Определение психологии здоровья и задачи исследования
В прошлом вопросами совершенствования природы человека занималась религия, и в любом ее ответвлении можно обнаружить достаточно проработанную систему психического и духовного роста. К сожалению, в современном мире человеку стало чуждо понятие совершенствования. Утрачено и понимание того, что саморазвитие, рост собственной личности — это помощь не только себе, но и окружающим («Спаси себя — и вокруг тебя спасутся тысячи!»). Поскольку человеческая жизнь — высшая ценность общества, то совокупность свойств, качеств, состояний человека есть ценность не только самого человека, но и общества. Именно это превращает здоровье каждого индивида в общественное богатство. Еще в древней йоге исходили из положения о том, что человек обязан стремиться к здоровью, ибо здоровье — не эгоистическая цель, а долг перед окружающими.
Человек еще не до конца осознал, что достижения в области материальной культуры неспособны дать ощущение полного счастья («богатство становится бременем, когда оно накоплено»). Эти достижения — лишь фон, на котором строится счастье познания себя, других, расширения и углубления межчеловеческих связей, проникновения в тайны природы и «вечные» тайны бытия. Как остроумно заметил известный специалист в области здорового образа жизни Поль Брэгг, за деньги можно купить кровать, но не сон; еду, но не аппетит;-лекарство, но не здоровье; дом, но не домашний очаг; книги, но не ум; украшения, но не красоту; роскошь, но не культуру; развлечения, но не счастье; религию, но не спасение.
В каждом веке был свой идеал человека. Наше время создает суррогаты идеала в виде только преуспевающего, «беспроблемного человека», умеющего хорошо приспосабливаться. В противоположность этому психология здоровья предполагает формирование гуманистического идеала. Сегодня наука и религия начинают успешно интегрироваться именно в пространстве самосовершенствования человека в общем стремлении привести человека к идеалу. Более того, это пространство синтезирует как отдельные направления (школы) в психологии, философии, так и сами религии, будь то восточные или западные конфессии. Свидетельство этому — разрастающееся движение трансперсональной психологии, включающей все ценное в области достижения человеком внутренней гармонии и гармонии с окружающим миром.
Общепринятое определение психологии здоровья пока еще не сложилось. Приведем некоторые точки зрения по этому поводу.
Созданное в 1978 г. отделение психологии здоровья при Американской психологической ассоциации возглавил Дж. Матараццо. Сущность психологии здоровья он трактует следующим образом. Психология здоровья — это комплекс специфических образовательных, научных и профессиональных вкладов психологии как научной дисциплины по укреплению и поддержанию здоровья, предотвращению и лечению болезней, идентификации этиологических и диагностических коррелятов здоровья, болезни и связанных с ней дисфункций, а также по анализу и улучшению системы здравоохранения и формированию стратегии (политики) здоровья. В зарубежной психологии можно встретить и более лаконичное определение этой науки. Например, под психологией здоровья предлагается понимать всю совокупность базовых знаний по психологии, которые могут найти применение для понимания здоровья и болезни.
Обратимся теперь к отечественным авторам. Психология здоровья включает в себя теорию и практику предупреждения различных психических и психосоматических заболеваний; мероприятия по коррекции индивидуального развития и адаптации к условиям (требованиям) социальной жизни; создание условий для реализации потенциальных возможностей человека, его удовлетворенности жизнью и оказания психологической помощи при завершении жизненного пути. Психология здоровья представляет собой междисциплинарную область психологических знаний о причинах заболеваний; факторах, благоприятных для здоровья, и условиях развития индивидуальности на протяжении всего жизненного пути человека [5].
Психология здоровья — это наука о психологических причинах здоровья, о методах и средствах его сохранения, укрепления и развития. Психология здоровья включает практику поддержания здоровья человека от его зачатия до смерти. Ее объектом с известной долей условности является «здоровая», но не «больная» личность [1].
Современная практическая психология вплотную приблизилась к пониманию необходимости и готова решать задачи психологического сопровождения человека на протяжении всего жизненного пути. Одна из таких первостепенных задач — здоровье человека. Поэтому, продолжая уже сказанное, психологию здоровья можно определить как науку о психологическом обеспечении здоровья человека на всем протяжении его жизненного пути [10].
Проанализировав в основном зарубежные монографические издания последних двух десятилетий в области психологии здоровья, И. Н. Гурвич [6] делает вывод об их поразительном тематическом разнообразии. Поэтому он считает, что в настоящее время очень непросто вычленить собственно предметную область психологии здоровья. И тем не менее автор полагает, что наиболее адекватным современному состоянию психологии здоровья представляется определение ее именно как предметной области, т. е. через раскрытие перечня основных тем, составляющих предмет теоретических и эмпирических исследований. Не претендуя на исчерпывающую полноту охвата, попытаемся ниже перечислить те основные задачи исследований, которые входят в сферу интересов психологии здоровья. К ним следует отнести:
♦ определение базисных понятий психологии здоровья;
♦ исследование и систематизацию критериев психического и социального здоровья;
♦ методы диагностики, оценки и самооценки психического и социального здоровья;
♦ разработку простых и доступных для самостоятельного применения тестов по определению здоровья и начальных стадий заболеваний;
♦ факторы здорового образа жизни (формирование, сохранение и укрепление здоровья);
♦ изучение факторов, влияющих на отношение к здоровью;
♦ психологические механизмы здорового поведения;
♦ формирование внутренней картины здоровья;
♦ коррекцию индивидуального развития;
♦ профилактику психических и психосоматических заболеваний;
♦ исследование состояний предболезни личности и их профилактику;
♦ разработку концепции здоровой личности;
♦ определение путей и условий для самореализации, самоосуществления, раскрытия творческого и духовного потенциала личности;
♦ психологические механизмы стрессоустойчивости;
♦ социально-психологические факторы здоровья (семья, организация досуга и отдыха, социальная адаптация, общение и др.);
♦ тендерные аспекты психического и социального здоровья;
♦ разработку индивидуально ориентированных оздоровительных программ с учетом состояния здоровья, половых, возрастных и личностных особенностей человека;
♦ детскую и школьную психологию здоровья;
♦ психологическое обеспечение профессионального здоровья;
♦ психологию долголетия, признаки психического старения и их профилактику;
♦ психологическую помощь при завершении жизненного пути.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Источник
Лекция 1. Психология здоровья как наука
Лекция 1. Психология здоровья как наука
p Введение в психологию здоровья
p Предмет и задачи психологии здоровья
p Особенности современного понимания здоровья
«Здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов»
Преамбула к Уставу Всемирной организации здравоохранения, принятому Международной конференцией здравоохранения, Нью-Йорк, 19-22 июня 1946 г.; подписанному 22 июля 1946 г. представителями 61 страны (Official Records of the World Health Organization, no. 2, p. 100) и вступившему в силу 7 апреля 1948 г.
С 1948 г. это определение не менялось
Психология здоровья — наука о психологических и поведенческих процессах здоровья, болезни и здравоохранения (Johnston M., 1994).
Изучает, как психологические, поведенческие и культурные факторы влияют на физическое состояние здоровья или болезни.
Здоровье — продукт не только биологических процессов, но также процессов:
психологических (например, мысли и убеждения),
поведенческих (например, привычки)
социальных (например, социально-экономический статус и этническая принадлежность)
Ogden J. Health Psychology:A Textbook (5th ed.), 2012
Задачей психологии здоровья является изучение механизмов роста, обогащения личности и человека в целом. Само здоровье в психологии здоровья рассматривается в качестве оптимальной предпосылки для выполнения человеком «запредельных» жизненных целей и задач, связанных с поиском истины и смысла жизни.
Васильева О. С., Филатов Ф.Р. Психология здоровья человека: эталоны, представления, установки. 2001.
Психология XX столетия была сфокусирована на аномалиях человеческой природы и отдала дань должного уважения пафосу страдания, внутриличностного конфликта и кризиса; в то же время психическое здоровье личности редко становилось предметом основательного исследования. Только во второй половине прошлого века, главным образом в рамках гуманистической и трансперсональной психологии, усилия крупнейших ученых (Г.Олпорт, А. Маслоу, К. Роджерс, С. Гроф и др.) были консолидированы для изучения основ полноценного функционирования психики, и началась систематизированная разработка психологических концепций здоровья. Затем в общем своде психологических дисциплин выделилась так называемая Health psychology (психология здоровья) — научно-практическое направление, призванное исследовать социокультурные и социально-психологические проблемы здоровья и здравоохранения.
Особенности современного понимания здоровья
p Междисциплинарный статус проблемы (сложный многомерный феномен, имеющий гетерогенную структуру, сочетающий в себе качественно различные компоненты и отражающий фундаментальные аспекты человеческого бытия)
p Целостность (системное качество, характеризующее человеческое бытие в его целостности)
p Признание глобальности проблемы (попытки исследовать здоровье в пространстве социальной эволюции, в отношении к сообществу как субъекту исторического действия. Здоровье как сложное и глобальное социокультурное явление)
p Фокусировка на социокультурном аспекте проблемы (всесторонний анализа социокультурного контекста, учет дискурса: медицинского или духовно-экологического)
Васильева О. С., Филатов Ф.Р.:
Для объяснения своего состояния индивид использует распространенные в его среде варианты интерпретации, которые становятся его собственными объяснительными схемами. “Нездоровится” для современного западного человека может означать, к примеру, вирусную инфекцию и необходимость приема антибиотиков; для архаического человека — это вторжение враждебных духов, с которыми предстоит разобраться шаману; для человека христианского вероисповедания болезнь — это следствие греха и суровое испытание, требующее от него соблюдения поста и аскезы.
Альтернативные подходы к исследованию феномена здоровья:
Лекция 2. Социокультурные эталоны здоровья.
p Понятие психологического здоровья в отечественной и зарубежной психологии здоровья
p Античный эталон
p Адаптационный эталон
p Антропоцентрический эталон
Два направления в исследовании социокультурных эталонов:
p Обращение к глубинным пластам человеческой психики и культуры, выделение архетипов как универсалий индивидуального и культурного опыта поддержания здоровья, которые определяют исконные представления человека о собственном благополучии, целостности и совершенстве. Задача постичь общечеловеческую “мифологию здоровья и болезни”.
Пример: монография юнгианского аналитика А.Гуггенбюля-Крейга “Власть архетипа в психотерапии и медицине”
Архетип «целитель-больной»
p Прояснение общего культурного контекста, анализ дискурсивных практик, структуры доминирующих представлений и концептуальных схем
Компоненты в структуре социокультурного эталона здоровья:
p наиболее общее представление о феномене здоровья (как правило, лаконично выраженное в дефиниции);
p эталонный образ здоровой личности, предполагающий набор устойчивых личностных характеристик;
p устоявшиеся представления об основных условиях и принципах здорового существования;
p информация о путях или способах оздоровления личности, отражающая культурно-исторический опыт различных сообществ,
p определенный тип интерпретации болезни.
Антропоцентрический эталон: здоровье как всесторонняя самореализация, или раскрытие творческого и духовного потенциала личности
Противоположен теориям социального детерминизма и нормоцентризму
Представление о высшем (духовном) предназначении человека
Стремление к подлинности, к идеалу или высшей цели
В психологии: феноменология, экзистенциализм, гуманистический подход
Гуманистическая модель здоровой личности
К.Роджерс о полноценно функционирующем человеке:
Возрастающая открытость опыту
Возрастание стремления жить настоящим
Возрастающее доверие к своему организму
Процесс более полноценного функционирования
Новая перспектива отношения свободы и необходимости
Творчество как элемент хорошей жизни
Основополагающее доверие к человеческой природе
Более полнокровная жизнь
Характеристики здоровой личности согласно гуманистической модели
p Полноценное развитие, динамизм и личностный рост
p Открытость опыту и изначальное доверие к процессу жизни
p Способность к подлинному диалогу
p Свобода в переживании, самовыражении и самоопределении
p Осмысленность существования
p Целостность —высшая цель личностного развития и постоянно проявляющаяся тенденция к интеграции. Здоровый человек всегда потенциально целостен, т. е. направлен в своем становлении на обретение цельности и единства.
o Антропоцентрический эталон базируется на представлении о динамичной, свободно развивающейся, открытой опыту и ориентированной на высшие ценности личности.
o Основные принципы и критерии здорового существования — свободное творческое самовыражение, развитие (личностный рост), интеграция опыта и духовное самоопределение.
Психологическое здоровье – психологическое благополучие
Позитивная психология:
— Гуманистическая психология как основа. Олпорт, Маслоу, Роджерс
— 1998 г. – Мартин Селигман (речь при избрании президентом АПА). Эд Динер, Михай Чиксентмихайи
— Альберт Бандура, теория самоэффективности
— Эдвард Деси и Ричард Райан, теория самодетерминации
Сальваторе Мадди
Жизнестойкость (hardiness) – характеристика личности, «ключ» к стрессоустойчивости,
n жизнестойкого, т.е. трансформационного копинга;
n жизнестойкого отношения к окружающим людям;
n жизнестойких установок:
q вовлеченности (commitment)
q контроля (cotrol)
q принятия риска (challenge)
n Вовлеченность (commitment) — уверенность, что в любых ситуациях лучше оставаться вовлеченным: быть в курсе событий, в контакте с окружающими людьми, посвящать максимум своих усилий, времени, внимания тому, что происходит, участвовать в происходящем. Противоположность вовлеченности — отчужденность.
n Контроль (control) — убежденность, что всегда возможно и всегда эффективнее стараться повлиять на исход событий. Если же ситуация не поддается никакому воздействию, то принять ситуацию как есть, то есть изменить свое отношение к ней. Противоположность контроля — беспосмощность.
n Принятие риска (challenge) — вера в то, что стрессы и перемены — это естественная часть жизни, что любая ситуация — это ценный опыт, который поможет развить себя и углубить свое понимание жизни. Противоположность — ощущение угрозы.
Трансформационный копинг включает:
n рассмотрение перемен как проблем, ожидающих своего решения;
n осуществление необходимых когнитивных и поведенческих шагов для эффективного решения проблемы (расширение перспективы при рассмотрении проблемы и углубление понимания сути проблемы);
n извлечение из опыта решения проблемы максимальной пользы: наблюдений, находок, мудрости, чтобы расти и развиваться как личности.
Лекция 8. Психосоматика
n Список, утверждённый Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ), включал 7 болезней: язва желудка и двенадцатиперстной кишки, язвенный колит, гипертония, бронхиальная астма, тиреотоксикоз (Базедова болезнь), нейродермит, ревматоидный артрит.
n В настоящее добавлены: синдром раздражённого кишечника, синдром ленивого кишечника, некоторые типы аллергий, анорексия и булимия, избыток и дефицит веса, мигрень, вегетососудистую дистонию, панические атаки, транспортная болезнь, фобии, синдром хронической усталости.
Эрик Бёрн:
«Не может быть психической медицины, касающейся только психики, соматической медицины, касающейся только тела, и психосоматической медицины, касающейся в некоторых случаях того и другого. Есть лишь один вид медицины, и вся она психосоматическая».
Симптомы, в зависимости от их происхождения (А.М.Вейн,1989):
n Органические
n Психогенные
В каждом случае – возможны функциональные нарушения
3 основные формы проявления психогенных заболеваний:
n невротические расстройства;
n психосоматические расстройства;
n психофизиологические синдромы (синдром выгорания, депрессия, синдром хронической усталости).
У больных неврозами редко возникают психосоматические заболевания.
Психофизиологический синдром может быть начальным этапом развития психосоматического расстройства.
Накопление усталости могут вызвать (кроме болезни):
n Нарушение режима сна
n Неправильное питание
n Однообразие жизни
Условность разделения симптомов на органические и психогенные:
n 60% больных с истерическими расстройствами впоследствии обнаруживают органическую патологию нервной системы (Bootzin & Acocella, 1988).
n В то же время — повышенная склонность человека к травмам как результат стремления к самоповреждению или неадекватного отношения к телу.
Копинг-реакция — адаптивная форма поведения, которая поддерживает психологическое равновесие в проблемной ситуации .
Психологическая защита — система стабилизации личности, направленная на ограждение сознания от травмирующих переживаний
Динамика отступления человека к болезни и смерти:
стадии развития дезадаптации (Ананьев В.А.):
1. «Базовые умения (здоровье)». Возросшие нагрузки, нарушающие первичную генетическую модель здоровья, ведут к функционированию системы на пределе нормы адаптации; возникает процесс преадаптации.
При возвращении соответствующих условий модели здоровья человек реадаптируется.
2. «Предболезненное состояние». При хронизации психотравмирующих ситуаций начинается компенсаторный процесс, который связан с включением более широкого репертуара психологических защитных механизмов, а также копинг-механизмов (механизмов преодоления), что приводит к снижению нагрузки на значимую систему личности (происходит перераспределение энергии).
3. «Болезнь(нарушение нормы адаптации)». При многократном повторении, дальнейшем усилении давления психотравмирующих условий на значимую систему личности человек исчерпывает адаптационный потенциал и дезадаптируется (формируются нервно-психические или психосоматические отклонения).
4. «Базовые умения (ремиссия)». Рекомпенсированная личность начинает осуществлять свои функции снова в пределах адаптивной нормы.
Лекция 1. Психология здоровья как наука
p Введение в психологию здоровья
p Предмет и задачи психологии здоровья
p Особенности современного понимания здоровья
«Здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов»
Преамбула к Уставу Всемирной организации здравоохранения, принятому Международной конференцией здравоохранения, Нью-Йорк, 19-22 июня 1946 г.; подписанному 22 июля 1946 г. представителями 61 страны (Official Records of the World Health Organization, no. 2, p. 100) и вступившему в силу 7 апреля 1948 г.
С 1948 г. это определение не менялось
Психология здоровья — наука о психологических и поведенческих процессах здоровья, болезни и здравоохранения (Johnston M., 1994).
Изучает, как психологические, поведенческие и культурные факторы влияют на физическое состояние здоровья или болезни.
Здоровье — продукт не только биологических процессов, но также процессов:
психологических (например, мысли и убеждения),
поведенческих (например, привычки)
социальных (например, социально-экономический статус и этническая принадлежность)
Ogden J. Health Psychology:A Textbook (5th ed.), 2012
Задачей психологии здоровья является изучение механизмов роста, обогащения личности и человека в целом. Само здоровье в психологии здоровья рассматривается в качестве оптимальной предпосылки для выполнения человеком «запредельных» жизненных целей и задач, связанных с поиском истины и смысла жизни.
Васильева О. С., Филатов Ф.Р. Психология здоровья человека: эталоны, представления, установки. 2001.
Психология XX столетия была сфокусирована на аномалиях человеческой природы и отдала дань должного уважения пафосу страдания, внутриличностного конфликта и кризиса; в то же время психическое здоровье личности редко становилось предметом основательного исследования. Только во второй половине прошлого века, главным образом в рамках гуманистической и трансперсональной психологии, усилия крупнейших ученых (Г.Олпорт, А. Маслоу, К. Роджерс, С. Гроф и др.) были консолидированы для изучения основ полноценного функционирования психики, и началась систематизированная разработка психологических концепций здоровья. Затем в общем своде психологических дисциплин выделилась так называемая Health psychology (психология здоровья) — научно-практическое направление, призванное исследовать социокультурные и социально-психологические проблемы здоровья и здравоохранения.
Особенности современного понимания здоровья
p Междисциплинарный статус проблемы (сложный многомерный феномен, имеющий гетерогенную структуру, сочетающий в себе качественно различные компоненты и отражающий фундаментальные аспекты человеческого бытия)
p Целостность (системное качество, характеризующее человеческое бытие в его целостности)
p Признание глобальности проблемы (попытки исследовать здоровье в пространстве социальной эволюции, в отношении к сообществу как субъекту исторического действия. Здоровье как сложное и глобальное социокультурное явление)
p Фокусировка на социокультурном аспекте проблемы (всесторонний анализа социокультурного контекста, учет дискурса: медицинского или духовно-экологического)
Васильева О. С., Филатов Ф.Р.:
Для объяснения своего состояния индивид использует распространенные в его среде варианты интерпретации, которые становятся его собственными объяснительными схемами. “Нездоровится” для современного западного человека может означать, к примеру, вирусную инфекцию и необходимость приема антибиотиков; для архаического человека — это вторжение враждебных духов, с которыми предстоит разобраться шаману; для человека христианского вероисповедания болезнь — это следствие греха и суровое испытание, требующее от него соблюдения поста и аскезы.
Альтернативные подходы к исследованию феномена здоровья:
Источник