Организационно-правовой механизм охраны здоровья граждан
1) соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий;
2) приоритет интересов пациента при оказании мед. помощи;
3) приоритет охраны здоровья детей;
4) социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья;
5) ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья;
6) доступность и качество медицинской помощи;
7) недопустимость отказа в оказании медицинской помощи;
8) приоритет профилактики в сфере охраны здоровья;
9) соблюдение врачебной тайны.
Характеристику системы охраны здоровья граждан начнем с мер политического характера. В соответствии с Конституцией РФ Президент России определяет основные направления внутренней политики государства, к которым относится и охрана здоровья граждан. Политические решения главы государства определяют вектор действий законодательной и исполнительной власти по сохранению и укреплению здоровья граждан.
Здесь следует назвать ежегодные послания Президента РФ к Федеральному Собранию РФ в части положений, касающихся развития системы охраны здоровья. Как правило, положения Послания Главы государства становятся основанием для разработки Государственной Думой Федерального Собрания РФ и Правительством РФ конкретных мер по реализации направлений государственной политики, в том числе в области сохранения и укрепления здоровья граждан.
При анализе мер экономического характера необходимо учитывать, что в настоящее время в России функционируют не только государственная система здравоохранения, но муниципальная и частная системы (этот вопрос рассматривается в параграфе 3.4), а также система медицинского страхования. Следовательно, кроме государственных средств необходимо учитывать и другие источники финансирования.
Переходя к рассмотрению мер правового характера, отметим прежде всего, что в настоящее время в России идет активный процесс формирования правового механизма ответственности за состояние здоровья со стороны всех заинтересованных субъектов: государства, работодателя, медицинского персонала, гражданина. Это происходит в первую очередь на законодательном уровне.
К мерам социального характера относятся вопросы, которые рассматриваются в рамках изучения различных дисциплин. Здесь отметим, что речь идет о мерах, направленных на улучшение материального благосостояния населения, условий труда, жилищных условий, качества питания, отдыха и др.
В характеристике этого блока назовем также меры социального характера по уходу за больными, нетрудоспособными, инвалидами, включая выплату соответствующих пособий.
Меры научного характера необходимо рассматривать именно с государственных позиций ввиду того, что в настоящее время львиная доля средств на научные исследования вкладывается государством. Эти средства идут на фундаментальные и прикладные исследования медико-биологических проблем, разработку новых лекарственных препаратов, диагностических аппаратов и др.
Меры медицинского, санитарно-противоэпидемического характера реализуются в основном в системе здравоохранения и включают в себя вопросы оказания медицинских услуг, которые направлены на профилактику заболеваний, их диагностику и лечение, медицинскую реабилитацию, обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Эффективность перечисленных мер зависит от многих факторов, среди которых следует отметить наличие единой государственной политики в области охраны здоровья граждан, координации работ при осуществлении этой политики на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, ответственность органов законодательной и исполнительной власт
1. Права граждан на охрану здоровья в Конституции РФ (1993), их характеристика;
Соответственно конституционные права населения на охрану здоровья — базовые права, лежащие в основе формирования всего законодательства, осуществляющего прямое и опосредованное регулирование деятельности здравоохранения.
Следующая группа прав связана с получением медицинской помощи.Общие права, связанные с получением медицинской помощи, занимают вторую ступень в комплексе прав на охрану здоровья и включают права:
• на мсдико социальную помощь;
• информацию о факторах, влияющих на здоровье;
• обязательное страхование и ДМС;
• выбор страховой медицинской организации (СМО) в системе ДМС и в системе ОМС:
• получение высокоспециализированной медицинской помощи;
• государственную систему обеспечения доступности лекарственных средств:
• отказ от патологоанатомического вскрытия;
• право женщины на искусственное оплодотворение и имплантацию эмбриона, аборт;
• возмещение материального и морального вреда, причиненного здоровью при оказании медицинской помощи.
В системе прав третью ступень занимают права отдельных категорий граждан на охрану здоровья, которые направлены на реализацию первой и второй ступени исходя из специфики той или иной группы населения. Четвертую ступень зани-
мают права больных, которые непосредственно получают медицинскую помощь в связи с болезнью, травмами или родами. Эта группа прав полностью сформулирована в Федеральном законе «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации».
2. Ответственность за охрану здоровья граждан государства, юридических и физических лиц в кодексах Российской Федерации;
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).
Источник
Право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41 Конституции России)
Охрана здоровья граждан — это система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского характера, осуществляемых органами государственной власти и местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи.
Право на охрану здоровья обеспечивается охраной окружающей среды, созданием безопасных условий труда, благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, производством и реализацией продуктов питания соответствующего качества, качественных, безопасных и доступных лекарственных препаратов, а также оказанием доступной и качественной медицинской помощи.
Каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.
Необходимым условием любого медицинского вмешательства является дача информированного добровольного согласия гражданина или его законного представителя на медицинское вмешательство.
Важной конституционной гарантией права на охрану здоровья является запрет на сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей.
Таким образом, граждане имеют право на получение достоверной и своевременной информации о факторах, способствующих сохранению здоровья или оказывающих на него вредное влияние, включая информацию о санитарно-эпидемиологическом благополучии района проживания, состоянии среды обитания, рациональных нормах питания, качестве и безопасности продукции производственно- технического назначения, пищевых продуктов, товаров для личных и бытовых нужд, потенциальной опасности для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг. Такая информация предоставляется органами государственной власти и органами местного самоуправления в соответствии с их полномочиями, а также организациями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Основные законодательные акты:
- Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации»
Источник
Правовой механизм обеспечения здоровья населения
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2013 в 15:38, лекция
Описание работы
Правовое регулирование взаимоотношений человека и общества во все времена не могло обойти сферу охраны здоровья граждан и медицинскую деятельность.
Охрана здоровья граждан — это совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медико-социальной помощи в случае утраты здоровья.
Файлы: 1 файл
Лек ПРАВОВОЙ МЕХАНИЗМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ.doc
ПРАВОВОЙ МЕХАНИЗМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ.
Правовое регулирование взаимоотношений человека и общества во все времена не могло обойти сферу охраны здоровья граждан и медицинскую деятельность.
Охрана здоровья граждан — это совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медико-социальной помощи в случае утраты здоровья. Государство гарантирует охрану здоровья каждого человека в соответствии с Конституцией Российской Федерации и иными законодательными актами Российской Федерации, Конституциями и иными законодательными актами республик в составе Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Право на охрану здоровья и доступную медицинскую помощь лишь сравнительно недавно стало предусматриваться в законодательстве различных стран. В международном масштабе оно было декларировано в 1948 г. во всеобщей декларации прав человека.
Несмотря на очевидную значимость в жизни современного общества правового регулирования охраны здоровья граждан, в РФ законодательное обеспечение прав человека на здоровье до 1990 г. было ограниченным и исчерпывалось “Основами законодательства СССР и союзных республик о здравоохранении” (1961 г.) и законом РСФСР “О здравоохранении” (1971 г.), принятым в соответствии с вышеуказанными основами.
С 1990 г. в России начались радикальные преобразования государства и общества, которые не могли не затронуть и сферу здравоохранения.
Практически впервые в России начал складываться кодекс законов в области охраны здоровья, в котором находят отражение следующие направления правового регулирования:
- надзорные законы, обеспечивающие безопасные условия жизни;
- законы, обеспечивающие профилактику заболеваний и здоровый образ жизни;
- права граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь;
- ответственность за правонарушения в области охраны здоровья граждан;
- организация деятельности системы здравоохранения;
- регулирование профессиональной медицинской и фармацевтической деятельности;
- финансирование здравоохранения, налоги, таможенные пошлины и льготы;
- специальные законы по актуальным разделам медицины и конкретным заболеваниям.
К сожалению, правовое регулирование основных видов медицинской деятельности мало известно специалистам и врачам. Что же касается рядовых пациентов, то они осведомлены еще меньше и еще хуже ориентируются в вопросах медицинского права. Поэтому необходимо, чтобы будущие социальные работники были ознакомлены с основами законодательства в вопросах здравоохранения.
Главным законодательным документом страны является Конституция Российской Федерации 1993 года, статья 41 которой гласит:
- Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджете, страховых взносов, других поступлений.
- В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.
- Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом.
Медицинское право, будучи структурным элементом российской правовой системы, само характеризуется определенной системностью, состоит из нескольких институтов, в том числе права граждан на охрану здоровья; прав пациентов; медицинского страхования; контроля качества медицинской помощи; защиты прав граждан в области охраны здоровья и других.
Регулятивная статистическая функция выражается в закреплении прав граждан в области охраны здоровья, закреплении организационных основ системы здравоохранения. Регулятивная динамическая функция выражается в воздействии на общественные отношения в регулируемой сфере для подкрепления их развития, в первую очередь для реализации возможностей, заложенных в правах, закрепленных за гражданами. Охранительная функция заключается в нацеленности отрасли на охрану прав граждан в области охраны здоровья, их защиту. Специфичность охранительной функции медицинского права заключается в том, что под охрану взяты такие неотчуждаемые личные блага, как жизнь и здоровье.
Специфика предмета регулирования очевидна и позволяет отграничить медицинское право от других правовых явлений, в первую очередь от права социального обеспечения.
Структурную основу, «костяк» предмета медицинского права составляют отношения по предоставлению медицинских услуг, так называемые отношения пациент—врач и пациент — медицинское учреждение. Отношения эти частные, гражданско-правовые по своей природе.
В соответствии с Государственным Кодексом РФ медицинская деятельность определяется как возмездное оказание услуг. В медицинской среде велась дискуссия о том, следует ли врачебную деятельность относить к услугам. Высказывались мнения, что работа врача — это высокий долг, служение человечеству, и отнесение ее к услугам способно подорвать нравственные основы самой медицинской профессии. Дискуссия эта была беспочвенна с юридической точки зрения. Позиция Законодателя вполне понятна: право, главная черта которого — формальная определенность, не может оперировать нравственно-этическими и моральными категориями. Законодательное определение деятельности по оказанию медицинской помощи, как возмездного оказания услуг, соответствует позиции ВОЗ по этому вопросу. По определению ВОЗ, пациент — потребитель медицинских услуг; врач (медицинское учреждение) — предоставитель медицинских услуг. При регулировании данных отношений юридический приоритет должен принадлежать воле частных лиц, регулирование носит присущий частному праву автономный характер.
Вместе с тем врачебная деятельность является объектом постоянного государственного, публичного надзора. Централизованно, властным путем предлагается решение вопросов по организации здравоохранения, устанавливаются единые стандарты, требования к врачебной деятельности. Отношения по организации лечебно-диагностического процесса, управлению этим процессом имеют административную природу, но по своей специфике могут рассматриваться только в неразрывной связи с отношениями по оказанию медицинской помощи.
Врачебная деятельность невозможна без надлежащего обеспечения, организации и управления, которые традиционно находятся в сфере публичного в праве и регулируются юридическим инструментарием публичного права. Так, в рамках одного фактического отношения пересекаются и взаимодействуют качественно разные правовые явления. Многоаспектность этих отношений приводит к необходимости привлечения к их регулированию смешанного юридического инструментария.
Законодательную базу отрасли составляет законодательство о здравоохранении, включенное в общеправовой Классификатор отраслей законодательства России под цифровым кодом 220 000 000. В него входят:
- Федеральный Закон «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан» от 22 июля 1993 г.;
- Закон РФ «О медицинском страховании граждан в РФ» в редакции от 2 апреля 1993 г.;
- Закон РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» от 2 июля 1992 г.;
- Закон РФ «О трансплантации органов и (или) тканей человека» от 22 декабря 1992 г.;
- Закон РФ «О донорской крови и ее компонентов» от 9 июня 1993 г.;
- Закон РСФСР «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения в РСФСР» от 19 апреля 1991 г. и ряд других актов.
Кроме норм законодательства о здравоохранении, медицинское право использует нормы, заимствованные в базовых материальных отраслях — гражданском праве, административном праве.
Ответственность работников здравоохранения за профессиональные правонарушения рассматривают в нескольких аспектах:
- профессиональные правонарушения, предусмотренные уголовным законодательством;
- должностные преступления, предусмотренные уголовным законодательством;
- правонарушения работников здравоохранения, не предусмотренные УК РФ.
Ответственность работников здравоохранения за профессиональные правонарушения, предусмотренные уголовным законодательством, в свою очередь включает две группы преступлений:
- преступления работников здравоохранения, направленные против личности — причинение смерти по неосторожности, принуждение к изъятию органов или тканей человека для трансплантации, умышленное заражение ВИЧ-инфекцией, незаконное производство аборта, неоказание помощи больному, незаконное помещение в психиатрический стационар, торговля несовершеннолетними, подмена ребенка, разглашение тайны усыновления (удочерения);
- преступления работников здравоохранения, направленные против общественной безопасности и общественного порядка, — незаконное обращение с радиоактивными материалами, хищение либо вымогательство радиоактивных материалов; незаконное изготовление, приобретение, хранение, перевозка, пересылка либо сбыт наркотических средств или психотропных веществ; незаконная выдача либо подделка рецептов или иных документов, дающих право на получение наркотических средств или психотропных веществ; незаконный оборот сильнодействующих или ядовитых веществ в целях сбыта; незаконное занятие частной медицинской практикой или частной фармацевтической деятельностью; нарушение санитарно-эпидемиологических правил; сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей.
Должностные преступления работников здравоохранения включают в себя преступления, направленные против государственной власти (злоупотребление должностными полномочиями, получение взятки, служебный подлог, халатность), преступления, направленные против правосудия (заведомо ложные показания, заключение эксперта), и преступления в сфере экономики (вымогательство). Выделена также группа правонарушений работников здравоохранения, не предусмотренные УК РФ, — незаконный эксперимент на больном, незаконная медицинская стерилизация.
Активная деятельность по разработке законов об охране здоровья граждан осуществляется и в регионах России. В настоящее время субъектами РФ принято 68 законов в области здравоохранения, 77 законов находятся на рассмотрении в Минздраве России. Проводится работа по разграничению полномочий и предметов ведения в сфере здравоохранения между Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектов страны. К настоящему времени подписано около 20 таких соглашений.
Концепция развития здравоохранения и медицинской науки в РФ (одобрена Постановлением Правительства РФ от 5.11.97 г. № 1387) в качестве одного из основных направлений предусматривает совершенствование правового регулирования в сфере охраны здоровья.
Институциональные изменения в законодательной работе в области здравоохранения
Социальные ожидания населения в области здравоохранения прочно связаны с предыдущим этапом развития России, социалистическими принципами, обеспечивавшими граждан удовлетворительной бесплатной медицинской помощью. И в настоящее время наши граждане продолжают верить, что со здравоохранением не произошло ничего, и в нем по-прежнему должны царить порядок и достаток.
Если в отечественном здравоохранении предстоит реформирование и структурное преобразование в ближайшие годы, то для успешной реализации их на практике в первую очередь следует начинать с правовых преобразований в этой сфере. От такой позиции во многом зависит правовое будущее здравоохранения страны. В настоящее время медицинские учреждения в большинстве случаев осуществляют свою деятельность по инерции на основе опыта и внеправовых установок прошлых лег, а также подзаконных ведомственных актов. Многие руководители с большим трудом и довольно неэффективно перестраивают свою работу в современных условиях, в основном из-за непонимания важности юридических знаний и недостаточной грамотности в правовых вопросах, в том числе и в области медицинского права.
Некоторые авторы отмечают, что в деятельности субъектов, представляющих профессиональные медицинские услуги населению, практически постоянно выявляется правовая ограниченность в хозяйственной деятельности.
Согласно ч. 2 п. 2 ст. 1 ГК РФ, гражданские права в стране могут быть отражены не только на основании федеральных законов и в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ нравственности и здоровья населения, но и на основании указов Президента и постановлений Правительства, а также ведомственных распоряжений, которые являются подзаконными актами.
Источник