«Развивающая предметно-пространственная среда как условие сохранения физического и психического здоровья детей» (из опыта работы)
учебно-методический материал
Выступление на педагогическом совете
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_zozh.doc | 22 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на педагогическом совете детского сада
«Развивающая предметно-пространственная среда как условие сохранения физического и психического здоровья детей» (из опыта работы)
Чтобы ребенок был здоровым и счастливым,
надо просто удовлетворять его потребности.
Правильно организованная развивающая предметно-пространственная среда — один из важнейших элементов воспитательно-образовательной работы, поскольку ее цель- это обеспечение жизненно важных потребностей формирующейся личности.
Что понимается под развивающей предметно-пространственной средой? Это система условий, обеспечивающая всю полноту развития детской деятельности для полноценного физического, эстетического, познавательного и социального развития детей. Она должна предоставлять ребёнку свободу, оказывать положительное влияние на здоровье, самочувствие, мироощущение.
В современном мире проблема здоровья детей-это комплексная государственная задача, это проблема не только медицинская, но и педагогическая. Здоровье — это состояние, характеризующееся не только отсутствием болезней или физических, или психических дефектов, но и полным физическим, духовным и социальным благополучием. Мы, педагоги, можем помочь детям в укреплении и сохранении физического и психического здоровья, создавая для этого развивающую предметно-пространственную среду, в которой дети каждодневно будут получать заботу о своем здоровье, успешно жить и развиваться. Именно поэтому мы создали в нашей группе «Солнышко» такую максимально комфортную и насыщенную среду.
Развивающая предметно-пространственная среда нашей группы является насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. При создании предметно-развивающей среды нашей группы мы использовали здоровьесберегающий подход. Мы освободили центральную часть группы для двигательной активности детей. Насыщенность среды группы соответствует возрастным особенностям детей, имеется разнообразие материалов, оборудования, инвентаря, что обеспечивает детям игровую, двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики.
Есть у нас в группе физкультурный уголок, в котором размещен разнообразный спортивный инвентарь и атрибуты для подвижных игр: мячи разных размеров, обручи, кегли, мешочки с разными наполнителями. Он служит удовлетворению потребности дошкольника в движении и приобщению его к здоровому образу жизни. Спортивный уголок размещен таким образом, что он способствует проявлению двигательной активности детей и находится в свободном доступе. Выдвижная корзина с физкультурным оборудованием позволяет детям размещать ее в любом пространстве группы.
Физкультурный уголок наполнен фотографиями детей, на которых запечатлены моменты физкультурных занятий, гимнастики после сна, прогулки.
Здесь также хранятся массажные коврики, атрибуты для закаливания, изготовленные заботливыми руками наших родителей из подручных материалов. После сна маленькие спортсмены выполняют гимнастику с использованием этих предметов.
В группе оборудован уголок «Будь здоров», где дети в свободное время любят играть в сюжетно-ролевые игры «Больница», «Скорая помощь». Здесь в свободном доступе находятся дидактические игры по валеологии: «Малыши-крепыши», «Валеология», «Будь здоров».
Обогатили среду группы дыхательными тренажерами: «Поймай бабочку», «Дождик», «Горячий чай». Эти тренажеры находятся в речевом уголке и способствуют общему оздоровлению организма ребенка, активизации деятельности иммунной, дыхательной, сердечно-сосудистой, нервной, пищеварительной систем, помогают предотвратить опасность возникновения простудных заболеваний.
Развивающая предметно-пространственная среда нашей группы организована с учетом возможности для детей играть и заниматься подгруппами, а пособия и игрушки располагаются так, чтобы не мешать их свободному перемещению.
Так как физическое здоровье малышей неразрывно связано с их психологическим здоровьем, эмоциональным благополучием, нами организован уголок уединения.Ребенок, находясь целый день в детском саду, порой, устает от общения со своими сверстниками, от игр, от окружающей его обстановки, поэтому ему необходимо дать возможность уединиться, чтобы отдохнуть от эмоционального напряжения. Наш уголок населяют мягкие игрушки, с которыми можно обниматься, веселые подушки, на которые ребенок может прилечь и отдохнуть. Само пространство организовано таким образом, что в нем не тесно, мягко и полутемно – это воссоздает атмосферу норки. В оформлении уголка присутствует спокойный голубой цвет, который благоприятно воздействует на эмоциональное состояние детей. Находясь в уголке и взглянув наверх, ребенок может полюбоваться порхающими бабочками, которые напоминают радугу-все это развивает чувство прекрасного и способствует хорошему настроению. В спальне располагается домик для уединения, где дети также могут отдохнуть.
Есть в нашей группе уголок для игры с кинетическим песком, который хранится в пластиковой песочнице. Игры с кинетическим песком помогают развивать мелкую моторику рук , оказывают благотворное влияние на эмоциональное состояние ребенка, помогают раскрепоститься, способствует расслаблению.
Таким образом, внедряя в практику нашей работы новые подходы в организаци развивающей предметно-пространственной среды мы обеспечиваем полноценное развитие дошкольников, сохранение и укрепление физического, психического здоровья, повышение устойчивости к стрессам, развиваем полноценную личность.
Источник
Презентация на тему:«Развивающая предметно -пространственная среда – условие сохранения и укрепления физического и психического здоровья ребенка»
презентация по теме
«Развивающая предметно -пространственная среда – условие сохранения и укрепления физического и психического здоровья ребенка»
у детей дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«Развивающая предметно -пространственная среда – условие сохранения и укрепления физического и психического здоровья ребенка» | 2.99 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Развивающая предметно -пространственная среда – условие сохранения и укрепления физического и психического здоровья ребенка» Воспитатель: Л.Н. Килина .
«Забота о здоровье – это важный труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы» В.А.Сухомлинский
В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей является как никогда ранее актуальной. О здоровье можно говорить не только при отсутствии каких-либо заболеваний, но и при условии гармоничного нервно-психологического развития, высокой умственной и физической работоспособности.
Первые шаги к здоровью, стремление к здоровому образу жизни, к познанию самого себя, формированию культуры здоровья делаются в детском саду. Мы, воспитатели, должно постоянно осваивать комплекс мер, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников.
Наша цель: Совершенствование условий РППС для сохранения и укрепления физического и психического здоровья у детей дошкольного возраста. Одна из задач: сохранение и укрепление здоровья детей. а для это необходимы:
Условия для оздоровления детей в группе: Создана среда по следующим направлениям: — физическое развитие; — познавательно — речевое развитие; — художественно – эстетическое развитие; — социально – коммуникативное развитие. Ведущие принципы: — личностно-ориентированный подход к каждому ребенку; — систематичность; — последовательность; — доступность; — постепенность; — комплектность.
Созданная в нашей группе среда позволяет организовать как совместную, так и самостоятельную деятельность детей, направленную на их саморазвитие под наблюдением и при поддержке взрослого. В этом случае среда выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. Но самое главное — она работает на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
Физическое развитие В группе оборудован физкультурный уголок, в котором собрано традиционное и нетрадиционное оборудование для проведения оздоровительной работы в течение дня, обеспечивающее двигательную активность детей, способствующее приобщению к миру физической культуры и здоровому образу жизни (мишень, разнообразные массажные коврики, пособия для профилактики плоскостопия, кегли, мячи разных диаметров и т. д.)
Познавательно — речевое развитие: В пустых стенах ребенок не заговорит – заметила в свое время Е. И. Тихеева. Насыщая групповое пространство, мы в первую очередь заботимся о том, чтобы дети в группе могли удовлетворить свои важные жизненные потребности в движении, познании, общении со взрослыми и сверстниками. Группа оснащена современным игровым и дидактическим оборудованием, которое включает наглядный, раздаточный материал, обеспечивающий более высокий уровень познавательно-речевого развития детей в области валеологии , безопасности и здорового образа жизни в целом .
Социально – коммуникативное развитие: Уголок «сюжетно — ролевых игр» Игровая зона оснащена уголками и атрибутами для сюжетно – ролевых игр, подобранных с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Мебель в игровой зоне функциональна, легко трансформируется, что позволяет варьировать пространство зоны.
Уголок «конструктивно-модельной деятельности» Материал по конструированию классифицирован по форме и размеру. Крупный напольный строительный материал размещён в игровой зоне, так как свободное пространство на полу даёт возможность сооружать постройки, в которые дети любят забираться и играть. Для обыгрывания готовых построек имеются наборы разных мелких игрушек.
Уголок «уединения и релаксации» В нашей группе существует уютное место для отдыха. Это уголок релаксации. Предметное наполнение уголка включает в себя, не большую зеленую зону, светодиодную песочницу, кинетический песок, мягкий модуль и столик. Здесь ребёнок может отдохнуть и расслабиться.
Для ребёнка дошкольного возраста важно чувствовать себя защищённым, иногда наступает такой момент, когда необходимо уединиться. Методом уединения в нашей группе являются домики-палатки
Художественно – эстетическое развитие Оформлен уголок для театрализованных игр. Основное место в театральном уголке — большое зеркало и вешалка ряженья, на которой размещаются различные костюмы, головные уборы, украшения, сумки и др. Это пространство используется для формирования у детей актерского мастерства. Использование театрализованных игр не только развивают творческие способности детей, но и создает благоприятный эмоциональный фон у детей, снимает детские страхи, агрессию, развивают коммуникативные навыки.
В группе создана РППС для сохранения и укрепления физического и психического здоровья у детей дошкольного возраста. Осуществляются все виды деятельности, позволяющие воспитанникам не только развиваться, но и проявить свою индивидуальность, реализовать свое собственное Я.
Спасибо за внимание! Будьте здоровы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
В связи с модернизацией образования важной задачей дошкольных образовательных учреждений становится совершенствование образовательного процесса и повышение развивающего эффекта самостоятельной деятель.
Сохранение и укрепление физического и психического здоровья ребенка, формирование привычки здорового образа жизни на сегодняшний день является приоритетным направлением всего общества, поскольку.
Презентация для педагогов ДОО.
Презентация к Педсовету «Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей дошкольного возраста через оптимизацию двигательного режима», частью которого является дело.
Материал предназначен для работы с педагогическим коллективом в рамках обучающего семинара-практикума с целью профилактики переутомления и профессионального выгорания.
Источник
Развивающая предметно-пространственная среда — условие сохранения и укрепления физического и психического здоровья ребенка
Елена Пичко
Развивающая предметно-пространственная среда — условие сохранения и укрепления физического и психического здоровья ребенка
Развивающая предметно — пространственная среда – условие сохранения и укрепления физического и психического здоровья ребенка»
«Забота о здоровье – это важный труд воспитателя.
От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы»
В. А. Сухомлинский
В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей является как никогда ранее актуальной.
О здоровье можно говорить не только при отсутствии каких-либо заболеваний, но и при условии гармоничного нервно-психологического развития, высокой умственной и физической работоспособности. Первые шаги к здоровью, стремление к здоровому образу жизни, к познанию самого себя, формированию культуры здоровья делаются в детском саду.
Мы, воспитатели, должно постоянно осваивать комплекс мер, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников.
Совершенствование условий РППС для сохранения и укрепления физического и психического здоровья у детей дошкольного возраста.
Сохранение и укрепление здоровья детей,а для это необходимы:
Условия для оздоровления детей в группе:
Создана средапо следующим направлениям:
— физическое развитие;
— познавательно — речевое развитие;
— художественно – эстетическое развитие;
— социально – коммуникативное развитие.
— личностно-ориентированный подход к каждому ребенку;
Созданная в нашей группе среда позволяет организовать как совместную, так и самостоятельную деятельность детей, направленную на их саморазвитие под наблюдением и при поддержке взрослого. В этом случае среда выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции.
Но самое главное — она работает на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
Физическое развитие
В группе оборудован физкультурный уголок, в котором собрано традиционное и нетрадиционное оборудование для проведения оздоровительной работы в течение дня, обеспечивающее двигательную активность детей, способствующее приобщению к миру физической культуры и здоровому образу жизни (разнообразные массажные коврики, пособия для профилактики плоскостопия, массажные варежки, кегли, мячи разных диаметров и т. д.)
Познавательно — речевое развитие:
В пустых стенах ребенок не заговорит – заметила в свое время Е. И. Тихеева.
Насыщая групповое пространство, мы в первую очередь заботимся о том, чтобы дети в группе могли удовлетворить свои важные жизненные потребности в движении, познании, общении со взрослыми и сверстниками.
Группа оснащена современным игровым и дидактическим оборудованием, которое включает наглядный, раздаточный материал, обеспечивающий более высокий уровень познавательно-речевого развития детей в области валеологии, безопасности и здорового образа жизни в целом.
Социально – коммуникативное развитие:
Центр «сюжетно — ролевых игр»
Игровая зона оснащена уголками и атрибутами для сюжетно – ролевых игр, подобранных с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Мебель в игровой зоне функциональна, легко трансформируется, что позволяет варьировать пространство зоны.
Уголок «уединения и релаксации»
В нашей группе существует уютное место для отдыха. Это уголок релаксации. Для ребёнка дошкольного возраста важно чувствовать себя защищённым, иногда наступает такой момент, когда необходимо уединиться
Художественно – эстетическое развитие
Оформлен уголок для театрализованных игр.
Основное место в театральном уголке — вешалка ряженья, на которой размещаются различные костюмы, головные уборы, украшения, сумки и др. Имеется ширма и куклы для кукольных представлений. Это пространство используется для формирования у детей актерского мастерства.
Использование театрализованных игр не только развивают творческие способности детей, но и создает благоприятный эмоциональный фон у детей, снимает детские страхи, агрессию, развивают коммуникативные навыки.
В группе создана РППС для сохранения и укрепления физического и психического здоровья у детей дошкольного возраста.
Осуществляются все виды деятельности, позволяющие воспитанникам не только развиваться, но и проявить свою индивидуальность, реализовать свое собственное Я.
Источник