Правовой механизм обеспечения здоровья населения
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2013 в 15:38, лекция
Описание работы
Правовое регулирование взаимоотношений человека и общества во все времена не могло обойти сферу охраны здоровья граждан и медицинскую деятельность.
Охрана здоровья граждан — это совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медико-социальной помощи в случае утраты здоровья.
Файлы: 1 файл
Лек ПРАВОВОЙ МЕХАНИЗМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ.doc
ПРАВОВОЙ МЕХАНИЗМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ.
Правовое регулирование взаимоотношений человека и общества во все времена не могло обойти сферу охраны здоровья граждан и медицинскую деятельность.
Охрана здоровья граждан — это совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медико-социальной помощи в случае утраты здоровья. Государство гарантирует охрану здоровья каждого человека в соответствии с Конституцией Российской Федерации и иными законодательными актами Российской Федерации, Конституциями и иными законодательными актами республик в составе Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Право на охрану здоровья и доступную медицинскую помощь лишь сравнительно недавно стало предусматриваться в законодательстве различных стран. В международном масштабе оно было декларировано в 1948 г. во всеобщей декларации прав человека.
Несмотря на очевидную значимость в жизни современного общества правового регулирования охраны здоровья граждан, в РФ законодательное обеспечение прав человека на здоровье до 1990 г. было ограниченным и исчерпывалось “Основами законодательства СССР и союзных республик о здравоохранении” (1961 г.) и законом РСФСР “О здравоохранении” (1971 г.), принятым в соответствии с вышеуказанными основами.
С 1990 г. в России начались радикальные преобразования государства и общества, которые не могли не затронуть и сферу здравоохранения.
Практически впервые в России начал складываться кодекс законов в области охраны здоровья, в котором находят отражение следующие направления правового регулирования:
- надзорные законы, обеспечивающие безопасные условия жизни;
- законы, обеспечивающие профилактику заболеваний и здоровый образ жизни;
- права граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь;
- ответственность за правонарушения в области охраны здоровья граждан;
- организация деятельности системы здравоохранения;
- регулирование профессиональной медицинской и фармацевтической деятельности;
- финансирование здравоохранения, налоги, таможенные пошлины и льготы;
- специальные законы по актуальным разделам медицины и конкретным заболеваниям.
К сожалению, правовое регулирование основных видов медицинской деятельности мало известно специалистам и врачам. Что же касается рядовых пациентов, то они осведомлены еще меньше и еще хуже ориентируются в вопросах медицинского права. Поэтому необходимо, чтобы будущие социальные работники были ознакомлены с основами законодательства в вопросах здравоохранения.
Главным законодательным документом страны является Конституция Российской Федерации 1993 года, статья 41 которой гласит:
- Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджете, страховых взносов, других поступлений.
- В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.
- Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом.
Медицинское право, будучи структурным элементом российской правовой системы, само характеризуется определенной системностью, состоит из нескольких институтов, в том числе права граждан на охрану здоровья; прав пациентов; медицинского страхования; контроля качества медицинской помощи; защиты прав граждан в области охраны здоровья и других.
Регулятивная статистическая функция выражается в закреплении прав граждан в области охраны здоровья, закреплении организационных основ системы здравоохранения. Регулятивная динамическая функция выражается в воздействии на общественные отношения в регулируемой сфере для подкрепления их развития, в первую очередь для реализации возможностей, заложенных в правах, закрепленных за гражданами. Охранительная функция заключается в нацеленности отрасли на охрану прав граждан в области охраны здоровья, их защиту. Специфичность охранительной функции медицинского права заключается в том, что под охрану взяты такие неотчуждаемые личные блага, как жизнь и здоровье.
Специфика предмета регулирования очевидна и позволяет отграничить медицинское право от других правовых явлений, в первую очередь от права социального обеспечения.
Структурную основу, «костяк» предмета медицинского права составляют отношения по предоставлению медицинских услуг, так называемые отношения пациент—врач и пациент — медицинское учреждение. Отношения эти частные, гражданско-правовые по своей природе.
В соответствии с Государственным Кодексом РФ медицинская деятельность определяется как возмездное оказание услуг. В медицинской среде велась дискуссия о том, следует ли врачебную деятельность относить к услугам. Высказывались мнения, что работа врача — это высокий долг, служение человечеству, и отнесение ее к услугам способно подорвать нравственные основы самой медицинской профессии. Дискуссия эта была беспочвенна с юридической точки зрения. Позиция Законодателя вполне понятна: право, главная черта которого — формальная определенность, не может оперировать нравственно-этическими и моральными категориями. Законодательное определение деятельности по оказанию медицинской помощи, как возмездного оказания услуг, соответствует позиции ВОЗ по этому вопросу. По определению ВОЗ, пациент — потребитель медицинских услуг; врач (медицинское учреждение) — предоставитель медицинских услуг. При регулировании данных отношений юридический приоритет должен принадлежать воле частных лиц, регулирование носит присущий частному праву автономный характер.
Вместе с тем врачебная деятельность является объектом постоянного государственного, публичного надзора. Централизованно, властным путем предлагается решение вопросов по организации здравоохранения, устанавливаются единые стандарты, требования к врачебной деятельности. Отношения по организации лечебно-диагностического процесса, управлению этим процессом имеют административную природу, но по своей специфике могут рассматриваться только в неразрывной связи с отношениями по оказанию медицинской помощи.
Врачебная деятельность невозможна без надлежащего обеспечения, организации и управления, которые традиционно находятся в сфере публичного в праве и регулируются юридическим инструментарием публичного права. Так, в рамках одного фактического отношения пересекаются и взаимодействуют качественно разные правовые явления. Многоаспектность этих отношений приводит к необходимости привлечения к их регулированию смешанного юридического инструментария.
Законодательную базу отрасли составляет законодательство о здравоохранении, включенное в общеправовой Классификатор отраслей законодательства России под цифровым кодом 220 000 000. В него входят:
- Федеральный Закон «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан» от 22 июля 1993 г.;
- Закон РФ «О медицинском страховании граждан в РФ» в редакции от 2 апреля 1993 г.;
- Закон РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» от 2 июля 1992 г.;
- Закон РФ «О трансплантации органов и (или) тканей человека» от 22 декабря 1992 г.;
- Закон РФ «О донорской крови и ее компонентов» от 9 июня 1993 г.;
- Закон РСФСР «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения в РСФСР» от 19 апреля 1991 г. и ряд других актов.
Кроме норм законодательства о здравоохранении, медицинское право использует нормы, заимствованные в базовых материальных отраслях — гражданском праве, административном праве.
Ответственность работников здравоохранения за профессиональные правонарушения рассматривают в нескольких аспектах:
- профессиональные правонарушения, предусмотренные уголовным законодательством;
- должностные преступления, предусмотренные уголовным законодательством;
- правонарушения работников здравоохранения, не предусмотренные УК РФ.
Ответственность работников здравоохранения за профессиональные правонарушения, предусмотренные уголовным законодательством, в свою очередь включает две группы преступлений:
- преступления работников здравоохранения, направленные против личности — причинение смерти по неосторожности, принуждение к изъятию органов или тканей человека для трансплантации, умышленное заражение ВИЧ-инфекцией, незаконное производство аборта, неоказание помощи больному, незаконное помещение в психиатрический стационар, торговля несовершеннолетними, подмена ребенка, разглашение тайны усыновления (удочерения);
- преступления работников здравоохранения, направленные против общественной безопасности и общественного порядка, — незаконное обращение с радиоактивными материалами, хищение либо вымогательство радиоактивных материалов; незаконное изготовление, приобретение, хранение, перевозка, пересылка либо сбыт наркотических средств или психотропных веществ; незаконная выдача либо подделка рецептов или иных документов, дающих право на получение наркотических средств или психотропных веществ; незаконный оборот сильнодействующих или ядовитых веществ в целях сбыта; незаконное занятие частной медицинской практикой или частной фармацевтической деятельностью; нарушение санитарно-эпидемиологических правил; сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей.
Должностные преступления работников здравоохранения включают в себя преступления, направленные против государственной власти (злоупотребление должностными полномочиями, получение взятки, служебный подлог, халатность), преступления, направленные против правосудия (заведомо ложные показания, заключение эксперта), и преступления в сфере экономики (вымогательство). Выделена также группа правонарушений работников здравоохранения, не предусмотренные УК РФ, — незаконный эксперимент на больном, незаконная медицинская стерилизация.
Активная деятельность по разработке законов об охране здоровья граждан осуществляется и в регионах России. В настоящее время субъектами РФ принято 68 законов в области здравоохранения, 77 законов находятся на рассмотрении в Минздраве России. Проводится работа по разграничению полномочий и предметов ведения в сфере здравоохранения между Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектов страны. К настоящему времени подписано около 20 таких соглашений.
Концепция развития здравоохранения и медицинской науки в РФ (одобрена Постановлением Правительства РФ от 5.11.97 г. № 1387) в качестве одного из основных направлений предусматривает совершенствование правового регулирования в сфере охраны здоровья.
Институциональные изменения в законодательной работе в области здравоохранения
Социальные ожидания населения в области здравоохранения прочно связаны с предыдущим этапом развития России, социалистическими принципами, обеспечивавшими граждан удовлетворительной бесплатной медицинской помощью. И в настоящее время наши граждане продолжают верить, что со здравоохранением не произошло ничего, и в нем по-прежнему должны царить порядок и достаток.
Если в отечественном здравоохранении предстоит реформирование и структурное преобразование в ближайшие годы, то для успешной реализации их на практике в первую очередь следует начинать с правовых преобразований в этой сфере. От такой позиции во многом зависит правовое будущее здравоохранения страны. В настоящее время медицинские учреждения в большинстве случаев осуществляют свою деятельность по инерции на основе опыта и внеправовых установок прошлых лег, а также подзаконных ведомственных актов. Многие руководители с большим трудом и довольно неэффективно перестраивают свою работу в современных условиях, в основном из-за непонимания важности юридических знаний и недостаточной грамотности в правовых вопросах, в том числе и в области медицинского права.
Некоторые авторы отмечают, что в деятельности субъектов, представляющих профессиональные медицинские услуги населению, практически постоянно выявляется правовая ограниченность в хозяйственной деятельности.
Согласно ч. 2 п. 2 ст. 1 ГК РФ, гражданские права в стране могут быть отражены не только на основании федеральных законов и в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ нравственности и здоровья населения, но и на основании указов Президента и постановлений Правительства, а также ведомственных распоряжений, которые являются подзаконными актами.
Источник
Правовой механизм обеспечения охраны здоровья
В статье 41 Конституции РФ указывается, что каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Это право структурно охватывает: право на охрану здоровья и право на медицинскую помощь.
Таким образом, право на охрану здоровья и медицинскую помощь— разновидность основных (конституционных) социальных прав человека. Его содержание составляет гарантированная законом возможность получения бесплатной медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.
Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Право каждого человека на охрану здоровья и медицинскую помощь — общепризнанная норма международного права, закрепленная во Всеобщей декларации прав человека (ст. 25), в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (ст. 12).
В соответствии с Федеральным законом от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» охрана здоровья граждан — система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи.
Право на охрану здоровья обеспечивается охраной окружающей среды, созданием безопасных условий труда, благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, производством и реализацией продуктов питания соответствующего качества, качественных, безопасных и доступных лекарственных препаратов, а также оказанием доступной и качественной медицинской помощью.
Содержание конституционного права граждан на охрану здоровья
Право на охрану здоровья включает в себя:
- Право на медицинскую помощь;
- Право граждан на экологическое, санитарно- эпидемиологическое благополучие и радиационную безопасность;
- Право граждан на лекарственное обеспечение;
- Право граждан на информацию о состоянии своего здоровья;
- Право матери и детей на охрану здоровья.
Рассмотрим каждое из указанных составляющих.
Право на медицинскую помощь.
Каждый имеет право на медицинскую помощь.
Каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.
Гарантированный объем бесплатной медицинской помощи предоставляется гражданам в соответствии с программами государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи. (Постановление Правительства РФ от 21.10.2011 № 856 «О Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2012 год»), Постановлением Правительства РФ от 13.01.1996 № 27 утверждены Правила предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями.
Кроме того граждане имеют право на дополнительные медицинские и иные услуги на основе программ добровольного медицинского страхования, а также за счет средств предприятий, учреждений и организаций, своих личных средств и иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.
Пациент имеет право на:
1) выбор врача и выбор медицинской организации в соответствии с настоящим Федеральным законом;
2) профилактику, диагностику, лечение, медицинскую реабилитацию в медицинских организациях в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям;
3) получение консультаций врачей-специалистов;
4) облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, доступными методами и лекарственными препаратами;
5) получение информации о своих правах и обязанностях, состоянии своего здоровья, выбор лиц, которым в интересах пациента может быть передана информация о состоянии его здоровья;
6) получение лечебного питания в случае нахождения пациента на лечении в стационарных условиях;
7) защиту сведений, составляющих врачебную тайну;
8) отказ от медицинского вмешательства;
9) возмещение вреда, причиненного здоровью при оказании ему медицинской помощи;
10) допуск к нему адвоката или законного представителя для защиты своих прав;
11) допуск к нему священнослужителя, а в случае нахождения пациента на лечении в стационарных условиях — на предоставление условий для отправления религиозных обрядов, проведение которых возможно в стационарных условиях, в том числе на предоставление отдельного помещения, если это не нарушает внутренний распорядок медицинской организации.
Право граждан на экологическое, санитарно- эпидемиологическое благополучие и радиационную безопасность.
Указанное право обеспечивается в частности Законом РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 № 2300-1,Федеральным законом от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»
Так, Законом РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 № 2300-1 установлено право потребителей на просвещение в области защиты прав потребителей (ст. 3). Это право обеспечивается посредством включения соответствующих требований в государственные образовательные стандарты и общеобразовательные и профессиональные программы, а также посредством организации системы информации потребителей об их правах и о необходимых действиях по защите этих прав. Под потребителем понимается гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных (бытовых) нужд, не связанных с извлечением прибыли. Закон устанавливает другое важное экологически значимое право потребителя — на безопасность товара (работы, услуги) (ст. 7). Потребитель имеет право на то, чтобы товар (работ, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред его имуществу.
Право граждан на лекарственное обеспечение.
Право граждан на лекарственное обеспечение закреплено в ст.ст. 15, 18 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»; п.3 Постановления Правительства РФ от 30 июля 1994 г. № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения».
Право граждан на информацию о состоянии своего здоровья.
В соответствии с ст. 19, 22 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» каждый имеет право получить в доступной для него форме имеющуюся в медицинской организации информацию о состоянии своего здоровья, в том числе сведения о результатах медицинского обследования, наличии заболевания, об установленном диагнозе и о прогнозе развития заболевания, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных видах медицинского вмешательства, его последствиях и результатах оказания медицинской помощи.
Информация о состоянии здоровья предоставляется пациенту лично лечащим врачом или другими медицинскими работниками, принимающими непосредственное участие в медицинском обследовании и лечении.
Право матери и детей на охрану здоровья.
В соответствии со статьей 52 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»:
— Материнство в Российской Федерации охраняется и поощряется государством;
— Каждая женщина в период беременности, во время и после родов обеспечивается медицинской помощью в медицинских организациях в рамках Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи;
— Порядок обеспечения полноценным питанием беременных женщин, кормящих матерей, а также детей в возрасте до трех лет, в том числе через специальные пункты питания и организации торговли по заключению врачей, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.
Защита права на охрану здоровья
В соответствии с Конституцией РФ каждый гражданин может защищать свои права всеми способами, не запрещенными законом.
Возможны следующие варианты способов защиты нарушенного права гражданина.
- Жалоба в вышестоящие, в порядке подчиненности, государственные органы. Рассмотреть жалобу в определенный законом срок. По результатам рассмотрения жалобы может быть принято решение: удовлетворить жалобу, отказать в ней полностью либо в части, передать жалобу другому органу на рассмотрение.
Если пациенту в удовлетворении жалобы отказано или он не получил ответа, он вправе обратиться в суд.
- В случае причинения вреда жизни и здоровью гражданин вправе обратиться с претензией к медицинскому учреждению, с требованием о возмещении ущерба в добровольном порядке.
Такой порядок называется претензионным, является самым распространенным способом досудебного порядка урегулирования спора. Это одна из форм защиты гражданских прав, которая заключается в попытке урегулирования спорных вопросов непосредственно между сторонами до передачи дела в суд.
Претензия представляет собой требование к лечебно-профилактическому учреждению о добровольном устранении нарушений прав пациента.
Претензия отправляется заказным или ценным письмом либо вручается под расписку.
Если вопрос не будет решен в добровольном порядке гражданин также вправе обратиться в суд.
- Судебный порядок урегулирования спора представляет собой передачу рассмотрения спорной ситуации, возникающей между гражданином и медицинским учреждением, на рассмотрение суда общей юрисдикции.
В Российской Федерации к судам общей юрисдикции относятся: Верховный Суд Российской Федерации, верховные суды республик в составе Российской Федерации, краевые, областные суды, суды автономных областей, автономных округов, Московский и Санкт-Петербургский городские суды, районные (городские) суды, и система военных судов.
Таким образом, в Российской Федерации гарантируется право права человека на охрану здоровья. Данное право обеспечивается гарантиями, установленными действующим законодательством Российской Федерации. Кроме того, законодательством Российской Федерации предусмотрен широкий спектр способов защиты указанного конституционного права.
Источник