Тема 2. Объект и предмет психокоррекции, психокоррекционная ситуация и требования к психологу, практикующему психокоррекцию
Объект психокоррекции– этодети и взрослые, имеющие те или иные нарушения психологического здоровья.
Предмет психокоррекции –это процесс восстановления психологического здоровья, осуществляющийся в условиях направленной психологической помощи психолога-консультанта («психокорректора»).
Психокоррекционная ситуация – это ситуация спланированного воздействия, когда специалист, оказывающий воздействие, не полностью открыт клиенту, их общение не носит характера откровенного диалога, отношения имеют оттенок субъект-объектности. Эта ситуация включает в себя пять основных элементов:
1. Человек, который страдаети ищет облегчения своей проблемы. Человек, который имеет целый ряд проблем различного рода и нуждается в психологической помощи и в психокоррекции – это клиент, или – пациент.
2. Человек, который помогаети благодаря обучению и опыту воспринимается как способный оказывать помощь, – это психолог-консультант, т.н. психокорректор.
3. Теория,которая используется для объяснения проблем клиента. Психологическая теория включает психодинамику, принципы научения и другие психические факторы.
4. Набор процедур(техник, методов), используемых для решения проблем клиента. Эти процедуры непосредственно связаны с теорией.
5. Специальные социальные отношениямежду клиентом и психологом, которые помогают облегчить проблемы клиента.
Психолог должен стремиться к созданию такой атмосферы, которая позволяет клиенту с оптимизмом смотреть на решение своих проблем. Такое специальное отношение является фактором, характерным для всех форм воздействия.
Требования к психологу-консультанту, который занимается психологической коррекцией.
Источник
Статьи
Психотерапия — это вид лечения, при котором основным инструментом воздействия на психику больного является слово врача. Психотерапия в широком смысле охватывает всю область общения врача и больного. Врач-клиницист любого профиля, общаясь с больным, неизбежно оказывает на него психотерапевтическое воздействие.
Что такое психокоррекция? Кто занимается ПК, на кого и на что она направлена? Основные методы используемые в психокоррекционной практике с детьми и подростками. Некоторые методы ПК работы со взрослыми.
Черепно-мозговая травма (ЧМТ) является одной из наиболее актуальных проблем современной педиатрии и неврологии, поскольку количество больных с ЧМТ в мире ежегодно увеличивается на 2%, из них 1,5 млн. погибает и 2,5 млн. становится инвалидами [1,2,3]. Распространенность ЧМТ в Европе составляет 150–300 (в среднем 235) на 100 000 населения, в США 200-610 на 100 тысяч, в России – 630 на 100 000 населения
Сон — это жизненно необходимое, периодически наступающее особое состояние организма, занимающее ежедневно у человека около трети времени, характеризующееся отсутствием произвольной активности, почти полным отключением от сенсорных воздействий внешнего мира, сновидениями, а также специфическими электрофизиологическими и гуморальными проявлениями
В настоящее время в РФ проживает более 166 тысяч детей-инвалидов с нарушениями психических функций (включая умственную отсталость, речевые расстройства, другие психологические расстройства), что составляет 32,8% от общего количества детей-инвалидов, определяя высокую социальную значимость данной проблемы.
Инсульт – острое нарушение мозгового кровообращения, характеризующееся внезапным (в течение минут, реже – часов) появлением очаговой неврологической симптоматики (двигательных, речевых, чувствительных, координаторных, зрительных и др. нарушений) и/или общемозговых нарушений (изменения сознания, головная боль, рвота и др.), которые сохраняются более 24 часов или приводят к смерти больного в более короткий промежуток времени вследствие причины цереброваскулярного происхождения [1,2,3]. Заболеваемость инсультом у детей составляет, в среднем, 2-3 на 100 тыс. в год, при этом 40% всех случаев приходится на возраст до года [4,5,6,7].
Детский церебральный паралич (ДЦП) – заболевание, возникающее в результате поражения головного мозга в перинатальном периоде, или вследствие аномалии его развития, и характеризующееся нарушениями двигательных и статокинетических функций, а также психо-речевыми и сенсорными расстройствами, не прогрессирующее, отчасти поддающееся функциональной компенсации и коррекци. Распространенность ДЦП в России составляет: 1,6-6 на 1000 доношенных детей, 9-40 на 1000 недоношенных
Магнитотерапия широко применяется в медицине. Магнитное поле обладает противовоспалительным действием, уменьшает отек тканей, способствует более быстрому заживлению ран, повышает устойчивость к вредным воздействиям на организм (радиации, химиотерапии).
Первые психотропные средства были созданы в середине 20 века, в 1952 году. Тогда врачи отметили эффективность аминазина при лечении страха, возбуждения, эмоциональной напряженности. С тех пор было синтезировано и изучено большое количество его аналогов, каждый из которых имеет свои особенности и сферу применения.
Все знают, что «бессонница» — это нарушение сна. Но важно понимать, что сон у человека может нарушаться при совершенно различных, или даже диаметрально противоположенных состояниях.
Сексуальная жизнь во многом определяет качество жизни человека. Распространенность эректильной дисфункции (ЭД) среди мужчин всех возрастов составляет 15–17%, у мужчин старше 45 лет достигает 40%, прогрессируя с возрастом и охватывая 75–80% к 80 годам.
Сексуальную функцию и ее расстройства принято оценивать с позиций воздействия повреждающих факторов на каждую из составляющих полового акта. У мужчин эти составляющие условно разделяются: 1) на половое влечение (либидо), 2) сексуальную возбудимость, 3) эрекцию, 4) эякуляцию, 5) оргазм. Выпадение всех указанных функций встречается крайне редко и в современной терминологии обозначается как импотенция. Сегодня термин «импотенция» в случае длительной (более 6 мес) неспособности мужчины «достигать и поддерживать эрекцию» заменен на более благозвучный и менее обидный — «эректильная дисфункция», «сексуальная дисфункция».
Кардинальным отличием современной методики ЭСТ является использование современной анальгезии и физиологично действующих кортокоимпульсных аппаратов (конвульсаторов). Эти характерные особенности модифицированной ЭСТ, сделав методику гораздо более безопасной и эффективной, обеспечили ей признание во всем мире как адекватного инструмента в терапевтическом арсенале психиатрии, наркологии и неврологии.
В наше время термин «депрессия» вышел далеко за рамки профессиональных кругов и пустился в свободное плавание, подменяя собой и грусть, и разочарование, и отчаяние, и боль потери, и усталость, и еще великое множество состояний, свойственных здоровому человеку.
Что должно послужить сигналом для обращения к психиатру? Как помочь близкому?
Не будем описывать все многообразные жизненные явления, вызывающие ту или иную психическую реакцию или состояние. Давайте углубимся в химию процесса. Рассмотрим, что создает наше настроение и обуславливает поведение изнутри. Что такое нейромедиаторы, и как они работают.
Несмотря на то, что средство не новое, оно остается уникальным для решения целого ряда терапевтических задач в мировой психиатрии.
Серотониновый синдром — последствие неверного выбора лекарств, впервые описан в 1960 году.
Лечение цветоритмом эффективно в пограничной терапии. Четыре цвета — красный, желтый, синий и зеленый — различное действие, разные сферы применения.
Элекстростимуляция головного мозга (транскраниальная элекстростимуляция)
ТМС (транскраниальная магнитная стимуляция) существенно влияет на работу синапсов в головном мозге и улучшает функционирование нервных клеток.
Негативные кардиоваскулярные эффекты психотропных препаратов встречаются в 75 % случаев их применения, особенно опасно улинение интервала QT
Тест Равена предназначен для изучения логичности мышления. Его относят к «культрно-независимым» невербальным тестам.
Электроэнцефалография (как наука) — это раздел клинической нейрофизиологии, изучающей закономерности возникновения, распределения по коре и взаимодействия электрической активности головного мозга. Электроэнцефалография (как методика) — техника регистрации электроэнцефалограммы.
Шизофрения — это не стиль жизни, не способ общения с окружающим миром, не исключительный взгляд на действительность, не особенность характера, не дурное воспитание. Шизофрения — это заболевание.
Дети 2-3 лет боятся чего-то конкретного (животных, чудища, живущего в шкафу, темноты). В 4 года страхи начинают терять свою конретность и становятся более «смысловыми» (страх воды, высоты).
Источник
Тест по психокоррекции
По учебнику Семаго М.М., Семаго Н.Я. Организация и содержание деятельности психолога специального образования, раздел VI. Коррекционно-развивающая работа составлено 40 тестовых вопросов. Данный тест можно использовать при проверке знаний по данному разделу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
test_po_psihokorrektsii_tereshchenko_i.a.docx | 36.84 КБ |
Предварительный просмотр:
«Психологическое консультирование и коррекция в специальном образовании»
Терещенко Ирина Александровна
По учебнику Семаго М.М., Семаго Н.Я. Организация и содержание деятельности психолога специального образования, раздел VI. Коррекционно-развивающая работа (стр. 218 — 266) составлено 40 тестовых вопросов.
Инструкция: «Укажите верный вариант ответа».
По главе I. с 218 – 225.
Методологические подходы к коррекционно-развивающей работе в специальном образовании
1. Вид профессиональной деятельности педагога-психолога, направленный на предупреждение и предотвращение нежелательных психических или психосоматических расстройств – это:
В) психологическое просвещение;
2. Термин «коррекция» буквально означает:
3. Какое из данных определений наиболее точно определяет понятие «психологическая коррекция»?
А) Система психолого-педагогических воздействий, направленных на компенсацию, исправление отклонений в психическом и физическом развитии детей.
Б) Основной метод воздействия специалиста, получившего соответствующее психологическое образование, для оптимизации развития психических процессов и функций и гармонизации развития личностных свойств.
В) Особый вид межличностного взаимодействия, при котором оказывается профессиональная помощь психологическими средствами при решении возникающих у них проблем и затруднений психологического характера.
4. Объектом коррекции являются:
А) клинически здоровые люди;
Б) люди, с ограниченными возможностями здоровья;
В) дети и взрослые, имеющие те или иные нарушения психологического здоровья.
5. Предмет коррекции это:
А) процесс восстановления психологического здоровья;
Б) отдельные сферы личности, подвергающиеся изменениям;
В) деятельность, направленная на изменение состояния человека.
6. Основная цель психологической коррекции направлена на:
А) восстановление ресурсов личности;
Б) исправление психологических или поведенческих недостатков;
В) формирование высших психических функций.
7. Педагогическая модель психокоррекции объясняет причины нарушений, исходя из:
А) снижения темпа органического созревания;
Б) нарушений развития;
В) нарушений взаимодействия между людьми;
Г) явлений социальной запущенности.
8. Принцип психокоррекции «снизу вверх» предполагает:
А) в качестве основного содержания психокоррекции упражнение и тренировку уже имеющихся психологических способностей;
Б) определение в пределах возрастной нормы развития программу его оптимизации;
В) целостность процесса оказания психокоррекционной помощи.
9. Принцип психокоррекции «сверху вниз» предполагает:
А) деятельность, нацеленная на своевременное формирование психологических новообразований;
Б) создание зоны «ближайшего развития»;
В) целостность процесса оказания психологической коррекции.
10. Понятие комплексности не предполагает один из аспектов:
А) включение максимально возможного и необходимого количества различных специалистов;
Б) использование методических средств и подходов, творческое освоение арсенала коррекционных приёмов, конкретных техник;
В) реализация через учёт всей сложившейся в процессе развития иерархии психических структур;
Г) особенности использования методологических подходов.
11. Структура психокоррекционныого комплекса не включает один из блоков:
12. Личностная неподготовленность психолога к проведению психокоррекции предполагает:
А) недостаточность профессиональных знаний;
Б) наличие психологических барьеров;
В) отсутствие опыта проведения психокоррекции;
Г) неглубокое владение конкретными методами и методиками.
13. К основным элементам психокоррекционной ситуации не относится:
А) набор процедур;
В) человек, который помогает;
Г) онтогенетический подход.
14. Одним из факторов, определяющим эффективность психокоррекции является:
А) ожидания клиента
Б) период психокоррекции
В) возраст клиента
Г) оценка работы психолога
15. К основным принципам сопровождения ребенка в условиях жизнедеятельности в образовательном учреждении не относится:
А) рекомендательный характер советов сопровождающего;
Б) приоритет интересов сопровождаемого, «на стороне ребенка»;
Г) мультидисциплинарность (комплексный подход) сопровождения.
По главе II. с 225– 229.
Психологическая коррекция в деятельности специального психолога
16. К принципам, которые необходимо учитывать при составлении психокоррекционных программ, не относится:
А) принцип возрастания сложности;
Б) принцип единства диагностики и коррекции;
В) принцип развивающего обучения;
Г) деятельностный принцип.
17. Какая из перечисленных программ не относится к компетентности психолога:
А) программы, ориентированные непосредственно на причины наблюдаемых особенностей развития (воздействие на социальную ситуацию развития; межфункциональную организацию мозговых систем);
Б) программы, мишенью воздействия которых является уровень базовых составляющих психического развития (формирование и гармонизация уровневой структуры одной из трёх базовых составляющих; произвольной регуляции психической активности; пространственных представлений; базовой аффективной регуляции);
В) симптоматические коррекционные программы, воздействие которых ориентировано, в основном, на наблюдаемые конкретные феномены отклоняющегося развития.
18. Выбор индивидуальной или групповой работы не определяется:
А) структурой психического развития ребёнка;
Б) возрастом и выраженностью аффективных проблем ребёнка;
В) выраженностью имеющихся особенностей развития;
Г) допустимыми для конкретного ребёнка нагрузками.
19. К блоку коррекционных программ, основанных на нейропсихологическом подходе нельзя отнести:
А) программу формирования базовой аффективной регуляции (гармонизации уровневой регуляции аффективной сферы по системе О.С. Никольской);
Б) Программу комплексной нейропсихологической коррекции и абилитации (по А.В. Семенович);
В) методику формирования программирования, произвольной саморегуляции и контроля за протеканием психической деятельности (авторская программа Н.М. Пылаевой и Т.В. Ахутиной).
20. К программе третьего типа, симптоматической направленности не относится:
А) арттерапевтические программы, в том числе фольклорная арттерапия;
Б) программа формирования произвольной регуляции психической активности;
В) формирование эмоциональной стабильности и положительной самооценки у детей младшего школьного возраста;
Г) развитие самооценки через психологическую сказку.
21. К организационной стороне проведения психологической коррекции нельзя отнести:
А) форму проведения коррекционной работы;
Б) продолжительность и режим занятий;
В) подбор и комплектацию групп;
Г ) определение жёсткого плана коррекции.
По главе III. с 229 – 249.
Основы коррекционно-развивающих программ, ориентированных на формирование компонентов познавательной деятельности
22. Контингент детей, имеющих показания для проведения работы психолога по формированию произвольной регуляции деятельности (программа ФПР):
А) дети с вариантами искажённого развития;
Б) дети с парциальной несформированностью преимущественно регуляторного и когнитивного компонентов деятельности;
В) детям с выраженным локально или диффузно повреждённым развитием.
23. Укажите наполняемость групп для развивающей и коррекционной работы по программе ФПР в возрасте 6 -7 лет;
24. Расставьте последовательность работы первого этапа программы ФПР с отдельными мышечными комплексами:
от лица к плечам;
от рук к туловищу и ногам;
к группам мышц рук и ног (от мышц плеча к мышцам предплечья);
от головы к рукам;
к группам мышц кистей рук и стоп.
25. 2 этап программы ФПР заключается в:
А) в работе над последовательной серией произвольных движений;
Б) в освоенных умениях и дополняется выполнением вначале элементов реципрокных движений, позднее реципрокных движений;
В) в представлении системы постепенно усложняющихся игр по правилам, в том числе и заданий, имеющих своей целью формирование и совершенствование коммуникативных навыков, реализуя формирование эмоциональной регуляции деятельности.
26. Временные нормативы (мин.) групповой коррекционной работы по программе формирования произвольной регуляции (ФПР) для детей 8-10 лет:
27. Временные нормативы (мин.) индивидуальной коррекционной работы по программе формирования произвольной регуляции (ФПР) для детей 6 – 7 лет:
28. Программа формирования пространственных представлений (ФПП) не может быть использована при следующих типах отклоняющегося развития:
А) с тотальным недоразвитием (с простой уравновешенной и тормозимо-инертной формой);
Б) с парциальной несформированностью преимущественно когнитивного компонента деятельности;
В) с дисгармоничным развитием, осложнённым парциальной несформированностью смешанного типа;
Г) с искажённым развитием преимущественно когнитивной сферой.
29. Наполняемость групп для развивающей и коррекционной работы по программе ФПП в возрасте 7 – 8 лет:
30. Временные нормативы (мин.) групповой коррекционной работы по программе формирования пространственных представлений (ФПР) для детей 7-8 лет:
По главе IV. с. 250 – 259.
Основы коррекционной работы, направленной на формирование эмоционально-аффективной сферы и личностных особенностей детей
31. Работа психолога не может ориентироваться на:
А) совершенствование высших личностных образований, высших эмоций;
Б) направленную стимуляцию базальных механизмов;
В)на коррекцию отдельного негативного эмоционального проявления.
32. Задачей коррекционной работы по гармонизации базовой аффективной регуляции не может быть:
А) ориентация воздействий на собственные резервы и механизмы базальной аффективной сферы;
Б) ориентация на структуру уровней в патологически изменённой или несформированной аффективной системе;
В) определение синдрома имеющегося отклонения аффективного развития и связанная с этим разработка коррекционных воздействий;
Г) ориентация на последовательность подачи заданий и контроль за выполнением.
33. Частью деятельности психолога не всегда считается:
А) коррекция познавательной деятельности;
Б) коррекция эмоциональной сферы;
В) коррекция личностного развития;
Г) коррекция поведения детей и подростков.
34. Цель психокоррекционных сказок:
А) позитивное влияние на поведение и установку человека;
Б) передать ребёнку некое новое знание, умение, навык;
В) повлиять на личностное развитие слушающего;
Г) оказать своевременную поддержку, избавить от страданий, помочь в проблемной жизненной ситуации, вылечить психоэмоциональную травму.
35. Программа «Психологическая азбука» разработанная И. Вачковым, А.Х. Поповой, Т.А. Аржакаевой относится к следующему типу сказки:
По главе V. с. 259 – 266.
Особенности коррекционно-развивающей работы в средней школе.
Тренинги в подростковом возрасте.
36. Следует отметить принцип коррекционно-развивающей работы, который превалирует в средней школе и в предподростковом и подростковом возрасте в значительной степени над другими принципами:
А) принцип «снизу вверх»;
Б) принцип «сверху вниз»;
В) каузальный принцип.
37. До какого возраста ребёнка требуется обязательное разрешение родителей на участие в тренинге:
38. Для реализации цели групповой работы: «изучение психологических основ общения» необходимо реализовать следующий тип тренинга:
А) группы психического здоровья и качества жизни;
Б) группы личностного роста;
В) группы решения психологических проблем;
Г) группы социально-психологического тренинга .
39. Социально-психологический тренинг направлен на:
А) на смену социальных установок и развитие умений и опыта в области межличностного общения;
Б) закрепление или переосмысление имеющихся знаний;
В) на изменение в сознании изменения способа, которым человек воспринимает что реально, а что нет, изменение стереотипного способа поведения.
40. Необходимое профессионально-этическое требование к участию подростка в тренинге предполагает:
Источник