Меню

Предмет изучения психологии здоровья как науки

Определение психологии здоровья и задачи исследования

В прошлом вопросами совершенствования природы человека занималась религия, и в любом ее ответвлении можно обнаружить достаточно проработанную систему психического и духовного роста. К сожалению, в современном мире человеку ста­ло чуждо понятие совершенствования. Утрачено и понимание того, что самораз­витие, рост собственной личности — это помощь не только себе, но и окружаю­щим («Спаси себя — и вокруг тебя спасутся тысячи!»). Поскольку человеческая жизнь — высшая ценность общества, то совокупность свойств, качеств, состояний человека есть ценность не только самого человека, но и общества. Именно это превращает здоровье каждого индивида в общественное богатство. Еще в древней йоге исходили из положения о том, что человек обязан стремиться к здоровью, ибо здоровье — не эгоистическая цель, а долг перед окружающими.

Человек еще не до конца осознал, что достижения в области материальной культуры неспособны дать ощущение полного счастья («богатство становится бременем, когда оно накоплено»). Эти достижения — лишь фон, на котором стро­ится счастье познания себя, других, расширения и углубления межчеловеческих связей, проникновения в тайны природы и «вечные» тайны бытия. Как остроум­но заметил известный специалист в области здорового образа жизни Поль Брэгг, за деньги можно купить кровать, но не сон; еду, но не аппетит;-лекарство, но не здоровье; дом, но не домашний очаг; книги, но не ум; украшения, но не красоту; роскошь, но не культуру; развлечения, но не счастье; религию, но не спасение.

В каждом веке был свой идеал человека. Наше время создает суррогаты идеа­ла в виде только преуспевающего, «беспроблемного человека», умеющего хорошо приспосабливаться. В противоположность этому психология здоровья предпола­гает формирование гуманистического идеала. Сегодня наука и религия начинают успешно интегрироваться именно в пространстве самосовершенствования чело­века в общем стремлении привести человека к идеалу. Более того, это простран­ство синтезирует как отдельные направления (школы) в психологии, философии, так и сами религии, будь то восточные или западные конфессии. Свидетельство этому — разрастающееся движение трансперсональной психологии, включающей все ценное в области достижения человеком внутренней гармонии и гармонии с окружающим миром.

Общепринятое определение психологии здоровья пока еще не сложилось. При­ведем некоторые точки зрения по этому поводу.

Созданное в 1978 г. отделение психологии здоровья при Американской психо­логической ассоциации возглавил Дж. Матараццо. Сущность психологии здоро­вья он трактует следующим образом. Психология здоровья — это комплекс спе­цифических образовательных, научных и профессиональных вкладов психологии как научной дисциплины по укреплению и поддержанию здоровья, предотвраще­нию и лечению болезней, идентификации этиологических и диагностических кор­релятов здоровья, болезни и связанных с ней дисфункций, а также по анализу и улучшению системы здравоохранения и формированию стратегии (политики) здоровья. В зарубежной психологии можно встретить и более лаконичное опре­деление этой науки. Например, под психологией здоровья предлагается понимать всю совокупность базовых знаний по психологии, которые могут найти примене­ние для понимания здоровья и болезни.

Обратимся теперь к отечественным авторам. Психология здоровья включает в себя теорию и практику предупреждения различных психических и психосома­тических заболеваний; мероприятия по коррекции индивидуального развития и адаптации к условиям (требованиям) социальной жизни; создание условий для реализации потенциальных возможностей человека, его удовлетворенности жиз­нью и оказания психологической помощи при завершении жизненного пути. Пси­хология здоровья представляет собой междисциплинарную область психологи­ческих знаний о причинах заболеваний; факторах, благоприятных для здоровья, и условиях развития индивидуальности на протяжении всего жизненного пути че­ловека [5].

Психология здоровья — это наука о психологических причинах здоровья, о методах и средствах его сохранения, укрепления и развития. Психология здоро­вья включает практику поддержания здоровья человека от его зачатия до смерти. Ее объектом с известной долей условности является «здоровая», но не «больная» личность [1].

Современная практическая психология вплотную приблизилась к пониманию необходимости и готова решать задачи психологического сопровождения челове­ка на протяжении всего жизненного пути. Одна из таких первостепенных задач — здоровье человека. Поэтому, продолжая уже сказанное, психологию здоровья можно определить как науку о психологическом обеспечении здоровья человека на всем протяжении его жизненного пути [10].

Проанализировав в основном зарубежные монографические издания послед­них двух десятилетий в области психологии здоровья, И. Н. Гурвич [6] делает вывод об их поразительном тематическом разнообразии. Поэтому он считает, что в настоящее время очень непросто вычленить собственно предметную область психологии здоровья. И тем не менее автор полагает, что наиболее адекватным современному состоянию психологии здоровья представляется определение ее именно как предметной области, т. е. через раскрытие перечня основных тем, со­ставляющих предмет теоретических и эмпирических исследований. Не претендуя на исчерпывающую полноту охвата, попытаемся ниже перечислить те основные задачи исследований, которые входят в сферу интересов психологии здоровья. К ним следует отнести:

Читайте также:  Чтобы ты посоветовал мне для укрепления здоровья

♦ определение базисных понятий психологии здоровья;

♦ исследование и систематизацию критериев психического и социального здоровья;

♦ методы диагностики, оценки и самооценки психического и социального здоровья;

♦ разработку простых и доступных для самостоятельного применения тестов по определению здоровья и начальных стадий заболеваний;

♦ факторы здорового образа жизни (формирование, сохранение и укрепление здоровья);

♦ изучение факторов, влияющих на отношение к здоровью;

♦ психологические механизмы здорового поведения;

♦ формирование внутренней картины здоровья;

♦ коррекцию индивидуального развития;

♦ профилактику психических и психосоматических заболеваний;

♦ исследование состояний предболезни личности и их профилактику;

♦ разработку концепции здоровой личности;

♦ определение путей и условий для самореализации, самоосуществления, раскрытия творческого и духовного потенциала личности;

♦ психологические механизмы стрессоустойчивости;

♦ социально-психологические факторы здоровья (семья, организация досуга и отдыха, социальная адаптация, общение и др.);

♦ тендерные аспекты психического и социального здоровья;

♦ разработку индивидуально ориентированных оздоровительных программ с учетом состояния здоровья, половых, возрастных и личностных особенно­стей человека;

♦ детскую и школьную психологию здоровья;

♦ психологическое обеспечение профессионального здоровья;

♦ психологию долголетия, признаки психического старения и их профилак­тику;

♦ психологическую помощь при завершении жизненного пути.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Лекция 1. Психология здоровья как наука

Лекция 1. Психология здоровья как наука

p Введение в психологию здоровья

p Предмет и задачи психологии здоровья

p Особенности современного понимания здоровья

«Здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов»

Преамбула к Уставу Всемирной организации здравоохранения, принятому Международной конференцией здравоохранения, Нью-Йорк, 19-22 июня 1946 г.; подписанному 22 июля 1946 г. представителями 61 страны (Official Records of the World Health Organization, no. 2, p. 100) и вступившему в силу 7 апреля 1948 г.

С 1948 г. это определение не менялось

Психология здоровья — наука о психологических и поведенческих процессах здоровья, болезни и здравоохранения (Johnston M., 1994).

Изучает, как психологические, поведенческие и культурные факторы влияют на физическое состояние здоровья или болезни.

Здоровье — продукт не только биологических процессов, но также процессов:

психологических (например, мысли и убеждения),

поведенческих (например, привычки)

социальных (например, социально-экономический статус и этническая принадлежность)

Ogden J. Health Psychology:A Textbook (5th ed.), 2012

Задачей психологии здоровья является изучение механизмов роста, обогащения личности и человека в целом. Само здоровье в психологии здоровья рассматривается в качестве оптимальной предпосылки для выполнения человеком «запредельных» жизненных целей и задач, связанных с поиском истины и смысла жизни.

Васильева О. С., Филатов Ф.Р. Психология здоровья человека: эталоны, представления, установки. 2001.

Психология XX столетия была сфокусирована на аномалиях человеческой природы и отдала дань должного уважения пафосу страдания, внутриличностного конфликта и кризиса; в то же время психическое здоровье личности редко становилось предметом основательного исследования. Только во второй половине прошлого века, главным образом в рамках гуманистической и трансперсональной психологии, усилия крупнейших ученых (Г.Олпорт, А. Маслоу, К. Роджерс, С. Гроф и др.) были консолидированы для изучения основ полноценного функционирования психики, и началась систематизированная разработка психологических концепций здоровья. Затем в общем своде психологических дисциплин выделилась так называемая Health psychology (психология здоровья) — научно-практическое направление, призванное исследовать социокультурные и социально-психологические проблемы здоровья и здравоохранения.

Особенности современного понимания здоровья

p Междисциплинарный статус проблемы (сложный многомерный феномен, имеющий гетерогенную структуру, сочетающий в себе качественно различные компоненты и отражающий фундаментальные аспекты человеческого бытия)

p Целостность (системное качество, характеризующее человеческое бытие в его целостности)

p Признание глобальности проблемы (попытки исследовать здоровье в пространстве социальной эволюции, в отношении к сообществу как субъекту исторического действия. Здоровье как сложное и глобальное социокультурное явление)

p Фокусировка на социокультурном аспекте проблемы (всесторонний анализа социокультурного контекста, учет дискурса: медицинского или духовно-экологического)

Васильева О. С., Филатов Ф.Р.:

Для объяснения своего состояния индивид использует распространенные в его среде варианты интерпретации, которые становятся его собственными объяснительными схемами. “Нездоровится” для современного западного человека может означать, к примеру, вирусную инфекцию и необходимость приема антибиотиков; для архаического человека — это вторжение враждебных духов, с которыми предстоит разобраться шаману; для человека христианского вероисповедания болезнь — это следствие греха и суровое испытание, требующее от него соблюдения поста и аскезы.

Альтернативные подходы к исследованию феномена здоровья:

Читайте также:  Известные люди с недостатками здоровья

Лекция 2. Социокультурные эталоны здоровья.

p Понятие психологического здоровья в отечественной и зарубежной психологии здоровья

p Античный эталон

p Адаптационный эталон

p Антропоцентрический эталон

Два направления в исследовании социокультурных эталонов:

p Обращение к глубинным пластам человеческой психики и культуры, выделение архетипов как универсалий индивидуального и культурного опыта поддержания здоровья, которые определяют исконные представления человека о собственном благополучии, целостности и совершенстве. Задача постичь общечеловеческую “мифологию здоровья и болезни”.

Пример: монография юнгианского аналитика А.Гуггенбюля-Крейга “Власть архетипа в психотерапии и медицине”

Архетип «целитель-больной»

p Прояснение общего культурного контекста, анализ дискурсивных практик, структуры доминирующих представлений и концептуальных схем

Компоненты в структуре социокультурного эталона здоровья:

p наиболее общее представление о феномене здоровья (как правило, лаконично выраженное в дефиниции);

p эталонный образ здоровой личности, предполагающий набор устойчивых личностных характеристик;

p устоявшиеся представления об основных условиях и принципах здорового существования;

p информация о путях или способах оздоровления личности, отражающая культурно-исторический опыт различных сообществ,

p определенный тип интерпретации болезни.

Антропоцентрический эталон: здоровье как всесторонняя самореализация, или раскрытие творческого и духовного потенциала личности

Противоположен теориям социального детерминизма и нормоцентризму

Представление о высшем (духовном) предназначении человека

Стремление к подлинности, к идеалу или высшей цели

В психологии: феноменология, экзистенциализм, гуманистический подход

Гуманистическая модель здоровой личности

К.Роджерс о полноценно функционирующем человеке:

Возрастающая открытость опыту

Возрастание стремления жить настоящим

Возрастающее доверие к своему организму

Процесс более полноценного функционирования

Новая перспектива отношения свободы и необходимости

Творчество как элемент хорошей жизни

Основополагающее доверие к человеческой природе

Более полнокровная жизнь

Характеристики здоровой личности согласно гуманистической модели

p Полноценное развитие, динамизм и личностный рост

p Открытость опыту и изначальное доверие к процессу жизни

p Способность к подлинному диалогу

p Свобода в переживании, самовыражении и самоопределении

p Осмысленность существования

p Целостность —высшая цель личностного развития и постоянно проявляющаяся тенденция к интеграции. Здоровый человек всегда потенциально целостен, т. е. направлен в своем становлении на обретение цельности и единства.

o Антропоцентрический эталон базируется на представлении о динамичной, свободно развивающейся, открытой опыту и ориентированной на высшие ценности личности.

o Основные принципы и критерии здорового существования — свободное творческое самовыражение, развитие (личностный рост), интеграция опыта и духовное самоопределение.

Психологическое здоровье – психологическое благополучие

Позитивная психология:

— Гуманистическая психология как основа. Олпорт, Маслоу, Роджерс

— 1998 г. – Мартин Селигман (речь при избрании президентом АПА). Эд Динер, Михай Чиксентмихайи

— Альберт Бандура, теория самоэффективности

— Эдвард Деси и Ричард Райан, теория самодетерминации

Сальваторе Мадди

Жизнестойкость (hardiness) – характеристика личности, «ключ» к стрессоустойчивости,

n жизнестойкого, т.е. трансформационного копинга;

n жизнестойкого отношения к окружающим людям;

n жизнестойких установок:

q вовлеченности (commitment)

q контроля (cotrol)

q принятия риска (challenge)

n Вовлеченность (commitment) — уверенность, что в любых ситуациях лучше оставаться вовлеченным: быть в курсе событий, в контакте с окружающими людьми, посвящать максимум своих усилий, времени, внимания тому, что происходит, участвовать в происходящем. Противоположность вовлеченности — отчужденность.

n Контроль (control) — убежденность, что всегда возможно и всегда эффективнее стараться повлиять на исход событий. Если же ситуация не поддается никакому воздействию, то принять ситуацию как есть, то есть изменить свое отношение к ней. Противоположность контроля — беспосмощность.

n Принятие риска (challenge) — вера в то, что стрессы и перемены — это естественная часть жизни, что любая ситуация — это ценный опыт, который поможет развить себя и углубить свое понимание жизни. Противоположность — ощущение угрозы.

Трансформационный копинг включает:

n рассмотрение перемен как проблем, ожидающих своего решения;

n осуществление необходимых когнитивных и поведенческих шагов для эффективного решения проблемы (расширение перспективы при рассмотрении проблемы и углубление понимания сути проблемы);

n извлечение из опыта решения проблемы максимальной пользы: наблюдений, находок, мудрости, чтобы расти и развиваться как личности.

Лекция 8. Психосоматика

n Список, утверждённый Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ), включал 7 болезней: язва желудка и двенадцатиперстной кишки, язвенный колит, гипертония, бронхиальная астма, тиреотоксикоз (Базедова болезнь), нейродермит, ревматоидный артрит.

n В настоящее добавлены: синдром раздражённого кишечника, синдром ленивого кишечника, некоторые типы аллергий, анорексия и булимия, избыток и дефицит веса, мигрень, вегетососудистую дистонию, панические атаки, транспортная болезнь, фобии, синдром хронической усталости.

Эрик Бёрн:

«Не может быть психической медицины, касающейся только психики, соматической медицины, касающейся только тела, и психосоматической медицины, касающейся в некоторых случаях того и другого. Есть лишь один вид медицины, и вся она психосоматическая».

Симптомы, в зависимости от их происхождения (А.М.Вейн,1989):

n Органические

n Психогенные

В каждом случае – возможны функциональные нарушения

3 основные формы проявления психогенных заболеваний:

n невротические расстройства;

n психосоматические расстройства;

n психофизиологические синдромы (синдром выгорания, депрессия, синдром хронической усталости).

Читайте также:  Группы индикаторов регионального здоровья

У больных неврозами редко возникают психосоматические заболевания.

Психофизиологический синдром может быть начальным этапом развития психосоматического расстройства.

Накопление усталости могут вызвать (кроме болезни):

n Нарушение режима сна

n Неправильное питание

n Однообразие жизни

Условность разделения симптомов на органические и психогенные:

n 60% больных с истерическими расстройствами впоследствии обнаруживают органическую патологию нервной системы (Bootzin & Acocella, 1988).

n В то же время — повышенная склонность человека к травмам как результат стремления к самоповреждению или неадекватного отношения к телу.

Копинг-реакция — адаптивная форма поведения, которая поддерживает психологическое равновесие в проблемной ситуации .

Психологическая защита — система стабилизации личности, направленная на ограждение сознания от травмирующих переживаний

Динамика отступления человека к болезни и смерти:

стадии развития дезадаптации (Ананьев В.А.):

1. «Базовые умения (здоровье)». Возросшие нагрузки, нарушающие первичную генетическую модель здоровья, ведут к функционированию системы на пределе нормы адаптации; возникает процесс преадаптации.

При возвращении соответствующих условий модели здоровья человек реадаптируется.

2. «Предболезненное состояние». При хронизации психотравмирующих ситуаций начинается компенсаторный процесс, который связан с включением более широкого репертуара психологических защитных механизмов, а также копинг-механизмов (механизмов преодоления), что приводит к снижению нагрузки на значимую систему личности (происходит перераспределение энергии).

3. «Болезнь(нарушение нормы адаптации)». При многократном повторении, дальнейшем усилении давления психотравмирующих условий на значимую систему личности человек исчерпывает адаптационный потенциал и дезадаптируется (формируются нервно-психические или психосоматические отклонения).

4. «Базовые умения (ремиссия)». Рекомпенсированная личность начинает осуществлять свои функции снова в пределах адаптивной нормы.

Лекция 1. Психология здоровья как наука

p Введение в психологию здоровья

p Предмет и задачи психологии здоровья

p Особенности современного понимания здоровья

«Здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов»

Преамбула к Уставу Всемирной организации здравоохранения, принятому Международной конференцией здравоохранения, Нью-Йорк, 19-22 июня 1946 г.; подписанному 22 июля 1946 г. представителями 61 страны (Official Records of the World Health Organization, no. 2, p. 100) и вступившему в силу 7 апреля 1948 г.

С 1948 г. это определение не менялось

Психология здоровья — наука о психологических и поведенческих процессах здоровья, болезни и здравоохранения (Johnston M., 1994).

Изучает, как психологические, поведенческие и культурные факторы влияют на физическое состояние здоровья или болезни.

Здоровье — продукт не только биологических процессов, но также процессов:

психологических (например, мысли и убеждения),

поведенческих (например, привычки)

социальных (например, социально-экономический статус и этническая принадлежность)

Ogden J. Health Psychology:A Textbook (5th ed.), 2012

Задачей психологии здоровья является изучение механизмов роста, обогащения личности и человека в целом. Само здоровье в психологии здоровья рассматривается в качестве оптимальной предпосылки для выполнения человеком «запредельных» жизненных целей и задач, связанных с поиском истины и смысла жизни.

Васильева О. С., Филатов Ф.Р. Психология здоровья человека: эталоны, представления, установки. 2001.

Психология XX столетия была сфокусирована на аномалиях человеческой природы и отдала дань должного уважения пафосу страдания, внутриличностного конфликта и кризиса; в то же время психическое здоровье личности редко становилось предметом основательного исследования. Только во второй половине прошлого века, главным образом в рамках гуманистической и трансперсональной психологии, усилия крупнейших ученых (Г.Олпорт, А. Маслоу, К. Роджерс, С. Гроф и др.) были консолидированы для изучения основ полноценного функционирования психики, и началась систематизированная разработка психологических концепций здоровья. Затем в общем своде психологических дисциплин выделилась так называемая Health psychology (психология здоровья) — научно-практическое направление, призванное исследовать социокультурные и социально-психологические проблемы здоровья и здравоохранения.

Особенности современного понимания здоровья

p Междисциплинарный статус проблемы (сложный многомерный феномен, имеющий гетерогенную структуру, сочетающий в себе качественно различные компоненты и отражающий фундаментальные аспекты человеческого бытия)

p Целостность (системное качество, характеризующее человеческое бытие в его целостности)

p Признание глобальности проблемы (попытки исследовать здоровье в пространстве социальной эволюции, в отношении к сообществу как субъекту исторического действия. Здоровье как сложное и глобальное социокультурное явление)

p Фокусировка на социокультурном аспекте проблемы (всесторонний анализа социокультурного контекста, учет дискурса: медицинского или духовно-экологического)

Васильева О. С., Филатов Ф.Р.:

Для объяснения своего состояния индивид использует распространенные в его среде варианты интерпретации, которые становятся его собственными объяснительными схемами. “Нездоровится” для современного западного человека может означать, к примеру, вирусную инфекцию и необходимость приема антибиотиков; для архаического человека — это вторжение враждебных духов, с которыми предстоит разобраться шаману; для человека христианского вероисповедания болезнь — это следствие греха и суровое испытание, требующее от него соблюдения поста и аскезы.

Альтернативные подходы к исследованию феномена здоровья:

Источник

Adblock
detector