Раздел 2. Общественное здоровье
1. Общественное здоровье и здравоохранение это:
а) гигиеническая наука;
б) клиническая наука;
в) интегративная наука.
2. Укажите правильное определение общественного здоровья и здравоохранения как науки:
а) наука о социальных проблемах медицины и здравоохранения;
б) наука о закономерностях общественного здоровья, воздействии социальных условий, факторов внешней среды и образа жизни на здоровье, способах его охраны и улучшения;
в) система мероприятий по охране здоровья населения.
3. Предметом изучения дисциплины «Общественное здоровье и здравоохранение» является:
а) здоровье индивидуума;
б) эпидемиология заболеваний;
в) здоровье работающего населения;
г) общественное здоровье, факторы, влияющие на него и методы его охраны.
4. Укажите основные методы исследования дисциплины «Общественное здоровье и здравоохранение:
5. Основоположник социальной гигиены в нашей стране:
6. Здравоохранение это:
а) комплекс медицинских организаций, осуществляющих медицинскую помощь населению;
б) система мероприятий по сохранению, укреплению и восстановлению здоровья населения;
в) мероприятия по выявлению и эффективному лечению ранних стадий болезни для предотвращения ее развития и возникновения серьезных осложнений.
7. При проведении медико-социальных исследований применяются следующие методы:
е) все вышеперечисленные.
8. Факторами, оказывающими влияние на здоровье населения, являются:
в) уровень и образ жизни населения
г) уровень, качество и доступность медицинской помощи
д) все вышеперечисленное
9. Предметами изучения общественного здоровья и здравоохранения являются:
а) Общественное здоровье и факторы, его определяющие
б) Системы, обеспечивающие охрану и восстановление здоровья населения
в) Технологии лечения и оперативных вмешательств
10. Основными группами показателей общественного здоровья являются:
а) Показатели заболеваемости
б) Обращения за медицинской помощью
в) Показатели инвалидности
г) Показатели физического развития
д) Демографические показатели
ж) Все ответы правильные
з) Верно а, в, г, д
11. Среди факторов, определяющих здоровье населения, лидируют:
г) Уровень организации медицинской помощи
д) Качество медицинской помощи
12. Назовите методы общественного здоровья и здравоохранения:
е) Все вышеперечисленное
Факторами, оказывающими влияние на индивидуальное здоровье населения, являются
в) Уровень и образ жизни населения
г) Уровень, качество и доступность медицинской помощи
д) Все вышеперечисленное
14. Вторичная профилактика – это:
а) Предупреждение воздействия факторов риска развития заболеваний
б) Предупреждение обострений заболевания
в) Предупреждение возникновения инвалидности
г) Все вышеперечисленное
д) Нет правильного ответа
15. Первичная профилактика – это:
а) Предупреждение воздействия факторов риска развития заболеваний
б) Предупреждение обострений заболевания
в) Предупреждение возникновения инвалидности
г) Все вышеперечисленное
д) Нет правильного ответа
16. Медицинская профилактика включает все перечисленные мероприятия, кроме:
а) Проведения прививок
б) Проведения медицинских осмотров
в) Выявления заболеваний
17. Первичная профилактика включает все перечисленные мероприятия, кроме:
а) Проведения прививок
б) Мероприятий, предупреждающих развитие заболеваний
в) Выявления заболеваний
г) Повышения материального благосостояния
18. Вторичная профилактика включает:
а) Проведение прививок
б) Мероприятия, предупреждающие развитие заболеваний
в) Выявление заболеваний
г) Мероприятия, предупреждающие развитие осложнений и рецидивов заболеваний
д) Повышение материального благосостояния
19. Целью третичной профилактики является предупреждение возникновения:
а) Острых заболеваний
б) Инфекционных заболеваний
в) Несчастных случаев
г) Развитие осложнений и рецидивов хронических заболеваний
20. Основными направлениями формирования здорового образа жизни являются все, кроме:
а) Создания позитивных для здоровья факторов
б) Повышения эффективности деятельности служб здравоохранения
в) Активизации позитивных для здоровья факторов
г) Устранения факторов риска
д) Минимизации факторов риска
21. Укажите наиболее точное определение понятия “Политика здравоохранения”
а) политика ЗО – совокупность идеологических принципов и практических мероприятий по решению проблем ЗО в обществе и государстве
б) политика ЗО – совокупность идеологических принципов по решению проблем ЗО в обществе и государстве
в) политика ЗО – совокупность практических мероприятий по решению проблем ЗО в обществе и государстве
22. Перечислите принципы гигиенического воспитания населения:
а) участие всего медицинского персонала, всех медицинских учреждений в проведении этой работы;
б) наличие в системе здравоохранения специальных учреждений, возглавляющих работу по пропаганде здорового образа жизни;
в) участие немедицинских организаций, учреждений и ведомств;
г) участие общественного актива из населения
д) все вышеперечисленное.
23. Укажите методы гигиенического воспитания населения:
а) метод устной пропаганды;
б) метод печатной пропаганды;
в) метод изобразительной (наглядной) пропаганды;
д) все вышеперечисленное.
24. Перечислите средства метода печатной пропаганды:
б) брошюра, книга;
д) лозунг, листовка;
е) статья в газете, санитарный бюллетень;
ж) все вышеперечисленное.
25. Перечислите средства метода устной пропаганды:
г) выступление по радио;
д) вечер вопросов и ответов;
е) выступление по телевидению;
ж) все вышеперечисленное.
26. Медицинская этика – это:
а) это специфическое проявление общей этики в деятельности врача
б) это наука, рассматривающая вопросы врачебного гуманизма, проблемы долга, чести, совести и достоинства медицинских работников
в) это наука, помогающая вырабатывать у врача способность к нравственной ориентации в сложных ситуациях, требующих высоких морально-деловых и социальных качеств
г) верно все перечисленное
д) нет правильного варианта
27. Медицинская деонтология — это:
а) самостоятельная наука о долге медицинских работников
б) прикладная, нормативная, практическая часть медицинской этики
Источник
ОЗыЗы / Новые / ОЗИЗ как наука и предмет методы
Общественное здоровье и здравоохранение как наука и предмет преподавания. Основные методы науки об общественном здоровье и здравоохранении.
1 вопрос. Общественное здоровье и здравоохранение как наука и предмет преподавания.
Общественное здоровье и здравоохранение как самостоятельная медицинская наука изучает воздействие социальных условий и факторов внешней среды на здоровье населения с целью разработки профилактических мер по его оздоровлению и совершенствованию медицинского обслуживания.
В отличие от клинических дисциплин общественное здоровье изучает состояние здоровья не отдельных индивидов, а коллективов, социальных групп и общества в целом в связи с условиями и образом жизни. При этом условия жизни, производственные отношения, как правило, являются определяющими.
Общественное здоровье выявляет закономерности развития народонаселения, исследует демографические процессы, прогнозирует перспективу, разрабатывает рекомендации по государственному регулированию численности населения.
Ведущее значение при изучении данной дисциплины имеет вопрос об эффективности влияния на здоровье населения мероприятий, которые проводит государство, роли в этом здравоохранения, отдельных медицинских учреждений.
В основе медицины лежат два основных понятия — «здоровье» и «болезнь». В современной литературе существует большое количество определений и подходов к понятию «здоровье».
Определение, принятое ВОЗ: «Здоровье является состоянием полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов».
В медико-социальных исследованиях при оценке здоровья целесообразно выделять четыре уровня:
1 уровень — здоровье отдельного человека — индивидуальное здоровье;
2 уровень — здоровье социальных и этнических групп — групповое здоровье;
3 уровень — здоровье населения административных территорий – региональное здоровье;
4 уровень — здоровье популяции, общества в целом – общественное здоровье.
По мнению экспертов ВОЗ, в медицинской статистике под здоровьем на индивидуальном уровне понимается отсутствие выявленных расстройств и заболеваний, а на популяционном уровне — процесс снижения уровня смертности, заболеваемости и инвалидности, повышение ощущаемого уровня здоровья.
Здоровье человека может рассматриваться в различных аспектах: социально-биологическом, социально-политическом, экономическом, морально-эстетическом, психофизическом и т.д. Поэтому сейчас широко используются термины, отражающие лишь одну какую-либо грань здоровья населения — «психическое здоровье», «репродуктивное здоровье», «общесоматическое здоровье» и т.д. Либо — здоровье отдельной демографической или социальной группы – «здоровье беременных», «здоровье детей» и т.п.
В настоящее время крайне мало показателей, которые объективно отражали бы количество, качество и состав общественного здоровья. Ведется поиск и разработка интегральных показателей и индексов оценки здоровья населения. ВОЗ считает, что эти показатели должны обладать следующими качествами:
1. Доступность данных. Должна существовать возможность для получения требуемых данных без проведения сложных специальных исследований.
2. Полнота охвата. Показатель должен быть получен из данных, охватывающих все население, для которого он предназначен.
3. Качество. Национальные (или территориальные) данные не должны изменяться во времени и пространстве таким образом, чтобы на показатель оказывалось значительное влияние.
4. Универсальность. Показатель по возможности должен быть отражением группы факторов, которые определены и влияют на уровень здоровья.
5. Вычислимость. Показатель должен рассчитываться как можно более простым и не дорогостоящим способом.
6. Приемлемость (интерпретируемость). Должны существовать приемлемые методы для расчета показателя и его интерпретации.
7. Воспроизводимость. При использовании показателя здоровья разными специалистами в различных условиях и в различное время результаты должны быть идентичными.
8. Специфичность. Показатель должен отражать изменения только в тех явлениях, выражением которых он служит.
9. Чувствительность. Показатель здоровья должен быть чувствительным к изменениям соответствующих явлений.
10. Валидность. Показатель должен быть истинным выражением факторов, мерой которых он является.
11.Репрезентативность. Показатель должен быть представительным при отражении изменений в здоровье контингентов населения, выделенных для целей управления.
12. Иерархичность. Показатель должен конструироваться по единому принципу для разных иерархических уровней, выделяемых в изучаемой совокупности населения для учитываемых заболеваний, их стадий и последствий.
13. Целевая состоятельность. Показатель здоровья должен адекватно отражать цели сохранения и развития (улучшения) здоровья и стимулировать общество к поиску наиболее эффективных путей достижения этих целей.
В медико-социальных исследованиях для количественной оценки группового, регионального и общественного здоровья в России традиционно принято использовать следующие индикаторы: 1. Демографические показатели. 2. Заболеваемость. 3. Инвалидность. 4. Физическое развитие.
ВОЗ для оценки общественного здоровья рекомендует следующие показатели:
1. Отчисление валового национального продукта на здравоохранение.
2. Доступность первичной медико-социальной помощи.
3. Охват населения медицинской помощью.
4. Уровень иммунизации населения.
5. Степень обследования беременных квалифицированным персоналом.
6. Состояние питания детей.
7. Уровень детской смертности.
8. Средняя продолжительность предстоящей жизни.
9. Гигиеническая грамотность населения.
С точки зрения общей классификации наук общественное здоровье находится на границе между естествознанием и общественными науками, то есть она использует методы и достижения обеих групп. С точки зрения классификации медицинских наук общественное здоровье стремится заполнить разрыв между группами клинических (лечебных) и профилактических (гигиенических) наук. Общественное здоровье дает обобщающую картину состояния и динамики здоровья и воспроизводства населения и определяющих их факторов.
Методологическая основа общественного здоровья как науки состоит в изучении и правильной трактовке причин и связей между состоянием здоровья населения и общественными отношениями.
К социально-гигиеническим факторам, влияющим на общественное здоровье, относят: условия труда и быта, жилищные условия; уровень заработной платы, культуру и воспитание, питание, отношения в семье, качество и доступность медицинской помощи.
На общественное здоровье оказывают влияние и климато- географические, гидрометеорологические факторы внешней среды.
Значительная часть названных условий может изменяться самим обществом, причем влияние их на здоровье населения может быть как отрицательным, так и положительным.
2 вопрос. Методы общественного здоровья.
1). Статистический метод — основной метод общественных наук. Он позволяет устанавливать и объективно оценивать происходящие изменения в состоянии здоровья населения и определять эффективность деятельности органов и учреждений здравоохранения, широко применяется в медицинских научных исследованиях (гигиенических, физиологических, биохимических, клинических и др.).
2). Метод экспертных оценок служит дополнением к статистическому. Его основная задача — определение косвенным путем поправочных коэффициентов, т.к. общественное здоровье использует количественные измерения, применяя статистику и эпидемиологические методы. Это позволяет осуществлять прогнозы на основе предварительно сформулированных закономерностей, например, прогноз рождаемости, численности населения, смертности и т.п.
3). Исторический метод строится на основе изучения и анализа процессов общественного здоровья и здравоохранения на различных этапах истории. Это описательный метод.
4). Метод экономических исследований дает возможность устанавливать влияние экономики на здравоохранение и здравоохранения на экономику. Для этого используются методы, применяемые в экономических науках при изучении и разработке таких вопросов, как учет, планирование, финансирование, управление здравоохранением, рациональное использование материальных ресурсов, научная организация труда в органах и учреждениях здравоохранения.
5). Экспериментальный метод – это метод поиска новых, наиболее рациональных форм и методов работы, создание моделей медицинской помощи, внедрение передового опыта, проверка проектов, гипотез, создание опытных баз, медицинских центров и т.д.
В общественном здоровье эксперимент не может использоваться часто из-за связанных с ним административно-законодательных трудностей.
6). Метод моделирования развивается в области организации здравоохранения, и состоит в создании моделей организации для экспериментальной проверки. В зависимости от целей и проблем модели значительно варьируют по объему и организации, бывают временными или постоянными.
7). Метод наблюдения и опроса – используется для дополнения и углубления данных, при помощи специальных исследований. Например, для получения более полных данных о заболеваемости лиц определенных профессий — используют результаты, полученные при медицинских осмотрах. Для выявления характера и степени влияния социально-гигиенических условий на заболеваемость или смертность могут быть использованы методы опроса (интервью, анкетный метод) отдельных лиц, семей или групп по специальной программе.
8). Эпидемиологический метод. Важное место среди эпидемиологических методов исследования занимает эпидемиологический анализ, который представляет собой совокупность методов изучения особенностей эпидемического процесса с целью выяснения причин, способствующих распространению данного явления на данной территории, и разработки практических рекомендаций по его оптимизации. С точки зрения методики общественного здоровья, эпидемиология представляет собой прикладную медицинскую статистику, которая в этом случае выступает как основной, в значительной степени специфический, метод.
Использование эпидемиологических методов на больших популяциях позволяет выделить различные составляющие эпидемиологии: клиническую эпидемиологию, экологическую эпидемиологию, эпидемиологию неинфекционных заболеваний, эпидемиологию инфекционных заболеваний и т.д. В общественном здоровье, выделяют эпидемиологию показателей общественного здоровья.
Источник