Меню

Правовые основы семьи репродуктивное здоровье

Репродуктивное здоровье и репродуктивные права

Репродуктивное здоровье

Репродуктивное здоровье — это возможность зачать, выносить и родить здорового ребенка. Его сохранение — задача и женщины, и мужчины. Каждая беременность должна быть желанной, а родители будущего ребенка — здоровыми.

Основы репродуктивного здоровья женщины закладываются еще в раннем возрасте. и зависят от генетических особенностей, наличия патологии различных органов и систем организма, действия факторов внешней среды и т.п. Раннее начало половой жизни, заболевания, передающиеся половым путем (ЗППП), включая ВИЧ / СПИД, незапланированная беременность, аборты являются основными проблемами репродуктивной сферы. Состояние репродуктивного здоровья во многом определяется образом жизни человека, ответственным отношением к своему здоровью, а также.уровнем его информированности об основах репродуктивного здоровья, возможностях его сохранения и реализации репродуктивных прав.

По определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), репродуктивное здоровье — это важнейшая составляющая общего здоровья человека. Оно подразумевает состояние полного физического, умственного и социального благополучия, характеризующее способность людей к зачатию и рождению детей, возможность сексуальных отношений без угрозы заболеваний, передающихся половым путем, гарантию безопасности беременности, родов, выживание и здоровье ребенка, благополучие матери, возможность планирования следующих беременностей, в том числе и предупреждение нежелательных.

Забота о сохранении репродуктивного здоровья также включает в себя и сексуальное здоровье, целью которого является улучшение жизни и межличностных отношений, а не только консультации и лечение, связанные с репродукцией и инфекциями, передаваемыми половым путем.

Сексуальное здоровье — это состояние физического, эмоционального, психического и социального благополучия, связанного с сексуальностью. Сексуальное здоровье требует позитивного и уважительного отношения к сексуальности и взаимоотношениям сексуального характера, а также возможность приобретения сексуального опыта, безопасного и доставляющего удовольствие, свободного от насилия, дискриминации и жестокости. Уважение, соблюдение и защита сексуальных прав человека является основой для достижения и сохранения сексуального здоровья людей.

Репродуктивные права

Понятия «репродуктивное здоровье» и «репродуктивные права» неразрывно связаны, поскольку право на репродуктивный выбор – это признание права человека принимать свободные и самостоятельные решения о своем репродуктивном здоровье, в том числе рождении детей, времени их рождения и промежутках между рождением детей, включая право принимать решения относительно деторождения без дискриминации, угроз и насилия, а также признание права на получение соответствующей информации.. Право на репродуктивный выбор, планирование семьи, охрану репродуктивного и сексуального здоровья относится к основным правам человека.

Репродуктивные права включают в себя неотъемлемые права и свободы человека, которые уже признаны в национальных законодательствах, в международных документах по правам человека и других общепринятых документах. Впервые всеобъемлюще о репродуктивных правах было заявлено на Международной конференции по народонаселению и развитию (МКНР), состоявшейся в 1994 г. в Каире.

Программа действий Каирской конференции определяет репродуктивные права как часть основных прав человека. Репродуктивные права признаны законодательствами многих стран, в том числе Международной конвенцией о гражданских и политических правах, Конвенцией о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин и Европейской конвенцией о правах человека.

В Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин содержится ясное требование, чтобы страны-участницы обеспечили женщинам доступ к услугам в области охраны здоровья, включая услуги по планированию семьи и по принятию решения о том, сколько иметь детей и с какими интервалами, а также доступ к информации, которая необходима для осуществления этих прав.

Несмотря на то, что для Украины понятие «репродуктивные права» является относительно новым, Украина не только ратифицировала все ключевые международные конвенции и договора в сфере захиты прав человека, в т.ч. репродуктивных, но и обеспечила их реализацию собственными законодательными и другими правовыми актами

Подробнее об этом читайте в разделе «Правовые аспекты».

Репродуктивные права включают в себя:

Предполагает право каждого человека:

  • свободно принимать решение относительно количества детей и времени их рождения в браке или вне его, интервалов между рождениями, необходимых для сохранения здоровья матери и ребенка;
  • реализовать свою репродуктивную функцию естественным биологическим путем или же с использованием репродуктивных технологий, разрешенных в Украине, а также предусмотренных международными договорами, если иное не предусмотрено законом.

Государство гарантирует невмешательство в реализации права на свободный репродуктивный выбор.

Предполагает право каждого человека:

  • на получение достоверной, полной и доступной для восприятия информации о состоянии своего репродуктивного здоровья;
  • на получение достоверной информации о безопасных, эффективных, доступных и приемлемых вспомогательных репродуктивных технологиях и методах планирования семьи, об их преимуществах и недостатках;
  • на получение информации о методах профилактики, диагностики, лечения и медико-социальной реабилитации репродуктивного здоровья человека.

Указанный перечень прав не является исчерпывающим, поскольку гражданин имеет и другие информационные права в области репродуктивного здоровья и планирования семьи, предусмотренные настоящим Законом и другими нормативно-правовыми актами.

Предполагает право каждого человека на получение услуг, направленных на укрепление и сохранение репродуктивного здоровья и планирование семьи. Такие услуги предоставляются юридическими и физическими лицами, имеющими лицензию на данный вид деятельности.

Читайте также:  Основные факторы определяющие состояние индивидуального здоровья

Гарантированные услуги по сохранению репродуктивного здоровья и планированию семьи предоставляются бесплатно государственными аккредитованными учреждениями здравоохранения, образования, социальной защиты, имеющие лицензию на данный вид деятельности.

Перечень гарантированных услуг по сохранению репродуктивного здоровья и планированию семьи утверждается Кабинетом Министров Украины.

  • несовершеннолетние и малолетние имеют право на укрепление и сохранение репродуктивного здоровья, а также на половое воспитание и образование.
  • половое воспитание несовершеннолетних и малолетних, подготовка их к семейной жизни осуществляются в семье. Половое воспитание несовершеннолетних и малолетних может осуществляться также и лицами, имеющими специальную подготовку.
  • половое воспитание несовершеннолетних и малолетних осуществляется в образовательных учреждениях лицами, имеющими специальную подготовку, в соответствии со специально разработанными программами с учетом пола, возраста, особенностей психофизического развития несовершеннолетних и малолетних, мнений их и их родителей (усыновителей), опекунов, попечителей.
  • разработка типовых образовательных программ по половому образованию и сохранению репродуктивного здоровья несовершеннолетних и малолетних, подготовке их к семейной жизни обеспечивается государственными органами управления образования совместно с государственными органами управления здравоохранения.

Органы исполнительной власти и органы местного самоуправления создают условия для получения несовершеннолетними и малолетними услуг по охране репродуктивного здоровья и половому воспитанию.

  • женщина имеет право на материнство, на охрану здоровья в период беременности, помощь при родах и в послеродовой период с применением методов, сводящих к минимуму риск для ее здоровья, жизнеспособности плода и здоровья новорожденного. Для беременной женщины должны быть созданы надлежащие условия для сохранения ее здоровья и рождения здорового ребенка.
  • медицинское вмешательство в период беременности осуществляется с согласия женщины. В ситуациях, опасных для жизни беременной женщины, решение принимает консилиум врачей или лечащий врач с учетом приоритетности жизни и здоровья женщины.
  • гарантированный объем бесплатной медицинской помощи предоставляется женщине в государственных аккредитованных учреждениях здравоохранения, имеющих лицензию на данный вид деятельности, за счет средств бюджетов всех уровней и Фонда обязательного медицинского страхования. Перечень гарантированных услуг и порядок их предоставления устанавливаются специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти в области здравоохранения.
  • поведение, направленное на принуждение к материнству, беременности, родам, а также такое, что чинит препятствия им, признается насилием над женщиной. Лица, ведущие себя таким образом несут ответственность согласно законодательству Украины.
  • лишение женщины возможности реализации репродуктивной функции в связи с выполнением ею конституционных, служебных, трудовых обязанностей или в результате противоправного поведения относительно нее является основанием для возмещения причиненного ей морального вреда.

Мужчина имеет право на отцовство. Лишение мужчины возможности реализации репродуктивной функции в связи с выполнением им конституционных, служебных, трудовых обязанностей или в результате противоправного поведения относительно него является основанием для возмещения причиненного ему морального вреда.

Предполагает право каждого человека:

  • на профилактику и по медицинским показаниям на лечение всех видов бесплодия, в том числе с применением современных вспомогательных репродуктивных технологий, разрешенных в Украине, а также предусмотренных международными договорами.
  • на получение информации о сути/содержании вспомогательных репродуктивных технологий, эффективности, оптимальных сроках их применения, возможных осложнениях, медицинских и правовых последствиях, а также о наличии других методов профилактики и лечения бесплодия.

Профилактика и лечение бесплодия с использованием вспомогательных репродуктивных технологий проводится аккредитованными учреждениями здравоохранения, имеющими лицензию на этот вид деятельности.

Предполагает право каждого человека:

  • на конфиденциальность информации относительно факта обращения к физическим и юридическим лицам, органы государственной власти, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в том числе в учреждения здравоохранения, образования и социальной защиты по поводу реализации их репродуктивных прав и сохранению репродуктивного здоровья,
  • на конфиденциальность относительно принятых мер, диагноза и состояния своего репродуктивного здоровья.

Органы государственной власти, органы местного самоуправления и их должностные лица, юридические и физические лица обязаны хранить в тайне информацию, связанную с фактом обращения к ним физических лиц по поводу реализации ими своих репродуктивных прав и сохранению репродуктивного здоровья.

  • женщины, будучи полностью дееспособными, имеют право по медицинским показаниям на искусственное оплодотворение и имплантацию эмбриона.
  • порядок и условия проведения репродуктивных вспомогательных технологий, связанных с искусственным оплодотворением или имплантацией зародыша определяются специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти в области здравоохранения.
  • при использовании вспомогательных репродуктивных технологий должны обеспечиваться анонимность донора и сохранение врачебной тайны.

Предполагает право каждого человека на доступ к новым, безопасным, эффективным и приемлемым вспомогательным репродуктивным технологиям, разрешенным в Украине, а также предусмотренным международными договорами.

Предполагает право каждого человека на защиту своих репродуктивных прав путем обжалования действий или бездействия и решений органов государственной власти и органов местного самоуправления, их должностных лиц, связанных с реализацией репродуктивных прав, в вышестоящих государственных органах или в суде в соответствии с законодательством Украины.

Читайте также:  Энергетик последствия после употребления для здоровья

Предполагает право каждого человека на на использование средств контрацепции и их свободный выбор.

Предполагает право каждой женщины на искусственное прерывание нежелательной беременности.

Последствия нарушения репродуктивных прав языком фактов:

Мировые оценочные данные последствий несоблюдения или лишения людей их сексуальных и репродуктивных прав следующие:

  • каждый год по причинам, связанным с беременностью и родами, умирают около 600 000 женщин (одна женщина в минуту), в основном в развивающихся странах;
  • около 200 000 женщин умирают ежегодно в результате отсутствия или недостаточной эффективности противозачаточных средств;
  • в общей сложности 350 млн. супружеских пар не имеют информации о противозачаточных средствах и лишены доступа к ним;
  • примерно 75 млн. беременностей в год (из их общего числа 175 млн.) являются нежеланными, и их исходом является 45 млн. абортов и более 30 млн. рождающихся нежеланных детей;
  • 70 000 женщин умирают ежегодно в результате неквалифицированных абортов и никто не знает, сколько женщин получают инфекции и другие осложнения;
  • ежегодно в мире появляется 333 млн. новых случаев ИППП;
  • один миллион человек умирают ежегодно от ИППП (исключая СПИД);
  • в среднем каждую минуту шесть человек заражаются ВИЧ–инфекцией;
  • примерно 50–60% всех новых случаев ИППП, включая ВИЧ, приходится на молодых людей в возрасте до 20 лет;
  • два миллиона девочек в возрасте от 5 до 15 лет ежегодно вовлекаются в индустрию секса;
  • данные исследований говорят о том, что насилие в семье – распространенное явление в большинстве стран и является частой причиной самоубийств среди женщин и подростков.

Источник

Репродуктивные права гражданина Российской Федерации

Рубрика: 10. Медицинское право

Дата публикации: 27.04.2017

Статья просмотрена: 3348 раз

Библиографическое описание:

Балакирева, К. В. Репродуктивные права гражданина Российской Федерации / К. В. Балакирева. — Текст : непосредственный // Медицина и здравоохранение : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2017 г.). — Казань : Бук, 2017. — С. 106-109. — URL: https://moluch.ru/conf/med/archive/240/12332/ (дата обращения: 08.06.2021).

Поистине уникальными возможностями характеризуются последние десятилетия: биомедицинские экспериментальные исследования зачатия, рождения человека, лечения бесплодия стали целью технологических производств и репродуктивного бизнеса в целом.

Именно эти исследования стали причиной появления таких видов деятельности, как суррогатное материнство, анонимное донорство половых клеток и другие практики, направленные на улучшение репродуктивной обстановки в стране, в том числе и в юридической плоскости. Но готово ли российское законодательство для таких перемен?

Всемирная организация здравоохранения определяет репродуктивные права как «право мужчин и женщин на получение информации и на доступ к безопасным, эффективным, недорогим и доступным способам регулирования рождаемости, в соответствии с их выбором, а также право на доступ к надлежащим службам здравоохранения, которые могут обеспечить для женщин безопасные беременность и роды, а также создать для супружеских пар наилучшие возможности для того, чтобы иметь здорового ребенка» [5].

В целом репродуктивные права в той или иной степени включают право на контроль за рождаемостью (использование контрацептивов), безопасный и законный аборт, право на доступ к качественной акушерско-гинекологической помощи, на информацию и сексуальное образование. Репродуктивные права призваны достичь максимально высокого уровня репродуктивного здоровья, преодолеть бесплодие, защищать человека от принудительной стерилизации и абортов, а также обезопасить от распространённых в религиозных и обрядных культах увечий гениталий [7].

Концепция осуществления репродуктивной деятельности была признана в решении ООН в 1968 году, в частности право на репродуктивный выбор было сформулировано в 16 пункте Воззвания Тегеранской международной конференции по правам человека [2]. Непосредственное закрепление и дальнейшее развитие этих прав произошло на Международных конференциях по народонаселению и развитию, которые проходили в Бухаресте (1974), Мехико (1985) и Каире (1995), в программе действий которой впервые были определено место репродуктивных права в системе прав человека. Также Каирской программой действий был представлен и рекомендован план действий, предусматривающий меры по снижению числа абортов и разработку законов по защите репродуктивного здоровья населения. А на Пекинской всемирной конференции по положению женщин (1995) была определена правовая природа репродуктивных прав, который являются порождением права на охрану здоровья [3].

В действующем законодательстве Российской Федерации репродуктивные права представляют собой комплекс личных прав, закреплённых в международных документах о правах человека и Конституции РФ. На международном уровне это такие документы как Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г., Конвенция ООН от 18 декабря 1979 г. «О ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин», Конвенция от 20 ноября 1989 г. «О правах ребенка», Декларация «Об использовании научно-технического прогресса в интересах мира и на благо человека», Всеобщая декларация от 11 ноября 1997 г. «О геноме человека и правах человека», Европейская конвенция от 4 апреля 1997 г. «О защите прав и достоинства человека в связи с применением достижений биологии и медицины» и Дополнительный протокол к ней от 12 января 1998 г.

Читайте также:  Что такое группа здоровья по фигурному катанию

В Конституции репродуктивные права представлены совокупностью таких прав как право на жизнь (ст. 20), охрану личного достоинства (ст. 21), личную неприкосновенность (ст. 22), неприкосновенность частной жизни (ст. 23), получение информации (ст. 29), государственную защиту материнства, детства и семьи (ст. 38), на охрану здоровья (ст. 41) [3].

Репродуктивные процессы не могут существовать отдельно от права, так как, например, зачатие ребёнка парой, находящейся в браке, порождает отличные от не находящихся в браке людей юридические последствия. В первом случае отцовство будет признано автоматическим, во втором — необходимо его установление. М. Н. Босанац для этого описания свойства этих отношений вводит понятие «юридической жизнедеятельности», закрепляющее репродуктивные права и пределы из реализации. Так, такого рода жизнедеятельность — это «государственно-правовое вмешательство в воспроизводство населения, которое осуществляется путем правового регулирования, прямо или косвенно влияющего на рождаемость и сохранение потомства» [1, с. 24]. Фактически это означает право государства регулировать отношения, которые возникают во время оплодотворения, стерилизации, аборта и так далее. Демографическая политика России считает своей главным задачей развитие системы мер по охране репродуктивного здоровья [8].

Но здесь происходит столкновение первоначальной составляющей репродуктивного права — права человека на жизнь. И именно эта составляющая, по мнению Г. Б. Романовского, нуждается в особой защите как в международном, так и национальном законодательстве. Так, все мы знаем, что мужчина не обладает правом законного требования от женщины, чтобы она ему родила ребенка. И никакое решение суда не может предоставить ему это право. Здесь действует известное правило, согласно которому свобода оборот человека заканчивается там, где начинается свобода другого. Ситуация осложняется и тем, что помимо права на жизнь ребёнка, у родителей есть право и на свою жизнь. При таком подходе ребёнок превращается в объект правоотношений, так как рождение нового человека, который станет субъектом права, возможно при сознательном действии взрослых. В давние времена люди решали этот вопрос довольно-таки просто: потомство — это собственность семьи. Гуго Гроций в «О праве войны и мира» описал эту ситуацию так: «Путем рождения родители приобретают право в отношении детей», а выдающийся богослов и философ Моисей Египетский в комментариях на правилах «О кающихся» сказал: «Дети в этом возрасте так же принадлежат родителям, как и прочее их достояние». Детей отцы продавали в рабство, совершенно обычным было дело убийства девочек при рождении. Такая практика существовала у раджпутов и некоторых другие индусов, которые убивают дочерей тотчас после рождения, чтобы через пятнадцать лет избежать свадебных издержек. В начале 19 века британское правительство провело исследование, которое показало, что в Западном Раджпутане при населении в 10000 человек не было ни одной девочки [6, с. 145–146].

Интересен случай, приведённый в книге «Философия здоровья», где подросток с врожденными дефектами, которые привели к инвалидности, подал судебный иск к своим родителям за то, что те его родили, тем самым обрекли на физические и нравственные страдания, несмотря на то, что матери было рекомендовано искусственное прерывание беременности [9, с. 83].

Таким образом, репродуктивные права в Российской Федерации представляют собой не один институт, а комплекс правомочий в репродуктивной сфере. И сегодня становится очевидно, что законодательство на современном этапе не способно обеспечить реализацию условий и возможностей в репродуктивной сфере, так как в в полной мере не были раскрыты права/обязанности/ответственность физических лиц, государственных органов власти, а также медицинских учреждений.

Логичным бы казалось идея о принятии закона, регулирующих репродуктивную деятельность человека и механизм их реализации. Также этот закон смог бы систематизировать нормативно-правовые акты в сфере репродуктивного здоровья и репродуктивного выбора. Однако такая попытка уже была предпринята — Государственной Думе был представлен проект федерального закона «О репродуктивных правах гражданина и гарантиях их осуществления». Но он был назван Д. К. Радшихановой «пиаракцией», так как был отозван самим автором.

Нескорое признание репродуктивных прав объясняется наличием некоторых причин. К ним относится непонимание специфика регулировании сферы деятельности, смещение акцента с прав человека на деятельность медицинских организаций, невозможность урегулировать любовные отношения посредством закона (никто не может заставить одного человека любить другого, даже если ставится вопрос о будущем брака). Наконец, законодательное закрепление репродуктивных прав не отвечает современным потребностям российского сообщества. Оно пока не готово к таким переменам. Вопросы регулирования деятельности медицинских организаций возможно разрешить в рамках ведомственных актов.

Источник

Adblock
detector