Меню

Правовое воспитание лиц с ограниченными возможностями здоровья

Методические рекомендации «Гражданско-правовое воспитание детей с ОВЗ в условиях школы интерната»

Рита Мищенкова
Методические рекомендации «Гражданско-правовое воспитание детей с ОВЗ в условиях школы интерната»

Методические рекомендации по теме: «Гражданско-правовое воспитание детей с ОВЗ в условиях школы интерната через внеурочную деятельность»

Огромное значение на сегодняшний день имеет правовое воспитание школьников. Праву принадлежит особое место в дополнительном образовании, поскольку оно позволяет не только приобрести правовые знания, но и развить особые способности, связанные с развитием мышления и речи, практические навыки действия в социальной сфере. Занятия в дополнительном образовании, направленные на правовое воспитание личности, оказывают огромное влияние на формирование мировоззрения ребенка.

Данная методическая разработка направлена на правовое воспитание школьников и предназначена для использования на занятиях педагогами дополнительного образования, а также классными руководителям, воспитателями, организаторами.

Степень новизны опыта: усовершенствование имеющегося опыта работы классных руководителей общеобразовательных школ в обобщении теоретических знаний по гражданско-правовому воспитанию учащихся и их применению на практике.

Возможные сферы приложения данных рекомендаций: внеклассные занятия по правовому воспитанию, классные часы.

В настоящее время, когда решение социальных проблем молодежи стало первоочередной задачей государственных и общественных органов, неизмеримо возросли возможности правового воздействия на совершенствование воспитания и образования подрастающего поколения, его гражданское, трудовое и социальное становление.

Нельзя не учитывать, что рост преступности несовершеннолетних происходит в условиях интенсивного социального расслоения общества, обострения межнациональных конфликтов, неблагоприятного развития семейно-брачных отношений, роста различных проявлений жестокого обращения с несовершеннолетними. В этой обстановке первостепенное значение имеют социальные, экономические и воспитательно-профилактические меры.

В настоящее время рост подростковой преступности тревожит многих родителей, педагогов, юристов, общественность. Вот почему профилактика этого явления должна занимать ведущее место в деятельности различных государственных и общественных организаций. Одним из главных структурных звеньев в этой деятельности является общеобразовательное учреждение.

Практика доказывает, что юридически грамотный и осторожный человек гораздо реже попадает в неловкие или криминальные ситуации. Отсюда и необходимость перевода правового воспитания и образования в современных образовательных учреждениях на качественно новый уровень. Анализ реальных ситуаций судебной практики в отношении несовершеннолетних гораздо эффективней многократных предупреждений.

В традиционной методике правового воспитания подростков в школе есть свои положительные результаты, но педагогам следует помнить, что стремительно изменяющееся мировое информационное пространство требует введения в образовательный процесс новых технологий и методик. В идеальном варианте работники образования и органы ювенальной юстиции должны опережать тенденции подростковой преступности в методах ее профилактики. Особое внимание в профилактической работе должно уделяться формированию правовой культуры подростков.

Я считаю актуальной всемерную активизацию работы по пропаганде и разъяснению законодательства среди школьников. Во время занятий воспитанники учатся размышлять, задавать вопросы, делать собственные выводы, критически воспринимать разнообразную информацию, самостоятельно искать решения проблемы, развивают умение оценивать свои поступки и поступки других людей.

В процессе работы, направленной на развитие гражданского воспитания и правовой культуры школьников,должны решаться следующие задачи:

1. воспитывать личность, осознающую достоинства человека, терпимость;

2. формировать умения разрешать конфликты ненасильственным путем;

3. воспитывать гражданские чувства школьников: уважение к своему народу, тягу к месту своего рождения;

4. формировать уважительного отношения к жизни, осознание права каждого на жизнь;

5. формировать гражданственную позицию ученика: «Я — россиянин»;

6. развивать познавательные интересы, потребности в изучении культурно-исторических традиций родного города, края, других народов.

Гражданско-правовое нормы позволяют упорядочить общественные отношения, поведение людей. Они определяют, что «можно», а что «нельзя», каким образом надо поступать в той или иной жизненной ситуации. С первых шагов, которые ребенок делает самостоятельно, выбирая способы поведения, знание норм права должно оказывать ему помощь.

Приоритетное место отводится раскрытию ценностей гуманистической этики и формированию у учащихся нравственных ценностных ориентиров, мотивов нравственного поведения, опыта самооценки и оценки поведения других людей с позиций добра и зла. Обладание правовыми знаниями способствует накоплению опыта добрых дел и поступков, гуманных отношений со сверстниками и взрослыми.

Становление гуманистических ценностных ориентаций должно способствовать формированию у школьников таких свойств личности,как:

1. чувство собственного достоинства, уважение к себе;

2. требовательность к себе, ответственность;

3. отрицательное отношение к унижению, оскорбительному обращению;

4. протест против любых проявлений насилия, стремление защитить свою честь;

5. жизнестойкость, уверенность в себе;

6. самообладание при промахе, ошибке;

7. умение не падать духом при неудачах;

8. умение радоваться жизни;

9. вера в добро, в справедливость.

Знакомство учащихся с правовыми нормами позволяет более успешно решать задачу формирования нравственных свойств личности. Например, изучение системы прав, предоставляемых гражданам, способствует развитию чувства собственного достоинства, а изучение обязанностей — формированию ответственности. Ознакомление с системой запретов, определенных правовыми нормами, позволяет уточнить представления учащихся о зле. Угроза наказания (непосредственного или обращенного на родителей) может стать немаловажным фактором предупреждения совершения детьми общественно опасных действий.

Читайте также:  Xiaomi здоровье приложение как запустить

Гражданско-правовое воспитание имеет ярко выраженную практическую направленность, способствуя адаптации детей с ОВЗ к новым формам жизнедеятельности и к новым социальным ролям.

В результате учащиеся образовательных учреждений должны:

-обладать системой знаний в области прав и законов, уметь пользоваться этими знаниями;

— уважать и соблюдать права и законы;

— жить по законам морали и государства;

-быть законопослушным (по мере возможности охранять правопорядок, активно участвовать в законодательном творчестве;

— быть толерантным во всех областях общественной жизни;

-осознавать нравственные ценности жизни: ответственность, честность, долг, справедливость, правдивость.

В результате правового воспитания возможно снижение численности учащихся, совершивших преступления и правонарушения, а также состоящих на учете в подразделении по делам несовершеннолетних; формирование правового самосознания учащихся; формирование положительной мотивации учащихся на исполнение правил, законов, учебную деятельность.

При подготовке к правовому занятию надо строго подбирать учебный материал, чтобы не было перегрузки информации. Материал должен быть изложен в доступной для детей форме.

В своей работе использую следующие формы работы:

1. уроки мужества

2. классные часы

5. внеклассные мероприятия

Эти формы работы направлены на полноценное изучение таких тем и разделов, как «Наши права и обязанности», «Ответственность», «Преступление против чести и достоинства» и др.

В классе провожу мероприятия: «А нужны ли правила?», «Насилие и закон», «Наши права», «Наши обязанности», «Уголовная ответственность», «Шалость, злонамеренный поступок, вандализм», «Суд над хулиганством», «Почему подросток совершает преступление»

Через уроки и на внеклассные мероприятия я стараюсь прививать детям уважительное отношение к своей семье, друг к другу, к своему государству. У детей укрепляются правильные нравственные ориентиры, формируется система истинных духовных ценностей, в которой важнейшее место занимают любовь к Родине и чувство долга маленьких граждан нашей страны.

За время работы по теме мною собран теоретический и практический материал по данному вопросу (приложение 1-3: мероприятия).

Распространение опыта по данной теме прошло через открытые уроки, мероприятия; выступление на школьном методическом объединении учителей.

1. Альбом «Ваши права». – Тамбов, 2001.

2. «Ваши права, дети» Ю. Яковлев, Москва «Международные отношения», 1992

3. «Деятельностные подходы в системе воспитательной работы», И. Н. Лавренкова, журнал «Завуч», № 3, 2006 год

4. «Организация воспитательной работы в начальной школе» И. Г. Рябинена, журнал «Завуч», № 1, 2006 год

5. «Патриотическое воспитание», газета «Начальная школа», № 12, 2007 год

6. «Патриотическое воспитание», И. А. Пашкович, издательство «Учитель», 2006 год

7. «Правовое воспитание в школе» В. В. Гордеева, издательство «Учитель», 2007год

8. «Правовые классные часы в 7 – 9 классах» Н. Ф. Дик, «Феникс», 2006 год

9. «Ты и твои друзья» В. Н. Романюта

10. «Школьная толерантность и правовая культура» Г. Е. Илюхина, журнал «Начальная школа. До и после» №5, 2007год

11. «Я и мой мир» Н. И. Элиасберг, журнал «Начальная школа» №1, 1999 год

Доклад «Правовое воспитание детей дошкольного возраста» Изучив тему «Правовое воспитание детей дошкольного возраста» я пришла к выводу о том, что положение детей в России в начале 21 века вызывает.

Фотоотчет «Представители автосалона «Субару» в гостях у детей Черноусовской школы — интерната» Воспитанники Черноусовской школы –интернат, как все мальчишки и девчонки, очень любят играть в машинки, им интересно какие марки машин.

Гражданско-правовое воспитание. Консультация для педагогов Гражданско – правовое воспитание дошкольников (консультация для педагогов) Право – это совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной.

Групповое коррекционно-развивающее занятие с обучающимися 2 класса школы-интерната для детей с ОВЗ «Путешествие в мир знаний» Цель: Активизация межполушарного взаимодействия. Развитие познавательной сферы, творческих способностей, активизация памяти, внимания, мышления,.

Конспект интегрированного урока по развитию речи «Осень» во 2 классе школы-интерната для детей с ОВЗ Конспект (интегрированного) урока по развитию речи на тему: «Осень». 2 «б» класс ТМНР Составители: учитель Иванова М. Н..

Краткий конспект урока музыки в 7 классе школы-интерната для детей с умеренной умственной отсталостью Краткий конспект урока музыки, проведённого в 7-ом классе Огбоу «Школа-интернат Вера» учителем музыки Лебедевой Н. М. Тема: «Зима, её приметы.

Методические рекомендации для педагогов ДОУ по организации взаимодействия с семьями воспитанников в условиях введения ФГОС «Открытость детского сада внутрь» — это вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада. Родители, члены семьи могут значительно.

Читайте также:  Компоненты здоровья биологическое психологическое социальное

Методические рекомендации учителям начальной школы по формированию культуры общения младших школьников (УМК «Школа России») Анализируя учебники по русскому языку, я пришла к выводу, что с одной стороны, в учебниках содержится достаточно материала для развития.

Педагогический проект «Правовое воспитание детей старшего дошкольного возраста» 1. Актуальность темы. Основная идея работы по правовому воспитанию дошкольников – признание ребенка полноценной и полноправной личностью:.

Источник

Правовое воспитание детей с ОВЗ
статья на тему

Правовое воспитание детей с ОВЗ

Скачать:

Вложение Размер
dokument_microsoft_word.docx 24.35 КБ

Предварительный просмотр:

Не обижайте детей готовыми формулами, формулы — пустота; обогатите их образами и картинами, на которых видны связующие нити. Не отягощайте детей мертвым грузом фактов; обучите их приемам и способам, которые помогут их постигать. Не учите их, что польза главное. Главное — воспитание в человеке человеческого.

Антуан де Сент-Экзюпери

Быть человеком — значит не только обладать знаниями, но и делать для будущих поколений то, что предшествующие делали для нас.

Доклад социального педагога Яхненко Е.П.

( из опыта работы)

Демократизация общества, успешное развитие государства во многом зависят от гражданских качеств подрастающего поколения. На современном этапе развития российского общества гражданское образование школьников становится предметом государственной политики и обязательной, неотъемлемой частью образования, начиная с начальной школы. Начало XXI века знаменует переход России в стадию гражданского общества, правового государства, рыночной экономики, признание человека, его прав и свобод высшей ценностью.

В настоящее время все больше внимания уделяется проблемам правового образования детей с ограниченными возможностями. Это объясняется двумя основными причинами:

необходимостью рассматривать правовое образование, как непрерывный и систематический процесс в течение всего периода школьного обучения степенью усвоения элементарных правовых знаний, умений и навыков в наиболее благоприятный период эмоционального взаимодействия ребенка с обществом.

Изучение в специальной (коррекционной) школе вопросов по правовому образованию имеет большое значение для дальнейшей социализации будущего выпускника, адаптации и интеграции в обществе, а так же воспитания в нем устойчивых качеств истинного гражданина.
Проблема прав и свобод детей – одна из вечных проблем, решаемых человечеством. Важность её решения состоит в том, что осуществление прав личности есть одно из главных условий физического и психологического благополучия подрастающего поколения, его нравственного развития. В этой связи большое значение для позитивной социализации детей имеют правовые нормы, регулирующие различного рода общественные отношения с их участием.

Кроме того, социальный опыт ребёнка — это не то, что он знает и помнит, потому что прочитал, выучил, а то, что он пережил, и этот опыт постоянно определяет его действия и поступки.

Умственно отсталые подростки имеют весьма поверхностные представления о правовых явлениях, не задумываются над юридическими последствиями своего поведения, над тем, как оценит это поведение общество. Безразличное, а иногда и неуважительное отношение отдельных людей к общественной оценке своих действий нередко приводит к появлению антиобщественных черт личности, что непосредственно проявляется в противоправных действиях.

Изучать право и осуществлять воспитательную работу по правовому воспитанию в специальной (коррекционной) школе, необходимо начинать с начальных классов, так как основы правосознания как фундамент формирования личности должны закладываться как можно раньше. Следует учитывать и тот факт, что уголовная ответственность несовершеннолетних за тяжкие преступления наступает с 14 лет.

В правовом воспитании начальный этап школьного обучения очень важен, когда стихийные правовые знания систематизируются и обобщаются. Поэтому, в коррекционной школе обучение детей «азбуке» общественных норм необходимо проводить уже в начальной школе, учитывая, что основные принципы права связаны с нравственными категориями. Это позволит подготовить базу для дальнейшего правового воспитания и образования в старших классах.

В содержание правового воспитания и выполнения гражданских обязанностей входит правовое отношение к государству, к труду, к семье, к общественности, государственной и частной собственности. Каждый выпускник коррекционной школы должен усвоить нормы и правила поведения в обществе, свои права и обязанности, основные положения о труде, о браке, регулирующие отношения родителей к детям и детей к родителям, законодательство о здравоохранении, основные положения гражданского и уголовного кодекса законов.

В школьные годы учащиеся должны хорошо знать законодательные акты, которые им адресованы. Имеется в виду Конституция России, законодательство об ответственности несовершеннолетних за нарушение правопорядка. Эти правила переплетаются со следующими требованиями нравственного поведения: выполнять советы и распоряжения родителей, беречь и охранять природу, государственное, общественное и личное имущество, заботиться о своем здоровье, не пользоваться запрещенными предметами.

Необходимость работы по правовому воспитанию вызвана слабым знанием прав и обязанностей граждан России.

Работа по правовому воспитанию учащихся коррекционной школы строится по следующим направлениям:

Мои права, мои обязанности

Социальная роль школьника – нормативный образ поведения. С набором прав и обязанностей, которыми школьник овладеет постепенно, при постоянном усложнении их на каждом возрастном этапе.

Усложнение происходит за счет того, что с возрастом осуществляется переход в требованиях от регулирования поведения школьника со стороны воспитателя и коллектива к саморегулированию. В связи с этим изменяется характер его сотрудничества с коллективом и учителями.

Выполнение социальной роли всегда связано с определенным самочувствием. В зависимости от того, в какой мере оно подкреплено положительными эмоциями, роль становится желаемой.

Сущность же образования в том, что при достижении определенных нормативных требований, школьник осуществляет свой «рост», получает от этого удовольствие и стремится к сохранению тех способов поведения, которые обеспечивают ему хорошее самочувствие, что особенно важно для детей, живущих и обучающихся в коррекционном образовательном заведении.

Важнейшими задачами школы, классного руководителя, воспитателя являются:

ознакомление учащихся с правовыми актами государства;

воспитание уважительного отношения к законам страны и убеждение в необходимости их выполнения;

привитие навыков законопослушного поведения, умения защищать свои права и свободы в установленном порядке;

усвоение основных норм, касающихся прав ребенка, формирование умения применять в конкретных ситуациях полученные знания.

Вся работа по правовому воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья строиться на следующих принципах принцип гуманизации (означает приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам других людей, любви к окружающей природе, Родине,семье)
условно-концентрический принцип (Каждый учебный год имеет свою сквозную тему. Это помогает выстроить цель постепенного перехода детей «из страны детства в мир взрослых», позволяет учить детей жить в ладу с другими людьми и самим собой);

  • принцип интеграции учебных предметов (материал, предлагаемый учащимся тесно связан с чтением, природоведением, изобразительным искусством и т.д.);
  • принцип комплексности (обеспечение соблюдения принципа комплексности направлений развития ребенка таких, как познавательное, художественно-эстетическое, ознакомление с окружающим миром, развитием речи и т.д.);
  • принцип гражданственности.

Внеклассная работа составляет органическую часть всей учебно-воспитательной работы школы. Отличительной особенностью этой работы является то, что она не связана жестко регламентированной системой учебных программ, и поэтому способна быстро реагировать на все новое в социальной, культурной, научной жизни. Формы внеклассной работы — это наблюдения, беседы, экскурсии, встречи с людьми различных профессий, обсуждение и обыгрывание проблемных ситуаций, ролевые игры, дискуссии, подготовка небольших сообщений по проблеме, викторины, формулировка собственных определений некоторых понятий, морально-правовые беседы с эмоциональным контекстом, опорой на художественные образы.

Значительная роль в деле формирования нравственных качеств личности подростка отводится детской организации. Это сборы, общешкольные линейки, летние оздоровительные лагеря, участие в районных и краевых мероприятиях. То, что в процессе урока воспринимается как учебный материал, требующий «заучивания», в системе внеклассной работы, изучается в игровые формы. Очень хорошо использование применительно к условиям коррекционной школы элементов ролевой игры.

Значительная роль в деле правового обучения и воспитания учащихся коррекционной школы отводится работе школы и общественности с семьей. Процесс воспитания приводит к успеху лишь в том случае, когда он непрерывен и основан на принципе единого педагогического подхода

Правовое воспитание учащихся – проведение бесед, встречи с работниками правоохранительных органов, а также проведение индивидуальных бесед о правилах поведения школьников, их соблюдению, режиме обучения.

Работа с семьей. В работе с семьей основная роль отводится классному руководителю и воспитателю в общении с родителями, налаживании контакта с ними, но при возникновении проблем к индивидуальной работе подключается соцпедагог, психолог. Постоянно под контролем соцпедагога находятся семьи неблагополучные и те учащиеся и их родители, которые состоят на учете. С ними проводится индивидуальная работа, беседы.

Так же проводится работа по формированию здорового образа жизни.

Учитывая вышесказанное можно сделать вывод о необходимости:

— организации в школе систематической работы по формированию правовой культуры учащихся, расширяя круг знаний о правовых номах и ответственности за их несоблюдение, развития у учащихся гражданской и социальной ответственности;

— работе по профилактике «вредных привычек», правонарушений;

— учитывая контингент наших родителей необходимо продолжить просветительскую работу среди учащихся.

Источник

Adblock
detector