Меню

Предмет изучения общественного здоровья населения

Раздел 2. Общественное здоровье

1. Общественное здоровье и здравоохранение это:

а) гигиеническая наука;

б) клиническая наука;

в) интегративная наука.

2. Укажите правильное определение общественного здоровья и здравоохра­нения как науки:

а) наука о социальных проблемах медицины и здравоохранения;

б) наука о закономерностях общественного здоровья, воздействии со­циальных условий, факторов внешней среды и образа жизни на здоровье, способах его охраны и улучшения;

в) система мероприятий по охране здоровья населения.

3. Предметом изучения дисциплины «Общественное здоровье и здраво­охранение» является:

а) здоровье индивидуума;

б) эпидемиология заболеваний;

в) здоровье работающего населения;

г) общественное здоровье, факторы, влияющие на него и методы его охраны.

4. Укажите основные методы исследования дисциплины «Общественное здоровье и здравоохранение:

5. Основоположник социальной гигиены в нашей стране:

6. Здравоохранение это:

а) комплекс медицинских организаций, осуществляющих медицинскую помощь населению;

б) система мероприятий по сохранению, укреплению и восстановлению здоровья населения;

в) мероприятия по выявлению и эффективному лечению ранних стадий болезни для предотвращения ее развития и возникновения серьезных ослож­нений.

7. При проведении медико-социальных исследований применяются следующие методы:

е) все вышеперечисленные.

8. Факторами, оказывающими влияние на здоровье населения, являются:

в) уровень и образ жизни населения

г) уровень, качество и доступность медицинской помощи

д) все вышеперечисленное

9. Предметами изучения общественного здоровья и здравоохранения являются:

а) Общественное здоровье и факторы, его определяющие

б) Системы, обеспечивающие охрану и восстановление здоровья населения

в) Технологии лечения и оперативных вмешательств

10. Основными группами показателей общественного здоровья являются:

а) Показатели заболеваемости

б) Обращения за медицинской помощью

в) Показатели инвалидности

г) Показатели физического развития

д) Демографические показатели

ж) Все ответы правильные

з) Верно а, в, г, д

11. Среди факторов, определяющих здоровье населения, лидируют:

г) Уровень организации медицинской помощи

д) Качество медицинской помощи

12. Назовите методы общественного здоровья и здравоохранения:

е) Все вышеперечисленное

Факторами, оказывающими влияние на индивидуальное здоровье населения, являются

в) Уровень и образ жизни населения

г) Уровень, качество и доступность медицинской помощи

д) Все вышеперечисленное

14. Вторичная профилактика – это:

а) Предупреждение воздействия факторов риска развития заболеваний

б) Предупреждение обострений заболевания

в) Предупреждение возникновения инвалидности

г) Все вышеперечисленное

д) Нет правильного ответа

15. Первичная профилактика – это:

а) Предупреждение воздействия факторов риска развития заболеваний

б) Предупреждение обострений заболевания

в) Предупреждение возникновения инвалидности

г) Все вышеперечисленное

д) Нет правильного ответа

16. Медицинская профилактика включает все перечисленные мероприятия, кроме:

а) Проведения прививок

б) Проведения медицинских осмотров

в) Выявления заболеваний

17. Первичная профилактика включает все перечисленные мероприятия, кроме:

а) Проведения прививок

б) Мероприятий, предупреждающих развитие заболеваний

в) Выявления заболеваний

г) Повышения материального благосостояния

18. Вторичная профилактика включает:

а) Проведение прививок

б) Мероприятия, предупреждающие развитие заболеваний

в) Выявление заболеваний

г) Мероприятия, предупреждающие развитие осложнений и рецидивов заболеваний

д) Повышение материального благосостояния

19. Целью третичной профилактики является предупреждение возникновения:

а) Острых заболеваний

б) Инфекционных заболеваний

в) Несчастных случаев

г) Развитие осложнений и рецидивов хронических заболеваний

20. Основными направлениями формирования здорового образа жизни являются все, кроме:

а) Создания позитивных для здоровья факторов

б) Повышения эффективности деятельности служб здравоохранения

в) Активизации позитивных для здоровья факторов

г) Устранения факторов риска

д) Минимизации факторов риска

21. Укажите наиболее точное определение понятия “Политика здравоохранения”

а) политика ЗО – совокупность идеологических принципов и практических мероприятий по решению проблем ЗО в обществе и государстве

б) политика ЗО – совокупность идеологических принципов по решению проблем ЗО в обществе и государстве

в) политика ЗО – совокупность практических мероприятий по решению проблем ЗО в обществе и государстве

22. Перечислите принципы гигиенического воспитания населения:

а) участие всего медицинского персонала, всех медицинских учрежде­ний в проведении этой работы;

б) наличие в системе здравоохранения специальных учреждений, воз­главляющих работу по пропаганде здорового образа жизни;

в) участие немедицинских организаций, учреждений и ведомств;

г) участие общественного актива из населения

д) все вышеперечисленное.

23. Укажите методы гигиенического воспитания населения:

а) метод устной пропаганды;

б) метод печатной пропаганды;

в) метод изобразительной (наглядной) пропаганды;

д) все вышеперечисленное.

Читайте также:  Как поддержать здоровье крови

24. Перечислите средства метода печатной пропаганды:

б) брошюра, книга;

д) лозунг, листовка;

е) статья в газете, санитарный бюллетень;

ж) все вышеперечисленное.

25. Перечислите средства метода устной пропаганды:

г) выступление по радио;

д) вечер вопросов и ответов;

е) выступление по телевидению;

ж) все вышеперечисленное.

26. Медицинская этика – это:

а) это специфическое проявление общей этики в деятельности врача

б) это наука, рассматривающая вопросы врачебного гуманизма, проблемы долга, чести, совести и достоинства медицинских работников

в) это наука, помогающая вырабатывать у врача способность к нравственной ориентации в сложных ситуациях, требующих высоких морально-деловых и социальных качеств

г) верно все перечисленное

д) нет правильного варианта

27. Медицинская деонтология — это:

а) самостоятельная наука о долге медицинских работников

б) прикладная, нормативная, практическая часть медицинской этики

Источник

1. Общественное здоровье и здравоохранение как наука и область практической деятельности. Основные задачи. Объект, предмет изучения. Методы.

Общественное здоровье и здравоохранение (ОЗЗ) — область медицины, изучающая влияние социальных факторов на состояние здоровья населения. Это теоретическая основа здравоохранения.

Область практической деятельности ОЗЗ:

1) изучение теоретических и организационных основ здравоохранения (ЗО)

2) изучение влияния социальных условий и образа жизни на здоровье населения

3) разработка критериев оценки общественного здоровья

4) разработка научных прогнозов в области охраны здоровья населения

5) исследование проблем народонаселения и их связей с ОЗЗ

6) исследование процессов урбанизации

7) изучение экологии человека

9) изучение правовых и этических основ здравоохранения.

10) изучение потребностей населения в медицинской помощи и вариантов ее в амбулатории и стационаре

11) разработка санитарных и эпидемиологических аспектов здравоохранения

12) разработка социально-экономических и медицинских мероприятий профилактики

13) разработка комплекса программ снижения и ликвидации наиболее распространенных и тяжелых заболеваний

14) разработка вопросов планирования и управления лечебно-профилактической помощью населения.

15) разработка проблем экономики здравоохранения и его финансирования

16) разработка мероприятий по пропаганде и реализации здорового образа жизни, гигиеническому обучению и воспитанию

17) разработка мероприятий и действий при стихийных бедствиях и других экстремальных ситуациях

а) изучение состояния здоровья населения и влияние на него социальных факторов

б)разработка методик и методология изучения здоровья населения.

в) теоретическое обоснование государственной политики в области охраны здоровья и разработка организационных принципов здравоохранения в государстве.

г) разработка и практическая реализация организационных форм и методов работы медицинских организаций и врачей различных специальностей

д) подготовка и воспитание медицинских работников, как врачей-общественников, врачей – организаторов, организация работы по своей специальности.

Объект исследования ОЗЗ: общество в целом, социальная группа, коллектив, а также обслуживающая их система здравоохранения.

1) здоровье населения в целом, коллективов, социальных групп в зависимости от влияния социальной среды

2) комплекс мероприятий, направленных на его укрепление: формы, методы, результаты работы ЗО.

Основные методы исследований:

1) исторический — необходимо знать прошлое, чтобы понимать настоящее и предвидеть будущее

2) статистический — измерять показатели здоровья населения и деятельности медицинских учреждений; б) выявить влияние факторов среды на здоровье; в) определить эффективность лечебных и оздоровительных мероприятий; д) оценить динамику показателей ЗО и прогнозировать их; выявить необходимые данные для разработки новых нормативов здравоохранения.

3) методы эксперимента и моделирования — изыскание и разработка наиболее рациональных организационных форм работы

4) метод экономических исследований — дает возможность установить влияние экономики на ЗО и наоборот

5) метод экспертных оценок

6) метод социологических исследований — выявление отношения населения к своему здоровью, влияния условий труда и быта на здоровье

7) метод системного анализа

8) эпидемиологический метод

История социальной гигиены:

Впервые СГ упоминается в 70-ых г.г. XIX в. в работе Португалова «Вопросы общественной гигиены».

1903 г. — Альфред Гротьян, издает журнал по СГ.

1905 г. — Альфред Гротьян основал научное общество по социальной гигиене и медицинской статистике

1912 г. — Альфред Гротьян начал читать доцентский курс в Берлинском университете.

1918 г. – музей социальной гигиены в Москве, который возглавил Мальков.

1920 г. — музей преобразован в НИИ социальной гигиены.

1920 г. — первая кафедра социальной гигиены в Берлине

1922 г. — кафедра социальной гигиены в Московском универститете

Читайте также:  Здоровье артроз плечевого сустава

1924 г. — кафедра социальной гигиены на медицинском факультете БГУ

Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.

Источник

ОЗыЗы / Новые / ОЗИЗ как наука и предмет методы

Общественное здоровье и здравоохранение как наука и предмет преподавания. Основные методы науки об общественном здоровье и здравоохранении.

1 вопрос. Общественное здоровье и здравоохранение как наука и предмет преподавания.

Общественное здоровье и здравоохранение как самостоятельная медицинская наука изучает воздействие социальных условий и факторов внешней среды на здоровье населения с целью разработки профилактических мер по его оздоровлению и совершенствованию медицинского обслужи­вания.

В отличие от клинических дисциплин общест­венное здоровье изучает состояние здоровья не отдельных ин­дивидов, а коллективов, социальных групп и об­щества в целом в связи с условиями и образом жизни. При этом условия жизни, производственные отношения, как пра­вило, являются определяющими.

Общественное здоровье выявляет закономерности развития народонаселения, исследует демографические процессы, прогнозирует перспективу, разра­батывает рекомендации по государственному регулированию численности населения.

Ведущее значение при изучении данной дисциплины имеет вопрос об эффективности влияния на здо­ровье населения мероприятий, которые проводит госу­дарство, роли в этом здравоохранения, отдельных медицин­ских учреждений.

В основе медицины лежат два основных поня­тия — «здоровье» и «болезнь». В современной литературе существует большое количество определений и подходов к понятию «здоровье».

Определение, принятое ВОЗ: «Здоровье является состоянием полного физического, психического и социального благо­получия, а не только отсутствием болезней и физических дефек­тов».

В медико-социальных исследованиях при оценке здоровья целесообразно выделять четыре уровня:

1 уровень — здоровье отдельного человека — индивидуальное здоровье;

2 уровень — здоровье социальных и этнических групп — групповое здоровье;

3 уровень — здоровье населения административных территорий – региональное здоровье;

4 уровень — здоровье популяции, общества в целом – общественное здоровье.

По мнению экспертов ВОЗ, в медицинской стати­стике под здоровьем на индивидуальном уровне понимается отсутствие выявленных расстройств и заболеваний, а на популяционном уровне — процесс снижения уровня смертности, заболеваемости и инвалидности, повышение ощущаемого уровня здоровья.

Здоровье человека может рассматриваться в различных аспектах: социально-биологическом, социально-политическом, экономическом, морально-эстетическом, психофизическом и т.д. Поэтому сейчас широко используются термины, отражающие лишь одну какую-либо грань здоровья населения — «психическое здоровье», «репродуктивное здоро­вье», «общесоматическое здоровье» и т.д. Либо — здоровье отдельной демографической или соци­альной группы – «здоровье беременных», «здоровье детей» и т.п.

В настоящее время крайне мало показателей, кото­рые объективно отражали бы количество, качество и состав общественного здоровья. Ве­дется поиск и разработка интегральных показателей и индек­сов оценки здоровья населения. ВОЗ считает, что эти показатели должны обладать следующими качествами:

1. Доступность данных. Должна существовать возможность для получения требуемых данных без проведения слож­ных специальных исследований.

2. Полнота охвата. Показатель должен быть получен из данных, охватывающих все население, для которого он предназначен.

3. Качество. Национальные (или территориальные) данные не должны изменяться во времени и пространстве таким образом, чтобы на показатель оказывалось значительное влияние.

4. Универсальность. Показатель по возможности должен быть отражением группы факторов, которые определе­ны и влияют на уровень здоровья.

5. Вычислимость. Показатель должен рассчитываться как можно более простым и не дорогостоящим способом.

6. Приемлемость (интерпретируемость). Должны существовать приемлемые методы для расчета показателя и его интер­претации.

7. Воспроизводимость. При использовании показателя здо­ровья разными специалистами в различных условиях и в различное время результаты должны быть идентичными.

8. Специфичность. Показатель должен отражать изменения только в тех явлениях, выражением которых он служит.

9. Чувствительность. Показатель здоровья должен быть чувствительным к изменениям соответствующих явлений.

10. Валидность. Показатель должен быть истинным выражением факторов, мерой которых он является.

11.Репрезентативность. Показатель должен быть представительным при отражении изменений в здоровье контингентов населе­ния, выделенных для целей управления.

12. Иерархичность. Показатель должен конструироваться по единому принципу для разных иерархических уровней, выделяемых в изучаемой совокупности населения для учитываемых заболеваний, их стадий и последствий.

13. Целевая состоятельность. Показатель здоровья должен адекватно отражать цели сохранения и развития (улуч­шения) здоровья и стимулировать общество к поиску наиболее эффективных путей достижения этих целей.

В медико-социальных исследованиях для количественной оценки группового, регионального и общественного здоровья в России традиционно принято использовать следующие индикаторы: 1. Демографические показатели. 2. Заболеваемость. 3. Инвалидность. 4. Физическое развитие.

Читайте также:  Как будет по бурятски желаю здоровья

ВОЗ для оценки общественного здоровья рекомендует следующие показа­тели:

1. Отчисление валового национального продукта на здравоохранение.

2. Доступность первичной медико-социальной помощи.

3. Охват населения медицинской помощью.

4. Уровень иммунизации населения.

5. Степень обследования беременных квалифицированным персоналом.

6. Состояние питания детей.

7. Уровень детской смертности.

8. Средняя продолжительность предстоящей жизни.

9. Гигиеническая грамотность населения.

С точки зрения общей классификации наук общественное здоровье нахо­дится на границе между естествознанием и общественными науками, то есть она использует методы и достижения обеих групп. С точки зрения классификации медицинских наук общественное здоровье стремится заполнить разрыв между группами клинических (лечебных) и профилактических (гигиенических) наук. Общественное здоровье дает обобщающую картину состояния и динамики здоровья и воспроизводства населения и определяющих их факторов.

Методологическая основа общественного здоровья как науки сос­тоит в изучении и правильной трактовке причин и связей между состоянием здоровья населения и обществен­ными отношениями.

К социально-гигиеническим факторам, влияющим на обществен­ное здоровье, относят: условия труда и быта, жилищные условия; уровень заработной платы, культуру и воспи­тание, питание, отношения в семье, качество и доступ­ность медицинской помощи.

На общественное здоровье оказывают влияние и климато- географические, гидрометеорологические факторы внешней среды.

Значительная часть названных условий может изменяться са­мим обществом, причем влия­ние их на здоровье населения может быть как отрицательным, так и положительным.

2 вопрос. Методы общественного здоровья.

1). Статистический метод — основной метод обществен­ных наук. Он позволяет устанавливать и объективно оценивать происходящие изменения в состоянии здо­ровья населения и определять эффективность деятельности орга­нов и учреждений здравоохранения, широко применяется в медицинских научных исследованиях (гигиенических, физиологических, биохимических, клинических и др.).

2). Метод экспертных оценок служит дополнением к статистическому. Его основная задача — определение косвенным путем поправочных коэффициентов, т.к. общественное здоровье использует количественные измерения, применяя статистику и эпидемиологические методы. Это позволяет осуществлять прогнозы на основе предварительно сформулированных закономерностей, например, прогноз рождаемости, численности населения, смертности и т.п.

3). Исторический метод строится на основе изучения и анализа процессов общественного здо­ровья и здравоохранения на различных этапах истории. Это описательный метод.

4). Метод экономических исследований дает воз­можность устанавливать влияние экономики на здравоохранение и здравоохранения на экономику. Для этого используются методы, применяемые в экономических науках при изучении и разработке таких вопросов, как учет, плани­рование, финансирование, управление здравоохранением, рацио­нальное использование материальных ресурсов, научная организа­ция труда в органах и учреждениях здравоохранения.

5). Экспериментальный метод – это метод поиска новых, наи­более рациональных форм и методов работы, создание моделей медицинской помощи, внедрение передового опыта, проверка проектов, гипотез, создание опытных баз, медицинских цен­тров и т.д.

В общественном здоровье эксперимент не может использоваться часто из-за связанных с ним административно-законодательных трудностей.

6). Метод моделирования развивается в области организации здравоохранения, и состоит в создании моделей организации для экспериментальной про­верки. В зависимости от целей и проблем модели значительно варьируют по объему и организации, бывают вре­менными или постоянными.

7). Метод наблюдения и опроса – используется для дополнения и углубления данных, при помощи специальных исследований. Например, для получения более полных данных о заболеваемости лиц определенных про­фессий — используют результаты, полученные при медицинских осмотрах. Для выявления характера и сте­пени влияния социально-гигиенических условий на заболеваемость или смертность могут быть использованы методы опроса (интервью, анкетный метод) отдельных лиц, семей или групп по специальной программе.

8). Эпидемиологический метод. Важное место среди эпидемиологических методов исследо­вания занимает эпидемиологический анализ, который представляет собой совокупность методов изуче­ния особенностей эпидемического процесса с целью выясне­ния причин, способствующих распространению данного явле­ния на данной территории, и разработки практических реко­мендаций по его оптимизации. С точки зрения методики общественного здоровья, эпидемиология пред­ставляет собой прикладную медицинскую статистику, которая в этом случае выступает как основной, в значительной степени специфиче­ский, метод.

Использование эпидемиологи­ческих методов на боль­ших популяциях позволяет выделить различные составляю­щие эпидемиологии: клиническую эпидемиологию, экологи­ческую эпидемиологию, эпидемиологию неинфекционных за­болеваний, эпидемиологию инфекционных заболеваний и т.д. В общественном здоровье, выделяют эпидемиологию показателей общественного здоровья.

Источник

Adblock
detector