Развитие здоровьесберегающей предметно – развивающей среды в условиях ФГОС ДО.
методическая разработка на тему
Дошкольное образовательное учреждение имеет большие потенциальные возможности для формирования у детей здоровьесберегающей культуры, навыков здорового образа жизни. Это связано с системностью дошкольного образования, возможностью поэтапной реализации поставленных задач с учётом возрастных и психологических возможностей детей-дошкольников.
Таким образом, создавая здоровьесохраняющую среду, нужно использовать в своей деятельности программы, методики и технологии, отвечающие принципам здоровьесберегающего обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_zdorovesberegayushchey_predmetno_-_razvivayushchey_sredy_v_usloviyah_fgos_do.doc | 53.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие здоровьесберегающей предметно – развивающей среды
в условиях ФГОС ДО.
г. Самара Куйбышевский р-он
Ребенок воспитывается разными случайностями, его окружающими. Педагогика должна дать направление этим случайностям. Так писал В.Ф, Одоевский.
Размышляя над этими словами, можно сказать следующее:
Предметно-пространственная среда ДОУ является одним из основных средств, формирующих личность ребенка, источником получения знаний и социального опыта. Так как именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент начальных знаний об окружающем мире, культура взаимоотношений ребенка с взрослыми и детьми.
Согласно ФГОС в ДО должна быть создана такая предметно-пространственная среда, которая развивает, формирует здоровую всесторонне-развитую личность.
Только правильно организованная предметно – пространственная среда может гарантировать охрану и укрепление физического и психического здоровья детей. Что очень важно для развития ребенка.
Наше дошкольное учреждение активно вводит ФГОС. Основным приоритетным направлением в деятельности ДОУ является здоровьесберегающая технология, которая направлена на решение самой главной задачи дошкольного образования – сохранить, поддержать и обогатить здоровье детей.
Таким образом, в соответствии с ФГОС вся работа нашего ДОУ направлена на решение следующих задач:
— охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.
— формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни.
Для решения всех задач, необходимо иметь правильно-построенную пространственную среду, где ребенок будет не только развиваться, учиться и общаться, но еще и укреплять свое здоровье.
Дошкольное образовательное учреждение имеет большие потенциальные возможности для формирования у детей здоровьесберегающей культуры, навыков здорового образа жизни. Это связано с системностью дошкольного образования, возможностью поэтапной реализации поставленных задач с учётом возрастных и психологических возможностей детей-дошкольников.
Таким образом, создавая здоровьесохраняющую среду, нужно использовать в своей деятельности программы, методики и технологии, отвечающие:
— принципам здоровьесберегающего обучения.
— приобщение детей к физической культуре
— использование развивающих форм оздоровительной работы.
— принцип формирования осмысленной моторики – движение может стать произвольным и управляемым только тогда, когда оно будет ощущаемым;
— принцип создания и закрепления целостного позитивного психосоматического состояния при различных видах деятельности.
Для реализации этих принципов необходимо использование всех видов доступных здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе, и создание предметно-развивающей среды, способствующей здоровому образу жизни. Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании — технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования-задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.
Целью здоровьесберегающих технологий является обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.
Выделяют (применительно к ДОУ) следующую классификацию здоровьесберегающих технологий: медико-профилактические (технологии организации мониторинга здоровья дошкольников, контроля за питанием детей, профилактических мероприятий, здоровьесберегающей среды в ДОУ); физкультурно-оздоровительные (направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка); обеспечения социально-психологического благополучия ребенка (обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребенка и направленные на обеспечение эмоциональной комфортности); образовательные (воспитания культуры здоровья дошкольников, личностно-ориентированного воспитания и обучения); обучения здоровому образу жизни (технологии использования физкультурных занятий, коммуникативные игры, (игротренинги, игротерапия), самомассаж); коррекционные (арт-терапия, технология музыкального воздействия, сказкотерапия, психогимнастики и др.). К числу здоровьесберегающих педагогических технологий следует отнести и педагогическую технологию активной сенсорно-развивающей среды, под которой понимается системная совокупность и порядок функционирования всех личностных инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей.
Предметно-пространственная среда должна быть:
— содержательно насыщенной (оснащено средствами обучения и воспитания – техническим, спортивным, игровым оборудованием и т.д.)
— трансформируемой (изменения в зависимости от образовательной ситуации, меняющихся интересов и возможностей детей);
— полифункциональной (разнообразное использование различных составляющих предметной среды, например детской мебели, матов и т.д);
• вариативной (наличие в группе различных пространств, а так же разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей);
Предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей; реализацию различных образовательных программ; ну и конечно же сохранению здоровья детей, как физического, так и эмоционального.
Согласно ФГОС пространство группы может организовываться в виде различных зон («центров», «уголков»), оснащенных большим количеством развивающих материалов.
В последнее время используется принцип интеграции образовательных областей с помощью предметно – развивающей среды групп детского сада в целом, способствующей формированию единой предметно – пространственной среды.
Это означает, что для всестороннего развития ребенка организуется несколько предметно – развивающих «сред»: для речевого, математического, эстетического, психологического и физического развития, которые в зависимости от ситуации могут объединяться в одну или несколько многофункциональных сред.
Важно, чтобы предметная среда имела характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию вместе с детьми. А так же, чтобы предметная среда не только развивала, но и укрепляла здоровье детей, как психическое, так и физическое.
Я, работая над этой проблемой в своей группе, постаралась учесть все выше перечисленное мною, и попробовала создать ту самую пространственную среду, которая бы развивала ребенка как эмоционально-психологически, так и физически.
Предметно-игровая среда группы, в которой я работаю, организована таким образом, чтобы дети имели возможность заниматься любимым делом. Размещение оборудования по принципу нежесткого центрирования позволяет им объединяться небольшими подгруппами по общим интересам.
В группе созданы центры и зоны: сюжетно-ролевой игры; здоровья и двигательной активности; речевого развития; науки и озеленения; искусства; познавательного развития; строительно-конструктивных игр; уголки безопасности. Организация и расположение центров и зон рационально, логично и удобно для детей. Все центры наполнены развивающим содержанием, динамично изменяющимся в соответствии с задачами воспитания и обучения, возрастными возможностями детей, интересами мальчиков и девочек, а так же психологического и физического здоровья.
Зоны сюжетно-ролевой игры. Игра — ведущий вид деятельности, поэтому особое место в групповой комнате занимает игровая мебель с полным набором атрибутов для сюжетно-ролевых игр в соответствии с программными требованиями. Именно в игре, дети могут проиграть сложные психологические ситуации, которые помогают им эмоционально восстановиться.
Центры здоровья и зоны двигательной активности содержит:
— инвентарь и оборудование для физической активности детей, нестандартное физкультурное оборудование, пособия и атрибуты для занятий корригирующей гимнастикой и проведения закаливающих мероприятий; картотеки подвижных игр, дыхательной и пальчиковой гимнастики, гимнастики для глаз, комплексов утренней гимнастики и гимнастики пробуждения. Все это укрепляет физическое здоровье детей.
Центр грамотности и уголок для чтения включают:
— пособия и материалы по развитию всех сторон речи, а так же различные детские книги и картотеки. Размещение материалов рациональное и удобное для детей (библиотеку уместно сочетать с уютной зоной отдыха, где есть небольшой столик, диванчик и т.д.). Что так же может эмоционально раскрепощать детей во время пребывания в ДОУ.
Центр науки и озеленения включает в себя материалы по разделам:
формирование экологической культуры дошкольника, развитие элементарных естественно-научных представлений, элементарных представлений, об анатомии и физиологии человека);
Центр искусства и театрализованной деятельности содержит материалы: по рисованию, лепке, аппликации, книжки-раскраски, трафареты, фонотека музыкальных произведений, а так же различные виды театра. Эти зоны помогают снять стресс, страх, отчуждение. Можно провести ИЗО – терапию, или сказкотерапию, где нормализуется психологическое здоровье дошкольников.
Центр познавательного развития включает в себя материал для работы с детьми по основным разделам: количество и счет, цвет, форма, величина, ориентировка во времени и пространстве. В нем представлен демонстрационный и раздаточный материал., дидактические игры. Что так же позволяет научить ребенка ориентироваться в пространстве, своем теле.
Центр строительно-конструктивных игр оснащен строительным материалом, современными конструкторами типа «Лего», различными модулями. В первую очередь дети развивают общую и мелкую моторику, а так же учатся общаться между собой.
Уголки безопасности включают в себя макеты по пожарной безопасности, правилам дорожного движения, плакаты. Необходимость создания этого уголка обусловлена требованиями современной жизни, актуальностью проблемы формирования основ безопасной жизнедеятельности.
Таким образом, целенаправленно организованная образовательная среда в моей группе играет большую роль в гармоничном, здоровьесберегающем развитии и воспитании каждого ребенка. Помимо основных, она несет еще и эстетическую функцию: вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание каждый день посещать его, что также обеспечивает сохранение здоровья ребенка, как психическое, так и физическое. (В.В. Тарасова, 2015г.)
1. Волосовец Т.В. Разработка спецификаций развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации в соответствии с ФГОС дошкольного образования [электронный ресурс]//. –http://goo.gl/VhpiUr
2. Комарова О.А. Обеспечение вариативности развивающей среды// Справочник старшего воспитателя-2014г.-№8.
3. Комарова О.А. Наполнение развивающей среды в соответствии с обраовательными областями.//Справочник старшего воспитателя-2014г.-№8.
4. ФГОС (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г.
Источник
Консультация для воспитателей (родителей) «Создание комфортной предметно-развивающей среды для обеспечения здоровья детей»
Надежда Рябцева
Консультация для воспитателей (родителей) «Создание комфортной предметно-развивающей среды для обеспечения здоровья детей»
Современный детский сад – это место, где ребенок получает жизненный опыт в наиболее важных для его развития сферах жизни, взаимодействуя с окружающим. Основной задачей дошкольных учреждений является прежде всего сохранение и укрепление здоровья детей.
Для создания целостной системы здоровьесбережения детей очень важным является организация предметно-развивающей среды в ДОУ. Предметно-развивающая среда моделируется с учетом реализации основных направлений развития ребенка и обеспечивает реализацию всех образовательных областей, которые прописаны в Федеральных государственных требованиях к основной общеобразовательной программе дошкольного образования. Внедряя в практику новые подходы в организацию предметно – развивающей среды мы обеспечиваем полноценное развитие дошкольников; сохранение и укрепление физического, психического здоровья, повышение устойчивости к стрессам; развиваем полноценную личность, познавательную активность и творческие способности; развиваем коммуникативные качества личности дошкольников.
Что понимается под предметно-развивающей средой? Это система условий, обеспечивающая всю полноту развития детской деятельности для полноценного физического, эстетического, познавательного и социального развития детей. Она должна предоставлять ребёнку свободу, оказывать влияние на здоровье, самочувствие, мироощущение. Среда должна быть удобной, целесообразной, настраивать на эмоциональный лад, создавать образ того или иного процесса, обеспечивать гармоничное отношение между ребёнком и окружающим миром. К ним относятся природная среда, физкультурно-игровые и оздоровительные сооружения, предметно — игровая среда, детская библиотека, музыкально-театральная среда.
Первый шаг в проектировании среды – определение расположения развивающих зон в группе детского сада. Модели развивающих зон варьируются, исходя из возрастных возможностей дошкольников, требований образовательных программ и опираются на принципы построения предметно — развивающей среды. Важно, чтобы создаваемые развивающие зоны строились на основе интеграции содержания и видов деятельности. Все это способствует эмоциональному благополучию детей разных возрастов, создает у них чувство уверенности в себе, защищенности, делает их истинными хозяевами детского сада и помощниками взрослых. Правильно созданная предметно-развивающая среда позволяет обеспечить максимальный психологический комфорт для каждого ребенка, создать возможности для реализации его права на свободный выбор вида деятельности, степени участия в ней, способов ее осуществления и взаимодействия с окружающими.
При организации такой среды мы должны учитывать соответствие ее санитарно-гигиеническим нормам, как условию обеспечения безопасности детей, сохранения их физического и психического здоровья. В групповых комнатах при создании предметно-развивающей среды мы выделяли оздоровительную мини-среду, которая стимулирует двигательную активность, обогащает двигательный опыт, приобщает к культуре здоровья, помогает освоить способы сохранения здоровья. Мини-среда состоит из уголков физического саморазвития, уголков уединения. Для ребёнка дошкольного возраста важно чувствовать себя защищённым, иногда наступает такой момент, когда необходимо уединиться. Методом уединения являются постройки домики-палатки, различные ширмы. Для того чтобы предметно-развивающая среда побуждала ребёнка к новой двигательной активности, способствовала укреплению его здоровья, она должна изменятся, т. е. быть мобильной. Все имеющиеся в группах пособия и материалы всегда находятся в распоряжении детей.
Тёплая домашняя обстановка – основа развивающей среды группы, что способствует эмоциональному благополучию детей. Комфортные бытовые условия, занимательные игрушки и развивающие игры, в которые можно поиграть с друзьями, способствуют хорошему настроению малыша, а значит, и его успешному развитию. Групповые помещения организованы с учетом реализации потребности дошкольников в движении, оформлены в соответствии с возрастными потребностями детей, уровнем их развития, требованиями программы. Пространство групп можно назвать мобильным, живым, постоянно меняющимся под конкретные задачи детского сада и запросы детей. В такой обстановке детям предоставлена большая свобода выбора, возможность самоорганизации.
На повышение двигательного статуса детей оказывает большое влияние организация двигательного режима в течение дня. Уменьшение удельного веса движений в режиме дня отрицательно сказывается на формирование всех систем и, несомненно, понижает защитные силы детского организма. Оптимизации двигательного режима отводится, таким образом, ведущая роль в воспитании здорового ребёнка.
Для совершенствования физических качеств в группах используется нетрадиционное оборудование. Для упражнений в ходьбе, беге, прыжках, развития равновесия используются различные дорожки, косички, змейки, для подлезания дуги. Во всех группах имеются пособия для профилактики плоскостопия, для организации подвижных игр и упражнений общеразвивающего воздействия. Все физкультурное оборудование доступно для детей.
Физкультурное оборудование для занятий также подобрано с учётом современных требований, возрастных, индивидуальных, половых особенностей воспитанников, состояния их здоровья.Перечень физкультурного оборудования включает в себя : гимнастические стенки, приставные лестницы и наклонные доски, гимнастические скамейки, гимнастические маты, разновысокие дуги для подлезания, доски ребристые, обручи, палки гимнастические, скакалки, разноцветные флажки и ленты, мячи набивные, мячи резиновые (три вида, баскетбольные кольца, волейбольная сетка, бадминтонные ракетки и воланы, кольцебросы, кегли, вертикальные и горизонтальные мишени, сухой бассейн, дорожки для ходьбы (ширина 30 и 15 см., массажёры.
Предметно-развивающая среда на территории ДОУ также организована с учётом необходимости сохранения и укрепления здоровья воспитанников. Педагогами нашего учреждения уделяется большое внимание организации физкультурно-оздоровительной работы на свежем воздухе. Прежде всего на территории детского сада и на участках групп выделено единое пространство физического развития, которое объединяет зоны, в наибольшей степени стимулирующие двигательную активность детей: сюда включаются специально выделенные зоны подвижных и спортивных игр на участках. На участке ДУ имеется спортивная площадка, оборудованная беговой дорожкой, ямой с песком для прыжков, а также оформлено разнообразное спортивно-игровое оборудование.
В нашем дошкольном учреждении разработана система общей психологической защиты детей.Она включает в себя:
— организацию режимных моментов, комфортную для психологического состояния детей;
— средства физического воспитания: утренняя гимнастика под музыкальное сопровождение, занятия по развитию движений, прогулки, закаливающие процедуры;
-солнечные и воздушные ванны;
— корригирующие упражнения на профилактику плоскостопия и осанки;
-дорожка здоровья;
-упражнения с элементами психогимнастики;
-упражнения на релаксацию.
Педагоги активно включают в свою деятельность цикл занятий «Познай себя», на которых параллельно с физическим развитием идёт обучение детей основам культуры здоровья. Валеологический материал органично включается в структуру занятий, способствуя расширению знаний детей о строении человека, влиянии физических упражнений на организм, о безопасности жизнедеятельности. С детьми разучиваются комплексы упражнений, направленных на профилактику плоскостопия, дыхательной системы.
В каждой группе оформляется уголок для театрализованных игр. Основное место в театральном уголке — большое зеркало и вешалка ряженья, на которой размещаются различные костюмы, головные уборы, украшения, сумки и др. Это пространство используется для формирования у детей актерского мастерства. Насыщение театральной среды происходит постепенно, создавая определенный вид театра, дети учатся обыгрывать персонажи, драматизировать, использовать его в самостоятельной деятельности, только потом создается новый. Использование театрализованных игр не только развивают творческие способности детей, но и создает благоприятный эмоциональный фон у детей, снимает детские страхи, агрессию, развивают коммуникативные навыки.
Предметно-развивающая среда организована по принципу обеспечения здорового образа жизни, безопасности, вариативности и гигиенического соответствия. Она обеспечивает зону ближайшего развития, интенсивность упражнений, интересы девочек и мальчиков.
Педагогический коллектив активно использует предметно-развивающие пространства для успешного осуществления воспитания и обучения дошкольников, т. к. для обеспечения подлинно творческого развития ребенка необходимо единство развивающей предметной среды и содержательного общения взрослого с детьми. Позиция «не рядом», не «над», а «вместе», позволяет обеспечить чувство психологической защищенности детей, доверия к миру, радости существования.
Организованная в ДОУ предметно-развивающая среда:
— развивает познавательную и творческую активность детей;
— предоставляет ребенку свободу выбора форм активности;
— обеспечивает содержание разных форм детской деятельности;
— безопасна и комфорта;
— соответствует интересам, потребностям и возможностям каждого ребенка;
— обеспечивает гармоничное взаимодействие ребенка с окружающим
миром и организуется таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом.
Размещение оборудования по принципу нежесткого центрирования позволяет детям объединяться небольшими подгруппами по общим интересам.
Т. е. вся структура предметно-развивающего пространства помогает установить необходимый баланс между занятиями, самостоятельной игрой и творческими видами деятельности. Дети могут получить из предметно-развивающей среды от инфраструктуры до группового помещения информацию, необходимую для осуществления всех видов деятельности, позволяющую воспитанникам не только развиваться, но и проявить свою индивидуальность, реализовать свое собственное Я.
Фотоотчет «Создание предметно-развивающей среды в группе» Ширма-подиум была задумана как уголок релаксации, где ребенок мог побыть один. Для этого мы придумали правила и знак, чтобы другие дети.
Консультация для воспитателей «Моделирование музыкальной развивающей предметно-пространственной среды» Консультация на тему: Моделирование музыкальной развивающей предметно-пространственной среды и обеспечение реализации потребности ребенка.
Консультация для воспитателей «Основы создания развивающей предметно-пространственной среды» «Следя за детьми, в конечном счёте, мы видим, что путь к правильному воспитанию лежит через организацию среды…» Л. С. Выготский Понятие.
Консультация для воспитателей «Создание предметно-развивающей среды в старшей группе ДОУ» Создание предметно-развивающей среды в старшей группе. Направление деятельности и развитие ребенка во многом зависит от нас, взрослых.
Материал к медико–педагогическому совещанию «Создание предметно-развивающей среды для успешного прохождения адаптации» Главная роль в становлении личности ребенка раннего возраста принадлежит окружающим его взрослым. От того, насколько они смогут окружить.
Консультация для родителей «Роль предметно-развивающей среды в подготовке ребенка к школе» «Роль предметно-развивающей среды в подготовке ребенка к школе» Цель: дать представление родителям о влияние предметно – развивающей среды.
Презентация для воспитателей «Создание развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ» «Создание развивающей предметно – пространственной среды в ДОУ» -2 слайд Выдающийся философ и педагог Жан Жак Руссо, одним из первых предложил.
Создание предметно-развивающей среды в ДОУ для развития познавательного интереса детей «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». гласит китайская пословица Современные дети живут в эпоху.
Консультация для воспитателей «Создание предметно-развивающей среды в группе по физическому развитию» Стратегия создания полноценной предметно-развивающей среды, для стимуляции физического развития детей, прежде всего, должна быть направлена.
Создание развивающей предметно-пространственной среды в группе трансформируемость (возможность изменений РППС в зависимости от образовательной ситуации) ; • полифункциональность (возможность разнообразного.
Источник