообращение – 2 главных условия жизни.
Профилактика седечно-сосудистых заболеваний. Легочная вентиляция.
Транспорт кислорода и углекислого газа.
Лекция. Пищеварение, рациональное питание и здоровье.
Питание необходимое жизненная потребность человека. Шесть классов питательных веществ (углеводы, жиры, белки, витамины, минеральные вещества, вода). Основы рационального питания человека. Питание в здоровом образе жизни. Ожирение и здоровье. Регуляция массы тела. Проблемы здоровья в связи с избыточной массой тела и ожирением. Значение физической активности для регуляции массы тела.
Лекция. Врачебный контроль.
Задачи и формы врачебного контроля. Самоконтроль занимающихся за состоянием своего здоровья.
Лекция. Пищеварение и диетология.
Питание и применение пищевых добавок. Основы питания и применения пищевых добавок в оздоровительной физической культуре. Планирование рациона питания и применения пищевых добавок в зависимости от цели.
Лекция. Спортивное питание.
Тема 3. Образ жизни и здоровье (3 часа).
Лекция. Здоровый и нездоровый образ жизни.
Традиционные основы здорового образа жизни. Здоровый и нездоровый образ жизни. Основные факторы здорового образа жизни. Здоровый образ жизни – основа долголетия. Физиологические резервы организма – основа здоровья человека.
Лекция. Физическая основа и здоровье.
Физическая основа и здоровье человека. Двигательная активность – жизненно необходимая биологическая потребность организма человека. Гиподинамия и здоровье. Сердечно – сосудистые заболевания и физическая активность. Потенциал здоровья и его реализация. Выбор физических упражнений для укрепления здоровья и физической подготовленности. Основные оздоровительные эффекты физической культуры и спорта. Методы оздоровительной тренировки для сохранения и развития физического здоровья.
Тема 4. Окружающая среда, личная гигиена и здоровье (6 часов).
Лекция. Окружающая среда и здоровье.
Образ жизни и экология. Гигиеническая культура, личная гигиена, режим дня. Виды теплоотдачи. Охлаждение и перегревание. Закаливание организма.
Лекция. Курение и здоровье.
Распространенность курения в России и влияние курения на продолжительность жизни. Компоненты табачного дыма, влияние курения на здоровье. Никотин и никотиновые рецепторы. Курение и мозговой кровоток. Что должны делать специалисты (врачи, педагоги, психологи) по профилактике курения. Способы преодоления курения.
Лекция. Сезонный образ жизни.
Традиционные основы сезонного образа жизни. Погода и метеозависимость.
Лекция . токсикомания, наркомания и здоровье.
Вредные привычки и их социальные последствия. Виды токсикомании и последствия при их длительном употреблении. Виды наркомании и последствия при их употреблении. Необратимые последствия употребления наркотиков. Профилактические мероприятия.
Лекция. Пьянство и здоровье.
Алкоголь и мозг. Алкоголь и дисфункция печени. Физиологические механизмы опьянения. Умение не приобщаться к пагубным привычкам.
Тема 5. Биологические основы спортивной тренировки (10 часов).
Лекция. Понятие “Спортивная форма”.
Основные понятия теории спортивной тренировки.
Лекция. Физическая, техническая, тактическая, психологическая, морально – волевая подготовка спортсменов (5 часов).
Лекция. Основы развития физических качеств.
Лекция. Основы технической подготовки.
Лекция. . Основы психологической подготовки.
Лекция. Средства и методы физической, технической и психологической подготовки.
Тема 6. технология оздоровительной физической культуры (2 часа).
Лекция. Понятие – здоровье.
Теоретические основы наиболее распространенных вариантов оздоровительной физической культуры (фитнеса). Технология и практика проведения оздоровительных тренировок. Технология проведения оздоровительных тренировок в тренажерном зале. Технология проведения групповых программ и персональных тренировок оздоровительной направленности.
Тема 7. Физическая подготовка спортсменов.
Физические (двигательные ) качества (6 часов).
Лекция. Сила как физическое качество.
Методы развития силы. Средства развития силы и силовой выносливости.
Методы и средства скоростной подготовки.
Лекция. Понятие о выносливости.
Виды и показатели выносливости. Методика развития.
Методика развития гибкости.
Лекция. Понятие ловкости. Ее виды.
Лекция. Понятие прыгучести.
Тема 8. тематика практических занятий (6 часов).
Методика определения конституции тела человека (определение типа телосложения, должного веса, содержание жировой и чисто массы).
Методика регистрации основных физиологических показателей организма человека и их оценка. (определение частоты сердечных сокращений в покое и при мышечной деятельности, методика измерения кровяного давления).
Методы оценки состояния здоровья. Самооценка состояния здоровья.
Методика проведения физкультурно-оздоровительных программ для сохранения и укрепления здоровья. Составление индивидуальных физкультурно-оздоровительных программ.
Основы рационального питания. Методика составления различных диет питания.
Методика применения физических упражнений для коррекции осанки и плоскостопия. Профилактика заболеваний позвоночника при помощи специальных упражнений.
Тема 9. естественная среда и здоровье человека. (5 часов.)
Лекция. Природная среда как фактор здоровья.
Лечебные и болезнетворные факторы среды. Связь здоровья человека с разными природно-климатическими и производственными условиями. Влияние техногенных факторов на здоровье человека. Влияние ускоренного ритма жизни, усиление нервно – эмоциональных нагрузок, химического и физического загрязнения на здоровье человека. Организм человека – “концентратор” загрязнений окружающей среды. Техногенные вещества, поглощение их человеком с воздухом, водой, пищей. Техногенные болезни, пути профилактики. Болезни цивилизации (сердечно – сосудистые заболевания, психические расстройства и др.) и их профилактика. Человек и физические загрязнители среды (вибрация, радиоактивные излучения, электромагнитные поля, шум и т.д.) их влияние на психическое и физическое здоровье. “Химизация” организма человека, ее последствия. Культура пользования химическими средствами, их рациональный выбор. Лекарственная химизация человека. Болезнь и лекарства, культура потребления лекарства. Проблема качества воды: свойства воды, бактериальный и химический состав. Стандарты качества воды. Методы улучшения качества воды.
Тема 10. Я и мое здоровье (7 часов).
Лекция. Современная наука гигиена-наука о сохранении и укреплении здоровья.
Задачи современной гигиены . Зарождение гигиены как науки. Разделы гигиены: “Гигиена труда”, “Гигиена питания”, “Школьная гигиена” и др. Личная гигиена-комплекс рекомендаций ,направленных в адрес каждого человека. Связь гигиены с науками о человеке (анатомия и физиология). Гигиена кожи, защитные и рецепторные функции кожи, их значение для здоровья. Рациональный выбор косметических средств для ухода за кожей и волосами. Гигиена одежды и обуви, ее рациональный выбор. Сезонные требования к одежде и обуви.
Лекция. Гигиена жилища.
Микроклимат жилых помещений. Естественное и искусственное освещение и вентиляция воздуха. Пути оптимизации микроклимата жилища. Фитодизайн.
Лекция. Дыхание и здоровье.
Оптимальный режим дыхания. Виды дыхания. Дыхательная гимнастика, ее влияние на организм человека. Влияние запахов на организм человека. Влияние запаха растений на некоторые функции организма человека. Аэрофитотерапия, ароматерапия.
Лекция. Сбалансированное питание.
Питание как фактор, влияющий на состояние здоровья, физическое развитие, продолжительность жизни человека. Рациональное питание. Основные правила питания.
Витамины, их значение для организма, минеральные вещества. Биологическая ценность кальция, калия, фосфора, магния и др. Роль микроэлементов (йода, фтора, меди, цинка и др.). Нормы минеральных веществ в пищевых рационах. Факторы. определяющие усвояемость пищи. СПИД – мифы и реальность. Организмы переносчики и возбудители болезней. Инфекционные болезни, признаки, предупреждение и борьба с ними.
Тема 11. Основы труда и отдыха (5 часов).
Лекция. Режим труда и отдыха.
Работоспособность – важное качество человека. Необходимость чередования труда и отдыха. Изменение работоспособности в течение дня, недели, месяца, года, нескольких лет. Стресс и работоспособность.
Физическая активность как условие нормального протекания жизненных процессов. Культура физической активности. Последствия малоподвижного образа жизни (гиподинамия). Физические упражнения как универсальный стимулятор и восстановитель умственной и физической работоспособности. Сон как главное средство восстановления работоспособности. Нарушение сна, их причины и профилактика. Вред систематического употребления снотворных препаратов. Гигиена умственного труда. Приемы, способствующие повышению продуктивности учебного труда, правила гигиены при выполнении домашнего задания, двигательный режим при выполнении домашних заданий.
Закаливание как один из факторов здоровья, путей устойчивости к действию неблагоприятных факторов среды. Понятие закаливание. Способы закаливания. Целебные силы природы и их воздействие на организм человека. Фитотерапия.
Учебно-тренировочные занятия (5 часов).
Атлетическая гимнастика – физические упражнения локального воздействия с отягощениями и без отягощений на основные мышечные группы. Комплексы упражнений на тренажерах.
Учебно-тренировочные занятия (3 часов).
Плавание. Вода дарит здоровье. Плавание и сколиоз. Плавание и сердечнососудистая система.
Перечень контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы.
- Что такое здоровье и болезнь?
- Какие факторы определяют здоровье?
- Почему наркомания не излечима?
- Что называется стрессом?
- Что называется артериальным давлением?
- Что такое варикозное расширение вен?
- Каковы последствия гипервентиляции?
- К каким последствиям ведет голодание?
- Образ жизни и здоровье.
- Что означает понятие “традиционные основы здорового образа жизни”?
- Каковы основные факторы здорового образа жизни?
- Что такое гиподинамия и как она влияет на здоровье?
- Каковы основные оздоровительные эффекты физической культуры и спорта?
- Как влияет экологическая обстановка на здоровье?
- В чем состоит значение режима дня?
- Что такое закаливание организма?
- Каковы способы преодоления курения?
- Каков физиологический механизм наркотической зависимости?
- Как влияет алкоголь на организм человека?
Тематика рефератов, научно-практических работ.
- Влияние экологических факторов на здоровье и методы противодействия по следствиям вредных экологических влияний.
- Принципы здорового питания.
- Мифы о питании. Теория и практика здорового питания.
- Методы безопасной коррекции веса.
- Механизмы наркотической зависимости.
- Механизмы пагубного воздействия алкоголя на организм человека.
- Роль физических упражнений в предупреждении заболеваний и укреплении здоровья.
- Основной вопрос медицины – здоровый образ жизни.
- Физиологические аспекты йоги.
- Стресс и доступные методы его преодоления.
- Погода и здоровье. Метеозависимость.
- Влияние кофеина на организм человека.
- Природные факторы здоровья человека.
- Синдром хронической усталости и пути его профилактики.
- Гигиена умственного труда.
- Методы самооценки состояния здоровья.
Учебно-методическое обеспечение курса.
Рекомендуемая литература для учителя:
- Агаджанян Н.А., Марачев А.Г., Бобков Г.А. Экологическая физиология человека. – М.: Издательская фирма “КРУК”, 1998.
- Анатомия, физиология, психология человека. Краткий иллюстрированный словарь./ Под ред. А.С.Батуева. – СПб: “Питер”, 2002.
- Брэтмен С. Нетрадиционная медицина. Плюсы и минусы двадцати методов лечения. СПб: Питер,1997.
- Егоров И.В. Клиническая анатомия человека. Ростов – на – дону: Феникс, 1997.
- Конышев В.А. Кому что есть. Раздумья о пище. Москва:ФиС, 1998.
- Медицинский справочник тренера.– М.: “ФиС”, 1981.
- Минвалеев Р.С. Похудеть без вреда. Очерки прикладной физиологии. –СПб: “Питер”, 2002.
- Минвалеев Р.С. Коррекция веса. Теория и практика здорового питания. СПб: “Питер”, 2001.
- Пенелона Оуди. Полный медицинский травник. Практическое руководство по траволечению. – М.: “Дорлинг Киндерсли Лимитед”, “Слово”, 2000.
Рекомендуемая литература для учащихся:
- Бабушкин А. Баня: дом здоровья. – СПб: “Питер”, 2000.
- Бирюков А.А. Эта волшебная баня. М., Советский спорт, 1991.
- Блум Ф., Лейзерсон А., Хофстедтер Л. Мозг, разум и поведение. Перевод с англ. Москва: Мир, 1988.
- В.М. Дильман Большие биологические часы. – М.: “Знание”, 1986.
- Вл. И. Даль. Пословицы русского народа.
- Д.Эберт. Физиологические аспекты йоги. Пер. с нем. Минвалеева Р.С. – СПб,1997.
- Девятова М.В. Нет – остеондрозу.-СПб: Комплект, 1997.
- Зильбер А.П. За здоровьем – в сауну! – Петразаводск, 1991.
- Кещева. Р.П. Табакокурение и мозг. – М. :Наука, 1991.
- Селье Г. На уровне целого организма. – М.:Наука, 1972.
- Дубров А.П. Лунные ритмы у человека (краткий очерк по селеномедецине). – М.:Медицина, 1990.
Источник