ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ
«ЗДОРОВЬЕ ШКОЛЬНИКА»
Существует более 300 определений здоровья. Из них можно выделить основные, где здоровье определяется: 1) как состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов; 2) как совокупность физических и духовных способностей, которыми располагает организм, живая личность человека (жизнеспособность), 3) как целостное многомерное динамическое состояние в процессе реализации генетического потенциала в условиях конкретной социальной и экономической среды, позволяющее человеку в различной степени осуществлять его биологические и социальные функции.
Представление о здоровье как триединстве здоровья физического (соматического), психического (душевного) и духовно-нравственного отражает невозможность сохранить и укрепить здоровье, заботясь только о физическом или только о душевном благополучии, необходимость комплексного подхода.
Оценка состояния здоровья детей, определение критериев, характеризующих и обусловливающих его, строятся с учётом так называемых «определяющих признаков здоровья», к которым относятся:
– отсутствие в момент обследования какой бы то ни было болезни;
– гармоничное и соответствующее возрасту развитие (физическое и психическое);
– нормальный уровень функций;
– отсутствие наклонности к заболеваниям.
Для градации здоровья детей используется его качественную характеристику. Детей на основании результатов медицинских осмотров распределяют на 5 «групп здоровья»:
1 – здоровые, нормально развивающиеся, без функциональных отклонений;
2 – здоровые, при наличии функциональных или небольших морфологических отклонений;
3 – больные в компенсированном состоянии;
4 – больные в субкомпенсированном состоянии;
5 – больные в декомпенсированном состоянии.
Детей по группам здоровья распределяют медики, но это должно учитываться каждым учителем школы, особенно проводящим целенаправленную работу по сохранению здоровья учащихся. Такой учёт позволяет:
1) получить статистические срезы показателей здоровья и численности соответствующих групп здоровья для оценки общей картины здоровья учащихся школы или класса с целью планирования оздоровительной работы;
2) оценить эффективность лечебно-профилактической работы, проводимой в образовательном учреждении;
3) выявить факторы риска, влияющие на коллективное здоровье детей;
4) определить потребность в специализированных мероприятиях и кадрах.
Присутствующий на уроке в обычной школе ребёнок, как правило, не здоров. Игнорировать этот факт, проводя занятия так, как если бы никто из школьников не имел проблем со здоровьем, — неправильная и непрофессиональная позиция педагога. Задача учителя в том, чтобы понять состояние ребёнка, причины его возникновения, что позволит выстроить эффективную педагогическую тактику: при необходимости снизить учебную нагрузку, оказать психологическую поддержку, успокоить, переключить внимание и т.п.
Состояния физического дискомфорта и гиперактивности учащихся. Физический дискомфорт проявляется на уроках в беспокоящих ребёнка мышечных ощущениях в разных частях тела – в спине, в ногах, в области затылка, в необходимости принять статическую позу, которая была бы комфортна. Заметна нехарактерная для данного ученика непоседливость, «верчение» за партой, «кряхтения», жалобы на неприятные ощущения в теле и т.п.
Одна из причин данных состояний – длительно фиксируемая неудобная поза («отсидел!»), боль в мышцах после физической нагрузки при редких занятиях спортом, проявление остеохондроза, а также психологические реакции на дистресс и фрустрацию («мышечные зажимы» при авторитарном стиле работы учителей, напряжении, тревоге, страхе, подавляемой агрессивности).
Состояния утомления и переутомления учащихся. Утомление – это возникающее в результате работы временное ухудшение функционального состояния организма человека, выражающееся в снижении работоспособности, в неспецифических изменениях физиологических функций и в субъективном ощущении усталости. С точки зрения физиологии, утомление – это диспропорция между расходованием и восстановлением энергетических ресурсов.
О развитии утомления у школьника свидетельствуют:
1) снижение продуктивности труда: увеличивается число ошибок и время выполнения заданий;
2) ослабление внутреннего торможения: наблюдается двигательное беспокойство, частые отвлечения, рассеянность внимания;
3) появление чувства усталости: нетерпеливое ёрзанье ученика на стуле в ожидании звонка, изменение почерка, динамизма телодвижений. Дети могут пожаловаться на головную боль, неприятные ощущения в животе. Об утомлении нескольких учащихся свидетельствует и шум в классе.
Признаки утомления, как правило, не стойкие. Во время отдыха на перемене или после возвращения из школы они быстро исчезают. Если же восстановления сил не происходит, утомление накапливается, то возникает переутомление.
Переутомление – это крайняя степень утомления, при которой самопроизвольное, физиологическое восстановление организма после нагрузки уже не происходит и необходимы специальные восстановительные (реабилитационные) воздействия, программы, длительный отдых.
Астеноневротические состояния. Это самые распространённые состояния у современных школьников. Неопытный учитель нередко воспринимает таких школьников как лентяев. С трудом засыпая, утром они не чувствуют себя отдохнувшими, весь день их тянет ко сну, ничего не хочется делать. Обычно у таких школьников снижены и защитные силы организма. Такие учащиеся часто простужаются, заболевают по незначительным причинам.
Состояния эмоционального дистресса, дидактогении. Важная черта эмоционального стресса – повышенная тревожность. Организм старается учесть все изменения, происходящие вокруг, он напряжён, насторожен, готов к быстрым реакциям по малейшему поводу. При этом резко обостряется отношение к успеху и неуспеху, оценке и результату. Дети вообще чрезвычайно чувствительны к плодам собственной деятельности, болезненно относятся к неуспехам. Многие поступки определяются стремлением делать так, как говорит учитель, ради его похвалы. Неумение ребёнка справиться с ситуацией служит основой для возникновения у него хронического дистресса. Именно учитель, как наиболее значимая для ребёнка фигура, часто оказывается источником его травматизма.
Влияние процесса обучения на здоровье учащихся. К выводу о том, что обучение, получение образования неизбежно оказывает неблагоприятное воздействие на здоровье, приходят многие учёные и педагоги-практики. Наблюдения установили большое распространение среди школьников близорукости, нарушение осанки (главным образом сколиоза), неврастении и анемии. Преимущественное их распространение среди учащихся было настолько явным и закономерно возрастающим от класса к классу, что появление таких недугов сочли неизбежным следствием школьного обучения, в результате чего они получили наименование «школьных болезней».
Анализ причин «школьных болезней» приводит к заключению о неудовлетворительной организации обучения, приводящей к нарушению здоровья. К недостаткам образования относятся:
— недостаточная освещенность классов;
— плохой воздух школьных помещений;
— неправильная форма и величина школьных столов;
— перегрузка учебными занятиями.
В современной школе все эти недостатки не только сохранились, но к ним добавилось много других. По сравнению с причинами неблагоприятного влияния процесса образования на здоровье, в современных условиях усилилась роль «внутришкольных факторов»: это и интенсификация обучения, в том числе, с использованием технических средств обучения; учебный стресс; снижение двигательной активности; материально — техническая база школы не полностью позволяет обеспечить сохранение и укрепление здоровья детей.
Стратегии и оценка эффективности внедрения здоровьесберегающих образовательных технологий в работу школы.
Для обеспечения эффективной интеграции здоровьесберегающих технологий в работу школы необходимо решить ряд обязательных задач.
Приоритет: признание школой задачи заботы о здоровье учащихся и педагогов в числе её важнейших задач. Данная установка школы должна быть не только известна всем – от управления образованием до каждого ученика, но и включать:
— разработку школьной программы обеспечения приоритета здоровья (школьная программа здоровья – ШПЗ);
— в каждом серьёзном решении, принимаемом администрацией школы (управлением образования), отдельной стороной фиксировать аспекты, связанные с влиянием данного решения на здоровье школьников;
— обеспечение проведения мониторинга здоровья учащихся и происходящих в школе изменений, связанных с вопросами здоровья;
— учет результатов мониторинга при составлении отчётов школы и управления образования, при разработке программ развития, финансирования школы и т.п.
Ответственность: каждый человек, связанный со школой, должен нести свою долю ответственности за решение вопросов здоровьесбережения. Для этого:
— со школьниками заключаются индивидуальные соглашения, в которых прописано, что именно должен и чего не должен делать данный учащийся, чтобы заботиться о своём здоровье и помочь школе обеспечить решение данной приоритетной задачи;
— индивидуальные соглашения (договоры) заключаются и с родителями учащихся, что повышает уровень их ответственности, конкретизирует возможности подключения к работе школы в этом направлении;
— в перечень должностных обязанностей учителей и специалистов включаются следующие пункты.
Гигиена: обеспечить соблюдение требований СанПиНов к санитарно-гигиеническим условиям в школе и организации образовательного процесса.
Профилактика: включение в школьную программу здоровья и реализация на практике мероприятий по профилактике основных «школьных болезней» (близорукости, нарушений осанки, заболеваний органов пищеварения), и дезадаптационных состояний (гиподинамии, переутомления, дистресса и др.). Это требует, в частности, ограничения учебной нагрузки на каждого учащегося рамками его индивидуальных возможностей, психологически грамотной организации экзаменационных процедур, организации рационального питания школьников, предоставления им достаточных возможностей для необходимой двигательной активности, оснащения классов схемами для гимнастики зрения на уроке и тому подобного комплекса мероприятий.
Урок: обеспечение благоприятного (педагогического и психологического) воздействия каждого учителя на своих учеников во время проведения уроков, с максимальной индивидуализацией этого воздействия.
Обучение: обеспечение необходимого уровня грамотности и школьников, и педагогов по вопросам здоровья. Для этого в учебных программах всех классов должен быть или специальный предмет (культура здоровья, психология здоровья, педагогика здоровья и т.п.), или блок вопросов в рамках курсов ОБЖ, физкультуры, биологии, а также работа факультативов. При этом необходимо помнить, что основная цель этого направления работы – воспитание у школьников культуры здоровья, а не просто «загрузка» их информацией, даже очень полезной.
Оздоровление: при появлении у школы финансовых возможностей целесообразно использовать дополнительные средства для создания условий, позволяющих целенаправленно формировать, укреплять и даже восстанавливать здоровье учащихся и педагогов: организация фитобара, тренажёрного зала, комплекса самодиагностики, кабинетов физиотерапии, психологической разгрузки, «горного воздуха» и т.п.
Комплексность: только при взаимосвязанном решении задач разного уровня возможно достижение долговременных и очевидных сдвигов в сторону улучшения состояния здоровья школьников.
Работу, направленную на сохранение и укрепление здоровья учащихся, школа может строить в соответствии с одной из трёх стратегий.
1. Стратегия традиционная. Приоритет отдаётся медико-гигиеническим технологиям, при которых основные задачи решают врачи, а педагоги только выполняют их указания и рекомендации. В условиях возрастания в современном мире неблагоприятных воздействий на человека, с одной стороны, и слабости организационно-финансовых возможностей нашего здравоохранения – с другой, рассчитывать на заметные результаты не приходится.
2. Стратегия точечная. Это отдельные действия, решения, мероприятия, создающие впечатление (у других и у себя), что работа проводится. Это может быть создание фитобара, организация комнаты психологической разгрузки, оформление нескольких стендов, проведение «Дней здоровья», «Праздников здоровья», введение факультатива по педагогики здоровья и т.п. Если результаты в этих случаях и появляются, то незначительные.
3. Стратегия формирования здоровьесберегающего пространства школы. Её выбирают те, кто намерен серьёзно заниматься проблемой здоровья, сделать её приоритетной.
Источник
Здоровье школьника и учебно-воспитательный процесс
статья по зож по теме
Выступление на тему «Здоровье школьника и учебно-воспитательный процесс «
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystupl._na_konferentsii_zdorove.doc | 55.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Здоровье школьника и учебно- воспитательный процесс
Здоровье учащихся – одна из острых проблем современной жизни.
Работая в школе учителем начальных классов на протяжении 16 лет, вижу, что в последние годы увеличивается заболеваемость среди детей, в том числе идущих в первый класс. Причины ухудшения здоровья зависят от многого: наследственных факторов, неправильного отношения взрослых к своему здоровью и здоровью детей, отрицательного влияния окружающей среды.
По данным исследований Всемирной организации здравоохранения з доровье человека зависит
- на 50% — от образа жизни
- на 25% — от состояния окружающей среды
- на 15% — от наследственной программы
- на 10% — от возможностей медицины.
И хотя, традиционно считается, что основная задача школы – дать необходимое образование, не менее важная задача : обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
На этом фоне в дальнейшем не менее важна и правильная организация учебной деятельности.
Одним из направлений работы педагогического коллектива нашей школы является деятельность, направленная на организацию здоровьесберегающего учебного процесса, решение следующих задач:
- организация работы с наибольшим эффектом для сохранения и укрепления здоровья;
- создание условий ощущения у детей радости в процессе обучения
- научить детей жить в гармонии с собой и окружающим миром
- воспитание культуры здоровья
- развитие творческих способностей
- мотивация на здоровый образ жизни
- научить детей использовать полученные знания в повседневной жизни
- внедрение инновационных педагогических технологий, принятие участия в научно-практических конференциях
Коллектив школы видит свою задачу в создании такой системы учебно-воспитательного процесса, в которой не усугубляется здоровье и состояние участников образовательного процесса, и в первую очередь учеников.
За время своей педагогической деятельности я заметила, что одна из составных трудностей обучения состоит в том, что дети приходят в школу с различной подготовкой, но с большим желанием учиться. И очень скоро у значительной части школьников это желание пропадает, учёба превращается в тяжёлую повинность. Думаю, причина очевидна: им предложены такие условия обучения и предъявлены такие требования, которые превышают уровень их развития. Этого можно избежать, если с первых школьных лет каждый ребёнок окажется в однородной среде, в которой он чувствует себя комфортно, а учёба сопровождается успехом.
Создание ситуации успеха в решении вопросов физического и нравственного совершенствования как на уроке, так и во внеурочной деятельности — основное кредо педагогов нашей школы. Если ребенком не будут внутренне приняты позиции: «Это мне надо», «В этом я через неделю (месяц, год) могу достичь успеха», то все старания педагога будут напрасны . Ситуация успеха — это результат сотворческой деятельности педагога и воспитанника, при которой результат деятельности ребенка сопоставим с его ожиданиями.
Главное, что приобрела школа за последнее время и что даёт основание для оптимизма в этой области, — стремление к перестройке своей работы с учётом приоритета, каковым является сохранение и укрепление здоровья учащихся.
Организуя учебно-воспитательный процесс, мы стремимся к соответствию п оказателям рациональной организации учебного процесса, чтобы оптимальными были:
объем учебной нагрузки — количество уроков и их продолжительность, включая затраты времени на выполнение домашних заданий;
нагрузка от дополнительных занятий в школе — факультативов, индивидуальных занятий, занятий по выбору и т.п. (их частота, продолжительность, виды и формы работы);
занятие активно-двигательного характера — динамические паузы, уроки физической культуры, спортивные занятия и т.п. (их частота, продолжительность, виды и формы занятий).
Большое внимание уделяется созданию рационального расписания учебных занятий, учитывающего сложность предметов и преобладание динамического или статического компонентов во время занятий. В качестве одного из возможных способов оценки уроков используется ранговая шкала трудности предметов.
В зоне постоянного контроля находится вопрос р ациональной организации урока. От правильной организации урока, уровня его гигиенической рациональности во многом зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное нарушение утомления. Педагоги школы соблюдают требования к уроку с позиций здоровьесбережения. Методические комиссии проводят оценку соблюдения гигиенических требований по ряду регламентированных позиций, с использованием хронометража.
Хронометраж урока проводится по следующим параметрам:
- плотности урока (% времени, затраченного школьниками на учебную работу);
- количеству видов учебной деятельности (письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответ на вопрос, решение примеров);
- длительность каждого вида учебной деятельности (в минуту);
- частоте чередования видов деятельности (среднее время в минутах смены деятельности);
- количеству видов преподавания (словесный, наглядный, аудиовизуальный через технические средства обучения, самостоятельная работа);
- месту, длительности и условиям применения ТСО;
- частоте чередования видов преподавания;
- наличию, месту, содержанию и длительности физкультминуток.
Недостаток двигательной активности – одна из причин снижения адаптационных ресурсов организма школьников. В своей работе учителя применяют различные физкультминутки:
- дыхательная гимнастика
- предупреждение утомления глаз
- в стихотворной форме
Физкультминутки влияют на деятельность мозга, активизируют сердечно-сосудистую и дыхательную системы, улучшают кровоснабжение внутренних органов, работоспособность нервной системы.
Для снижения зрительного утомления после работы на близком расстоянии при чтении и письме используются тренажеры по технологии Базарного. Эту задачу мы также решаем с помощью упражнений для глаз, которые укрепляют мышцы век, улучшают кровообращение и расслабление мышц глаз. Сейчас многие учителя нашей школы используют специальные тренажеры для глаз, применяя компьютерные технологии.
Повышает возбудимость коры больших полушарий мозга, активизирует детей на уроках дыхательная гимнастика, аутотренинги.
Важное значение имеет эмоциональный климат на уроке.
- “Хороший смех дарит здоровье”,
- мажорность урока,
- эмоциональная мотивация в начале урока,
Для того, чтобы предотвратить влияние факторов риска разработана система мер, включающая:
1. Изучение индивидуальных особенностей каждого школьника . Важнейшим параметром являются способности детей. Для этого используются тесты. Анкетирование среди школьников помогает получить информацию о том, какие предметы являются любимыми и наоборот. Вместе с детьми важно установить причины такого отношения.
Классный руководитель изучает медицинские карты своих подопечных, из которых можно выявить их заболевания. С учетом этого размещает их по рабочим столам и выделяет детей, которые требуют повышенного внимания, например, инвалидов или ослабленных детей. Доводит индивидуальные особенности школьников до тех учителей, которые работают с ними.
2. Выявление перегрузок среди школьников на основе изучения их режима дня и сведений о посещении кружков, секций, факультативов . Для этого проводится анкетирование, а при необходимости и беседа. Для развитых, обладающих крепким здоровьем детей, рекомендуется посещение нескольких кружков или факультативов. Так многие учащиеся нашей школы с удовольствием посещают спортивные секции, кружки. Однако, и в этом случае необходим индивидуальный подход. Учитель ведет наблюдение, как такая нагрузка влияет на утомляемость и здоровье детей. Педагоги помнят, что затраты времени у учащихся на выполнение домашнего задания составляют: в начальной школе не более 1—2 часов, в среднем звене не более 3-х часов и в старших классах не более 4-х часов
3.Ответственность учителя за соблюдение санитарно-технических норм. Учитель обязан знать их, следить за изменениями в нормативах. В его обязанности входит контроль за соблюдением данных норм (освещенность, температурный режим). Важно, чтобы мебель в классе соответствовала СанПиНам. В случае неисправности педагог делает заявки на ремонт или замену инвентаря, а в случае необходимости излагает свои требования завучу, заместителю директора по АХЧ.
4.Соблюдение техники безопасности на уроках и внеурочных мероприятиях. Для этого разработаны специальные правила. Они вывешены в кабинетах, где находятся электрические приборы, мастерские, спортивные снаряды, демонстрационные приборы и т.д. в каждом классе нашей школы есть уголок безопасности, уголок правил дорожного движения. Стараемся добиваться того, чтобы дети знали правила техники безопасности и соблюдали их.
Большая работа проводится и во внеурочное время. Учителями проводятся беседы на классных часах,
уроки здоровья, конкурсы рисунков, походы совместно с родителями, экскурсии, праздники.
Стала актуальной работа учащихся над созданием проектов. Так в нашей школе в рамках недели науки был организован конкурс таких проектов. От нашего класса был предоставлен проект по здоровьесбережению “Курение – это вред или польза”.
Учителями нашей школы разработаны программы дополнительного образования по сохранению здоровья: “Расти здоровым”, “Здоровье – образ жизни”, которые получили положительные экспертные оценки.
Применяемые здоровьесберегающие образовательные технологии основаны на:
- возрастных особенностях познавательной деятельности детей,
- обучении на оптимальном уровне трудности (сложности),
- вариативности методов и форм обучения,
- оптимальном сочетании двигательных и статических нагрузок,
- обучении в малых группах,
- использовании наглядности и сочетании различных форм предоставлении информации,
- создании эмоционально благоприятной атмосферы,
- формировании положительной мотивации к учебе ( «педагогика успеха»),
- на культивировании у учащихся знаний по вопросам здоровья.
Основные рекомендации по организации здоровьесберегающей деятельности в школе кратко можно суммировать следующим образом:
Ребенок должен постоянно ощущать себя счастливым, помогите ему в этом.
Каждый урок должен оставлять в душе ребенка только положительные эмоции.
Дети должны испытывать ощущение комфорта, защищенности и, безусловно, интерес к уроку.
Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы не научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье. Если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.
Источник