Правовое воспитание детей с ОВЗ
статья на тему
Правовое воспитание детей с ОВЗ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word.docx | 24.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Не обижайте детей готовыми формулами, формулы — пустота; обогатите их образами и картинами, на которых видны связующие нити. Не отягощайте детей мертвым грузом фактов; обучите их приемам и способам, которые помогут их постигать. Не учите их, что польза главное. Главное — воспитание в человеке человеческого.
Антуан де Сент-Экзюпери
Быть человеком — значит не только обладать знаниями, но и делать для будущих поколений то, что предшествующие делали для нас.
Доклад социального педагога Яхненко Е.П.
( из опыта работы)
Демократизация общества, успешное развитие государства во многом зависят от гражданских качеств подрастающего поколения. На современном этапе развития российского общества гражданское образование школьников становится предметом государственной политики и обязательной, неотъемлемой частью образования, начиная с начальной школы. Начало XXI века знаменует переход России в стадию гражданского общества, правового государства, рыночной экономики, признание человека, его прав и свобод высшей ценностью.
В настоящее время все больше внимания уделяется проблемам правового образования детей с ограниченными возможностями. Это объясняется двумя основными причинами:
необходимостью рассматривать правовое образование, как непрерывный и систематический процесс в течение всего периода школьного обучения степенью усвоения элементарных правовых знаний, умений и навыков в наиболее благоприятный период эмоционального взаимодействия ребенка с обществом.
Изучение в специальной (коррекционной) школе вопросов по правовому образованию имеет большое значение для дальнейшей социализации будущего выпускника, адаптации и интеграции в обществе, а так же воспитания в нем устойчивых качеств истинного гражданина.
Проблема прав и свобод детей – одна из вечных проблем, решаемых человечеством. Важность её решения состоит в том, что осуществление прав личности есть одно из главных условий физического и психологического благополучия подрастающего поколения, его нравственного развития. В этой связи большое значение для позитивной социализации детей имеют правовые нормы, регулирующие различного рода общественные отношения с их участием.
Кроме того, социальный опыт ребёнка — это не то, что он знает и помнит, потому что прочитал, выучил, а то, что он пережил, и этот опыт постоянно определяет его действия и поступки.
Умственно отсталые подростки имеют весьма поверхностные представления о правовых явлениях, не задумываются над юридическими последствиями своего поведения, над тем, как оценит это поведение общество. Безразличное, а иногда и неуважительное отношение отдельных людей к общественной оценке своих действий нередко приводит к появлению антиобщественных черт личности, что непосредственно проявляется в противоправных действиях.
Изучать право и осуществлять воспитательную работу по правовому воспитанию в специальной (коррекционной) школе, необходимо начинать с начальных классов, так как основы правосознания как фундамент формирования личности должны закладываться как можно раньше. Следует учитывать и тот факт, что уголовная ответственность несовершеннолетних за тяжкие преступления наступает с 14 лет.
В правовом воспитании начальный этап школьного обучения очень важен, когда стихийные правовые знания систематизируются и обобщаются. Поэтому, в коррекционной школе обучение детей «азбуке» общественных норм необходимо проводить уже в начальной школе, учитывая, что основные принципы права связаны с нравственными категориями. Это позволит подготовить базу для дальнейшего правового воспитания и образования в старших классах.
В содержание правового воспитания и выполнения гражданских обязанностей входит правовое отношение к государству, к труду, к семье, к общественности, государственной и частной собственности. Каждый выпускник коррекционной школы должен усвоить нормы и правила поведения в обществе, свои права и обязанности, основные положения о труде, о браке, регулирующие отношения родителей к детям и детей к родителям, законодательство о здравоохранении, основные положения гражданского и уголовного кодекса законов.
В школьные годы учащиеся должны хорошо знать законодательные акты, которые им адресованы. Имеется в виду Конституция России, законодательство об ответственности несовершеннолетних за нарушение правопорядка. Эти правила переплетаются со следующими требованиями нравственного поведения: выполнять советы и распоряжения родителей, беречь и охранять природу, государственное, общественное и личное имущество, заботиться о своем здоровье, не пользоваться запрещенными предметами.
Необходимость работы по правовому воспитанию вызвана слабым знанием прав и обязанностей граждан России.
Работа по правовому воспитанию учащихся коррекционной школы строится по следующим направлениям:
Мои права, мои обязанности
Социальная роль школьника – нормативный образ поведения. С набором прав и обязанностей, которыми школьник овладеет постепенно, при постоянном усложнении их на каждом возрастном этапе.
Усложнение происходит за счет того, что с возрастом осуществляется переход в требованиях от регулирования поведения школьника со стороны воспитателя и коллектива к саморегулированию. В связи с этим изменяется характер его сотрудничества с коллективом и учителями.
Выполнение социальной роли всегда связано с определенным самочувствием. В зависимости от того, в какой мере оно подкреплено положительными эмоциями, роль становится желаемой.
Сущность же образования в том, что при достижении определенных нормативных требований, школьник осуществляет свой «рост», получает от этого удовольствие и стремится к сохранению тех способов поведения, которые обеспечивают ему хорошее самочувствие, что особенно важно для детей, живущих и обучающихся в коррекционном образовательном заведении.
Важнейшими задачами школы, классного руководителя, воспитателя являются:
ознакомление учащихся с правовыми актами государства;
воспитание уважительного отношения к законам страны и убеждение в необходимости их выполнения;
привитие навыков законопослушного поведения, умения защищать свои права и свободы в установленном порядке;
усвоение основных норм, касающихся прав ребенка, формирование умения применять в конкретных ситуациях полученные знания.
Вся работа по правовому воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья строиться на следующих принципах принцип гуманизации (означает приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам других людей, любви к окружающей природе, Родине,семье)
условно-концентрический принцип (Каждый учебный год имеет свою сквозную тему. Это помогает выстроить цель постепенного перехода детей «из страны детства в мир взрослых», позволяет учить детей жить в ладу с другими людьми и самим собой);
- принцип интеграции учебных предметов (материал, предлагаемый учащимся тесно связан с чтением, природоведением, изобразительным искусством и т.д.);
- принцип комплексности (обеспечение соблюдения принципа комплексности направлений развития ребенка таких, как познавательное, художественно-эстетическое, ознакомление с окружающим миром, развитием речи и т.д.);
- принцип гражданственности.
Внеклассная работа составляет органическую часть всей учебно-воспитательной работы школы. Отличительной особенностью этой работы является то, что она не связана жестко регламентированной системой учебных программ, и поэтому способна быстро реагировать на все новое в социальной, культурной, научной жизни. Формы внеклассной работы — это наблюдения, беседы, экскурсии, встречи с людьми различных профессий, обсуждение и обыгрывание проблемных ситуаций, ролевые игры, дискуссии, подготовка небольших сообщений по проблеме, викторины, формулировка собственных определений некоторых понятий, морально-правовые беседы с эмоциональным контекстом, опорой на художественные образы.
Значительная роль в деле формирования нравственных качеств личности подростка отводится детской организации. Это сборы, общешкольные линейки, летние оздоровительные лагеря, участие в районных и краевых мероприятиях. То, что в процессе урока воспринимается как учебный материал, требующий «заучивания», в системе внеклассной работы, изучается в игровые формы. Очень хорошо использование применительно к условиям коррекционной школы элементов ролевой игры.
Значительная роль в деле правового обучения и воспитания учащихся коррекционной школы отводится работе школы и общественности с семьей. Процесс воспитания приводит к успеху лишь в том случае, когда он непрерывен и основан на принципе единого педагогического подхода
Правовое воспитание учащихся – проведение бесед, встречи с работниками правоохранительных органов, а также проведение индивидуальных бесед о правилах поведения школьников, их соблюдению, режиме обучения.
Работа с семьей. В работе с семьей основная роль отводится классному руководителю и воспитателю в общении с родителями, налаживании контакта с ними, но при возникновении проблем к индивидуальной работе подключается соцпедагог, психолог. Постоянно под контролем соцпедагога находятся семьи неблагополучные и те учащиеся и их родители, которые состоят на учете. С ними проводится индивидуальная работа, беседы.
Так же проводится работа по формированию здорового образа жизни.
Учитывая вышесказанное можно сделать вывод о необходимости:
— организации в школе систематической работы по формированию правовой культуры учащихся, расширяя круг знаний о правовых номах и ответственности за их несоблюдение, развития у учащихся гражданской и социальной ответственности;
— работе по профилактике «вредных привычек», правонарушений;
— учитывая контингент наших родителей необходимо продолжить просветительскую работу среди учащихся.
Источник
Нравственно-правовое воспитание обучающихся с ОВЗ
Петрунина Татьяна Борисовна
Нравственно-правовое воспитание обучающихся с ОВЗ
Нравственно-правовое воспитание особенно актуально для нашей школы, где риск совершения преступлений велик. Затруднением в проведении данной работы является то, что в связи с интеллектуальной недостаточностью, большинствоучащихся не всегда может правильно анализировать различные жизненные ситуации, делать правильные выводы и находить верный способ действий. Кроме того, из-за недоразвития эмоционально-волевой сферы они не всегда могут достаточно эффективно контролироватьсобственное поведение. В этих условиях важен системный подход в организации и проведении правовой профилактической работы.
Целью этой работы являются:
1. Повышение уровня правовой культуры подростков и их родителей.
2. Снижение уровня правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних подростков.
3. Приобщение к деятельности, направленной на социализацию подростков.
Задачи,которые необходимо выполнить:
1. Вооружение обучающихся и их родителей правовыми знаниями.
2. Формирование правового самосознания.
3. Формирование активной жизненной позиции.
“Правонарушения, преступления” – с этими словами связано представление о запрещенных законом деяниях, которые причиняют тяжкий вред государству, обществу, отдельным гражданам. Вор, хулиган, убийца – наш общий враг. Еще более страшно, когда им становится подросток. Известно, что подросток совершает правонарушение или преступление не сразу, не вдруг, этому предшествует определенный период деморализации его личности, когда он совершает аморальные поступки, незначительные правонарушения, мелкие кражи, хулиганские поступки, драки, употребляет спиртные напитки, наркотики и так далее. Безнадзорность несовершеннолетних обоснованно считается одним из основных условий, способствующих совершению ими правонарушений и преступлений. В предупреждении безнадзорности и ее последствий большое значение имеет организация профилактической правовой воспитательной работы школы, организация досуга детей в свободное от учебы время.
Важно реализовать системную стратегию воспитательных воздействий с учетом психолого-педагогических особенностей подростков, оказавшихся в социально опасном положении, и организующей и направляющей воспитательной деятельностью коллектива педагогов. Главным в деятельности школы является индивидуальный подход к обучению и воспитанию подростков, осуществляемый в соответствии с потребностями и особенностями детей. На каждого обучающегося, находящегося в социально опасном положении классным руководителем, социальным педагогом, психологом составлен план индивидуально-профилактической работы,имеются акты обследования жилищно-бытовых условий.
Необходимо разъяснять учащимся и их родителям права, обязанности и ответственность, которыми они обладают в соответствии с законодательством РФ; осуществлять консультирование по правовым вопросам; в организации досуга и занятости обучающихся.
Соц. педагогом такжепроводится работа по разъяснению учащимся статей Конвенции о правах ребенка, а также некоторых положений административного и уголовного законодательства. Было проведены беседы «Это должен знать каждый», «Ответственность от рождения до совершеннолетия», «Ваши права и обязанности», «Что мы знаем о Конституции»,«Уголовное право. Преступление. Ответственность», «Трудовое право и несовершеннолетние», где в доступной форме излагалось, куда они могут обратиться, если будут нарушены их права, а также они узнали, какое наказание им грозит, если они сами совершат противоправные действия. Еще раз следует отметить, что дети с проблемами интеллектуального развития не всегда могут осознать, что совершают аморальные или противоправные действия.
Фотоотчет «Правовое воспитание дошкольников» 0 ноября ежегодно отмечается Всемирный день прав ребёнка, посвящённый принятию очень важного документа – Конвенции о правах ребёнка. Этот.
Физкультурная гимнастика для обучающихся с ОВЗ и её значение Речь пойдёт о инвалидах с ментальными нарушениями, а так же инвалидах с незначительными нарушениями двигательной активности. Однако, даже.
Классный час для обучающихся с ОВЗ «Азбука нравственности» Тема: АЗБУКА НРАВСТВЕННОСТИ. Цель: формировать нравственное сознание, чувства и поведение, активную жизненную позицию; воспитывать внимательность,.
Консультация для педагогов «Правовое воспитание дошкольников» Консультация для педагогов «Правовое воспитание дошкольников» Содержание: 1. Понятие «Право». Нормативные основы защиты прав детей. 2.
Консультация для родителей «Правовое воспитание дошкольников» Консультация для родителей. ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ. Право – это совокупность, устанавливаемых и охраняемых государственной властью.
Методические рекомендации «Гражданско-правовое воспитание детей с ОВЗ в условиях школы интерната» Методические рекомендации по теме: «Гражданско-правовое воспитание детей с ОВЗ в условиях школы интерната через внеурочную деятельность».
Презентация «Правовое воспитание в дошкольном возрасте» ГБОУ прогимназия Эрудит, город Владикавказ, Республика Северная Осетия -Алания Воспитатель Дзукаева Анна Николаевна Дошкольный возраст.
Конспект занятия «Правовое воспитание дошкольников» Игра «Где права взрослых, а где детей» Задачи: познакомить детей с их правами; воспитывать чувство ответственности и заботы об окружающем.
Правовое воспитание несовершеннолетних ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ Правовая безграмотность — одна из причин правонарушений и преступлений несовершеннолетних. Наши.
Проект «Правовое воспитание дошкольников» Проект «Правовое воспитание дошкольников» Подготовили: Грачева Е. В, Виноградова Ю. Н. Паспорт проекта Актуальность.
Источник