Меню

Правовой механизм охраны здоровья граждан

Организационно-правовой механизм охраны здоровья граждан

1) соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий;

2) приоритет интересов пациента при оказании мед. помощи;

3) приоритет охраны здоровья детей;

4) социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья;

5) ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья;

6) доступность и качество медицинской помощи;

7) недопустимость отказа в оказании медицинской помощи;

8) приоритет профилактики в сфере охраны здоровья;

9) соблюдение врачебной тайны.

Характеристику системы охраны здоровья граждан начнем с мер политического характера. В соответствии с Конституцией РФ Президент России определяет основные направления внутренней политики государства, к которым относится и охрана здоровья граждан. Политические решения главы государства определяют вектор действий законодательной и исполнительной власти по сохранению и укреплению здоровья граждан.

Здесь следует назвать ежегодные послания Президента РФ к Федеральному Собранию РФ в части положений, касающихся развития системы охраны здоровья. Как правило, положения Послания Главы государства становятся основанием для разработки Государственной Думой Федерального Собрания РФ и Правительством РФ конкретных мер по реализации направлений государственной политики, в том числе в области сохранения и укрепления здоровья граждан.

При анализе мер экономического характера необходимо учитывать, что в настоящее время в России функционируют не только государственная система здравоохранения, но муниципальная и частная системы (этот вопрос рассматривается в параграфе 3.4), а также система медицинского страхования. Следовательно, кроме государственных средств необходимо учитывать и другие источники финансирования.

Переходя к рассмотрению мер правового характера, отметим прежде всего, что в настоящее время в России идет активный процесс формирования правового механизма ответственности за состояние здоровья со стороны всех заинтересованных субъектов: государства, работодателя, медицинского персонала, гражданина. Это происходит в первую очередь на законодательном уровне.

К мерам социального характера относятся вопросы, которые рассматриваются в рамках изучения различных дисциплин. Здесь отметим, что речь идет о мерах, направленных на улучшение материального благосостояния населения, условий труда, жилищных условий, качества питания, отдыха и др.

В характеристике этого блока назовем также меры социального характера по уходу за больными, нетрудоспособными, инвалидами, включая выплату соответствующих пособий.

Меры научного характера необходимо рассматривать именно с государственных позиций ввиду того, что в настоящее время львиная доля средств на научные исследования вкладывается государством. Эти средства идут на фундаментальные и прикладные исследования медико-биологических проблем, разработку новых лекарственных препаратов, диагностических аппаратов и др.

Меры медицинского, санитарно-противоэпидемического характера реализуются в основном в системе здравоохранения и включают в себя вопросы оказания медицинских услуг, которые направлены на профилактику заболеваний, их диагностику и лечение, медицинскую реабилитацию, обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Эффективность перечисленных мер зависит от многих факторов, среди которых следует отметить наличие единой государственной политики в области охраны здоровья граждан, координации работ при осуществлении этой политики на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, ответственность органов законодательной и исполнительной власт

1. Права граждан на охрану здоровья в Конституции РФ (1993), их характеристика;

Соответственно конституционные права населения на охрану здоровья — базовые права, лежащие в основе формирования всего законодательства, осуществляющего прямое и опосредованное регулирование деятельности здравоохранения.

Следующая группа прав связана с получением медицинской помощи.Общие права, связанные с получением медицинской помощи, занимают вторую ступень в комплексе прав на охрану здоровья и включают права:

• на мсдико социальную помощь;

• информацию о факторах, влияющих на здоровье;

• обязательное страхование и ДМС;

• выбор страховой медицинской организации (СМО) в системе ДМС и в системе ОМС:

• получение высокоспециализированной медицинской помощи;

• государственную систему обеспечения доступности лекарственных средств:

• отказ от патологоанатомического вскрытия;

• право женщины на искусственное оплодотворение и имплантацию эмбриона, аборт;

• возмещение материального и морального вреда, причиненного здоровью при оказании медицинской помощи.

В системе прав третью ступень занимают права отдельных категорий граждан на охрану здоровья, которые направлены на реализацию первой и второй ступени исходя из специфики той или иной группы населения. Четвертую ступень зани-

мают права больных, которые непосредственно получают медицинскую помощь в связи с болезнью, травмами или родами. Эта группа прав полностью сформулирована в Федеральном законе «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации».

2. Ответственность за охрану здоровья граждан государства, юридических и физических лиц в кодексах Российской Федерации;

Читайте также:  Консерванты полезные для здоровья

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Источник

Право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41 Конституции России)

Охрана здоровья граждан — это система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинско­го характера, осуществляемых органами государственной власти и местного самоуправления, организациями, их должностными лица­ми и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболева­ний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи.

Право на охрану здоровья обеспечивается охраной окружаю­щей среды, созданием безопасных условий труда, благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, про­изводством и реализацией продуктов питания соответствующего ка­чества, качественных, безопасных и доступных лекарственных пре­паратов, а также оказанием доступной и качественной медицинской помощи.

Каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантирован­ном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с до­говором добровольного медицинского страхования.

Необходимым условием любого медицинского вмешательства яв­ляется дача информированного добровольного согласия гражданина или его законного представителя на медицинское вмешательство.

Важной конституционной гарантией права на охрану здоровья является запрет на сокрытие должностными лицами фактов и обстоя­тельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей.

Таким образом, граждане имеют право на получение достоверной и своевременной информации о факторах, способствующих сохра­нению здоровья или оказывающих на него вредное влияние, вклю­чая информацию о санитарно-эпидемиологическом благополучии района проживания, состоянии среды обитания, рациональных нор­мах питания, качестве и безопасности продукции производственно- технического назначения, пищевых продуктов, товаров для личных и бытовых нужд, потенциальной опасности для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг. Такая информация предо­ставляется органами государственной власти и органами местного самоуправления в соответствии с их полномочиями, а также органи­зациями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Основные законодательные акты:

  • Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации»

Источник

Правовой механизм обеспечения здоровья населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2013 в 15:38, лекция

Описание работы

Правовое регулирование взаимоотношений человека и общества во все времена не могло обойти сферу охраны здоровья граждан и медицинскую деятельность.
Охрана здоровья граждан — это совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медико-социальной помощи в случае утраты здоровья.

Файлы: 1 файл

Лек ПРАВОВОЙ МЕХАНИЗМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ.doc

ПРАВОВОЙ МЕХАНИЗМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ.

Правовое регулирование взаимоотношений человека и общества во все времена не могло обойти сферу охраны здоровья граждан и медицинскую деятельность.

Охрана здоровья граждан — это совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медико-социальной помощи в случае утраты здоровья. Государство гарантирует охрану здоровья каждого человека в соответствии с Конституцией Российской Федерации и иными законодательными актами Российской Федерации, Конституциями и иными законодательными актами республик в составе Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Право на охрану здоровья и доступную медицинскую помощь лишь сравнительно недавно стало предусматриваться в законодательстве различных стран. В международном масштабе оно было декларировано в 1948 г. во всеобщей декларации прав человека.

Несмотря на очевидную значимость в жизни современного общества правового регулирования охраны здоровья граждан, в РФ законодательное обеспечение прав человека на здоровье до 1990 г. было ограниченным и исчерпывалось “Основами законодательства СССР и союзных республик о здравоохранении” (1961 г.) и законом РСФСР “О здравоохранении” (1971 г.), принятым в соответствии с вышеуказанными основами.

С 1990 г. в России начались радикальные преобразования государства и общества, которые не могли не затронуть и сферу здравоохранения.

Практически впервые в России начал складываться кодекс законов в области охраны здоровья, в котором находят отражение следующие направления правового регулирования:

  • надзорные законы, обеспечивающие безопасные условия жизни;
  • законы, обеспечивающие профилактику заболеваний и здоровый образ жизни;
  • права граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь;
  • ответственность за правонарушения в области охраны здоровья граждан;
  • организация деятельности системы здравоохранения;
  • регулирование профессиональной медицинской и фармацевтической деятельности;
  • финансирование здравоохранения, налоги, таможенные пошлины и льготы;
  • специальные законы по актуальным разделам медицины и конкретным заболеваниям.
Читайте также:  Здоровье женщины сахарный диабет

К сожалению, правовое регулирование основных видов медицинской деятельности мало известно специалистам и врачам. Что же касается рядовых пациентов, то они осведомлены еще меньше и еще хуже ориентируются в вопросах медицинского права. Поэтому необходимо, чтобы будущие социальные работники были ознакомлены с основами законодательства в вопросах здравоохранения.

Главным законодательным документом страны является Конституция Российской Федерации 1993 года, статья 41 которой гласит:

  1. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджете, страховых взносов, других поступлений.
  2. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.
  3. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом.

Медицинское право, будучи структурным элементом российской правовой системы, само характеризуется определенной системностью, состоит из нескольких институтов, в том числе права граждан на охрану здоровья; прав пациентов; медицинского страхования; контроля качества медицинской помощи; защиты прав граждан в области охраны здоровья и других.

Регулятивная статистическая функция выражается в закреплении прав граждан в области охраны здоровья, закреплении организационных основ системы здравоохранения. Регулятивная динамическая функция выражается в воздействии на общественные отношения в регулируемой сфере для подкрепления их развития, в первую очередь для реализации возможностей, заложенных в правах, закрепленных за гражданами. Охранительная функция заключается в нацеленности отрасли на охрану прав граждан в области охраны здоровья, их защиту. Специфичность охранительной функции медицинского права заключается в том, что под охрану взяты такие неотчуждаемые личные блага, как жизнь и здоровье.

Специфика предмета регулирования очевидна и позволяет отграничить медицинское право от других правовых явлений, в первую очередь от права социального обеспечения.

Структурную основу, «костяк» предмета медицинского права составляют отношения по предоставлению медицинских услуг, так называемые отношения пациент—врач и пациент — медицинское учреждение. Отношения эти частные, гражданско-правовые по своей природе.

В соответствии с Государственным Кодексом РФ медицинская деятельность определяется как возмездное оказание услуг. В медицинской среде велась дискуссия о том, следует ли врачебную деятельность относить к услугам. Высказывались мнения, что работа врача — это высокий долг, служение человечеству, и отнесение ее к услугам способно подорвать нравственные основы самой медицинской профессии. Дискуссия эта была беспочвенна с юридической точки зрения. Позиция Законодателя вполне понятна: право, главная черта которого — формальная определенность, не может оперировать нравственно-этическими и моральными категориями. Законодательное определение деятельности по оказанию медицинской помощи, как возмездного оказания услуг, соответствует позиции ВОЗ по этому вопросу. По определению ВОЗ, пациент — потребитель медицинских услуг; врач (медицинское учреждение) — предоставитель медицинских услуг. При регулировании данных отношений юридический приоритет должен принадлежать воле частных лиц, регулирование носит присущий частному праву автономный характер.

Вместе с тем врачебная деятельность является объектом постоянного государственного, публичного надзора. Централизованно, властным путем предлагается решение вопросов по организации здравоохранения, устанавливаются единые стандарты, требования к врачебной деятельности. Отношения по организации лечебно-диагностического процесса, управлению этим процессом имеют административную природу, но по своей специфике могут рассматриваться только в неразрывной связи с отношениями по оказанию медицинской помощи.

Врачебная деятельность невозможна без надлежащего обеспечения, организации и управления, которые традиционно находятся в сфере публичного в праве и регулируются юридическим инструментарием публичного права. Так, в рамках одного фактического отношения пересекаются и взаимодействуют качественно разные правовые явления. Многоаспектность этих отношений приводит к необходимости привлечения к их регулированию смешанного юридического инструментария.

Законодательную базу отрасли составляет законодательство о здравоохранении, включенное в общеправовой Классификатор отраслей законодательства России под цифровым кодом 220 000 000. В него входят:

  • Федеральный Закон «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан» от 22 июля 1993 г.;
  • Закон РФ «О медицинском страховании граждан в РФ» в редакции от 2 апреля 1993 г.;
  • Закон РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» от 2 июля 1992 г.;
  • Закон РФ «О трансплантации органов и (или) тканей человека» от 22 декабря 1992 г.;
  • Закон РФ «О донорской крови и ее компонентов» от 9 июня 1993 г.;
  • Закон РСФСР «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения в РСФСР» от 19 апреля 1991 г. и ряд других актов.
Читайте также:  Как пить кофе без вреда для здоровья с молоком или без

Кроме норм законодательства о здравоохранении, медицинское право использует нормы, заимствованные в базовых материальных отраслях — гражданском праве, административном праве.

Ответственность работников здравоохранения за профессиональные правонарушения рассматривают в нескольких аспектах:

  • профессиональные правонарушения, предусмотренные уголовным законодательством;
  • должностные преступления, предусмотренные уголовным законодательством;
  • правонарушения работников здравоохранения, не предусмотренные УК РФ.

Ответственность работников здравоохранения за профессиональные правонарушения, предусмотренные уголовным законодательством, в свою очередь включает две группы преступлений:

  • преступления работников здравоохранения, направленные против личности — причинение смерти по неосторожности, принуждение к изъятию органов или тканей человека для трансплантации, умышленное заражение ВИЧ-инфекцией, незаконное производство аборта, неоказание помощи больному, незаконное помещение в психиатрический стационар, торговля несовершеннолетними, подмена ребенка, разглашение тайны усыновления (удочерения);
  • преступления работников здравоохранения, направленные против общественной безопасности и общественного порядка, — незаконное обращение с радиоактивными материалами, хищение либо вымогательство радиоактивных материалов; незаконное изготовление, приобретение, хранение, перевозка, пересылка либо сбыт наркотических средств или психотропных веществ; незаконная выдача либо подделка рецептов или иных документов, дающих право на получение наркотических средств или психотропных веществ; незаконный оборот сильнодействующих или ядовитых веществ в целях сбыта; незаконное занятие частной медицинской практикой или частной фармацевтической деятельностью; нарушение санитарно-эпидемиологических правил; сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей.

Должностные преступления работников здравоохранения включают в себя преступления, направленные против государственной власти (злоупотребление должностными полномочиями, получение взятки, служебный подлог, халатность), преступления, направленные против правосудия (заведомо ложные показания, заключение эксперта), и преступления в сфере экономики (вымогательство). Выделена также группа правонарушений работников здравоохранения, не предусмотренные УК РФ, — незаконный эксперимент на больном, незаконная медицинская стерилизация.

Активная деятельность по разработке законов об охране здоровья граждан осуществляется и в регионах России. В настоящее время субъектами РФ принято 68 законов в области здравоохранения, 77 законов находятся на рассмотрении в Минздраве России. Проводится работа по разграничению полномочий и предметов ведения в сфере здравоохранения между Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектов страны. К настоящему времени подписано около 20 таких соглашений.

Концепция развития здравоохранения и медицинской науки в РФ (одобрена Постановлением Правительства РФ от 5.11.97 г. № 1387) в качестве одного из основных направлений предусматривает совершенствование правового регулирования в сфере охраны здоровья.

Институциональные изменения в законодательной работе в области здравоохранения

Социальные ожидания населения в области здравоохранения прочно связаны с предыдущим этапом развития России, социалистическими принципами, обеспечивавшими граждан удовлетворительной бесплатной медицинской помощью. И в настоящее время наши граждане продолжают верить, что со здравоохранением не произошло ничего, и в нем по-прежнему должны царить порядок и достаток.

Если в отечественном здравоохранении предстоит реформирование и структурное преобразование в ближайшие годы, то для успешной реализации их на практике в первую очередь следует начинать с правовых преобразований в этой сфере. От такой позиции во многом зависит правовое будущее здравоохранения страны. В настоящее время медицинские учреждения в большинстве случаев осуществляют свою деятельность по инерции на основе опыта и внеправовых установок прошлых лег, а также подзаконных ведомственных актов. Многие руководители с большим трудом и довольно неэффективно перестраивают свою работу в современных условиях, в основном из-за непонимания важности юридических знаний и недостаточной грамотности в правовых вопросах, в том числе и в области медицинского права.

Некоторые авторы отмечают, что в деятельности субъектов, представляющих профессиональные медицинские услуги населению, практически постоянно выявляется правовая ограниченность в хозяйственной деятельности.

Согласно ч. 2 п. 2 ст. 1 ГК РФ, гражданские права в стране могут быть отражены не только на основании федеральных законов и в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ нравственности и здоровья населения, но и на основании указов Президента и постановлений Правительства, а также ведомственных распоряжений, которые являются подзаконными актами.

Источник

Adblock
detector