Меню

Предмет психологии здоровья включает

Определение психологии здоровья и задачи исследования

В прошлом вопросами совершенствования природы человека занималась религия, и в любом ее ответвлении можно обнаружить достаточно проработанную систему психического и духовного роста. К сожалению, в современном мире человеку ста­ло чуждо понятие совершенствования. Утрачено и понимание того, что самораз­витие, рост собственной личности — это помощь не только себе, но и окружаю­щим («Спаси себя — и вокруг тебя спасутся тысячи!»). Поскольку человеческая жизнь — высшая ценность общества, то совокупность свойств, качеств, состояний человека есть ценность не только самого человека, но и общества. Именно это превращает здоровье каждого индивида в общественное богатство. Еще в древней йоге исходили из положения о том, что человек обязан стремиться к здоровью, ибо здоровье — не эгоистическая цель, а долг перед окружающими.

Человек еще не до конца осознал, что достижения в области материальной культуры неспособны дать ощущение полного счастья («богатство становится бременем, когда оно накоплено»). Эти достижения — лишь фон, на котором стро­ится счастье познания себя, других, расширения и углубления межчеловеческих связей, проникновения в тайны природы и «вечные» тайны бытия. Как остроум­но заметил известный специалист в области здорового образа жизни Поль Брэгг, за деньги можно купить кровать, но не сон; еду, но не аппетит;-лекарство, но не здоровье; дом, но не домашний очаг; книги, но не ум; украшения, но не красоту; роскошь, но не культуру; развлечения, но не счастье; религию, но не спасение.

В каждом веке был свой идеал человека. Наше время создает суррогаты идеа­ла в виде только преуспевающего, «беспроблемного человека», умеющего хорошо приспосабливаться. В противоположность этому психология здоровья предпола­гает формирование гуманистического идеала. Сегодня наука и религия начинают успешно интегрироваться именно в пространстве самосовершенствования чело­века в общем стремлении привести человека к идеалу. Более того, это простран­ство синтезирует как отдельные направления (школы) в психологии, философии, так и сами религии, будь то восточные или западные конфессии. Свидетельство этому — разрастающееся движение трансперсональной психологии, включающей все ценное в области достижения человеком внутренней гармонии и гармонии с окружающим миром.

Общепринятое определение психологии здоровья пока еще не сложилось. При­ведем некоторые точки зрения по этому поводу.

Созданное в 1978 г. отделение психологии здоровья при Американской психо­логической ассоциации возглавил Дж. Матараццо. Сущность психологии здоро­вья он трактует следующим образом. Психология здоровья — это комплекс спе­цифических образовательных, научных и профессиональных вкладов психологии как научной дисциплины по укреплению и поддержанию здоровья, предотвраще­нию и лечению болезней, идентификации этиологических и диагностических кор­релятов здоровья, болезни и связанных с ней дисфункций, а также по анализу и улучшению системы здравоохранения и формированию стратегии (политики) здоровья. В зарубежной психологии можно встретить и более лаконичное опре­деление этой науки. Например, под психологией здоровья предлагается понимать всю совокупность базовых знаний по психологии, которые могут найти примене­ние для понимания здоровья и болезни.

Обратимся теперь к отечественным авторам. Психология здоровья включает в себя теорию и практику предупреждения различных психических и психосома­тических заболеваний; мероприятия по коррекции индивидуального развития и адаптации к условиям (требованиям) социальной жизни; создание условий для реализации потенциальных возможностей человека, его удовлетворенности жиз­нью и оказания психологической помощи при завершении жизненного пути. Пси­хология здоровья представляет собой междисциплинарную область психологи­ческих знаний о причинах заболеваний; факторах, благоприятных для здоровья, и условиях развития индивидуальности на протяжении всего жизненного пути че­ловека [5].

Читайте также:  Занятия лыжным спортом для здоровья ребенка

Психология здоровья — это наука о психологических причинах здоровья, о методах и средствах его сохранения, укрепления и развития. Психология здоро­вья включает практику поддержания здоровья человека от его зачатия до смерти. Ее объектом с известной долей условности является «здоровая», но не «больная» личность [1].

Современная практическая психология вплотную приблизилась к пониманию необходимости и готова решать задачи психологического сопровождения челове­ка на протяжении всего жизненного пути. Одна из таких первостепенных задач — здоровье человека. Поэтому, продолжая уже сказанное, психологию здоровья можно определить как науку о психологическом обеспечении здоровья человека на всем протяжении его жизненного пути [10].

Проанализировав в основном зарубежные монографические издания послед­них двух десятилетий в области психологии здоровья, И. Н. Гурвич [6] делает вывод об их поразительном тематическом разнообразии. Поэтому он считает, что в настоящее время очень непросто вычленить собственно предметную область психологии здоровья. И тем не менее автор полагает, что наиболее адекватным современному состоянию психологии здоровья представляется определение ее именно как предметной области, т. е. через раскрытие перечня основных тем, со­ставляющих предмет теоретических и эмпирических исследований. Не претендуя на исчерпывающую полноту охвата, попытаемся ниже перечислить те основные задачи исследований, которые входят в сферу интересов психологии здоровья. К ним следует отнести:

♦ определение базисных понятий психологии здоровья;

♦ исследование и систематизацию критериев психического и социального здоровья;

♦ методы диагностики, оценки и самооценки психического и социального здоровья;

♦ разработку простых и доступных для самостоятельного применения тестов по определению здоровья и начальных стадий заболеваний;

♦ факторы здорового образа жизни (формирование, сохранение и укрепление здоровья);

♦ изучение факторов, влияющих на отношение к здоровью;

♦ психологические механизмы здорового поведения;

♦ формирование внутренней картины здоровья;

♦ коррекцию индивидуального развития;

♦ профилактику психических и психосоматических заболеваний;

♦ исследование состояний предболезни личности и их профилактику;

♦ разработку концепции здоровой личности;

♦ определение путей и условий для самореализации, самоосуществления, раскрытия творческого и духовного потенциала личности;

♦ психологические механизмы стрессоустойчивости;

♦ социально-психологические факторы здоровья (семья, организация досуга и отдыха, социальная адаптация, общение и др.);

♦ тендерные аспекты психического и социального здоровья;

♦ разработку индивидуально ориентированных оздоровительных программ с учетом состояния здоровья, половых, возрастных и личностных особенно­стей человека;

♦ детскую и школьную психологию здоровья;

♦ психологическое обеспечение профессионального здоровья;

♦ психологию долголетия, признаки психического старения и их профилак­тику;

♦ психологическую помощь при завершении жизненного пути.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Понятие и предметная область психологии здоровья.

Вопросы к зачету по курсу «Психология здоровья»

Уч. год

Понятие и предметная область психологии здоровья.

Психология здоровья – комплекс специфических образовательных, научных и профессиональных взглядов психологии как научной дисциплины по укреплению и поддержанию здоровья, по предотвращению и лечению болезней, по идентификации этиологических и диагностических коррелятов здоровья, болезнии связнных с ней дисфункций, а также по анализу и улучшению систем здравоохранения и формированию стратегии здоровья (американский исследователь Дж. Матараццо).

И. Н. Гурвич считает, что в настоящее время очень непросто вычленить собственно предметную область психологии здоровья. Но это можно сделать через раскрытие перечня основных тем, составляющих предмет теоретических и эмпирических исследований:

— определение базисных понятий психологии здоровья;

— исследование и систематизацию критериев психического и социального здоровья;

Читайте также:  Казаков ю н здоровье

— методы диагностики, оценки и самооценки психического и социального здоровья;

— разработку простых и доступных для самостоятельного применения тестов по определению здоровья и начальных стадий заболеваний;

— факторы здорового образа жизни (формирование, сохранение и укрепление здоровья);

— изучение факторов, влияющих на отношение к здоровью;

— психологические механизмы здорового поведения;

— формирование внутренней картины здоровья;

— коррекция индивидуального развития;

— профилактика психических и психосоматических заболеваний;

— исследование состояний предболезни личности и их профилактику;

— разработка концепции здоровой личности;

— определение путей и условий для самореализации, самоосуществления, раскрытия творческого и духовного потенциала личности;

— психологические механизмы стрессоустойчивости;

— социально-психологические факторы здоровья (семья, организация досуга и отдыха, социальная адаптация, общение и др.);

— тендерные аспекты психического и социального здоровья;

— разработка индивидуально ориентированных оздоровительных программ с учетом состояния здоровья, половых, возрастных и личностных особенностей человека;

— детская и школьная психологию здоровья;

— психологическое обеспечение профессионального здоровья;

— психология долголетия, признаки психического старения и их профилактику;

— психологическая помощь при завершении жизненного пути.

Практические задачи психологии здоровья.

1) Укрепление и поддержание здоровья. Психологи занимаются проблемами здоровья, отвечая на вопрос «почему» (люди курят и т.д.). Участие в составлении пропаганд здорового образа жизни, различных программ по вопросам здоровья.

2) Предотвращение и лечение болезней. Проведение различных тренингов, направленных на реабилетацию или профилактику заболеваний (снижение давления, снижение рабочей или сексуальной активности).

3) Этнология и корреляты болезни. психологи изучают причины болезни, в том числе значение личностных факторов в ее развитии, физиологические и перцептивные процессы. Эти знания можно затем применять для диагностики различных проблем.

4) Усовершенствование системы здравоохранения и стратегии здоровья. Психологи изучают, какое влияние оказывает на пациентов сам факт помещения в больницу, особенности общения с медецинским персоналом.

Различные представления о здоровье и болезни в системе гуманитарного (философия, культурология, история, религиоведение и др.) и естественнонаучного (физиология, медицина и т.п.) знания.

Проблема кросс-культурных различий в отношении к здоровью и болезни.

Проблема факторов в психологии здоровья. Факторы здоровья.

Основные положения общей теории систем в применении к пониманию понятия «здоровье». Здоровье как динамическое состояние.

Саморегуляция

В широком смысле: один из уровней регуляции активности живых систем, для которого характерно использование психических средств отражения и модулирования реальности

• Способность к регуляции собственных психических состояний, процессов, действий

• Способность к воздействию субъекта на самого себя (слова, мысл образы) с целью оптимизации своего актуального психол состояния

• Способность к управлению собственными эмоциями

• Способность управлять собственными психофизиологическими функциями

• Способность к управлению психическими состояниями

• Способность к внутренней регуляции поведенческой активности субъекта

• Гремак: самовоздействие субъекта для целенаправленной регуляции деятельности его организма, процессы вариации состояний

Делится на произвольную и непроизвольную. На всех уровнях выделяют произвольную и непроизвольную.

Уровни саморегуляции:

1) Уровень ощущений (психофизиологических реакций)

2) Уровень эмоциональной регуляции – способность произвольно купировать негативные эмоции в какой-то ситуации по вполне конкретному поводу. Если не развиты уровни 3 и 4, то этот никогда не будет обладать способностью к хорошей произвольной регуляции своих эмоций.

3) Уровень мотивационно-волевой. Часто мотивы остаются знаемыми, но не обладают побудительной силой.

Зейгарник показала, что у больных шизофренией мотив остается знаемым, но не регулирует длительность субъекта. Больной не прилагает усилий, чтоб заставить себя. Не только не делает задачи, а не предпринимает усилий, чтобы выйти из экспериментальной ситуации, которая ему неприятна. Адинамия мотивов.

Читайте также:  Нормативно правовые акты основа охрана здоровья граждан

Эксперимент: шизофреникам и здоровым предлагалось на выбор решить 3 задачи из 7 предложенных. Решенной была та задача, когда испытуемый выбирал 3 наиболее простых, чтобы уложиться в 7 минут экспериментального времени. Рисование крестиков по пробе Карстен (школа Левина, просили на листе рисовать крестики или кружочки, исп выходит, когда ему надоедает), простые когнитивные задачи, нерешаемые творческие задачи (сложить колодец из спичек). Нормальные исп выбирали самые простые задачи. Шизофреники: выбирали то, что казалось им наиболее интересным, решали 1 понравившуюсь задачу несколькими способами. Некоторые не решали, т.к. им не хотелось ничего делать, но не выходили из эксперимента. Все помнили инструкцию! Но не следовали мотиву, который задавал экспериментатор.

Юноша сдавал экзамены на мехмат. Работал в фирме «заря» дедом морозом, работал с упоением. Решал на вступит экзаменах сложные задачи, простые как неинтересные ему не делал, поэтому не поступал. Не хотел получать зарплату за свою работу! Затем в этой фирме нашел жену, снегурочку. Родились дети. Умерла мама, у юноши психоз с бредом, галлюцинациями. Шизофрения. Апато-обулический синдром.

4)Уровень смысла. Элемент саморегуляции теряет свою принудительную силу, это осуществляется мягко, чтобы всегда способствовать достижению более высоких личностных потребностей. самоактуализирующаяся личность реализует волевой уровень легко, воля хорошо вписана в эту структуру. Можешь переструктурировать даже неприятную ситуацию, наполнить новыми жизненными смыслами!

Самоактуализирующаяся личность обладает способностью продуцировать личностные смыслы

Вопросы к зачету по курсу «Психология здоровья»

Уч. год

Понятие и предметная область психологии здоровья.

Психология здоровья – комплекс специфических образовательных, научных и профессиональных взглядов психологии как научной дисциплины по укреплению и поддержанию здоровья, по предотвращению и лечению болезней, по идентификации этиологических и диагностических коррелятов здоровья, болезнии связнных с ней дисфункций, а также по анализу и улучшению систем здравоохранения и формированию стратегии здоровья (американский исследователь Дж. Матараццо).

И. Н. Гурвич считает, что в настоящее время очень непросто вычленить собственно предметную область психологии здоровья. Но это можно сделать через раскрытие перечня основных тем, составляющих предмет теоретических и эмпирических исследований:

— определение базисных понятий психологии здоровья;

— исследование и систематизацию критериев психического и социального здоровья;

— методы диагностики, оценки и самооценки психического и социального здоровья;

— разработку простых и доступных для самостоятельного применения тестов по определению здоровья и начальных стадий заболеваний;

— факторы здорового образа жизни (формирование, сохранение и укрепление здоровья);

— изучение факторов, влияющих на отношение к здоровью;

— психологические механизмы здорового поведения;

— формирование внутренней картины здоровья;

— коррекция индивидуального развития;

— профилактика психических и психосоматических заболеваний;

— исследование состояний предболезни личности и их профилактику;

— разработка концепции здоровой личности;

— определение путей и условий для самореализации, самоосуществления, раскрытия творческого и духовного потенциала личности;

— психологические механизмы стрессоустойчивости;

— социально-психологические факторы здоровья (семья, организация досуга и отдыха, социальная адаптация, общение и др.);

— тендерные аспекты психического и социального здоровья;

— разработка индивидуально ориентированных оздоровительных программ с учетом состояния здоровья, половых, возрастных и личностных особенностей человека;

— детская и школьная психологию здоровья;

— психологическое обеспечение профессионального здоровья;

— психология долголетия, признаки психического старения и их профилактику;

— психологическая помощь при завершении жизненного пути.

Источник

Adblock
detector