Меню

Предмет коррекции это процесс восстановления психологического здоровья

Тема 2. Объект и предмет психокоррекции, психокоррекционная ситуация и требования к психологу, практикующему психокоррекцию

Объект психокоррекции– этодети и взрослые, имеющие те или иные нарушения психологического здоровья.

Предмет психокоррекции –это процесс восстановления психологического здоровья, осуществляющийся в условиях направленной психологической помощи психолога-консультанта («психокорректора»).

Психокоррекционная ситуация – это ситуация спланированного воздействия, когда специалист, оказывающий воздействие, не полностью открыт клиенту, их общение не носит характера откровенного диалога, отношения имеют оттенок субъект-объектности. Эта ситуация включает в себя пять основных элементов:

1. Человек, который страдаети ищет облегчения своей проблемы. Человек, который имеет целый ряд проблем различного рода и нуждается в психологической помощи и в психокоррекции – это клиент, или – пациент.

2. Человек, который помогаети благодаря обучению и опыту воспринимается как способный оказывать помощь, – это психолог-консультант, т.н. психокорректор.

3. Теория,которая используется для объяснения проблем клиента. Психологическая теория включает психодинамику, принципы научения и другие психические факторы.

4. Набор процедур(техник, методов), используемых для решения проблем клиента. Эти процедуры непосредственно связаны с теорией.

5. Специальные социальные отношениямежду клиентом и психологом, которые помогают облегчить проблемы клиента.

Психолог должен стремиться к созданию такой атмосферы, которая позволяет клиенту с оптимизмом смотреть на решение своих проблем. Такое специальное отношение является фактором, характерным для всех форм воздействия.

Требования к психологу-консультанту, который занимается психологической коррекцией.

Источник

Статьи

Психотерапия — это вид лечения, при котором основным инструментом воздействия на психику больного является слово врача. Психотерапия в широком смысле охватывает всю область общения врача и больного. Врач-клиницист любого профиля, общаясь с больным, неизбежно оказывает на него психотерапевтическое воздействие.

Что такое психокоррекция? Кто занимается ПК, на кого и на что она направлена? Основные методы используемые в психокоррекционной практике с детьми и подростками. Некоторые методы ПК работы со взрослыми.

Черепно-мозговая травма (ЧМТ) является одной из наиболее актуальных проблем современной педиатрии и неврологии, поскольку количество больных с ЧМТ в мире ежегодно увеличивается на 2%, из них 1,5 млн. погибает и 2,5 млн. становится инвалидами [1,2,3]. Распространенность ЧМТ в Европе составляет 150–300 (в среднем 235) на 100 000 населения, в США 200-610 на 100 тысяч, в России – 630 на 100 000 населения

Сон — это жизненно необходимое, периодически наступающее особое состояние организма, занимающее ежедневно у человека около трети времени, характеризующееся отсутствием произвольной активности, почти полным отключением от сенсорных воздействий внешнего мира, сновидениями, а также специфическими электрофизиологическими и гуморальными проявлениями

В настоящее время в РФ проживает более 166 тысяч детей-инвалидов с нарушениями психических функций (включая умственную отсталость, речевые расстройства, другие психологические расстройства), что составляет 32,8% от общего количества детей-инвалидов, определяя высокую социальную значимость данной проблемы.

Инсульт – острое нарушение мозгового кровообращения, характеризующееся внезапным (в течение минут, реже – часов) появлением очаговой неврологической симптоматики (двигательных, речевых, чувствительных, координаторных, зрительных и др. нарушений) и/или общемозговых нарушений (изменения сознания, головная боль, рвота и др.), которые сохраняются более 24 часов или приводят к смерти больного в более короткий промежуток времени вследствие причины цереброваскулярного происхождения [1,2,3]. Заболеваемость инсультом у детей составляет, в среднем, 2-3 на 100 тыс. в год, при этом 40% всех случаев приходится на возраст до года [4,5,6,7].

Детский церебральный паралич (ДЦП) – заболевание, возникающее в результате поражения головного мозга в перинатальном периоде, или вследствие аномалии его развития, и характеризующееся нарушениями двигательных и статокинетических функций, а также психо-речевыми и сенсорными расстройствами, не прогрессирующее, отчасти поддающееся функциональной компенсации и коррекци. Распространенность ДЦП в России составляет: 1,6-6 на 1000 доношенных детей, 9-40 на 1000 недоношенных

Магнитотерапия широко применяется в медицине. Магнитное поле обладает противовоспалительным действием, уменьшает отек тканей, способствует более быстрому заживлению ран, повышает устойчивость к вредным воздействиям на организм (радиации, химиотерапии).

Первые психотропные средства были созданы в середине 20 века, в 1952 году. Тогда врачи отметили эффективность аминазина при лечении страха, возбуждения, эмоциональной напряженности. С тех пор было синтезировано и изучено большое количество его аналогов, каждый из которых имеет свои особенности и сферу применения.

Читайте также:  Избыточного потребления соли для здоровья

Все знают, что «бессонница» — это нарушение сна. Но важно понимать, что сон у человека может нарушаться при совершенно различных, или даже диаметрально противоположенных состояниях.

Сексуальная жизнь во многом определяет качество жизни человека. Распространенность эректильной дисфункции (ЭД) среди мужчин всех возрастов составляет 15–17%, у мужчин старше 45 лет достигает 40%, прогрессируя с возрастом и охватывая 75–80% к 80 годам.

Сексуальную функцию и ее расстройства принято оценивать с позиций воздействия повреждающих факторов на каждую из составляющих полового акта. У мужчин эти составляющие условно разделяются: 1) на половое влечение (либидо), 2) сексуальную возбудимость, 3) эрекцию, 4) эякуляцию, 5) оргазм. Выпадение всех указанных функций встречается крайне редко и в современной терминологии обозначается как импотенция. Сегодня термин «импотенция» в случае длительной (более 6 мес) неспособности мужчины «достигать и поддерживать эрекцию» заменен на более благозвучный и менее обидный — «эректильная дисфункция», «сексуальная дисфункция».

Кардинальным отличием современной методики ЭСТ является использование современной анальгезии и физиологично действующих кортокоимпульсных аппаратов (конвульсаторов). Эти характерные особенности модифицированной ЭСТ, сделав методику гораздо более безопасной и эффективной, обеспечили ей признание во всем мире как адекватного инструмента в терапевтическом арсенале психиатрии, наркологии и неврологии.

В наше время термин «депрессия» вышел далеко за рамки профессиональных кругов и пустился в свободное плавание, подменяя собой и грусть, и разочарование, и отчаяние, и боль потери, и усталость, и еще великое множество состояний, свойственных здоровому человеку.

Что должно послужить сигналом для обращения к психиатру? Как помочь близкому?

Не будем описывать все многообразные жизненные явления, вызывающие ту или иную психическую реакцию или состояние. Давайте углубимся в химию процесса. Рассмотрим, что создает наше настроение и обуславливает поведение изнутри. Что такое нейромедиаторы, и как они работают.

Несмотря на то, что средство не новое, оно остается уникальным для решения целого ряда терапевтических задач в мировой психиатрии.

Серотониновый синдром — последствие неверного выбора лекарств, впервые описан в 1960 году.

Лечение цветоритмом эффективно в пограничной терапии. Четыре цвета — красный, желтый, синий и зеленый — различное действие, разные сферы применения.

Элекстростимуляция головного мозга (транскраниальная элекстростимуляция)

ТМС (транскраниальная магнитная стимуляция) существенно влияет на работу синапсов в головном мозге и улучшает функционирование нервных клеток.

Негативные кардиоваскулярные эффекты психотропных препаратов встречаются в 75 % случаев их применения, особенно опасно улинение интервала QT

Тест Равена предназначен для изучения логичности мышления. Его относят к «культрно-независимым» невербальным тестам.

Электроэнцефалография (как наука) — это раздел клинической нейрофизиологии, изучающей закономерности возникновения, распределения по коре и взаимодействия электрической активности головного мозга. Электроэнцефалография (как методика) — техника регистрации электроэнцефалограммы.

Шизофрения — это не стиль жизни, не способ общения с окружающим миром, не исключительный взгляд на действительность, не особенность характера, не дурное воспитание. Шизофрения — это заболевание.

Дети 2-3 лет боятся чего-то конкретного (животных, чудища, живущего в шкафу, темноты). В 4 года страхи начинают терять свою конретность и становятся более «смысловыми» (страх воды, высоты).

Источник

Тест по психокоррекции

По учебнику Семаго М.М., Семаго Н.Я. Организация и содержание деятельности психолога специального образования, раздел VI. Коррекционно-развивающая работа составлено 40 тестовых вопросов. Данный тест можно использовать при проверке знаний по данному разделу.

Скачать:

Вложение Размер
test_po_psihokorrektsii_tereshchenko_i.a.docx 36.84 КБ

Предварительный просмотр:

«Психологическое консультирование и коррекция в специальном образовании»

Терещенко Ирина Александровна

По учебнику Семаго М.М., Семаго Н.Я. Организация и содержание деятельности психолога специального образования, раздел VI. Коррекционно-развивающая работа (стр. 218 — 266) составлено 40 тестовых вопросов.

Инструкция: «Укажите верный вариант ответа».

По главе I. с 218 – 225.

Методологические подходы к коррекционно-развивающей работе в специальном образовании

1. Вид профессиональной деятельности педагога-психолога, направленный на предупреждение и предотвращение нежелательных психических или психосоматических расстройств – это:

В) психологическое просвещение;

2. Термин «коррекция» буквально означает:

3. Какое из данных определений наиболее точно определяет понятие «психологическая коррекция»?

А) Система психолого-педагогических воздействий, направленных на компенсацию, исправление отклонений в психическом и физическом развитии детей.

Б) Основной метод воздействия специалиста, получившего соответствующее психологическое образование, для оптимизации развития психических процессов и функций и гармонизации развития личностных свойств.

В) Особый вид межличностного взаимодействия, при котором оказывается профессиональная помощь психологическими средствами при решении возникающих у них проблем и затруднений психологического характера.

4. Объектом коррекции являются:

А) клинически здоровые люди;

Б) люди, с ограниченными возможностями здоровья;

В) дети и взрослые, имеющие те или иные нарушения психологического здоровья.

5. Предмет коррекции это:

А) процесс восстановления психологического здоровья;

Б) отдельные сферы личности, подвергающиеся изменениям;

В) деятельность, направленная на изменение состояния человека.

6. Основная цель психологической коррекции направлена на:

А) восстановление ресурсов личности;

Б) исправление психологических или поведенческих недостатков;

В) формирование высших психических функций.

7. Педагогическая модель психокоррекции объясняет причины нарушений, исходя из:

А) снижения темпа органического созревания;

Б) нарушений развития;

В) нарушений взаимодействия между людьми;

Г) явлений социальной запущенности.

8. Принцип психокоррекции «снизу вверх» предполагает:

А) в качестве основного содержания психокоррекции упражнение и тренировку уже имеющихся психологических способностей;

Б) определение в пределах возрастной нормы развития программу его оптимизации;

В) целостность процесса оказания психокоррекционной помощи.

9. Принцип психокоррекции «сверху вниз» предполагает:

А) деятельность, нацеленная на своевременное формирование психологических новообразований;

Б) создание зоны «ближайшего развития»;

В) целостность процесса оказания психологической коррекции.

10. Понятие комплексности не предполагает один из аспектов:

А) включение максимально возможного и необходимого количества различных специалистов;

Б) использование методических средств и подходов, творческое освоение арсенала коррекционных приёмов, конкретных техник;

В) реализация через учёт всей сложившейся в процессе развития иерархии психических структур;

Г) особенности использования методологических подходов.

11. Структура психокоррекционныого комплекса не включает один из блоков:

12. Личностная неподготовленность психолога к проведению психокоррекции предполагает:

А) недостаточность профессиональных знаний;

Б) наличие психологических барьеров;

В) отсутствие опыта проведения психокоррекции;

Г) неглубокое владение конкретными методами и методиками.

13. К основным элементам психокоррекционной ситуации не относится:

А) набор процедур;

В) человек, который помогает;

Г) онтогенетический подход.

14. Одним из факторов, определяющим эффективность психокоррекции является:

А) ожидания клиента

Б) период психокоррекции

В) возраст клиента

Г) оценка работы психолога

15. К основным принципам сопровождения ребенка в условиях жизнедеятельности в образовательном учреждении не относится:

А) рекомендательный характер советов сопровождающего;

Б) приоритет интересов сопровождаемого, «на стороне ребенка»;

Г) мультидисциплинарность (комплексный подход) сопровождения.

По главе II. с 225– 229.

Психологическая коррекция в деятельности специального психолога

16. К принципам, которые необходимо учитывать при составлении психокоррекционных программ, не относится:

А) принцип возрастания сложности;

Б) принцип единства диагностики и коррекции;

В) принцип развивающего обучения;

Г) деятельностный принцип.

17. Какая из перечисленных программ не относится к компетентности психолога:

А) программы, ориентированные непосредственно на причины наблюдаемых особенностей развития (воздействие на социальную ситуацию развития; межфункциональную организацию мозговых систем);

Б) программы, мишенью воздействия которых является уровень базовых составляющих психического развития (формирование и гармонизация уровневой структуры одной из трёх базовых составляющих; произвольной регуляции психической активности; пространственных представлений; базовой аффективной регуляции);

В) симптоматические коррекционные программы, воздействие которых ориентировано, в основном, на наблюдаемые конкретные феномены отклоняющегося развития.

18. Выбор индивидуальной или групповой работы не определяется:

А) структурой психического развития ребёнка;

Б) возрастом и выраженностью аффективных проблем ребёнка;

В) выраженностью имеющихся особенностей развития;

Г) допустимыми для конкретного ребёнка нагрузками.

19. К блоку коррекционных программ, основанных на нейропсихологическом подходе нельзя отнести:

А) программу формирования базовой аффективной регуляции (гармонизации уровневой регуляции аффективной сферы по системе О.С. Никольской);

Б) Программу комплексной нейропсихологической коррекции и абилитации (по А.В. Семенович);

В) методику формирования программирования, произвольной саморегуляции и контроля за протеканием психической деятельности (авторская программа Н.М. Пылаевой и Т.В. Ахутиной).

20. К программе третьего типа, симптоматической направленности не относится:

А) арттерапевтические программы, в том числе фольклорная арттерапия;

Б) программа формирования произвольной регуляции психической активности;

В) формирование эмоциональной стабильности и положительной самооценки у детей младшего школьного возраста;

Г) развитие самооценки через психологическую сказку.

21. К организационной стороне проведения психологической коррекции нельзя отнести:

А) форму проведения коррекционной работы;

Б) продолжительность и режим занятий;

В) подбор и комплектацию групп;

Г ) определение жёсткого плана коррекции.

По главе III. с 229 – 249.

Основы коррекционно-развивающих программ, ориентированных на формирование компонентов познавательной деятельности

22. Контингент детей, имеющих показания для проведения работы психолога по формированию произвольной регуляции деятельности (программа ФПР):

А) дети с вариантами искажённого развития;

Б) дети с парциальной несформированностью преимущественно регуляторного и когнитивного компонентов деятельности;

В) детям с выраженным локально или диффузно повреждённым развитием.

23. Укажите наполняемость групп для развивающей и коррекционной работы по программе ФПР в возрасте 6 -7 лет;

24. Расставьте последовательность работы первого этапа программы ФПР с отдельными мышечными комплексами:

от лица к плечам;

от рук к туловищу и ногам;

к группам мышц рук и ног (от мышц плеча к мышцам предплечья);

от головы к рукам;

к группам мышц кистей рук и стоп.

25. 2 этап программы ФПР заключается в:

А) в работе над последовательной серией произвольных движений;

Б) в освоенных умениях и дополняется выполнением вначале элементов реципрокных движений, позднее реципрокных движений;

В) в представлении системы постепенно усложняющихся игр по правилам, в том числе и заданий, имеющих своей целью формирование и совершенствование коммуникативных навыков, реализуя формирование эмоциональной регуляции деятельности.

26. Временные нормативы (мин.) групповой коррекционной работы по программе формирования произвольной регуляции (ФПР) для детей 8-10 лет:

27. Временные нормативы (мин.) индивидуальной коррекционной работы по программе формирования произвольной регуляции (ФПР) для детей 6 – 7 лет:

28. Программа формирования пространственных представлений (ФПП) не может быть использована при следующих типах отклоняющегося развития:

А) с тотальным недоразвитием (с простой уравновешенной и тормозимо-инертной формой);

Б) с парциальной несформированностью преимущественно когнитивного компонента деятельности;

В) с дисгармоничным развитием, осложнённым парциальной несформированностью смешанного типа;

Г) с искажённым развитием преимущественно когнитивной сферой.

29. Наполняемость групп для развивающей и коррекционной работы по программе ФПП в возрасте 7 – 8 лет:

30. Временные нормативы (мин.) групповой коррекционной работы по программе формирования пространственных представлений (ФПР) для детей 7-8 лет:

По главе IV. с. 250 – 259.

Основы коррекционной работы, направленной на формирование эмоционально-аффективной сферы и личностных особенностей детей

31. Работа психолога не может ориентироваться на:

А) совершенствование высших личностных образований, высших эмоций;

Б) направленную стимуляцию базальных механизмов;

В)на коррекцию отдельного негативного эмоционального проявления.

32. Задачей коррекционной работы по гармонизации базовой аффективной регуляции не может быть:

А) ориентация воздействий на собственные резервы и механизмы базальной аффективной сферы;

Б) ориентация на структуру уровней в патологически изменённой или несформированной аффективной системе;

В) определение синдрома имеющегося отклонения аффективного развития и связанная с этим разработка коррекционных воздействий;

Г) ориентация на последовательность подачи заданий и контроль за выполнением.

33. Частью деятельности психолога не всегда считается:

А) коррекция познавательной деятельности;

Б) коррекция эмоциональной сферы;

В) коррекция личностного развития;

Г) коррекция поведения детей и подростков.

34. Цель психокоррекционных сказок:

А) позитивное влияние на поведение и установку человека;

Б) передать ребёнку некое новое знание, умение, навык;

В) повлиять на личностное развитие слушающего;

Г) оказать своевременную поддержку, избавить от страданий, помочь в проблемной жизненной ситуации, вылечить психоэмоциональную травму.

35. Программа «Психологическая азбука» разработанная И. Вачковым, А.Х. Поповой, Т.А. Аржакаевой относится к следующему типу сказки:

По главе V. с. 259 – 266.

Особенности коррекционно-развивающей работы в средней школе.

Тренинги в подростковом возрасте.

36. Следует отметить принцип коррекционно-развивающей работы, который превалирует в средней школе и в предподростковом и подростковом возрасте в значительной степени над другими принципами:

А) принцип «снизу вверх»;

Б) принцип «сверху вниз»;

В) каузальный принцип.

37. До какого возраста ребёнка требуется обязательное разрешение родителей на участие в тренинге:

38. Для реализации цели групповой работы: «изучение психологических основ общения» необходимо реализовать следующий тип тренинга:

А) группы психического здоровья и качества жизни;

Б) группы личностного роста;

В) группы решения психологических проблем;

Г) группы социально-психологического тренинга .

39. Социально-психологический тренинг направлен на:

А) на смену социальных установок и развитие умений и опыта в области межличностного общения;

Б) закрепление или переосмысление имеющихся знаний;

В) на изменение в сознании изменения способа, которым человек воспринимает что реально, а что нет, изменение стереотипного способа поведения.

40. Необходимое профессионально-этическое требование к участию подростка в тренинге предполагает:

Источник

Adblock
detector